Мендельсон
Свадебный марш Мендельсон знает, наверное, каждый человек в мире. Однако, биография этого композитора и его наследие намного богаче и также достойны известности. Композитор родился в 1809 году в Гамбурге, полное имя его Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди. Он был сыном Авраама Мендельсона-Бартольди – выдающегося еврейского философа.
Скачать ноты музыкальных произведений Феликса Мендельсона
Музыкальный инструмент | Партитура | |
---|---|---|
Рондо-каприччиозо | Фортепиано | 1 |
Песни без слов (1 — 12) | Фортепиано | 1 |
Песни без слов 13-24 | Фортепиано | 1 |
Песни без слов 25-36 | Фортепиано | 1 |
Песни без слов 37-48 | Фортепиано | 1 |
Фантазия ор.28 | Фортепиано | 1 |
Шесть прелюдий и фуг ор.35 | Фортепиано | 1 |
Серьезные вариации ор.54 | Фортепиано | 1 |
Анданте с вариациями ор.82 | Фортепиано | 1 |
Вариации ор.83 | 1 | |
Скерцо си минор | Фортепиано | 1 |
Скерцо-каприччио | Фортепиано | 1 |
Три этюда ор.104b | Фортепиано | 1 |
Этюд фа минор | Фортепиано | 1 |
Концерт №1 соль минор | Оркестр, Фортепиано | 2 |
Концерт №2 ре минор | Оркестр, Фортепиано | 2 |
Концерт «Блестящее рондо» | Оркестр, Фортепиано | 2 |
Концерт для скрипки с оркестром op.64 | Оркестр, Скрипка | 2 |
Соната для скрипки и фортепиано | Скрипка, Фортепиано | 2 |
Свадебный марш — ноты для фортепиано | Фортепиано | 1 |
МЫ ВКОНТАКТЕ — Подпишитесь, чтобы не пропустить новинки
Феликс Мендельсон: биография и произведения
Обучение игре на фортепиано начал в возрасте шести лет. В 1817 году он начал учиться у Карла Фридриха Zeltera, который считался лучшим преподавателем музыки в Берлине. Молодой Феликс сразу проявил свой огромный талант — первый публичный концерт дал в возрасте девяти лет, а первые композиции опубликовали в тринадцать. Он считается вторым выдающимся вундеркиндом музыки, после Моцарта.
В возрасте семнадцати лет он написал свою самую известную работу — концертную увертюру для «Сон в летнюю ночь» Шекспира, фрагмент которой называется «Свадебный марш». В 1842 году он закончил эту работу, добавив другие части сюиты: Интермеццо, Ноктюрн, Танец и Скерцо. Он поставил первую оперу в 1827 году, ее название было «Die Hochzeit des Camacho». В 1820-х годах Мендельсон совершал многочисленные поездки в Шотландию — страну, которая очень вдохновила его. Это влияние можно найти в концертной увертюре «Гебриды» или Симфонии № 3 («Шотландская симфония»). Симфония № 4 была вдохновлена поездкой в Италию.
В общем, Мендельсон во время художественной деятельности написал пять симфоний, а также концерты, фортепианные и скрипичные (в том числе концерт e-moll, который и сегодня пользуется необычайной популярностью при обучении скрипачей). Написал также оратории: „Св. Павел” (1836) и „Илия” (1846), в которых можно услышать влияние творчества Баха.
Феликс Мендельсон умер очень молодым, в возрасте 38 лет, в 1847 году в Лейпциге. Под конец жизни он страдал от депрессии, вызванной, в частности, смертью сестры (она также была выдающейся пианисткой).
Его величайшие композиционные достижения:
- романтический концерт из 3х частей, которые исполняются без перерыва и без участия оркестра
- «Песни без слов» от него — образец образцового инструментального лиризма.
Источник
Сонаты мендельсона для фортепиано
Фортепианные произведения Мендельсона — высоко художественное претворение образов и жанров бытовой музыки. При жизни Мендельсона его фортепианные пьесы пользовались наибольшей популярностью и распространялись в музыкальном быту, среди любителей музыки.
Эстетико-воспитательная роль этого вида мендельсоновского творчества становится особенно значительной, если учесть господствующий характер музицирования и — в широком социальном плане — уровень художественной культуры того времени.
В первые десятилетия XIX века интенсивный процесс демократизации музыкального искусства повсеместно выводит его за пределы королевских палат и дворцов меценатов. В жизнь искусства вовлекаются широкие круги городского населения, под чьим влиянием изменяются формы и организация музыкального общения.
Одновременно с сохранившимся, имевшим глубокие корни домашним музицированием расцветает к середине века жизнь концертной эстрады. В разных городах и странах Европы возникают специальные музыкально-концертные организации, открываются большие концертные залы, рассчитанные на широкое стечение публики, на звучность крупных оркестровых коллективов, на усовершенствованный, сделавшийся эстрадным инструментом рояль. Это был еще шаг в общем движении к демократизации искусства, содействующий небывалому взлету виртуозного направления в исполнительстве и творчестве, развитию симфонической музыки и искусства дирижирования.
В свою очередь эти новые формы, оказывая воздействие на творческое сознание, рождали музыкальные направления, которые влияли на формирование художественных вкусов и интересов.
Блеск концертной жизни имел оборотную сторону: атмосфера ажиотажа и конкуренции с сопутствующим стремлением к сенсации, быстрой и шумной карьере, к легкой наживе окружает эстраду. Из концертных программ исчезают крупные серьезные произведения, требующие напряженного внимания, длительного вслушивания. Их вытесняют внешне эффектные виртуозные пьесы, вызывающие бурный, но поверхностный успех.
Концертный репертуар поставляют в большинстве забытые ныне, но модные в свое время композиторы-виртуозы. По всем уголкам Европы разносят они всевозможные попурри, парафразы, вариации на популярные модные мелодии. Нагромождение трудностей новой виртуозной техники часто служит прикрытием пустоты и бессодержательности самой музыки. Все же обаянию этого блестящего эстрадно-салонного стиля нередко поддавались крупные представители подлинного искусства.
Именно в преодолении и коренной переработке виртуозного, «бриллиантного» направления формировалось фортепианное творчество Листа, складывался выразительный стиль Шопена и своеобразный пианизм Шумана. Антиподом модному направлению была и простая поэтичная манера Мендельсона.
Мендельсон сознательно противопоставил серьезность своей фортепианной музыки поверхностному блеску современной виртуозности. В противовес «блестящим» вариациям он пишет «Серьёзные вариации». В них Мендельсон избегает внешних эффектов. Разнообразие фактуры и пианистических приемов обусловлено углубленным содержанием музыкального образа. Преобладание же мягкой, «тихой» лирики в его фортепианных миниатюрах порождало несколько «домашний», интимно-камерный стиль, особенно приметный в его «Песнях без слов».
Хотя мощный, поныне современный фортепианный стиль Бетховена или Листа, Шопена или Рахманинова оттеснил на второй план непритязательный пианизм Мендельсона, перед его обаянием нельзя устоять. Влиянию музыки Мендельсона поддавался оригинальный талант Шумана. Легко просматриваются традиции «Песен без слов» в «Лирических пьесах» Грига, а более опосредованно — в фортепианных миниатюрах Чайковского.
Сочинения для фортепиано:
Песни без слов (цикл из 48 пьес, 8 тетрадей, ор. 19, 30, 38, 53, 62, 67, 85, 102, 1830-45)
Рондо-каприччиозо (ор. 14, 1824)
Каприччио (ор. 5, 1825; 3 каприччио, ор. 33, 1833-35; ор. 118, 1837)
3 сонаты (ор. 6, 1826; ор. 105, 1821; ор. 106, 1827)
3 фантазии (ор. 16, 1829)
Шотландская соната (ор. 28, 1833)
Серьёзные вариации (ор. 54, 1841)
вариации (ор. 82; ор. 83, 1841)
6 прелюдий и фуг (ор. 35, 1832-37)
этюд (1836)
для двух фортепиано
Блестящее аллегро (ор. 92, 1841) и другие.
Источник
Феликс Мендельсон-Бартольди. Соната для альта и фортепиано до минор
Феликс Мендельсон-Бартольди создавал камерно-инструментальные произведения для различных исполнительских составов. В их числе – Соната для альта и фортепиано до минор, которую композитор написал в 1824 г., когда ему было всего пятнадцать лет. Тем не менее, Мендельсон к тому времени уже обладал определенным композиторским опытом, который распространялся, в том числе, и на сонатный жанр – он являлся автором трех фортепианных сонат и одной скрипичной. В то время в доме Мендельсонов возникла традиция воскресных музыкальных утренников: знакомые музыканты собирались для совместного исполнения творений юного композитора – вероятно, для одного из таких домашних концертов и предназначалось это сочинение.
Соната сочетает в себе юношескую пылкость и композиторское мастерство. В ней есть и оттенок трагизма, и беззаботное веселье. Гибкие, пластичные мелодии, исполненные искреннего чувства, развиваются непринужденно, сопровождаемые красочной гармонией.
Создание произведения для солирующего альта не случайно – Мендельсон сам владел этим инструментом и играл на нем в камерных ансамблях со многими музыкантами. В изящной фактуре Сонаты устанавливается равновесие между партиями альта и фортепиано – они одинаково виртуозны, между ними разворачивается очень эмоциональный «диалог».
В кратком вступлении – Adagio – ведущая роль принадлежит фортепиано: его скорбным октавным унисонам, как и дальнейшему изложению тематического материала «отвечают» печальные реплики-«вздохи» альта в диапазоне терции. Возникает характерная и для классицизма, и для романтизма тема противостояния человека жестокой судьбе. Медленному вступлению контрастирует главная партия первой части – Allegro – порывистая, стремительная. В ее изложении главную роль играет альт, повышенная седьмая ступень придает его восходящим пассажам особую остроту. Побочная партия – тоже очень взволнованная – излагается в параллельной тональности (ми-бемоль мажоре). Появляется она в фортепианной партии. Постоянно меняющиеся штрихи в сочетании с высоким регистром придают ей легкость и даже оттенок игривости. Между фортепиано и альтом завязывается «диалог» в имитации отдельных мотивов. В заключительной партии звучание альта и фортепиано приобретает полное единство, придавая тем самым стройность форме экспозиции. Новый «диалог» между инструментами разворачивается в разработке: то у фортепиано, то у альта появляются пассажи и тревожные терцовые мотивы. Важную роль играют нисходящие мелодические фразы. Реприза предваряется страстными «возгласами» на материале вступления. Главная партия в репризе повторяется почти буквально, но ненадолго возникает одноименная тональность – до мажор. Проведение побочной партии у фортепиано сопровождается контрапунктом в партии альта. Небольшая кода возвращает в основную тональность с троекратным проведением каденционного оборота.
Часть вторая – Allegro molto – представляет собой грациозный менуэт с оттенком скерциозности. Танцевальность особенно ярко проявляется в первой теме, но залигованная третья доля, присутствующая в ней, не вполне характерна для менуэта. Четверти и в партии фортепиано, и у альта, предшествующие этой синкопе, исполняются разными штрихами – вторая четверть играется staccato, и это делает интонацию особенно легкой. Эта игривая мелодия сменяется новой темой – кантиленной, в изложении которой главная роль отдается альту. Для трио, излагаемого крупными длительностями в хоральной фактуре, характерна тональная неустойчивость. В сравнении с крайними разделами трио невелико по объему, но его отличает глубина мысли. Его возвышенный характер напоминает о духовных исканиях юного Мендельсона, который уже в подростковом возрасте проявлял интерес к духовным сочинениям.
Часть третья – Andante variazioni – имеет форму темы с вариациями. Задумчивую, светлую тему, состоящую из двух периодов (восьмитактового и десятитактового) проводит сначала фортепиано, затем альт. В вариациях пианист получает возможность продемонстрировать свою виртуозность, а альтист – красоту и насыщенность звука. В первой вариации альт «опевает» опорные звуки темы, украшая их шестнадцатыми, во второй вариации элементы темы распределяются между инструментами. Не менее интересные изменения происходят в последующих вариациях: триоли в фортепианной партии, мелкие длительности у альта, вычленение отдельных мотивов из темы, появление пунктирного ритма, пассажи, инструментальные речитативы.
Четвертая часть – Allegro molto – следует за третьей без перерыва. Это типичный финал – стремительный, напряженный. Фортепианная партия здесь особенно сложна. Примечательно волнообразное построение мелодии – восходящее движение сменяется нисходящим. Кульминация приходится на коду, в которой альт и фортепиано «состязаются» в виртуозности.
Источник