Сорта дерева для акустической гитары

Дерево для акустической гитары

Опубликовано: 2016-01-04 / Автор: Сергей Хмарук

Скорее всего, вы уже успели познакомиться с общим устройством акустики, поэтому будем сегодня более углубленно говорить о самом главном, – какое дерево для акустической гитары используют во время производства, а также, какими свойствами обладает та или иная порода древесины.

Как вы знаете, на звучание любого типа гитар (особенно на акустические) влияет большое количество факторов – форма и размер инструмента, вес грифа, крепление пружин и т.д. Но, конечно же, самое главное в любой гитаре – это дерево, ведь именно от него во многом зависит качество звучания.

Опытные слушатели гитарной музыки знают, что звучат все гитары по-разному, в основном это явление объясняется разницей в сортах древесины, из которой их изготавливают. Поэтому, сейчас мы попытаемся разобраться, отбросив все условности и мелкие детали, каким образом различные породы дерева влияют на звук гитары.

Дерево для акустической гитары

Честно говоря, для изготовления гитар применяют огромное количество разных сортов, что вспомнить их все сразу будет довольно сложно. Зато есть, так называемые, «традиционные» сорта, о которых мы и будем дальше говорить.

Верхняя дека

Это наиболее влияющая на звук часть акустической гитары, поэтому начнем именно с нее. Для изготовления верхней деки есть два стандартных сорта дерева – кедр и ель. Кедр (cedar), как правило, имеет «обволакивающее» и более мягкое звучание, а ель (spruce), наоборот, обладает более звонким и резким звучанием.

Читайте также:  Аня лорак для тебя ноты

В акустических гитарах наиболее часто применяют сорт ели под названием «ель ситхинская» (sitka spruce). Произрастает она как в США, так и в Европе. Цены на нее умеренные, т.к. эта порода не является редкой. На более дорогих гитарах можно увидеть верхнюю деку, сделанную из «немецкой ели» (engelmann spruce), ареал произрастания которой в основном находится в Канаде и Альпах.

Этот сорт древесины, в отличие от обычное ели, немного мягче, поэтому звучание не такое резкое. Цвет у немецкой ели имеет бело-молочный оттенок. Хорошо отличить эти два сорта можно по старым инструментам, где немецкая ель с годами становится слегка желтоватой, а обычная ель приобретает золотистый цвет.

На акустических гитарах стоимостью более 3000$, в очень редких случаях, можно встретить еще один сорт под названием «красная ель» (аdirondack spruce). Эта разновидность довольно дорогая и достаточно редкая, обладающая звонким, но более глубоким звуком, в отличие от обычной ели. Именно этот сорт в гитаростроении когда-то считался стандартом, но в нынешнее время основную массу гитар все же делают из ситхинской ели. Поэтому сегодня ель и кедр можно считать самыми популярными породами дерева для изготовления верхней деки.

Сочетание этих двух сортов дает специфическое звучание инструмента – ель более звонкая, а кедр придает более мягкий оттенок. Возможно, вы не знали, но ель подобна коньяку – чем она старше, тем более глубокий звук она приобретает и становится только лучше. Кедр же этим свойством не обладает, зато очень популярен в классических гитарах. Иногда попадаются довольно дорогие и приятно звучащие инструменты, корпус которых полностью выполнен из красного дерева (коа), но это все же исключение из вышеописанных стандартов производства.

Нижняя дека и обечайка

Изготавливают их обычно из одинаковых материалов. Чаще всего это клен (maple), красное дерево (mahogany), и палисандр (rosewood). Стандартом принято считать последние два, поэтому все остальные сорта принято сравнивать в первую очередь с ними. А вот все то, что хорошо для электрогитар, не всегда уместно для акустики. К примеру, липа (basswood) и ольха (alder) практически не используются для изготовления акустических гитар. Так какое дерево лучше?

Начнем с красного дерева. Этот сорт придает гитаре мягкий «ровный» звук средней глубины, где хорошо звучит в отдельности каждая струна. Поэтому, если вы любите играть переборами, то гитара из красного дерева будет отличным выбором для вас. А вот при использовании во время записи микрофона или внутреннего звукоснимателя, это дерево также дает замечательные результаты.

А чем же хорош палисандр? Это дерево отличается более глубоким «вязким» звучанием, особенно это можно почувствовать на басах. Гитары из палисандра хороши для игры в акустическом оркестре, для ритмических партий, а также для тех музыкантов, которые любят более глубокий звук. По отдельности струны слышны немного хуже, но зато можно получить объемный и сложный звук, играя боем. Записываться через микрофон будет немного сложнее, а вот при использовании встроенной электроники результаты вас не разочаруют.

Что касается остальных сортов, то клен, к примеру, обладает более звонким и резким звуком. Он ближе к красному дереву, но все же при этом не имеет той мягкости и мелодичности звучания. Орех (walnut) также довольно известное в гитаростроении дерево, звучание которого не очень глубокое, но довольно звонкое и если сочетать его вместе с кедром, то получается очень хороший инструмент.

Хотелось бы отдельно слово сказать о гавайской коа (koa), которая становится довольно популярной в последнее время. Звук у этого дерева довольно специфичный – немного глуховат, но при этом достаточно глубокий и мягкий без выраженной звонкости. Если звуком коа не может особо похвастаться, то вот внешний вид у нее на 5+, т.к. это один из самых красивых сортов древесины.

Еще есть бразильский палисандр, который считается элитным деревом для акустической гитары. В гитаростроении до 69-го года его использовали практически все производители, но потом был наложен запрет на его экспорт правительством Бразилии. Поэтому теперь приходится отдавать около 2000$ за две хорошие дощечки для стенок гитары, а это мало кому сейчас по карману. В связи с этим, основная масса акустических гитар изготавливается из палисандра, который экспортируют из других стран.

Еще один фактор, который влияет на акустические свойства той или иной древесины – место его происхождения, т.е. один и тот же сорт, произрастающий в разных странах, может немного отличаться по своему звучанию. Список разновидностей дерева еще можно было бы долго продолжать, но все перечислить просто не возможно в рамках данной статьи. Самое главное то, что мы рассмотрели основные сорта, которые наиболее часто встречаются в акустике. Все остальное – исключение, нежели правило.

На основе вышеописанного можно сделать вывод, что перед началом изготовления гитары, толковый мастер, в первую очередь думает о том, какое звучание инструменту он хочет придать в итоге. Когда же будет отдано предпочтение тому или иному звуку, остается самое важное – выбор материала для верхней и нижней деки. Понятия «мягкий звук» или «глубокий звук» здесь весьма относительны, но все же большинство гитаристов и мастеров согласны с этими терминами.

Гриф акустической гитары

Гриф, его накладка, а также струнодержатель практически не влияют на звук, хотя есть такие музыканты, которые утверждают обратное. Возможно, они обладают особым слухом, который у большинства гитаристов не так развит. Тут спорить можно очень долго. Грифы в большинстве своем делают из красного дерева либо из клена. Последний сорт, все же, используют чуть реже. Это относительно недорогие и достаточно твердые породы.

На классических гитарах часто можно встретить кедровый гриф с вклеенной полоской эбони (черное дерево), которое по своим физическим свойствам очень твердое, поэтому из него также принято делать струнодержатели и накладки. Эбони еще и достаточно дорогое дерево, используют его при создании гитар ручной работы и в элитных моделях именитых брендов. Вам же, скорее всего, попадется инструмент с палисандровой накладкой и струнодержателем.

Палисандр хоть и мягче черного дерева, но тоже достаточно хорош и вполне пригоден. Хотя есть музыканты, которые утверждают, что накладка из эбони приятнее, и что играть им на таких инструментах легче. Но вряд ли кто может, из большинства гитаристов, с закрытыми глазами отличить накладку из черного дерева от палисандра путем взятия на грифе ноты или аккорда. Поэтому не стоит слишком заморачиваться насчет этого.

Полезные советы

Бытует мнение, что дерево, из которого изготовлены пружины, также придает звучанию свой оттенок, но по большому счету, здесь наиболее важны параметры самой формы и размера пружин, которые практически всегда делают из того же материала, что и верхняя дека.

Если вы столкнетесь с выбором акустической гитары, то как минимум в 9 случаев из 10, инструменты, предлагаемые в музыкальных магазинах будут сделаны из дерева, описанного выше. Если кто не знает, то большинство гитар среднего ценового диапазона делают не из цельного, а из ламинированного дерева. В последнее время такие инструменты по качеству становятся все лучше и лучше. Не опытный, да и бывалый музыкант тоже, не всегда поймет по звуку какое дерево у него в руках, цельное или ламинированное.

Но здесь все же стоит отдать предпочтение той гитаре, у которой верхняя дека будет все же из «настоящего» дерева, т.е. цельная, а остальное все уже не так важно. Но в чем же разница? Влияние дерева на звук в ламинированных гитарах существенно меньше, т.к. прессованные слои вибрируют не так свободно, как это может делать цельная деревянная пластина, поэтому такие гитары лишены своей «индивидуальности».

Расположение волокон – тоже немаловажный момент, который стоит учитывать. На любой приличной акустической гитаре, если хорошо присмотреться, можно увидеть, что верхняя и нижняя деки состоят из двух симметричных кусков. Обычно симметричны как сама форма, так и расположение волокон, которые должны быть ровно расположены. Это достигается при помощи системы специальной нарезки дерева. Благодаря этому можно заставить дерево вибрировать оптимально.

Также стоит обратить внимание, особенно на верхней деке, на расстояние между волокнами. Чем оно больше, тем дерево мягче, а звук, соответственно, менее звонкий и более мягкий. Наилучшим вариантом считается расстояние 1-2 мм по всей поверхности, особенно если оно не сильно изменяется от центра к краю. Иначе говоря – параллельные и ровные волокна позволяют дереву свободно вибрировать, что в итоге отражается в виде хорошего и красивого звучания.

Ну что ж, подведем итоги. Если вы ищите себе инструмент до 300$, то на дерево можете особо не обращать внимание. Лучше всего акцентируйте внимание на качество склейки, удобство игры ну и, конечно же, звучание. А если уже хотите что-то по дороже, то можете прислушаться к вышеописанным рекомендациям.

Так что, если вы не собираетесь посвятить свою жизнь гитарному мастерству, а просто хотите выбрать тот инструмент, который наиболее подходит под ваш стиль игры, то этих советов вам вполне должно хватить, и каких-либо трудностей у вас не возникнет.

Источник

Дерево для акустической гитары

Здравствуйте, мои дорогие читатели и любители акустической гитары. Если вы еще только новичок и не ознакомились с устройством акустики, то я предлагаю сначала прочесть эту статью. Если же вы уже с ней знакомы, то пожалуй начнем разговор о самом главном элементе, влияющем на звук акустической гитары — о дереве для акустической гитары.

Сорта дерева для акустических гитар

В производстве акустик применяют большое количество разнообразных пород дерева. Есть более традиционные, а есть экзотические. В этой статье мы коснемся только традиционных пород, из которых изготавливается большинство серийных акустических гитар. Останавливаться будем прямо на конкретных частях гитары.

Верхняя дека

Верхняя дека больше всего влияет на звучание гитары, поэтому начнем с нее. Основными породами дерева, из которых ее изготавливают, являются кедр (Cedar) и ель (Spruce). Кедр дает более мягкое звучание, тогда как ель наоборот более звонкое, резкое и верхастое.

Самый распространенный сорт ели, используемый в изготовлении акустик это так называемая ситхинская ель (Sitka Spruce). Она растет в США и Европе. Распространена она в основном из-за своей относительно невысокой цены. На более дорогих гитарах можно встретить верхние деки из немецкой ели (Engelmann Spruce). Произрастает она в основном в Канаде и Альпах. Дерево имеет бело-молочный оттенок и то дает более мягкое звучание, в отличие от обычной ситхинской.

Еще на более дорогих гитарах, стоимостью выше 2000-3000$ можно встретить деки, изготовленные из красной ели (Adirondack Spruce). Это очень редкий и дорогой вид ели, отличается более звонким и четким звучанием.

Задняя дека и обечайка

Обычно их изготавливают из одного материала. Основными считаются клен (Maple), красное дерево (Mahogany) и палисандр (Rosewood). Липу же и ольху, которые так распространены в электрогитарном производстве, в акустическом практически не используют. Кстати какое дерево используют для производства электрических гитар, читайте здесь: Дерево для электрогитары.

Красное дерево придает звучанию очень мягкий и ровный звук, довольно читаемый. Очень хорошо и красиво. звучит при игре переборами. Палисандр отличается более вязким и мясистым звучанием. Особо хорошо это проявляется на нижних частотах. Гитары из палисандра отлично подойдут для игры ритмических партий боем. По отдельности же струны звучат не так глубоко.

Также для изготовления задней деки и обечайки применяют клен. Он дает гитаре более резкое и верхастое звучание. Помимо вышеперечисленных, еще используют орех (Walnut). Звук у него нечто среднее между палисандром и красным деревом — менее глубокий, но достаточно звонкий при этом. Еще встречается такой сорт дерева, как гавайская коа. Звук у этой породы немного глуховатый, но при этом достаточно глубокий и мягкий без выраженной звонкости.

Ну а самый редкий и дорогой сорт это бесспорно бразильский палисандр. Примечательно то, что до 1969 года из него делалось огромное количество гитар, но потом власти Бразилии запретили экспорт этой породы дерева. В связи с этим, стоимость ее очень сильно выросла, и гитары стали делать из палисандра, который произрастает в других регионах. А фактор места происхождения древесины может очень сильно влиять на звук будущего инструмента.

Гриф и накладка

Эти две части нашей акустической гитары практически не влияют на звук. Хотя некоторые утверждают обратное. Но спорить не будем. В основном грифы изготавливают из красного дерева и реже из клена. Это относительно недорогие и твердые породы.

Грифы классических гитар очень часто делают из кедра. Накладки на гриф из черного дерева (Ebony) и из палисандра. Черное дерево достаточно дорогой и очень твердый сорт древесины. Поэтому более распространены гитары с накладкой из палисандра.

В заключении

Итак, выше мы рассмотрели основные сорта древесины, из которых изготавливают акустические гитары. Поэтому, если вы столкнетесь с выбором инструмента, то очень большая вероятность, что дерево из которого она изготовлена, мы здесь уже рассмотрели. Кстати, подавляющее большинство бюджетных, а также и гитар среднего ценового диапазона, изготавливаются не из цельной древесины, а из ламинированной. Хотя конечно, с каждым годом качество изготовления у них все лучше и лучше. Но все же, лучше в таких случаях отдать предпочтение цельнокорпусным гитарам. Разница в том, что прессованные слои дерева вибрируют не так свободно, как это может делать цельный кусок древесины. От этого звук получается менее глубокий и собранный.

Также не меньшую роль оказывает и расположение волокон дерева. Если присмотреться, то у хорошей акустики верхняя и нижняя деки состоят из двух симметричных кусков дерева. И волокна у них также расположены симметрично. Расстояние между волокнами тоже может влиять на звук. Чем оно больше, тем звук менее звонкий и резкий.

В итоге, хочу сказать, что если вы выбираете бюджетную или не слишком дорогую гитару, то не стоит уделять очень много внимания дереву, из которого она изготовлена. Лучше акцентируйте внимание качестве сборки, удобстве при игре, ну и на звук конечно же. А вот если вы выбираете дорогой инструмент, то несомненно надо уделить пристальное внимание и сортам древесины. В зависимости от ваших вкусовых предпочтений выбирайте и гитару, основываясь на рекомендациях из этой статьи.

Источник

Оцените статью