Во время пения третьего антифона совершается Малый вход — торжественная процессия священнослужителей, несущих Евангелие в алтарь. Если богослужение совершает епископ, Евангелие подносится к нему в центр храма, где он стоит посреди народа с начала Литургии.
После возгласа «Премудрость! Прости!» (“Премудрость! Станьте прямо!”, т.е. станьте прямо, ровно, будьте собраны, внимательны) священнослужители вносят Евангелие чрез Царские врата под пение: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны Сыне Божий. поющия Ти: Аллилуия.
В древней Церкви Малый вход и был собственно входом в храм всей процессии христиан, которые под пение антифонов следовали за священниками, несущими Евангелие. Теперь эта процессия совершается в пределах самого храма, однако смысл её остается тем же: выход Христа на проповедь и наше вхождение в Царство Божие в последовании Евангелию Христову.
Нельзя прийти к Богу Отцу, кроме как через Сына Божия ( Ин. 14, 6 ). Не бывает причастия Богу Отцу, кроме как через исполнение Его заповедей, данных Иисусом Христом и провозглашенных в словах Евангелия. Таким образом, именно Евангелие Сына и Слова Божьего вводят нас в Царство Отца и в вечную жизнь Благословенной Троицы.
Малый вход, будучи одним из важных этапов приближения молящихся к престолу Божию, является всегда восхождением. В нем Церковь восходит на небо, где и совершается Евхаристия… Динамический характер священнодействия Малого входа (как и затем Великого входа на Литургии верных) показывает смысл Евхаристии как движения в Царство, восхождения с целью обратного возвращения в «мiр сей» для свидетельства о том, чего не слышало ухо, не видел глаз и не приходило на сердце человеку, но что приготовил Бог любящим Его ( 1 Кор. 2, 9 ).
Когда священнослужители входят в алтарь и становятся перед престолом, хор поет тропарь и кондак дня. Эти гимны прославляют спасительное событие или святых, поминаемых в этот день. В день Господень тропарь и кондак всегда славят воскресение Христово из мертвых. Священник в это время молится о прощении и оставлении грехов всего собрания, чтобы Бог сподобил нас «стати пред славою святаго Твоего жертвенника и должное Тебе поклонение и славословие приносити». И затем следует пение ангельской «Трисвятой песни», которая вечно звучит в Царстве Божием.
Во все великие Господские праздники, во всю пасхальную седмицу, а также в праздники Сретения и Святого Духа положены особые входные стихи, которые в современной практике провозглашаются диаконом или иереем. После входного стиха «Приидите, поклонимся» не поется, а поются тропарь и кондак праздника.
Источник
Спаси ны сыне божий ноты
Нотный сборник. Учебный обиход церковного пения. Песнопения Таинств и Треб.
Пятый выпуск «учебного обихода» — песнопения Таинств и Треб. Практически все таинства, начиная с крещения человека и заканчивая отпеванием могут и должны быть украшены пением хора. В данный сборник мы также включили песнопения архиерейской литургии (таинство Божественной Евхаристии), на которой совершается таинство священства. Песнопения традиционно подобраны самые несложные (в терцию), рассчитанные на непрофессиональный или неполный хор. Также традиционна комплектация аудиокассетой для облегченного разучивания «на слух». Повторяющиеся песнопения напечатаны единожды. Так прокимен на крещении и на водосвятном молебне один и тот же. Тропари «Исаие ликуй» поются как при венчании, так и при хиротонии с небольшими изменениями текста и последовательности исполнения, однако тем же напевом. Песнопения панихиды и отпевания даны в полном объеме, поэтому следует согласовывать с настоятелем последовательность и объем пения согласно с каждым конкретным случаем. Также мы включили песнопение, которое, согласно уставу, поется только при отпевании на Светлой седмице («Земле зинувши»), однако в распространенной традиции его часто включают в чин погребения.
Содержание сборникаТаинство крещения 1. Тропарь на облачение крещаемого 2. Елицы. Обиходный напев 3. Прокимен. Глас 3