Советские бас гитары бас кавказ

Советские бас гитары бас кавказ

МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи

Классический советский басс, выпускавшийся ориентировочно с 1971 года на фабриках в Ростове-на-Дону и Орджоникидзе. Собственно, официально он значится во всех номенклатурах как просто БАС, однако в народе за ним прочно закрепилось имя «Кавказ» — по названию МПО, куда входили обе фабрики (иногда его столь же ошибочно называют «Терек» — по названию фабрики в Орджоникидзе).
Небольшая аккуратная дека изготовлена из буково-ольхового щита, для гладкости оклеенного с обеих сторон берёзовой фанерой. Гриф из трёх кусков бука, с буковой же накладкой, фанерованной тонким шпоном палисандра. 22 лада, плюс нулевой, разметка ладов — вытянутые овалы. Гриф крепится к деке тремя винтами, проходящими через утопленный в выборке в корпусе треугольный некплейт, и ввинчивающимися в замурованную под накладкой металлическую пластину. Заявленная в паспорте мензура — 805 мм. Гайка анкера выведена в голову и задекорирована эстетичной металлической крышкой, типовой для АЭЛИТЫ, СТЕЛЛЫ и прочих Ростовских гитар. Колки — «советские бассовые стандартные», вопреки расхожему мнению, надёжные и живучие — надо только своевременно их смазывать. Дека и гриф (за исключением лицевой стороны головы грифа, оклеенной изумительным искристым целлулоидом) покрыты толстым слоем полиэфирного лака.
Струнозацеп, прикрытый непритязательным металлическим кожухом, представляет собой простенькую гребёнку, привинченную тремя небольшими шурупами. Пластмассовый бридж — незакреплённый на корпусе, состоящий из двух частей и позволяющий при помощи восьмилучевых подстроечных гаек регулировать высоту струн.
Схема, смонтированная на пикгарде из пластика, идентичного украшающему голову грифа, состоит из двух звукоснимателей-синглов в крупных хромированных корпусах, аналогичных устанавливавшимся на Свердловские ТОНИКИ, однако, лишённых магнитоводов. Помимо датчиков в неё входят пятипозиционный галетник-варитон и две регулировки громкости — распайка восходит к упрощённой «немецкой распайке»: в первом (по часовой стрелке) положении работает нековый датчик и две последовательные громкости, во втором — оба датчика и нижняя громкость, в третьем — бриджевый звукосниматель c обрезом НЧ и нижняя громкость, в четвёртом — нековый с обрезом ВЧ и нижняя громкость, в пятом — гитара выключена. Выход — СГ-5 на ребре корпуса.
Гитара довольно лёгкая и удобная по форме, но по дисбалансу превосходит даже легендарный УРАЛ, и в гораздо большей степени пригодна для игры сидя. Звук довольно невыразительный и тихий, чему, видимо, порукой и слабые датчики с «размазанной» точкой съёма и пластмассовый бридж, гасящий колебания. В общем и целом, инструмент не самый удачный и пригодный по совокупности, на мой взгляд, лишь для перверсивного пост-панка. Пришедший ему на смену в 1988 году БАС-2 был, несомненно, более приемлемой моделью.

Данный прекрасно сохранившийся экземпляр, сошедший со стапелей Ростовской фабрики в 1978 году (серийный номер 52450) был любезно предоставлен МУЗЕУМу Тульсом ЛЮПЕРОМ в 2011 году.

Источник

Советские бас гитары бас кавказ

Хочу выразить благодарность прежнему владельцу — Алексею за то что не бросил данный инструмент в мусорник, а нашёл в себе силы дотащить басок до моего дома.

Привет.
Прочитал тут статейку про басок.
Это мой первый бас. Именно тот что на фотке. Я помню, я его купил в
Симферополе на радиорынке в 2001 году (15 апреля). Потом где-то в 2002-2003
продал Лёшке из Огурцов. Сейчас вот читаю и прям ностальгия замучала. Можно
сказать, основную свою технику я на нём и поднял. Играл на нём в
Симферопольской группе «Нет Выхода». Эх, ностальжы. С тех пор как поменял
басок, играл в симферополе в группах «Решающий Фактор», «Проклятый Пророк»,
удостоин номинации «лучший бас-гитарист Крыма в 2006 году, являюсь
единственным основателем проекта «Bowels Of Hell» Сейчас играю в
Санкт-Петербурге в группе «Чёрная Метка».
Хочу высказать огромную благодарность за статейку. Да и басок потрудился у
меня на славу. Вобщем, спасибо!

С уважением,
Иван Ветрогонов.

Источник

Советские бас гитары бас кавказ

Самая массовая советская бас-гитара, МПО «Кавказ» в Ростове-на-Дону и Орджоникидзе. Цельнокорпусная гитара, корпус и гриф с округлыми, зализанными формами, гриф с регулируемым анкером (регулировка в верхней части грифа), который практически не регулировал прогиб, вследствие чего гриф Кавказа подвержен изгибу и закручиванию. 23 лада, крепление на трех винтах. Колки типовые. Корпус и гриф покрыт полиэфирным лаком. Звукосниматели – два сингла с рельсовым сердечником, регулируемых по высоте или два нерегулируемых сингла. Электрическая схема – регулятор громкости, регулятор тона, пятипозиционный переключатель звукоснимателей. Выход – 5DIN. Регулировка мензуры и высоты подъема струн осуществляется нефиксированным бриджем из пластмассы, который сильно снижает сустейн. Бас-гитара, выпускавшаяся в г. Орджоникидзе, отличается большей грубостью отделки, на них, как правило, ставили нерегулируемые по высоте звукосниматели.

Форум, благодаря которому «всё это»:
Хорошо представленный тематический виртуальный музей

Если вы обладаете какой-либо информацией, можете дополнить или внести замечания по этой странице — обязательно напишите мне на почту — dor313@yandex.ru

Chapt’s Web @2009-2019

Материал на сайте создан благодаря не равнодушным людям. Спасибо им за это!

Источник

Советские бас гитары бас кавказ

БАС «Кавказ»/»Терек»
, 05.02.2007, 16:00

Нет, я знаю что это и есть тот самый «джаз-бас Кавказ», но привычка сильнее, пусть будет «Аэлита бас» ).

Вторая (после «Тоники бас») модель бас-гитары, производимая в Ростове на Дону во второй половине семидесятых — начале восьмидесятых. По уже сложившейся традиции, инструмент неудачный.

Гриф буковый, дека набрана из «советского гитарного дерева»(бука и березы в произвольном сочетании) и обшита с двух сторон трехслойной фанерой. Классическая схема почти для всех советских солид-электрогитар. Мензура укороченая (83 см). Два звукоснимателя (синглы) верхний 4,5 кОм нижний 5,1 кОм соединены в фазе.

Корпуса идентичны корпусам «Тоники», но не имеют регулируемых магнитоприёмников под каждой струной. В остальном — всё тот же «хамбакер наоборот» (не очень широкая сингловая катушка ловит помехи, а двурогий магнитоприёмник, гнутый из трансформаторной стали «размазывает» звук).

Схема проста: переключатель — варитон на пять положений, три — переключение датчиков, два — включение частотных фильтров (иногда фильтр только один — обрезает НЧ с сигнала нижнего датчика, верхний датчик при этом выключен), регулятор громкости и регулятор тембра (на звук практически не влияющий). Брдиж без подстройки мензуры для каждой струны, но регулируемый по высоте, к деке не прикреплен. Струны крепятся на «гребёнку», держащуюся на паре шурупов и прикрытую хромированным «колпачком».

Анкер установлен так, что на прогиб грифа практически влияния не оказывает, поэтому гриф, не смотря на большую толщину, даже с полностью затянутым анкером сохраняет прогиб 3-5мм. Как следствие, играть дальше пятого лада могут только опытные, физически развитые басисты.

Иструмент вынуждает играющего к сдержанному неторопливому стилю игры преймущественно на открытых струнах.Собственно это характерно почти для всех отечественных басов того времени. Инструмент очень неудобен, схема собрана крайне небрежно и плохо экранирована, отчего инструмент сильно шумит. Не могу рекомендовать его для игры, но на стене этот бас смотрится замечательно, а в уличной драке может оказаться просто бесценным.

Конкретно этот экземпляр, как не странно, долгое время использовался по назначению в Симферопольской группе «Оранжевый огурец».

Состояние близкое к оригинальному, но крышка анкера с хромированной жестянки заменена на черную пластмассовую, а схема перепаяна на несколько более работоспособную.

Хочу выразить благодарность прежнему владельцу — Алексею за то что не бросил данный инструмент в мусорник, а нашёл в себе силы дотащить басок до моего дома.

Ещё подробные фото: бас Кавказ, из г. Орджоникидзе. Владелец и автор фото: БК.

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
, 08.02.2007, 03:44

Сдается мне, комрады, что форма данного баса отдаленно напоминает Warwick Streamer LX (на таком играет Бутусов в «Ю-питере»). Одному моему знакомому басисту когда-то перепало счастье в виде конструктора «бас-аэлита — сделай сам»:). Стандартный набор — гриф(без ладов)-корпус-порог-колки. Начал он с того, что вбил лады по 12-й включительно, содрав их со старой акустики. Дальше не стал — видимо, тогда ему это было не нужно. Бридж сделал из толстой оцинковки в виде: _/\_ . Рядом с бриджем укрепил сингл с совковой электрухи. С высотой брижда он слегка переборщил:) — дальше 9-го лада играть на басу было э-э-э. тяжеловато, так скажем:). Да и звукчок находился довольно далековато от струн. Но бас звучал. Иногда:). Потом он решил его переделать: сделал новый порог по типу контрабассового, вынул лады и вставил новые. Хотя новые — громко сказано:), ими стали вынулые бог знает откуда лады (говорил, что с двух или трех грифов снимал). Накладку закрасил бесцветным лаком. Вместо марекров ладов сверху грифа он. вбил маленькие сапожные гвозди. Звучок тоже решил намотать сам — как и я, начитался в свое время совковой литературы:). Мотал он катушки отдельно на каждую струну с помошью моторчика от швейной машинки, без счета витков. А идентичность катушек по намотке он устанавливал — вы не поверите — с помощью Амперметра! Для этого он взял трансформатор от школьного выжигателя по дереву, подсоединял ко вторичке последовательно включенные амперметр и намотанную катушку и по, якобы заметному изменению силы тока:))), пытался уловить момент идентичности:))). Слава Богу, он вовремя узнал, что для этих целей существует Омметр:))). Да ладно, в конце концов, Рим тоже не сразу строился:). В общем, он сделал звучок, залил его парафином и поставил. Бас зазвучал, но тоже иногда, больше гудел. И потом этот парняга принял беспрецендентную попытку — он купил себе комплект корейских звучков Presision Bass и нижний порог оттуда же. Соответственно, он водрузил все это хозяйство к себе на басину. Инстумент зазвучал, но все равно как-то не очень, к тому же разное происхождение ладов и выступание грифа над декой давали о себе знать в плане удобства игры. Он даже играл на этом басу на записи альбома. Потом через какое-то время он купис себе с рук в идеальном состоянии Action Bass — клон PB. И теперь пытается продать свою «Аэлиту», дабы окупить стоимость звучков и порога. Что еще мне запомнилось — анкер, в отличие от написанного в статье, на этом басу настраивался хорошо. Устроен он был так: у основания грифа под накладкой располагалась металлическая пластина (как на «Тонике»), в которую вкручивались 4 крепежных болта. к пластине приваривался анкер, котоый выходил у головки грифа. Таким образом, прогиб можно было отрегулировать без проблем, чем мой приятель очень гордился:). А еще я как-то давно держал в руках «Аэлиту-бас» в первозданном виде — то ли хозяин за ней следил, то ли делали ее не с похмелья:) — но звучал инструмент неплохо:). Лучше Хеброса — это точно:).

[ Отредактировано 08.02.2007, 11:46 ]

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
Mikee, 09.02.2007, 04:38

Дык звук у неё весьма неплох по совковым меркам, с круглонавитыми струнами — очень звонкая басилка, так и тянет послэповать, ан не тут то было )))))) Что до анкера — штук пять пытался отстроить. везде эффект был разный, наилучший из достигнутых результатов — прогиб 2,5-3мм на середине грифа, что на такой короткой мензуре нифига не здорово .

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
EjiK, 09.02.2007, 04:56

а у меня вот есть акустический басок и я хочу обезладить,поставить контрабасовые струны и попробовать слэпом поиграть.

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
, 09.02.2007, 06:22

Mikee, по поводу анкера в Аэлитах мнение аналогично.
EjiK, а ты круто слэпом на ладовом рубишь? Если нет, на безладе лучше и не пробовать.

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
EjiK, 09.02.2007, 06:38

было бы здорово такого звука на басухе добиться

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
, 09.02.2007, 06:51

Помнится, играл я на «обезлаженном» «Ростов-дон»-басу:). Ничего хорошего в звуке не обнаружил, хотя, лет шесть назад, и басист из меня был никакой:))). В общем, гудел тот бас хорошо:). По всей видимости, струны еще были старые, да и включались, само собой, не в «Фендер Бассмэн»:). А вообще — безладовый бас — Cool:)! Достаточно вспомнить композы Маркуса Миллера или партии Александра Титова в»Аквариуме»

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
, 09.02.2007, 08:18

Безлад, он на то и безлад. По-моему один Гребстель-извращенец его слепом прёт, а остальные-по старинке, классикой. Слабоприспособлен безлад для слэпа. К тому же на безлад струны надо ставить плоские, чтобы не убить накладку, а у них сайнд ваще другой.

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
Mikee, 09.02.2007, 11:08

EjiK «такой» звук можно поиметь только на басе с контрабасной мензурой, приблизительно «такой» — на оооочень длинномензурном басе (можно даже с ладами)
На короткой полакустике это почти нереально.

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
EjiK, 09.02.2007, 12:12

спасибо не знал.

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
, 12.02.2007, 04:16

Mikee, Игрался я с ладовой полуакустикой, 34 дюйма. Слэп звучит нормально. А на безладе (электрич полный) довольно глухо, да и играть сложнее

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
Mikee, 12.02.2007, 06:30

Тут речь про всяки рокабильные шлепки-щелчки, они от нормального слепа весьма отличаются, чем длиннее мензура — тем они ближе к контрабасным. холоубоди и отсутствие ладов приветствуется, но это уже на втором месте. С таким слепом вааще гемора кучища, катушечный датчик его полностью не снимает (ВЧ много), приходится пьезой подзвучивать основание грифа или кобылу, к пьезе свой предусилок ставить штоб с «катушкой» сигнал уровнять, а в итоге всё равно сильно хуже контрабаса выходит. или по цене как контабас ))

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
EjiK, 12.02.2007, 06:42

если бас ладовый — нормального к-бас слэпа не будет из-за ударов об эти самые лады,так что безладовость думаю важна.

вообще хочется попробовать по одной простой причине так никто не делает)))

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
Mikee, 13.02.2007, 05:49

Когда струну дёргаеш, или большим пальцем лупиш — да, классический басгитарный слеп получается, а когда по грифу шлёпаешь — вполне по звуку похоже на рокабильный. Безлад 34′, кстати, на слепе на контрабас похож весьма приблизительно .

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
, 09.10.2007, 00:54

И вот эта вот гитара была спасением(ввиду отсутствия альтернативы) для начинающих групп, играющих одна в духе Sonic Youth-postPunk и дугая в духе Placebo несколько лет назад в самарской области

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
EjiK, 09.10.2007, 03:15

гость — вы кто?

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
[dms-71], 07.11.2009, 13:43

блин тож хочу Кавказа.

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
, 01.12.2009, 08:04

А у меня есть такая. Только досталась без бриджа)) Может кто подскажет где найти родной или какой можно поставить на замену?

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
, 21.01.2010, 14:27

Ахах:):):):):) ну наконец то я знаю из какой гитары я делал инструмент:)гг.купил просто летом голую деку крашенную кисточкой,и гриф с колками,намотанными на него струнами без струннодержателя и всего остального.главное что уже играет:)пришлось постараться

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
, 21.01.2010, 14:46

Кстати я ее хорошо экранировал,воткнул все импортное,и держатель или бридж купил Willkinson с регулировкой на каждую струну:)на него заземление поступает через фольгу через пикгард.Сам пикгард из толстого оргстекла выпилил в форме черепа,края сточил,снутри обклеил фольгой,жаль фото не могу кинуть,я с телефона сижу:(но на мыле у меня есть её фото:)кстати на счет анкера,подтянул и гриф идеально ровный:)))видимо на некоторых работает

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
, 01.06.2010, 10:32

у меня почти такая же только гордо называется «бас-2″=)))
и она по неизвестным причинам не работает.

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
Z76, 17.06.2010, 06:58

Не так давно тоже стал обладателем такого инструмента. Правда имел он дефекты в виде перепаханной электроники, отломленной головы и продольной трещины по тыльной стороне грифа. После замены грифа (спасибо Зелибобберу за него, и, кстати, анкер работает нормально) и приведения в относительный порядок электроники получился вполне сносный инструмент «для дома, для семьи», что уже в полной мере ощутили на себе соседи:)

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
, 25.06.2010, 03:49

А разве «кавказ» — это не бас-2? У него слегка не такая форма, и я гордо могу сказать, что он у меня есть и даже работает!

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
[dms-71], 09.10.2010, 09:22

Я наконц-то завладел этой палкой!)

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
, 02.12.2010, 18:41

а я всегда думал что это урал. О_о

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
SiPUS, 02.12.2010, 19:05

Да,админы,исправьте-ка название.Несолидно как-то.

а я всегда думал что это урал. О_о

Вы наверняка будете удивлены,что существовал еще не один десяток имен у советских гитар.

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
, 10.02.2011, 23:52

Люди сделайте скан нэкплейта пожалуйста

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
Claydon, 18.05.2011, 09:32

О Кавказ, Кавказ, моя первая бас-гитара, в школе на ней начинал учиться азам. Но вскоре подзаработав бабосов и тряхнув родителей преобрел Орфей-скрипку. Тогда показалось, что Орфей и по звуку и по внешнему виду на порядок лучше Кавказа.

Re: БАС «Кавказ»/»Терек»
Vzglyad, 26.06.2019, 09:54

Макс спешу выполнить Вашу просьбу спустя 8 лет. Надеюсь актуально!?

А вообще похоже пора делать новый обзор и на легендарный Бас-КАВКАЗ!

Источник

Оцените статью