Звукозапись
      Автор: Вадим Михайлов       Источник: thesound.ru       Дата публикации: 29 сентября 2011 г. |
Ведущие продюсеры и звукорежиссёры из столицы музыки кантри Нэшвилла делятся своими секретами записи гитарного звука.
Е сли вы думаете, что американская музыка кантри – это песнь одинокого ковбоя, играющего на банджо посреди бескрайних прерий, то вы не совсем правы.
Да, стиль кантри – первоначально музыка европейских переселенцев, ведёт свою родословную от англо-кельтского фольклора, но в отличие от довольно сумрачных кельтов, кантри – это почти повсеместно энергичный мажор, простые гармонии (часто блюзовые) и яркие мелодии.
Но сегодня кантри – это индустрия не менее мощная, чем рок или рэп, это огромные бюджеты с серьёзной отдачей. И последний музыкальный оплот бледнолицых. Убедитесь сами (Brad Paisley – Ticks):
Музыка кантри достаточно консервативная, однако постепенно перемены происходят и в ней. Сегодня кантри звучит не так, как 20 и тем более 50 лет назад. Виной тому новые технологии. Говорит сессионный гитарист Крис Лейцингер (Chris Leuzinger, на фото):
«Приходится работать быстро, мы всегда стараемся делать гитарный саунд не таким, какой он был на предыдущей записи, поэтому звукорежиссёры и гитаристы работают очень плотно. Но главное – и это отличие Нэшвилла – звук как таковой. Живые ударные часто запускают сэмплы с триггеров, клавишные делаются в миди с заменой звука, но с гитарами это всё не проходит. Звукорежиссёры не делают реампинг в Pro Tools. Гитары делаются настоящими».
Звукорежиссёры того же мнения. Боб Баллок (Bob Bullock), записывавший множество исполнителей кантри: «Мы живём в виртуальную эпоху и используем эти технологии, но вы не увидите их в гитарной музыке кантри. Фирма Digidesign выпустила свой Eleven – виртуальный гитарный рэк – он звучит хорошо, и оборудование наподобие того же Pro Tools занимает своё место на рынке. Но мы всё ещё предпочитаем естественный гитарный звук. У гитаристов есть огромный выбор со всеми этими сэмплами, но вместо этого они предпочитают вернуться к гитарам и комбикам».
Тем не менее, перемены происходят и в консервативном гитарном саунде. Сегодня гитары в кантри звучат почти так же, как в рок-музыке. Виной тому – частая запись гитар при помощи микрофона Shure SM57.
Баллок: «Сегодня в кантри звук гитарного комбика не снимается удалёнными микрофонами. Обычно мы не стремимся добиться «стадионного» звучания гитар, поэтому вы не услышите много пространства. Тенденция в кантри – естественный звук, записанный близким микрофоном».
Стив Маркантонио (Steve Marcantonio, звукорежиссёр с 23-летним стажем) предпочитает микрофоны Neumann U87: «С близким микрофоном происходит удивительно точный контроль чёткости и яркости с лёгким чувством дистанции, от 1-2 дюймов от комбика до одного фута, угол – не более 45 градусов от оси комбика. Чем ближе микрофон к динамику – тем ярче звук».
Ещё одна особенность – выбор наилучшего динамика в кабинете 2х10, 2х12 или 4х12. Секрет в том, что даже в одном кабинете звучание динамических головок может быть разным.
Маркантонио: «Некоторые гитаристы специально маркируют на комбике свой самый любимый динамик».
Если гитарист использует открытый сзади комбик, то звук дополнительно снимается с его задней части, часто микрофоном Sennheiser MD421.
На фото: Стив Маркантонио.
Тенденция последних лет – использование ленточных микрофонов в паре с динамическим Shure. В этом случае динамический микрофон снимает высокую середину звукового спектра, а ленточный – низкую середину.
Маркантонио: «Ленточный микрофон может воспринимать много звукового давления, его можно установить прямо напротив защитной решётки комбика».
В отличие от студий Нью-Йорка или Лос-Анджелеса, где многое записывается наложением партий, Нэшвилл – оазис «живого» звука, здесь в цене не навороченные компьютерные прибамбасы, а виртуозное владение инструментом. Типичная сессия записи: все музыканты играют одновременно, их комбики могут разделяться звукопоглощающими экранами или находиться в звукоизолированных отсеках. При этом непосредственно во время записи звукорежиссёры стараются не использовать эффекты и обработки и тем более компьютерные плагины.
Маркантонио: «Бывает, что вы возвращаетесь к записанной песне через несколько недель, делаете сведение, решаете добавить дилэи или ещё что-то, потому что эффекты – часть гитарного саунда. К счастью, в кантри нам не приходится иметь дело с серьёзными компьютерными обработками. Обычно всё просто – пружинная реверберация, и ничего более».
Исключения делаются для партий, записанных с использованием гитарных педалей – эти устройства часто имеют привычку создавать фон. Маркантонио вычищает эти шумы обычными плагинами Waves X-Noise и X-Hum. Но прежде перед началом записи он просит гитариста сесть с гитарой так, чтобы свести все посторонние шумы к минимуму.
Нэшвилл – своеобразная Мекка для авторов и композиторов, пытающихся пристроить свои песни. Студии города работают почти круглосуточно, записывая невероятное количество как полноценных альбомов, так и синглов и демо-материала. Часто звукорежиссёры выступают в качестве консультантов.
Чет Эткинс (Chet Atkins, гитара) & Сюзи Боггусс (Suzy Bogguss, вокал) “One More For The Road”:
Маркантонио: «Звукорежиссёру перед началом основной сессии тоже полезно послушать демо, потому что гитарный саунд может быть большой частью того, что сделает песню привлекательной для продюсера или заметной в хит-параде».
Звукорежиссёр и продюсер Джефф Бэлдинг (Jeff Balding): «Вокал должен иметь свободную дорогу, всё остальное строится вокруг него. И нужно быть уверенным, что гитары не конкурируют с вокалом, важно, чтобы гитары не занимали основной частотный диапазон вокала».
Именно продюсер Джефф Бэлдинг совместно со звукорежиссёром Брайаном-Дэвидом Уиллисом (Brian David Willis) записывал гитары Брэда Пэйсли (Brad Paisley) во всех альбомах этого автора-вокалиста-гитариста.
Уиллис: «Брэд играл через старинный комбик Vox AC30, громко! Он использовал микрофоны Sennheiser 421 для демо-записей, и когда я начал работать с ним над его первым альбомом, то для большего утолщения средних частот добавил AKG 460, так делалось на первых нескольких альбомах. Брэду никогда не нравился микрофон Shure SM57, который многие используют для записи гитарных комбиков».
Оба микрофона устанавливали близко к комбику, под углом примерно 30 градусов от оси динамика.
Уиллис: «Перемещение этих микрофонов всего на четверть дюйма может радикально изменить звук».
Каждый микрофон включался в преамп Neve 1073, дополнительно на расстоянии около полутора метров от комбика стояла стереопара микрофонов Rode NT1 по системе XY, развёрнутая чуть в сторону бетонного пола. Запись производили в комнате размером 3 на 6 метров.
Brad Paisley – Water:
На последующих альбомах Пэйсли Уиллис использовал в качестве микрофонов «воздуха» пару Neuman\Gefell M582 или пару Neumann U48 в комплекте с близкими ленточными стереомикрофонами AEA R88. Уиллис считает, что микрофоны «воздуха» добавляют глубину звука, но есть опасность, что мелкие 16-е ноты окажутся смазанными.
Уиллис: «Если в пассаже теряется артикуляция, то я могу передвинуть микрофоны «воздуха» поближе к комбику, но при этом звук становится менее округлым. Передвижение микрофона – это как включение фильтра для избавления от мутного звучания, это – способ получения острого и чёткого звука. Обычно мутный звук – это наш враг, но иногда высоким нотам полезно добавить вес. Это нужно учитывать, если записываете гитару-Телекастер. Если гитарист играет ещё один дубль, то я предпочитаю передвинуть микрофоны, чтобы иметь шанс получить отличное звучание».
Ещё один секрет Брайана-Дэвида Уиллиса – специально сделанные на заказ гитарные кабели и запись сигнала без всяких педалей и примочек.
Сегодня кантри часто выглядит и звучит почти как рок, Sugarland – “Love”:
Общая черта звукорежиссёров Нэшвилла – везде и всюду во время записи делать пометки и комментарии.
Уиллис: «Если вдруг через несколько дней или месяцев приходится возвращаться к этой записи, то нужно знать, как и какие микрофоны и комбики вы использовали и на каких гитарах играли».
Он добавляет, что микрофоны при записи того же Пэйсли могли быть разные: если исполнитель использовал одновременно два комбика, то второй могли записывать через микрофоны Neumann U67, Royer 121 и даже Shure SM57 – в зависимости от песни. Вдобавок Пэйсли в студии играл через комбик, созданный по его собственному заказу инженером Тони Бруно (Tony Bruno).
Существует особая разновидность ортодоксального кантри – блюграс. В этом стиле всё исполняется исключительно на акустических инструментах (гитары, скрипка, банджо, мандолина) и часто даже без ударных. Поэтому всегда очень важная часть саунда кантри – акустические гитары.
Звукорежиссёр, обладатель Грэмми Бил Ворндик (Bil VornDick, на фото) обычно записывает акустические гитары в стерео двумя микрофонами: «Один возле 12-го лада и направлен на отверстие, а второй чуть подальше от исполнителя, тоже направлен на отверстие, расстояния от исполнителя до микрофонов в постоянном соотношении 3:1. Так получается объёмный звук».
Иногда Ворндик поступает по-другому: микрофон Shure SM57 напротив резонаторного отверстия, под углом чуть сверху вниз и на расстоянии около 20 сантиметров от инструмента, плюс конденсаторные микрофоны по схеме M-S.
Ворндик: «Такая комбинация даёт вам острый звук, много средних частот, это хорошо, когда ваша акустическая гитара играет вместе с тарелками и хай-хэтом»..
У каждого звукорежиссёра есть свои «фишки», но все они единогласны в том, что отличный гитарный саунд невозможно создать без хорошего гитариста.
Боб Баллок: «Без него все микрофоны мира будут бесполезны».
Хороший гитарист – видимо, такой, как ВЕЛИКИЙ (действительно великий, без всяких шуток) британец Альберт Ли (Albert Lee):
Источник
Ты узнаешь их из тысячи: Легендарные гитары в кантри-музыке и их владельцы
Howdy! Истинный облик кантри-музыки – это не только голоса всемирно уважаемых исполнителей, но и голоса их инструментов, в большинстве случаев, гитар. Некоторые гитары настолько самобытны и уникальны, что вы их без труда определите, даже не слыша голоса тех, кто на них играет. От таких 6-струнных подругах мы сейчас и поговорим!
Martin N-20 (“Trigger”) Вилли Нельсона
Жалуешься, что твоя гитара уже старая и не тянет все твои музыкальные запросы? Тогда посмотри на этот «Мартин» . Ему уже больше 40 лет (он с Вилли с 1969 года ), и он по-прежнему остаётся самой узнаваемой гитарой в музыкальной индустрии. Она видела становление Нельсона как музыканта, способствовала его творческому росту, пережила большой пожар, а также собрала на себя огромное количество автографов , буквально нацарапанных на корпусе.
«Первым человеком, кто расписался, был Леон Расселл. На самом деле, он первый подошёл ко мне с этой просьбой, и хотел-то он, чтобы я расписался на его гитаре… точнее, прямо нацарапал своё имя на корпусе. Он сказал, что это придаст гитаре ценность. Тогда я ответил, что сделаю это, если он оставит автограф на моей», – вспоминает Вилли.
На ней нет никакого пикгарда, в корпусе огромная дыра, а Нельсон до сих пор не может найти её замену, и всё потому, что ни одна другая гитара не способна вытянуть то, что вытягивает “Trigger” (названа в честь коня по кличке Триггер Роя Роджерса в фильме «Под западными звёздами» ). Нейлоновые струны и само строение гитары даёт тот самый звук Джанго Рейнхардта , которым Вилли восхищается по сей день.
«Пожалуй, Джанго – самый лучший гитарист и виртуоз из всех, что я видел. Мелодика, скорость и ритм поражают меня до сих пор, а ведь он играл всего двумя пальцами: указательным и средним», – говорит Вилли в интервью журналу Rolling Stone.
Источник
Специальные гитары для кантри
На днях журнал «Guitar world» составил рейтинг самых заводных кантри-композиций. Вашему вниманию я предлагаю переведенный мною вариант.
1. Хит-парад открывает Джо Мэфис со своей виртуозной композицией «Flying Fingers». Композиция исполнялась в 1956 году на двухгрифовой гитаре, настроенной через октаву. На грифах между ладами написано имя-фамилия гитариста:
2. Далее следует гитарист Phil Baugh (не знаю, как правильно перевести фамилию) с композицией «Country Guitar». Альбом в этой композицией вышел в 1965 году и содержал множество виртуозных композиций. Но изюминкой альбома стал именно этот трек, содержащий фантастические интерпретации других именитых гитаристов, таких как Чет Аткинс, Билли Берд, Хэнк Гарланд,Лес Пол и Мерл Трэвис:
3. Третьим в списке идет гитарист Джимми Брайант с композицией «Down Yonder». Инструментальные дуэты Джимми Брайанта и Спиди Вест, записанные еще 50-х, до сих пор звучат достойно. Весь альбом «Fastest Guitar in the Country» — попытка уйти от джаза в кантри. Столь достойную машину обложку для Джимми создал дизайнер Джордж Баррис:
4. Альберт Ли в композиции «Fun Ranch Boogie» показывает отличнейшие примеры пиккинга в банджо-стиле:
5. Стив Морс со своим коллективом показал, что никогда не брезгует поиграть кантри вместо привычного рока. Композиция «John Deere Letter» демонстрирует гиперскоростные пассажи:
6. Гитарное трио Hellecasters в составе Джерри Донахью, Джони Йоргенсон и Уилла Рэя в композиции «Orange Blossom Special» показало, что хоть гитаристы кантри и не могут играть так хорошо, как рокеры, но могут сделать это намного оригинальнее, артистичнее и с юморком:
7. Michael Lee Firkins — «Big Red». Композиция, наиболее ярко и чисто характеризующая стиль кантри:
8. Джонни Хайленд — «Barnyard Breakdown». Джонни — один из самых талантливых открытий последних годов. И хоть он может играть во многих стилях, но в кантри он вне конкуренции:
9. Бред Пейсли — «Cluster Pluck». Но в этой композиции участвует не только Пейсли, но и целый джем из гитаристов (Джеймс Бертон, Винс Гилл, Альберт Ли, Джон Йоргенсон, Брент Мейсон, Redd Volkaert и Стив Wariner):
10. Марти Стюарт — «Hollywood Boogie» (смотреть где-то с времени 01:10. Все что ранее — вступление).
Источник