3 сонеты из Петрарки (оригинальная версия)
Венгерский композитор, пианист, дирижер, музыкальный писатель и педагог. Уже в девятилетнем возрасте начинает выступать как пианист. В Вене берет уроки у Черни и А.Сальери. На одном из концертов 11-летнего Листа, его «благословил» Бетховен. Сильное влияние на становление великого музыкального романтика оказали встречи с Берлиозом, Шопеном и Паганини. Восхищаясь мастерством скипача-виртуоза, Лист видел и ограниченность такого рода исполнительства и стал искать иные пути, ибо «художник должен следовать внутренним, а не внешним стремлениям». Путешествуя по Швейцарии и Италии, под впечатлением явлений природы произведений искусства, он создает нотные страницы для фортепиано «Альбома путешественника», в последствии переработанного в цикл «Годы странствий». В это же время Лист пишет 12 больших этюдов для фортепиано (эти ноты классической музыки будут переработаны им в «Этюды высшего исполнительского мастерства»). В Риме Лист проводит 8 лет, став аббатом католической церкви. В течение 17 лет после этого периода выступает, преподает и дирижирует. Он становится первым пианистом, начавшим играть сольные концерты. Он воспринимает их как миссию «Высекать огонь из людских сердец». В года, когда репертуар состоял из переложений модных арий, салонной музыки и пустых виртуозных пьес, Лист играет «фортепианные партитуры» симфоний, песен и секстетов Бетховена, знакомит мир с увертюрами Вебера и Россини, симфоническими полотнами Берлиоза, вокальными произведениями Шуберта, Шумана, а позднее – с органными произведениями Баха, творениями Верди, Вагнера, Глинки. Фортепиано стало у него универсальным инструментом, способным воссоздать богатство звучания оперных и симфонических партитур, мощь органа и певучесть человеческого голоса. Лист трижды приезжал в Россию. Здесь сыграл и свой последний концерт (1847г.). В том же году, обосновавшись в Веймаре, он становится капельмейстером при княжеском дворе, перерабатывает прежнее и создает новые произведения, в том числе Венгерские рапсодии, «Прелюды» и другие Симфонические поэмы, симфонию к «Божественной комедии» Данте, 2 фортепианных концерта, Мефисто-вальс и другие. Лист создал такой музыкальный жанр как одночастная симфоническая поэма. Лист выступает как дирижер, пишет статьи и книги, создает великую пианистическую школу. Лист был признан при жизни гениальным музыкантом. Его мастерство обогащало его не только духовно, но и материально. Лист был очень богат, и уже к середине карьеры ему не было нужды работать за деньги. Более того, он занимался благотворительностью.
Смотрите также ноты произведений композитора Ференц Лист:
Источник
Ференц Лист / Ferenc Liszt — Сонеты Петрарки №123
Ференц (Франц) Лист (венг. Liszt Ferenc, нем. Franz Liszt; 22 октября 1811, Доборьян (Райдинг), Австрийская империя — 31 июля 1886, Байройт, Германия) — композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма.
Лист стал величайшим пианистом XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остается ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности. Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 г., после этого Лист выступал редко.
Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело.
Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис выдвигается к 1850-м гг.). Если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя и литература играла большую роль. Отсюда такое обилие программных произведений: «Обручение» (по картине Рафаэля), «Мыслитель» (скульптура Микеланджело) и множество других. В дальнейшем идеи синтеза искусств нашли широкое применение, вплоть до наших дней.
Лист верил в силу искусства, которое может влиять на огромные массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность.
Вёл педагогическую деятельность. К нему в Веймар приезжали пианисты со всей Европы. В своём доме, где был зал, давал им открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. Среди других его посетили Бородин и Зилоти.
Дирижёрской деятельностью Лист занялся в Веймаре. Там он ставил оперы (в том числе Вагнера), исполнял симфонии.
Произведения:
Всех сочинений Листа 647: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всём, что писал Лист, видна самобытность, стремление к новым путям, богатство фантазии, смелость и новизна приёмов, своеобразный взгляд на искусство. Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперед в музыкальной архитектонике. 14 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divina comedia», фортепианные концерты представляют богатейший новый материал для исследователя музыкальной формы. Из музыкально-литературных произведений Листа выдаются брошюры о Шопене (переведена на русский язык П. А. Зиновьевым, в 1887 г.), о «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Шуберте, статьи в «Neue Zeitschrift für Musik» и большое сочинение о венгерской музыке («Des Bohémiens et de leur musique en Hongrie»).
Источник
3 сонета Петрарки для голоса и фортепиано (1838-39, 1861), S.270
Tre sonetti di Petrarca
1. Pace non trovo
2. Benedetto sia `l giorno
3. I` vidi in terra angelici costumi
1.
Мне мира нет, — и брани не подъемлю,
Восторг и страх в груди, пожар и лед. Читать дальше
Tre sonetti di Petrarca
1. Pace non trovo
2. Benedetto sia `l giorno
3. I` vidi in terra angelici costumi
1.
Мне мира нет, — и брани не подъемлю,
Восторг и страх в груди, пожар и лед.
Заоблачный стремлю в мечтах полет —
И падаю, низверженный, на землю.
Сжимая мир в объятьях, — сон объемлю.
Мне бог любви коварный плен кует:
Ни узник я, ни вольный. Жду — убьет;
Но медлит он, — и вновь надежде внемлю.
Я зряч — без глаз; без языка — кричу.
Зову конец — и вновь молю: `Пощада!`
Кляну себя — и все же дни влачу.
Мой плач — мой смех. Ни жизни мне не надо,
Ни гибели. Я мук своих — хочу.
И вот за пыл сердечный мой награда!
2.
Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край, и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз!
Благословенна боль, что в первый раз
Я ощутил, когда и не приметил,
Как глубоко пронзен стрелой, что метил
Мне в сердце Бог, тайком разящий нас!
Благословенны жалобы и стоны,
Какими оглашал я сон дубрав,
Будя отзвучья именем Мадонны!
Благословенны вы, что столько слав
Стяжали ей, певучие канцоны, —
Дум золотых о ней, единой, сплав!
3.
Я лицезрел небесную печаль,
Грусть: ангела в единственном явленье.
То сон ли был? Но ангела мне жаль.
Иль облак чар? Но сладко умиленье.
Затмили слезы двух светил хрусталь,
Светлейший солнца. Кротких уст моленье,
Что вал сковать могло б и сдвинуть даль, —
Изнемогло, истаяло в томленье.
Все — добродетель, мудрость, нежность, боль-
В единую гармонию сомкнулось,
Какой земля не слышала дотоль.
И ближе небо, внемля ей, нагнулось;
И воздух был разнежен ею столь,
Что ни листка в ветвях не шелохнулось
Источник
Ференц Лист / Ferenc Liszt — Сонеты Петрарки № 47
Ференц (Франц) Лист (венг. Liszt Ferenc, нем. Franz Liszt; 22 октября 1811, Доборьян (Райдинг), Австрийская империя — 31 июля 1886, Байройт, Германия) — композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма.
Лист стал величайшим пианистом XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остается ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности. Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 г., после этого Лист выступал редко.
Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело.
Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис выдвигается к 1850-м гг.). Если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя и литература играла большую роль. Отсюда такое обилие программных произведений: «Обручение» (по картине Рафаэля), «Мыслитель» (скульптура Микеланджело) и множество других. В дальнейшем идеи синтеза искусств нашли широкое применение, вплоть до наших дней.
Лист верил в силу искусства, которое может влиять на огромные массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность.
Вёл педагогическую деятельность. К нему в Веймар приезжали пианисты со всей Европы. В своём доме, где был зал, давал им открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. Среди других его посетили Бородин и Зилоти.
Дирижёрской деятельностью Лист занялся в Веймаре. Там он ставил оперы (в том числе Вагнера), исполнял симфонии.
Произведения:
Всех сочинений Листа 647: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всём, что писал Лист, видна самобытность, стремление к новым путям, богатство фантазии, смелость и новизна приёмов, своеобразный взгляд на искусство. Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперед в музыкальной архитектонике. 14 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divina comedia», фортепианные концерты представляют богатейший новый материал для исследователя музыкальной формы. Из музыкально-литературных произведений Листа выдаются брошюры о Шопене (переведена на русский язык П. А. Зиновьевым, в 1887 г.), о «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Шуберте, статьи в «Neue Zeitschrift für Musik» и большое сочинение о венгерской музыке («Des Bohémiens et de leur musique en Hongrie»).
Источник
Лист Ф. Сонет Петрарки (№123) [Ноты] : годы странствий. Год II. Италия
Лист, Ф. Сонет Петрарки (№123) [Ноты] : годы странствий. Год II. Италия / Ф. Лист. — 4-е изд. — Москва : Государственное музыкальное издательство, 1931. — 6 с. — (Сочинения для фортепиано).
22 октября 2017 года исполнилось 205 лет со дня рождения венгерского композитора, виртуоза фортепианной игры Ференца Листа (1811-1886).
Всего сочинений у Ф. Листа насчитывается 647, в том числе 63 произведения для оркестра, опера «Дон Санчо, или Замок любви», оратории и мессы, около 300 произведений для фортепиано.
Среди обширного фортепианного наследия Ференца Листа «Сонеты Петрарки» занимают особое место. Без малого два столетия они входят в золотой репертуар исполнителей и пользуются неизменным успехом у слушателей: «Безжалостное ко многим творениям время оказалось бессильно перед оригинальностью замысла, свежестью искреннего чувства, изысканностью и красотой гармоничного языка пьес, явившихся откликом венгерского мастера на лирические откровения итальянского поэта эпохи Возрождения Франческо Петрарки».
Ф. Петрарка. Сонет 123:
Я лицезрел небесную печаль,
Грусть: ангела в единственном явленье.
То сон ли был? Но ангела мне жаль.
Иль облак чар? Но сладко умиленье.
Затмили слёзы двух светил хрусталь,
Светлейший солнца. Кротких уст моленье,
Что вал сковать могло б и сдвинуть даль, —
Изнемогло, истаяло в томленье.
Всё – добродетель, мудрость, нежность, боль –
В единую гармонию сомкнулось,
Какой земля не видела дотоль.
И ближе небо, внемля ей, нагнулось;
И воздух был разнежен ею столь,
Что ни листка в ветвях не шелохнулось.
Перевод Вяч. Иванова
«Сонеты» появились на свет в счастливый и плодотворный период жизни Листа. Начиная с 1834 г. в течение пяти лет музыкант большую часть времени проводил в Швейцарии и Италии, лишь изредка возвращаясь в Париж. Лист получил множество сильных и ярких впечатлений, его эстетические горизонты расширились. Он окончательно сформировался как художник. Композитор знал итальянский язык, восхищался его музыкальностью. Он в подлиннике знакомился с поэзией Данте, Петрарки, Тассо, чьи творения получили музыкальное воплощение, органически слившееся с первоисточником.
Главенствующей творческой идеей Ф. Листа было обновление музыки, её внутреннюю связь с другими видами искусств. Одной из форм музыкального воплощения этой идеи стало создание больших циклов пьес под названием «Годы странствий», над которыми композитор работал сорок лет, окончательно завершив объёмный труд в конце жизненного пути.
«Сонет Петрарки» (№ 123) вошел во второй цикл «Италия». Фонд редких книг владеет этим сочинением для фортепиано Ф. Листа, изданного в Москве в 1931 г.
Музыковеды считают, что Сонет № 123, пожалуй, наиболее совершенен. В нем, как они считают, переданы тончайшие оттенки человеческих чувств. «Сфера идеального, небесного, бесплотного, получившая здесь такое убедительное истолкование, будет осмысляться и развиваться Листом в его последующих опусах». Круг эмоций в «Сонете» не исчерпывается светлой созерцательностью. Моменты сосредоточенности и отрешенности чередуются со вспышками живого человеческого чувства. Музыка как нельзя лучше соответствует поэтической задаче. .
«Сонеты Петрарки» — блестящий образец нового романтического фортепианного стиля – интересны и в художественном, и в пианистическом отношении. То, что Петрарке удалось выразить в слове, Ф. Лист воплотил в звуке.
Сонеты явились обработкой вокальных сочинений, созданных композитором около 1839 г.
В 1842 г. Ференц Лист концертировал по Европе – Германия, Россия, Франция, Бельгия, Голландия.
8 марта 1842 г. Лист проехал Мариенбург, затем несколько дней концертировал в Кёнигсберге и как знать, возможно, исполнял свои новые сочинения, в том числе и «Три сонета Петрарки». 14 марта филологическим факультетом Кёнигсбергского университета композитору была присвоена ученая степень доктора музыки. Через два дня Ф. Лист пересек русскую границу и через Митаву (ныне Елгава), Ригу и Дерпт (ныне Тарту) – во всех этих городах давал концерты – проследовал в Петербург.
Список использованной литературы:
- Хорева, Н. Г. Ф. Лист «Сонет Петрарки 123» / Н. Хорева. — Санкт-Петербург : Композитор, 2009. — 28, [2] с. : муз. пр. — (Мастер-класс на дому).
- Мильштейн, Я. И. Ференц Лист : [монография] / Я. И. Мильштейн. — 3-е изд. — Москва : Музыка, 1999. — 653 с. : ноты, ил. — Библиогр. в примеч.: с. 540-626. — Библиогр.: с. 627-652 (910 назв.)
Источник