Состав поющих гитар 1969

ВИА «Поющие гитары»


1966-1985 Руководитель ансамбля
Анатолий Васильев

Основатель и руководитель коллектива — Анатолий Николаевич Васильев. Для того чтобы создать собственный музыкальный проект — эстрадный ансамбль типа популярного тогда итальянского вокально-инструментального квартета «Marino Marini», весной 1966 Васильев уходит из ансамбля «Дружба». В ансамбль должны были войти две гитары, электроорган и ритм секция — бас-гитара и ударные. Будущих участников группы Васильев собирал из выпускников ленинградских музыкальных училищ и самодеятельных музыкантов. Но обстоятельства сложились так, что популярный эстрадный певец Анатолий Королев, которого А.Васильев пригласил для участия в новом коллективе, в последний момент отказался уйти из ансамбля «Дружба». Тогда Васильев с остальными близкими ему по духу музыкантами уехал на берег Черного моря на турбазу. Там, за стол и дом, они по вечерам играли на танцах для отдыхающих, а целые дни репетировали непривычную и по тем временам новую в нашей стране музыку с гитарным ритмом «биг-бит». Музыканты,молодые поклонники «Beatles», «Shadows» и «Ventures», учились слаженно петь и играть сложные гитарные партии.

5 ноября 1966 поющие гитаристы представили свою новую программу на одной из молодежных площадок Ленинграда — в Военно-механическом Институте. Сгоревшая во время выступления аппаратура, кричащий и гикающий молодняк. Кое-как концерт доиграли. Однако свежесть аранжировок, звучание электрогитар, электрооргана, новизна репертуара были явным плюсом нового коллектива, и этот первый провал не разуверил музыкантов, показал, что они на верном пути. Доработав программу и аппаратуру, новый коллектив, получивший как-то само собой, совершенно естественным путем название «Поющие гитары», сдал эту программу Художественному Совету и с декабря 1966 начал профессиональную работу в Ленконцерте.

Вот этот первый легендарный состав: Анатолий Васильев (соло-гитара), Владимир Калинин (аккомпанирующая гитара), Евгений Броневицкий (бас-гитара), Лев Вильдавский (фортепиано, электроорган), Олег Мошкович (фортепиано,эл.орган), Сергей Лавровский (ударные) и две певицы — Галя Баранова и Таня Калинина.

Позже на недолгое время в ансамбле появился Ю.Чванов, его сменил Вл.Рубин, тоже на очень короткий срок. В 1968 году в ансамбль пришел, по настойчивому приглашению Е.Броневицкого из «Лесных братьев» Александр Федоров, пришел, чтобы остаться надолго и всерьез, чтобы составить с Евгением уникальный вокальный дуэт. И еще через небольшой срок, в 1969 году, в коллективе появился еще один «звездный» участник, тоже надолго и всерьез, и тоже стал любимцем всей страны — это Валерий Ступаченко.

Программа «Поющих гитар» на том первом этапе состояла из инструментальных номеров и гитарных обработок популярных мелодий (Полюшко-поле, Тачанка и т. п.), сделанных Васильевым, песен разных авторов, а также песен «Beatles» и других хитов бит-музыки, а сильными сторонами ансамбля были эффектное вокальное многоголосие и остроумная театрализация многих песен.

Песни советских авторов: А.Островского, А.Колкера, М.Таривердиева, А.Бабаджаняна впервые зазвучали с эстрады в аранжировке для инструментального гитарного состава. Так советская песня на эстраде не исполнялась еще никогда. Изменилось сценическое поведение артистов, мизансцены. Привычное ансамблевое пение «плечом к плечу» с одним микрофоном сменилось свободной расстановкой участников — каждый имел свой микрофон, что придавало особую динамику исполнению.

Подбор молодежного репертуара составлял огромную проблему. Союз композиторов о зарождении нового эстрадного жанра в конце 60х мог и не подозревать. Каким-то Постановлением количество авторских работ, то есть песен, написанных участниками ансамбля, для исполнения на концертах было ограничено. Музыкантам ансамбля приходилось адаптироваться — хитрить, делать свои аранжировки на песни советских композиторов, подправлять гармонию. Рассказывают, что один композитор даже не узнал своих сочинений в исполнении «Поющих гитар», но остался вполне доволен — ребята сделали конфетку.

Музыкальные критики тоже оставались довольны, вот что писала «Музыкальная жизнь» в 1968 году:

Характерной особенностью аранжировок Анатолия Васильева является стремление максимально насытить фактуру контрапунктирующими линиями. Благодаря этому необычно звучат те песни, к которым мы давно уже привыкли. Тенденции нового заметны в самом принципе формирования репертуара. Из зарубежных песен молодые музыканты выбирают не шлягеры, приносящие легкий успех, а песни гражданского содержания, которые редко звучат с эстрады.

Заслуживают особого упоминания пародийные номера программы — псевдоцыганские напевы, широко бытовавшие в дореволюционное время. Характерные интонации жестокого романса в сочетании с современной гармонизацией и биг-битовыми ритмами создают причудливую атмосферу музыкального шаржа. Совсем по-другому применяются эти ритмы в инструментальной пьесе «Аппачи», основанной на индейских мелодиях. Перед нами развертывается музыкальная фреска, привлекающая разнообразием тембровых красок и виртуозной фактурой. (прим. ред. Стилистика оригинала сохранена 🙂

Анатолий Васильев вспоминает — «Первые гастроли в Москве. ЦДСА, синклит московский. Сели, стали обсуждать — поют сами, вроде голосов нет у ребят, играют сами, репертур делают сами какой-то непонятный. Ситуация накалялась, слово взял Ян Френкель — «Товарищи члены худсовета, у меня просьба одна — только не мешайте им работать. У них прекрасный концерт, не надо им ничего говорить, они сами сделают лучше, чем мы скажем».

Это было страшное время, говорит Александр Федоров, мы были молодые модные мальчишки, нам хотелось сделать что-то новое, современное и все время двигаться вперед, а нам говорили — » ну сейчас, сейчас 98-летие Ленина пройдет, ослабнет цензура, про нас немножечко забудут. » Но заканчивалась одна, приближалась новая дата — 1 мая, 7 ноября. Давление на нас было постоянным.

Первые полтора года шло интенсивное формирование репертуара ВИА и его состава, росла его популярность, известность. Пришли А.Федоров, В.Ступаченко, появился свой профессиональный инженер — звукотехник, он же трубач, Эдгар Бернштейн. В 1968 московская фирма «Мелодия» выпустила первую пластинку ансамбля — фактически первый артефакт отечественной бит-музыки, где «Поющие гитары» предстали не столько как «поющие», сколько как «играющие»: ее основу составили инструментальные пьесы Васильева в манере «Shadows» и «Ventures» и несколько вокальных номеров, в том числе их первый хит «Сумерки».

В 1969 из аккомпанирующего ансамбля Виктора Вуячича в «Поющие Гитары» пригласили клавишника и певца Юрия Антонова. Антонов в близкой по духу среде музыкантов ансамбля быстро проявил себя как композитор — «О добрых молодцах», «Если ты любишь», «Стой, не стреляй солдат», «Аэропорт», «Стефания Сандрелли»,- эти песни сразу обрели всесоюзную известность. Первая работа Антонова в ансамбле как певца — это венгерская песня «Люди встречаются». Но, к сожалению, уже в начале 1970 из-за проблем с руководством Ленконцерта Антонов вынужден был уйти из ансамбля. Последнюю свою песню,написанную в ансамле, Юрий Антонов на прощание подарил Евгению Броневицкому. Это был нотный листочек со строчкой мелодии и гармонией под нотами. Евгению песня очень понравилась, на одном дыхании он сделал оркестровку, сочинил красивейшее гитарное соло. В песне было два куплета слов, третий дописал питерский гитарист Михаил Беляков. Так вышел национальный суперхит — «Нет тебя прекрасней», гениальная работа композитора Юрия Антонова.

C 70 года, с приходом в коллектив новых профессиональных музыкантов -Григория Клеймица, Юрия Соколова, Юрия Иваненко и Василия Борисова,- начался самый продуктивный период в работе ансамбля, продолжительные гастроли по стране и за рубежом, концерты в больших престижных залах Ленинграда и Москвы, записи на телевидении. Попытки давления и контроля за репертуаром продолжались. Одно время ансамблю запретили сольные выступления, понизили концертную ставку, филармонические чиновники боялись потерять кресло, но выступления ансамбля делали кассовый план, и это оправдывало для чиновников любой риск.

Юрий Соколов вспоминает — «В начале 70х Ташкентский Мюзик-холл дает гастроли в Ленинграде, афиши по всему городу -, 15 выступлений в Концертном зале Октябрьский. Первый день — зал заполнен наполовину, а на второй день пришли только два узбека с семечками, и все: на сцене аншлаг — в зале никого! «Что делать?»- думают в Ленконцерте. Со следущющего дня первое отделение «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ» , второе — узбеки. Аншлаг на все 15 дней мы обеспечили им сразу. Мы делали для них деньги, и начальство на нас глаза прикрывало.

В сущности, тогда «Поющие гитары» дали образец того, как элементы рок — и поп-музыки могут быть использованы в аранжировках традиционного песенного материала. Коллектив создал универсальную формулу для тысяч советских ВИА, появившихся в конце 60-х и первой половине 70-х годов.

Весной 1975 года, когда «Поющие гитары» были на гребне популярности, Анатолий Васильев неожиданно решился на уникальный эксперимент. Рок-опера.

Коллектив был развернут на 180 градусов, начались репетиции, прогоны, тяжелейший для ансамбля период езды в незнаемое, ведь опыта подобных постановок в стране еще не существовало. Не существовало и законченного варианта музыки спектакля, вокальные и инструментальные аранжировки делались буквально на ходу, неизбежные переделки и подгонки музыкального, сценического, постановочного материала, всю ту суматоху, суету и неразбериху, которые всегда сопутствуют новому делу, коллектив выносил стоически. И работал концерты, чтобы не умереть от голода. Летом на сцене Оперной студии Ленинградской консерватории состоялась премьера рок-оперы «Орфей и Эвридика» с Ириной Понаровской и Альбертом Ассадулиным в главных ролях. Опера получила европейский диплом лучшего спектакля года. Но.

Такое изменение творческого направления ансамбля стало причиной прекращения концертной деятельности и скорого распада концертного коллектива и ухода всех его музыкантов.

Говорит Анатолий Васильев -» В 1975, когда выпустили «Орфей», концерты еще шли какое-то время. Мне пришлось сильно увеличить коллектив, если у «Поющих гитар» на сцене было 7 человек, то тут стало порядка 40, это было слишком дорого для Ленконцерта.

Александр Федоров — » Опера не дала, по большому счету, никому из нас ничего, ни уму ни сердцу, но переломала и перекалечила много человеческих судеб. Судеб музыкантов, которые поставили саму жизнь на карту ансамбля, которые связывали с ним все свои планы и надежды. Все в одночасье рухнуло. Было очень обидно. Выход «Орфея и Эвридики» не был просчитан.

Музыканты прежних, концертных «Поющих Гитар» стали покидать ставший для них чужим коллектив. Расходились кто куда. Ал.Федоров вместе с О.Левицкой и Вл.Васильевым пришли в группу к Стасу Намину, Е.Броневицкий — в анс.»Дружба», другие ушли в ресторанные ансамбли, предпочтя гастрольным неудобствам работу в родном городе.

Представления оперы были поставлены Ленконцертом на конвейер, за 5 лет — более 1000 представлений! Вслед за «Орфеем и Эвридикой» в 1979 году ставится авангард-опера «Фламандская легенда» (о Тиле Уленшпигеле), сложность музыкального восприятия сделала спектакль «не кассовым», в 1981 году он сошел со сцены. Театральный замах требовал новых опер — в 1982 году выпустили «Гонки», опера просуществовала 3 месяца, а сняли ее из идеологических соображений.

Самым последним в 1985 году свое детище покинул сам Анатолий Васильев. В 1986 коллектив ансамбля поставил свою версию рок-оперы «Юнона и Авось», а в 1988 году сам отказался от названия «Поющие Гитары», организационно переоформившись в Театр «Рок-Опера» с ориентацией на постановку крупных произведений (опер, мюзиклов и т.п.).

А что стало с «Поющими гитарами»?

Рассказывает Василий Борисов — «Двадцать с лишним лет нашей жизни врозь мы знали друг о друге, созванивались, передавали приветы, иногда встречались, в разных сочетаниях, но мыслей о возможном возрождении ни у кого не возникало, даже наоборот, вопросы в этом направлении встречались со скепсисом. Идея возрождения пришла в юную голову Антона Гарнова, тогда еще студента ЛГУ, социолога,(сейчас он журналист Лен.Обл.ТВ). Антон родился спустя пять лет после распада ансамбля, большой дискографии у нас не было, ТВ съемок тем более, так вот, чудо какое-то, у Антона на кассетах хранились наши песни, много таких даже, о которых мы и сами подзабыли. Он начал кампанию, по ходу кампании клуб любителей ВИА создал, по радио выступал, к людям ходил, кого-то просил, кого-то уговаривал. И нас тоже уговорил. Короче говоря, собрал все составные части, нужные, чтобы ансамбль встретился и на праздновании 30-летия со дня основания выступил с программой самых своих популярных, самых любимых песен.

В 1997 году произошло событие — через 30 лет участники ансамбля собрались для создания юбилейной программы. Зрительный зал Петербургского «Гигант-холла» не смог вместить всех желающих. На аренду любой площадки нужны деньги, и немалые, но художественный руководитель «Гигант-Холла», народный артист России Григорий Баскин в течение многих лет в качестве ведущего колесил по стране с «Поющими Гитарами», поэтому вопрос с площадкой и рекламой решился как бы сам собой. Григорий Клеймиц, восстановил десяток, наверное, самых больших хитов «Поющих Гитар». Сказать, что музыканты волновались, значит ничего не сказать. Ведь позади 22 года врозь, по существу, целая жизнь. Но страхи оказались напрасными, вечер вылился в настоящий триумф, собрались, конечно, самые «бешеные» поклонники «Поющих Гитар», после этого успеха уже невозможно было разойтись снова по своим квартирам, местам работы, по своим углам. Стало ясно, что «Поющие Гитары»нужны людям, что у них есть любящий, «сумасшедший» зритель, что их помнят и со сцены не отпустят.

Т ак возникло решение о продолжении выступлений «Поющих гитар». Весной 1997 ансамбль возродился и выступает с неизменным успехом, собирая полные залы в городах России, а также в ближнем и дальнем зарубежье. Причём на концерты «Поющих» приходят не только те, для кого ‘Песня о добрых молодцах» или «Толстый Карлсон, смешной чудак. » — воспоминание о далёкой молодости, но и совсем юные зрители.

«Нынешний успех «Поющих гитар»-говорит Василий Борисов , прежде объясняется теми качествами, которые когда-то были свойственны советской эстраде, — стремлением к высокой музыкальной культуре и умением работать на сцене, не жалея себя. А ещё мы понимаем, что со старым багажом далеко не уедешь. Сегодня уже треть нашего репертуара — новые песни».

В торое восхождение «Поющих» на эстрадный Олимп не было усыпано цветами. Начинать приходилось с маленьких площадок и не самых престижных залов. Но самое обидное, что труднее всего доказывать свою состоятельность не зрителям, а клеркам современного шоу-бизнеса. Несмотря на аншлаги и хвалебные рецензии, многие телепрограммы для ансамбля по-прежнему закрыты.

30 декабря 2002 ВИА «Поющие гитары» выступили в Андреевском зале Большого Кремлевского Дворца, где президент России В.В.Путин собрал на торжественный ужин весь цвет политических и культурных кругов страны. Но тем не менее на концерте «Песня года» страна опять не увидела «Поющих гитар», как впрочим, не увидила ни одного своего легендарного ВИА.

У важаемые любители и знатоки эстрады!

Чтобы собрать интересные факты по истории ВИА, старые фотографии нужна ваша помощь. Пишите! Наталья

Н аиболее известные составы ансамбля:
1967 Баранова, Калинина, Броневицкий, Вильдавский, Лавровский, Калинин, Мошкович, А.Васильев,
1971 Понаровская, Федорова, Ступаченко, Федоров, Броневицкий, Клеймиц, Бернштейн, Борисов, Иваненко, Соколов, А.Васильев
1997 Левицкая, Ступаченко, Федоров, Броневицкий, Клеймиц, Борисов, Соколов, Кижаев, В.Васильев
Музыканты ансамбля

Журнал Музыкальная жизнь №6 1968
Поющие гитары

Ленинградские газеты 1969
Звонкие струны

Гастроли в Польше и ГДР 1970/71
Пресса

Московский Театр эстрады
История ВИА

История ВИА от Андрея Бурлаки
🙂

Журнал Авансцена, август 1999
Гастроли в США

Газета Северная неделя , г.Северодвинск, август 2001 г.
интервью с Евгением Броневицким

Газета Комсомольская правда сентябрь 2001г.
Концерт в Театре эстрады

Интервью музыкантов для POPSA.info , 2002г. #1 2 3

Интервью Анатолия Васильева для журнала Звукорежиссер , 2005г. Дедушка русского рока

Источник

Оцените статью
Публикации по истории ансамбля и его музыкантов