Специальное фортепиано чем отличается

Общее фортепиано как необходимый компонент обучения в ДМШ

автор: Гриднева Наталья Вячеславовна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Волгограда «Детская музыкальная школа №1»

Общее фортепиано как необходимый компонент обучения в ДМШ

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Волгограда
«Детская музыкальная школа №1»

«Общее фортепиано как необходимый компонент обучения в ДМШ»

Выполнила: преподаватель общего фортепиано

Гриднева Наталья Вячеславовна

г. Волгоград 2018

Предмет «Общее фортепиано» является одним из звеньев комплексного учебного плана, направленного на приобретение учащимися инструментальных, вокальных и хоровых отделений знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое нравственное развитие ученика.

Учебный предмет «Общее фортепиано» расширяет представления об исполнительском искусстве, формирует специальные умения и навыки. Фортепиано наряду с другими предметами учебного плана является необходимым уроком для музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся – инструменталистов и вокалистов.

Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов. Поэтому для успешного обучения в детской музыкальной школе учащимся – непианистам необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.

Судьба курса «Общее фортепиано» берет свое начало в истоках профессионального музыкального образования в России, когда А. Г. Рубинштейн в докладной записке Министру образования обосновал необходимость обучения в классе фортепиано музыкантов всех специальностей. На протяжении своей истории курс подвергался различным изменениям, связанным с поисками оптимальных форм преподавания.

В семидесятых годах XX века педагог Ленинградской консерватории Загорный Н.Н. сформулировал основные принципы и основы методики изучения предмета общего фортепиано. Он писал: «Задачи, которые ставит повседневная жизнь музыканту той или иной специальности, являются отправной точкой в определении объема технической программы курсы игры на фортепиано для музыканта — непианиста». Также Загорный Н.Н. определяет круг задач, которые призваны решить курс общего фортепиано: развитие фортепианной техники, разучивание пьес различных стилей, фактуры, игра в ансамбле, аккомпанирование, чтение с листа.

Необходимым условием в классе общего фортепиано является приспосабливаемость к требованиям специальности учащегося, содействие поднятию общей культуры ребенка, отказ от ориентирования на специальные классы и выработка особых методов обучения игре на фортепиано, дабы поставить предмет на равную высоту с другими предметами общеразвивающей программы школы.

Все вопросы специфики работы классе общего фортепиано являются лишь дополнением к знаниям, которыми должен располагать преподаватель. Все элементы обучения в школе тесно взаимосвязаны между собой и отличаются рядом признаков. Учащиеся классов общего фортепиано приходят в музыкальную школу для приобретения музыкальной специальности, кроме специальности пианиста. Весь комплекс музыкально-теоретических дисциплин подчинен основной цели – подготовке специалиста выбранной специальности, т.е. обучение игре на фортепиано помогает воспитывать музыканта данной специальности. Условия обучения в классе общего фортепиано существенно отличаются от специального фортепиано: небольшое число часов в учебном плане, место предмета в бюджетном времени учащегося, ограниченные возможности домашней работы для большинства учащихся, не имеющих дома инструмент.

Особенно важными в процессе обучения становятся межпредметные связи. Взаимодействие всех компонентов обучения играет огромное значение для всестороннего развития. В процессе воспитания исполнителей на различных инструментах необходима общая теоретическая подготовка. Без контакта с фортепианной клавиатурой на уроках сольфеджио невозможно достижение желаемого результата обучения. Отсутствие общения с фортепианной клавиатурой делает невозможными полноценные занятия сольфеджио, где закладываются основы знаний, а также выучивание партий хора, дающего ученикам возможность ощутить свой голос частью звучащего произведения. Без фортепиано невозможно и ознакомление с нотными примерами из произведений музыкальной литературы, что является главным условием для знания музыки. Преодолеть беспомощность перед нотным текстом можно обязав ученика до нажатия звука назвать его. Подобным образом на уроках сольфеджио при разучивании мелодий сначала можно назвать ноты с дирижированием в нужном ритме. Зачастую ученики не справляются с заданиями не из-за отсутствия слуха, а от незнания расположения нот на нотном стане и клавиатуре.

Одна из главных начальных задач общего фортепиано, наряду с работой над техникой игры, развитие слуха и музыкальной памяти. Ученик лучше справляется с произведениями, точно интонируя их голосом. А с интонационными и ритмическими задачами на уроках сольфеджио легче справится ученик, умеющий играть на фортепиано. Для достижения высокого уровня в освоении теоретических предметов необходимо владение навыками игры на фортепиано. Произведения, изучаемые на уроках общего фортепиано, будут помогать преодолению трудностей предмета сольфеджио и развивать музыкальные способности учащихся.

На уроках общего фортепиано важен индивидуальный подход к каждому учащемуся. Для успешной работы в классе фортепиано необходимо убедить ученика в необходимости изучения инструмента, показать и доказать это на практических занятиях. Успешному овладеванию фортепиано способствует доверие к преподавателю, его авторитет, взаимопонимание, чуткое отношение к малейшим жалобам учащихся на трудности, готовность педагога помочь ребенку, разрешить все его проблемы. заинтересовать его в успехах обучения.

Таким образом, важнейшей задачей преподавателя становится гибкий подход, индивидуальная шкала требований и максимально подробное изложение мотивации обучения учащимся – непианистам в классе фортепиано. Ученик должен четко представлять, что без урока общего фортепиано ему не обойтись в своем специальном классе. В результате обучения учащиеся должны приобрести комплекс важных практических навыков:

  1. Освоение основных пианистических навыков;
  2. Игра в фортепианных ансамблях;
  3. Работа с легким аккомпанементом;
  4. Подбор по слуху;
  5. Приобретение навыков чтения с места;
  6. Ориентация на клавиатуре для занятий сольфеджио, музыкальной литературы и разучивание партий по хору.

Контроль успеваемости учащихся должен проводиться в форме контрольных уроков и зачетов, в довольно мягком режиме. А также необходимо в работе сохранять традицию проведения концертов, конкурсов, фестивалей, пропагандирующую значимость и важность урока общего фортепиано. Таким образом, обучение игре на фортепиано делает личность учащегося многогранной, оптимизирует его творческие способности, развивает его фантазию и воображение, артистичность, интеллект, формирует универсальные способности, важные для любой сферы деятельности.

  1. Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано» – М., 1988.
  2. Ляховицкая С. «Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре» — Л., 1970.
  3. Юдовина-Гальперина Т.Б. «За роялем без слез, или я – детский педагог» — Спб., 2002.
  4. Любомудрова Н. «Методика обучения игре на фортепиано» — М., 1982.
  5. Кирнарская Д.К. «Музыкальные способности» — М., «классика XXI», 2005.

Источник

О чем не говорят в музыкальной школе родителям. Часть 2.

Моя жизнь тесно связана с музыкальной школой- я в ней училась, потом работала, сейчас в музыкальной школе учится моя дочь. Нигде нет бесед с родителями, памяток, в которых бы рассказали нюансы обучения, делюсь своими наблюдениями. Первую часть статьи можете прочитать здесь .

1. Сразу выбирайте – предпрофессиональная или общеразвивающая программа обучения. Общеразвивающая программа слабее, не предполагает поступления в музыкальные училища и ВУЗы, обучения «для себя». Это касается обучения на фортепиано, скрипке, флейте, хоровом отделении, иногда на народных инструментах. Многие родители, стремясь облегчить жизнь ребенку, сознательно выбирают общеразвивающую программу, предполагающую более короткий срок обучения. Исключение — отделение сольного пения, на этом отделении нет предпрофессиональной программы обучения.

Предпрофессиональная программа готовит будущих профессиональных музыкантов, она длится на несколько лет дольше. Конечно, после окончания школы выбор остается за ребенком.

2. Важен возраст, в котором ребенок идет поступать в музыкальную школу. В 1 класс на бюджетное отделение берут с 6,5 лет – это закон. Если ребенок младше, то только в подготовительный класс, причем в подготовительном он может находиться несколько лет. Сейчас возможно поступление в разном возрасте, многие дети выбирают впоследствии обучение на втором отделении, но наиболее продуктивным и успешным для обучения в 1 классе является возраст 6-7 лет.

3. Окончание музыкальной школы не гарантирует поступление в музыкальное училище или ВУЗ. Более того, даже окончание с красным дипломом музыкальной школы не всегда приближает к цели. Значение имеет лишь уровень подготовки ученика – музыкальные школы сильно отличаются друг от друга, есть так называемые «сильные» школы, выпускники которых наиболее часто поступают на бюджетные места. Это школы с традициями, именитыми педагогами и серьезными требованиями в обучении.

Но также есть любопытный факт – для поступления на некоторые музыкальные факультеты в ВУЗы и училища не требуются документы об окончании музыкальной школы – это, например, отделение вокала, духовых и ударных инструментов.

4. О фортепиано . Многие родители мечтают, чтобы ребенок обучался на фортепиано. Но так как на фортепианное отделение зачастую сложно попасть, родителям предлагают вариант освоить другой инструмент, при этом объясняют, что будет общее фортепиано. Общее фортепиано – это всего 20 минут в неделю, в отличие от отделения специального фортепиано, где ученики осваивают программу 2-3 раза в неделю по 45 минут. После 20 минут в неделю пианистом не стать, но можно освоить первоначальные навыки.

5. Есть специализированные музыкальные школы при консерваториях, академиях, институтах, где готовят будущих профессиональных музыкантов. Поступают в эти школы наиболее музыкально одаренные дети, уже в возрасте 4-5 лет детей приглашают пройти экзамены на подготовительное отделение. Обучение требует трудолюбия, усидчивости и огромного желания, поскольку здесь самые сильные требования, учащиеся уже в 1 классе музыкальной спецшколы опережают по своим результатам на 2-3 года своих сверстников из обычных музыкальных школ.

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы.

Источник

Ресурсный центр Музыка

Музыка, творчество, дети

Свежие записи

Эстрадная студия «Рапсодия» подтвердила звание образцовой

Награды от «Аrt Kids» нашим пианисткам

Поздравляем Любаву Ролич с победой

Поздравляем Елизавету Казакову

Поздравляем юных цимбалисток

Наши пианисты на конкурсе «Зажечь звезду» 2020

Маша и Миша Залесские — лауреаты конкурса «Музыкальная семья»

Звезды сошлись для Маргоши

Итоги VII Открытого фортепианного конкурса «Играем с удовольствием» (с международным участием)

Специальное фортепиано — дистанционно? Почему бы и нет?!

Специальное фортепиано — дистанционно? Почему бы и нет?!

«Компьютерная революция меняет все так стремительно, что только четырнадцатилетние действительно понимают, что происходит» (Дэйв Берри).

Сегодня поутихли споры и истерики на тему «можно ли обучать игре на фортепиано дистанционно». Конечно, можно. Беремся — и обучаем, сначала опытным путем определив, чему именно on-line обучить реально, потому что пределы, естественно, существуют. Безусловно, речь не идет о высоком искусстве — подготовить профессионала-«классика» только на «дистанте» не получится, по крайней мере, пока хороших технологий нет. А вот в сочетании – «off-line + on-line» — вполне. И обучение детей в таком же формате тоже пойдет достаточно успешно.

«Дистант» — формат новый, требующий гибкого подхода, поиска и внимательного тестирования различных дистанционных инструментов (думаю, IT-шники скоро найдут приемлемое решение, чтобы поддержать нас, был бы социальный заказ). Важна также выработка новых или адаптация имеющихся очень простых сценариев учебного процесса, удобных педагогу и доступных ученику.

К сожалению, методисты нам в этой ситуации помочь опоздали, и если в музыкально-творческом и джазовом направлении существуют неплохие методические наработки, опыт школ дистанционного обучения и т.п., то в классической, а тем более в профессиональной сфере — практически никаких научно-методических разработок и описаний опыта не найти .

Учителям трудно. гораздо труднее, чем учить в классе. особенно поначалу. особенно тем, кто с компьютером на Вы и с большой буквы. Но что нам впервые целину пахать?! Научимся! Уже кое-чему научились. Попробуем осмыслить этот процесс и поделиться друг с другом крупицами опыта, если наука пока молчит. Благодарность педагогам-практикам, которые позволяют посмотреть отрывки своих видеоуроков широкому кругу коллег.

Дистанционная форма обучения это пока эксперимент для всех, к новому формату пришлось адаптироваться не только педагогам — ученики и их родители испытали не меньший стресс.

Дистанционные занятия могут иметь разный формат и сценарий. На сегодняшний день сложились 3 основных типа online-уроков:

1. Синхронный формат
— работа с учеником дистанционно в режиме реального времени,
— контрольные прослушивания и корректировка звука по телефону;
2. Асинхронный формат дистанционного обучения — видеозапись ученика с последующими потактовыми (письменными или устными) комментариями учителя,
3. Смешанный формат, когда педагог в зависимости от поставленной задачи или сложившейся ситуации применяет любой из этих или других вариантов.

Работа с учеником дистанционно в режиме реального времени
Ученик и учитель находятся одновременно каждый за своим инструментом, учитель может остановить ученика и сделать замечание. Этот тип урока является едва ли не единственным для работы с учащимися младших классов и базовым для работы с учащимися среднего звена. Достаточно простой репертуар, конкретные задачи, небыстрый поначалу темп исполнения, базовый уровень использования звуковых красок и педали и многие другие моменты, которые поддаются корректировке в дистанционном режиме, делают online-урок хорошим способом взаимодействия учителя и ученика, обучающегося игре на фортепиано.
Немаловажно и то, что учитель в online-режиме может использовать показ на инструменте, откорректировать посадку и постановку рук ученика, штрихи, аппликатуру и многое другое.
Безусловно, маленькому ребенку намного комфортнее находиться в прямом контакте с педагогом в фортепианном классе, первое время он может даже капризничать и внутренне сопротивляться, но достаточно быстро малыш привыкает к новому формату и работает без сбоев.

Есть у этого способа и весьма серьезный недостаток — слабая точность звукопередачи. Это не зависит от выбранного Вами приложения. Какую бы платформу Вы не использовали, какой бы совершенной ни была ваша техника, на сегодняшний день она не в силах обеспечить передачу звука без искажений: секундовые сочетания звуков часто сливаются в гул, звук плывет, «крякает-квакает», прерывается, картинка на экране и звук в наушниках не совпадают, о каком-либо тембральном соответствии с оригиналом говорить не приходится. Оценить звуковой результат педагог просто не в состоянии.

Прослушивания и корректировка по телефону
Это вспомогательный способ, который может применяться для звукового контроля и небольших корректировок исполнения. Звук в этом случае гораздо чище, особенно, если прослушивание ведется по городскому телефону. Большой плюс этого формата в том, что учитель слышит ученика здесь и сейчас, и может сразу же корректировать некоторые моменты исполнения, особенно, если у обоих есть ноты (в идеале — с пронумерованными тактами), но работа очень затрудняется тем, что педагог и ученик не видят друг друга.

Асинхронный формат.
Видеозапись ученика с последующими потактовыми (письменными или устными) комментариями учителя. Этот способ для более старших учеников, у которых уже присутствует некий уровень осознанности и запас определенных пианистических навыков, или для малыша, у которого рядом есть взрослый, способный помочь ему освоить и отработать замечания учителя. Этот формат гораздо информативнее с точки зрения качества записи и воспроизведения звука, особенно если при воспроизведении пользоваться наушниками.

«У этого режима есть неоспоримые преимущества», — читает мои мысли известная пианистка и педагог Екатерина Мечетина: пока ученик сделает запись, которая удовлетворит его собственные требования, он УЖЕ проведет работу над качеством своей игры и повысит уровень самоконтроля»;

Кроме того, у педагога есть возможность более тщательно вслушаться в исполнение ученика, прослушивать по несколько раз отдельные места, остановить запись, чтобы сформулировать замечание, отправить ученику свои видеозаписи с показом отдельных мест, (как мы делаем на уроке в классе), подобрать на YouTube и предложить ученику примеры хорошего детского исполнения или игры мастеров. А ученик, имея письменные комментарии учителя, может сверяться с замечаниями при самостоятельной работе над произведением, а также сделать пометки карандашом в нотах и т.д.

Для учителя этот метод требует гораздо больших временных и энергозатрат, особенно если вникать в детали тщательно, а не отделываться общими замечаниями, но зато от умного способного ученика вы непременно почувствуете хорошую отдачу.

Я сторонник смешанного типа online-занятий, когда, в зависимости от поставленных задач или сложившихся обстоятельств, педагог применяет любой их этих (или других) вариантов обучения, который на данный момент удобен.

Но какой бы способ работы мы не избрали, наши учебные сценарии и наши требования в период дистанционного обучения должны быть максимально просты, четки и понятны ученику, от этого зависит, будет ли получен ожидаемый результат и какой ценой он будет достигнут.

Важно объяснить (и при необходимости напоминать) ученику, что дистанционное обучение — это процесс самостоятельного освоения учеником новых знаний, умений, навыков, но под контролем педагога. Это должно стать его личной целью на период «дистанта».

Личная цель педагога на этот период — получение опыта, который будет в дальнейшем использоваться в стандартном процессе обучения (например, при работе с продолжительно болеющими детьми, или как дополнительные занятия, или консультации при самостоятельной работе ученика над текстом произведения и т.д.).

Специальное фортепиано — дистанционно? Почему бы и нет?! У нас уже что-то получается, поделимся опытом. Читайте дальше, как подготовиться к online-уроку, как его провести, как скорректировать работу с малышами, как общаться с родителями и т.п.

Источник

Оцените статью