Соответствие нот с планетами

Астрология и музыка

Астрология и музыка

Астрология и музыка — две ветви культуры, которые наиболее явно описывают нашу психику:[b] музыка — как искусство, астрология — как наука. Они основываются на одних и тех же свойствах резонанса человеческой души, выявляя то, что ей созвучно. Поэтому Зодиак тоже может звучать. А средствами астрологического аппарата можно рационально описать психологический смысл музыки. Исследование такого типа теперь называют синестезией[/b]

Как мы можем сопоставить звуки музыки планетам или знакам Зодиака?

Нота в современной музыке сама по себе не имеет определенного значения: она получает его только в соотнесении с другими нотами. Зато определенный психологический смысл стоит за музыкальной тональностью, для которой данная нота является опорным звуком. Это позволяет нам сопоставлять общепринятый в музыковедении спектр значений музыкальной тональности с тем символическим образом, который стоит за планетой или знаком Зодиака. Когда-то нот, как и планет в средневековой астрологии, было семь. Но гораздо раньше, чем астрология перешла от средневекового септенера к системе 12 планет, соответствующих 12-ти знакам Зодиака, музыка вышла за рамки семи нот, и с введением равномерной темперации окончательно установилась 12-ступенная гамма. Сейчас мы к открытым десяти планетам добавляем гипотетические Прозерпину и Вулкан, чтобы знаки Девы и Весов также имели своих полноправных управителей, а на практике используем самый крупный из астероидов Солнечной системы Цереру и планетоид Хирон как их заместителей.
И, таким образом, 12 музыкальных тональностей, каждая из которых берет за основу определенную ступень, можно соотнести с 12-ю планетами. Самыми музыкальными планетами в астрологии считаются Юпитер и Нептун (Юпитер — по септенеру, Нептун — по системе 12-ти планет). И поэтому не случайно в дошедшей до средневековья пифагорейской традиции, говорившей о «музыке сфер», основой наиболее привычного нашему слуху звукоряда (мажорной гаммы) является Юпитер.

По этой средневековой системе, которую описывает французский оккультист Фабр д’Оливе, ноты гаммы соответствуют планетам септенера таким образом

: ДО — Юпитер
РЕ — Марс

МИ — Солнце
ФА — Меркурий

СОЛЬ — Венера
ЛЯ — Луна
СИ — Сатурн
Этот порядок нот аналогичен порядку планет в системе семиконечной Звезды Магов, которая является основой средневековой астрологии, с той лишь разницей, что Венера и Меркурий в нём меняются местами. Звезда Магов, вершинами лучей которой являются семь планет, описывает последовательность дней недели (если 24 раза пройти по лучам звезды: отсчитывая 24 часа, то начав, скажем,

с точки понедельника, которому соответствует Луна, мы попадем в точку вторника, которому соответствует Марс[1]). В средневековой астрологии планет, как некогда и нот, было семь (точнее, пять планет, Солнце и Луна, которые в астрологии тоже попадают под категорию «планет»). Эти семь планет традиционно соответствуют спектру радуги, и такая последовательность в цветовом отношении является оптимальной, так как Меркурий в цветовом отношении ближе к тонам ян (мужским, красно-желтым), а Венера – инь (женским, сине-зеленым). Расширим средневековую шкалу до 12 нот и заполним пропуски недостающими планетами по смыслу, имея в виду, что переход между звуками должен быть плавным. Тогда между Юпитером и Марсом встанет Плутон, имеющий властные качества обоих. Рядом с Меркурием окажется сливающийся со светилом Вулкан или Хирон (первый из открытых астероидов-кентавров, занимающих промежуточное место между видимыми и невидимыми глазом планетами: между Сатурном и Ураном и символизирующий роль посредника между высшим и низшим мирами. Это мифический учитель героя Геракла, певца Орфея и врача Асклепия.)
Отношением к культуре и искусству, эстетизмом и творческой функцией, ощущением покоя равновесия (что делает его управителем знака Весов) Хирон сходен с Венерой, а посреднической ролью — с Меркурием. Между Хироном и Венерой окажется Прозерпина или Церера, сочетающая рациональность и природное начало Венеры. (Прозерпиной иногда называют гипотетическую планету за Плутоном, которая вызывает отклонения его орбиты. Церера – самый большой из пояса астероидов, расположенных между Марсом и Юпитером
. Это значимая точка Солнечной системы, поскольку согласно законам Кеплера, в этом месте должен быть равноправный планетам небесный объект). Образ Цереры и Прозерпины
: символизирующих взаимопереход жизни и смерти и связанных с началом осени и знаком Девы, связывает единый греческий миф о смерти и возрождении природы. А между Луной и Сатурном поставим Нептун, планету души и веры, религии и высшей любви: сочетающую лиричность Луны и пассивное фаталистическое смирение Сатурна. Можно также вспомнить, что Си бемоль, соответствующий этой планете, в системе звукоряда предшествовал Си как более музыкальный звук (он обозначается буквой В, второй по счету, в то время как звук Си был введен позднее, получив в соответствие букву Н), а потому естественно сопоставить его самой музыкальной планете. На оставшееся место не часто используемых музыкантами тональностей Соль диез/Ля бемоль неожиданно встанет резкий Уран между Венерой, сходной с ним светлыми эмоциями, и мечтательницей-Луной, близкой с ним фантазиями. А теперь для проверки получившейся системы используем традиционные музыкальные значения тональностей, соответствующих 12-ти ступеням гаммы. Кроме того, сопоставив гамме радужный спектр, разделенный на 12 частей, можно подтвердить это распределение также цветом.

Многие композиторы «видели» цвет тональностей, и, хотя полного единства в их взглядах нет, система сопоставления гаммы и радуги остается наиболее бесспорной[2]. В сводной таблице приводится соответствие нот и планет, цвет по радужному спектру и значение тональности из музыковедческой литературы
[3]. Для описания использовался главным образом мажор, значение которого проявляется более ярко. После трактовки приведены примеры наиболее известных произведений данной тональности. тональ- ности планета, ее мифологический образ и цвет архетипическая идея и эмоциональная характеристика планеты характеристика тональностей в музыковедческой литературе примеры классических музыкальных произведений

ДО ЮПИТЕР: громовержец, царь богов …
……………. ПУРПУРНЫЙ торжественность, достоинство —————————— Общественное объединение, высота мысли, романтизм устремленность, уверенность, оптимизм, удача, справедливость и праведный гнев. ——————————— Торжественность, свобода, героика, патетика, общественное звучание, официальное признание, обычная жизнь, духовность в мире. Симфония «Юпитер» Моцарта, Большая симфония Шуберта, 5 симфония Бетховена, «Славься» Глинки, 2 концерт Рахманинова, Торжественная увертюра Сметаны, Революционный этюд Шопена —————————————

ДО # и РЕ Ь ПЛУТОН: подземный мир и смерть, власть и богатство недр ……………….. БАГРЯНЫЙ: cтрастность —————————- Скрытые ресурсы, потенциал к трансформации, страсть и страдание, затаенные инстинкты, магическое, запредельное и сокровенное. ———————————- Углубленно-лирическая тональность, чувственность (в миноре), важность (в мажоре). Лунная соната Бетховена, Концертный этюд Листа, 7 симфония Прокофьева, Прелюдия ре-бемоль мажор Скрябина, «Колыбельная» и вальс cis-moll op.64 Шопена —————————————

РЕ — МАРС: военный лидер и пастух, природная стихия огня и войны и контроль над ней

…………….
КРАСНЫЙ: активность[4] —
———————- Весеннее плодородие, разрушение и возрождение из пепла, воля личного «я»,активность и инициатива, сила, смелость, решительность, радость, порыв и неистовство, напор и самоотдача. ———————————- Блеск, радость, страстность, лично-собственная, сияюще-солнечная тональность, проявление в мир. В миноре – роковой драматизм. 9 симфония Бетховена, 5 симфония Шостаковича, «Магнификат» Баха, симфония «Реформация» Мендельсона, Трагическая увертюра Брамса, Реквием Моцарта ————————————-

РЕ # и МИ Ь СОЛНЦЕ: покровитель цивилизации и героев
……………….. ОРАНЖЕВЫЙ энергия —————————- Всеохват жизни, полнота и совершенство, самобытность и достоинство, благодарность, великодушие, покровительство, теплота. ———————————- Героика, величественность, тепло, комфорт. Концертная симфония Моцарта, Героическая симфония Бетховена, Рейнская симфония Шумана, Революционный этюд Скрябина —————————————

МИ МЕРКУРИЙ: вестник богов и проводник в мир иной…
……………. ЖЕЛТЫЙ : контакт ахроматический — БЕЛЫЙ: потеря границ ————————— Рациональная функция: энергия разума, интеллект и знания, открытость, переход границ, любопытство, контакт, переменчивость, игра, быстрота, легкость. ——————————— Свет, сияние, тепло; всепримиряющая тональность, покой, «свет смерти (бездны)»; многообразие, поверхностность, плюрализм. «Весна» Вивальди, симфония «Из Нового Света» Дворжака, 4 симфония Брамса, 2 часть Неоконченной симфонии Шуберта, 5 симфония Чайковского, 1 симфония Скрябина —————————————
— ФА[5] ВУЛКАН: кузнец и творец культуры

………………. ЛИМОННЫЙ: утонченность —————————- Бог законов: мирных договоров и брака, партнерство, гармония, равновесие, защищенность, чувство меры, культура, творчество, эстетизм ———————————- Пасторально-идиллическая тональность, естественность, спокойствие, простота, мечты, нераздельность человека и природы, духовность природы. 6 симфония «Пасторальная» Бетховена, «Органные пасторали» Баха, «Осень» Вивальди, 1 сюита «Музыки на воде» Генделя, 3 симфония Брамса, «Апассионата» Бетховена —————————————

ФА # и СОЛЬ Ь ЦЕРЕРА: мать-земля и ее дети-растения ………………..

ЗЕЛЕНЫЙ: ахроматический — СЕРЫЙ естественность —————————- Умирание и возрождение растительности, преображение, исполнение закона, порядок, практичность, дисциплина, трезвость, долг. ——————————— Сухость, жесткость, духовность, мрачность статичность; в миноре спокойствие. В классике редко используется, но характерна для новатора- Скрябина. Фа диез: соната N1 Шумана; сонаты N4, 7, симфоническая поэма «Прометей», фортепианный концерт Скрябина. Соль бемоль: 3 экспромт Шуберта . —————————————
СОЛЬ ВЕНЕРА: звезда любви и красоты ………………..
БИРЮЗОВЫЙ свежесть, нежность. —————————- Природа, жизненность, юность, проявление чувств и эмоций, любовь, обаяние, мягкость; созидание, изобилие счастье, красота; удовольствие, наслаждение, нега. ——————————— Веселая, безразличная, идиллическая; пассивное жизнеутверждение природы, природа в собственном смысле слова. В миноре – ламентозная, грусть природы, эмоции. «Музыка на воде «Генделя, 40 симфония Моцарта, 3 и 4 Бранденбургские концерты и менуэты Баха. Одна из самых часто встречающихся тональностей. Очень характерна для Вивальди. —————————————

СОЛЬ # и ЛЯ Ь УРАН: бог ясного Неба, демиург ……………….. ГОЛУБОЙ: удаленность, идеализм —————————- Пространство, свет, мысль, дух; новое, неожиданное, оригинальное, резкость пере- мен, универсализм, свобода, альтруизм ——————————— Благородство, оригинальность, высокопарность свежесть. Эти тональности редки для симфонических произведений. Ля бемоль характерна для романтиков. В ней написаны 6 из 17 вальсов Шопена, фортепианные сочинения Шуберта. Соль бемоль: 2 соната Скрябина. —————————————

ЛЯ ЛУНА: богиня материнства (рождающая Месяц) и счета времени
………………..
СИНИЙ: отвлеченность романтичность —————————— Преемственность существования (молоко — образ напитка бессмертия). Душа и ее память: внутренний мир; воображение, мечтательность, сентиментальность, грусть. ——————————— Лирическая, личная тональность, душа. В миноре – душевные переживания, грусть. В мажоре – благородно- торжественная музыка: жизнь, проявленная в человеке. 7 симфония Бетховена, Итальянская симфония Мендельсона, полонез Огинского.

Самая популярная тональность песенной лирики.

————————————- ЛЯ # и СИ Ь
НЕПТУН: морские боги ……………….
УЛЬТРАМАРИН: трансцендентный —————————-
Непостижимый исток жизни, ритмы музыки, растворение, слияние, созерцание, тайна, вера, высшие идеалы, блаженство, эйфория, покой, вечность . ———————————- Высшая любовь, ликующее признание, зенит счастья, лирика до страсти.
1 концерт Чайковского, 6 Бранденбургский концерт Баха, 2 фортепианный концерт Брамса, 4 симфония Бетховена, 33 симфония Моцарта. —————————————
СИ САТУРН: боги земли, времени и судьбы, предки ………………..
ФИОЛЕТОВЫЙ ахроматический.
ЧЕРНЫЙ скорбь, тяжесть Материя, ограничения, время, судьба, ответственность, гнет, концентрация, сжатие, достижение, результат, мертвое, застывшее. Напряженно-драматическая и скорбная тональность судьбы и смерти, меланхолия, смирение, глубинная духовность.
6 симфония Чайковского, Неоконченная симфония Шуберта, 2 концерт Паганини. Особое значение имеет для Баха, а у Моцарта встречается редко.

Семилучевая звезда являлась основой оккультных построений средневековой астрологии и нумерологии. На каждом луче «звезды магов», согласно пифагорейскому музыкально-числовому учению, был соответствующий символ ноты и планеты. В те давние времена соотносимость цвета, нот и планет по семишкальной системе была следующей:

Цвет и звук — это вибрации. Каждый звук и цвет требует своей частоты вибраций. Если для фиолетового цвета нужно 800 триллионов вибраций в секунду, то для красного — 400 триллионов. Седьмая, высшая нота Си требует для воспроизведения 48 вибраций в секунду, а нота До (нижняя в шкале) ровно половину — 24 вибрации.

В соответствии с семишкальной системой разделения вибраций — красный цвет, являясь низшим в цветовой шкале, соответствует первой ноте музыкальной шкалы — ноте До.

Три фундаментальных ноты музыкальной шкалы — первая, третья и пятая (До, Ми, Соль), по представлению пифагорейцев, соответствует трем первичным цветам радуги: красному, желтому и голубому. Эти тона и цвета они считали самыми совершенными.

После открытия остальных пяти планет Солнечной системы, общее число которых (вместе с септинерами) составило 12, предстояло перераспределить волновые соотношения на музыкально-цветовых ступенях шкалы. Для этой цели были избраны гаммы, число которых именно 12 и которые по числу ранее соотносили со знаками Зодиака. Для согласования знаков Зодиака со шкалой вибраций древним астрологам и философам пришлось расширить цветовую шкалу, которая теперь имела такой вид:

Источник

Оцените статью