Советские 12 струнные гитары

Советские 12 струнные гитары

Важное примечание: Статья написана в начале 2000-х. С той поры много чего поменялось, иногда радикально. Читайте с поправкой за этот факт.

На пространстве нашей бывшей необъятной Родины гитары выпускали во многих местах. Некоторые географические легенды живут и поныне, хотя от большинства старых фабрик остались только названия, а от других не осталось ничего. Как например от Ивановской гитарной фабрики, от которой не осталось даже стен корпусов — ВСЕ украли.

Мартиролог гитарных фабрик советского музпрома обширный, но чтение его не вызывает исключительно горьких чувств. Все уже было описано классиками в «Вишневом саде» и «Нравах Растеряевой слободы». Невозможно бесконечно всей деревней выкручивать гайки на ж/д полотне. Несмотря на относительную несложность технологий, производство гитар требует высокой квалификации рабочих и мастеров и точное соблюдение этих технологий. Обеспечить такой уровень точности советская промышленность могла только на ниве создания танков и спутников. Гитары проходили по разделу «местная промышленность» и т.п. Отсюда общий уровень оснащения таких фабрик — на уровне совхозной машинно-тракторной станции 50-х годов. В борьбе за рынок совхозы проиграли Гибсону мгновенно, еще до первого выстрела. И ладно бы только Гибсону. Даже дешевейшие китайские картонные гитары оказались востребованы больше, чем продукция уцелевших советских гитарных фабрик. По мере развития рынка процесс выдавливания этих фабрик проявляется все сильнее. В крупных городах магазины отказались от них вовсе, в провинции их гитары еще как-то продаются, но тенденция очевидна.

Судьба гитарного производства в России точно такая, как и у большинства других мелких отраслей. Ситуацию осложняет специфичность и ограниченность рынка музыкальных инструментов. Никто не хочет вкладывать серьезные деньги в их производство. Как ни странно, схожая ситуация на Западе, особенно в Европе, где многие музыкальные фабрики либо вовсе закрылись, либо перенесли производство в страны с дешевой и дисциплинированной рабочей силой — прежде всего в Китай. Нашим фабрикам переносить было нечего, оттого они просто тихо умерли.

Пока все известные нам попытки открыть новое производство гитар в России были либо неуспешными, либо очень малыми по масштабу. Мастерская Шарова в Улан-Удэ, гитары Wanderer из Ижевска, волгоградский Lorance — все это интересно по результату, конкурентно на рынке, но никак не сопоставимо по количеству с импортом. Возможно, так и будет. Т.е. будет как на Западе — местные гитары дорогие и качественные, а дешевые массовые гитары — китайские. Во всяком случае, это лучше, чем квазитабуреточное производство, компрометирующее саму идею качественной гитары из России.

Старейшим производителем щипковых музыкальных инструментов являлось подмосковное Шихово. В конце 90-х там наблюдалось некоторое оживление производства (не без нашего участия). Но потом география победила экономику — Шихово находится под Звенигородом, на берегу Моквы-реки, цена земли там нынче как в Швейцарии. Поэтому нет больше никакой Шиховской фабрики.

Бобровская фабрика. Существование этой фабрики — исторический казус и парадокс. В Воронежской губернии со времен татаро-монголов нет леса, поэтому строить там деревообработку могло прийти в голову только с глубокого бодуна. Бобров — небольшой городок, жители которого никогда не отличались пристрастием к гитарному делу. (Шихово — тоже деревня, но хотя бы с «музыкальной» историей, кустари там делали балалайки и гитары еще в позапрошлом веке.) И вот в конце 70-х в Боброве отгрохали фабрику с мощностью чуть не 100000 гитар в месяц. В этом есть что-то Платоновское, этакий черноземный «Котлован» и «Чевенгур».
Как ни странно, фабрика отчаянно работает и поныне. Масштабы, конечно, поменьше стали, но бобровские КАМАЗы по-прежнему бороздят ухабистые трассы западной и центральной России, да и на восток доезжают. Главной особенностью этих гитар по-прежнему являются характерные «цветочки» вокруг отверстия резонатора. Эти цветочки рисуют вручную, для чего в штате есть спец.художники. Самые дешевые модели имеют характерную грушевидную форму корпуса. Есть несколько «квазивестернов» и 12-струнка. Гитары покрашены нитролаком, большинство моделей с декой из условно-резонансной елки, головка грифа сделана «лопатой». Продукция Боброва имеет настолько одиозный «советский» облик, что ее не спасает даже относительно стабильное качество и наличие еловой деки.

Ижевская фабрика. Фабрика входит в своего рода «холдинг» разношерстных предприятий, большинство из которых занимается металлообработкой. Поэтому гитары выходят такие — технократичные и очень удмуртские. Грифы в Ижевске научились делать из фанеры, но не до конца. В свое время мы тесно общались с этой фабрикой и прилагали усилия к перековке их меча на наше орало. Они нам даже знаменитую Глазовскую водку подарили. Но с гитарами по-прежнему плохо, страшные они и безнадежно фанерные. Мы даже не пытаемся из них ничего собирать, бесполезно. Хотя люди вроде честно стараются, что-то вроде «классики» создали по нашим советам. При фабрике есть несколько умельцев, они иногда фабричные гитары «тюнингуют», хотя почему-то просят за свой «тюнинг» совершенно непомерные деньги. В общем, все очень запущено.

Самарская фабрика. Самарская фабрика известна всем посетителям Грушинского фестиваля. Туда всегда приезжали камазы с этой фабрики и продавали гитары. Одно время эта фабрика успешно развивалась и даже ввозила новое оборудование из Кореи. Самарская гитара С-2 была больше всех российских гитар похожа на «классику». Были там дредноуты и 12-струнки. Но уже года три, как ничего про эту фабрику не слышно. Возможно, что и нет ее боле.

Кунгурская фабрика. Первоначально кунгурские гитары были страшнее и топорнее всех, хуже ижевских. Но в начале века на фабрике что-то случилось. Что именно, мы не знаем, может метеорит какой упал или кенсе начальство озарило. Но гитары резко поправились. На всех моделях теперь дека из массива, покрашены прилично. Технологически это конечно те самые советские гитары, но пожалуй — из наиболее основательно сделанных. Учитывая их невысокую цену, в провинции они вполне могут сосуществовать с китайскими гитарами и даже слегка теснить их.

Екатеринбургская фабрика «ЭТЮД-УРАЛ». На заре перестройки панки с Запада специально приезжали в СССР за электрогитарами УРАЛ. Акустические гитары там тоже делали, очень специфические гитары с электрогитарным креплением грифа. Но с конца 90-х никаких известий об этой фабрике нет.

Питерская фабрика «АРФА». Бывшая «Луначарка», где делали те самые «ленинградские гитары» — их по сию пору автоматически спрашивают покупатели во всех магазинах страны. Агония этой фабрики была долгой и особенно мучительной. Это была единственная фабрика, где до последнего сохранялись мастера и определенные традиции. Серийные гитары конечно были ужасны. Но процесс пропивания мастерства и проедания наследства занял почти 15 лет. И продолжался бы по сию пору, кабы не расположение фабрики в центре Петербурга. В итоге фабрику ликвидировали. Остатки производства известны под именем «Форест», у них даже сайт есть.

Питерская фабрика «МУЗА». Бывший завод «Муздеталь». Мы это название присвоили, когда фабрика совсем лежала на боку и вроде как не собиралась подниматься. Но потом нашлись добрые люди: подобрали, обогрели, обобрали. т.е. наоборот, инвестировали, извиняюсь за выражение. Даже название сменили, так что мы вроде ничего и не украли.
Исторически на этой фабрике делали гитары с электрогитарным грифом и пластиковым корпусом из полистирола, что-то вроде «овейшна», только явно попроще. Качество этих непотопляемых инструментов прежде было очень хорошее (для той эпохи, разумеется). В начале века фабрика снова легла набок. Но недавно оборудование взяли в аренду некие энтузиасты. И делают там теперь вполне приличные гитары под маркой GMD.

Питерская фабрика «ЛАДА». Появилась как лайт-версия Музы в конце 90-х. Делала похожие гитары с корпусом из АБС. С переменным успехом. Потом начала загибаться. В итоге оборудование отдали в Пензу и теперь Ладу делают там.

Борисовская фабрика. Упоминается для статистики, поскольку белорусских гитар в Москве нет уже очень давно. Была у них всего одна модель, сопоставимая с Самарой, но гриф пожирнее и покривее. По слухам, батька фабрику пока не закрыл.

Львовская фабрика ТРЕМБИТА. Львовские гитары всегда отличались определенной продвинутостью, так что в СССР с ними могла потягаться только «Луначарка». Там делали «вестерны» и вполне приличные 12-струнки. ТРЕМБИТА существует и поныне, ассортиментный ряд у нее обширный. Основу по-прежнему составляют «вестерны» и «джамбо» разного рода, есть и «классика». Несколько лет назад все модели были с резонансной декой, что приводило к огромному проценту брака, ибо дека лопалась там в течение 1-2 месяцев. Сейчас на большинстве гитар на деке стоит еловый ламинат, да и резонансную деку начали сушить несколько лучше. Поэтому в целом качество этих гитар не хуже, чем у АРФЫ или Самары, а внешний вид заметно интереснее. Некоторые модели покрашены в разные кислотные цвета — зеленый, красный, синий. Это особенно популярно в провинции, как и мексиканские сериалы. В целом ТРЕМБИТА — это старая советская фабрика, хотя и с несколько подновленным интерфейсом, она (опять же — в целом) лучше большинства российских фабрик, но ожидать от ее продукции европейского качества нет смысла.

Львовская фабрика РЕНОМЕ. Эта фабрика появилась в 90-е годы и одно время располагалась в старом помещении львовского цирка. Отсюда вероятно и кульбиты судьбы. Первоначально гитары Реноме поразили всех сочетанием очень приличного качества, «западного» дизайна и реальной цены. В середине 90-х это было пожалуй наиболее интересное предложение на русском рынке любительских гитар (куда Реноме просачивались через границу, минуя таможню и прочие условности). Но развить первоначальный успех львовские хлопци не сумели: качество стало падать, нормальные поставки наладить так и не смогли. А к концу 90-х навалился вал китайских гитар, которым Реноме уступали по всем параметрам. Поэтому с начала века встретить эти гитары в продаже в России почти невозможно. В общем жаль.

Черниговская фабрика. В Россию эти гитары совсем не попадают, что очень хорошо. Ибо от Кунгурских или Ижевских эти гитары отличаются незначительно. Очень самостийная конструкция и дизайн, фанера ядреная, весит, как бас-гитара Фендер. Короче, маешь — вещь.

Изяславская фабрика. Есть, есть и такая фабрика. Всего одну гитару видели, выпросили на свою голову у наших киевских партнеров. Потом пришлось ее продать какому-то алкашу за 200 руб. Даже даром на витрину никто не хотел брать. А запах, а цвет.

В заключение следует упомянуть о гитарах с маркой МУЗДЕТАЛЬ. Это сугубо «отверточное» производство, поскольку все наши гитары собираются из комплектующих, сделанных на других фабриках. Однако это немало. Большинство претензий к дешевым гитарам возникает именно из-за неправильной сборки. Плюс возможность фильтрации бракованных комплектующих, что не маловажно.

Источник

Инструменты

&nbsp &nbsp &nbsp Перевод: Ирина Копченова
&nbsp &nbsp &nbsp Источник: cheesyguitars.com
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 12 апреля 2012 г.

Введение

Э то первая попытка написать что-то вроде истории о том, что происходило в СССР. До сих пор мы не знали ничего на эту тему, и, хотя этот текст окончательно должен прояснить многие вопросы, он является неполным и составленным на основе различных обрывков информации, найденных то тут, то там. Трудно поверить, но нет никакой другой статьи об истории производства электрогитар в Советском Союзе, хотя, возможно, они действительно существуют. Если у вас есть какие-то дополнительные сведения на эту тему, мы приглашаем вас поделиться своими знаниями и помочь нам составить полную картину.

1. Начало

СССР был одной из последних стран коммунистического блока, кто начал производство электрогитар. Советский Союз находился в культурной изоляции, и там не было никакой необходимости в такой вещи, как электрогитара, пока кто-то из партии не пришел к выводу, что из этого понятия можно получить выгоду.

Первой известной публикацией была «Адаптеризованная гитара» (А.А. Корнеев, А.Н. Корнеев, ГосЭнергоИздат, 1960). Это небольшая брошюра о том, как подключить акустическую гитару – так, чтобы сделать звук громче. Этот вопрос, возникший еще в 1920-е годы, очевидно был давно решен во всем мире. Спустя сорок лет для Советского Союза все начиналось заново.

Следующая публикация «Адаптеризация музыкальных инструментов» (Е.А. Прохоров, 1966) предлагает два пути решения проблемы недостаточно громких акустических музыкальных инструментов. Первый путь заключается в добавлении звукоснимателя или микрофона, и усилении сигнала. Второй – в создании электрического инструмента из твердых пород дерева.

Другая книга была издана в 1966 и называлась «Новые электромузыкальные инструменты» (Б.Г. Корсунский, И.Д. Симонов, 1966). В ней содержатся некоторые сведения об электрогитарах, звукоснимателях, эффектах, синтезаторах и усилителях. Опять же все было рассказано с точки зрения хэнд-мейда: как сделать электрогитару своими руками. Книга содержит множество примеров радиотехнических схем, которые помогали сделать электрогитару с нуля.

К середине 1960-х Jolana и Musima привозились в СССР туристами и продавались за баснословные суммы денег, главным образом – профессиональным музыкантам. Официальные поставки электрогитар начались гораздо позже: Jolana и Musima появились на прилавках магазинов только в 1970-х. По крайней мере, один экземпляр Fender Stratocaster, как известно, существовал в Москве, а Musima Record считалась вершиной профессионального инструмента.

2. «Тоника»

Р усские могли бы поучиться у своих соседей (ГДР — Musima, Чехословакия — Jolana) или даже провести секретное исследование Stratocaster, но они не сделали этого (а если и сделали, то неправильно). Они пошли своим путем. Пара примитивных электрогитар была произведена еще в 1964 в Ленинграде (нынешнем Санкт-Петербурге). Нет никаких доказательств, где именно были разработаны советские электрогитары и что было их прототипом. Ранние «Тоники» выглядят очень грубо, и, видимо, они не имели фиксированных характеристик – их делали вручную, а пикгарды были различных форм.


Электрогитары «Тоника» (разных заводов — Свердловск, Ростов, Орджоникидзе)

Первая советская электрогитара была по-настоящему уникальной. Она должна была быть оригинальной, ведь любая ссылка на «капиталистические» гитары была строжайше запрещена, поэтому вместо того, чтобы просто следовать за миром, Советский Союз создал электрогитару с нуля. Мы не знаем имен советских лео фендеров, но они проделали серьезную работу. Внешний вид и звучание нового инструмента были новейшими изобретениям, основной акцент был сделан на электронике.

Гитара была дорогой (180 рублей – при средней зарплате инженера 120 руб.), звучала довольно плохо, но люди покупали ее — у них не было альтернативы.

Как и всё в СССР, производство было централизовано, товары могли производиться в разных местах, так как все находилось под государственным контролем. Где-то около 1969 года была разработана новая модель «Тоники» — ЭГС-650. Ленинградская «Тоника» была снята с производства уже к началу 1970-х. Новое производство «Тоники» ЭГС-650 было открыто в Свердловске (Уральский завод), Ростове и Орджоникидзе. Мы не знаем точных сроков этого производства, но, похоже, что «Тоника» ЭГС-650 была снята в 1975 году. Существовала также басовая версия «Тоники», которую производили на Ростовском и Свердловском заводах и заводе в Орджоникидзе. Вероятно, существовала и Ленинградская бас-«Тоника», но мы еще никогда не видели ее.

Каждый завод добавил что-то свое к гитаре, все они выглядят по-разному, да и за эти годы изменились их спецификации. Ленинградская «Тоника» выглядит самой уродливой, головка ее грифа была выполнена в стиле Firebird. Ростовская «Тоника» имела кайму на передней деке и две белые полосы вдоль грифа. Свердловская «Тоника» имела разные дизайны точек на грифе (прямоугольные с закругленными углами). Некплейт обычно делался с той символикой, где была сделана сама гитара, однако на гитарах Орджоникидзе некплейты анонимные, хотя на некоторых гитарах этого завода на некплейте изображен медведь.

3. 1970-е – 1980-е

В течение 1970-1980-х годов после того, как производство «Тоники» было прекращено, каждый из заводов разработал собственную модель. После того, как был разработан новый дизайн, он должен был быть одобрен различными органами власти и получить артикул – номер перед запуском в производство. Это был долгий и болезненный процесс, особенно если учесть тот факт, что власти понятия не имели о том, что такое электрогитара и как ее нужно оценивать. Неудивительно, что каждый завод сделал только пару моделей, никто не был заинтересован в разработке новых гитар.

4. Советское производство гитар – по месту расположения

Э то список всех известных советских гитар и бас-гитар, упорядоченных по месту расположения заводов, где они были произведены. Мы уверены, что появились и другие места, и другие модели гитар, но большинство их находится в этом списке. На самом деле было не слишком много гитар, произведенных в СССР, по сравнению с другими странами социалистического блока – Чехословакией, ГДР, Польшей, Болгарией. Только Венгрия по этому показателю отставала от СССР. Тем не менее, производители были довольно крупные.

РСФСР – Российская Федерация

Завод народных музыкальных инструментов им. Луначарского, Ленинград

Фабрика производила электрогитары с 1964 года. Как упоминалось выше, первой серийной моделью была цельнокорпусная «Тоника», остальные модели были полуакустическими.

Фабрика была также знаменита акустическими гитарами, наиболее известной из которых была двенадцатиструнная, самая лучшая по звучанию акустика, сделанная в СССР. Пожалуйста, обратите внимание на то, что гитара была не так уж хороша и неудобна, титул «лучшей» присвоен двенадцатиструнной гитаре лишь по отношению к остальным советским инструментам.

Ленинградские электрогитары считались одними из самых худших электрогитар, сделанных в СССР. Позже, в 1970-х, была представлена серия «Мария», состоящая из трех инструментов (шестиструнной, двенадцатиструнной гитар и бас-гитары) с полым пластмассовым корпусом. Удивительно, но пластик был окрашен в цвет санберст. Акустические свойства пластика были настолько ужасные, что «Марии», как правило, последними исчезали из музыкальных магазинов.

После распада Советского Союза завод Луначарского продолжил производство музыкальных инструментов (акустические гитары, скрипки, народные струнные инструменты) под именем «Альфа». Производство электрогитар было прекращено, но кто знает, завод ведь по-прежнему существует, и возможно, однажды мы увидим что-то новенькое.


Электрогитара комплекта «Мария»


12-струнная электрогитара комплекта «Мария»


Бас-гитара комплекта «Мария»

Московский экспериментальный завод музыкальных инструментов

До начала 70-х завод назывался так: «Московская Экспериментальная фабрика баянов им. Советской Армии», и на некплейтах первых электрогитар было это старое название. В 1972 году название было изменено, так как «Баян» не пользовался спросом.

Завод выпустил только три модели электрогитар, и они были одними из лучших в СССР. У московских дизайнеров, похоже, были самые дикие фантазии. Элгава, цельнокорпусная гитара, была выпущена в двух вариантах – с вибрато и без. Элгава была также гибридом стил-гитары и испанской гитары. Специальный болт на грифе позволял поднять струны и превратить инструмент в стил-гитару, но об этом никто не знал.

В 1972 году Московская фабрика получила первое место и диплом на выставке Достижений Народного Хозяйства СССР, где каждый год признавались лучшие достижения советского производства. Другие советские производители гитар не получили никаких дипломов, которые в сущности ничего не значили, но тем не менее, качество Московского завода было довольно высоким. Этот завод был также известен изготовлением педалей для гитар и других электрических музыкальных инструментов.


Стил-гитара Московского Экспериментального завода


Электрогитара Элгава


Бас-гитара Роден

Фабрика клавишных инструментов в Свердловске создала несколько типов синтезаторов и органов, но, в основном, прославилась своими гитарами. Точнее, не гитарами, а гитарой. После нескольких лет производства «Тоники» завод разработал собственную модель. Хотя ее и называют «Урал», это вовсе не название гитары, а просто название завода, которое значилось на гитаре. Настоящее имя гитары – это 650 или 650А. Разница между 650-ой и 650А в расположении колков и нескольких косметических деталях.

Так же был доступен уральский бас, реальное название этой модели – 510Л. Свердловская гитара была не лучшей, но и не худшей, их производили в большом количестве, и, как правило, они были доступны в магазинах.

Другим фактором, который способствовал популярности гитар, были школьные группы. Во многих советских средних школах были свои группы, и гитары, и басы были «Уралы» (или «Тоники» в начале 1970-х). Вполне возможно, что Министерство образования решило, что школьные группы должны использовать эту конкретную модель, и более реалистичным вариантом снова стал «Урал».


Электрогитара всех времен и народов Урал


Бас-гитара Урал

Ростовская-на-Дону фабрика клавишных инструментов «Ростов-Дон»

Ростовская фабрика входила в МПО «Кавказ», объединение двух музыкальных заводов, один из которых располагался в Ростове-на-Дону, а другой – в Орджоникидзе. Они производили одни и те же инструменты лишь с небольшими отличиями, которые указывали на место, где были сделаны. Вообще, ростовские модели были лучше, чем модели из Орджоникидзе. В 1980-е Ростовская фабрика добавила несколько новых моделей и превратилась в крупного советского производителя гитар.

После «Тоники», Ростов представил два новых инструмента, которые были произведены в течение 1970-х. Гитара называлась «Аэлита», а ее собрат – просто «Бас». После 1979 года эти модели были модернизированы, и «Аэлита-2» и «Бас-2» были добавлены в линейку производства, в то время как старые «Аэлита» и «Бас» все еще оставались на производстве. Последняя разработка Ростовской фабрики называлась «Стелла» и была самым экспериментальным хай-фай-инструментом из всех, когда-либо созданных в СССР. Она имела четыре звукоснимателя, стереофонический выход, и была напичкана электроникой, в то время, как акустическая сторона гитары, как и в других инструментах, так и оставалась бедной.

«Стелла» ясно демонстрирует видение электрогитары для советских разработчиков. Это было радиотехническое изобретение, будущее было в более сложных схемах, имеющих на борту предусилители и эффекты. Гитара сама по себе была просто набором деревянных досок, склеенных вместе, и улучшать здесь было нечего.


Электрогитара Аэлита


Электрогитара Аэлита-2


Бас-гитара Ростовской фабрики по прозвищу «кавказ»


Вторая версия Бас-гитары Ростовской фабрики


Электрогитара Стелла

Это другая часть МПО «Кавказ», объединяющих два музыкальных завода. Этот завод активно работает с самого начала производства гитар в СССР. Одни и те же модели были произведены в Ростове-на-Дону и Орджоникидзе примерно до конца 1970-х годов.

Хотя Ростов делал очень приятные некплейты, Орджоникидзе поступал иначе: на некплейте был только серийный номер, а иногда даже штамп с ценой инструмента. Мы видели только один пример «Тоники» с нормальным некплейтом с завода Орджоникидзе, возможно, самый ранний пример. Гитары Орджоникидзе выглядели несколько иначе, чем Ростовские, и были хуже них по качеству.

Елецкий завод производил и электрогитары, и бас-гитары, с различными спецификациями, которые кажутся различными вариациями одного и того же дизайна, а не разными моделями. Нет никаких доказательств, что производитель этих гитар на самом деле Елец, потому что нигде на этих инструментах не значится название этого завода.

На выпускаемых в 1970-х годах гитарах было два или три звукоснимателя, вибрато и регулируемый бридж. На бас-гитаре было два звукоснимателя, но не было анкерного стержня ни у той, ни у другой. Качество этих гитар – супернизкое, но они очень легкие и компактные.


Елецкая электрогитара ЭГС-650


Елецкая бас-гитара ЭГБ-760

Украина

Львовский экспериментальный завод народных музыкальных инструментов

Львов производил полуакустические гитары и бас-гитары в 1970-х годах. Бас-гитара имела большую мензуру — 840 мм – и была самой длинной из советских бас-гитар (Ростов, Мария — 760 мм, Бас и Бас-2 — 805 мм).


Львовская электрогитара


Львовская бас-гитара

Одесская фабрика музыкальных инструментов

Об этом загадочном производителе гитар совсем немного информации. Говорят, что гитары, которые разрабатывались и производились на нем, были низкого качества.

Линейка производства включала цельнокорпусные гитары и бас-гитары. Корпуса были сделаны из сосны, грифы – из ламинированной древесины, для которой были использованы лучшие породы. О названиях моделей нет никакой информации, но нам известно, что артикул бас-гитары был 077-20ТУ, с мензурой 800 мм. Если вы увидите ее, пожалуйста, сфотографируйте и дайте нам знать.

Белоруссия

Белорусское производственное объединение музыкальных инструментов, г. Борисов

Фабрика в Борисове начала производить электрогитары только в 1980-х. Три модели – «Форманта», «Соло-2» и «Бас-1» были выпущены в течение 1980-х, и последние известные гитары покинули завод в 1992 году. Фабрика в Борисове до сих пор существует, но занимается производством только акустических гитар.

Там была какая-то путаница с названиями моделей. «Форманта» также называется «Соло-2» (см. руководство), бас-гитару иногда называют «Бас-Соло» (из-за сходства дизайна и несколько бесполезного названия «Бас-1»), а «Соло-2» часто упоминается как «Соло». На самом деле не было белорусских «Соло» и «Соло-1», и я понятия не имею, откуда взялась «двойка» в наименовании модели. Вполне возможно, что модели «Соло» существовали (но мы ее никогда не видели), так что возможно, что каждый советский производитель имел свою модель «Соло», и Борисовская фабрика решила отделить свои гитары от остальных.

Эти гитары имели те же особенности встроенной электроники и ужасной эргономики, как и другие советские монстры. У «Соло-2» есть даже отдельный металлический корпус внутри основного корпуса со всей электроникой, которая весит почти столько же, сколько и сама гитара.


Электрогитара Форманта


Борисовская бас-гитара

Армения

Некоторые из самых непонятных советских моделей были сделаны в столице Армении – Ереване. Потребовались кое-какие серьезные исследования, чтобы идентифицировать этих зверей, потому что Ереванский завод почти никогда не имел никаких логотипов на гитарах. Некоторые из них изначально имели очень маленькие пикгарды, но большинство из них были стерты и давным-давно стали незаметными. (прим. ред. — ереванские электрогитары выпускались под маркой «Крунк»).


Электрогитара ереванского завода


Электрогитара с двумя грифами ереванского завода

5. Местный гитарный рынок и самодельные гитары

В течение 1970-х и 1980-х годов зарубежные гитары были импортированы в Советский Союз. Они стоили чрезвычайно дорого – примерно в два раза дороже советских гитар – и были вне досягаемости для большинства людей. Например, средний инженер зарабатывал 120-150 рублей в месяц, советские гитары стоили в диапазоне от 130 до 230 руб., а импортные гитары мечты – от 250 рублей и выше.

Гитары Musima считались лучшими и продавались в Москве в магазине «Лейпциг» вместе с другим импортом из ГДР..Чешские Jolana стоили несколько ниже, но все равно были гораздо дороже, чем советские «Тоники». Болгария (Орфеус, Кремона) и Польша (Дефил) также продавали в СССР свои гитары, но их инструменты считались самыми плохими из импортных, хотя по-прежнему были лучше всех, что было сделано в Советском Союзе.

И советские, и импортные гитары стоили очень дорого и обычно отсутствовали в продаже. Так как инструменты, которые продавались в магазинах, были недоступны по цене для среднего начинающего музыканта, поэтому все делали гитары для себя своими руками дома. На самом деле, более 50% электрогитар в СССР были ручной работы или, по крайней мере, так выглядели. Существовало несколько публикаций в книгах и журналах, в которых раскрывалась эта тема, и многие люди делали гитары для себя. Большинство самодельных гитар были преобразованными акустическими, но самые смелые делали гитары с нуля. Как правило, самоделки были еще хуже, чем «Тоника», многие из них действительно были сделаны из акустических гитар, которые были относительно дешевыми, а значит, очень низкого качества.

Одна из причин, почему советские гитары были настолько плохи, так это само представление об электрогитаре. Все это виделось под довольно странным углом. Все книги и журналы, касавшиеся этой темы (а все они были посвящены радиоэлектронике), описывали электрогитару как электронную инновацию, с главными задачами по встраиванию электроники, звукоснимателей и прочего.

Работа с деревом казалась не такой сложной, большинство статей предлагали довольно простую конструкцию, без анкерного стержня, ламинирования и т.д. На самом деле, они были правы в определенной степени, потому что сборка с нуля бриджа или сборка звукоснимателя (а гитарные запчасти стали продаваться только с 1980-х годов) была настоящей головной болью, по сравнению с распилкой и склеиванием дерева.

Официальные производители гитар соглашаются с этим, разделяют эту точку зрения, заявляют, что будущее электрогитары в новом звуке, электронике и т.д. Не существовало ничего, что могло бы улучшить гитару. На самом же деле были некоторые нововведения в этом направлении – например, пластиковые гитары «Мария» из Ленинграда. Но когда вы посмотрите на «Стеллу», вы поймете, о каком прогрессе идет речь. Четыре стереофонических звукоснимателя, пять кнопок, восемь переключателей, два стереорежима и один монорежим.

6. Кода

К концу 1980-х годов СССР начинал разваливаться. Благодаря Михаилу Горбачеву появились небольшие коммерческие структуры, так называемые кооперативы. Многие кооперативы начали производить небольшое количество гитар ручной работы и гитарных примочек, поскольку спрос был высоким, хотя у 99% из них не было никакого опыта. Оставшийся один процент – опытные мастера – наконец могли легально создавать то, что они хотели. Существовали очень хорошие самодельные инструменты ручной работы в России, но почему-то никто из тех мастеров, кто начал эту линейку производства, не остался в стране, лучшие из них покинули ее.

К середине 90-х годов дешевые импортные гитары заполнили нишу, которую ранее занимали кооперативы. Кооперативы исчезли, и лишь несколько небольших производителей (Шамрай, RusTone) продолжали традицию производства полупрофессиональных гитар, хотя даже не пытались приблизиться к международным стандартам.

Старые фабрики продолжали производство тех же гитар в эти годы, но к началу 1990-х не было никакого спроса на их продукцию. Последние образцы советских гитар, которые мы видели, датируются 1992 годом (хотя возможно были гитары и более позднего производства). Все заводы закрыли свои производственные линии – они не могли конкурировать с кооперативами и корейским, индонезийским и китайским импортом. Ленинградский (Луначарского) и Борисовский заводы продолжали производить гитары, но только акустические.

Рынок старый (не винтажных) гитар продолжался в 2000-е: «Урал» по-прежнему самый доступный инструмент для начинающих (около 50 баксов в 2003-ем году), но сегодня даже начинающий гитарист быстрее соглашается на Squier. Русская традиция утверждает, что советские гитары не имеют никакой ценности, но недавний международный интерес среди коллекционеров поднял цены, и теперь эти гитары покупаются и продаются за 100 баксов и выше. 99% покупателей не из бывшего Советского Союза – русские – все еще могут получить эти гитары бесплатно, но они им не нужны.

7. Будущее

Н е будет открытием тот факт, что никто не считает советские гитары Святым Граалем новой альтернативной музыки. Они были неудобными и останутся неудобными, и представляют интерес только с исторической точки зрения. Коллекционеры будут искать образцы советских гитар в приличном состоянии, и цены пойдут вверх. Поскольку большинство гитар СССР были обновлены и изменены, уже трудно найти первоначальные образцы, многие коллекционеры уже сейчас пытаются привести «останки» гитар в исходное состояние. Оригинальные запасные части становятся не менее ценны, чем сами гитары. Есть уже дилеры из России по поиску старых гитар и запчастей, которые продают их европейским и американским клиентам (в основном, через Ebay). Некоторые редкие гитары были замечены на Ebay с необоснованно высокими ценами (1000 баксов и выше), но они так и остались непроданными. Сегодня справедливая цена за советскую гитару – если она не особенно редкая – около 100-200 баксов, но подождите – через пару лет эта цена вырастет вдвое.

Источник

Оцените статью