Советские кассетные магнитофоны нота

Советский «неформат» : Комета/Нота-225

В своё время я успел рассказать почти обо всей бытовой аудиотехнике с которой когда либо имел дело. Но ключевое слово в данном случае «ПОЧТИ» . Всё потому, что отдельные аппараты оставили очень неоднозначные впечатления и я до сих пор не знаю ругать их или хвалить, а другие просто не подходили по критериям. Например герой (или герои) сегодняшнего материала по мировым меркам действительно «неформат». Во всяком случае для 80-х-90-х годов. В это время во всем мире стационарные кассетники выпускались либо в виде приставок(дек), либо (намного реже) магнитофонная панель была составной частью муз. центра («комбайна»). В СССР конечно выпускались и деки и «комбайны», но было и чисто своё: полные магнитофоны, которые хотя и считались компромиссным решением (если оценивать изделие по меркам Hi-Fi индустрии), но одновременно позволяли потребителю слушать музыку за относительно небольшие деньги. Некоторые модели разрабатывались на базе приставок(дек) и выглядели при этом как деки. Например Маяк 232,233 сделаны на базе приставки 231. А вот модель, выпускаемая сначала под маркой «Нота», а затем ставшая «Кометой» в какой-то степени уникальна. Во всяком случае прямых аналогов я припомнить не могу. Внешне «225-я» выглядит похожей на большие японские переносные магнитолы того времени, но, во-первых это не магнитола, а магнитофон, а во-вторых это стационарный аппарат: и колонки к центральному блоку не пристёгиваются(хотя и выполнены стилистически в едином форм-факторе с самим магнитофоном) и работа от батареек не предусмотрена. В итоге, хотя визуально данный магнитофон отторжения не вызывал, но лично во мне он и желания обладать им тоже не пробудил. Хотя ценой это было сопоставимо с магнитофоном-приставкой: первые «225-е» стоили 390 руб., а модернизированные версии 225-1, 225-2, 225-3 немного переваливали за 400 руб. Точно не помню, но вроде 225-3 стоил 450 руб. Однако, в конце концов «Комета-225-1» у меня все же появилась. Но не из магазина и, естественно, не за полную стоимость. Точнее даже не за деньги как таковые. Просто состоялся некий бартер, подробностей которого за давностью лет(конец 80-х) я уже не припомню. К сожалению от тех времён осталась лишь одна чёрно-белая фотография очень плохого качества, но и на ней лишь часть «Кометы» поскольку фотографировали мы не её, а принесённую приятелем немецкую «балалайку» Universum ( на фото в центре).

Читайте также:  Табы для гитары ты моя хорошая

Что же касается «Кометы» и её истории то сначала была «Нота» с тем же самым цифровым(225) индексом. Выпускалась «Нота» с 1986 года Новосибирским ПО «Луч». А поскольку я в то время служил в армии и служил как раз в Новосибирске, то имел возможность лицезреть эти самые «Ноты» (когда ходил в увольнения в город) на прилавках магазинов в числе первых. Но о своих визуальных впечатлениях я уже высказывался выше, а что касается технической стороны вопроса то аппарат соответствовал 2-му классу и по цифрам ничем особо не отличался от своих «одноклассников». У магнитофона была возможность работы с двумя типами магнитной ленты , имелись: СШП »Маяк», электронно-логическое управление всеми режимами работ, сендастовая магнитная головка, режим пауза , автостоп по окончании кассеты, счётчик метража ленты. Коэффициент детонации ЛПМ 0,2%. Диапазон частот на хромоксидной ленте 40. 14000 Гц. Уровень шумов в канале З/В с СШП -59 дБ. Номинальная выходная мощность 2х10, максимальная 2х20 Вт. Потребляемая мощность 80 Вт. Габариты аппарата — 274х329х196 мм. Масса — 9,5 кг. Почему, годом спустя, производство перекочевало на Новосибирский «ТочМаш»(завод Точного Машиностроения)-я не знаю. Да и теперь это уже не имеет никакого принципиального значения. Первые «Комета-225» в точности повторяли своего прародителя: «Ноту». Комета-225-1 (именно такая оказалась в итоге у меня) отличалась индикаторами: вместо стрелочных там стояли светодиодные. В модификациях 225-2,225-3 вместо традиционных поворотных регуляторов громкости, тембра, баланса, уровня записи стали устанавливать ползунковые, а тембро-блок стал пятиполосным. Незначительные изменения вносились и в схемотехнику, но все основные параметры магнитофона остались неизменными и ничем не отличались от таковых у «Ноты-225». Ну про лёгкий «фейслифтинг» фронтальной панели устройства я тоже промолчу — к звуку это отношения не имело.

Читайте также:  Read all about emeli sande ноты для

Источник

Магнитофоны «Нота»: особенности и описание моделей

В современном мире нас везде и всегда окружает музыка. Мы слушаем ее, когда готовим на кухне, убираем в доме, путешествуем и просто едем в общественном транспорте. А все потому, что сегодня существует много современных устройств, компактных и удобных, которые можно носить с собой.

Ранее все было совсем не так. Магнитофоны были массивные, тяжелые. Одним из таких устройств был магнитофон «Нота». Именно о нем и пойдет речь в данной статье.

О производителе

Новосибирский электромеханический завод существует и поныне и сейчас носит название Новосибирское производственное объединение (НПО) «Луч». Предприятие начало свою работу во время Великой Отечественной войны, в 1942 году. Здесь выпускали продукцию для фронта, которая использовалась в зарядах для знаменитой «Катюши», глубинных минах, авиационных бомбах. После победы завод перепрофилировался на товары народного потребления: игрушки для детей, пуговицы и т. д.

Параллельно с этим предприятие освоило выпуск радиолокационных взрывателей, а далее – комплектующих к тактическим ракетам. Однако над товарами гражданского назначения работать не переставало, занимаясь разработкой бытовых радиотехнических изделий. В 1956 году первой «ласточкой» стал электрограммофон «Тайга», а уже с 1964 года здесь стали выпускать легендарную «Ноту».

Этот катушечный магнитофон-приставка был уникальным, хорошо и качественно спроектированным, его схема не была похожа ни на одну из ранее созданных.

Очень быстро устройство стало популярным среди потребителей. Многие из тех, кто уже пользовался дома катушечным магнитофоном, с легкостью меняли его на этот более современный агрегат. Всего было разработано 15 моделей под таким брендом. За 30 лет с конвейера предприятия сошло 6 миллионов изделий «Нота».

Особенности устройства

На катушечную деку можно было записывать звуки, музыку. Но воспроизводить ее магнитофон не мог: необходимо было выполнить соединение приставки с усилителем, роль которого мог играть радиоприемник, телевизор, проигрыватель.

Первый магнитофон «Нота» характеризовался:

  • отсутствием усилителя мощности, именно поэтому его и нужно было подсоединять к другому устройству;
  • наличием двухдорожечной системы записи;
  • скоростью 9,53 см/сек;
  • длительностью воспроизведения звука – 45 минут;
  • наличием двух катушек №15, длина каждой 250 метров;
  • толщиной ленты – 55 мкм;
  • тип питания – от электросети, напряжение в которой должно быть от 127 до 250 Вт;
  • потребляемой мощностью – 50 Вт;
  • размерами – 35х26х14 см;
  • весом – 7,5 кг.

Катушечный магнитофон «Нота» на то время считался высококачественной акустической системой. Его параметры и возможности были намного выше, чем у других отечественных агрегатов, которые создавались с 1964 по 1965 года. Также стоит отметить, что его стоимость была ниже, чем у предшественников, это также сыграло свою роль в формировании спроса на товар.

Учитывая все вышеперечисленные особенности устройства, вовсе не удивляет, что магнитофон-приставка пользовался популярностью у населения.

Обзор моделей

В силу усиления спроса производитель принял решение о том, что для максимального удовлетворения потребностей меломанов необходимо выпускать новые, усовершенствованные модели бобинного агрегата «Нота».

Уже в 1969 году Новосибирский электромеханический завод активно занялся производством новых моделей магнитофона. Так на свет появился кассетный и двухкассетный варианты.

Весь ассортимент делится на два типа – ламповый и транзисторный. Давайте более детально рассмотрим самые популярные модели каждого из видов.

Ламповые

Первыми начали выпускаться ламповые магнитофоны.

«Нота-М»

Он был создан инженерами 1969 году. Это модернизированный вариант первого агрегата. Корпус его был из высококачественной стали. Это приспособление использовалось как дополнение к бытовым приемникам, телевизору или усилителям с низкой частотой.

«Нота-03»

Год рождения – 1972. Легкое мобильное устройство, которое при желании можно перевозить, просто уложив в специальный чехол.

Параметры магнитофона:

  • скорость движения магнитной ленты – 9,53 см/сек;
  • частота диапазона – от 63 Гц до 12500 Гц;
  • тип питания – электрическая сеть мощностью 50 Вт;
  • габариты – 33,9х27,3х13,7 см;
  • вес – 9 кг.

Транзисторные

Такие магнитофоны начали появляться чуть позже ламповых, с 1975 года. Их производили на том же Новосибирском заводе, вот только применяли в процессе более новые элементы, детали, технологии, и, конечно, опыт.

Ассортимент транзисторных магнитофонов представлен несколькими моделями.

«Нота – 304»

Это первый транзисторный магнитофон этой линейки. В ходе разработки деки за основу был взят ее предшественник, «Иней- 303». Прибор представлял собой четырехдорожечную монографическую приставку. Большим преимуществом данной транзисторной модели было то, что в качестве источника для воспроизведения звука мог использоваться любой звуковой носитель.

Технически параметры и функционал:

  • возможность регулировать громкость и уровень записи;
  • диапазон – 63-12500 Гц;
  • движение ленты – 9,53 см/сек;
  • энергопотребление – 35Вт;
  • габариты – 14х32,5х35,5 см;
  • вес – 8 кг.

Этот магнитофон-приставка – один из самых легких, компактных устройств, которые были разработаны данным производителем. Характеристики и функционал устройства достаточно высокие, материал качественный, поэтому проблем в процессе эксплуатации не возникало.

«Нота-203-стерео»

Он был произведен в 1977 году. Для записи звука использовалась магнитная лента А4409 -46Б. Запись и воспроизведение можно было контролировать при помощи специального стрелочного индикатора.

Характеризовался такими техническими параметрами:

  • скорость движения ленты – 9, 53 см/сек и 19,05 см/сек (данная модель двухскоростная);
  • частотой диапазона – от 40 до 18000 Гц при скорости движения 19,05 см/сек, и 40 до 14000 Гц при скорости 9,53 см/сек;
  • мощностью – 50 Вт;
  • весом – 11 кг.

«Нота-225 – стерео»

Данный агрегат считается первым стереофоническим сетевым кассетным магнитофоном. С его помощью можно было воспроизводить высококачественную запись и фонограммы, записывать на кассеты звуки. Выпустили этот магнитофон в 1986 году.

Характеризовался наличием:

  • системы шумопонижения;
  • стрелочных индикаторов, при помощи которых можно контролировать уровень записи и режим работы агрегата;
  • сендастовой магнитной головки;
  • режима «Пауза»;
  • автостопа;
  • счетчика.

Что касается технических параметров данного устройства, то они следующие:

  • частота диапазона – 40-14000 Гц;
  • мощность – 20 Вт;
  • размеры – 27,4х32,9х19,6 см;
  • вес – 9,5 кг.

Данный магнитофон стал настоящим открытием, и абсолютно все меломаны, которые уже устали от огромных катушек, выстраивались в очередь, чтобы приобрести себе данное уникальное творение.

Две вышеупомянутых приставки-деки пользовались в свое время большой популярностью, так как аудиозапись, воспроизводимая с них, была очень высокого качества.

«Нота-МП-220С»

Аппарат был выпущен в 1987 году. Это первый советский двухкассетный стереофонический магнитофон.

Данное устройство позволяло сделать запись достаточно высокого качества, перезаписать фонограмму на кассету.

Устройство характеризуется:

  • скоростью ленты – 4,76 см/сек;
  • диапазоном – 40-12500 Гц;
  • уровнем мощности – 35 Вт;
  • размерами – 43х30х13,5 см;
  • весом – 9 кг.

Наверное, в современном мире, в котором мы живем, такими приборами уже никто не пользуется. Но даже несмотря на это, они считаются раритетами и могут по сей день быть частью большой коллекции у какого-то заядлого меломана.

Советские магнитофоны «Нота» изготавливались настолько качественно, что способны прекрасно работать и по сей день, радуя качеством записи и воспроизведения звука.

Обзор магнитофона «Нота-225-стерео» в видео ниже.

Источник

Оцените статью