Современная методика обучения фортепиано

Методическая лекция на отделении Фортепиано «Современные технологии в обучении игры на фортепиано»

Методическая лекция на отделении «Фортепиано» для педагогов дополнительного образования в ДШИ.

Просмотр содержимого документа
«Методическая лекция на отделении Фортепиано «Современные технологии в обучении игры на фортепиано»»

Методическая лекция на отделении Фортепиано

Подготовила: Игнатова Т.В.

Тема: «Современные технологии в обучении игре на фортепиано»

Современная ситуация в музыкальном образовании сегодня складывается таким образом, что педагогу приходится обучать детей самого различного уровня одарѐнности и подготовки. Многие из учеников не имеют к моменту поступления в муз школу необходимого уровня развития музыкальных способностей и умения учиться. Ребенок приходит в школу и педагогу приходится обучать его, независимо от уровня музыкальных данных. В процессе обучения ученик должен получить необходимые навыки и знания. При этом важной задачей педагога является поиск новых методов и технологий, отвечающих интересам детей и эффективно влияющих на формирование их музыкальных знаний, умений и навыков.

Обучение игре на фортепиано — одно из самых консервативных направлений в педагогике. В этой области существуют непререкаемые авторитеты, а методика преподавания не меняется на протяжении многих лет. В последнее время наблюдается, правда, тенденция к обновлению программ обучения. Но эти, как правило, незначительные изменения в программах касаются в первую очередь степени трудности и скорости прохождения определенного объема музыкального материала. Реалии современной музыкальной педагогической практики говорят о необходимости обновления не только содержания, но и арсенала средств обучения. Необходимость такого процесса связана с проблемами, знакомыми каждому преподавателю игры на инструментах.

1. Искусство и музыка, к сожалению, не являются приоритетными направлениями в нашем обществе. Это привело к переоценке ценностей в обществе. На первое место в негласном рейтинге родителей вышли те направления в образовании ребенка, которые в будущем могут дать хорошие дивиденды. Т.е., первым аргументом можно назвать отсутствие мотивации для обучения детей музыке у многих родителей.

Читайте также:  Ноты переводим для гитара про

2. Изменились и сами ученики. На них обрушивается огромное количество разнообразной информации. Ритм их жизни значительно ускорился. Им сложно заниматься долгой кропотливой работой с музыкальными текстами, ведь именно это и составляет большую часть занятий музыканта. Кроме того, у нового поколения есть свои приоритеты в выборе близкого им по духу занятия, а насилие, навязывание чужой точки зрения для них неприемлемо. Таким образом, если не говорить о талантливых, особо одаренных детях, для которых занятие музыкой является смыслом жизни, основная масса детей не имеет мотивации к обучению игре на музыкальных инструментах.

Нельзя не отметить общее снижение умственного потенциала и уровня одаренности у определенной части учащихся, а также общее ухудшение здоровья детей. Для таких учащихся изучение и исполнение классических программ при стандартном подходе является невыполнимым. Это несет разочарование и негативное отношение к музыке.

3. Третьим аргументом необходимо назвать государственную политику. Актуальной проблемой современного российского общества стала потребность в творческих, неординарно мыслящих людях. Сегодня стало очевидным, что успешность человека зависит от его способности быстро реагировать на постоянные изменения в обществе и умения приспособиться к новым обстоятельствам. Современная педагогика занята поиском эффективных способов обучения детей, создания условий для их интеллектуального роста и развития творческих способностей. Одним из современных подходов в обучении стала интеграция. Перспективным направлением в области обучения игре на фортепиано можно назвать интеграцию между музыкой и современными информационными технологиями.

Инновация, в переводе с английского, — нововведение, новый подход к обучению, профессионализм.

Изменения, произошедшие в нашей жизни за последние десятилетия под влиянием электронных средств информации, требуют поиска новых подходов в преподавании фортепиано.

Задача педагога — каждый раз свежими глазами взглянуть на художественное музыкальное произведение, изучаемое с учеником. Даже в тех случаях, когда трудно найти новую деталь трактовки, – почти всегда есть возможность внести те или иные улучшения в процесс освоения этого произведения учеником, ускорить овладение техническими приёмами, – и сделать работу интересной и для себя, и для ученика.

Информационные технологии проникают во все сферы деятельности человека и позволяют выйти на другой уровень обучения. Работу творчески работающего преподавателя невозможно представить без применения компьютера и использования сети Интернет, которые способствуют повышению эффективности обучения.

Применение информационных технологий – мощный стимул для обучения и открывает дополнительные возможности в преобретении новых знаний:

— сведения о композиторах;

— сведения об исполнителях;

— прослушивание видеозаписей в сети Интернет;

— поиск новой нотной литературы;

— участие в Интернет конкурсах и фестивалях и др.

4. Необходимо признать тот факт, что, несмотря на творческую составляющую нашего предмета, большинство учащихся к концу обучения не имеют навыка самостоятельности, не хотят и не умеют творить. Именно поэтому многие ученики музыкальных школ после выпуска перестают играть на инструменте, либо время от времени исполняют на фортепиано то, что было выучено в школе к экзаменам. Иногда гораздо позже у зрелых людей просыпается желание выражать себя в музыке, но полученных навыков, чаще всего, бывает недостаточно.

5. Репертуар ученика музыкальной школы, к сожалению, достаточно ограничен. Это, в основном, классическая музыка с небольшими вкраплениями джазовых произведений. Но современное музыкальное искусство очень разнообразно. Это многообразие стилей требует соответствующих знаний. Кроме того, сами классические произведения звучат теперь в новых интерпретациях и вариантах.

6. Наконец, необходимо отметить относительную доступность в настоящее время новых технических средств: компьютера, электронных пианино, синтезаторов и т.п.

Мотивацией детей и родителей в области искусства должно заниматься общество и государство. Но что, очевидно, в силах преподавателей музыкальной школы — это поиск и применение новых методов и средств обучения, способных пробудить интерес детей к занятию музыкальным творчеством, а может быть и убедить в целесообразности этого самих учащихся, а также их родителей. В области преподавания игры на фортепиано можно выделить два, на наш взгляд, перспективных направления. Первое из них — это вовлечение в процесс обучения современных компьютерных технологий. Второе — знакомство с современным инструментарием, обучение владению такими смежными с фортепиано инструментами, как электронное пианино и синтезатор.

Несомненно, основа классической музыкальной педагогики должна оставаться незыблемой. Современные средства обучения должны лишь ее дополнить, разнообразить, приблизить к современным реалиям жизни общества. Не нужно в корне менять программы. Инновации должны, скорее всего, идти в сторону обновления всего курса обучения игре на фортепиано. Например, необходимо включение в курс новых предметов, связанных, возможно, с музыкальной информатикой, а также создание интегративных программ, акцентирующих связь между различными музыкальными предметами.

Если трактовать средства обучения как объекты, созданные человеком, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития, то основным таким современным средством (дополнительным в работе преподавателя фортепиано) можно считать компьютер. При отсутствии стационарного компьютера возможно использование ноутбука. Поскольку электронные образовательные ресурсы в области музыкального образования достаточно скудны, преподаватель фортепиано может использовать в своей работе то, что подходит ему по тематике.

1. Сетевые образовательные ресурсы, связанные с информацией по интересующему нас предмету.

Существует немало сайтов не только о классической музыке, но и о методике преподавания предмета фортепиано, информация с которых поможет преподавателю в его работе. Возможно также использование в работе электронных энциклопедий.

В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы, о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу. С помощью этой программы можно подготовить сообщение, реферат, найти музыкальный материал.

Программа «Учимся понимать музыку» направлена на приобщение учащихся к мировой музыкальной культуре; помогает научить их различать большое количество музыкальных жанров, стилей и направлений, понимать особенности инструментальной, симфонической и вокальной музыки. Практический курс содержит практические занятия, интерактивные упражнения и тренажеры, медиаиллюстрации, видеофрагменты, энциклопедические биографические стати.

2. Аудиовизуальные сетевые ресурсы: фотографии, картины, слайды, видеофильмы, кинофильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay и т.п.).

На компьютере возможен просмотр учебных фильмов (например, сюжет о том, как создают фортепиано), просмотр выступления музыкантов (благодаря компьютеру появилась возможность увидеть в лицо знаменитых музыкантов, в том числе тех, которых уже нет в живых), прослушивание музыкальных произведений в различных интерпретациях, а также знакомство с этими же произведениями в исполнении различных инструментов, просмотр презентаций с подходящей тематикой (например, об истории создания фортепиано). С помощью компьютера возможно визуальное знакомство с различными танцами, их хореографией и характером. Все это помогает в работе над стилем произведения, над его художественным образом.

3. Аудио сетевые ресурсы: музыка в различных форматах.

Компьютер дает доступ ко многим записям, которые трудно приобрести на других носителях (кассеты, аудиодиски, пластинки). Кроме того, большинство из этих носителей уже морально устарело и не является перспективным. Информация различного рода может быть получена как из сети, так и извне на таких носителях как флеш-карты и диски читаемого компьютером формата.

Учебный материал может быть создан, либо скомпонован самим преподавателем в виде слайдов, презентаций. В рамках урока фортепиано, в силу его специфики, не могут быть предусмотрены электронные учебно-методические комплекты, однако определенные наработки преподавателя по разным темам могут сохраняться, пополняться и использоваться в дальнейшей работе. В этом реализуется важнейшая функция компьютера, кумулятивная. Это возможность хранения и систематизации учебной и учебно-методической информации. На компьютере можно осуществить комплектование и создание собственных фоно- и видеотек, накопление, сохранение и передачу информации.

Компьютер — необходимое средство в достижении данной цели.

Технический прогресс подарил нам не только средства обучения, несущие информативный характер. Он постоянно обновляет и музыкальный инструментарий. Преподавателю фортепиано необходимо быть в курсе совершенствования электронных инструментов, тем более они в настоящее время имеют характеристики, позволяющие успешно использовать их в учебной урочной и домашней работе.

«С л и ш к о м р а н о у г а с а е т н а ш педагогический интерес к играм, которые верой и правдой призваны служить развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех без исключения уровнях возрастного развития». Шаталов Введение.

По своим способностям учащиеся делятся на одарённых, талантливых, способных и учащихся со средними музыкальными данными. Именно для последних, в первую очередь, необходимы инновационные методические программы, специальные методики, направленные на развитие таких свойств и качеств как интеллект, эмоциональная отзывчивость на музыку, слухо-двигательная координация, музыкальный слух и музыкальное воображение. Именно этим часто вынужден заниматься педагог на уроках специальности, поскольку недостаточное развитие отмеченных выше качеств учащегося является безусловным тормозящим фактором успешного обучения такому сложному виду деятельности как музицирование.

Для достижения эффективных результатов поставленных целей и задач в музыкально-педагогической деятельности, опираясь на традиционные базовые методики обучения игре на фортепиано, применяется ряд следующих современных технологий, которые з а ч а с т у ю н е р а з р ы в н о с в я з а н ы м е ж д у с о б о й :

Общая характеристика игровых технологий.

Давно известно, что игры активизируют процесс обучения и являются эффективным способом самореализации и самовыражения. Говоря об использовании игровых технологий, остановимся более подробно на технологиях развивающего и проблемного обучения.

Технология проблемного обучения. Проблемный подход к обучению берет свое начало еще со времен Сократа. Учащийся усваивает материал не в результате элементарного слушания и восприятия его органами чувств, а в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях в ходе самопроизвольных исследовательских действий. Задача педагога заключается в анализе и организации самостоятельной исследовательской работы учащегося, которая выступает как необходимое условие его спонтанно возникающих интересов и потребностей. Главным условием проблемного обучения становится включение ребёнка в практическую деятельность, игру, труд, в процессе которого возникают потребности в овладении чем-либо. Таким образом, учащийся становится не объектом, а активным субъектом своего обучения.

Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации! На каждом уроке нужна новизна, проблема, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная для данного учащегося. С целью создания подобной ситуации необходимо использовать на занятиях некоторые приемы, активизирующие учебно — познавательскую деятельность учащегося: словесное описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения, анализ и сравнение двух и более вариантов исполнения одного и того же произведения (возможно как домашнее задание), выбор редакции нотного текста.

Так, например, проблемная ситуация ставится при расстановке аппликатуры (если пропущена нота), обозначения динамической нюансировки (по направлению движения мелодии), определения кульминации произведения и т.д. При работе непосредственно над произведением (игре на фортепиано) – это исполнение голосов полифонии в разных регистрах, сольфеджирование (пение с названием нот) инструментального голоса. Используется также способ исполнения голосов одного произведения на двух инструментах в дуэте с педагогом, представление партии одного голоса как «вопросноответной» интонации двух лиц (в произведениях Баха), удвоение звучности какого-либо голоса (имитация клавесинного звучания) и другие.

Частью проблемного обучения может стать и интеграция различных видов искусства, очень важная на уроках эстетического цикла. Вовлечение учащихся в размышление о связи музыки с живописью дает эффект осмысления близости искусств. Нередко живописность присутствует уже в названиях музыкальных произведений.

В младших классах учащиеся с удовольствием рисуют образы исполняемых ими музыкальных произведений, передают в цвете свои чувства и настроения. Все изменения характера музыки, смена частей, движение мелодии, фактура выражаются с помощью цвета, что очень п о м о г а е т в о с м ы с л е н и и и с п о л н я е м о г о п р о и з в е д е н и я . Таким образом проблемная ситуация создается на уроке, когда педагог, опираясь на известные учащемуся факты, задает вопросы: «Какой палец здесь нужно поставить?», «Какие динамические оттенки ты бы здесь исполнил?» «Как тикают часы, как звенят колокольчики?», «Где кульминация музыкального произведения?», «Что такое импрессионизм?», «Какие картины импрессионистов ты знаешь?» и т.д. Эти и многие другие вопросы побуждают учащегося к самостоятельной творческой деятельности, повышают мотивацию его занятий музыкой. Педагог называет необходимую для самостоятельного изучения учащимся литературу, предлагает послушать музыку, найти информацию о композиторах и т.д.

Технология развивающего обучения. Эта группа методов основана на применении полученных знаний на практике, что предполагает оперирование как теоретическим, так и звуковым материалом. Особое место в этом разделе развивающего обучения занимает работа по активизации слухового восприятия и представлений.

Для организации музыкальной практической деятельности ученика необходимо иметь различные лото, карточки, таблицы, картинки, дидактические игрушки.

Ритмические карточки. Для работы нужен набор карточек с различными ритмическими схемами. Самые первые карточки можно сделать из отдельных ритмических единиц. Например, можно использовать карточки для целых, половинок, четвертей, отдельных и сдвоенных восьмых, отдельных и сдвоенных шестнадцатых, групп из четырех шестнадцатых, четверти с точкой, половинки с точкой, триолей из восьмых, восьмой с точкой и всех необходимых пауз. Ритмическое лото может иметь много вариантов. Набор карточек чаще всего определяется ритмическими задачами, которые появляются при работе над репертуаром. Наиболее простой и понятной системой ритмических карточек для первого ознакомления с ритмическими формулами являются карточки в размере 4/4, так как тогда ребенок лучше понимает, почему длительности называются четвертями или восьмыми.

Постепенно можно усложнять ритмические блоки, вводя разные размеры, ритмические группировки, включая синкопы, паузы, триоли. Работа с ритмическими карточками может преследовать самые разнообразные цели в зависимости от конкретных учебных задач с каждым конкретным учеником. Вместе с тем, можно наметить некоторую типичную последовательность работы. Самые первые задания заключаются в освоении равномерного пульса четвертей, что формирует восприятие метрической основы музыки. Желательно, чтобы работа по ритмическим карточкам шла параллельно с двигательно-ритмическим воспитанием, поскольку ритмическое чувство имеет моторную природу. Нужно подкреплять все ритмические формулы движениями — прохлопывать, проговаривать, шагать, рисовать вертикальные палочки. Весьма полезно сопровождать все ритмические схемы равномерным пульсом, который исполняется другой рукой.

Затем осваиваются все варианты дробления длительностей. На этом этапе ученик должен получить как зрительное, так и двигательное представление о разнообразии ритмических рисунков. Можно рассматривать все ритмические схемы, проговаривать их на ритмические слоги, прохлопывать. Можно найти немало детских пьес, которые легко превратятся в ансамбли. В этих ансамблях ученик играет несколько звуков или интервалов в заданном ритме, а педагог играет все остальное.

По мере двигательного и слухового закрепления ритмических рисунков можно вводить названия длительностей, некоторые теоретические понятия. Для формирования и закрепления представлений о такте и размере можно использовать игру по расселению нот в гостинице по комнатам — тактам. Будет полезно, если на самих карточках записывать знаки размера. Это может вызвать вопрос ученика и последующее объяснение нового понятия. Работа с ритмическими карточками дает возможность на элементарном, доступном материале охватывать широкий круг проблем. На материале ритмических карточек можно воспитывать навыки охвата крупных ритмических построений. Ученик получает возможность составлять из карточек ритмические цепочки, проявляя свои творческие задатки.

Более сложным заданием является выкладывание ритмического диктанта, когда ученик выкладывает из карточек ритмический рисунок мелодии, которую играет педагог. Это готовит мышление ребенка к восприятию протяженной формы, что, как известно, достаточно сложно.

Следующий этап работы с карточками — узнавание знакомой мелодии по ритму. Эта работа уже активизирует звуковые представления ученика, хотя ещё и не связана с нотной записью. На самом первом этапе подбираются песенки на одинаковый ритм. Ученик должен прочитать ритмический рисунок, осознать его и назвать эти песенки. После успешных опытов в определении сходства и различия, можно дать более сложную задачу — найти в ряду ритмических карточек ритмический рисунок, соответствующий прозвучавшей музыке.

Ещё более сложным и творческим является задание выложить по памяти ритмический рисунок знакомой мелодии из имеющихся карточек. Обучение с помощью ритмических карточек может проходить в различных формах.

Карточки для освоения нотной грамоты. Изучение разнообразия ритмической записи является первой ступенью в процессе освоения нотной грамоты. Но умение читать ритмическую запись на одной строчке ещё не решает проблему чтения нот на двух нотных станах. Выучивание нот может проходить достаточно медленно и не всегда эффективно. Метод карточек оказывается полезным и здесь. Наглядные пособия помогают осваивать знаки нотного текста (ноты, различные обозначения) без специального заучивания. Не случайно в пособии А.Артоболевской «Первая встреча с музыкой» приведен пример лото для закрепления знания нотной грамоты. Можно осуществить её интересную идею и сделать «Домики с нотами»: «Хорошо бы не полениться сделать игрушки-домики из оклеенных белой бумагой коробок, на стенках которых начертаны, пять линеек для скрипичного и басового ключа. Дети сами могут вставлять в отверстия на линейках и между линейками пробки с именами нот – «жителей».

Последовательность освоения нотных карточек может быть различной. Элементарные нотные карточки могут содержать только одну или две ноты. Для более сложной формы нотных карточек нужно записывать интонационные блоки с четким ритмическим рисунком. Такие карточки могут быть вспомогательным дидактическим материалом при обучении чтению нот с листа.

Одной из увлекательных форм освоения нотной грамоты может стать игра в мозаику. Мелодия известной ребёнку песенки делится на равные части (по такту или по 2 такта) и выписывается на карточки. Нужно собрать из разрезанных тактов знакомую пьесу, с которой ученик уже познакомился раньше.

Важно, что теоретические знания на самом начальном этапе обучения появляются только при необходимости, так как «теоретические знания, не используемые в практической деятельности, не очень понятны и быстро забываются». Поэтому освоение различных знаков нотного текста (ключи, знаки альтерации, динамика, штрихи, темповые обозначения) при помощи наглядных пособий, например, карточек, может быть более эффективным.

Решение задач, ребусов и загадок. Этот метод, непосредственно связанный с игрой, имеет большое развивающее значение и помогает проверить качество и прочность знаний. Опыт показывает, что дети любят загадки, в которых нота является одним из слогов слова, поэтому эта форма игры широко используется в начальном периоде обучения. Эти слова так и записываются — ноты-слоги на нотном стане, а остальные слоги пишутся буквами.

Большой интерес вызывает у детей игра «Сыщик» (поиск ритмических ошибок в записи).

Редакторская обработка нотного текста. Содержание этой работы заключается в комбинировании, изменении, дополнении нотного текста. Ученик учится выполнять редакторскую работу: вставлять нужные звуки, расставлять лиги или другие знаки, записывать аппликатуру, проставлять пропущенные тактовые черты или размер, указывать длительность нот, обозначенных лишь нотными головками, отметить знаки альтерации, лиги, динамику, паузы.

Вариантом редактирования является дополнение текста. Ученик должен исправить отдельные ошибки, вписать недостающие ноты, паузы, звуки, размер. Возможны десятки вариантов подобных упражнений. При выполнении заданий по редактированию и дополнению текста происходит формирование навыка записи нот и остальных знаков нотного текста, что имеет большое значение для закрепления связи между звуком и знаком (нотой).

Практическая деятельность за фортепиано. Обучение подбиранию мелодии и аккомпанемента. Процесс развития навыка игры по слуху можно разделить на три этапа. Первый этап заключается в освоении клавиатуры без нот.

Вторым этапом формирования навыка подбирания по слуху может быть транспонирование мелодии, басов и целостной фактуры. Для реализации этого метода необходимо выполнять некоторые условия. Желательно начать эту работу как можно раньше и вести её интенсивно, на доступном материале. Уже в процессе игры в мелодическое эхо можно начинать транспонировать те мелодии, которые ученик повторяет. На третьем этапе обучения навыкам подбирания ученик должен уметь действительно подбирать мелодию и сопровождение по слуху. Все предшествующие формы работы были направлены на подготовку необходимых навыков. Для выполнения этого задания нужно иметь достаточно развитый интервальный слух и высокую грамотность.

Методы развития творческих способностей. Эта группа методов направлена на формирование творческого отношения к музыкальной деятельности. Все формы работы по практическому освоению музыкальной информации содержат в себе возможности для перевода их в творческое русло. Важно дать ученику возможность попробовать себя в различных видах музыкального творчества, начиная с самых элементарных и вплоть до импровизации. Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка. Нужно научить ребенка из слова, ритма и движения создавать элементарную музыку. К методам развития творческих способностей учащихся может относиться и сочинение подголосков, и варьирование напева, и сочинение мелодии на понравившийся текст; и сочинение сопровождения к данной мелодии. К этой группе методов относятся также и досочинение музыки, досочинение ритмического рисунка; редактирование нотного текста и т.д. На уроках фортепиано вполне осуществимо использование некоторых приемов импровизации: например, вариантные упражнения — ритмические видоизменения, смещения акцентов, варианты артикуляции, динамики, фактуры. Именно многочисленные вариационные комбинации одной и той же мелодии могут послужить толчком к развитию музыкального мышления, творческой инициативы.

Фундамент музыкальности формируется в том случае, если ребенок не перескакивает через ступени развития, музицирует, а не только «интерпретирует». Ученик должен на опыте познать, как создается музыка, как формируется музыкальная мысль. Он должен не только знать какие-либо правила и понятия, но и уметь применять эти знания на практике.

Свободное оперирование музыкальным материалом, например, создание собственного варианта ритмического или мелодического рисунка, уже может быть признаком творческого мышления.

Здоровьесберегающие технологии. Психологический комфорт на уроке — это важное условие для сохранения здоровья ребёнка. Его поза должна соответствовать характеру задачи, которую педагог перед ним поставил. Учащийся приходит на урок фортепиано, часто, отсидев уже полдня на других занятиях, и ему приходится сидеть за инструментом, держать локти, ставить пальцы, внимательно смотреть в ноты, не скручивать ноги «калачиком». Надо помнить, что у ребёнка продолжается формирование опорно-двигательного аппарата, происходит замена хрящевой ткани на костную ткань, поэтому больше 25 минут он не может сидеть в одном положении. В современной методике преподавание нацелено на создание благоприятного режима двигательной активности обучающихся с учетом их возраста и состояния здоровья. У многих детей еще мало развиты мелкие мышцы кистей, которые должны действовать во время игры на инструменте. Для них это тяжелый физический труд. Детям следует давать возможность подвигаться, размяться, отдохнуть, переменить позу. Естественная поза ребёнка на уроке может служить и индикатором психологического воздействия на него педагогом. Разрушающее воздействие на здоровье учащегося авторитарного стиля обучения состоит в том, что он находится в состоянии напряжения в ожидании окрика или приказа. Следует давать возможность расслабиться, откинуться на спинку стула, когда вы просто беседуете с ним, и настраиваться на исполнение, когда начинается работа над произведением.Педагогам по классу фортепиано следует обратить внимание именно на эту сторону и включать в уроки моменты физической активности, двигательные упражнения, игровые элементы.

Большинство педагогов используют на уроках такие приемы здоровьесбережения как: динамические паузы, гимнастику для глаз, проведение интегрированных уроков и т.д. Важной составной частью урока фортепиано является число видов учебной деятельности, используемых преподавателем фортепиано. К ним относятся следующие виды учебной работы: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. Нормой считается использование 4–7 видов работы за урок, но не менее трех.

Однообразие урока способствует утомлению обучающегося. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одного вида деятельности на другой требуют от учащихся дополнительных усилий, что также приводит к быстрой утомляемости. Об этом тоже следует помнить педагогам.

Также следует учитывать продолжительность и чередование различных видов учебной деятельности. Нормой продолжительности одного вида работы считается 7-10 минут. Если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут на уроке занимает работа по нотам, то это приведет к снижению уровня восприятия материала ребёнком.

Необходимо чередовать различные виды слуховой, двигательной и творческой деятельности, где игра гамм и арпеджио сменяется разбором нового нотного материала, повторением уже выученных пьес, которые учащийся знает наизусть, сочинением и подбором знакомых мелодий и т. д.

Ещё одна обязательная составная часть урока — Физкультминутки и паузы. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность. Нормой является их проведение по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого, а также имеет значение эмоциональный фон во время выполнения упражнений. На уроках фортепиано, особенно на начальном этапе, можно использовать игру в мяч, сочетая при этом учебные задачи, например, изучение нот или ритмического рисунка. Дети с удовольствием выполняют эти физические упражнения, не задумываясь о том, что они что-то изучают. Игра на фортепиано развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки и даже почерк у них становится лучше.

Для отдыха можно использовать прохлопывание ритмических рисунков, раскладывание знакомых песенок на карточках. С удовольствием выполняют различные пальчиковые упражнения. Значительный по объему и ценный в методическом плане материал содержится в учебных пособиях, составленных Т.А. Боровик «Медведь и ягодка» и др., «Играем пальчиками и развиваем речь» Цвынтарным, «доНОТЫши» А. Коноваловым, «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Л.П. Савиной, «Путь к музицированию» Л. Баренбоймом и другими авторами.

Б о л ь ш о е у д о в о л ь с т в и е д о с т а в л я е т упражнение «Сороконожки». Детям легко удаются движения 2 и 3 пальцем вперед, нежели боковое движение. В упражнении выполнять следующие движения: руки сомкнуть в кольцо (правая рука находится сверху), поочередно переступать 2 и 3 пальцами обеих рук по поверхности рук, на слове «догнали» руки встречаются на шее.

Бежали по дорожке.

И друг дружечку догнали!

Таким образом, приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей на уроках фортепиано является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности, соответствующей гигиеническим нормам на основе возрастных особенностей.

Можно выделить несколько общих характерных психофизических черт, которые нужно учитывать при работе с учениками младших классов:

Во-первых, дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо проблеме. Поэтому содержание урока должно быть составлено разнообразно и красочно, чтобы в течение всего времени интерес у ребенка не слабел.

Во-вторых, малыши отличаются любознательностью, которая должна обязательно удовлетворяться.

В-третьих, ребенок легко воспринимает новое, но также быстро забывает. С этой особенностью нужно обязательно считаться и взять за правило постоянно возвращаться к пройденному материалу.

В-четвертых, мыслительный процесс детей не позволяет им воспринимать и усваивать большое количество информации. Поэтому принуждение к спешке, быстрой реакции приведет к отрицательным последствиям, так как несет беспокойство, страх, поспешность.

В-пятых, дети младшего возраста имеют свойство мыслить в конкретных образах. Отсюда вытекает принцип: сначала рассказывать, а потом вводить какое-либо образное обозначение.

Психологические особенности младших школьников таковы, чтоименно наглядность и игра в этом возрасте наилучшим образом помогаютученикам формировать интерес к предмету, повышают мотивацию вобучении и самообразовании. Детям необходимо творить и переживать,чтобы понимать. «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю ипонимаю», –гласит народная китайская мудрость.

Заключение. «Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, — вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей». К. Орф.

Список использованной литературы

1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям/Ш. А. Амонашвили; Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. инт. — М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1998г.

2. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка»//Вопр. психологии. — 1966г. — №6.

3. Гальперин П.Я. «Методы обучения и умственное развитие ребенка».

4. Давыдов В. В. «О понятии развивающего обучения»//Педагогика. – 1995г. -№ 1. 3.

5. Гаккель А.Д. «Фортепианная музыка XX века». – М.: Советский композитор, 1998г.

6. Грохотов С.В. «Как научить играть на рояле». – М.: издательский дом «Классика – XXI», 2005г.

7. Сальникова Т.П. «Педагогические технологии». – М.: ТЦ Сфера, 2000г.

8. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие технологии». – М.: АРКТИ, 2003г.

9. Сократов Н.В., Феофанов В.Н. «Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей»: Методические рекомендации. – Оренбург, 2001г.

10. Цыпин Г.М. «Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пособие для учащихся музыкальных отделений педвузов и консерваторий»/Г.М. Цыпин. — М.: Интерпракс, 1994г.

11. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие.

12. Шмидт-Шкловская А.А. «О воспитании пианистических навыков»/А. Шмидт-Шкловская. — 2-е изд. — JI.: Музыка, Ленинградское отделение, 1985г. 4

13. Юдовина-Гальперина Т. «За роялем без слез, или Я — детский педагог». СПб, Изд-во «Союз художников», 1996г. 25

Источник

Оцените статью