- Электрогитара (электрическая гитара)
- Как устроена электрогитара
- Принцип работы
- История появления
- Виды электрогитар
- Приемы игры на электрогитаре
- Использование
- Как выбрать
- Сообщение про электро гитару
- Происхождение
- Некоторые приёмы игры на электрогитаре
- Оборудования для электрогитары
- Видео: Электрогитара на видео + звучание
Электрогитара (электрическая гитара)
Электрогитара – разновидность щипкового инструмента, оснащенная электромагнитными звукоснимателями, что превращают струнные колебания в электроток. Электрическая гитара – один из самых молодых музыкальных инструментов, она создана в середине 20 века. Внешне похожа на обычную акустическую, но имеет более сложную конструкцию, оснащена дополнительными элементами.
Как устроена электрогитара
Корпус электрического инструмента изготавливают из древесины клена, красного дерева, ясеня. Накладку на гриф делают из черного дерева, палисандра. Количество струн – 6, 7 или 8. Весит изделие 2-3 кг.
Строение грифа почти аналогично акустической гитаре. На накладке находятся лады, на головке – колки. Гриф крепится к корпусу клеем либо болтами, внутри оснащен анкером – защитой от сгибания из-за натяжения.
Делают два типа корпуса: полый и сплошной, оба плоские. Полые электрогитары звучат бархатисто, мягко, применяются в блюзовых и джазовых композициях. У гитары из цельной древесины звучание более пронзительное, агрессивное, подходящее для рок-музыки.
Электрическая гитара должна состоять из элементов, отличающих ее от акустической родственницы. Это следующие части электрогитары:
- Бридж – закрепитель струн на деке. С тремоло – подвижный, позволяющий менять струнное натяжение и высоту звука на пару тонов, воспроизводить вибрато с открытыми струнами. Без тремоло – неподвижный, с простой конструкцией.
- Звукосниматели – датчики превращения струнных колебаний в электросигнал двух видов: сингл, дающий чистый, оптимальный для блюза и кантри звук, и хамбакер, выдающий сильное, насыщенное звучание, оптимальное для рока.
Еще на корпусе находятся подключенные к звукоснимателям регуляторы тембра и громкости.
Для игры на электрогитаре требуется приобрести оборудование:
- комбоусилитель – главный составляющий элемент для извлечения гитарного звука, бывает ламповый (лучший по звучанию) и транзисторный;
- педали создания разнообразных звуковых эффектов;
- процессор – техническое устройство для одновременного воплощения нескольких звуковых эффектов.
Принцип работы
Строй 6-струнной электрической гитары такой же, как акустической: ми, си, соль, ре, ля, ми.
Струны можно «отпустить» для утяжеления звучания. Чаще всего «отпускают» 6-ю, наиболее толстую струну с «ми» до «ре» и ниже. Получается излюбленный метал-группами строй, название которого «дроп». В 7-струнных электрогитарах нижнюю струну обычно «отпускают» в «си».
Звучание электрической гитары обеспечивается звукоснимателями: комплексом из магнитов и окружающей их проволочной катушки. На корпусе они могут выглядеть как металлические пластины.
Принцип работы звукоснимателя – превращение струнных колебаний в импульс переменного тока. Пошагово это происходит так:
- Колебания струны распространяются в поле, формируемом магнитами.
- В подключенной, но находящейся в состоянии покоя гитаре взаимодействие со звукоснимателем не делает магнитное поле активным.
- Прикосновение музыканта к струне приводит к появлению в катушке электротока.
- По проводам ток проходит в звукоусилитель.
История появления
В 1920-е исполнители блюза и джаза использовали акустическую гитару, но по мере развития жанров ее звуковой мощности стало не хватать. В 1923-ем инженер Ллойд Гор смог придумать звукосниматель электростатического типа. В 1931 году Жорж Бошам создал звукосниматель электромагнитного типа. Так началась история электрогитары.
Первую электрогитару в мире прозвали «сковородой» за металлический корпус. В конце 30-х энтузиасты попытались присоединить звукосниматели в полую испанскую гитару с классической формы, но эксперимент привел к искажению звучания, появлению шумов. Инженеры устранили дефекты посредством двойной обмотки обратной направленности, гасящей шумовые импульсы.
В 1950-ом предприниматель Лео Фендер приступил к выпуску гитар «Esquire», позже на рынке появились модели «Broadcaster» и «Telecaster». Модель «Stratocaster» – самая популярная форма электрогитары – появилась на рынке в 1954 году. В 1952 году фирма «Gibson» выпустила «Les Paul» – электрогитару, ставшую одной из эталонов. Первую 8-струнную электрогитару бренда «Ibanez» сделали на заказ для шведских метал-рокеров «Meshuggah».
Виды электрогитар
Основное различие между электрогитарами – в размере. Небольшие гитары выпускает преимущественно фирма Фендера. Самый популярный компактный инструмент бренда – стратокастер «Hard Tail».
Востребованные бренды электрогитар и особенности изделий:
- Stratocaster – американская модель с 3-мя звукоснимателями и 5-позиционным переключателем, расширяющим звуковые комбинации.
- Superstrat – изначально разновидность стратокастера с усложненной фурнитурой. Теперь суперстрат – большая категория гитар, отличающихся от предшественника необычным контуром корпуса, сделанного из иного вида древесины, также головкой грифа, держателем струн.
- Леспол – универсальная модель изящной формы с корпусом из красной древесины.
- Телекастер – электрогитара, выполненная в строгом стиле из ясеня либо ольхи.
- SG – оригинальный инструмент «рогатой» формы, выполненный из цельного куска древесины.
- Explorer – звездообразная гитара со звуковым переключателем на самом краю деки.
- Randy Rhoads – электрогитара с короткой мензурой. Оптимальна для быстрого перебора.
- Flying V – гитара стреловидной формы, которой любят пользоваться метал-рокеры. На ее основе сделана King V – модель для гитариста Роббина Кросби по кличке «король».
- BC Rich – красивые рокерские гитары. Популярные модели – Mockingbird, появившаяся в 1975 году, также электрическая и бас-гитара Warlock с «сатанинским» контуром корпуса для хэви-метала.
- Firebird – первая модель Gibson с корпусом из цельного дерева, выпускаемая с 1963-го.
- Jazzmaster – электрогитара, выпускаемая с 1958 года. «Талия» корпуса смещена для удобства сидячей игры, поскольку у джазменов, в отличие от рокеров, не принята игра стоя.
Приемы игры на электрогитаре
Выбор способов игры на электрической гитаре велик, их можно соединять и чередовать. Самые распространенные приемы:
- hammer-on – удары пальцами, перпендикулярными плоскости грифа, по струнам;
- pull-off – противоположность предыдущему приему – срывы пальцев со звучащих струн;
- bend – прижатая струна двигается перпендикулярно грифу, звучание плавно становится выше;
- slide – перемещение пальцев продольно струнам вверх-вниз;
- вибрато – дрожание пальца на струне;
- трель – быстрое поочередное воспроизведение двух нот;
- рейк – прохождение вниз по струнам с проявлением последней ноты, одновременно струнный ряд приглушается левым указательным пальцем;
- флажолет – слабое касание пальцем струны над 3,5,7, 12 порожками, далее взятие медиатором;
- тэппинг – воспроизведение первой ноты правым пальцем, дальнейшая игра левыми пальцами.
Использование
Наиболее часто электрогитарой пользуются рокеры всех направлений, включая панк и альтернативный рок. Агрессивное и «рваное» звучание применяют в хард-роке, мягкое и многозвучное – в фолке.
Электрическую гитару выбирают джазовые и блюзовые музыканты, реже исполнители поп-музыки, диско.
Как выбрать
Оптимальный вариант для новичка – 6-струнный 22-ладный инструмент с закрепленной мензурой и грифом на болтах.
Чтобы правильно выбрать гитару, перед покупкой:
- Осмотрите изделие. Убедитесь в отсутствии внешних дефектов, царапин, сколов.
- Послушайте, как звучат струны без усилителя на всех ладах. Не берите инструмент, если звучание слишком глухое, слышны дребезжания.
- Проверьте, ровный ли гриф, хорошо ли прикреплен к корпусу, удобно ли лежит в руке.
- Попробуйте сыграть, подключив инструмент к звукоусилителю. Убедитесь в качестве звука.
- Проверьте, как работает каждый звукосниматель. Поменяйте громкость и тембр. Звуковые изменения должны быть ровными, без посторонних шумов.
- Если есть знакомый музыкант, попросите его сыграть узнаваемую мелодию. Она должна звучать чисто.
Электрогитара стоит недешево, поэтому отнеситесь к покупке серьезно. Хороший инструмент прослужит долго, позволит без проблем совершенствовать музыкальные навыки.
Источник
Сообщение про электро гитару
Электрогитара — струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность гитары со сплошным корпусом и электронными звукоснимателями, преобразующими колебания стальных струн в колебания электрического тока. Сигнал со звукоснимателей может быть обработан для получения различных звуковых эффектов и затем усилен для воспроизведения через динамики.
Малоосведомленные люди считают что электрогитары сделаны из пластика и т. п. Однако они изготавливаются из дерева. Самые распространенные материалы — ольха, ясень, махагони (красное дерево), клен. В качестве накладок на гриф применяют палисандр, черное дерево и клен.
Наиболее распространены шестиструнные электрогитары. Строй шестиструнной гитары аналогичен строю акустической гитары: ми ля ре соль си ми (E A D G B E). Достаточно часто используется строй «dropped D», в котором нижняя струна настраивается в ре (D)и более низкие настройки (Drop C, Drop B), которые используют в основном гитаристы метал и альтернативной музыки. В семиструнных электрогитарах чаще всего дополнительная нижняя струна настраивается в си (B).
Типичными, наиболее популярными и одними из старейших моделей электрогитар являются Telecaster (выпущена в 1952 году) и Stratocaster (1954) компании Fender, а также Les Paul (1952) компании Gibson. Эти гитары считаются эталонными и имеют множество копий и подражаний, которые производятся другими компаниями. Многие современные крупные компании по производству музыкальных инструментов в начале своей деятельности выпускали лишь копии популярных моделей Fender и Gibson. Впрочем, впоследствии такие фирмы как Rickenbacker, Ibanez, Jackson и другие выпустили собственные модельные ряды инструментов, которые стали очень популярными в мире.
Наиболее выдающиеся гитаристы, использующие электрогитару, в рок-музыке: Джими Хендрикс, Ричи Блэкмор, Джимми Пейдж, Брайан Мэй, Эрик Джонсон, Ингви Мальмстин, Стив Вай, Дэвид Гилмор, Кевин Шилдз, Том Морелло, Джонни Гринвуд, Джонни Марр, Джордж Харрисон, Марк Нопфлер, Джо Сатриани, Тони Айомми, Слэш.
Происхождение
Первый магнитный звукосниматель в 1924 году сконструировал Ллойд Лоэр (англ. Lloyd Loar), инженер-изобретатель, работавший в компании Gibson. Первые электрогитары для массового рынка произвела в 1931 году Electro String Company, образованная Полом Бартом, Джорджем Бьюшамом и Адольфом Рикенбакером: будучи сделанными из алюминия, эти инструменты получили от музыкантов любовное прозвище «frying pans» («сковородки»). Успех этих первых моделей подсказал Gibson создать свою (ныне легендарную) модель ES-150. Первая электрическая гавайская стил-гитара от Ro-Pat-In (позже — Rickenbacher) появилась на американском рынке в 1932 году.
Фактически, применение звукоснимателей в джаз-бэндах 1930—1940-х годов привело к целой революции в музыкальной сфере в середине века. Оказалось, что искажения звука, первоначально рассматривавшиеся как брак, могут рождать бесконечное количество ранее неведомых тембров. После этого электрическая гитара на несколько десятилетий стала важнейшим инструментом нескольких новых жанров — от гитарного попа до тяжёлых форм метала и нойз-рока.
О том, кто из гитаристов первым перешел из акустики в «электричество», до сих пор идут споры. Претендентов на роль пионеров двое: Лес Пол (утверждавший, что начал экспериментировать в этой области в начале 20-х годов) и техасский джазмен Эдди Дерхэм (англ. Eddie Durham), который в 1928 году вошел в состав группы Уолтера Пэйджа The Blue Devils, а затем присоединился к Канзасскому оркестру под управлением Бенни Мотена.
Документальных подтверждений этих ранних экспериментов, однако, не сохранилось. Зато архивный каталог компании RCA Victor свидетельствует: 22 февраля 1933 года Noelani Hawaiian Orchestra записал около десятка песен с использованием электрической steel-гитары, четыре из которых были выпущены двумя пластинками. В продаже они находились недолго, не только следы, но даже названия их затерялись, однако упомянутую дату с полным правом можно считать официальным днем рождения электрического гитарного звука.
29 августа 1934 года свои первые записи сделал в Лос-Анджелесе оркестр Andy Iona And His Islanders, прославившийся впоследствии умением внедрять агрессивные гитарные партии в джазовую ткань. На стил-гитаре здесь играл Сэм Коки, наряду с Солом Хупи считавшийся лучшим гитаристом Западного побережья. Последний перешёл на «электричество» в том же 1934 году, о чем свидетельствуют записи, произведенные им в лос-анжелесских студиях фирмы Brunswick 12 декабря. Месяц спустя Боб Данн из Milton Brown’s Musical Brownies использовал электрический гитарный звук уже в жанре вестерн-свинга.
Одним из тех, на кого игра Данна произвела неизгладимое впечатление, был Леон Маколифф, юный гитарист техасского оркестра Light Crust Doughboys, который в группе Боба Уиллса The Texas Playboys к 1935 году уже играл жесткие риффы и сольные партии, соединявшиеся с традиционным звучанием духовых. Записанная оркестром кавер-версия композиции «Guitar Rag» Силвестра Уивера (она вышла под заголовком «Steel Guitar Rag») стала первым из многочисленных хитов группы, немало способствовав становлению электрогитары как основного инструмента оркестров Западного побережья.
Принято считать, что испанскую гитару первым перевел в электричество Джим Бойд, младший брат Билла — того самого, что возглавил в 1932 году коллектив под названием Bill Boyd’s Cowboy Ramblers. Записанная последним 27 января 1935 года версия популярного марша «Under Double Eagle» стала бестселлером, а заодно и своего рода учебным этюдом для начинающих.
В 1937 году Зик Кэмпбелл в составе The Light Crust Doughboys перешел в «электричество» не один, а на пару со cтил-гитаристом. Впоследствие лавры за это открытие невольно присвоил себе Боб Уиллс, устраивавший аналогичные состязания с Шэмблином и Маколиффом.
Некоторые приёмы игры на электрогитаре
- Hammer-on — наиболее простой приём игры. Название происходит от английского слова hammer, то есть молоток. Гитарист извлекает звук ударяя по струне на любом ладу пальцами левой руки как молотком, перпендикулярно плоскости грифа. В музыке этот приём называется «восходящее легато».
- Pull-off — извлечение звука путём срыва пальца с лада звучащей струны; действие, обратное hammer-on’у. В музыке этот приём называется «нисходящее» легато.
- Медиаторный слайд (англ. Slide) — искусственное скольжение вдоль струн вверх и вниз по грифу пальцами левой(иногда и правой) руки или медиатором. «Скольжение» достигается за счет плавного скольжения по струнам, во время которого пальцы воспроизводят звуки на ладах. В музыке — «глиссандо». В блюзe (иногда также и в роке) вместо пальца используется слайд — специальный металлический, керамический или стеклянный предмет, за счёт чего достигается большая «плавность» звука.
- Bend — один из основных приемов электрогитарной техники. Суть его состоит в движении прижатой к грифу струны поперек грифа, то есть перпендикулярно линии грифа. Во время такого движения высота звучания плавно изменяется и нота становится выше.
- Vibrato — любое движение струны после извлечения ноты изменяет характер звучания. Вибрато — это дрожание пальца на струне, изменяющее звук.
- Тэппинг — извлечение звука ударом одного или нескольких пальцев правой руки по струне на любом ладу.
- Двуручный тэппинг — звук извлекается ударами по струнам пальцами обеих рук, перпендикулярно плоскости грифа.
- Palm mute — приглушение ребром ладони правой руки струн у нижнего порожка гитары для получения более сухого, агрессивного звука.
Оборудования для электрогитары
- Комбоусилитель (комбик) — усилитель и динамик, вмонтированные в один корпус. Основной элемент создания гитарного звука. Усилитель может быть построен на электронных лампах (ламповый) или полупроводниках (транзисторный или микросхемный).
- Педаль эффектов (примочка) — устройство, обрабатывающее звук гитары. Обычно одно устройство реализует один тип эффекта, реже — два и более. Наиболее известные эффекты:
- Distortion — эффект сильного искажения, используется в тяжёлой музыке.
- Overdrive — моделирование звучания лампового усилителя с перегруженным входом.
- Цифровой процессор — устройство, обрабатывающее гитарный звук при помощи цифровых алгоритмов. Реализует несколько типов эффектов с возможностью их комбинирования.
Видео: Электрогитара на видео + звучание
Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:
Источник