Фиксированный с возможностью регулировки высоты струн и мензуры, струнодержатель — в виде вибрато срычагом, регулировкой хода.
Варианты цветового исполнения гитары
черный
Вес гитары
3кг.
Статья об этой гитар на sovietguitars.com
Форум, благодаря которому «всё это»: Хорошо представленный тематический виртуальный музей
Если вы обладаете какой-либо информацией, можете дополнить или внести замечания по этой странице — обязательно напишите мне на почту — dor313@yandex.ru
Chapt’s Web @2009-2019
Материал на сайте создан благодаря не равнодушным людям. Спасибо им за это!
Источник
Советские гитары электро аэлита
Наши новости могут транслироваться, используя rss.
«Аэлита» из Борисова
(АРТ 230 БЛ) на 03.04.2007 Составитель: Mikee категория Статьи > Гитары электрические 9.5 — 4 голосов —
. или из Орджоникидзе. Или из Еревана. Загадка.
«Аэлита» из Борисова.
При первом же взгляде на форму инструмента у любого, кто знаком с советскими гитарками начинают возникать смутные ассоциации с какой-то другой советской гитарой.
При взгляде на расположение звукоснимателей и клавиш их включения и включения фильтров, а так же крутилок темброблока, смутные ассоциации обычно оформляются в восклицание: «Дык, зачем же так «Аэлиту» изуродовали. ». Но при детальном осмотре гитары приходит понимание что это инструмент вполне заводской сборки и покраски, а не модернизация «Аэлиты» безрукими пионерами. На самом деле, это забавная гитарка легендарного Белорусского «секретного» завода из города Борисова. (Прим. ред.: происхождение гитары утверждается из-за артикула «БЛ», особнееостей радиомонтажа. Однако, покраска характерна скорее для завода в Орджоникидзе, а гриф и машинка — для нектороых моделей, приписываемых Ереванцам («Крунк»))
Название, как и у всех изделий, закодировано: » Электрогитара соло-ритм модель артикул 230 БЛ» (понимаю что «БЛ» в наше время звучит двусмысленно, но «из песни слова…»). Вообще Борисовский завод был весьма скромен и на свою продукцию наносил названия моделей именно в таком формате: На некплейте — «АРТ … БЛ, Ц … РУБ» , и на бумажке наклеенной на панельку « Устройство управления электрогитарой (ритм-соло) (варианты:«ритм», «соло», «бас»)…» так же, на бумажке часто присутствует дата изготовления. В паспорте обычно дублировалась эта же информация с добавлением картинок и неизменной рекомендации «…в осветительную сеть не включать…».
Звучного или романтичного имени своим моделям белорусы не давали. Исключение составляют несколько моделей инструментов с активной электронной начинкой, у них к артикулу и типу добавлено слово «Форманта» на голове грифа и в паспорте, как название гитары, вероятно в честь производителя электроники. К слову, — более гадких чем «Форманты» микшерских пультов и примочек, сделанных в заводских условиях я пока не видел . Белорусские гитары не отличались особенной изысканностью форм или изяществом.
Главным их отличительным признаком является буковый гриф прямоугольного сечения с незначительно закруглёнными с задней стороны углами. Закругление углов запросто могло заканчиваться в р-не 12го лада, и дальше гриф мог быть просто откровенно прямоугольным. Гриф (кроме накладки) был сделан из единого куска бука, что объясняет отсутствие наклона «головы» и её незначительные размеры и скромную форму. Накладка обычно делалась из трудно определяемых пород плодовых деревьев. Не смотря на немалую толщину, гриф обычно прогибался. Анкер был крайне неудобен (с гайкой под плоскую отвёртку) и работал не всегда.
Дека тоже была делана добротной, массивной и неудобной. Никаких анатомических вырезов и скосов не было. Внутри — клееный из кусков деревянный щит, обклеенный двумя кусками фанеры. Деревянная часть АРТ 230 БЛ сделана в строгом соответствии с этими принципами. И если «анфас» сходство с «Аэлитой» полное, то при ближайшем рассмотрении ясно, что «Аэлиту» использовали всего лишь как шаблон для ленточной пилы, и дальше на неё не смотрели .
Гитара крашена, кажется, полиэфирным лаком, по крайней мере, ни растворители, ни большая часть смывок растворить такое покрытие не могут. Возможно, инструмент предназначался для использования в условиях химической или ядерной войны. Гриф ярко чёрный, дека имеет трёхцветный бёрст, причём самый тёмный цвет находится только на торцах, почти не заходя на плоскости. С электроникой ситуация близкая. Схема вполне соответствует схеме «Аэлиты», но местами использованы другие детали (скажем, сильно щёлкающие огромные переключатели, керамические конденсаторы и т.п.). Культура сборки увы, несколько уступает Ростовской.
Звукосниматели, вероятно, деланы тоже белорусами. В каждой коробочке лежит весьма кривая катушка, с сопротивлением чуть больше трёх кОм (это при аэлитовской то схеме с таким количеством фильтров . ) и несколько как попало нарезанных кусочков ферритового магнита.
Особенно радует у этой гитары порожек – действительно настоящий винтаж по-советски: кленовая основа с параллельными пропилами, в которых переставляются маленькие кусочки порожков. Конечно многие известные фирмы (скажем Хоффнер) еще в шестидесятых не брезговали подобным, но конкретно эта гитара сделана в 1980м годе.
Кроме того, как и всякая работа, требующая хоть какой-то точности, порожек белорусам удался не совсем. Шутка ли, аж четыре пропила, которые необходимо сделать одинаковыми по глубине, да ещё и параллельными. Сложно сказать, почему белорусы производили такую неудачную копию с заведомо упрощёнными по отношению к оригиналу частями в те годы, когда и оригинал то уже слегка «морально устарел», СССР – страна загадок.
Источник
Советские электрогитары, на которых играли все музыканты ушедшей эпохи
Добрый день, дорогие подписчики и гости канала! Спасибо всем за ваши лайки и подписки! Всем добра!
Сегодня у нас публикация об электрогитарах советского производства, на которых играли музыканты ушедшей эпохи . Первой гитарой в списке будет «Аэлита» . У меня такая была. Шесть кнопок , от нажатия которых ничего не менялось и ужасный фон в придачу. Отдавал ее мастеру, он мне вход поменял на современный. Вес был просто огромный у гитары. Устаешь от нее очень быстро. Гитара массово выпускалась МПО «Кавказ» Ростове-на-Дону.
«Урал» — самая распространенная гитара в СССР . В 90-ые годы денег не было, а играть хотелось. Выпускалась гитара на свердловском заводе. Внешне похожа на «Аэлиту» . В свое время довелось и на ней поиграть.
А это гитара «Тоника» . Лично ее не встречал. Не довелось . Выпускалась в Свердловске. Для производства использовались разные породы дерева: ель, сосна, берёза, бук, граб и клён . Выглядит красиво. Какое звучание не могу сказать. Пишите в комментариях у кого был такой экземпляр. Скидывайте фото , если есть. Будет интересно вспомнить и посмотреть на эти уже редкие экспонаты. Особенно в хорошем качестве.
А за этой гитарой гонялись по всему городу . Ее производили в Восточной Германии с 1952 года . Считалось, что у нее звук намного лучше чем у электрогитары «Урал». К сожалению, не играл . Ничего сказать про нее не могу.
Вот такая гитара была у нашего басиста . Если не ошибаюсь, делали их в Болгарии.«Orpheus» и сейчас выглядит впечатляюще. Гитара полуакустическая. Форма очень красивая . Звук был не плохой. Особенно если сравнивать с электрогитарами «Урал» и «Аэлита» .
Это последняя разработка ростовской фабрики. Электрогитара «Стелла». Здесь четыре звукоснимателя и стереофонический выход. Интересно? Какими соображениями руководствовались создатели этих инструментов.
В Москве изготовлением гитар занималась Московская Экспериментальная фабрика баянов им. Советской Армии. Фабрика выпускала гитары под названием «Элгава». Существовало два варианта исполнения — с вибрато и без него.
Советские акустические гитары — отдельная история. Уверен, каждый играл на этих «чудных» инструментах. Интересное время было, когда ничего не было. Играли на том, что получалось достать. Кому везло больше, те доставали электрогитары европейского производства.
Благодарю за внимание и не забываем подписываться!
Источник
Советские гитары электро аэлита
Так называемая, белорусская аэлита. Вообще, из опознавательных знаков только «Арт. 230 БЛ, цена 180р.» на некплейте — железке, через которую прикручен гриф, да наклейка ОТК на внутренней стороне фальшпанели с датой изготовления 81год. Первое, что бросается в глаза – это жуткий профиль грифа: почти прямоугольный, лишь слегка рёбра сглажены. Толщина его у верхнего порожка 25мм. У пятки 32мм. Сделан, скорее всего, из цельной доски, т.е. голова не вклеена. Посему и стоит ритейнер. В отличие от Аэлиты 1, БЛ 230 имеет более-менее нормальное тремоло, но зато не имеет эргономичных вырезов под пузо и правую руку. Электроника и темброблок – 3 звукоснимателя (АРТ 244БЛ) – синглы со слабым выходом, переключение звукоснимателей осуществляется верхним рядом трёх клавиш – выключателей, нижний ряд из трех клавиш и четырех вращающихся ручек регулируют тон и громкость каждого звукоснимателя и общую громкость гитары, так же как на остальных Аэлитах и знаменитом Урале. Конструкция деки такова, что замена звукоснимателей на современные синглы или хамбаккеры невозможна без фрезеровки дерева. Эта гитара встречается с деревянным не фиксированным бриджем из клёна(81-82г.в. и ранее) или фиксированным металлическим, хромированным порожком на подобие tune-o-matic, скопированным с гитар Jolana, единственным сомнительным преимуществом которого является трёхмерная регулировка мензуры – можно регулировать высоту, длину струны и расстояние между ними. Главным минусом этого бриджа являются неустойчивые сухарики которые из-за своей функциональности в сумме с нездоровым минимализмом очень неустойчиво лежат под струнами, в следствии чего бренчат под струнами и поглощают их колебания не выдавая сутсейна и обертонов.
ZeLiBoBBer, Chapt 2009
БОРИСОВСКАЯ ФАБРИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Форум, благодаря которому «всё это»: Хорошо представленный тематический виртуальный музей
Источник
Советские гитары электро аэлита
Автор: Александр Бутузов (Lynyrd)
Итак, это Аэлита-1 — одна из первых гитар фабрики роялей в Ростове-на-Дону.
Когда производство только организовывалось, для скорости воспользовались уже существующим дизайном гитары УРАЛ. Внешне гитары идентичны, но есть два основных различия: надписи на грифе и вес. Аэлита легче.
Этот экземпляр я приобрел у двух школьников, которые уверяли меня, что вовсю играли на ней, даже писались — и все это через комбоусилитель Амфитон через вход «ежик-ежица».
На первый взгляд, действительно, гитара была вполне играбельна и была очень коллекционного винтажного вида. Казалось — только подшлифуй болты, подпаяй звукосниматели — и запоет. Нет же. при ближайшем рассмотрении все оказалось сложнее: в бриджевом звукоснимателе под красивой пластмасской, прикрывавшей катушку оказалась пара ГДР-овских игральных карт с голыми девками, свернутыми для упрегости в трубочку. Гребешок с колками разваливался в руках, колесики под струны в бридже катались незакрепленные, гриф был усеян названиями нот, вгравированных в накладку чьей-то ручонкой, на знаменитом «ураловском» роге была нацарапана отвратительная надпись «Эдик».
В общем, гитара не играла.
Первым делом, я отчистил ее от грязи данлоповскими растворами, разобрал, и понес к мастеру Володе (группа «Дядьки»). Так как с концертами и дензнаками в группе было затишье, то после получасовой беседы мне удалось убедить его взяться за восстановление инструмента.
Причем, резоны против были довольно убедительны: а)несмотря на прекрасный и (!) оригинальный дизайн советские гитары собирались не людьми, а подвыпившими медведями. для повторного крепежа на теле инструмента просто не было живого места. б)инструменты советские кроме дурной не снискали за все 20 лет своего использования никакой другой славы и образ звука, наработанный ими не мог никого сподвигнуть к копиистике оного. (хотя я и слышал историю о ЦВЕТАХ и Самоцветах, игравших на Фендерах со складскими номерами на корпусах, по звуку это не выглядело как Фендер).
Тем не менее, вот краткий перечень произведенных работ:
1.Шкуркой нулевкой были прочищены все блестящие детали конструкции — оказалось, что это латунь (!), покрытая серебристым слоем сплава алюминия с чем-то. от старости верхний слой соскабливался и среди блестящего великолепия серебра проступало тусклое латунное свечение (желтое).
2.Вынуты старые лады, ставлены и вклеены новые, отшлифованы заново, гриф был протерт растворами и шкурками до исчезновения названий нот и сала с него. Накладка оказась грушей.
3.На голову анкера накрутили гайку и выпрямили гриф — до момента, пока основание анкера не поползло вверх сквозь толщу старого, подсохшего дерева, выворачивая на своем пути свежевбитые лады.
4.Звукосниматели, несмотря на толщину, оказались синглами. В тот, где не было катушки, хотели вставить стандартный китайский noname сингл, но он не прошел по высоте. Поэтому взяли катушку со СТЕЛЛЫ и припаяли вместо пропавшей. Затем окунули все звукосниматели в кипящий воск, дабы залить пустоты и устранить «микрофонный» эффект.
5.Бридж с ролликами и крутилками а-ля Tune-o-matic у Гибсона собрали из двух уже имевшихся: а)наглухо зажав в сухариках ролики, дабы они не шатались и не придавали звуку «эффекта гавайской гитары», б)поменяв пружины, державшие сухарики на более сильные и длинные (система та же, что и у фендеровских сухариков). Все заполировали, но красивую крышку как на старых фендерах, найти не удалось, поэтому кобылка (tune-o-matic) на фотке осталась непокрытая.
6.Рычаг к машинке пока найти не удалось, но сама машинка — как была в рабочем состоянии, так и осталась, только блестеть стала ярче.
7.Крышка анкера была на двух винтиках, один из которых попадал прямо в дырку анкера и, соответственно, ничего не держал. Это просто один из примеров советской сборки. грустно, потому что гитара стоила 185 рублей при тогдашней советской зарплате 120 рублей.
8.Голова грифа была укреплена — вынута гребенка с колками, туда мы вклеили деревяшку и на нее посадили колки partsland Jin Ho. Сверху накрыли красивой латунной крышкой, предварительно расточив дырки под новые колки. Конечно же, заменили порожек на китайский.
9.Далее натянули струны 10-46 марки Федосов и гриф слегка выгнуло, увы анкер уже не помогал (см. п.3) и струны так и остались натянутыми слегка высоковато.
10. Конечно же, мы просверлили дырку для входа «джек» и разобрались с электроникой: на каждом из трех звукоснимателей есть окошечко, в нем вставлена криво обрезанная пластмасска: три звукоснимателя — три цвета: белый, черный, красный. На корпусе сверху и снизу есть по три кнопки: белая, черная, красная. Ряд верхний — отвечает за включение-выключение одиночного звукоснимателя.
Так как мы решили не восстанавливать оригинальную схему (из-за малого сигнала синглов и кучи элементов схемы. где его можно потерять), а распаяли по классической схеме трехсинглового Фендера, то нижний ряд у меня просто для красоты. В оригинале же он отвечал за включение-выключение темброблока. — теперь ручки: самая большая, ближе всех к бриджу — отвечала за громкость выбранного сингла или комбинацию оных (можно включить и два и три сразу). Ее мы восстановили и она продолжает делать то же самое тем же самым потенциометром. Даже не трещит! — три ручки помельче — это соответственно регулировки трех тонов для трех звукоснимателей. Их мы не стали оживлять.
В целом, схема вполне рабочая, если не считать огромных потерь в схему и слабого выхода звучков. Дальше мне писать сложно, так как я домашний мастер звука. Со временем, я наверняка замечу что-то особенное, пока же: при втыкании Аэлиты-1 в Peavey Blazer (15 ватт) я не заметил очень сильного микрофонного эффекта, более того, на нековом сингле чистый звук получался очень четким и surfовым, при легком перегрузе очень приятно звучал в риффе Don’t Fear The Ripper (Blue Oyster Cult). Правда, звук все равно был непривычно мягким и слабым, даже если подкрутить уровень громкости. Но верно, он таким и был в оригинале.
В общем, два остальных звучка оказались менее выразительными — ни мяса, ни глубины, только мутное отражение некового звука. В общем, тут надо еще работать, прежде чем хвалить или ругать.
Про ощущение грифа — очень удобный, как и сама гитара. Когда сверлили новую дырку для выхода на джек. обнаружилось, что корпус склеен из разных кусков и один из них точно был из красного дерева(!). Сверху корпус облеен фанерным слоем в 1,5-2 мм и качество клея таково. что даже после стольких лет нет ни намека на шов склейки. В качестве лака на рояльных фабриках, разумеется, использовали рояльный черный лак и его толстых слой надежно скрывает все внешние огрехи корпуса и грифа.
В общем, я счастлив, что у меня есть такой играющий раритет. Как только разберусь со звуком — обязательно пришлю мп3 звучания.
Да, надпись «Эдик», будь он неладен, мы затерли без следа.