Сонатина рондо моцарт фортепиано

Соната для фортепиано No. 6 (Моцарт) — Piano Sonata No. 6 (Mozart)

Соната для фортепиано ре мажор
№ 6
В. А. Моцарт
Ключ Ре мажор Каталог K . 284 / 205b Стиль Классический период Сочиненный 1775 ( 1775 ) Преданность Барон фон Дюрниц Движения Три ( Allegro , Rondeau en polonaise , Tema con variazione )

Моцарт «S Соната для фортепиано № 6 в ре мажоре , K . 284 / 205b, ( 1775 ) — соната в трех частях :

  1. Аллегро ре мажор, 4/4
  2. Рондо в полонезе (Рондо и полонез), Анданте ля мажор, 3/4
  3. (Анданте) Ре мажор, 2/2

Типичное выступление занимает от 20 до 25 минут.

Эта соната для фортепиано — последняя из сонат Моцарта, изданных в Мюнхене . Пьеса имеет подзаголовок «Дюрниц», так как она была написана для барона фон Дюрница , фаготиста-любителя и клавишника, который не заплатил за работу. Работа была написана во время визита Моцарта в Мюнхен для постановки « Ла финта джардиньера» с конца 1774 года до начала следующего марта. Автограф и первое издание сонаты имеют множество несоответствий.

СОДЕРЖАНИЕ

Аллегро

Первая версия начала первой части, написанная на полутора страницах, была отменена Моцартом . На той же странице он начал заново писать финальную версию внизу. Тематический материал этого открытия движения (и в меньшей степени также , что из следующих движений) выложен на более широкий, почти оркестровый масштабе, отход от близости ранних сонат . Эффект тремоло в тактах 13–16 и унисонные объявления первого предмета очень похожи на фортепианную редукцию оркестрового тутти . Вторая тема , гибкая мелодическая линия , не сопровождаемая начальным тактом, включает в себя нисходящую цепочку первых инверсий , любимую гармоническую формулу эпохи барокко и классики . (Аналогичные отрывки есть во вспомогательных темах увертюры Глюка « Ифигения в Таврической» и первых частей итальянского концерта И. С. Баха ). Это работает как сольный пассаж, в отличие от последующих записей tutti в m.30. Развитие проходит через круг минорных тональностей перед тем, как в 72-м такте начинается перепросмотр .

Рондо в полонезе (Рондо и полонез)

Моцарт называл вторую часть « Рондо в полонезе» , следовательно, это танец. Начальные четыре такта из своего рода диалога (как тема первой части предыдущей сонаты соль мажор ), и Моцарт подвергает их удачному контр-утверждению, усилены дотошными динамическими обозначениями Моцарта .

Tema con variazione (Тема с вариациями)

Последняя часть сонаты — это тема, за которой следуют двенадцать вариаций , которые, вплоть до десятой, имеют характер гавота . Тема помечена как «Анданте» в первом издании (опубликованном при жизни Моцарта), но не имеет обозначения в автографе. Тема и первые одиннадцать вариаций представлены в сокращенном времени, а первые 10 — в темпе темы. Одиннадцатая вариация отмечена в первом издании Adagio cantabile и автографом. Двенадцатая и последняя вариация помечена как «Аллегро» только в первом издании и в 3/4 раза. Все вариации, кроме седьмого, ре мажор; седьмой — в параллельном ре минор.

Это движение демонстрирует особый дар Моцарта к написанию вариаций в его наиболее ярких проявлениях. Поверхностное впечатление расплывчатой ​​формы не выдерживает более внимательного рассмотрения: было бы совсем непросто опустить один из двенадцати вариантов или добавить еще один. Одиннадцатый вариант представляет особый интерес для исследователей Моцарта, поскольку он дает нам некоторое представление о его концепции импровизированного орнамента . Автограф лишь скромно украшен, и Моцарт, по-видимому, украсил его в исполнении, как того требовала его фантазия. Но богато украшенная версия сохранилась в первом издании, и эта приукрашенная версия, скорее всего, принадлежит самому Моцарту.

Источник

(54) Моцарт, Рондо из Соната №11, Ля-мажор, К331 (300i)

Термин «соната» можно использовать для разных типов музыки. У него не существует единого определения, потому что оно развивалось и менялось с течением времени. В начале он означал просто музыку или песню. До Моцарта «соната» означала инструментальное произведение, состоящие из 1-4 частей: соната, менуэт, трио и рондо. Сонатина — маленькая соната. Также была соната аллегро, изначально появившаяся как первая часть сонаты, симфонии или концерта; обычно она содержала экспозицию, развитие и репризу. Форма сонаты аллегро имеет важное историческое значение, потому что ее базовая структура постепенно начала использоваться в большинстве произведений. Что любопытно, ни одна из частей данной сонаты (К331) не написана в форме сонаты аллегро (Хинсон, стр. 552); вместо этого у нас есть начальная тема и шесть вариаций. 5-я вариация — адажио, исполняется в очень медленном темпе. Затем перерыв в форме менуэта-трио, вид танца. Менуэт впервые появился по Франции как бальный танец при дворе и стал предшественником вальса — размер менуэта тоже 3/4. Польская мазурка тоже является формой вальса, поэтому Шопен написал так много мазурок. У венского вальса сильная доля приходится на первый счет; в мазурке — на второй или третий. Вальс возник в Германии независимо, как медленный танец с тремя сильными долями в такте; много позже он превратился в популярный танец, который известен нам как «венский вальс». «Трио» означает, что музыка исполняется на трех инструментах; следовательно, вы услышите три голоса: скрипку, альт и виолончель. Трио постепенно исчезли, потому что популярность набирал квартет. В этой сонате и в менуэте, и в трио размер ¾, то есть каждая первая доля — сильная. Правильно играть менуэт-трио легче, зная, что это танец (вальс). У трио совершенно другая по сравнению с менуэтом атмосфера (в традициях того времени, когда жил Моцарт); и эта перемена в настроении очень освежает переход от одной части к другой. Не забудьте про “Menuetto D.C.” (da capo, что означает повторение менуэта с начала) в конце Трио; таким образом, вы будете играть менуэт — трио — менуэт. Последняя часть — Рондо, общую структуру которого можно записать как ABACADA — очень запоминающийся мотив. Про эту сонату иногда говорят, что все произведение — вариация одной-единственной темы, но, скорее всего, это неверно, несмотря на то, что Рондо напоминает Вариацию №3, а Трио — Вариацию №4.

Теперь поговорим о том, как разучивать Рондо. Структура: (BB’)A(CC’)A(BB’)A’ — кода (финал). Размер произведения — бодрые 2/4. Разве можно догадаться, что Рондо начинается в миноре? Остальная часть написана в ля-мажоре, формально это и есть основная часть сонаты. Это Рондо начинается со структуры «В», состоящей из короткого мотива в 5 нот, который повторяется дважды с перерывом между ними в тактах 1-3; в 4-м такте мотив повторяется без перерыва перед ним. Моцарт использует один и тот же мотив как стык между повторениями в конце 3-его такта. Затем мотив повторяется в два раза медленнее в 7-м и 8-м тактах, а два последних такта образуют концовку. 9-й такт — точно такой же, как 8-й, за исключением последней ноты — идет понижение тона вместо повышения; это внезапное изменение в повторяющемся мотиве означает окончание. Те места, что исполняются в два раза медленнее, «спрятаны» за двумя изящно добавленными нотами в начале, поэтому когда вся структура В исполняется в нужном темпе, мы слышим мелодию, не осознавая, что весь этот фрагмент создан на основе одного и того же мотива из пяти нот! Моцарт повторяет один и тот же мотив 8 раз в 8 тактах — и таким образом сочиняет свою самую известную мелодию. Он умножил мотив, длительностью в одну секунду, на 16, но так как в минорной части структура В используется дважды, в целом получается, что умножил на 32! Больше деталей про это вы найдете в разделе по структурному анализу повторений в разделе (67, Формула Моцарта, Бетховен и Теория групп). Этот тип анализа полезен для запоминания наизусть и игры в уме — в конце концов, сочинялись эти произведения именно в уме.

Самые трудные технически части — это 1) быстрая трель в партии правой руки в 25-м такте, 2) быстрая правая рука в тактах 36-60, 3) быстрые ломаные октавы в тактах 97-104 правой руки, и 4) быстрые басы Альберти в тактах 119-125 левой руки. Изучите их и начинайте практику с самого трудного. Ломаные аккорды для левой руки (такт 28 и т.д. + кода) нужно играть очень быстро, как форшлаги. Первая нота ломаных аккордов левой руки совпадает с октавами правой руки.

(1) Чтобы узнать, как играть быстрые трели, перейдите в раздел (35) Трели и тремоло. Не пытайтесь разучить такт 25 двумя руками вместе, замедляя темп. Сначала убедитесь на примерах тактов 25 и 26, что вы полностью овладели техникой каждой рукой отдельно, а затем соединяйте две руки в нужном темпе. Старайтесь всегда соединять две руки вместе, только когда можете сделать это в нужном темпе (или очень близко к нему). Игра в медленном темпе двумя руками — последнее средство, ведь если у вас получится избежать этого, вы сэкономите массу времени и точно не приобретете никаких дурных привычек. Профессиональные пианисты никогда не начинают играть двумя руками вместе в медленном темпе. На самом деле, играть двумя руками вместе в медленном темпе гораздо сложнее, чем в быстром. Новичкам совершенно незачем использовать усложненные методы для практики.

(2) Чтобы быстро набрать нужный темп в тактах 36-60, тренируйтесь с помощью ПК, только будьте очень аккуратны — используйте правильную аппликатуру. Чтобы не пропускать нот, практикуйте стаккато.

(3) Последовательность ломаных октав в тактах 97-104 — это не просто серия ломаных октав, это две мелодии в полушаге друг от друга, следующие друг за другом.

(4) Чтобы быстро играть Альберти в тактах 119-125, практикуйте ПК (см. (9) Параллельные комбинации (ПК), Стыки, Циклы).

Как играть произведения так, чтобы звучать как сам Моцарт? Просто тщательно следите за обозначениями окраски звучания. Для Моцарта каждое средство выразительности имеет определенное, очень точное значение, и если вы точно исполняете каждое из них, включая точный размер, музыка станет еще более интересным и интимным разговором.

Давайте разберем первые 8 тактов в деталях.

Правая рука: первые четыре ноты (такт 1) исполняются легато, за ними следует восьмая (легкое стаккато). Стаккато создает ощущение предвкушения, дальнейшее только усиливает это чувство. Конструкция повторяется; затем мотив из четырех нот повторяется в удвоенном темпе в 4-м такте (2 раза на такт) и достигает кульминации в 5-м такте С6 — твердое легато. Две последующих ноты стаккато образуют стык с окончанием тактов 5-8, которые исполняются стаккато, поддерживая атмосферу воодушевления. Последовательность нисходящих нот в тактах 8-9 завершает этот фрагмент, словно автомобиль постепенно снижает скорость и затихает. Этот фрагмент исполняется в аллегретто, следовательно, его не нужно играть слишком быстро. Теперь рассмотрим, что одновременно играет

Левая рука: аккомпанемент левой руки дает надежный «скелет»; без него все 9 тактов бесцельно «болтались» бы «в воздухе». Умное расположение лиг (между первой и второй нотой 2-го такта и т.д.) не только выделяет размер каждого такта, но также делает более яркой ритмическую идею экспозиции; как в фокстроте — медленно, медленно, быстро, быстро, медленно в тактах 2-5, повторение в тактах 6-9. Так как каждая нота в тактах 6-8 должна исполняться стаккато, единственный способ подчеркнуть ритм — выделить первую ноту каждого такта. После всех предыдущих стаккато обе ноты такта 9 (в обеих руках) исполняются легато и немного мягче, чтобы обозначить концовку. Обе руки снимаются с клавиш одновременно.

Ключ к Моцарту — понимание стратегической важности постановки легато, стаккато, лиг, акцентов и пр. + точное следование указанному ритму. Типичный пример — три финальных аккорда — невероятно простой инструмент (отличительная черта Моцарта): первый аккорд исполняется стаккато, остальные два — легато. Сыграйте как-то по-другому — и концовка неизменно получится разболтанной. Следовательно, на этих трех последних аккордах нельзя нажимать педаль, несмотря на то, что в некоторых изданиях (напр., Ширмера) на них стоит педаль. Неудивительно, что студентам так трудно добиться нужной выразительности, играя Моцарта! Пианисты, добившиеся определенных высот, играют Рондо без педали вообще. Надеюсь, теперь вы сможете продолжить анализ Рондо самостоятельно и исполнять уникальную музыку Моцарта.

Как только вы почувствуете себя комфортно, играя двумя руками вместе без педали, можете добавлять педаль, но это необязательно. В части, которая начинается с такта 27, сочетание ломаных аккордов левой руки, октав правой руки и педали (в большинстве изданий) создают ощущение грандиозности, и это очень хороший пример того, как Моцарту удается получать грандиозность из простейших структур. Вообще-то педаль здесь совершенно не подходит, потому что большинство октав нужно играть стаккато, и лишь некоторые — стратегическое легато для выразительности. Только представьте себе этот оксюморон в звуке: стаккато при педали! Моцарт обозначил стаккато, но никак не педаль! Педаль, между прочим, тогда еще не изобрели. Среди пианистов считается, что чем меньше вы пользуетесь педалью, тем выше ваш уровень техники; если вы хорошо владеете техникой, музыка будет звучать лучше без педали, потому что у хорошего пианиста музыка звучит лучше, когда он контролирует ее сам.

Вся остальная соната (перед Рондо) — чистая красота Моцарта и одно удовольствие играть. Это длинное произведение, поэтому лично я не стал учить ее наизусть — предпочитаю использовать ее для практики чтения с листа; играть ее достаточно легко.

Источник

Вольфганг Амадей Моцарт. Соната для двух фортепиано, ре мажор

Народный рейтинг популярности: 34499

Вольфганг Амадей Моцарт. Соната для двух фортепиано, ре мажор К. 448 — Allegro con spirito | Sonata for two pianos in D Major, K. 448

Та самая соната, на которой ученые опытным путем подтверждали «эффект Моцарта». Просто прослушайте ее, и сразу же приступайте к интеллектуальным занятиям, будете приятно удивлены.

«Эффектом Моцарта» называют улучшение интеллектуальных способностей у людей, прослушавших музыку Моцарта. Эффект наблюдается сразу же после прослушивания и продолжается некоторое время.

Франсис Роше (Frances Rauscher), невролог из университета Висконсина, обнаружила необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей ещё в 1993 году.

Прослушивание «Сонаты для двух фортепиано до мажор» улучшало умственные способности студентов — они лучше выполняли тесты. Другие испытания также показали положительное влияние на работоспособность мозга именно музыки Моцарта и никакой другой.

Однако до сих пор учёные спорят — является ли это следствием просто хорошего настроения, которое создаёт гармоничная мелодия, или это результат более глубоких физиологических процессов, связанных с особенностями именно этой музыки.

И вот недавно Роше объявила о результатах новых исследований «эффекта Моцарта». На этот раз музыку давали слушать крысам, которые должны были выполнять разнообразные задания на память и сообразительность.

Казалось бы, крысы едва ли оценили бы красоту классической музыки. Но, как и в случае с людьми, Моцарт существенно улучшал способность животных выполнять тестовые задания. При этом исследовательница не ограничилась проверкой способностей подопытных и «заглянула» к ним в мозги. Оказалось, что музыка повлияла на активность определённых генов и выработку ряда белков, ответственных за память и внимание.

Для контроля биолог проверяла те же показатели у крыс, которым давали послушать эквивалентное количество «белого шума». Объяснения этому эффекту пока нет, но Роше отметила, что страдающие болезнью Альцгеймера также улучшают свои навыки при регулярном просушивании сонаты.

Эффект Моцарта

Вы наверняка слышали про «эффект Моцарта», когда научные эксперименты подтвердили, что музыка Моцарта позитивно влияет на интеллектуальные способности.

Есть еще пара интересных историй.

«78-летний тяжелобольной маршал Ришелье Луи Франсуа де Виньро, будучи уже на смертном одре, за несколько минут до своей очевидной и неизбежной кончины попросил исполнить своё последнее желание в этой жизни – чтобы при нем сыграли его любимый концерт Моцарта. Вскоре после того, как музыка отзвучала, с маршалом произошло настоящее чудо! Смерть отступила, и он буквально на глазах окружающих пошел на поправку. В этого человека каким-то неведомым образом быстро вернулись жизненные силы, и в итоге он прожил в полном здравии еще 14 полноценных лет, дожив до 92-летнего возраста. Так музыка Моцарта в буквальном смысле «подарила» человеку жизнь.» «В числе больших поклонников творчества Моцарта – знаменитый парижский врач-отоларинголог Альфред Томатис. Одним из его пациентов был юный Жерар Депардье – будущий прославленный французский киноактер. В ту пору – в середине 60-х годов двадцатого века молодой и пока никому не известный артист приехал покорять Париж. У парня были бы для этого все шансы, если бы не серьёзные проблемы с его речью — сильнейшее заикание — и памятью. Томатис в ходе первого же медицинского осмотра Жерара определил, что у него большие проблемы с правым ухом. И посоветовал парню в ближайшие месяцы ежедневно — по два часа в день — слушать музыку Моцарта.

Результат этих самостоятельных сеансов музыкотерапии был потрясающим! Жерар полностью и навсегда избавился и от дефектов правого уха, и, от заикания, и от проблем с памятью. Что позволило ему стать киноактером мирового уровня.»

Подобных случаев, связанных с музыкой Моцарта, было немало в истории человечества, но медики всего мира, проводя многочисленные эксперименты, никак не могут разобраться в причинах её чудодейственности.

Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.

Комментарии (0)

Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.

Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?

Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?

Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.

Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.

* Отрывки «Вольфганг Амадей Моцарт. Соната для двух фортепиано, ре мажор» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.

Источник

Оцените статью