Специалист по настройке фортепиано

Настройщик музыкальных инструментов

Настройщик — профессия уникальная и необходимая в музыкальном мире. Благодаря работе настройщика поддерживается жизнь и чистота звучания музыкальных инструментов.

Настройщик музыкальных инструментов — это специалист по настройке различных видов музыкальных инструментов: рояля, пианино, органа, баяна, аккордеона и т.д. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Настройщик — боец невидимого фронта, ему не аплодируют на концертах. Но в успешном выступлении музыкантов значительная доля кропотливой и высокопрофессиональной работы настройщика. Без него инструмент не будет звучать красиво, объемно, выразительно!

Особенности профессии

Настройка музыкального инструмента — это не только техническая операция по натягиванию струн, а, можно сказать, искусство, которое заставляет инструмент «запеть». Например, у фортепиано более 80 клавиш, игра на которых при помощи сложной механики заставляет зазвучать более200 струн. И звучание каждой струны настройщик должен уловить и отрегулировать. А в целом этот инструмент имеет 3000 деталей, от взаимодействия узлов которого зависит звучание. Даже самое незначительное отклонение и неточность в настройке — и виртуозная игра музыканта потеряет свою выразительность.

Для грамотной настройки фортепиано, помимо специфичного слуха и чутких рук настройщику требуется комплект из 23 инструментов высокого качества, а также знание систем настройки: кварто-квинтовой и терц-секстовой.

Функциональные обязанности настройщиков зависят от их специализации по инструментам: клавишным, духовым, струнным, щипковым, язычковым и т.д. Общими функциями для всех настройщиков являются:

  • настройка и регулировка музыкальных инструментов;
  • проверка их настройки путем проигрывания и прослушивания отдельных музыкальных произведений;
  • выявление и устранение дефектов, влияющих на точность настройки.

Настройка фортепиано, например, заключается в следующем:

  • выравнивание клавиатуры по линии подъема и опускания клавиш;
  • проверка струнной одежды: раскладки струн по хорам, их направлению, высоте, углу прилегания;
  • проверка правильности навивки и закрепления струн на вирбелях, осмотр состояния всех основных узлов рояля;
  • настройка первой струны звука «ля» первой октавы по камертону 440 Гц;
  • подстройка под первую струну остальных струн хора ноты «ля» в унисон;
  • настройка всех хоров струн в зоне темперации с использованием кварт, квинт, больших терций и больших секст;
  • настройка всех струн инструмента по всему диапазону с проверкой по октавам, терциям, квартам, квинтам, секстам;
  • интонировка инструмента по всему диапазону;
  • техническая работа по выявлению прочих дефектов инструмента и их устранение.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Востребованность, достойная оплата труда. Ведь настройка фортепиано требуется не менее 4 раз в год. Это связано со сменой времен года, когда меняется влажность, наличие или отсутствие отопления. Кроме того, влияет и проседание всех материалов инструмента.

Минусы

Напряженная, трудоемкая, очень кропотливая и ответственная работа, которая не терпит халатности и непрофессионализма.

Место работы

Консерватории, концертные залы, филармонии, музыкальные школы, театры, фабрики музыкальных инструментов, компании по прокату музыкальных инструментов, реставрационные мастерские, частная практика по настройке домашних музыкальных инструментов.

Важные качества

  • Специфический музыкальный слух: слух музыканта и слух настройщика — это разные вещи. Слух настоящего мастера-настройщика заключается в способности улавливать малейшие нюансы звучания инструмента. А настройка крайних регистров требует особенно натренированного слуха и навыков.
  • Терпение
  • Сосредоточенность
  • Добросовестность
  • владение приемами интонировки и настройки, а также музыкальной грамотой;
  • знание основ акустики, физических характеристик громкости, длительности звучания, тембра звука, законов колебания струн, стандартов высоты тона;
  • навыки монтажных и регулировочных работ;
  • знание технологии изготовления и конструкции музыкальных инструментов, назначения и взаимодействие деталей, способов выполнения цвиковочных работ и настройки музыкальных инструментов.

Источник

Настройщик фортепиано: немного про редкую профессию

Сегодня речь пойдёт об одной из достаточно редких профессий, о которой широкой публике известно мало: мы поговорим о настройщиках фортепиано.

Как и зачем нужно настраивать фортепьяно? Какие инструменты для этого используются?
С какими проблемами сталкиваются настройщики? Сколько нужно учиться на настройщика?
Легко ли найти работу?

И, наконец, сколько зарабатывают настройщики?

Всё это, а также развенчание нескольких мифоф и пару забавных случаев из моей практики настройщика фортепиано, я поведаю вам в этом посте. Мой рассказ не претендует на лекцию по настройке, это скорее жизненный опыт с практической, так сказать, точки зрения.

У меня часто спрашивают, чем я занимаюсь, чем зарабатываю на жизнь.

Что ж, приподниму немного завесу тайны и расскажу вам, дорогие читатели ЯПа, об одном из моих хобби, которое, не являясь основным источником дохода, всё же помогает мне заработать копеечку-другую, ну, и просто, — нравится оно мне.

Итак, речь пойдёт о настройке фортепиано, то есть, акустических пианино и роялей.

Не буду утомлять вас теоритическими выкладками и прочей акустикой, просто скажу, что настройка ф-но сильно отличается от настройки любого другого инструмента.
Если, скажем, ту же арфу или клавесин, — инструменты, наиболее похожие на ф-но, можно без труда настроить по слуху, с камертоном или тюнером, то с ф-но такое не прокатит: нужно долго и кропотливо «выстраивать», или, как мы говорим, «темперировать» интервалы в пределах одной (центральной) октавы, и затем уже «подстраивать» все остальные тона по всему инструменту.

Фишка в том, что у, допустим, скрипки 4 струны. У гитары их шесть. У классической арфы — 38.

А у нашего подопечного их. 280.

88 клавиш, на большинство приходится по 3 «гладких» струны, изготовляемых из стали, на некоторые (более низкого регистра) — две обвитых, «толстых» струны, сталь внутри — медная обвивка снаружи, как и на самые низкие, басовые струны, которых — всего по одной на клавишу.

И каждую из них надо настроить, представляете?

Особой разницы между функционированием, а потому и настройкой, вертикальных фортепиано (пианино) и роялей нет.

Как же проходит сам процесс настройки?

Итак, сначала развенчаем самый распространённый миф.

Всегда когда заходит разговор о настройке ф-но, первое, что приходится услышать, это «ооо, у тебя великолепный слух!» Хехе, на слух я и на самом деле не жалуюсь, особенно музыкальный, да вот только для настройки ф-но он. не нужен.

Да-да, вы не ослышались: настраивать ф-но можно людям, у которых вообще нет музыкального слуха, и даже людям с серьёзными проблемами слухового аппарата.

Почему это так? Да потому что ф-но не настраивается «по слуху»: настройщики не думают «таааак, ну-ка, а вот теперь я настрою ля контр-октавы. пороюсь-ка я в своей слуховой памяти: как оно там было. », процесс проходит совершенно по другому принципу.

По камертону (в большинстве случаев, ля 440 Hz), настраивается обычно только ля центральной октавы, причём только одна из 3х его струн. Оставшиеся две потом «подстраиваются», ищя унисон: сначала одна, затем другая.

Используется для блокировки «нежелательных» струн совсем простой инструмент — вот такой резиновый «сырок»-затычка.

И делается это, опять же не по слуху, а. по вибрации, или по биениям.То есть, настройщик ударяет по камертону и ставит его на вибрирующую поверхность, одновременно нажимая на клавишу, и сравнивая вибрации, «биения», приводит их в «согласие» поворачивая колок (или, по немецкой терминологии, которая с бородатых времён используется в настройке, «вирбель»),

Чем больше «расстроена» струна, тем более заметна будет эта разница в биениях между камертоном и настраиваемой нотой.

Как-то так и идёт процесс. в кратце: блокируем все струны, кроме по одной на ноту, вот такой специальной лентой:

1. сначала настраиваем ЛЯ центральной октавы по камертону:

2. затем «темперируем» интервалы в пределах центральной октавы: у каждого интервала должно быть своё, строго определённое кол-во биений в секунду

3.вынимаем ленту, подстраиваем остальные струны центральной октавы, строим унисоны

4. ну, и затем настраиваем по октавам все остальные ноты инструмента, сначала вверх, затем вниз

Само собой, прогресс не стоит на месте, и всё чаще настройщики (и я в том числе), пользуются специальными программами, помогающими настроить инструмент.
Самая, пожалуй, распространённая, это TuneLab, в своё время я купил её за 250 евро, работает неплохо с моего старенького Apple IPod Touch

Однако, настройка — это только часть работы, ведь у фортепьяно же ещё и нехилый такой механизм внутри, с огромным количеством достаточно хрупких деталей и выверенный до долей миллиметра.Однако, настройка — это только часть работы, ведь у фортепьяно же ещё и нехилый такой механизм внутри, с огромным количеством достаточно хрупких деталей и выверенный до долей миллиметра.

Механизм, который как и любой другой, изнашивается, разрегулируется, ломается. и все эти поломки мастер-настройщик обязан уметь устранить, износившиеся части — заменить новыми, механизм — отрегулировать.

Вот, например, так функционируют клавиши ф-но:

Схема и строение:

Для этого у мастера должен быть в запасе целый набор самых разных специализированных инструментов на все случаи жизни.

Иногда приходится делать всякий мелкий ремонт.
Вот, например, настраивал я недавно в одной школе 4 ф-но. На одном из них пульт-подставка для нот оказался вот в таком состоянии:

Как говорится, на честном слове и на одном крыле:

Не идеально, конечно, но и шурупчики были не родные:

Ну, и так по-мелочи всегда приходится что-то ремонтировать.

Вот, например, мой набор инструментов, в таком стильном чемоданчике:

Несмотря на стильность саквояжа, качество инструментов — посредственное, ибо Китай. Но большинством пользоваться можно.

Ага, вот они, эти ребята:

Заменил на более качественные, немецкого или испанского производства, только самые жизненно важные инструменты, например, конечно же, настроечный ключ.

Немецкое качество, рукоять из черешни, цена вопроса 140 евро:

Кусачки для струн испанского производства:

Газовая зажигалка. Да-да, очень нужная вещь — разогревать клей внутри деталей:

Затычка для высоких струн, куда резиновая уже не влезет:

А вот колок, или вирбель. Их иногда надо заменять, так как изнашиваются отверстия в вирбельбанке — то есть, композитной доске, в которую вбиваются вирбели. Вирбели перестают держать натяжение струн, из-за чего настройка становится невозможной.
В этом случае вбиваются ремонтные вирбели, которые чуток потолще:

А вот так выглядит сам вирбельбанк в разрезе:

Чем больше слоёв, тем лучше. Прям как торт.

Рассказывают, что в советские времена, когда производство ф-но было массовым и инструменты были доступны многим, негативной частью было то, что качество этих инструментов было очень плохим.
Вирбельбанк из цельной берёзовой доски — как вам такое?
Вообще, про ф-но отечественного производства можно долго говорить. скажу одно: те, что делались на экспорт, были ещё куда ни шло, но те, что производились для внутреннего потребления. ими только печку топить.

Не все, конечно, но большинство. В той же школе встретил вот такого старого друга, CHERNY, производства Черниговской музыкально-мебельной фабрики. Когда я учился музыке в Москве, таких у нас было большинство:

Информация из Википедии про фабрику:

В фортепианном цеху:

История
1933 — 1991
Строительство фабрики началось в 1933 году и было завершено в 1934 году. Официальный пуск фабрики состоялся 8 ноября 1934 года.
Рядом в 1936 году построена мебельная фабрика.
В ходе немецкой оккупации фабрика была разрушена, но после войны началось её восстановление. Первой послевоенной продукцией стали 550 детских музыкальных игрушек. Также, в 1945 году фабрика освоило производство мандолины, а в 1946 году — начала производство гитар.
До1950 г. фабрика производила исключительно струнно-щипковые музыкальные инструменты, в 1950 году — при содействии специалистов Ленинградской фабрики музыкальных инструментов освоила производство пианино.
В 1955 году был введён в эксплуатацию первый в СССР конвейер по сборке и настройке клавишных музыкальных инструментов — каждые 12 минут со 100-метровой конвейерной ленты сходило новое пианино. Также в 1955 году фабрика освоила производство малогабаритного пианино.
В 1956 году на базе фабрик музыкальных инструментов и мебельной создано объединение музыкально-мебельная фабрика. Производственные мощности увеличились, что позволило ввести в строй конвейер по выпуску механизмов пианино.

Также, в 1956 году был создан музей музыкальных инструментов.

В 1965 году производство пианино было увеличено до 25.000 штук в год.
В 1970 г. было произведено (штук): 26.300 пианино, 75.900 гитар, 16.500 балалаек, 1.500 бандур.
По состоянию на начало 1985 года на предприятии действовали 33 технологические линии, 3 автоматические линии, 8 механизированных поточных линий и 5 комплексно-механизированных участков. Фабрика выпускала 40 наименований продукции, в том числе пианино (26 тыс. шт. в год), щипковые инструменты (до 110 тыс. шт. гитар, бандур и балалаек в год), цимбалы, комплекты механики и клавиатуры для пианино, а также детские деревянные и музыкальные игрушки, изделия хозяйственно-бытового назначения и сувениры[1].

материалы взяты из открытых источников

Источник

Настройщик и мастер по реставрации фортепиано рассказал о секретах профессии

Аркадий Черкасов работает с инструментами ведущих концертных залов страны. Наряду с этим на него возложена миссия хранителя алматинских органов. За время карантина и летних каникул мастеру предстоит совершить профилактику музыкальных инструментов, чтобы осенью они вновь радовали своим звучанием ценителей фортепианной музыки и помогали студентам совершенствовать исполнительское мастерство.

– Вы окончили консерваторию имени Курмангазы по классу скрипки. Почему в итоге выбрали для себя профессию настройщика?

– Я стал настройщиком осознанно, в конце третьего курса консерватории мой вуз взял меня на работу. На первых порах помогал нашим мастерам, они определили мне фронт работ – обслуживание инструментов в консерваторском общежитии. Для меня это был настоящий курс молодого бойца. Как всем начинающим, мне доверили старые, годами эксплуатируемые инструменты. Объем работ был огромный, инструменты были изношенными – из десятилетия в десятилетие из них выжималось все, что можно, поэтому 90 процентов работы занимал ремонт механики.

Там я быстро набрался опыта. Только представьте: на носу сессия, концерт, студентам необходимо репетировать, а в инструменте клавиши западают – и люди смотрят на тебя как на спасителя. В таких стрессовых условиях быстро учишься, и очень скоро мастера стали приобщать меня к работе с концертными инструментами.

– Расскажите о ваших учителях, удалось ли сохранить профессиональную школу настройщиков в 90-х?

– Мне повезло – я успел вскочить на подножку последнего вагона. 90-е годы были переходным временем: опытные специалисты уходили, а новое поколение еще не успело сформироваться. Тем не менее я застал нескольких мастеров старой школы, мастеров в подлинном смысле слова. Моим первым учителем в профессии стал Дмитрий Мишин, опытный настройщик, в ту пору переехавший в Алма-Ату из Чимкента, чтобы усилить консерваторскую мастерскую. Из коренных алма-атинских ветеранов были Владимир Клопов, работающий поныне, Виктор Заварухин и Николай Филатов. Они прекрасно знали как фортепиано, так и орган.

Николай Филатов – настройщик потомственный, его отец основал наш консерваторский цех. Вместе с ним мы восстановили несколько старинных роялей. Во время работы много беседовали о профессии, он рассказывал о своем отце, о том, как после пяти лет обучения в музыкальной школе он стал приобщать его к профессии, передавать тонкости ремесла, которое знал от и до – сам работал на фортепианной фабрике. В итоге Николай Афанасьевич посвятил этому делу свыше 50 лет жизни и только в позапрошлом году вышел на пенсию.

Тогда-то я и увидел своими глазами, как работают старые мастера – все до мельчайших деталей делали вручную. Николай Афанасьевич настолько ровно отпиливал деталь, как будто циркуляркой резали, он и с металлом прекрасно работал, безукоризненно натачивая стамески.

Всему этому я учился, очень старался оправдать надежды этих прекрасных людей – они видели во мне продолжателя дела.

– Сколько в среднем нужно обучаться, чтобы стать крепким профессионалом, имеется ли возможность учиться за рубежом?

– В немецком Людвигсбурге есть престижная школа, это своего рода Мекка для настройщиков. Обучение длится четыре года. Чтобы туда поступить, нужно сначала договориться с одной из европейских фабрик по производству и реконструкции фортепиано, где ты будешь проходить стажировку. Теоретическую часть курса дают непосредственно в стенах школы, а практическую – на фабрике. При европейских фабриках действуют классы, где студенты школы оттачивают навыки. Интересно, что будущие специалисты начинают осваивать дело не с ремонта или настройки фортепиано, а с того, что ручными рубанками вытачивают детали, калибруют доски до нужных миллиметров и собирают табуретки. Все эти навыки необходимы для профессионального становления фортепианного мастера. И только потом, когда студент приобретает уверенность в столярном деле, он переходит к непосредственному изучению профессии – производству, ремонту и настройке фортепиано.

Замечу, что четыре года – это только начальный этап, базовые навыки, которые позволят двигаться дальше, а учиться нужно всю жизнь, и чем глубже ты будешь погружаться в профессию, тем больше тебе будет открываться профессиональных истин.

Прекрасные традиции обучения фортепианных мастеров существуют в Москве, Санкт-Петербурге. Я состою в Ассоциации фортепианных мастеров России «Европиано», это дает возможность участвовать в семинарах, общаться с коллегами, обмениваться опытом.

– Говорят, чем старше скрипка, тем ее голос насыщеннее, а фортепиано, наоборот, с возрастом изнашивается. Так ли это?

– Это так. Если правильно ухаживать за скрипкой, следить, чтобы не трескалась древесина, и вовремя менять струны, инструмент всегда будет в рабочем состоянии.

С фортепиано все иначе – это сложная конструкция с множеством деталей, которые со временем изнашиваются. Конечно, все индивидуально, но в среднем срок эксплуатации фортепиано 70 лет. Если же говорить о концертном инструменте, который практически ежедневно испытывает огромную нагрузку, то и того меньше.

К нам в консерваторию приезжал французский специалист по ремонту и настройке инструментов Патрик Синегали. Он рассказывал, что у них концертный рояль проходит капитальный ремонт через пять лет после начала эксплуатации, еще через пять лет его снова капитально ремонтируют и переводят в классы, где нагрузка меньше, а еще через пять-десять лет инструмент списывают. Но это вовсе не означает, что он уже отжил свое, напротив, у него сохраняется хорошее звучание, но только консерваторские нагрузки уже не по нему. Такие инструменты выставляют на продажу, их с удовольствием приобретают профессора и студенты. У нас музыкальные инструменты эксплуатируются до полной выработки ресурса.

– Можно ли играть на антикварных инструментах?

– Смотря о каком инструменте идет речь – прошел ли он реставрацию или нет. Это важно, ведь струнную одежду надо менять раз в 100 лет, если не чаще. Словом, здесь очень много нюансов, но в любом случае такие инструменты не предназначены для большой нагрузки.

– В Алматы существуют дома-музеи именитых творческих деятелей, где, как правило, есть рояль. Звучат ли они на концертах камерной музыки?

– По большей части инструменты в наших домах-музеях находятся в плачевном состоянии и служат экспонатами, такими как стол, шкаф и так далее. Порой на них нельзя сыграть ни одной ноты. Я не считаю это правильным, потому что инструмент должен жить. В Европе мне посчастливилось посидеть за роялями Грига, Листа – ощущения непередаваемые. Надо сказать, что рояль Грига, который находится в музее одной из европейских фабрик, не стали реставрировать, посчитали, что ценность этого инструмента в том, что каждая деталь в нем родная. Вместе с тем в Европе существуют богатые традиции реставрации старинных инструментов.

– Насколько физически тяжела профессия настройщика, много ли приходится носить с собой инструментов?

– Инструментарий настройщика – это не только настроечный ключ для вращения колков и камертон для фиксации эталонной высоты звука, это и целый ряд других приспособлений, имеющих различные функции. Чем опытнее становится настройщик, тем больше весит его инструментарий. Начинал я ходить с дипломатом, потом, когда вес инструментария составил около 13 килограммов, перешел на сумку, а потом – на рюкзак. Иногда хочется что-нибудь выложить, облегчить ношу, но любой настройщик скажет: именно то, что ты выложишь, тебе и понадобится. Поэтому стараюсь брать все.

– Бывает такое, что у настройщика никак не получается найти причину сбоя инструмента?

– Фортепиано напоминает организм человека, порой приходится проводить сложную диагностику, чтобы докопаться до истины. Расскажу о случае, который произошел с уже упомянутым Патриком Синегали. Его коллектив готовил к предстоящему концерту рояль, работа была скрупулезной: разобрали механизм, проверили каждую деталь, собрали, начали тестировать – вдруг на определенной ноте слышат какой-то отзвук, дребезжание. Приняли решение опять разобрать механизм. Разобрали, вновь провели профилактику деталей, собрали, играют – опять дребезжание. Все были в шоке, пока один из мастеров интуитивно не стал искать причину не в рояле, а в комнате – и нашел: оказалось, что на определенном звуке дребезжал… карандаш в стакане.

Был и со мной такой случай. Я настраивал рояль в кабинете нашего предыдущего ректора, Народной артистки РК Жании Яхияевны Аубакировой. Она говорила, что на определенной ноте слышится какой-то шелест. В результате поиска выяснилось, что этот шелест производили жалюзи от потоков работающего над окном кондиционера. Я усилил звучание инструмента и проблема исчезла, посторонний звук перестал быть слышим.

– Наряду с фортепиано вы еще настраиваете органы. У кого вы учились этому мастерству?

– С органом я познакомился благодаря замечательному музыканту, заслуженному деятелю РК Габиту Несипбаеву, он научил меня основам – показал устройство инструмента. Затем я учился у чехов, немцев, которых приглашали для работы с нашими органами, в частности для реконструкции большого концертного органа в филармонии, демонтажа и монтажа концертного органа консерватории во время перестройки Большого зала.

К слову, буквально на днях мне с коллегами вновь предстоит заниматься упаковкой главного органа консерватории, потому что Большой зал закрывается на капитальный ремонт.

Источник

Оцените статью