Фортепианные сонаты Бетховена
Бетховен никогда не мыслил свои 32 сонаты для фортепиано как единый цикл. Однако в нашем восприятии их внутренняя целостность неоспорима. Играя и слушая сонаты, мы проходим вместе с мастером долгий путь от юношеских попыток “штурмовать небеса” (выражение самого Бетховена) до мистического слияния с Богом и Космосом в заключительной части последней сонаты.
Даже для Гайдна и Моцарта жанр фортепианной сонаты не значил столь много и не превращался ни в творческую лабораторию, ни в своеобразный дневник сокровенных впечатлений и переживаний. Уникальность бетховенских сонат объясняется отчасти и тем, что, стремясь уравнять этот прежде сугубо камерный жанр с симфонией, концертом и даже музыкальной драмой, композитор почти никогда не исполнял их в открытых концертах. Фортепианные сонаты оставались для него жанром глубоко личным, обращенным не к абстрактному человечеству, а к воображаемому кругу друзей и единомышленников. Впрочем, каждый из нас вправе войти в этот круг, привнеся в восприятие бетховенских сонат что-то новое и неповторимое.
32 сонаты охватывают почти весь творческий путь мастера. Над тремя первыми сонатами (opus 2), посвященными Йозефу Гайдну, он начал работать в 1793 году, вскоре после переезда из Бонна в Вену, а две последние завершил в 1822. И если в сонатах opus 2 использованы некоторые темы из совсем ранних сочинений (трех квартетов 1785 года), то поздние имеют точки соприкосновения с Торжественной мессой (1823), которую Бетховен считал своим величайшим творением.
Первая группа сонат (№№ 1-11), созданная между 1793 и 1800 годами, чрезвычайно разнородна. Лидируют здесь “большие сонаты” (так обозначал их сам композитор), по размерам не уступающие симфониям, а по трудности превосходящие едва ли не всё, написанное тогда для фортепиано. Таковы четырехчастные циклы opus 2 (№№ 1-3), opus 7 (№ 4), opus 10 № 3 (№7), opus 22 (№11). Бетховен, завоевавший в 1790-х годах лавры лучшего пианиста Вены, заявлял о себе как о единственно достойном наследнике умершего Моцарта и стареющего Гайдна. Отсюда – дерзновенно-полемический и в то же время жизнеутверждающий дух большинства ранних сонат, мужественная виртуозность которых явно выходила за рамки возможностей тогдашних венских фортепиано с их ясным, но не сильным звуком. Впрочем, в ранних сонатах Бетховена изумляет также глубина и проникновенность медленных частей. “Уже на 28-м году жизни я был вынужден стать философом”, — сетовал позднее Бетховен, вспоминая, как начиналась его глухота, поначалу незаметная для окружающих, но окрашивавщая в трагические тона мировосприятие художника. Авторское название единственной программной сонаты этих лет (“Патетической”, № 8), говорит само за себя.
В то же время Бетховен создавал изящные миниатюры (две легкие сонаты opus 49, №№ 19 и 20), рассчитанные на девичье или дамское исполнение. Родственны им, хотя далеко не так просты, и прелестная соната № 6 (opus 10 № 2), и излучающие весеннюю свежесть сонаты №№ 9 и 10 (opus 14). В дальнейшем эта линия продолжалась в сонатах № 24 (орus 78) и № 25 (opus 79), написанных в 1809 году.
После воинствующе образцовой сонаты № 11 Бетховен заявил: “Я недоволен своими прежними работами, хочу встать на новый путь”. В сонатах 1801-1802 годов (№№ 12-18) это намерение было блистательно реализовано. Идею сонаты-симфонии сменила идея сонаты-фантазии. Две сонаты opus 27 (№№ 13 и 14) прямо обозначены “quasi una fantasia”. Однако это обозначение можно было бы предпослать и другим сонатам данного периода. Бетховен словно пытается доказать, что соната – это скорее оригинальная концепция, нежели застывшая форма, и вполне возможен цикл, открывающийся вариациями и включающий вместо традиционной медленной части строгий “Траурный марш на смерть героя” (№ 12) — или, наоборот, цикл сонаты № 14, в начале которого звучит пронзительно-исповедальное Adagio, вызвавшее у поэта-романтика Людвига Рельштаба образ ночного озера, осиянного лунным светом (отсюда – неавторское название “Лунная соната”). Совершенно лишенная драматизма соната № 13 ничуть не менее экспериментальна: это дивертисмент почти калейдоскопически меняющихся образов. Зато соната № 17 с ее трагическими монологами, диалогами и говорящими без слов речитативами близка к опере или драме. Если верить свидетельству Антона Шиндлера, Бетховен связывал содержание этой сонаты (равно как и “Аппассионаты”) с “Бурей” Шекспира, однако отказывался давать какие-либо пояснения.
Даже более традиционные сонаты этого периода необычны. Так, четырехчастная соната № 15 уже не претендует на родство с симфонией и выдержана скорее в нежных акварельных тонах (не случайно за ней закрепилось название “Пасторальная”). Бетховен очень ценил эту сонату и, по свидетельству его ученика Фердинанда Риса, особенно охотно играл сдержанно-меланхолическое Andante.
Другая четырехчастная соната, № 18, имеет уникальный цикл, в котором нет медленной части, но есть и скерцо, и менуэт. Подобное решение Бетховен повторил позднее в своей Восьмой симфонии (1813).
Кульминационным периодом творчества Бетховена считаются 1802-1812 годы, и немногочисленные сонаты этих лет также принадлежат к вершинным достижениям мастера. Такова, например, создававшаяся в 1803-1804 годах, параллельно с Героической симфонией, соната № 21 (opus 53), которую иногда называют “Авророй” (по имени богини утренней зари). Любопытно, что первоначально между первой частью и финалом помещалось прекрасное, но чрезвычайно протяженное Andante, которое Бетховен по зрелому размышлению издал в качестве отдельной пьесы (Andante favori — то есть “Любимое Andante”, WoO 57). Композитор заменил его кратким сумрачным интермеццо, соединяющим яркие “дневные” образы первой части с постепенно высветляющимися красками финала.
Полная противоположность этой лучезарной сонате – написанная в 1804-1805 годах соната № 23 (opus 57), получившая от издателей название “Аппассионата”. Это сочинение огромной трагической силы, в котором важную роль играет использованный затем в Пятой симфонии стучащий “мотив судьбы”.
Соната № 26 (opus 81-a), созданная в 1809 году – единственная из 32, имеющая подробную авторскую программу. Три ее части озаглавлены “Прощание – Разлука – Возвращение” и выглядят как автобиографический роман, повествующий о расставании, тоске и новом свидании влюбленных. Однако, согласно авторской ремарке, соната была написана “на отъезд его императорского высочества эрцгерцога Рудольфа” — ученика и мецената Бетховена, который 4 мая 1809 года был вынужден вместе с императорской семьей спешно эвакуироваться из Вены: город был обречен на осаду, обстрел и оккупацию войсками Наполеона. Помимо эрцгерцога, из Вены тогда уехали почти все близкие друзья и подруги Бетховена. Возможно, среди них была и истинная героиня этого романа в звуках.
Почти романтический характер носит и написанная в 1814 году двухчастная соната opus 90 (№ 27), посвященная графу Морицу Лихновскому, который имел смелость полюбить оперную певицу и вступить с нею в неравный брак. Согласно Шиндлеру, Бетховен определял характер смятенной первой части как “борьбу между сердцем и рассудком”, а ласковую, почти шубертовскую музыку второй сравнивал с “беседой влюбленных”.
Пять последних сонат (№№ 28-32) относятся к позднему периоду творчества Бетховена, отмеченному загадочностью содержания, необычностью форм и предельной сложностью музыкального языка. Эти очень разные сонаты объединяет еще и то, что почти все они, кроме № 28 (opus 101), написанной в 1816 году, сочинялись в расчете на виртуозные и выразительные возможности фортепиано нового типа – шестиоктавного концертного рояля английской фирмы “Бродвуд”, полученного Бетховеном в подарок от этой фирмы в 1818 году. Богатый звуковой потенциал этого инструмента наиболее полно раскрылся в грандиозной сонате opus 106 (№ 29), которую Ханс фон Бюлов сравнивал с Героической симфонией. Почему-то именно за ней закрепилось название Hammerklavier (“Соната для молоточкового фортепиано”), хотя это обозначение стоит на титульных листах всех поздних сонат.
В большинстве из них обретает новое дыхание идея сонаты-фантазии со свободно устроенным циклом и прихотливым чередованием тем. Это вызывает ассоциации с музыкой романтиков (то и дело слышится Шуман, Шопен, Вагнер, Брамс, и даже Прокофьев и Скрябин). Но Бетховен остается верен себе: его формы всегда безупречно выстроены, а концепции отражают свойственное ему позитивное мировосприятие. Распространившиеся в 1820-х годы романтические идеи разочарованности, неприкаянности и разлада с окружающим миром остались ему чужды, хотя их отзвуки можно услышать в музыке скорбного Adagio из Сонаты № 29 и страдальческого Arioso dolente из Сонаты № 31. И все же, невзирая на пережитые трагедии и катастрофы, идеалы добра и света остаются для Бетховена незыблемыми, а разум и воля помогают духу восторжествовать над страданиями и земной суетой. “Иисус и Сократ служили мне образцами”, — писал Бетховен в 1820 году. “Герой” поздних сонат – уже не победоносный воитель, а скорее творец и философ, оружие которого – всепроникающая интуиция и всеобъемлющая мысль. Недаром две из сонат (№№ 29 и 31) завершаются фугами, демонстрирующими мощь созидающего интеллекта, а другие две (№№ 30 и 32) – созерцательными вариациями, представляющими собой как бы модель мироздания в миниатюре.
Великая пианистка Мария Вениаминовна Юдина называла 32 сонаты Бетховена “Новым заветом” фортепианной музыки (“Ветхим заветом” был для нее “Хорошо темперированный клавир” Баха). Действительно, они смотрят далеко в будущее, вовсе не отрицая породивший их XVIII век. И потому каждое новое исполнение этого гигантского цикла становится событием современной культуры.
(Лариса Кириллина. Текст буклета к циклу концертов Т.А.Алиханова (Московская консерватория, 2004))
Источник
Современная музыка
Скачать ноты современных песен в формате pdf бесплатно.
Название | Музыкальный инструмент | Исполнитель |
---|---|---|
Christina Aguilera, Lil’ Kim, Mya, Pink — Lady Marmalade (из Мулен Руж / Moulin Rouge) — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — Try — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — Just Give Me A Reason — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink ft. Lily Allen — True Love — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — Ave Mary A — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — Bad Influence — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — Blow Me One Last Kiss — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — Bridge Of Light — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — Crystal Ball — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — Dear Mr. President — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — Don’t Let Me Get Me — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — Family Portrait — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — Funhouse — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — Get The Party Started — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — Glitter in the Air — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — God Is A DJ — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — I Don’t Believe You — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — It’s All Your Fault — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — Mean — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — Nobody Knows — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — One Foot Wrong — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — Please Don’t Leave Me — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — Raise Your Glass — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — So What — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — Sober — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — Stupid Girls — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — Just like fire — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — Perfect — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Pink — Who Knew — ноты для фортепиано | Фортепиано | Pink |
Red Velvet — Psycho — ноты для фортепиано | Фортепиано | Red Velvet |
Red Velvet — Bad Boy — ноты для фортепиано | Фортепиано | Red Velvet |
Red Velvet — LP — ноты для фортепиано | Фортепиано | Red Velvet |
Океан Ельзи – Ой, чий то кінь стоїть — — ноты для фортепиано | Фортепиано | Океан Эльзы |
Океан Эльзи — 911 — ноты для фортепиано | Фортепиано | Океан Эльзы |
Океан Эльзи — Незалежність — ноты для фортепиано | Фортепиано | Океан Эльзы |
Океан Ельзи — Мене — ноты для фортепиано | Фортепиано | Океан Эльзы |
Океан Ельзи — Обійми — ноты для фортепиано | Фортепиано | Океан Эльзы |
Океан Ельзи — На небі — ноты для фортепиано | Фортепиано | Океан Эльзы |
Океан Ельзи — Не твоя війна — ноты для фортепиано | Фортепиано | Океан Эльзы |
Океан Ельзи — Дякую Тобi! — ноты для фортепиано | Фортепиано | Океан Эльзы |
Океан Ельзи — Холодно — ноты для фортепиано | Фортепиано | Океан Эльзы |
Океан Ельзи — Коли навколо нi душi — ноты для фортепиано | Фортепиано | Океан Эльзы |
Океан Ельзи — Не питай — ноты для фортепиано | Фортепиано | Океан Эльзы |
Kodaline — All I want — ноты для фортепиано | Фортепиано | Kodaline |
Skillet — Hero — ноты для фортепиано | Фортепиано | Skillet |
Skillet — Whispers In The Dark — ноты для фортепиано | Фортепиано | Skillet |
Skillet — Comatose — ноты для фортепиано | Фортепиано | Skillet |
Skillet — Awake — ноты для фортепиано | Фортепиано | Skillet |
Skillet — Monster — ноты для фортепиано | Фортепиано | Skillet |
Skillet — The last night — ноты для фортепиано | Фортепиано | Skillet |
Skillet — Forgiven — ноты для фортепиано | Фортепиано | Skillet |
Skillet — Not Gonna Die — ноты для фортепиано | Фортепиано | Skillet |
Skillet — Rebirthing — ноты для фортепиано | Фортепиано | Skillet |
Skillet — Lucy — ноты для фортепиано | Фортепиано | Skillet |
Passenger – Let her go — ноты для фортепиано | Фортепиано | Passenger |
Passenger — To Be Free — ноты для фортепиано | Фортепиано | Passenger |
Ани Лорак — Солнце — ноты для фортепиано | Фортепиано | Ани Лорак |
Ани Лорак & Тимур Родригез — Увлечение — ноты для фортепиано | Фортепиано | Ани Лорак |
Ани Лорак — С первого взгляда — ноты для фортепиано | Фортепиано | Ани Лорак |
Ани Лорак — Я вернусь — ноты для фортепиано | Фортепиано | Ани Лорак |
МЫ ВКОНТАКТЕ — Подпишитесь, чтобы не пропустить новинки
О современной, развлекательной музыке
Развлекательная музыка — понятие, в которое входят все музыкальные жанры, которые распространяются и продвигаются в обществе в пределах музыкальной индустрии.
Современная, развлекательная музыка с точки зрения доступности и распространения отличается от классической или народной музыки, которые по своей природе направлены на относительно небольшое количество сообществ (например, академические круги, местное население).
Развлекательная, современная музыка часто неправильно ассоциируют с поп-музыкой, однако -это широкий термин, охватывающий все музыкальные жанры, отвечающие требованиям и вкусам самой разнообразной публики, а термин «поп-музыка» относится к определенному жанру музыки.
Современная музыка характеризуется спонтанностью и свободой интерпретации . В принципе, ее можно разделить на несколько направлений:
- поп музыка
- кантри
- рок-музыка и подобные ей
- электронная танцевальная музыка / клубная музыка
- рэп
- блюз , соул и производные
- регги
- джаз
- Латинская музыка : самба , сальса, танго
- народная (например, индийская, арабская , ирландская музыка в современной обработке)
Разделить современную музыку на направления бывает довольно сложно, потому что они постоянно перемешиваются между собой. К тому же создается много музыкальных произведений, которые трудно классифицировать. Кроме того, эти подразделения постоянно развиваются, так как создается все больше новых музыкальных стилей. Номенклатура тенденций четко не определена, и существует множество различных ее форм, основанных на различных критериях. Например, один из интернет-магазинов музыки amazo использует следующие направления, в основном руководствуясь предпочтениями потенциальных покупателей:
- поп
- рок
- кантри
- Dance & Electronic (включает в себя всю электронную танцевальную музыку)
- R&B и soul
- рэп
- хард-рок и метал
- джаз
- мировая и народная или этническая музыка, включая латинскую музыку
- регги
- блюз
Источник