Доклад «Чтение нот с листа»
методическая разработка ( класс) на тему
Среди великого многообразия музыкально-технических навыков, которые ученик приобретает в процессе обучения игры на скрипке, одно из важных является навык чтения с листа, умение грамотно и правильно(ритмически и интонационно) сыграть по нотам без остановок какое-либо новое музыкальное произведение, по сложности не превышающее технических возможностей ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_chtenie_not_s_lista.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«О навыке чтения с листа»
Среди великого многообразия музыкально-технических навыков, которые ученик приобретает в процессе обучения игры на скрипке, одно из важных является навык чтения с листа, умение грамотно и правильно(ритмически и интонационно) сыграть по нотам без остановок какое-либо новое музыкальное произведение, по сложности не превышающее технических возможностей ученика.
Ученики не всегда справляются с этой задачей, хотя хорошее чтение с листа необходимо каждому обучающемуся музыке. Именно поэтому необходимо уделить особое внимание накоплению этого навыка, правильное его воспитание.
Умение хорошо читать с листа не ставится в зависимость от общей одаренности ученика, зачастую очень одаренные музыканты, прекрасно владеющие инструментом, плохо читают с листа и, наоборот, ученики со средними данными хорошо читают с листа. И относить качество этого навыка только за счет практики и тренировки, неверно. Преподаватели часто встречаются с тем, что в первом классе(не имея никакой практики) одни ученики читают нотный текст лучше, другие хуже. Значит, существуют причины, от которых зависит этот навык. Для того чтобы понять как формируется этот навык, необходимо хорошо представлять как он формируется. Необходимо представлять себе из каких элементов состоит запись нотного текста, какие нужны технические средства для прочтения этого текста, и с какими из этих элементов возникают сложности у ученика.
Нотный текст – это условные знаки, из которых и формируются музыкальные фразы, облаченные в форму гармонического, динамического, мелодического, метроритмического рисунка музыкально произведения. Помимо этого имеется большое число добавочных обозначений возле нот (аппликатура, штрихи, динамические оттенки и т.д.).
Чтобы одномоментно охватить такое количество обозначений, нужно иметь достаточный запас музыкально – технических навыков (знание тональностей, позиций, штрихов, умение грамотно группировать длительности, хороший внутренний слух, чувство ритма).
В момент читки с листа, начинающий ученик должен успеть осознавать каждое из нотных обозначений в связи с другими навыками и объединять их в единое целое. Этот сложный синтез и постоянный анализ и составляют основу процесса чтения нот с листа. От постоянной тренировки и практики этот процесс прочтения приобретает быстроту, и со временем ученик сможет охватывать не только отдельные ноты, а уже целые музыкальные фразы.
Самый необходимый навык для чтения с листа – это умение смотреть вперед, воспитывать его надо с первого года обучения.
Скорость восприятия играемого текста зависит от подвижности нервных процессов ученика, а так же от тренировки и верного воспитания навыков, прививаемых с первых лет обучения. Соответственно, навык чтения с листа связи со всем вышеперечисленным комплексом, и накопление этих навыков зависит от метода преподавания.
Даже при проверке можно заметить, что усложняют чтение с листа одни и те же элементы: отсутствие навыка подобрать аппликатуру, боязнь расстаться с первой позицией (не знание грифа), плохая ориентировка в счете. Это основные элементы, составляющие затруднение чтение с листа, для ученика. Почему же так происходить?
Попробуем разобраться в причинах. Первая – отсутствие умения правильно группировать ноты, то есть считать. Впервые с группировкой нот ученик знакомится на первом году обучения. Для начала он должен ознакомиться и осмыслить каждую отдельную длительность, а уже после перемежать их.
На практике же, по сути, ученик не играет целыми нотами и половинными нотами пользуется мало. Таким образом, ученик начинает «чтение нот» с четвертных и восьмых. И, при этом, зачастую, он не успевает осмыслить каждую ноту в отдельности и играет большей частью по слуху, и с помощью педагога.
Если ко всему прибавить, что начальный этап обучения сопряжен с неустойчивой интонацией и постановкой, плюс ко всему, педагог делает множество замечаний, становится понятным, что ученик просто не успевает осознавать каждую ноту и уделять достаточно сосредоточенного внимания.
Но в случае, если педагогу все же удастся этого добиться, и ученик получит навык правильного группирования нот – это послужит хорошим фундаментом для правильного чтения с листа в дальнейшем.
В начальном периоде обучения, желательно, чтобы ученик играл на скрипке без нот, до момента пока будут усвоены постановочные навыки. Когда ученик просто водит смычком по струнам, он встречается с элементарным счетом, независимо от нот. Педагог всегда организовывает игру ученика во времени, отсчитывая равномерные единицы. И только в тот момент, когда ученик уже чисто играет тетрахорд и освоена постановка, можно перейти к игре по нотам уже знакомых песенок, которые он пел.
Когда нужные навыки будут хорошо усвоены на этом этапе, можно переходить к игре медленными четвертями. Это не должно составить никакого труда, потому что те же ноты идут размеренно, только чуть быстрее. Сложности могут начаться тогда, когда половинные и четверти начинают перемежаться в одном такте. Чередование длительностей связанно с распределением смычка, этот навык необходимо усвоить ранее( на открытых струнах: половинную ноту играть всем смычком, а 2 четверти по половине смычка).
Систематично необходимо приучать ученика к каждой новой длительности и новой комбинации длительностей, особо тщательно подбирать репертуар.
Проблемы с ритмом могут появиться в виду многих причин: завышенный репертуар, непрочное усвоение каждой длительности, неосознанное прочтение текста, неумение смотреть вперед.
Вторая причина, усложняющая прочтение текста – большое количество знаков альтерации. При разборе нового произведения ученики редко обращают внимание на ключевые знаки, не определяют тональность и ориентируются только на свой мелодический слух, в результате делая ошибки. Это упущение на месте педагога, не научившего ученика определять тональность, прежде чем начинать играть.
Третья причина – аппликатура. Почти все ученики предпочитают играть в первой позиции, почему? Ответ очень прост – они хорошо ее знают, а остальные позиции знают хуже или не знают вообще. Вывод прозрачен: изучать каждую позицию нужно так же тщательно, как и первую, тогда, при чтении с листа, эта проблема отпадает сама собой. Потому как вопрос аппликатуры связан с хорошим знанием позиций и их смены. Педагогу нужно как можно меньше обозначать аппликатуру в учебниках. Это приучает ученика к пассивности, и в моментах, где аппликатура не указана, ученик испытывает трудности, потому что не привык думать самостоятельно.
Рациональнее не подписывать аппликатуру, а лишь обозначать позиции.
Если с первого года обучения уделять большое внимание усвоению каждого навыка, проходить только в строгой последовательности, то никаких трудностей чтение с листа вызывать не будет.
Необходимо приучить ученика, прежде чем начать читать новый текст, определить тональность, темп, размер, окинуть взглядом произведение, его нотный текст и фактуру. И после этого предварительного ознакомления с произведением следует начать его играть.
Источник
Методическое сообщение «Первые навыки чтения нот с листа»
чтение нот с листа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_soobshchenie_pervye_navyki_chteniya_not_s_lista.docx | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ГОРОДА ЕРШОВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическое сообщение «Первые навыки чтения нот с листа»
Шеремет Сания Вильевна,
преподаватель МБУДО ДШИ г. Ершова Саратовской области
Формирование навыков по чтению нот с листа.
Развитие навыка чтения нот с листа является исключительно важным в формировании как профессионального музыканта, так и музыканта-любителя.
Умение свободно читать ноты определяет темп развития учащегося. Ведь известно, что хорошо читающий ноты ученик успевает знакомиться с большим количеством произведений, постоянно расширяет свой кругозор, способствует формированию музыкального вкуса и быстрой ориентации в сложном музыкальном произведении. «Чтение с листа» — это кратчайший путь к общему музыкальному развитию учащихся. Среди различных форм работы, используемых в классах специальности, много таких, которые направлены на осуществление обучения искусству игре на инструменте, ставятся задачи для формирования профессионально-исполнительских навыков и умений. Однако именно в процессе «чтения нот с листа» происходит музыкальное развитие ученика. Хорошее владение навыком чтения нот способствует увеличению объема используемого музыкального материала, ускорению темпов его прохождения. Умение «читать с листа» возможно при хорошо развитых способностях и умениях, таких как: слух, чувство ритма, память, исполнительская техника. Но следует отметить, что чтение нот с листа вряд ли доступно в равной мере всем учащимся или исполнителям. Овладение этим навыком зависит от музыкальной одаренности исполнителя, одной из которых является гармонический слух, который определяет появление той или иной гармонии. При слаборазвитом гармоническом слухе чтение нот будет сопровождаться трудностями, поэтому для преодоления этих трудностей нужна системность и повседневность данной работы.
К приобретению навыка чтения с листа надо начинать с первых лет обучения. После знакомства ученика с нотной записью, клавиатурой и основными приемами для координации рук, можно давать читать простейшие упражнения, и попевки. На раннем этапе обучения важнейшим фактором является грамотный выбор репертуара. Материал для чтения должен быть простым, доступным по фактуре и изложению, носить познавательный и воспитательный характер.
Нужно отметить и некоторые особенности баяна, которые затрудняют процесс чтения нот с листа: — это наличие двух клавиатур, звуки которых находятся в разных звуковысотных соотношениях, «нелогичное» расположение звуков на правой клавиатуре (отличное от фортепиано),отсутствие зрительного контроля, – все это создает дополнительное препятствие для освоения навыка чтения с листа. Затрудняет чтение и способ звукоизвлечения, который требует хорошей координации рук.
Трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при чтении нот с листа, можно разделить на три основных вида.
Первый — недостаточным развитием чувства ритма, лада, музыкально-слуховых представлений и связан со сферой музыкального мышления учащегося. Ученик в этом случае не в состоянии сам заметить свои ошибки, так как его внутренний слух не обладает правильным звучанием.
Для второго вида затруднение составляет процесс восприятия, когда неточное воспроизведение нотного текста обусловлено невнимательностью ученика.
И третье – это когда затруднения бывают вызваны недостаточной свободой ориентировки на клавиатурах баяна. В этом случае ученик сразу замечает неправильное звучание и исправляет ошибки.
Видя ноты, исполнитель при помощи внутреннего слуха превращает их в звуковую картину, затем воплощает эту картину в цепи соответствующих движений, то есть воспроизводит нотный текст, так расшифровывается формула «вижу-слышу-играю». Как начальный момент в этой работе рекомендуется использование знакомых, ранее услышанных мелодий или песенный материал. Так устанавливается связь между нотным текстом и звучанием.
Главное значение в чтении с листа на баяне заключается в неотрывности взгляда от нотного текста. Если исполнитель не умеет хорошо ориентироваться на клавиатуре инструмента, так как переключаясь с нотного текста на клавиатуру — это ведет к постоянным остановкам и при этом теряется зрительно-слуховой контроль над музыкальным произведением. Поэтому в начальный период работы нужно большее внимание уделить освоению клавиатур баяна, чтобы четко представлять и свободно ориентироваться на них.Здесь на первый план выходит роль слухового контроля. Для этого необходимо знание музыкально-теоретических дисциплин.
Поначалу материал для чтения должен быть в техническом плане простым и доступным, чтобы учащийся мог свободно читать ноты, соблюдать штрихи и нюансы, чтобы с первого же прочтения мог охватить форму произведения. Произведения надо подбирать в медленных или средних темпах, с минимальным количеством знаков альтерации и в удобных тональностях.
Прежде чем «читать с листа» за инструментом, желательно посоветовать ученику предварительно просмотреть текст глазами. При зрительном просмотре он должен определить характер, темп произведения, лад, тональность, размер, наличие случайных знаков. Определить основной ритмический рисунок, варианты аппликатуры,штрихи. Добиваться правильной аппликатуры необходимо с первых моментов чтения с листа, так как она способствует большей свободе в исполнении.
Важным моментом является ощущение сильной доли, метрической пульсации и соотношения различных длительностей. Поэтому для начала рекомендуется начинать с мелодий с двухдольным или четырехдольным размером. Также можно практиковать предварительное простукивание ритмического рисунка с выделением сильных метрических долей, вначале мелодии, затем мелодии с аккомпанементом. В этом случае правая рука отстукивает ритм мелодии, а левая – аккомпанемента.
Если начинающий музыкант встречает в нотах знакомую группу звуков,то он играет ее по нотам без запинок, сразу. Если же встречается что-то новое, то он вынужден будет проиграть это отдельно несколько раз. Можно сказать, что для успешного чтения нот с листа необходимо знание основных приемов игры на инструменте, наиболее характерных последовательностей звуков, элементов гамм или арпеджио. В процессе исполнения гамм и упражнений приобретается умение ориентироваться на клавиатуре. Поэтому изучение гамм в различных тональностях, различными длительностями и ритмическим рисунком расширяет технические возможности исполнителя. Таким путем учащийся приобретает необходимый запас игровых навыков, без которых не возможно чтение нот с листа.
Еще одним необходимым условием для успешного развития навыков чтения с листа является выразительное исполнение, умение пользоваться выразительными средствами музыки. К ним относятся соблюдение штрихов, динамических оттенков, чувство мотива, цезур, фраз. Внимание к тексту и своей игре учащийся должен воспитывать постоянно. Вдумчивое отношение к нотной записи, аппликатуре, нюансам, смене меха — поможет ученику верно и выразительно сыграть произведение с первого раза.
Необходимо с учащимися изучать и читать с листа этюды на разные виды техники. Это помогает развитию техники, дает возможность уже на начальном этапе приобрести большое количество приемов игры и исполнительских способов, которые помогут в будущем исполнить в совершенстве произведение. Этюд должен быть простым, понятным и легко запоминаемым, но так же с элементами нового, трудно досигаемого.
Изучению записи звуков низкого и высокого регистров и басового ключа нужно уделить особое внимание. Как правило, учащиеся слабо знают ноты, записанные ниже или выше нотного стана. Чтобы хорошо их освоить, важно поиграть примеры отдельно.
Одним из сложных этапов в чтении нот с листа, является переход от исполнения одноголосных мелодий к игре двойными нотами и аккордами. Здесь необходимо выработать навык зрительного восприятия различных интервалов и мысленного представления их на клавиатуре. Наиболее характерно для баяна параллельное движение двойными терциями и секстами. Следует указать учащемуся на особенности их записи: в терциях оба звука записываются или на линейках или между ними; а в секстах – если нижний звук на линейке, то верхний – между линейками, и наоборот. В работе над чтением двойных нот необходимо придерживаться следующей последовательности: сначала брать упражнения с эпизодическим появлением двойных нот, затем с параллельным движением голосов- интервалами не более терции, затем секстам, с аккордами из трех и более звуков. В начале лучше выбирать произведения, где один голос движется, а другой на выдержанных нотах.
Во время занятий преподаватель не должен забывать о конечной цели – научить ученика с первого проигрывания пьесы по нотам передавать ее характер, играть без ошибок, в нужном темпе и ритме, соблюдая динамические оттенки. В процессе чтения преподаватель должен научить ученика забегать взглядом вперед не только на те ноты, которые нужно сыграть в данный момент, но и на те, которые следует прочесть позже. Нужно стремиться к игре без остановок и переигрывания.
Необходимо приучать детей чаще использовать приобретенные навыки чтения нот с листа в подготовке мероприятий в школе, классе, в домашних концертах для гостей. Востребованность знаний и умений ведет к дальнейшему их росту и способствует развитию успеха и повышает уверенность и самооценку учащегося. Взрослея, такой ученик сохранит навыки игры на инструменте, интерес, желание познать новое и сумеет применить приобретенные навыки в своей жизни.
Опыт работы показывает, что даже самые слабые учащиеся, систематически играя с листа, двигаются вперед значительно быстрее и увереннее.
Педагог должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученикам любовь к чтению с листа и самостоятельному музицированию.
Источник