Соул гитара что такое

Соло-гитара

  • Соло-гитара (англ. Solo guitar или англ. Lead guitar) — гитара, роль которой в коллективе — создавать (играть) некие мелодические линии, подобно голосу. Соло-гитара используется в нескольких направлениях. Первое — обыгрывать основную мелодию (куплеты, риффы), делая игру более мелодичной и красивой. Второе — играть основную мелодию для усиления жёсткости и экпрессивности исполнения (часто используется в метал-музыке). Третье — исполнять соло-партии, являющиеся логическим продолжением песни. Исполняется чаще всего после 2-го припева перед 3-им запевом (обычно такое соло наиболее продолжительное во всей композиции), иногда соло-партии заполняют промежутки между всеми куплетами, а иногда и между строчек (по-другому такие партии называются гитарные заполнения), ставятся в начале, создавая определённое предрасположение к мелодии, могут ставиться и в конце композиции (в основном в метал-балладах). Благодаря соло-гитаре песня получается выразительной. Соло, которое играется на высоких скоростях, называется шред.

С технической стороны инструменты не делятся на соло и ритм гитары. Разница проявляется исключительно в исполняемых партиях. Тем не менее в качестве соло-гитары почти всегда выбираются инструменты с тремоло-бриджами, которые обеспечивают более точную технику подтяжки струн, тогда как для ритм-гитары может использоваться и фиксированный бридж.

Источник

Блюз >Волшебные ритмы соула

Если вы играете блюз и хотите разнообразить свою игру, попробуйте добавить в нее элементы других жанров. Классический соул шестидесятых годов двадцатого века, со своими мягкими гитарными риффами и мелодичными вставками — отличный вариант! Музыка соул, произошедшая от госпела и ставшая основой для фанка и диско семидесятых годов, пользуется популярностью и сегодня. Такие группы, как Tedeschi Trucks Band (в составе которой играет мастер слайда Дерек Тракс (Derek Trucks), активно поддерживают ее на плаву.

Читайте также:  Зато у меня есть пианино

Соул имеет много общего с блюзом, но часто отходит от стандартной двенадцатитактовой формы. Гармония соула выходит за рамки доминантных аккордов, а инструментальные секции можно назвать прямо-таки неземными.

Давайте посмотрим, как можно украсить партии ритм-гитары влиянием соула. Начнем с разбора гармоний.

Гармонии для ритм-партии соул-гитары

В соуле очень часто встречаются аккорды 7sus. По сути, это трезвучие на фоне басовой ноты. Самые распространенные типы таких аккордов — это bVII/I и IV/V. В тональности А это будут аккорды G/A и D/E.

Проанализируем интервальную структуру аккорда G/A: тоника (A), b7 (G), 9 (B) и 11 (D). Видим, что его нельзя назвать чисто мажорным или чисто минорным. Этот аккорд можно брать несколькими способами (см. ниже). Попробуйте представить его как трезвучие G мажор на фоне басовой ноты А.

Чтобы продемонстрировать вам ритм-партии в А, я записал несколько музыкальных примеров, в которых я заменил аккорд 7sus на аккорд V (в нашем случае аккорд Е). Эти ритмы можно играть как в середине, так и в конце композиции.

Упражнения для соул-гитары:

Первый пример ( Пример 1 ) основан на идеях органной музыки и состоит из нескольких трезвучий. Трезвучие C# dim дает нам звучание А7, а во втором такте я играю свой любимый аккорд 7sus с трезвучием D на трех верхних струнах и нотой Е на пятой струне.

Секрет в том, что, благодаря эффективной фразировке, D/E в итоге разрешается в А. Обратите внимание на то, что самая верхняя нота не меняется, а две следующие за ней ноты разрешаются вниз с шагом в целый тон или меньше. Завершим этот пример секстовыми слайдами от терции к тонике.

Пример 2 звучит несколько более джазово, но благодаря шестой ступени вместо пониженной седьмой его гармония производит более плавное впечатление. Аппликатура аккорда 7sus очень проста — баррэ на четырех струнах на седьмом ладу. Такой вариант звучит более плотно, чем предыдущий, ведь он включает две последовательных четвертых ступени. В качестве разрешения сыграем терции слайдами на второй и третьей струнах. Думаю, они отлично подойдут нам в данном случае.

Пример 3 начинается с нескольких плотных 13х аккордов. Они мне очень нравятся, потому что имеют в басу b7, что производит впечатление того, что гитарист действительно знает, что делает! Что касается аккорда 7sus, обратите внимание на следующее. Конечно, можно найти такие аппликатуры, которые содержат трезвучие и басовую ноту, но эта басовая нота нам нужна далеко не всегда, особенно если ее играет басист. В нашем случае мы играем простое трезвучие D на трех верхних струнах, а ноту Е оставляем басисту. В завершение несколько нисходящих секст на первой струне. Такие хроматические ходы делают звучание еще интереснее.

Пример 4 исполняется в нижнем регистре гитары и включает ноты на открытых струнах, давая аккорд А13. Если играть такие фразы, не глуша струны, это создаст очень атмосферное звучание. Не забудем также и аккорд 7sus: открытая шестая струна дает V ступень (нота Е), а аккорд IV (D) смещается вниз и разрешается в аккорд I (A). Фраза завершается дабл-стопами в духе Джерри Рида (Jerry Reed) с блюзовой нотой b5 (Eb) на второй струне.

Наш последний пример ( Пример 5 ) — это шестнадцатитактовый джем на фоне прогрессии в стиле госпел-блюз (A7-B7-D7-A7). Это прогрессия вида I-II-IV-I, и переход от I к II очень украшает ее. Чтобы еще больше приблизиться к соулу, на повторении можно добавить аккорд E7sus (IV/V) в конце, который вновь приведет нас к тонике. Для этого нужно всего лишь немного изменить бас, ведь основой является трезвучие D, а бас смещается к V (Е).

В первых четырех тактах мы играем трезвучия на верхних струнах и сдвигаемся вверх на целый тон: от А к В. На фоне D7 мы играем трезвучия C и D, чтобы наметить звучание D7sus. В заключение исполним несколько нисходящих терций, чтобы сделать звучание еще мелодичнее.

Это действительно помогает почувствовать особенности соул-гитары. Мы играем ритм-партии, но их фразировка интригует. Это не просто аккорды боем — хотя, конечно, можно играть и так, и на записях Motown это встречается постоянно. Чтобы разнообразить звучание, соединим аккорды небольшими вставками из секст и терций.

В такте 5 мы встречаем несколько дабл-стопов, которые дают отличную основу для аккорда B7 (вообще-то, это B9). Так мы приходим к D7, который можно украсить блюзовым дабл-стопом, после чего перейти к E7sus, который мы уже рассматривали выше.

Фигуры в тактах 9-12 напоминают стиль Скотти Андерсона (Scotty Anderson) и его уникальные дабл-стопы. Конечно, сложно сыграть их так же технично и быстро, как сделал бы Скотти, но они в любом случае отлично подходят к нашей идее.

Далее играем несколько терций и секст и переходим к заключительной части. Последние четыре такта основаны на идее аккордов B9 и B7sus. Любой аккорд 9 хорош тем, что если сдвинуть терцию на полтона вверх (к кварте), получится аккорд 7sus, который делает мелодию очень интересной.

Если бы во всех аккордах вы добавляли бы диаграммы аккордов, было бы проще. Я только сейчас узнал, как играется аккорд b7 на гитаре.

Источник

Гитаристы и их школы >Такой разносторонний Джон Майер

Джон Майер (John Mayer) известен в современном мире музыки как мастер блюз-, рок- и поп-гитары. Этот талантливый музыкант объединяет в своем стиле абсолютно разные направления, демонстрируя при этом все лучшее, чему он научился у великих.

Сегодня мы узнаем о том, что является основой подхода Майера к игре ритм- и соло-партий.

Ритм-гитара Джона Майера

Чтобы приступить к исследованию особенностей ритм-гитары Майера, вам необходимо научиться играть аккорды, зажимая шестую струну большим пальцем. Возможно, вы уже слышали о таком приеме — ими активно пользовались многие легендарные гитаристы, повлиявшие на развитие стиля Майера, в том числе Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) и Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan). Если вы еще не знакомы с такими вариантами аппликатур, вы найдете их в этой статье. В зависимости от размера вашей руки, вы, возможно, столкнетесь с некоторыми трудностями. Но на самом деле зажимать большим пальцем можно хоть как — главное, чтобы струна действительно зажималась хорошо. Не стоит стремиться зажимать струну кончиком большого пальца — многие используют для этого нижнюю часть верхней фаланги (у самого сгиба).

Запомните аппликатуры

На рисунках ниже вы видите разные варианты аппликатур, которыми активно пользуется Майер. Первая схема — это аппликатура с полным баррэ. Она не находит применения в подобном стиле, но является основой для создания целого ряда других.

На второй схеме показана нота, которую нужно зажимать большим пальцем. Очень важно при этом одновременно глушить пятую струну. Это делается кончиком большого пальца. Если поначалу не будет получаться, не волнуйтесь. Просто продолжайте тренироваться.

В третьей и четвертой схемах большой палец не принимает участия. Это простые трезвучия, которые играются на фоне нот, зажимающихся большим пальцем. Хорошо отработайте их.

На пятой схеме вы видите, как все это работает вместе. Шестая схема предполагает небольшое баррэ, которое усложняет задачу.

На седьмой и восьмой схемах представлены варианты для минорных аккордов. Они нам тоже понадобятся. Возможно, вам придется потратить какое-то время на отработку баррэ указательным пальцем. Это вполне нормально.

Примечание : если вам кажется, что этими аппликатурами совершенно невозможно пользоваться на практике, попробуйте взять другую гитару. Гитара с узким грифом или другой формой профиля грифа может облегчить вам задачу.

Немного развития

Есть три причины популярности этих аккордов. Во-первых, практическая сторона: аккорды баррэ не так просты, и большой палец часто очень помогает в этом случае. (Джими Хендрикс и Джими Пейдж тоже люди!) Во-вторых, в качестве награды за непростую аппликатуру вы получаете интересное звучание. В-третьих, — и это, пожалуй, самое важное — это освобождает мизинец для игры дополнительных нот и мелодических ходов на фоне основного аккорда.

На схемах внизу видно, как можно использовать мизинец для развертывания мажорного аккорда. Поиграйте аккорды с хаммер-онами и пулл-оффами мизинцем (на нотах, выделенных коричневым цветом). На схемах представлен мажорный аккорд с sus4, 6 и 9.

Это касается аккордов с тониками на шестой струне. А что, если тоника находится на пятой струне? Хорошие новости: здесь большой палец не понадобится! В этом случае вполне достаточно научиться делать баррэ на средних струнах. Идея в том, что безымянный палец делает хаммер-он на терции, а иногда и на сексте аккорда.

Баллада в размере 6/8

Теперь вы готовы попробовать свои силы на настоящей музыке, поэтому давайте начнем с медленной баллады Майера в размере 6/8. Прогрессия очень проста: аккорд I ступени (G) и аккорд IV ступени (C). Пусть аккордовые ноты звучат как можно дольше. Следите за устойчивостью большого пальца. Дабл-стопы на аккорде С придают звучанию некоторый контраст и мелодичность.

Добавим соло. Пример 2 демонстрирует возможный вариант раскрытия мелодической темы. Это импровизация со слайдами и разными техниками бендинга. Обратите особое внимание на пребенды и отпускания в третьем, четвертом и шестом тактах. Здесь бенд делается еще до того, как звучит нужная нота.

Фраза в седьмом такте очень хорошо подходит к аккорду. До сих пор мы ограничивались мажорной пентатоникой G (G-A-B-D-E), а теперь добавим к ней ноту С, чтобы подчеркнуть гармонию. Далее мы добавляем F# и получаем полную гамму G мажор (G-A-B-C-D-E-F#). Ноту F# не требуется зажимать. Она получается в результате бенда от ноты Е (17 лад) в такте 11.

Завершим соло непростой фразой, очень характерной для Майера. В такте 13 нужно расположить первый и второй пальцы на 14 и 15 ладах третьей и второй струн соответственно. Слайды и ноты на 17 ладу играем третьим пальцем. Заключительные такты — вариация того, что играется в части ритма (без большого пальца), но на октаву выше.

Средний темп, стиль соул

Следующий пример написан в тональности D. Эта прогрессия уже несколько более разнообразна и напоминает соул-гитару шестидесятых годов — сразу вспоминаются Кертис Мэйфилд (Curtis Mayfield) и Хендрикс. Внизу показаны основные аппликатуры аккордов. Для начала их нужно хорошо отработать.

Ритм-партия в Примере 3 требует некоторой находчивости. Никто не говорит, что аккорд всегда нужно брать полностью, тем более в этом стиле. Можно сделать свое звучание еще глубже, играя только низкие, только средние или только высокие ноты аккорда. Хаммер-оны и пулл-оффы добавляют партии мелодичности и разнообразия. Сначала отработайте каждый в отдельности и лишь потом играйте партию полностью.

Это соло ( Пример 4 ) разделено на две части и демонстрирует два важных подхода Майера к подобным мелодиям. Первое — диатонический подход, то есть обыгрывание аккордов «нужными» нотами. Если прогрессия написана в тональности D мажор, мы используем соответствующую гамму. В данном случае это пентатоника D мажор (D-E-F#-A-B). Она применяется типичным для Майера образом — предпочитается одна струна. Практически вся первая фраза играется на второй струне. Майер — мастер игры мелодий на одной струне, поэтому поэкспериментируйте и с этим способом.

Вторая фраза явно свидетельствует о влиянии Стиви Рэя Вона — ведь блюзовые фразы можно играть на любом фоне. В этих четырех тактах мы переключаемся на пентатонику D минор (D-F-G-A-C). Это потребует небольших изменений, а бенд от F к F# делает фразу очень разумной и в то же время свежей.

Привет.В примере №4 В последних тактах ошибка.

Источник

Оцените статью