Создать аромат по нотам

Ноты в духах

Ноты в парфюмерии — термин, принятый для обозначения и описания характера аромата через запахи душистых веществ, из которых он состоит. Своим появлением он обязан английскому химику Джорджу Уилсону Септимусу Пиессу и его книге «Искусство парфюмерии» (1857), где он приводит сравнение известных ему парфюмерных ингредиентов и музыкальных нот (а также аккордов, из которых состоят ноты. Теперь под словом «аккорд» в парфюмерии понимается сочетание нескольких похожих по тональности нот). Несмотря на спорный характер теории и отсутствие доказательной базы, идея Пиесса оказалась достаточно популярной — с тех пор ноты стали одним из главных способов сообщить потенциальному покупателю о том, чем пахнут те или иные духи.

Если посмотреть на т.н. ольфакторную пирамиду любой парфюмерной воды или одеколона, можно составить примерное предположение о том, каким будет их аромат, но такой подход работает не всегда: он помогает понять направление запаха (скажем, по парам «уд – ладан» и «огурец – зеленый чай» можно почти наверняка сказать, какая из работ будет более насыщенной). При этом условная комбинация черной смородины, мускуса и малины может пахнуть и ягодным зефиром, и смородиновым кустом, и винтажной помадой. Что это значит?

  • Во-первых, что понятие нот в парфюмерии очень условно: одним и тем же названием бренды могут описывать совершенно разные оттенки запаха. К тому же под любым из терминов скрывается множество нюансов: «роза» в пирамиде может быть связана и с эфирным маслом дамасской розы, и с дамасценонами, и с одной или несколькими синтетическими базами, и много с чем еще.
  • Во-вторых, что иногда для создания нужного эффекта производители прибегают к оригинальным формулировкам, которые стимулируют воображение. Скажем, чтобы сообщить покупателю о свежем характере композиции, маркетолог может указать в списке нот огуречную воду (или кожицу зеленого яблока, или пену шампанского, или что-то в таком духе), даже если в самой формуле нет ни одного вещества, которое бы повторяло их запах.
  • В-третьих, что сочетание нот в рамках одной пирамиды может давать совершенно разный эффект. Условно говоря, если аромату приписывают только один нюанс (например, розы, ванили или жасмина), покупателю, как правило, легче угадать содержимое флакона. Когда же марки упоминают больше одного компонента, может возникнуть путаница — в первую очередь потому что непонятно, запах какого ингредиента окажется наиболее выраженным и как будут расставлены акценты.

Базовые ноты духов

За все время существования специализированной парфюмерной литературы и разнообразных тематических справочников исследователи не раз прибегали к авторским способам классификации нот и аккордов. Одной из самых известных моделей можно считать «колесо» Майкла Эдвардса, автора знаменитого сборника Fragrances of the World. Оно предполагает разделение запахов на 4 смежные категории (восточные, древесные, свежие и цветочные), которые, в свою очередь, включают подгруппы: например, к первым относятся смолы, сандал и пачули, ко вторым — мхи и кожа, далее — зеленые и водянистые душистые соединения; цветочное семейство в теории Эдвардса образуют ароматы свежесрезанных цветов, ягод, пудры и т.д.

На Aromo мы пользуемся линейной структурой: ноты в каталоге разделены по группам, причем некоторые примыкают сразу к нескольким категориям. Вот примеры основных групп нот и их наиболее ярких представителей:

  • цветочные — роза, фрезия, фиалка, пион, магнолия;
  • древесные — сандал, кедр, уд, пачули, кипарис;
  • зеленые — трава, гальбанум, плющ, папоротник, лист инжира;
  • цитрусовые — лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут, лайм;
  • фруктовые — малина, яблоко, груша, персик, абрикос.

Принадлежность ноты к тому или иному семейству мы определяем по характеру доминанты. Например, в запахе личи есть оттенки розы и малины, а также легкий акватический нюанс, но поскольку они не выходят на первый план, нота относится к семейству фруктовых.

Описание нот парфюма

Нередко для усиления «рекламного» эффекта ольфакторной пирамиды аромата бренды прибегают к дополнительным описаниям — так в пресс-релизах появляются ноты «чувственной орхидеи», «обжигающей амбры», «хрустящего яблока» и проч. С одной стороны такой подход помогает привлечь внимание клиента, читающего текст, с другой — не дает ему более полного понимания характера запаха: например, «обжигающий» нюанс может быть выражен как оттенками специй, так и духом еще горячего угля.

Этой техникой часто пользуются и в любительских парфюмерных обзорах: например, чтобы описать впечатления от того или иного аромата, блогеры выбирают прилагательные «вкусный», «манкий», «сексуальный» и проч. — при том, что эти понятия достаточно абстрактны и для каждого могут означать разные качества.

Ольфакторная пирамида

Ольфакторная пирамида — специфическая структура, принятая брендами и некоторыми исследователями парфюмерии для описания характера развития запаха. Сторонники «пирамидальной» теории сравнивают процесс раскрытия аромата с тремя «слоями», из которых состоит пирамида — верхним («голова»), средним («сердце») и нижним («база»). Согласно ей, верхние ноты аромата — самые легкие и, соответственно, рассеиваются первыми, затем становятся ощутимы ноты сердца, после — «тяжелые» базовые ноты, остающиеся на коже вплоть до полного испарения духов. Ольфакторная пирамида — не более чем условное обозначение того, как марка видит развитие аромата, соответственно, только лишь с ее помощью сказать что-то о запахе тех или инфо духов затруднительно.

Интересно, что ольфакторная пирамида — не единственная типология, которой пользуются производители; в разное время бренды (преимущественно нишевые) представляли свое видение структуры аромата — в виде звезды, сферы с тремя точками, спирали и проч.

Источник

Школа Парфюмера. Духи своими руками. 4.Гармония ароматов.

Школа парфюмера. Духи своими руками. Гармония ароматов. Нотный стан парфюмера. Почему ароматы улетучиваются. Какие бывают ноты ароматов. Семь ароматов — семь нот. Ольфакторная пирамида.

Се м ь а р о ма тов — сем ь н от…

Парфюмеры знают о существовании гармонии в мире ароматов. Это непреложные законы. Гармоническим принципам подчиняется все в вселенной: гармония в музыке, гармоничное сочетание цвета, вкуса в кулинарии, выбор одежды и духов. Любое нарушение установленных правил, непременно вызывает диссонанс. Люди обладающие тонким вкусом, обонянием и любыми другими восприятиями почти всегда страдают от фальши. Все равно только тем, кто всеяден. Им проще жить среди фетиша и кича.

Изысканность — это недосягаемый абсолют, стремление к которому есть лишь у немногих представителей общества…, к сожалению. Результатом является развитие личности, духовной эстетике. Кто то с этим рождается, правда один раз в сто лет).

Нам обычным лишь людям остается развивать в себе чувство прекрасного.

Нотный стан в парфюмерии.

В парфюмерном искусстве существует понятие — «НОТА». Это как в музыке. Те кто учился музыкальной грамоте знают, что есть ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си… Каждые семь нот делятся на октавы. Нота «До» верхняя и «До» нижняя будут звучать в одной тональности, но каждая на на своем уровне, в своей октаве. Каждая нота звучит по своему. В сочетании, ноты складываются в аккорды — мажорные (веселые и торжественные) и минорные (грустные и созерцательные).

Так и ароматы, обладают собственной окраской и энергией. Они могут быть яркими, энергичными, бодрящими, а могут быть успокаивающими, умиротворяющими, склоняющими к размышлению.

Нажимая несколько клавиш на клавиатуре, получается аккорд — сочетание нескольких нот. При соблюдении принципов музыкальной гармонии, он будет приятен слуху. Если это будет хаотичный набор звуков, то получиться сумбур. Так и при создании ароматических смесей — духов, правильно подобранные ароматы будут звучать красиво и эстетично. Из них можно сложить чарующую музыку, восторженную симфонию, страстное танго с пульсирующим ритмом или нежный вокализ,…признание в любви, открытие сокровенной тайны.

Создавайте, что хотите — дивертисменты или сложные партитуры, но главное помните о том, что каждый аромат имеет свою индивидуальность и сочетается по определенным принципам, основанных на летучести (интенсивности испарения).

Летучесть эфирных масел подобна амплитуде звуковых колебаний, извлекаемых из музыкального инструмента. Чем меньше амплитуда, тем ниже звук, и чем меньше летучесть, тем слабее аромат.

Если обратить внимание на схему (вверху статьи), то вы увидите что клавиатура, отражает интенсивность испарения ароматов. Ароматические вещества расположены по хроматической гамме (последовательность тонов из четырех интервалов). Искусно подобранные гармонические аккорды из ароматов будут образовать приятные парфюмерные букеты.

1. Верхние ноты, головные, начальные, топовые. Это самые энергичные субстанции — летучие эфиры. Это первое восприятие, которое ощущается при нанесении аромата. В ароматерапии — это чаще всего, цитрусовые масла, свежие зеленые ноты. Их звучание длиться около от 3 до 20 минут.

2. Нота сердца, средние ароматы. Как правило, это цветочные, пряные и древесные эфирные масла, например, роза, иланг-иланг, вербена…

В синтетической парфюмерии используются фруктовые и ягодные ароматы. Но поскольку, многие фрукты и ягоды не являются эфиромасличными, то применяются отдушки, например, зеленое яблоко, персик или клубника. Они раскрываются в течение следующих 20 минут, и их звучание может продолжаться более 3 часов.

3. Шлейфовая нота, основная, базисная(базовая) или конечная нота. Это самый длительный по летучести аромат. Он остается долго и является фиксатором более летучих ароматов. К ним относятся бальзамические эфирные масла: мирра, ладан, перуанский и копайский бальзамы и смолянистые ароматы. Их звучание продолжается 8 часов, а некоторые ароматы, например, сандал может задержаться очень надолго. Для изготовления VIP пафюмерии серии «Люкс» используются компоненты животного происхождения такие как, амбра, мускус, кастореум.

Амбра — продукт жизнедеятельности, образующейся в пищеварительном тракте кашалота. Амбру собирают на берегах океанов и в морской воде, где обитает млекопитающее. Парфюмеры получают амбру путем синтезирования или из смол (растительная амбра). Амбра используется как закрепитель (фиксатор) аромата. Натуральная амба — продукт редкий и очень дорогостоящий. Если вас уверяют, что доступные по цене духи с натуральной амброй, то это ложь. Парфюм, содержащий амбру, можно приобрести от 2 000 €

Мускус — ароматический компонент, выделяемый половыми железами ондатры, мускусной утки и другими животными. Композиции мускус придает стойкость и чувственность. Варварский и очень дорогой способ добычи не позволяет иметь в наличии это средство. Мускус можно заменить лабданумом, корнем анжелики, корнем дягиля, семенами амбретты, семенами гибискуса и гальбанумом. Гальбанум — эфирное масло вполне доступно на ароматическом рынке и может выступать отличным фиксатором. Прекрасным фиксатором может выступить абсолю фиалки.

Кастореум (струя бобра) — натуральное анималистическое вещество (мускус), вырабатываемое железами бобров. Широко применяется в элитной парфюмерии для фиксации аромата. Имеет своеобразный, для многих неприятный запах. Считается, что имеет свойство афродизиака.

…Если вы хотите придать композиции оттенок мускуса, то используйте мускатный орех или мускатный шалфей — эти масла всегда в доступной продаже.

Эфирные масла по степени летучести:

Верхние — 10 — 20 минут: Все цитрусовые, анис, базилик мирт, лаванда, эстрагон, розовое дерево, мускатный шалфей, сосна, эвкалипт

Средние — 60 — 120 минут: Лаванда, роза, жасмин, вербена, мускатный орех, ромашка римская, фенхель, шалфей мускатный, мята перечная, имбирь, иссоп, можжевельник, розмарин, тимьян, нероли, фиалка

Нижние — до 8 часов: Гвоздика, имбирь, ладан, морковь, ветивер, сандал, кедр атласский, кипарис, ирис, мускатный орех, пачули, кумарин, гальбанум, ваниль, фиалка (корень), гваяковое дерево, перуанский бальзам, мирра и многие другие

Универсальные — сложные, многослойные ароматы-аккорды, растянутые на несколько тактов. В них присутствуют 2 -3 степени летучести: розовое дерево, роза, герань, иланг-иланг. Эти эфирные масла могут по праву занять свое место в любой категории.

В любой композиции должны присутствовать все три степени летучести эфирных масел, иначе ваш аромат получится плоским и не выразительным.

Интенсивность испарения.

Эфирные масла получили свое название благодаря своей способности быстро улетучиваться. Некоторые масла улетучиваются уже через 5 минут, не оставляя даже следа, а другие могут удерживаться довольно долго 6 -10 часов. Каждое отдельное эфирное масло состоит из множества молекул, химических органических соединений терпенов, спиртов, альдегидов, кетонов и углеводородов, вырабатываемых эфирномасличными растениями. В настоящее время их выделено свыше 500 органических веществ. Если очень просто объяснить, то каждое вещество состоит из молекул, а молекулы имеют разную величину. Цитрусовые имеют очень легкие молекулы, а смолянистые и древесные эфирные масла более тяжелые и крупные. Если эфирное масло не растворить в жирном масле, воске или спирте, то аромат быстро улетучится. Более тяжелые эфирные масла способны фиксировать легкие молекулы, например, эфирное масло гальбанума и мускуса. Парфюмеры часто используют эти масла как фиксирующие вещество при изготовлении духов.

В качестве фиксатора аромата иногда используют диэтилфталат. Его получают химическим путем через нагревание этилового спирта с фталевым ангидридом в присутствии небольших количеств серной кислоты в качестве катализатора. Как вы понимаете, присутствие диэтилфталата в лечебных парфюмерных композициях нежелательна. Я бы не рекомендовала его использовать, так как он имеет свойство накапливаться в организме и вызывать нежелательные последствия. Более безопасным средством фиксации является аромафикс. Это продукт переработки глюкозы и считается наиболее естественно полученным (из кукурузы). Аромафикс, практически не имеет запаха. Это водорастворимое масло с широким спектром растворимости в воде, спирте, маслах и растворителях (кроме углеводородов). Прекрасно фиксирует верхние и средние ноты.

Замечательным средством фиксации может выступить Амбралюкс. купить>>> Это душистое вещество представляет собой концентрат феромонов. Применяется для создания ароматов-афродизиаков, шипровых ароматов, папортниковых (фужерных). Обеспечивает композиции мягкую бархатистость, округлость и экзотичность. Поможет украсить и изменить аромат натурального эфирного масла. Гедион (Харизмаль) купить>>> так же является фиксатором аромата, помимо этого свойства он прекрасно округляет аромат и соединяет между собой другие вещества в композиции.

Далее часть 5. Продолжение Ольфакторная пирамида

Источник

Оцените статью