Советские гитары мой музей

Советские гитары мой музей

МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи

Одно из самых запоминающихся изделий Борисовской фабрики по производству музыкальных инструментов и, судя по всему, дебютная белорусская модель электрической басс-гитары вообще. Начало выпуска данной басс-гитары можно ориентировочно отнести к 1973 году.
Первое, что бросается в глаза — форма корпуса: достаточно безобразная, чтобы вызывать недоумение, но недостаточно шизофреническая (в отличие, скажем, от ЭЛЬТЫ), чтобы восприниматься как Гештальт. Просто — очень небрежная, перекошенная дека, обводами напоминающая классический среднерусский самопал. Впрочем, в остальном это типичная советская фабричная электрогитара, основой которой служит щит из произвольного набора буковых и еловых брусков, который из-за характерной фанеровки шпоном красного дерева и толстенного слоя радостно сияющего полиэфира действительно выглядит МЕБЕЛЬНЫМ. Гриф из трёх кусков бука с берёзовой накладкой, украшенной зелёными (в тон пикгарда) дотами, крепится к корпусу четырьмя шурупами через металлический некплейт с выбитой ценой «160 рублей». Голова грифа не имеет наклона, поэтому помимо крышки гайки анкера (явно восходящей к чехословацким гитарам JOLANA) украшена скобообразным ретейнером. Колки — «советские бассовые стандартные».
Струнодержатель в виде гнутой пластины с отверстиями прикрыт хромированным кожухом. Бридж деревянный, незакреплённый на корпусе, с металлическим порожком и возможностью регулировки высоты струн. Ни струнодержатель, ни бридж не имеют заземления, в следствие чего при игре без опоры пальцев на звукосниматель гитара заметно фонит.
На пикгарде из зелёного «мраморного» целлулоида (контурами не сильно согласованного с формой деки) смонтированы два Львовских датчика в металлических корпусах, имеющие чудесно гармонирующие с пикгардом красные вставки. Схема гитары довольно любопытна в своей лаконичности: нижний потенциометр отвечает за общую громкость, а верхний является регулятором баланса между датчиками (аналогичное решение практиковалось на немецких басс-гитарах MUSIMA и на Ереванских КРУНК’ах). Оба потенциометра увенчаны эксклюзивными алюминиевыми ручками.
В плане эргономики басс неоднозначен: чтобы как-то скомпенсировать балансировку с упором на гриф, для игры стоя потребуется широкий замшевый ремень, но сидя можно играть с достаточным комфортом. Гриф может поразить своей толщиной и квадратностью профиля, но при этом ощущения неудобства абсолютно не вызывает — парадокс, характерный для многих белорусских инструментов. Если экстерьерные достоинства гитары несколько сомнительны, то звуковые бесспорны: из всех советских бассов этот обладает едва ли не самым лучшим голосом. Звук чёткий, артикулированный, упругий, хотя и с характерным для отечественных короткомензурных (800 мм) инструментов преобладанием СЧ в спектре. Как не смешно, данный басс вполне подходит для диско, мейнстрима и неизбежного пост-панка.

Настоящий экземпляр 1977 года выпуска ныне находится в одной из лучших коллекций в Казани.

Источник

Советские гитары мой музей

МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи

Вероятно СТЕЛЛА, выпускавшаяся Ростовской фабрикой музыкальных инструментов, входившей в МПО «КАВКАЗ», c 1975 года — одна из самых удобных с точки зрения эргономики советских электрогитар: небольшая, лёгкая, аккуратная. Очень тонкая дека из стандартного мебельного щита на основе бука, покрытого чёрным полиэфирным лаком. Буковый же гриф с небольшими аккуратными ладами и накладкой, фанерованной шпоном красного дерева, крепится к корпусу тремя винтами, проходящими через спрятанный под шильдиком небольшой треугольный некплейт и ввинчивающимися в замурованную под накладкой металлическую пластину — аналогично, скажем, бассу «Кавказ». Мензура — 650 мм. Колки — стандартные Алапаевские металлические, 6х1.
Типовой для всех электрогитар НПО «КАВКАЗ» роликовый бридж с возможностью точной подстройки мензуры установлен на одном основании с сурдиной, призванной создавать эффект «банджо». Относительно вменяемое тремоло, подозрительно похожее на устанавливавшиеся на DOMINO и TEISCO, основным недостатком которого является лишь навороченная система крепления рычага, располагающая к его потере (что, впрочем, вообще характерно для советских электрогитар).
На этом, впрочем, достоинства кончаются, поскольку электрическая часть инструмента вызывает большие сомнения. Дело в том, что СТЕЛЛА — первый (и, слава Богу, единственный) образец советской стереофонической гитары. Из четырёх синглов, изготавливавшихся Тульским ПО МЕЛОДИЯ и здорово напоминающих древнеяпонские TEISCO, два ближних к грифу имеют сдвоенные катушки для съёма 1-2-3 и 4-5-6 струн соответственно. Левый блок небольших ползунков прозаически коммутирует соответствующие звукосниматели, причём сигналы с 1 и 3 датчиков идут в левый канал, а с 2 и 4 — в правый. При этом, в зависимости от положения самого верхнего левого переключателя (т.н. «стерео режимы Т и С»), 1 и 2 звукосниматели подключаются либо целиком, либо в них используется лишь одна катушка — для 4-5-6 струн в первом, и для 1-2-3 струн во втором. Верхний правый ползунок переключает режимы «стерео» и «моно», а второй и третий включают обрез НЧ, соответственно, на 1-3 и 2-4 звукоснимателях (при этом, вне зависимости от положения выключателей 3 и 4 датчиков, при включении фильтров их сигналы с зарезанными НЧ подаются каждый в свой канал). Собственно, вся идеология СТЕЛЛЫ построена на комбинировании двух пар датчиков, поскольку для каждой пары свои регуляторы тембра и громкости (соответственно, второй и третий потенциометры для пары 1-3 и четвёртый и пятый для пары 2-4). Самый верхний потенциометр регулирует стереобаланс. Естественно, столь сложная система из восьми взаимозависимых двухпозиционных переключателей и пяти регуляторов мало того, что достаточно трудна для понимания, так ещё и уснащает изначально не очень сильный сигнал обилием наводок и помех.

Настоящий экземпляр 1987 года выпуска (серийный номер 23954), списанный из неизвестного ДК города Дзержинска, не нуждался в восстановлении и лишь был с течением времени доукомплектован недостающими деталями.

Источник

Советские гитары мой музей

МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи

MUSIMA Record 15

Царь царей. Вероятно, самая топовая модель электрогитары, выпускавшаяся в странах Варшавского договора.
Данный инструмент, пожалуй, единственный пример, когда не «советико» скоммуниздили что-то у западных производителей, но напротив — акулы из мира чистогана воспользовались наработками демократических лютнеров. Вот гитара RICKENBACKER 390, до боли что-то напоминающая (тот факт, что немецкий мастер Роджер РОССМАЙСЕЛЬ, бывший сыном Венцеля РОССМАЙСЕЛЯ, потерявшего в ходе послевоенной национализации свою мастерскую и отсидевшего два года за «валютные махинации», эмигрировавал в США, прибился там к фабрике Адольфа РИКЕНБАКЕРА и просто актуализировал отцовские разработки на новом месте — в расчёт брать не будем.)
Инструмент, безусловно, совершенно роскошный. Верхняя дека, усиленная изнутри двумя еловыми пружинами, изготовлена из елово-махогоно-елового сэндвича и профилирована так, что слой красного дерева образует красивое кольцо. Нижняя дека, фрезерованная точно так же, изготовлена из кленово-махогоно-кленового бутерброда. (У более поздних моделей, имеющих однослойные деки, пружины заменяет цельнокроенный с ними квазиблок). Данная модель выпускалась в трёх вариантах раскраски: натурал, двух- и трёхцветный санбёрст. Не только обе деки имеют толстенный многослойный кант, но даже кленово-буковая обечайка и эфы в форме «кошачий глаз» скрупулёзно окантованы. Антабки — классические немецкие кольца под карабины. Надёжность такого крепления ремня в данном случае вызывает некоторые сомнения: размеры корпуса впечатляют — из современных чехлов к ним походят только кофры от эстрадных 12-тиструнок. Гриф, привинченный к деке двумя винтами, также представляет собой шедевр: это переклей из 14-ти слоёв клёна и красного дерева! Понятно, что такому блоку анкер не нужен по определению. Накладка изготовлена из чёрного дерева с разметкой ромбиками из перлоида, и несёт на себе 21 лад, не считая нулевого (мензура — 640 мм). Естественно, гриф и голова (склеенная уже из 33 слоёв!) также имеют многослойный кант. Колки раздельные, 2х3, с металлическими крышечками и призматическими головками. В целом, наверное, можно сказать, что Record построен в стиле ампир.
К грифу и к обечайке крепится защитный флажок, выполненный в обычной для немцев манере — из прозрачного пластика, окрашенного с изнанки чёрной краской, с обязательным бронзовым кантом по периметру и логотипом MUSIMA. Бридж, незакреплённый на корпусе, изготовлен из эбена и имеет возможность регулировки высоты. Металлический струнодержатель-зацеп по периметру эстетично окантован фасками.
Электроника гитары типовая для MUSIMA’вских джаззовых инструментов того времени (и почему-то смутно напоминающая схему ТОНИКИ 🙂 Два звукоснимателя-сингла Simeto в металлических корпусах с регулируемыми магнитоводами, четырёхпозиционный варитон и два потенциометра. Работает это хозяйство так: первое положение («ритм») — бриджевый датчик и две регулировки громкости, второе положение («соло») — оба датчика и громкость, третье положение («банджо», куда же без него?) — бридж с обрезом НЧ и громкость, четвёртое положение («ширинг-эффект») нековый датчик с полным срезом ВЧ и громкость. (После запуска в производство «25-й серии» в 1979 году, на Record и модель 1657 устанавливались пластмассовые синглы с магнитными сердечниками, не лучшим образом повлиявшие на звук.)
Звучит Record, безусловно, благородно, хотя при такой шикарной отделке ожидается чего-то уж совсем запредельного. Но нет, это обычный очень добротный инструмент — для джазза, классического рок’н’ролла, рокабилли и прочих неэкстремальных стилей. Только это не по советским меркам, хорошая гитара, а по общемировым. По гамбургскому счёту. Настоящий взрослый инструмент.

Данный экспонат приехал ко мне из Киева в состоянии почти идеальном, хотя произведён явно в середине 60-х (данная модель успешно производилась до 1972 года). Единственное что — инструмент заново отполирован мастером Павлом ШУПИКОМ.

Источник

Советские гитары мой музей

МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи

Классическая советская электрогитара АЭЛИТА, выпускавшаяся двумя фабриками МПО «КАВКАЗ» («Ростов-Дон» в Ростове-на-Дону и «Терек» в Орджоникидзе) и Ростовской баянной фабрикой, в период ориентировочно с 73-го по 88-й год. Данный экземпляр как раз «баянный».
Дека прихотливой формы, отдалённо напоминающая страшные японские гитары, изготовлена из типичного мебельного щита на основе ольхи и покрыта чёрным полиэфирным лаком. Буковый гриф с фанерованной шпоном красного дерева накладкой, имеющей помимо разметки ладов крупными белыми дотами дополнительную декоративную инкрустацию в виде двух продольных пластмассовых вставок, крепится к корпусу тремя винтами через утопленный в корпус небольшой треугольный металлический некплейт. Мензура гитары — 650 мм. Колки — стандартные для почти всех отечественных электрогитар, производства Алапаевского металлургического завода — цельнометаллические, открытого типа, в данном случае с парадными белыми пластиковыми втулками. Гайка регулировки анкера выведена в голову грифа и прикрыта хромированной металлической крышкой, стандартной для большинства Ростовских гитар.
Позволяющая работать рычагом на повышение и на понижение строя, тремоло-система АЭЛИТЫ довольно своеобразна, но впрочем, не настолько ужасна и ненадёжна, как её любят расписывать. Изюминкой и камнем преткновения для большинства гитаристов является тот факт, что верхняя часть «качалки» механически никак не связана с привинченым к корпусу основанием и держится только за счёт силы натяжения струн — хотя, если не пытаться изображать из себя Хендрикса, едущего на ручной дрезине, то вопреки мифам и легендам, ничто нигде не соскакивает и никуда не отлетает (эта же система использовалась в начале 60-х на гитарах HOPF, а немцы плохой механизм — не сделают). Прикрытый эстетичной хромированной крышечкой стандартный Ростовский бридж с роликовыми сёдлами, возможностью регулировки высоты струн и точной подстройки мензуры, имеет общее основание с пружинным демпфером, позволяющим получить подобие звука банджо. Небольшие пластмассовые антабки с течением времени как правило раскалываются — особенно нижняя.
Электрическая схема, смонтированная на целлулоидном пикгарде с белым кантом, типовая для АЭЛИТЫ, АЭЛИТЫ-2, и почти один в один скопированная впоследствии Уральскими лютнерами при запуске в производство ЭГ УРАЛ 650: три сингла, подозрительно напоминающие японские TEISCO, включаемые левым блоком кнопок (верхняя кнопка правого блока обрезает либо НЧ, либо ВЧ некового датчика, а две нижние позволяют, соответственно, в большей или меньшей степени обрезать НЧ на среднем и нековом датчиках), регулировка громкости каждого датчика и общая громкость, при этом выходные мощности звукоснимателей якобы выровнены дополнительными рассеивающими резисторами. В разное время, в зависимости от поставщиков, на АЭЛИТЫ ставились, помимо таких датчиков Тульского ПО МЕЛОДИЯ, Люберецкие и даже Свердловские звукосниматели.
АЭЛИТА, пожалуй, одна из самых удачных отечественных электрогитар и по эргономике, и (в комплектации именно такими датчиками в металлических корпусах и с квадратными магнитоводами) по звуку. Помимо достаточно однотипных КАВКАЗ’овских версий, существовала ещё и довольно самостийная вариация даной модели от Борисовских мастеров.

Настоящий экземпляр 1982 года выпуска, приехавший в МУZЕУМ из Москвы, был восстановлен в 2009 году Питерским гитарным мастером Михаилом МЕДВЕДЕВЫМ.

Источник

Советские гитары мой музей

МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи

Несомненно, одна из первых по-настоящему массовых моделей серийных советских электрогитар с цельным корпусом, которая изготавливалась сразу на нескольких фабриках советского Гитаростроительного комплекса. Данный экземпляр был выпущен Свердловской фирмой клавишных инструментов УРАЛ в 1978 году.
Дека, приблизительно наследующая форму Ленинградского РИТМ-СОЛО, выполнена из традиционного мебельного щита на основе бука и покрыта обычной полиэфирной бронёй. Гриф буковый, из трёх кусков, с наглухо замурованным нерегулируемым компрессионным анкером, крепится к корпусу двумя винтами, вкручивающимися в замурованную под накладкой металлическую пластину. Берёзовая накладка имеет 21 лад (плюс нулевой), пластмассовый порожек и маркеры в виде вытянутых овалов. Мензура стандартная — 650 мм. Колки также типовые, от акустической гитары, 1х6, с силуминовыми штоками, установленные вертикально безо всяких втулок. Голова грифа с лицевой сторны украшена слоем белого пластика.
Тремоло — cлегка «зализанная» копия bigsby-образной машинки с ГДРовских MUSIMA, все их части взаимозаменяемые. Роликовый бридж, позволяющий регулировать высоту струн и точно выставлять мензуру, без специальной доработки, к сожалению, является источником неприятного дребезга. Антабки — своеобразные металлические «грибки», достаточно надёжные.
Электрическая схема довольно простая, и снова напоминающая MUSIMA: два сингла (это именно синглы, хотя выглядят датчики как хамбакеры за счёт довольно крупных металлических корпусов и регулируемых магнитоводов, вынесенных из катушек), варитон на пять положений с фиксированными тембрами и две (!) громкости. В первом положении варитона включён только нековый датчик с двухступенчатой регулировкой громкости, во втором — оба датчика в параллель, в третьем — нековый датчик с фильтрацией высоких частот, в четвёртом — бриджевый с отсечкой низких, в пятом — гитара выключена.
В отличие от Ростовской ТОНИКИ, при несколько более топорном внешнем виде, Свердловчанка на поверку оказывается намного более удачной гитарой с точки зрения эргономики — и баланс лучше, и гриф удобнее.
Звук инструмента довольно скромный, чуть мыльный из-за конструктивного разнесения точек съёма колебаний струны внутри датчика, слегка суховатый, но в принципе узнаваемый. По сути — одна из самых работоспособных советских гитар, а если говорить о ранних Свердловских ТОНИКАХ, так и вовсе полноценный инструмент.

Данный экземпляр, подаренный мне музыкантами группы КАПЕРУСИТА РОХА, восстановлен мастером Павлом ШУПИКОМ в 2009 году.

Источник

Оцените статью