- Не можете выбрать струны. Эта памятка для вас
- Все о советских гитарах
- Особенности
- На каких заводах производились?
- Народных музыкальных инструментов им. Луначарского
- Московская Экспериментальная фабрика баянов им. Советской Армии
- Свердловский завод по производству клавишных инструментов
- Другие
- Зарубежные модели в СССР
Не можете выбрать струны. Эта памятка для вас
Не можете выбрать струны.
Эта памятка для вас.
«Самые лучшие струны – это серебряные. Точно говорю!»
(из подслушанного в магазине разговора покупателей)
Эти самые «серебряные струны» у нас спрашивают каждый день. Спасибо воспевшим их поэтам, бардам, фестивалям… Ах, серебряные струны. Как же романтично это звучит! Но романтика романтикой, а мы – реалисты. И поэтому предлагаем Вашему вниманию ликбез по струнам.
1. Какие струны поставить на мою гитару?
А это зависит только от конструкции Вашей гитары. Есть два типа гитар – под металлические струны (их обычно называют акустическими) и под нейлоновые струны (они же классические). «Классика» и «акустика» похожи только внешне – и то если сильно не присматриваться. На самом деле это уже давно два совершенно разных инструмента.
2. В чем разница между классической и акустической гитарами?
У классической гитары широкий плоский гриф, она более легкая и компактная, а главное – ее конструкция рассчитана под натяжение нейлоновых струн (максимум 43-45 кг) практически без запаса прочности.
Акустическая гитара спроектирована по-другому. Узкий, выпуклый со стороны ладов гриф здесь усилен анкерным стержнем, специальная система пружин внутри увеличенного корпуса позволяет гитаре выдержать не только изрядное натяжение металлических струн, но и самые свирепые подтяжки и самые громкие аккорды. Металлические струны звенят сами по себе – поэтому здесь не так важны максимальная легкость и отзывчивость корпуса. Для акустической гитары главное – прочность.
3. Ну ладно, гитары разные. А струны-то здесь при чём? Вон, у знакомых старенькая Musima – и с металлическими струнами…
Поставив на любую – подчеркиваем, ЛЮБУЮ! – классическую гитару металлические струны, Вы просто устроите ей медленную смерть. Потихоньку будет отклеиваться подставка, сгибаться гриф, начнет отходить от корпуса пятка грифа, пойдут трещины по верхней деке… И это не выдумки – посмотрите повнимательнее на состояние той самой старенькой «классики». К тому же если гитара новая или на гарантии, все эти повреждения не являются гарантийным случаем. Ремонт придется делать за Ваш счет.
Что касается обратной ситуации. Ставить нейлон, даже самый дорогой, на акустическую гитару нет смысла. Она не будет звучать – нейлон просто не раскачает тяжелый усиленный корпус.
Откуда взялась типично советская традиция ставить на «классику» металлические струны? Прежде всего, от отсутствия выбора как гитар, так и струн. Отечественные гитары заточены под «металл». Из импортных гитар в продаже появлялись только болгарский «Орфей», чешские Cremona и ГДР-овские Musima – все эти гитары были с предустановленными нейлоновыми струнами. Но счастливому владельцу импортной гитары рано или поздно всё же приходилось менять на ней струны. Тут-то и начиналось самое интересное. Металлические струны отечественного производства, какие-никакие (чаще никакие), в магазинах всё же были. Редко попадался и советский нейлон – дубовый и абсолютно беззвучный. А ГДР-овский очень приличный нейлон Fisoma был страшной редкостью и стоил с рук бешеных денег.
Именно этот дефицит советских времён и привел многих отечественных любителей гитары к нескольким дурным привычкам, которые живы до сих пор и, к сожалению, передаются по наследству. Первая – не менять струны годами, пока сами не порвутся. Вторая – мучить классическую гитару металлическими струнами. Третья – жаловаться на неудобство узкого грифа акустической гитары (весь мир играет – и никаких сложностей. А нам, понимаешь, тесно, душа простора требует!).
Но мы увлеклись воспоминаниями. Короче говоря, тип Вашей гитары определяется Вашим стилем игры. Для классики и фламенко – гитара под нейлон. Для аккомпанемента, игры «боем», акустического блюза, кантри и т. д. – гитара под металлические струны. Играете и то, и другое – Вам понадобятся разные гитары. Не бывает универсальных гитар «подо всё», как не бывает помеси молотка и пассатижей…
И не нужно экспериментировать с не подходящим к Вашей гитаре типом струн. Эффект будет сходен с результатом заправки бензинового двигателя соляркой.
4. А из чего вообще делаются струны?
Струны для классической гитары
Дисканты (три самые тонкие струны) внешне похожи на леску. Здесь два варианта материалов – нейлон и карбон. Нейлоновые струны имеют идеально гладкую поверхность, мягкий и певучий звук. Карбоновые струны тоньше диаметром, с более ярким, «металлическим» звуком и чуть шероховатой поверхностью. Очень редко встречаются третья и вторая струны с оплёткой. Есть ещё струны из натуральных материалов – для аутентичного исполнения старинной музыки. Но это уже совсем экзотика.
Басы. Самый распространенный материал: сердцевина из нейлоновых или карбоновых нитей, оплетка – посеребренные медь или бронза. Но есть и другие варианты оплетки, более долговечные, без серебряного покрытия: латунь, бронза, нержавеющая сталь. На очень серьезных концертных струнах оплетка басов может быть из чистого серебра и даже частично из золота.
«Серебряные струны», как видим – просто расхожая поэтическая метафора, как «синее море» или «солнце золотое»…
Струны для акустической гитары
Первая и вторая струны здесь, как правило, голые стальные – они выглядят, как проволока. С третьей по шестую – струны с оплеткой. Материалы оплетки – латунь различных сплавов, фосфорная бронза (у этих струн увеличенная яркость звука и прочность), реже – посеребренная бронза. Есть варианты с шелковым промежуточным слоем между сердцевиной и оплеткой, а также с тончайшим защитным покрытием. Сердцевина струны может быть как круглой, так и шестигранной в диаметре. Сразу хотим заметить: не ставьте струны с оплеткой, предназначенные для «акустики», на электрогитару – они для этого не предназначены. Первая и вторая металлические струны применяются как на акустических, так и на электрогитарах.
Струны для электрогитары
Первые три струны – голая сталь, басы – никель, никелированная сталь, нержавеющая сталь на сердцевине круглого или шестигранного сечения. Струны для электрогитары, за исключением «голых», абсолютно не звучат на акустических гитарах.
5. Собираюсь учиться играть на гитаре. На каких струнах легче играть?
Не вполне корректно поставлен вопрос. На любой правильно отстроенной гитаре с правильно подобранными струнами играть легко. Дело в том, что у каждого типа струн и гитар своё предназначение. Если Вы только начинаете осваивать гитару и хотите действительно добиться результатов, Ваш выбор – только классическая гитара и нейлоновые струны. Такой инструмент оптимален для постановки звука и разгона пальцев. Начинать учиться играть на акустической гитаре, а тем более сразу на электрогитаре – неразумно. Во-первых, из-за жестких струн и узкого грифа у Вас гарантированно будет неправильная, «зажатая» постановка рук. Это очень скоро начнет сковывать Ваши пальцы, и Ваш прогресс в игре просто затормозится. Переучиваться (а переучиваться в этом случае Вы захотите сами) намного сложнее и дольше, чем сразу играть правильно. Во-вторых, хороший гитарист – а Вы ведь хотите стать хорошим гитаристом? – должен быть универсалом. После «классики» адаптация к «акустике» займет всего несколько месяцев. А беглость пальцев и хороший звук уже будут при Вас.
6. У разных комплектов струн, судя по надписям на упаковках, разное натяжение. Что мне выбрать?
Начнем с нейлоновых струн. Начинающему лучше выбрать струны легкого или среднего натяжения – пальцы будут болеть меньше. Струны сильного натяжения дают более мощный звук, они удобнее для исполнения скоростных пассажей и расгеадо. На них стоит пересаживаться, когда Вы уже почувствуете уверенность во владении гитарой.
Выбор калибра струн для акустики и электрогитары зависит от манеры игры. Для «боя» на акустике предпочтительнее калибр 0,11 – 0,12, для игры пальцами – комплекты потоньше. По электрогитаре еще большее разнообразие натяжений объясняется заточенностью разных струн под разные стили: для подтяжек и вибрато берутся струны меньшего калибра, для металлической «рубки» – большего.
Если Вы меняете отдельную струну, проследите, чтобы она была сходного натяжения с остальными – в противном случае играть будет просто неудобно.
7. У прилавка глаза разбегаются. Столько всего… А какая марка струн самая лучшая?
Если честно – не знаем. Наши соображения на этот счет отражены в выборе струн в нашем Гитарном центре. Но это наше мнение – не более того. А если бы на этот вопрос был однозначный ответ, не было бы такого разнообразия брендов и цен. В выборе струн играют роль Ваши требования к звуку, Ваша манера и уровень игры, класс Вашей гитары… Один и тот же комплект струн по-разному будет звучать под руками разных гитаристов и на разных инструментах.
Вывод – пробуйте! Вы обязательно найдете «свои» струны под свою гитару. Прислушиваться к советам можно, но не забывайте, что предпочтения всегда субъективны, а порой просто иррациональны…
8. У меня недорогая гитара. Если я поставлю на нее самые лучшие струны, звук сильно улучшится?
Ой, поставьте, пожалуйста! Причём самые дорогие. И еще пару таких же комплектов про запас возьмите… А если серьезно – звук, конечно, улучшится, но не радикальным образом. Во всём нужна сообразность. Самые дорогие струны – для очень хороших инструментов: только на такой гитаре струны «раскроются». Самые дешевые – для бюджетных. В промежутке между этими крайностями – огромное количество вариантов. Что касается принципа отбора – можем дать только один совет. Не экономьте на струнах! Как-никак процентов 50 звука зависит именно от них…
9. Я вот поиграл на одних струнах полгода – звук куда-то пропал…
Еще бы! У каждого изделия есть свой ресурс. Тем более у струн: не забывайте, что это расходный материал. Даже самые лучшие струны действительно звучат максимум три месяца. Потом их звук становится всё более и более ватным. Интенсивность игры только ускоряет износ струн – при ежедневных многочасовых занятиях их можно измочалить и за месяц. Кстати, звучание струн ухудшается и при долгих перерывах в игре. В общем, если звук Вашей гитары ослаб – просто смените струны.
10. А на гитарах, что висят в магазине, хорошие струны?
Разные. Хотя, как правило, далеко не высшего класса – на струнах производители гитар предпочитают экономить. Главное здесь то, что практически все струны, с которыми гитары поступают в продажу, уже не первой свежести. Почему? Мы не держали над каждым инструментом свечку и не можем сказать, сколько времени он провел на фабрике, на складе дилера… А по поводу срока жизни струн – см. предыдущий вопрос.
Вывод прост: в любом случае после покупки инструмента сразу же замените струны! Ручаемся – звук улучшится очень и очень намного.
Источник
Все о советских гитарах
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Настоящим фанатам струнных инструментов хочется знать все о советских гитарах – модели, стоимость, начало выпуска. Их было немного, но инструменты для меломанов были «на вес золота».
В СССР они стали выпускаться позднее, чем в европейских странах, ввиду политических соображений.
Особенности
Советские акустические гитары, электрогитары, бас-гитары впервые начали выпускаться с 1964 года в Ленинграде. Выбор не был широким, приобрести музыкальный инструмент можно было на прилавках 1-2-х музыкальных магазинов. Дешевые, «кустарного» вида гитары не отличались качеством, классические (акустика) можно было купить за 50 рублей, правда, выпускались они «на потоке». Импортные модели музыкальных инструментов в те времена стоили «бешеных» денег, да и завозиться они стали только в 70-е годы.
Среди особенностей гитар того времени можно выделить:
в большинстве случаев инструмент был неудобным, можно было взять не более 5 ладов;
дека – основная часть инструмента, была выполнена в 90% случаев из цельной ели;
Советские гитары – это пережиток, их можно собрать из современных деталей, слегка дополнив, и получить «годный» инструмент. В остальном они представляют собой ценность для коллекционеров и в качестве исторических артефактов.
На каких заводах производились?
Заводов в те времена было не более 10, они то открывались, то закрывались вновь. Наибольшее количество струнных музыкальных инструментов производилось в ГДР, Польше, Чехословакии, Болгарии, от Советского Союза отставала только Венгрия. Гитары того периода можно объединить в перечень с описанием всех характеристик в порядке появления заводов по их производству.
Народных музыкальных инструментов им. Луначарского
Самым первым, старым и первобытным «шедевром» музыкального искусства в СССР стала серия гитар «Аккорд», которую изготавливали на заводе им. Луначарского в Ленинграде (современном Санкт-Петербурге). Затем в 1964 году на нем была изготовлена электрогитара «Тоника» с цельным корпусом, стоила она 180 рублей, что превышало заработную плату инженера среднего достатка. К концу 60-х модель была модернизирована до ЭГС-650, вскоре появилась и бас-гитара, а спустя 6 лет выпуск был остановлен.
Электрогитары, помимо ленинградского, выпускали сразу 3 завода в разных городах:
Орджоникидзе (ныне Владикавказ).
Завод в Ленинграде им. Луначарского, помимо всем известной «Тоники», выпускал и иные образцы полуакустики и «классики».
Двенадцатиструнка – считалась элитной по сравнению с остальными советскими музыкальными инструментами.
- Серия моделей «Мария» – представляла собой инструменты с несколькими вариантами струн (6 шт., 3 шт., 12 шт.) и бас-гитару. Материал корпуса – пластик, внутри было пусто, таким образом достигалось звучание на низких нотах. Популярным цветом для моделей считался санбёрст.
- Серия «Альфа» – продолжила изготовление струнных инструментов на заводе после распада СССР, но вскоре производство электрогитар было остановлено.
Каждый из производителей вносил свою лепту в дизайн струнного инструмента. Ленинград оформлял поверхность деки в виде жар-птицы, Свердловск – дизайнерские точки на грифе, Ростов спереди делал кайму, а вдоль грифа – 2 полосы белого цвета, завод в Орджоникидзе оставлял анонимность при выполнении некплейта или наносил изображение медведя.
Московская Экспериментальная фабрика баянов им. Советской Армии
В начале 70-х годов предприятие переименовали, убрав из названия слово «баян» по причине малого спроса на клавишные инструменты среди музыкантов.
Завод за все время своего существования выпустил 3 серийных модели:
стил-гитара, толщина струн которых позволяла достичь яркий звук баса, металлом для них была сталь;
двухвариабельная электрогитара «Элгава» – выпускалась с вибрато («Элгава-В») и без него, она сочетала в себе испанскую и стил-гитару, для чего нужно было лишь приподнять струны при помощи специального болта (правда, об этом мало кто знал);
Завод в Москве считался одним из лучших, его безудержная фантазия, эксклюзивность и хорошие по качеству инструменты довольно быстро стали известны во всем Советском Союзе.
А в 1972 году ему посчастливилось стать единственным обладателем диплома на выставке «Достижений народного хозяйства в СССР». Помимо струнных, Московский завод изготавливал педали для гитар и остальных музыкальных инструментов.
Свердловский завод по производству клавишных инструментов
Слава пришла к заводу с началом производства гитар серии «Урал», хотя главным направлением было изготовление клавишных и клавишно-духовых музыкальных инструментов. После того как заводы перестали комплексно выпускать свой вариант «Тоники», производство в Свердловске разработало новые модели гитар – 650 и 650 А. Ещё была модель с низким звучанием – бас-гитара 510 Л. Но название «Урал» к ним «прицепилось» прочно и навсегда. На самом деле так назывался сам завод.
Внешний вид моделей был очень ярким и отличался оригинальностью, именно это задало «моду» всем остальным струнным инструментам советского времени.
«Уралы» стали своеобразным прототипом зарубежного фендеровского Jaguar.
Учебные заведения поддерживали юных исполнителей и разрешали использовать на школьных концертах именно эту модель, если не уличали музыкантов в «западничестве».
Другие
Работали и другие фабрики-производители, модели которых были известны во всем Советском Союзе. Вот небольшой перечень производителей и их «детищ».
Фабрика клавишных инструментов «Ростов-Дон». Она входила в объединение «Кавказ» так же, как и завод в Орджоникидзе, но отличалась лучшим качеством по сравнению с инструментами, выполненными коллегами по цеху. Фабрика в течение 70-х годов выпустила 2 модели – «Аэлита» и её «брат» «Бас». В 1979-м их модернизировали. Конструкция тремоло со струнодержателем была выполнена хлипко, часто приходили в негодность колки и зубцы. Настоящим «шедевром» стала стереомодель «Стелла», насчитывающая 4 звукоснимателя и массу электронных «фишек», а самое главное – была удобной.
- Орджоникидзе. Вторая составляющая завода «Кавказ», стала известна благодаря ранним выпускам электрогитары «Тоника». Они существенно отличались по внешнему виду и качеству от своих ростовских «собратьев».
- Завод «Оксид». Находился в Новосибирске, и его единственной моделью была электрогитара «Электроника». Внешний вид её был довольно презентабельный, но ни один из экземпляров не дошел до времен современности в первозданном виде. Стоимость в СССР составляла 220 рублей, что приравнивалось к среднестатической зарплате в двойном размере.
Второстепенными по известности и качеству были заводы во Львове, Одессе (Украина), Борисове (Белоруссия), Ереване (Армения), а также в Ельце.
Зарубежные модели в СССР
В период с 70 по 80-е годы XX века в Советский Союз увеличился «наплыв» струнных музыкальных инструментов из стран зарубежья. Наиболее популярными и ходовыми считались инструменты нескольких производителей.
Musima. Страна-производитель – Восточная Германия, г. Маркнойкирхен. Завод насчитывал 19 популярных моделей, которые экспортировались в 53 государства на протяжении 50 лет, в 2004 году завод признан банкротом. Это были бас, соло, ритм-гитары.
- Jolana. Завод Resonet находился в Чехии, на его счету было 40 моделей. Бренд Jolana «возродился» в 2001 году, спустя 12 лет.
- Orfeus и Cremona. Производились в Болгарии, их качество было на среднем уровне.
- Defil. Производство – Польша. Электрогитары отличались экстравагантными формами и ярким дизайном деки.
Стоимость гитар советского и зарубежного производства в далекие 70-80-е годы была просто «баснословной». Если в СССР отечественный инструмент стоил в диапазоне от 130 до 230 рублей, то цена на импортные превышала 250 рублей. Их просто было невозможно купить не только из-за высокой цены, но и из-за отсутствия на прилавках магазинов.
Большинство начинающих музыкантов делали гитары в домашних условиях «кустарными» способами.
Сегодня советская гитара считается раритетом, цены и спрос на них и запчасти на струнные инструменты растут с каждым годом. В России уже даже существуют поставщики гитар в остальные страны Европы. Но в целом гитары из СССР всегда были неудобной формы и с «деревянным» звучанием.
Источник