Понятие об аккордах
Названия звуков аккорда
В предыдущей статье мы рассмотрели состав мажорных и минорных трезвучий и выяснили, что состоят они из большой и малой терций. Есть и еще два вида трезвучий – уменьшенное и увеличенное. В первом случае аккорд состоит из двух терций, обе из которых – малые. Во втором случае трезвучие состоит из двух больших терций.
Состав трезвучия
Рассмотрим уменьшенное и увеличенное трезвучия на примерах. Уменьшенное трезвучие от нотки «до» будет состоять из таких звуков: «до», «ми бемоль», «соль бемоль».
Между звуками «до» и «соль бемоль» у нас получился интервал уменьшенная квинта. От этого названия и получилось название аккорда.
Увеличенное трезвучие от нотки «до» будет состоять из звуков «до», «ми», «соль диез».
Крайние звуки аккорда «до» и «соль диез» — это интервал увеличенная квинта, поэтому и трезвучие получило название увеличенного.
Как мы видим, состав мажорных, уменьшенных, минорных и увеличенных трезвучий разный.
Консонирующие и диссонирующие аккорды
Разное у них и звучание. Мажорные и минорные трезвучия звучат красиво, приятно на слух. Это консонирующие аккорды. Увеличенные и уменьшенные трезвучия звучат резко, некрасиво. Это диссонирующие аккорды. Такое звучание получается потому, что в состав последних аккордов входят интервалы, которые являются диссонансами – увеличенная квинта и уменьшенная квинта. Более подробно про консонансы и диссонансы мы уже говорили в этой статье.
Мы рассмотрели состав трезвучий в их основном виде. Каждый звук аккорда по-своему называется. Так, первый звук называется примой или основным. Второй звук – это терция аккорда или терцовый звук. Третий звук находится на расстоянии квинты от основы и поэтому получил название квинтовый звук или просто квинта аккорда. Для простоты звуки аккорда можно обозначить цифрами, как показано на примере:
Источник
Аккорды
АККОРД, ТРЕЗВУЧИЕ, ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ.
КОНСОНИРУЮЩИЕ И ДИССОНИРУЮЩИЕ ТРЕЗВУЧИЯ.
ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ.
Аккордом называется одновременное сочетание трех или более звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям.
Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием.
Аккорд (в своем исходном виде) строится от нижнего звука вверх.
От того, какие терции участвуют в образовании трезвучия и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия.
Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий:
1. Мажорное или большое трезвучие состоит из большой терции внизу и малой — вверху, между крайними звуками образуется интервал чистой квинты.
2. Минорное или малое трезвучие состоит из малой терции внизу и большой — вверху, между крайними звуками также чистая квинта.
3. Увеличенное трезвучие состоит из двух больших терций, поэтому между крайними звуками образуется интервал увеличенной квинты.
4. Уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций, между крайними звуками образуется уменьшенная квинта.
Все интервалы, составляющие мажорное и минорное трезвучия, являются консонирующими (благозвучными) интервалами. В число интервалов, составляющих увеличенное и уменьшенное трезвучия, входят диссонирующие (неблагозвучные) интервалы (ув.5 и ум.5).
Поскольку присутствие хотя бы одного диссонанса в аккорде оказывает влияние на его окраску в целом, мажорное и минорное трезвучия являются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное — диссонирующими.
Основной вид трезвучия подразумевает, что его звуки расположены по терциям, как показано на рисунке выше.
Звуки аккорда имеют названия в его контексте. Эти названия образуются из интервалов между каждой нотой аккорда и его основным тоном. А именно: основной тон (звук), от которого Вы начинали построение аккорда, называется примой этого аккорда; второй звук, терцией выше примы — терция этого аккорда, и так далее. Эти названия, пока речь идет о данном аккорде, присущи нотам независимо от их взаимного расположения. Например, если некое трезвучие в исходном виде оказалось состоящим из нот «фа», «ля» и «до», то в контексте этого аккорда можно (и нужно) заменять названия нот: «фа» называть «примой» данного аккорда, «ля» — терцией, и «до» — квинтой. Эти названия остаются законными для каждой из трех нот, независимо от того, как эти ноты будут взяты на инструменте. Мы можем, например, взять «фа» нижним звуком аккорда, затем, выше него — «до», и на самом верху — «ля» в другой октаве. Несмотря на изменение порядка звуков в аккорде, их имена остаются прежними: «фа» — прима, «ля» — терция, и «до» — квинта:
Следует понимать, что ни эмоциональная окраска, ни гармоническая функция аккорда никак не изменяется при таких перестановках, поэтому такой аккорд продолжает оставаться трезвучием, и имена его отдельных звуков сохраняются. И это действует до тех пор, пока звучит данный аккорд. Разумеется, окажись нота «фа» в составе такого терзвучия:
она должна будет называться уже не «примой», а «терцией». Эти названия отражают не столько высоту ноты, сколько ее смысловую роль в аккорде. В дальнейших занятиях Вы убедитесь, что это сделано разумно.
Если взять аккорд в его основном виде и переместить его нижний звук на октаву вверх, то получившееся созвучие будет обращением исходного — так же, как мы это делали с интервалами. Если снова взять нижний звук нового аккорда (это будет уже его терция) и тоже переместить на октаву вверх, — еще одно обращение. Если проделать это еще раз (теперь двигаться будет квинтовый тон), то в итоге получится снова исходное трезвучие, но октавой выше. И разумеется, чем больше нот в составе исходного созвучия, тем больше обращений оно может иметь. Иными словами, «обращение» — это способ расположения звуков аккорда по высоте таким образом, что в роли его нижнего звука выступает какой-либо другой звук, кроме примы. Здесь имеет значение именно нижний звук — от расположения остальных звуков обращение не зависит. Обращения трезвучий тоже имеют собственные имена: первое обращение называется секстаккордом и обозначается добавлением цифры 6 к имени трезвучия, второе — квартсекстаккордом — обозначается двумя цифрами 6 и 4 (или 4 и 6).
Просьба не путать с буквенно-цифровыми обозначениями для гитары.
Ниже на рисунке приведены обращения в До-мажоре.
Цифры около нотных головок напоминают Вам имена этих нот в аккорде.
Названия обращений образуются от интервалов между крайними звуками и между нижним звуком и примой аккорда. Секстаккорд обозначается цифрой «шесть», так как в нем интервал сексты образуется между нижним звуком и примой (да и между крайними звуками тоже). Квартсекстаккорд обозначается цифрами «4/6» или «6/4», так как от нижнего голоса до примы в нем интервал кварты, а между крайними звуками — сексты.
Для того, чтобы построить тонический секстаккорд или квартсекстаккорд в определенной тональности, необходимо исходить из основного вида трезвучия, и затем при помощи обращения находить требуемый аккорд.
Например, требуется построить тонический секстаккорд в Ре-мажоре или квартсекстаккорд в Си-миноре:
Для того чтобы уметь быстро строить обращения мажорного и минорного трезвучий от любого звука и определять их тональности, рекомендуется знать: 1) какие интервалы образуются между соседними звуками аккорда и 2) что в секстаккорде нижним звуком выступает терцовый тон, а в квартсекстаккорде — квинтовый.
Таблица интервального строения обращений мажорного и минорного трезвучий.
мажорный секстаккорд минорный секстаккорд мажорный квартсекстаккорд минорный квартсекстаккорд | м. 3 + ч. 4 б. 3 + ч. 4 ч. 4 + б. 3 ч. 4 + м. 3 |
Зная интервальное строение обращений мажорного и минорного трезвучий и положение в них основного звука, легко построить заданный аккорд.
Например, требуется построить от звука ре мажорный секстаккорд
получили секстаккорд Си-бемоль мажора.
Требуется от звука ре построить минорный квартсекстаккорд:
получили квартсекстаккорд соль минора и т.п.
Другая технология, возможно, помедленнее, но основывается не на вызубривании таблицы выше, а на полном понимании происходящего. Если Вы заставите себя следовать ей с самого начала, то в последствии будете намного легче ориентироваться в сложной гармонии. Эта технология пошаговая.На этом же примере (построение мажорного секстаккорда от ноты «ре») шаги будут такие:
1. Если «ре» — нижний звук искомого секстаккорда, то «ре» — его терция;
2. Если «ре» — терция, то прима того же аккорда находится большой терцией ниже (большая — потому что требуется мажор). Следовательно, прима будущего аккорда — нота «си-бемоль»;
3. Прима и терция нам уже известны, находим тон квинты: то есть, отмеряем чистую квинту вверх от примы. Получаем ноту «фа»;
4. Полученные три ноты — «си-бемоль», «ре» и «фа» располагаем на линейках в любом порядке, только чтобы нота «ре» была самой нижней в аккорде. секстаккорд построен. Повторим, эта технология поначалу выполняется медленнее — сначала мы находим ноты, из которых аккорд должен состоять, а только потом эти ноты располагаем на линейках в нужном порядке. Но при этом мы полагаемся не на заученную таблицу (которую нетрудно и забыть!), а на полное понимание сути. Это надежнее, и в итоге — все равно эффективнее, поверьте!
Главные трезвучия в мажоре и миноре. Соединения главных трезвучий.
На всех ступенях мажора и минора можно построить трезвучия. Если построить эти трезвучия на всех ступенях гаммы натурального мажора и используя ТОЛЬКО ноты этой гаммы, мы видим, что три из них (на главных ступенях I, IV и V) — окажутся мажорными трезвучия. Каждое трезвучие имеет самостоятельное название (происходящее от названия ступени, на которой оно построено).
Трезвучие I ступени называется тоническим,
трезвучие IV ступени — субдоминантовым,
трезвучие V ступени — доминантовым.
Эти трезвучия ярче всех других выражают ладовые функции (то есть взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков), поэтому они называются главными трезвучиями и обозначаются так же, как и главные ступени, T, S, D:
Построив трезвучия на всех ступенях натурального минора, мы видим, что в противоположность мажору, главными трезвучиями минора оказываются минорные трезвучия. Они обозначаются как и главные трезвучия мажора, но малыми буквами t, s, d:
Как видим, мажорное или минорное наклонение трех главных трезвучий ладу СОВПАДАЮТ с наклонением самого лада.
Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов. В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер, а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, приносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада:
Вследствие того, что главные трезвучия являются гармонической основой лада, они широко применяются в музыке, поэтому необходимо знать их простейшие соединения.
Соединением аккордов называется последовательность их при плавном движении голосов (голосоведении). Под «голосом» мы подразумеваем один звук аккорда. При восприятии музыки любой человек подсознательно отслеживает горизонтальные связи между этими голосами. То есть, оценивает, как соединяется верхний звук одного аккорда с верхним — другого; средний — со средним и т.д. То есть, музыка рефлекторно воспринимается как подобие некоего хора, где каждый голос исполняется живым человеком. Так вот, «голосоведением» называется манера композитора в обращении с каждым голосом в отдельности. При хорошем голосоведении ВЫ можете прямо-таки извлечь любой голос из недр аккорда и исполнить его как самостоятельную мелодию. Если голосоведение было продумано хорошо, то любой голос звучит гладко, поется легко, не содержит резких скачков.
Последовательность, образованная несколькими аккордами, называтся гармоническим оборотом.
Рассмотрим примеры простейших соединений главных трезвучий и их обращений:
Здесь показано соединение аккордов лишь в их простейшем, «лабораторном» виде. В реальной музыке, конечно, композитор имеет дело чаще всего с намного большим числом голосов, но принцип соединения все-таки продолжает работать и здесь. Сколько бы голосов ни участвовало в аккорде, при соединении следует стремиться к плавному, без скачков, движению КАЖДОГО голоса в отдельности.
Позже мы познакомимся с побочными трезвучиями мажора и минора.
Источник
Увеличенное трезвучие
Состав аккорда: | ||
увеличенная квинта | ||
большая терция | ||
прима |
Увеличенное (чрезмерное) трезвучие — трезвучие, состоящее из двух больших терций, между крайними звуками которого образуется интервал увеличенной квинты [1] .
Содержание
Общая информация
Увеличенное трезвучие включает диссонирующий интервал — увеличенную квинту — и является сильным диссонансом. Вследствие диссонирующего и неопределённого характера, увеличенное трезвучие и содержащие его септаккорды зачастую рассматриваются в теории гармонии не как самостоятельные аккорды, а как случайные сочетания [2] .
Увеличенное трезвучие находится в гармоническом миноре на III ступени и в гармоническом мажоре на VI (пониженной)ступени, и разрешается в мажоре в тонический квартсекстаккорд, в миноре — в тонический секстаккорд [3] :
Увеличенное трезвучие является видоизменённым аккордом, образованным при помощи хроматических проходящих нот, и происходит от хроматического повышения квинты в мажорном трезвучии или от понижения тоники в минорном трезвучии. Оно может появляться во время гармонизации мелодии как проходящий аккорд, но может употребляться и самостоятельно, предваряясь тем же трезвучием, в которое разрешается.
Обращения
В состав увеличенного трезвучия и его обращений входят энгармонически равные интервалы: большая терция и уменьшенная кварта, являющаяся обращением увеличенной квинты:
Интервальное строение обращений увеличенного трезвучия | ||
---|---|---|
Основное трезвучие | Увеличенное трезвучие | б. 3 + б. 3 |
Первое обращение | Увеличенный секстаккорд | б. 3 + ум. 4 |
Второе обращение | Увеличенный квартсекстаккорд | ум. 4 + б. 3 |
Энгармонизм увеличенного трезвучия
Увеличенное трезвучие и его обращения — увеличенный секстаккорд и увеличенный квартсекстаккорд — энгармонически равны. Всего имеется 4 разрешения увеличенного трезвучия, но так как каждому из них соответствуют ещё два равных созвучия, то всего можно получить 12 разрешений одного увеличенного трезвучия.
Энгармонизм увеличенного трезвучия служит средством для внезапной модуляции, однако в четёрыхголосном сложении применяется лишь изредка.
Звучание
Cоветский музыковед и педагог Юлий Кремлев охарактеризовал увеличенное трезвучие как «выразительно-изобразительный элемент неопределённости (чему способствует акустический состав увеличенного трезвучия, не укладывающегося в натуральный обертоновый ряд…» [4] .
Примечания
- ↑Г. Фридкин Практическое руководство по музыкальной грамоте. — М .: Государственное музыкальное издательство, 1962. — С. 207-208. — ISBN 5-7140-0592-7
- ↑Н. Римский-Корсаков Практический учебник гармонии / Под редакцией М. О. Штейнберга. — 16-е издание. Исправленное и дополненное. — М .: Государственное музыкальное издательство, 1937. — С. 11. — ISBN 978-5-397-00863-1
- ↑Увеличенное трезвучие. Starvocal.Ru. — Cольфеджио. Архивировано из первоисточника 16 апреля 2012.
- ↑Александр Спендиаров / сост. Г. Ш. Геодакян. — Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1973. — С. 177. — 211 с.
Секстаккорд • Увеличенный секстаккорд • Альтерированный • С добавленными тонами • Кластерный • Задержанный • Пауэр-аккорд
Электра • Хендрикса • Прометеев • Петрушки • Тристан-аккорд • Неаполитанский
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Увеличенное трезвучие» в других словарях:
ТРЕЗВУЧИЕ — в музыке в общем смысле созвучие трех звуков; в специальном аккорд из трех звуков, расположенных по терциям. Различают: мажорное трезвучие (большая терция + малая терция), минорное трезвучие (малая терция + большая терция); менее употребительно… … Большой Энциклопедический словарь
трезвучие — я; ср. Муз. Аккорд из трёх звуков, расположенных по терциям. Мажорное, минорное т. Тоническое т. * * * трезвучие (музыкальн.), в общем смысле созвучие трёх звуков; в специальном аккорд из трёх звуков, расположенных по терциям. Различают мажорное … Энциклопедический словарь
Трезвучие — Трезвучие аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям. Содержание 1 Строение трезвучия 2 Обращения трезвучия 3 … Википедия
Трезвучие — (лат. trias, нем. Dreiklang, англ. triad, франц. triple accord). 1) Аккорд из трёх звуков, к рые могут быть расположены по терциям. Возможны 4 вида Т.: два консонантных мажорное (также большое, твёрдое , trias harmonica maior,… … Музыкальная энциклопедия
ТРЕЗВУЧИЕ — (нем Dreiklang), по обычной терминологии генерал баса название аккорда, состоящего из двух друг над другом построенных терций, независимо от того, большие ли это терции или малые. Поэтому существуют подразделения т ия на: 1) большое или… … Музыкальный словарь Римана
Трезвучие — (музыкальное) Аккорд, звуки которого расположены или могут быть расположены по терциям. Термин объединяет четыре аккорда, отличающихся по конструкции и выразительным свойствам. Деление чистой квинты на две неравновеликие терции даёт два… … Большая советская энциклопедия
Мажорное трезвучие — Состав аккорда: чистая квинта большая терция прима Мажорное (большое) трезвучие трезвучие, состоящее из большой терц … Википедия
Минорное трезвучие — Состав аккорда: чистая квинта малая терция прима Минорное (малое) трезвучие трезвучие, состоящее из малой терции вниз … Википедия
Уменьшённое трезвучие — Состав аккорда: уменьшенная квинта малая терция прима Уменьшённое трезвучие трезвучие, состоящее из двух малых терций … Википедия
АККОРД — в музыке, сочетание трех и более тонов, звучащих одновременно и воспринимающихся как целое, т.е. как нечто большее, нежели сумма отдельных тонов. Различие между одновременным звучанием нескольких самостоятельных тонов и аккордом, воспринимаемым… … Энциклопедия Кольера
Источник