- Виды электрогитар
- 1. Stratocaster
- 2. Telecaster
- 3. Les Paul
- 4. Superstrat
- 5. SG
- 6. Mockinbird
- 7. Warlock
- 8. Explorer
- 9. Flying V
- 10. Firebird
- 11. Jazzmaster
- 12. Бас-гитары
- 13. Полуакустические гитары
- Материал для гитар и его влияние на звук
- Почему гитары до сих пор изготавливают из древесины?
- Какую древесину используют для производства гитар?
- Породы деревьев для акустических гитар
- Дерево для верхней деки
- Дерево для обечайки и задней деки
- Дерево для грифа, накладки и порожков
- Породы деревьев для электрогитар
- Дерево для корпуса электрогитар
- Дерево для грифа
- Словарь терминов: Электрогитары и бас-гитары
- Основные характеристики
- Мензура
- Количество струн
- Тип крепления грифа
- Тип бриджа
- Система тремоло
- Струны сквозь корпус
- Количество ладов
- Безладовый гриф
- Материал основы грифа
- Материал накладки грифа
- Материал верхнего порожка
- Порожек с зажимом
- Запирающие колки
- Радиус накладки
- Ширина грифа у порожка
- Без головки грифа
- Инкрустация
- Датчики и электроника
- Схема звукоснимателей
- Производитель звукоснимателей
- Пьезодатчик
- Количество регуляторов громкости
- Количество регуляторов тембра
- Активная электроника
- Встроенный тюнер
- Корпус
- Форма корпуса электрогитары
- Материал корпуса
- Материал топа
- Рисунок на корпусе
- Окантовка
- Цвет фурнитуры
- Состаренная
- Особенности
- Кейс в комплекте
- Гитарный комплект
Виды электрогитар
В данной статье речь пойдет о самых известных и часто встречающихся формах и модификациях электрогитар.
1. Stratocaster
Самая популярная, часто встречающаяся и скопированная во множестве реплик форма гитары. Трудно перечислить все страны, в которых производятся Стратокастеры, и ещё труднее было бы перечислить все наименования марок электрогитар данной формы. Классический же, оригинальный Фендер Стратокастер выпускают в Соединенных Штатах, на инструмент ставят три звукоснимателя типа «сингл» и «машинку» Vintage Tremolo. Страт обладает особым, узнаваемым «стеклянным» звучанием. Зачастую эту электрогитару можно увидеть в руках хард-рок-, инди-, поп-рок-гитаристов
2. Telecaster
Не менее легендарная модель от фирмы Fender, даже более «древняя», чем Стратокастер. Дизайн Телекастера нарочито прост, он выглядит словно выпиленный из одного цельного куска древесины – что неудивительно, учитывая, что дека его мастерится именно по такой технологии. Чаще на Телеке стоят два сингла, однако есть и модификации с хамбакерами. Материал деки – ясень или ольха. Звучание, как правило, очень приятное на чистом звуке и несколько «стеклянное» на овердрайве.
3. Les Paul
Gibson Les Paul – ещё одна знаменитая модель электрогитары, задавшая одно из направлений в движении гитарной промышленности. Лес Пол легко узнаваем по своей форме, ассоциирующейся с женской талией, характерным звукоснимателям и корпусу, собранному из дорогого красного дерева. Эта гитара многими признается самой универсальной, и по этой причине часто применяется в студиях звукозаписи. Les Paul широко копируется во всём мире, порой лицензионно, а порой и не очень (последним особенно грешат китайские производители).
4. Superstrat
Суперстраты представляют собой обширное семейство гитар, состоящее из множества моделей разных производителей. На вид они несколько напоминают Стратокастеры, но имеют большое количество конструктивных отличий в «звучках», форме головки грифа, струнодержателе, древесине корпуса, грифа и накладки.
Некоторые производители сделали себе имя на таких инструментах – примером могут служить Ibanez, Kramer, Cort. А первой, кто освоил дизайн Суперстрат, стала фирма Jackson. В первоначальном варианте это были просто копии Stratocaster с усложненной фурнитурой и из более ценной древесины, в дальнейшем изменения коснулись и формы корпуса.
5. SG
Рогатый Gibson SG – тот самый инструмент, на котором запиливает свои сольные партии гитарист AC/DC Ангус Янг. Кроме формы корпуса, отличается от Les Paul ещё и тем, что дека SG производится из одной цельной доски красного дерева, а не склеивается из нескольких отдельных элементов. Собственно, и сами буквы SG расшифровываются как solid guitar (цельная гитара). Пуговица для ремня у этого инструмента располагается не на окончании «рога» корпуса, а с обратной стороны деки в верхней части.
6. Mockinbird
Фирма B.C. Rich прославилась благодаря уникальным формам своих музыкальных инструментов. Одной из них стал Mockinbird – не лучшая в плане удобства игры, но весьма необычная на вид электрогитара. Самый известный гитарист, играющий на таком инструменте – Сол «Слэш» Хадсон из Guns N’ Roses.
7. Warlock
«Дьявольский» дизайн другого детища компании B.C. Rich – гитары Warlock с остроконечной разлапистой декой и демонически рогатой головкой грифа – уж точно ни с чем не спутаешь. Этот инструмент за свой внешний вид крайне любим гитаристами, играющими в жанрах black- и heavy-metal.
8. Explorer
Форма корпуса Gibson Explorer очертаниями несколько напоминает звезду. Внешне угловатые гитары этой формы, тем не менее, вполне удобны в игре, чему способствует довольно легкий гриф. Характерной чертой Эксплорера стал также переключатель «звучков» – у электрогитар этой конструкции он вынесен аж на угол деки.
9. Flying V
На Gibson Flying V едва ли не молятся многие гитаристы, играющие металл. Наименование модели говорит само за себя – это легкая летящая стрела с головкой грифа в виде острого наконечника. Многие знаменитые музыканты с помощью этой электрогитары отыскали свой новый образ – и среди них Джимми Хендрикс, которому принадлежит инструмент, изображенный на фотографии.
10. Firebird
Firebird от Gibson несколько напоминает направленностью очертаний другую гитару этой фирмы – Эксплорер. Но «Огненная птица» (а именно так переводится название этого инструмента) наделена своими особенными чертами: сглаженными углами деки, похожей на птичий клюв головкой грифа, лого в виде птицы, навевающей ассоциации с пламенем желто-черной окраской. На цельнокорпусную электрогитару обычно ставят хамбакеры, обычные или мини (иногда P-90), числом от одного до трех.
11. Jazzmaster
Гитара Fender Jazzmaster была разработана в конце пятидесятых годов XX века преимущественно для музыкантов, играющих джаз. Благодаря округлой форме корпуса с плавной выемкой на инструменте удобно играть сидя, что часто практикуют джазисты. Для своего времени эта электрогитара была начинена весьма современной электроникой, в том числе переключением режима игры с ритма на сольный.
12. Бас-гитары
Дизайн бас-гитар зачастую довольно похож на гитарный, с учетом особенностей инструмента – ведь размер мензуры, а значит, и габариты корпуса и грифа у басов существенно больше. Но есть и у них свои характерные базовые формы. Главные из них – разработанные фирмой Fender инструменты Precision Bass и Jazz Bass, основоположники, положившие начало истории бас-гитары и во многом определившие базовые направления ее развития.
Как особую форму басов можно, пожалуй, выделить безладовый (fretless) бас. По принципу игры этот инструмент чуть ближе к контрабасу. Безлад позволяет получить более мягкое звучание и расширяет технический арсенал за счет возможности басиста брать микротоновые интервалы – но и оплошать на нем гораздо проще из-за отсутствия четко выверяющих каждую ноту ладов.
13. Полуакустические гитары
Полуакустика представляет собой совмещение электрогитары и обычного акустического инструмента. Полый внутри корпус (hollow-body) с эфами позволяет полуакустической гитаре полноценно звучать без подключения к электроаппаратуре, а присущие электрическим инструментам «звучки» и остальная электроника – получать от нее вызванный звуком электросигнал с возможностью его дальнейшей обработки и усиления. Полуакустики особо любимы гитаристами-блюзменами – их привлекает удобство игры на этом инструменте, его винтажный внешний вид и особый теплый звук.
Итак, в этой статье мы кратко осветили базовые, наиболее распространенные формы электрогитар. К ним принадлежит либо так или иначе происходит из них подавляющее большинство электрогитар, существующих и выпускающихся в настоящее время.
Источник
Материал для гитар и его влияние на звук
При знакомстве с гитарой у начинающих музыкантов возникает масса вопросов. И эти вопросы связаны не только с устройством гитары и нюансами обучения игре, но и с материалами, из которых издревле изготавливают инструмент.
Почему гитары до сих пор изготавливают из древесины? На что влияет выбор дерева при изготовлении гитары? Гитару из какой древесины лучше предпочесть? На эти и другие вопросы постараемся ответить.
Почему гитары до сих пор изготавливают из древесины?
На протяжении веков с момента появления гитары основным материалом для ее изготовления остается дерево. Это связано вовсе не с довлеющим влиянием традиции, а имеет вполне логичное объяснение и практическое подтверждение. Если взять современную неподключенную электрогитару и дернуть за струну, появится краткий звук без особенностей. Проделав то же самое с акустической гитарой, мы получим насыщенный бархатистый звук с особой продолжительностью. Это достигается благодаря простой схеме: звук попадает в резонаторное «окно» гитары и, резонируя о внутренние стенки корпуса, выходит со значительным усилением.
Деревянный корпус здесь выполняет сразу несколько задач:
- усиливает звук
- придает звуку индивидуальный окрас
- увеличивает продолжительность звучания
Почему среди современных материалов предпочтение отдается традиционному дереву?
- Во-первых, многовековая практика показала, что именно древесина способна создать наиболее многогранный и красивый звук.
- Во-вторых, дерево обладает массой физических свойств, которые важны для формирования звука. Оно плотное, гибкое, имеет небольшой вес, а микропористая структура позволяет создавать особый бархатистый звук, который не сможет воссоздать даже самый лучший пластик.
Какую древесину используют для производства гитар?
Современные производителя часто стали «удешевлять» производство гитар, выпуская дешевые «дворовые» гитары из шпонированного МДФ или даже фанеры. Мы же будем говорить о качественных музыкальных инструментах из массива дерева, так как уважающий себя музыкант все-таки найдет средства купить достойную гитару, способную полностью отразить его мастерство и уникальную манеру игры.
Итак, в гитаростроении за все время производства было использовано огромное количество пород деревьев, но все-таки самое широкое распространение получили несколько пород, о которых поговорим ниже. Дабы правильно подать информацию, рассмотрим каждую группу гитар в отдельности. Это поможет сразу определить, какое дерево лучше выбрать и как оно влияет на конечное звучание инструмента.
Породы деревьев для акустических гитар
Для любой гитары может использоваться как один вид дерева, так и одновременно несколько пород. Это связано с тем, что каждая порода обладает своими особыми свойствами, которые ценны в какой-то одной из составляющих гитары.
Дерево для верхней деки
Для изготовления верхней деки чаще всего используют ситхинскую ель (делает звук ообенно звонким и четким) или ель Энгельмана (звук немного мягче, чем у ситхинской ели). Второй вариант более дорогой и используется для произвдства гитар среднего класса. Но наиболее ценными считаются инструменты из красной ели, довольно редкой породы, которая обладает глубоким, но очень четким звуком.
Также для верхней деки может использоваться кедр, излучающим мягкий завораживающий звук, но не менее звонкий, чем у ели. Кедр не меняет свои свойства на протяжении многих лет, а ель с каждым годом дает все более богатый звук.
Дерево для обечайки и задней деки
Для достижения гармоничного звука задняя дека и обечайка изготавливается из одной и той же породы древесины. Чаще всего эти элементы изготавливают из махагона (красного дерева), способного сбалансировать звук и придать ему четкость и мягкость.
Еще одна, более ценная порода дерева, палисандр, способна преобразить звук на низких частотах. Звук от палисандра будет насыщенным, глубоким и вязким. Другие же породы (орех, клен, коа) будут приближены по свойствам и звучанию к предыдущим породам, но иметь различную стоимость.
Дерево для грифа, накладки и порожков
Выбор породы древесины, из которой делают другие элементы не столь важен. И хоть бытует мнение, что порода влияет на четкость и продолжительность звука, такое влияние совсем незначительно. Чаще можно встретить гриф из клена или махагона, накладку – из более ценного палисандра или очень дорогого черного дерева (в гитарах элит-класса).
Породы деревьев для электрогитар
Так как у электрогитары отсутствует резонаторное «окно», из года в год ведутся споры о целесообразности использования древесины для ее производства. Независимо от споров электрогитары из дерева продолжают свое существование и имеют своих поклонников.
Дерево для корпуса электрогитар
Выбор древесины для изготовления корпуса электрогитары более широкий, чем у акустической. Поэтому разнообразие пород, из которых изготавливают корпус, заставляет задуматься. В основном это:
- Ольха – наиболее доступный, а потому и распространенный материал. Считается универсальным вариантом, так как дает отличный баланс звука на любых частотах.
- Липа – наравне с ольхой считается универсальным материалом, но требует хорошей лаковой защиты. Один из наиболее недорогих вариантов, мало влияющих на звук.
- Агатис — «дешевое красное дерево» из семейства сосновых. Отношение к кмахагону имеет только по схожести внешнего вида и звучания. Используется для бюджетных гитар.
- Махагон (красное дерево) – позволяет добиться плотного четкого звука со смягченными частотами. Предпочтителен для исполнения тяжелых музыкальных стилей.
- Ясень болотный — дает отличный резонанс за счет своей пористости. С ним лучше всего звучат басы и чистые верхи.
- Ясень северный – дает ясное звонкое звучание благодаря высокой плотности и весу. Достаточно сильно увеличивает продолжительность звука.
Также корпус может изготавливаться из лэйсвуда, падука, коа, ореха и прочего, но большого распространения эти породы не имеют.
Дерево для грифа
При выборе электрогитары большое внимание уделяется грифу, вернее материалу, из которого он сделан. Наиболее распространены грифы из клена и красного дерева: клен дает четкий «стеклянный» звук, красное дерево же делает звучание мягким и вязким.
Чтобы понять, какую гитару предпочесть, стоит для начала определиться со стилистикой исполнения. Изучив свойства пород дерева, можно идеально подобрать именно ту гитару, которая будет способна полностью раскрыть звук и передать нужную тональность звучания.
Источник
Словарь терминов: Электрогитары и бас-гитары
Основные характеристики
Несмотря на серьезные различия, все нижеописанные гитары имеют одно общее свойство: для полноценного звучания их необходимо подключать к дополнительному оборудованию — колонкам, усилителю и пр. Можно выделить три главных вида таких гитар: электрогитара, бас-гитара, полуакустическая гитара.
Электрогитара является одним из наиболее распространенных музыкальных инструментов в наши дни. Невозможно представить рок-группу без этого музыкального инструмента. Такие гитары используются и в прочих жанрах: блюз, джаз, электронная и неоклассическая музыка. От традиционной гитары электронную отличает более тонкий корпус, почти не имеющий внутренних пустот. Он очень тихо резонирует, поэтому инструмент оснащается специальными звукоснимателями. Сигнал от них поступает по кабелю в усилитель с колонками или комбоусилитель, который сочетает в себе усилитель и колонку.
Некоторые люди ошибочно делят электрогитары на два типа — «соло» и «ритм». В действительности на любой электрогитаре можно исполнять как соло-, так и ритм-партии. Производители не делят свои музыкальные инструменты по такому признаку.
Несмотря на название, полуакустические гитары больше похожи на электрогитары, чем на акустические. Внешне и конструктивно изделие очень похоже на электрогитару, но имеет одно важное отличие: корпус полуакустических моделей не сплошной. В нем есть вырезы и пустоты. Вырез часто имеет вид латинской буквы F, как на виолончелях и скрипках. Конструкция повышает резонанс корпуса полуакустической гитары, позволяя ей звучать без электрооборудования. Для полного звучания полуакустическую гитару необходимо подключить к усилителю. Особенно часто этот тип музыкальных инструментов используется в таких жанрах, как блюз и джаз.
Бас-гитары от электрогитар отличаются пониженным тембром звучания. Многие из них имеют всего четыре струны, настроенные по звуку, как четыре нижние струны традиционной гитары, но еще на одну октаву ниже. Также существуют модели, имеющие большее количество струн. В ансамбле бас-гитара выступает в роли связующего звена между ударными инструментами и обычными гитарами. Вместе с ударными она образует ритм-секцию и задает тон гитаристам, вокалисту и прочим членам группы. Как и электрогитару, бас-гитару необходимо подключать к усилителю.
Некоторые бас-гитары работают без дополнительного электрооборудования, но звучат они очень тихо и имеют достаточно большие размеры. В продаже они встречаются редко, так как совсем не пользуются спросом.
Мензура
Мензура — это расстояние между верхним и нижним порожком гитары, то есть это длина натянутой части струн. Стандартными размерами мензур для электрогитар считаются 24,75 и 25,5 дюйма, а для бас-гитар — 34 дюйма. Существуют инструменты с мензурой меньшего или большего размера. Чем мензура длиннее, тем сильнее натяжение струн и тем более жестким оказывается звучание. Кроме того, длинная мензура дает возможность сильнее понижать строй музыкального инструмента.
Электрогитары, длина мензуры которых превышает 27 дюймов, называются баритонами. Это нечто среднее между простой и бас-гитарой: строй ниже, чем у обычной, но выше, чем у бас-гитары. Баритоны подходят для игры мелодий низкого звучания, в том числе в экстремальном и альтернативном музыкальном жанре.
Количество струн
Многие электрогитары — шестиструнные, а бас-гитары имеют всего четыре струны. Многие производители выпускают инструменты с большим количеством струн. Добавление седьмой или восьмой струн электрогитаре, а также пятой струны бас-гитаре, способствует расширению диапазона звучания вниз. Музыкант при этом получает возможность извлекать дополнительные басовые ноты. Подобные гитары применяются в основном в экстремальных жанрах рока и альтернативной музыки с целью создания агрессивного звучания.
Шестая струна расширяет диапазон звучания бас-гитары вверх и вниз, так как музыкант получает возможность извлекать высокие и низкие ноты. Гитары с шестью струнами используются в основном в технических жанрах, таких как джаз или прогрессивный рок. Бас-гитарист в этом случае не просто обеспечивает ритмично-басовую поддержку ансамбля, но и может солировать и исполнять непростые партии.
Тип крепления грифа
Грифы могут крепиться к корпусу гитары тремя способами: вклеенный, болченый, сквозной.
Болченый тип крепления предполагает соединение грифа с корпусом при помощи нескольких болтов. Модели с таким грифом обладают наиболее ярким звучанием и небольшим сустейном. Эта разновидность крепления обеспечивает возможность разбирать инструмент для удобства транспортировки.
Вклеенное крепление грифа представляет собой переходный вариант от болченого к сквозному способу. В корпус гитары в этом случае вклеивается некоторая часть грифа (от 10 до 20 см). По яркости и продолжительности звучания, а также по стоимости этот вариант крепления находится между сквозным и болченым.
Сквозное крепление является наиболее дорогим и сложным в производстве, так как гриф при этом является частью цельного куска древесины. Он проходит через весь корпус инструмента. Сквозное крепление обеспечивает долгое и ровное звучание инструмента.
Тип бриджа
Струнодержателем или бриджем называют деталь, расположенную на деке электрогитары. Она обеспечивает поддержку струн и передает их вибрацию на корпус инструмента. Бриджи делятся на два типа: тремоло и фиксированные.
Фиксированный струнодержатель прочно крепится к корпусу и достаточно долго сохраняет строй инструмента. Также он является надежным, простым и недорогим в производстве.
Тремоло-бриджи имеют сложную конструкцию. От фиксированных эти струнодержатели отличаются наличием подвижной части, на которой держатся струны. Музыкант в процессе игры может менять высоту одной или нескольких нот при помощи рычага тремоло. Изначально его устанавливали для создания эффекта вибрато, заключенного в быстром изменении высоты тона, но вскоре рычаг стали использовать для получения эффекта тремоло — быстрого повторения определенного звука. Существуют разные тремоло-бриджи, главным недостатком которых считается сложная конструкция и высокая цена, непростая настройка и процедура замены струн, а также склонность многих тремоло-бриджей быстро терять строй.
Система тремоло
На гитаре установлен бридж тремоло. Выделяют несколько типов систем тремоло, они называются по производителям и именам создателей: Ibanez, Kahler, Floyd Rose, Fender, Bigsby. Каждый из данных типов также имеет несколько разновидностей.
Винтажные тремоло-системы представляют Bigsby (используются в большинстве на гитарах Gibson) и Fender (Vintage Tremolo, установлены на модельный ряд Stratocaster). Это наиболее простые конструкции систем, отличаются достаточно ограниченными возможностями, позволяют создавать лишь легкое вибрато. Не предназначены для исполнения различного рода трюков при помощи рычага. Fender Vintage Tremolo позволяет только понижать строй при игре, другие винтажные системы могут также повышать строй.
Floyd Rose является одной из самых популярных систем тремоло на нынешний день. Конструкция тремоло-машинки весьма сложна, так как бридж данного типа не привинчен к корпусу, а опирается на специальные болты особыми ножами, уравновешиваясь пружинами. Благодаря этому строй меняется в очень широком диапазоне. Сложность конструкции Floyd Rose предполагает внимательный уход за состоянием машинки (заточка и смазка ножей) и тщательную настройку. Чем качественнее будет машинка, тем больше расширяется диапазон звуков, которые можно извлекать при помощи системы.
Японский производитель Ibanez устанавливает на свои гитары различные варианты Floyd Rose, которые являются запатентованными улучшенными версиями оригинального бриджа.
Тип Kahler имеет несколько отличий от популярного Floyd Rose, в частности, его конструкция не предусматривает наличия ножей и пружин. Рычаг присоединяется к подвижному узлу, а сам бридж крепится плотно к корпусу. Контакт машинки с корпусом обеспечивает большую продолжительность звучания нот (сустейн), не способствует изменению строя после применения рычага. Система тремоло Kahler отличается большей стоимостью, ее запчасти не так доступны, как для системы Floyd Rose.
Наименование установленной на гитаре тремоло-машинки главным образом указывает на тип конструкции, а не производителя: разработчики систем предоставляют лицензии на изготовление и использование своего именного бриджа. Следует учитывать, что не все производители имеют официальные лицензии и устанавливают на свои гитары лишь точные копии. Эти тремоло-машинки работают по такому же принципу, однако отличаются более низким качеством материалов и исполнения.
Струны сквозь корпус
У бас-гитар и электрогитар струны часто крепятся к корпусу за счет струнодержателя и не касаются деревянной части инструмента. На некоторых моделях струны крепятся с задней стороны корпуса, проходят сквозь него и затем проходят через бридж. Такой вариант крепления обеспечивает контакт струн с корпусом, благодаря чему на него передается больше колебаний, а продолжительность и насыщенность звучания увеличивается. Длины стандартных струн в этом случае может быть недостаточно, поэтому обращайте внимание на этот параметр при их покупке.
Количество ладов
Лады на бас- и электрогитарах — это отрезки грифа с длиной, позволяющей на полтона изменять высоту звучания струн. Нередко под ладами понимают ладовые порожки, которые разделяют отрезки грифа. На гитарных грифах обычно размещено от 20 до 24 ладов, но также их может быть больше или меньше. 24 ладов хватает для исполнения почти всех гитарных партий.
Безладовый гриф
Некоторые бас-гитары не имеют ладовых порожков на грифе и называются безладовыми. При игре на таком инструменте струны следует прижимать к деревянной накладке грифа. В звучании таких гитар нет металлических призвуков, а также оно имеет мягкий и приглушенный оттенок. Играть на инструменте без ладов труднее, чем на обычной гитаре, так как для качественного звучания музыкант должен сильно придавливать струны в определенных местах.
Материал основы грифа
Гитарный гриф представляет собой узкую продолговатую часть гитары, на которой происходит прижимание струн к ладам. Элемент состоит из двух частей — основы и накладки. Первую изготавливают из различной древесины, такой как клен, красное дерево, палисандр, венге и коа.
Чаще всего производители музыкальных инструментов используют клен для создания гитарных грифов, так как древесина обладает достаточной твердостью. Кроме того, клен имеет сравнительно большой вес и уравновешивает гриф и корпус гитары, повышая удобство пользования.
Накладки на гриф в основном изготавливают из палисандра. Также иногда используют красное дерево, которое хорошо сочетается с кленом и образует поочередные продольные слои на грифе. Реже всего гитарные грифы изготавливают из венге и коа. Применение разных материалов при производстве грифа влияет не только на звучание инструмента, но и на его внешний вид и удобство его использования.
Материал накладки грифа
Гриф — это узкая и длинная часть электро- или бас-гитары. На нем располагаются лады, к которым музыканты прижимают струны. Гриф состоит из двух частей — основы и накладки. Материал, из которого производится накладка, сильно влияет на звучание музыкального инструмента, так как она принимает на себя вибрации от струн, а затем передает их на корпус. Грифы электрогитар изготавливаются из твердых пород древесины, таких как палисандр, клен, эбони и железное дерево. Иногда используют специальный материал из переработанной бумаги и феноловой смолы, называемый richlite.
Старые электрогитары часто оснащались накладкой из клена. Они мягкие на ощупь и придают яркое звучание с хорошо выраженными верхними нотами.
Наибольшей популярностью пользуется палисандр при изготовлении накладок для грифов. Эта древесина имеет красновато-коричневатый цвет и обеспечивает теплое мягкое звучание гитары, так как имеет очень пористую структуру. Палисандр при этом обладает высокой прочностью и износостойкостью.
Эбони представляет собой тяжелый и очень плотный материал, называемый черным деревом. Гитара с накладкой из эбони издает плотное и глубокое звучание. Это дерево наиболее прочное и дорогое среди всех, которые используются для производства гитар.
Железное дерево или пао ферро по звуковым и физическим свойствам находится между эбони и палисандром. Его звук более активен, чем у палисандра, но теплее, чем при использовании эбони.
Материал верхнего порожка
Верхний порожек играет роль опоры для струн в основании головки грифа гитары и выступает в роли нулевого лада. Порожек имеет прорези под струны, которые определяют их высоту над грифом и промежуток между ними. Так как струны сильно натянуты и имеют прочную поверхность, порожек должен обладать достаточной износостойкостью. Таким образом, верхний порожек производители стараются создавать из прочных материалов типа специального пластика, никеля, меди, графита, кости и пр.
Пластик относится к наименее прочным, но это самый доступный материал, из которого создаются порожки. На многих моделях любительских гитар установлен именно пластиковый порожек.
Медный и никелевый порожек почти не подвержен повреждениям. Лишь спустя многие годы эксплуатации он может сточиться до такой степени, что его придется заменить. Подобные порожки обеспечивают яркое звучание с превосходным сустейном. Медь по цвету отлично сочетается с золотистой фурнитурой электро- и бас-гитар. Никель, в свою очередь, имеет такой же цвет, как лады, поэтому его считают универсальным.
Графит — материал высокой прочности темного оттенка, который придает «теплый» оттенок звучанию нот. Из недостатков графита можно выделить хрупкость материала — он иногда даже раскалывается. Однако случается такое крайне редко.
Кость хуже противостоит износу, но тоже очень прочна. Она имеет светлый оттенок и обеспечивает яркое звучание без металлических призвуков, свойственных меди или никелю.
Порожек с зажимом
Топ-лок или верхний порожек с зажимом устанавливают на гитары с тремоло уникальной конструкции, чтобы инструмент дольше сохранял строй. Для настройки гитары с зажатыми струнами используют микроподстройку в тремоло-бридже. Когда-то зажимы устанавливали на порожки гитар с запатентованной конструкцией тремоло под названием Floyd Rose.
Такие тремоло по сей день считаются одними из лучших, так как имеют надежную конструкцию и предлагают большое разнообразие приемов игры. Со временем появлялись новые аналоги тремоло Floyd Rose, многие из которых обладали высокой надежностью и имели порожки с зажимами.
Запирающие колки
Колки — это те части гитары, на которых держатся струны. Помимо этого, они служат для настройки инструмента. Чтобы предотвратить соскальзывание струн с простых колков, при намотке необходимо делать много оборотов. Независимо от этого гитара с простыми колками расстраивается очень быстро. Чтобы инструмент как можно дольше сохранял строй, необходимо использовать специальные запирающие колки. Они зажимают струну, а для надежной ее фиксации хватает одного оборота. Если гитара оснащена топ-локом, запирающие колки становятся бесполезными.
Радиус накладки
от 184 до 1200 мм
Поверхность грифа, на которой размещены лады, имеет слегка скругленную форму, хотя со стороны может показаться плоской. Накладка грифа имеет вид части поверхности цилиндра, радиус которого называется радиусом грифа. Чем он больше, тем более плоскую форму имеет накладка грифа. Этот параметр влияет на удобство игры в разных стилях. Принято считать, что на закругленных грифах очень удобно брать аккорды, а для соло-партий лучше подходят грифы плоской формы.
Ширина грифа у порожка
Грифы бас- и электрогитар отличаются по ширине. Самая узкая часть находится в точке его перехода в головку, то есть возле верхнего порожка. По направлению к корпусу гриф слегка расширяется.
Многие шестиструнные гитары имеют ширину грифа у порожка около 42-43 мм. В случае с бас-гитарами эта цифра варьируется в пределах 38-42 мм для четырехструнных моделей и 44-48 мм для пятиструнных. Чем больше ширина грифа, тем удобнее музыканту играть на гитаре. Если он при этом будет очень широким, то играть на басовых струнах может быть не очень удобно, так как до них тяжело дотянуться.
Без головки грифа
Грифы некоторых моделей гитар не имеют головки и заканчиваются за порожком. Эти инструменты отличаются компактностью и легким весом по сравнению с обычными гитарами, а также имеют другие важные особенности. Например, такие гитары отличаются оригинальным внешним видом, однако далеко не каждый музыкант выбирает инструмент без головки.
Гитары, не имеющие головку грифа, настраиваются особым способом, так как они лишены привычных колок. Струны крепятся задом наперед, то есть фиксируются на грифе, а натяжение производится на бридже. Для некоторых моделей гитар необходимо покупать особые длины, отличающиеся определенной длиной.
Инкрустация
Многие электрогитары и бас-гитары имеют разметку ладов на грифе в виде инкрустации, чаще всего перламутровой. Маркируются обычно следующие лады: 3, 5, 7, 9, 15, 17, 19 и 21. Лады под номерами 12 и 24 имеют особую маркировку, так как при придавливании струн к ним они звучат так же, как в открытом виде, но на одну (12 лад) или две (24 лад) октавы выше. Инкрустация условно делится на несколько типов: простая инкрустация, точки и художественная инкрустация.
Инкрустация в виде небольших кружков выглядит просто и неброско. Такой вариант подходит начинающим музыкантам, поэтому подобный способ создания инкрустации используют при создании любительских инструментов.
Что касается простой инкрустации, то она имеет вид вставок несложных геометрических форм: трапеция, прямоугольник, овал и пр. Также можно встретить волнистые вставки, похожие на развивающийся флаг. Этот тип инкрустации имеет солидный вид и отлично сочетается со многими инструментами.
Художественный вариант инкрустации может быть исполнен в виде сложных повторяющихся изображений на отмеченных ладах или в виде большого рисунка на весь гриф. Это может быть изображение какого-нибудь вьющегося растения. Инструменты, украшенные художественной инкрустацией, имеют оригинальный вид и выделяются на фоне других.
Датчики и электроника
Схема звукоснимателей
Звукосниматели отличают электрогитару от акустической, так как именно они превращают колебания струн в электросигналы. Магниты датчика создают особое поле, внутри которого колеблется струна, а вокруг них намотана катушка проволоки. В этой катушке образуется электроток, который по проводам попадает в усилитель. Бас-гитары и электрогитары оснащаются двумя типами датчиков — хамбакерами и синглами. Также существуют триплабакеры.
Сингл выполнен в виде катушки, а точнее набора катушек (по одной на каждую из струн). Эта разновидность датчиков обеспечивает яркое звучание с расширенными верхними частотами. Главным недостатком синглов считается повышенная чувствительность к электрическим помехам.
В хамбакерах каждая струна имеет по две катушки, включенные в противофазе. Это дает возможность убирать шумы, вызываемые электрическими помехами. Датчики имеют более плотный и насыщенный звук с расширенными низкими частотами. Хамбакеры обычно имеют вид двух размещенных рядом синглов. В некоторых моделях одна катушка прячется под другую — в этом случае хамбакер со стороны невозможно отличить от сингла.
Триплбакеры встречаются очень редко. Они объединяют в себе 3 катушки и могут работать как хамбакер и сингл вместе или отдельно. Звукосниматель при этом становится универсальным.
Компании, выпускающие электрогитары, часто совмещают разные датчики на одной гитаре. Наличие на одном инструменте датчиков разных видов делает гитару более универсальной. В основном производители устанавливают три датчика: один сингл и хамбакеры с двух сторон. Переключение между ними осуществляется при помощи специального тумблера, который дает возможность одновременно активизировать два датчика. Звучание инструмента при этом становится более универсальным. Гитара, имеющая смешанный набор датчиков, подходит и для исполнения ярких соло-партий, и для игры в группе.
Иногда встречаются комбинации с одним хамбакером и парой синглов, однако популярностью такие инструменты не пользуются.
Производитель звукоснимателей
Некоторые производители электро- и бас-гитар устанавливают специальные звукосниматели других марок. Они обычно имеют более высокую стоимость и звучат лучше тех, которые выпускает сам производитель музыкальных инструментов. Некоторые компании вообще не занимаются производством собственных звукоснимателей.
Пьезодатчик
Этот элемент установлен на корпусе электрогитары и предназначен для преобразования его вибраций в электросигналы. Датчик, в отличие от стандартных звукоснимателей, делает звук больше похожим на звучание акустической гитары. Интересно работают звукосниматель вместе с «пьезой»: звучание становится более насыщенными мягким, появляется «акустический» оттенок.
Количество регуляторов громкости
Гитара может иметь один общий или несколько отдельных регуляторов громкости для звукоснимателей, которые дают возможность смешивать в разных пропорциях звучание датчиков. Несколько регуляторов делают настройки звучания гитары более гибкими.
Количество регуляторов тембра
Регулятор тембра дает возможность управлять характером звучания, добавляя высокие или низкие частоты. Гитара может иметь общий регулятор тембра или несколько отдельных для всех имеющихся звукоснимателей или каждой частотной полосы. Наличие нескольких регуляторов тембра делают настройки звучания электро- или бас-гитары более гибкими.
Активная электроника
Гитара, оснащенная активной электроникой, от обычной модели отличается наличием встроенного предусилителя сигнала. Активная электроника усиливает выходной сигнал и убирает почти все помехи и наводки. Главным недостатком здесь считается потребность в электропитании: активная электроника работает от одной или двух 9-вольтовых батарей типа «Крона». Заряда хватает надолго, однако они могут начать садиться прямо в процессе выступления, поэтому лучше всегда иметь запасные батарейки.
Встроенный тюнер
Каждая гитара постепенно расстраивается, так как струны теряют натяжение и начинают издавать несколько другие ноты. Гитарный тюнер — это устройство, которое обеспечивает возможность настройки инструмента, показывая, насколько та или иная нота отклонилась от нормального строя. Музыкантам лучше самостоятельно настраивать свою гитару, не ориентируясь на подсказки тюнера, так как при этом хорошо развивается музыкальный слух. Следует отметить, что настраивать гитару на слух в условиях шумного зала не очень удобно.
Раньше музыканты носили тюнер, который имел вид отдельного прибора. Сегодня производители встраивают эти устройства в корпус гитары. Данная дополнительная опция упрощает жизнь музыканта, но делает инструмент дороже, поэтому позволить себе такие гитары могут далеко не все.
Корпус
Форма корпуса электрогитары
Многие гитары, несмотря на большое количество существующих моделей, имеют корпус одной из нескольких наиболее распространенных форм: explorer, SG, superstrat, les paul, stratocaster, V, santana, telecaster. Отдельно можно выделить корпус агрессивной формы с острыми краями, «рожками», шипами и другими атрибутами «тяжелых» музыкальных жанров.
Материал корпуса
Корпуса электрических гитар чаще всего создаются из таких древесных пород, как клен, агатис, липа, красное дерево, ольха, нато и ясень.
Агатис используют в основном для производства недорогих моделей. Инструменты звучат достаточно тепло, но глухо. В частности, верхних частот в звуке хватает, однако они не очень звонкие. Бесспорным преимуществом агатисовых корпусов является доступная стоимость и сравнительно сильное резонирование, увеличивающее продолжительность звучания всех нот.
Клен отлично подходит для производства грифов, а также из него создаются корпуса. Он обладает сравнительно большой массой, поэтому изготовленные из него инструменты обычно получается тяжелыми. Звучание таких гитар обделено низкими частотами, а высоких частот, напротив, слишком много. Кленовые гитары используются для исполнения «быстрых» направлений рок-музыки, когда каждый инструмент должен воспроизводить яркий звук.
Особенно часто гитарные деки создаются из красного дерева, называемого «махагони». Инструмент из этой породы древесины звучит очень сбалансированно, а весь частотный диапазон достаточно насыщен. Корпуса из этого материала стали стандартом в гитаростроении, независимо от сравнительно высокой цены красного дерева.
Липа считается мягкой породой дерева, имеющей светлый оттенок и плотные волокна. Материал стоит недорого и хорошо поддается обработке. Корпус из липы способствует смягчению ярких верхних частот. Эта древесина прекрасно подходит для производства соло-гитар и электрогитар в целом, так как воспроизводит яркое певучее звучание, насыщенное средними частотами.
Существует сравнительно недорогая красная древесина, которую называют деревом нато или восточным красным. Корпуса гитар с такими корпусами издают ровное звучание и считаются универсальными. Материал используют для производства недорогих музыкальных инструментов в странах Азии.
Еще один распространенный материал, применяемый для производства гитарных корпусов — ольха. Легкое дерево имеет мягкие поры и похоже на липу. В отличие от последней, ольха добавляет больше низких и высоких частот звучанию инструмента. В результате этого инструмент звучит недостаточно богато в среднем диапазоне, однако становится довольно универсальным.
Корпуса гитар производятся также болотного и белого ясеня. Болотный ясень является прочным и достаточно легким деревом с крупными порами. Звучание музыкальных инструментов, изготовленных из этой породы дерева, можно характеризовать как яркое и разборчивое со звонкими высокими нотами.
Корпуса гитар из этого материала имеют высокий резонанс. Белый ясень тяжелее и плотнее, поэтому звучит более агрессивно. Производители гитар не всегда указывают, какой ясень использовался для создания корпуса. Различаются породы своей массой (белый ясень тяжелее) и структурой древесины (у болотной породы она крупнее).
Материал топа
Корпуса бас-гитар и электрогитар часто состоят из нескольких кусков разной древесины. Слои между собой склеивают по принципу бутерброда, а самый верхний из них называется «топом». Кроме эстетического восприятия топ оказывает влияние на звучание инструмента. К примеру, топ из клена делает звук четче и ярче. Палисандровый топ, наоборот, приглушает отдачу на верхних частотах и делает звучание более продолжительным. Топы из коа и ореха обеспечивают менее яркое звучание верхних нот, чем при использовании клена.
Рисунок на корпусе
Рисунок, нанесенный на корпус гитары, делает инструмент более привлекательным и индивидуальным. С таким инструментом вас обязательно заметят на сцене, а дома она может играть роль необычного предмета интерьера.
Окантовка
Окантовка корпуса гитары является дополнительным художественным элементом, используемым для оформления инструмента. Она выделяет форму гитары и делает ее вид более оригинальным.
Цвет фурнитуры
Гитарная фурнитура — это почти все металлические элементы инструмента: ручки громкости и тона, колки, бридж и пр. Музыкант может подобрать модель с черной, хромированной, золотистой или никелированной фурнитурой, в зависимости от личных предпочтений.
Состаренная
Некоторые модели гитар имеют состаренный вид. На корпусе при этом видны искусственные потертости и сколы. Это оригинальное оформление инструмента придает ему уникальный винтажный дух.
Особенности
Кейс в комплекте
Специальный кейс обеспечивает удобное хранение и транспортировку гитары. Они защищают инструмент от резких температурных перепадов и механических повреждений. Многие кейсы достаточно массивны и имеют большой вес, поэтому для повседневной носки лучше выбирать чехлы.
Гитарный комплект
Некоторые гитары имеют в комплекте определенный набор аксессуаров, таких как ремень, чехол, шнур и медиаторы. Некоторые модели инструментов поставляются в комплекте с комбоусилителем. Сами гитары в этом случае предназначены для новичков и не подходят для профессиональной студийной записи или концертных выступлений. Такие инструменты можно использовать для обучения или любительской игры.
Источник