Спендиаров хайтарма ноты для скрипки

Спендиаров хайтарма ноты для скрипки

Бир хорозым вар эды

Бир хорозым вар эды быр керекке.

Еды метий эт тузладым чиберекке.

Бир хорозым вар эды фырылдап учты.

Санки дерсынъ къыркъ самолёт еринден учты

Бир хорозым вар эды кулюкте йатар.

Докъсан чипче чыкъарам деп форса сатар.

Бир хорозым вар эды йыктырыш сойдым

Бутюн джемаат гъаркъ алгъан сон озюмде тойдым

Хорозымы йымыртасы тюшти йувадан

Он эки адам котерип къойды зар-зор надан.

Хорозчыгым пек семирген кокреги йагълы

Ич къоркманыз достларым зынджырга багълы.

Хорозым ашаттым мен миллетке.

Алтмыш кило джен вердым укюметке.

Хорозыма айттылар «Ай, маладес!»

Баш айагъындан йаптырдым мен «халадес».

Български срещи в Крыму


Болгарский танец

Болгарское гостеприимство

Женский болгарский костюм

сочетает в себе славянские и тюркские элементы.

Балканский элемент в мужской одежде болгар —

туникообразный узкий крой верхней одежды.

Болгарский костюм — шерстяной.

Нательной одеждой была «риза».

У мужчин это рубаха с узким воротником — стойкой и разрезом на груди, украшенным вышивкой с растительно-геометрическим орнаментом. Она заправлялась в штаны «гашти», повязывали цветной пояс красного цвета. Головной убор — смушковая шапка «колпак», а летом — соломенная «паралия».

Азбука, объединяющая народы

Кирилл и Мефодий

Ватаным Къырым

Гаспралы Исмаил

Песня создана совместно с крымско-татарским музыкантом, поэтом и композитором Якубом Аппазовым. Песня посвящена памяти выдающегося просвятителя крымско-татарского народа Исмаила Гаспринского и приурочена к 160-летию этого великого человека.

Первый исполнитель — хор «Эбедиет», художественный руководитель Наджие Филимонова. Песня исполнялась при большом стечении гостей со всего мира (в том числе из США и Турции) возле памятника великому Исмаил беку в Бахчисарае.

(Хор пока ещё не сделал студийную запись этой песни, поэтому здесь предлагаем минусовку).

Ене кельдым

аранжировка крымско-татарской мелодии+баглама

(Четыре угла Карасубазара)

Карасувнынъ дёрт кошеси, (Четыре угла Карасубазара)

Вай, чардагъы, домпулдай!(Вай, какой чердак,домпулдай)

Ози киши бегенмез, (Ему никто не нравится)

Май бардагъы, домпулдай!(Пустой кувшин, домпулдай!)

Алек-мелек куль-дабла,(Ты ни туда, ни сюда, как дабла)

Комурь чувалды, домпулдай!(Мешок из-под древесного угля, домпулдай!)

Авызынъ, бурнынъ къыйшайтма,

Чарпунырсынъ, домпулдай!(Не морщись,не кривляйся,)

(Останешься кривым, домпулдай!)

Къызлар машина ишлейлер,(Девушки сидят у швейных машин,)

Эр кунь тикиш, домпулдай!(Все шьют и шьют, домпулдай!)

Мен омуримде корьмедим, (Я в жизни не встречал)

Бундай эриш, домпулдай! (Такого упрямого лентяя, домпулдай!)

Селям алейкум

С. Ананьев_Хайтарма на болгарскую тему для духового оркестра, аккордеона и кавала

Фатиме

Минусовка Сергея Ананьева (Бахчисарай)

Эй, гузель

Эй, къыз (Эй, девушка)

обработка народной мелодии

Друзья! Заполнение сайта будет происходить постепенно. Тут только те произведения, над которыми я работал.

Произведения располагаются в алфавитном порядке

Слева — фонограммы и тексты, справа — ноты

Бахчисарайская хайтарма — крымско-татарский танец. Размер 7/8. Темп очень быстрый: М.М.=220 — 230. В таком темпе правильнее было бы считать на «раз» (т.е. размер 1/1) и ноты записывать септолями. Фактически музыканты так и исполняют хайтарму.

Артикуляция. В такте семь нот. На первую ноту — акцент, первые четыре ноты исполняются staccato, а остальные три — legato. Встречаются и синкопы. Они обязательно акцентируются. Но, как говорится, восток — дело тонкое, и не всегда ноты точно отражают нюансы исполнения. Своеобразный, как бы «фальшивый», нетемперированный лад: с небольшим «занижением» и «завышением» некоторых ступеней. Отсюда своеобразный, неповторимый колорит. Для «европейского» слуха есть также некоторая «загадка» в мелизматике и «тайна» в ритме: что-то вроде свингования на второй доле.

«Бахчисарайская» — особая, «столичная» хайтарма. Ведь Бахчисарай — столица Крымского ханства. Здесь — святочтимые могилы предков крымских татар.

Все крымские татары прекрасно знают и хорошо танцуют Бахчисарайскую хайтарму. Но в разных частях Крыма, разные музыканты Бахчисарайскую хайтарму играю немного по-разному. А некоторые таланливые музыканты сочиняют новые «колена» этой хайтармы.

Я собрал и записал наиболее популярные части Бахчисарайской хайтармы и опубликовал здесь. Ещё я сделал переложение этого очень популярного в Крыму произведения для балалайки(!). С этой обработкой виртуоз-балалаечник Андрей Кучер (ансамбль Черноморского флота, г. Севастополь) выступал на концертах, в том числе в Испании и во Франции.

Источник

Скрипка

В этом разделе собран каталог нот для скрипки популярных музыкальных произведений как классической, так и современной музыки

Скрипка самый маленький, но самый звучный инструмент оркестра, обладатель звучного тембра — густого в нижнем регистре и мягкого в среднем. Вначале скрипка использовалась только чтобы аккомпанировать танцам. Но, во времена барокко и эпохи возрождения скрипка стала самостоятельным, независимым музыкальным инструментом и приобрела всем нам знакомый внешний вид. После фортепиано она наиболее часто выбираемый инструмент для обучения в музыкальной школе. Поэтому, ноты для скрипки ищут достаточно часто. Среди нот для скрипки вы найдете песни, классическую музыку, для начинающих и продвинутых скрипачей. Сборники таких треков позволяют практиковать свои навыки игры и совершенствовать свое мастерство.

У нас вы сможете скачать пьесы для скрипки и фортепиано, ноты скрипичных концертов и просто красивых мелодий. В коллекции есть лучшие произведения Моцарта, Чайковского, Баха, Вивальди для скрипки.

Источник

Спендиаров хайтарма ноты для скрипки

Мне очень нравятся крымско-татарские мелодии с их «хромыми» ритмами на 5/8, 7/8, 9/8, даже 13/8, редко 6/8.
И вот решил представить Вашему вниманию наверное самую знаменитую из крымских мелодий – Бахчисарайскую Хайтарму (наверняка самую знаменитую).
Крымская музыка очень красивая, мелодичная, оригинальная из-за своего ритма. Но наверное не многие знакомы с ней. Мне захотелось, чтобы некоторые открыли для себя может быть новую грань в музыке. Обратите внимание, что на сайте практически нет крымских мелодий. Причин здесь по-видимому две:
— «хромой» ритм, в синтезаторах не предусмотрены ритмы, например, на 7/8. Надо сильно постараться, чтобы его сделать.
— обычаи самих крымских татар, у них музыканты – чуть ли не боги. Т.е. кто не может делать, тот не делает, а кто может – тоже не делает, бережет для себя.:)
Поэтому я подумал, что если сам не сделаю – никто не сделает.
Тока шибко не судите, сделал как смог.
Сделано под софтовскую XG50.
Всех с наступающим Новым годом!

Источник

Татарская плясовая «Хайтарма» [Ноты] : отрывок из сюиты «Крымские эскизы» / перелож. К. Благовещенского

О произведении

Другие книги автора

Алмаст / А. Спендиаров Новосибирская государственная областная научная библиотека

Романсы и песни : для голоса с фортепиано / А. Спендиаров Владимирская областная научная библиотека им. А.М.Горького

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

Спендиаров хайтарма ноты для скрипки

Отрывок из письма к В.А. Эберле от 12 апреля 1894 года: «Слышали ли Вы оперу «Самсон и Далила» Сен-Санса? Советую пойти послушать, как только она пойдет в Париже. Я слушал её два раза в Итальянской опере (в театре Шелапутина) и пришел в неописанный восторг. Все в ней есть: и широкие, благородные мелодии, и строго выдержанные в стиле хоры, и оригинальные восточные мотивы, обработанные с замечательным пониманием духа восточной музыки».

Кяманча — народный смычковый инструмент.

В этот период были написаны: Прелюд, Кантабиле и Менуэт для струнного квартета; Баркарола для фортепьяно; были обработаны: «Хайтарма» для фортепьяно, «Татарская песня» для скрипки и «Фантазия на крымские мотивы» для оркестра. («Фантазия» исполнялась 27 февраля 1896 года в Москве Охотничьем клубе под названием «Песни и пляски крымских татар», а также 6 июля 1896 года в Симферополе.)

Он окончил в Дерпте университет со званием кандидата геологии и сельского хозяйства.

С тех пор и поныне на Международных геологических конгрессах присуждается премия имени Спендиарова.

Любовь к племяннику он выразил в посвященной ему колыбельной для фортепьяно и в романсе «Он спал, разметавшими в своей колыбели» из цикла («Они любили друг друга», «О любви твоей, друг мой, я часто мечтал», «К розе»), посвященного «Памяти брата»

По словам М.Ф. Гнесина, Николай Андреевич говорил о Спендиарове: «Это подлинный талант», — и, в частности, указывал, что это исключительный талант в области оркестровки, а похвалу в этом смысле можно было услышать из его уст очень редко.

Из воспоминаний А.К. Глазунова: «Он (Р.-Корсаков) был чрезвычайно доволен результатом работ А.А., видя в нем даровитого композитора и серьезного музыканта, легко овладевающего техникой письма»

Айвазовский писал тогда Варваре Леонидовне: «Милая Варя. Мы затеяли итальянский вечер, живые картины в движении, уличные сцены в Неаполе и карнавал в Венеции. Состоится он 21 февраля. Знаю, что тебе невозможно приехать, но прошу уговорить любезного молодого Моцарта Александра Афанасьевича приехать к 21 февраля, но желательно, чтобы он приехал дня за два, то есть девятнадцатого, тогда он может быть полезен как музыкант».

По воспоминаниям внука Айвазовского К.К. Арцеулова, гостившего в то лето у деда, Спендиаров играл тогда свои «крымские вещи», среди которых была «Хайтарма» из первой серии «Крымских эскизов».

Передаю отрывок из воспоминаний И.Р. Налбандяна, относящийся к созданию «Хайтармы»: «В девяностых годах в Качинской долине, в Крыму, я записал тему «Хайтармы». Я сделал ее для скрипки. Саша написал аккомпанемент и оркестровал её. Потом Саша переделал ее в самостоятельное произведение, а интродукцией к нему сделал песню «Бей оглуным».

«Восточная колыбельная» на слова армянского поэта Рафаэля Патканяна вошла в цикл романсов: «Заря лениво догорает», «Я б тебя поцеловала» и «Взгляни, на уступе высоком»! (Весь цикл посвящен Варваре Леонидовне Спендиаровой.)

Привожу и положительную рецензию («Петербургский листок»): «Очень хорошее впечатление произвела «Концертная увертюра» молодого композитора г-на Спендиарова, исполнявшаяся в первый раз… «Концертная увертюра» — первый серьёзный труд, отданный ее автором на суд публики. В своем… сочинении Спендиаров проявил несомненное композиторское дарование».

Жена А. Г. Меликенцова.

Из воспоминаний Георгия Александровича (Жоржа) Меликенцова: «Еще в 90-х годах прошлого столетия у нас в дома разучивался для какого-то благотворительного вечера квартет Чайковского «О, что за ночь!» на тему Моцарта. Ознакомление с этим малоизвестным произведением… пробудило в Александре Афанасьевиче интерес к этому роду сочинений, результатом чего явились два вокальных квартета: «Птичка божия», 1899 год, и «Ветка Палестины», 1901 год.

Между тем упомянутое духовное завещание было все-таки написано. Но Александр Афанасьевич скрыл это от жены и сестер, чтобы иметь возможность разделить наследство по закону.

Источник

Оцените статью