Средь шумного бала случайно ноты для баса

Средь шумного бала случайно ноты для баса

СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА

Музыка Петра Чайковского
Слова Алексея К. Толстого

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид;
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь, —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю.

1851, слова
1878, музыка

«Отечественные записки», 1856 г., № 5

Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952

Стихотворение, без заглавия, написано под впечатлением знакомства с С. А. Миллер (Бахметьевой) — будущей женой А. К. Толстого. Наиболее известная мелодия принадлежит Чайковскому (1878). Романсы на это стихотворение создали также А. Д. Александров-Кочетов (1865), Б. С. Шереметев (1879), А. Н. Шефер (1884), А. А. Спиро (1884), Г. А. Лишин (1886) и другие композиторы. Чайковский посвятил этот романс своему младшему брату Анатолию Ильичу Чайковскому. Романс упоминается Александром Куприным в повести «Молох» (1896).

Петр Ильич Чайковский (1840, Воткинск Вятской губ. — 1893, Петербург)
Алексей Константинович Толстой (1817-1875)

Ноты:


Тени минувшего: Старинные романсы. Для голоса и гитары / Сост. А. П. Павлинов, Т. П. Орлова. — СПб.: Композитор•Санкт-Петербург, 2007.

НОТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (5 листов):





Кулёв В. В., Такун Ф. И. Золотая коллекция русского романса. В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: Современная музыка, 2003.

Источник

Романс — Средь шумного бала — Ноты

Подборка нот к романсу


Средь шумного бала
музыка П.Чайковского, слова А.К.Толстого
Соч.38, №3
Ноты для голоса в сопровождении гитары, фортепиано, баяна
h-moll и другие варианты

Аккомпанемент — гитара:

  1. — переложение В.Красного для семиструнной гитары Репертуар гитариста
  2. — переложение В.Дубовицкого Гитара в концертном зале (шестиструнная гитара)
  3. — переложение Е. Ларичева Концерт в сельском клубе с вокалом и еще здесь Избранные вокальные произведения — Ты моя мелодия
  4. — Библиотека начинающего гитариста с голосом
  5. — переложение Н. Гуськова для семиструнки Библиотека гитариста

Аккомпанемент — фортепиано:


Для низкого голоса в сопровождении фортепиано
«Музыка», 1979г.
номер 10306

Аккомпанемент — баян:

  1. — переложение Л.Присс для аккордеона На досуге (надстрочный текст)

Скачать ноты к романсу

Текст песни:

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

Источник

П. И. Чайковский

Средь шумного бала…

Жанр: романс для голоса (мужского) с фортепиано, ор. 38, №3.

Автор стихов: А. К. Толстого. 1 Опубликовано в «Отечественных записках», 1856, №5.

Время создания романса: 1878 год.
Посвящение: Анатолию Ильичу Чайковскому, брату П. И. Чайковского.

Цикл из шести романсов ор. 38, который включает в себя и этот романс, целиком посвящен младшему брату композитора – Анатолию Ильичу Чайковскому. Братьев связывали очень теплые отношения. Младший брат очень много сделал, чтобы облегчить муки периода кризиса П. Чайковского, который композитор перенес в связи со своей неудачной женитьбой. Позже П. И. Чайковский бывал у него в Тифлисе, когда он, правовед по профессии (как и Петр Ильич), служил там в качестве прокурора Окружного суда. А. И. Чайковский был музыкантом-любителем, играл на скрипке и исполнял партию второй скрипки в домашних квартетных собраниях. После смерти Петра Ильича он выкупил его дом в Клину и со временем сделал из него музей.

Стихотворение, созданное А. К. Толстым в 1851 году, обращено к Софье Андреевне Миллер (Бахметьевой) , 2 будущей своей жене, с которой он познакомился в декабре 1850-го или в начале 1851 года на одном из маскарадов в Петербурге.

Вот это стихотворение в первоначальном виде:

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты 3 .

Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь —

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;

И грустно я 4 так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю.

Люблю ли тебя — я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

Из картины, описанной поэтом, композитор музыкальными средствами передал чувство волнения и трепета от встречи с Нею — Незнакомкой. Но у Чайковского нет «шумного бала» 5 – все сосредоточено на мыслях и чувствах героя. Для передачи поэтического образа этих стихов П. Чайковский выбрал жанр вальса. И выбор этот отнюдь не случаен. В те времена вальс прочно ассоциировался с балом, и из описаний балов мы хорошо знаем, что он танцевался одним из первых. Вальсы были, по крайней мере, двух видов: торжественный, праздничный (такой вальс исполнялся большим оркестром) и камерный, часто меланхолический, звучавший в более скромной обстановке. Для воплощения лирического содержания стихотворения А. Толстого гораздо лучше, органичнее подходит вальс второго типа. Именно так и написан романс П. Чайковского.

Неопределенность чувства («люблю ли тебя, я не знаю» 6 ), в котором уже проросли магнетические ростки влечения, выражена несколько приглушенным звучанием: темп сдержанный – moderato (с итал. – умеренно), звучание тихое, характер исполнения — con tristezza (с итал. – грустно, печально) – таковы авторские ремарки в нотах. Словом, музыка замечательным образом передает трепетное и взволнованное состояние героя.

Этот романс можно уподобить мягкой акварели в красивой рамке; функцию рамки в нем выполняет восьмитактовое вступление и точно такое же по музыке заключение — оно вводит в атмосферу и настроение романса. Спокойное грациозное кружение вальса передано невероятно простыми средствами.

Говоря об этом романсе, нельзя не упомянуть один технический прием, который, безусловно, совершенно сознательно использовал П. Чайковский, но о котором часто не подозревают те любители музыки, которые не изучали специально теорию музыки. Дело в том, что с самого начала композитор употребил в нижнем голосе аккомпанемента очень выразительный так называемый нисходящий хроматический ход, то есть движение басового голоса подряд по звукам отрезка хроматической гаммы. Этот мотив еще со времен Средневековья был признан композиторами как одно из лучших средств в «единое [музыкальное – А. М. ] слово слить грусть и печаль». Оно даже получило особое название — passus diriusculus ( жестковатый ход — лат.). Надо обладать огромным даром и композиторским мастерством, чтобы придать индивидуальный и неповторимый облик мотиву, который до П. Чайковского уже использовали тысячи раз композиторы. 7

Романс «Средь шумного бала…» приобрел большую и заслуженную популярность. 8 В значительной степени это произошло благодаря тому, что он написан так легко и удобно, что может быть исполнен в кругу просто любителей музыки, для этого не нужно обладать какими-то исключительными вокальными или пианистическими данными. Более того, этот романс можно исполнять, аккомпанируя самому себе на фортепиано.

Примечания

1 Романсы на эти стихи написали также Б. Шереметьев, прославившийся романсом «Я вас любил» на стихи А. Пушкина, и А. Шефер.

2 С. А. Миллер в то время была женой конногвардейского полковника. Ее отношения с поэтом стали темой многих пересудов и кривотолков для петербургского общества. Но А. К. Толстой смело «пренебрег общественным мнением». Мать поэта была настроена против этой, как она выражалась, «вертеровской страсти» сына. Ситуация осложнялась тем, что С. А. Миллер долго не могла добиться развода и пошла на разрыв со своей прежней семьей. Толстой знал об этом, как знали и многие другие. К тому же Алексей Константинович был дальним родственником Миллеров.

3 Встреча А. Толстого и С. Миллер произошла, напоминаем, не просто на балу, а именно на маскараде. Невольно вспоминаются строки М. Лермонтова:

Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,

Литературоведы обращали внимание на родство сюжетов этих двух стихотворений – М. Лермонтова и А. Толстого, и при этом на различие их эстетических концепций. И. Роднянская в «Лермонтовской энциклопедии» утверждает, что стихотворение А. Толстого написано «на лермонтовский – но лишившийся многотоновости – лирический сюжет». Для полноты сопоставлений и сравнений укажем на пушкинское «Я помню чудное мгновенье».

4 П. Чайковский верен себе: небольшие, но все же заметные изменения в поэтический текст он внес; они, эти изменения, продиктованы законами музыкальной формы и музыкального течения фразы. Так, в данном случае он повторил в романсе в качестве некоего смыслового и драматического акцента еще раз слово «грустно». Оно – это нужно признать — ключевое в романсе. В стихе же подобное повторение невозможно, так как оно разрушило бы ритм стихотворения, но музыка, которая тоже, несомненно, подчинена законам ритма, имеет свое строение, и повторение вместе со словом мелодической интонации звучит здесь чрезвычайно выразительно и убедительно. Попутно отметим – как вещь вполне обычную для П. Чайковского – изменения, которые он позволяет себе делать в пунктуации используемых им стихов. Причем это можно констатировать не только в вокальной музыке, в которой текст непосредственно соединяется с мелодией, но, как мы помним, и в инструментальной, в частности, в эпиграфах к пьесам цикла «Времена года». Подробнее об этом говорится в нашем рассказе об «Осенней песне (Октябрь).

5 «Шумные балы» и маскарады с борьбой страстей, разгоравшейся на них, подробно описаны в русской художественной и мемуарной литературе XIX века. Достаточно назвать «Маскарад» М. Лермонтова или знаменитую сцену первого бала Наташи Ростовой в романе Л. Толстого «Война и мир».

6 Именно такая пунктуация у П. Чайковского; сравните две последние строки текста романса с их записью у А. Толстого.

7 Подробнее об этом композиторском приеме см. в сноске 4 статьи «Октябрь. Осенняя песня» в цикле «Времена года» П. Чайковского.

8 Этот романс упоминается А. Куприным в повести «Молох».

Источник

Средь шумного бала. Для баса (a-moll)

О произведении

Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн ноты «Средь шумного бала.. Для баса (a-moll)», автора Чайковский П.И., Толстой А.К. Ноты были изданы в 2005 году. Содержит с. 91 — 94

Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Mypicot (22)
  • автомобиль (38)
  • астрология (374)
  • психология (175)
  • традиции, свадьбы, юбилеи, рождение (69)
  • аудиокниги (115)
  • вареники, пельмени, манты, голубцы (75)
  • видео кулинария (23)
  • видеоуроки (91)
  • вина, настойки, ликеры (131)
  • выпечка (1533)
  • блины, оладьи,сырники, булочки (378)
  • печенье, рогалики, рулеты (383)
  • пирожные, торты, кексы (441)
  • пиццы, чебуреки, пончики (185)
  • тесто (75)
  • вязание (3447)
  • болеро, пончо (79)
  • Бурда (2)
  • дети (659)
  • Дуплет (19)
  • Журнал Мод (6)
  • журналы азии (6)
  • М. Диана (3)
  • М.К по вязанию (5)
  • Мода и Модель (1)
  • палантины, шали (831)
  • пуловеры, свитера (389)
  • Сабрина (1)
  • салфетки (338)
  • топы крючком (71)
  • топы спицами (420)
  • туники крючком (429)
  • туники спицами (41)
  • грамотность (89)
  • дача (1109)
  • баклажаны, перцы (21)
  • идеи для дачи, рододендроны (240)
  • клематисы (31)
  • овощные культуры (249)
  • огурцы, помидоры (119)
  • разное, литература (85)
  • рассада (37)
  • розы (60)
  • сад, виноград (95)
  • ягодные (47)
  • детки ( все о ребятках) (131)
  • дизайн (188)
  • дневник (365)
  • дом.хозяйство (19)
  • жаккард (55)
  • живопись (425)
  • художники (224)
  • заговоры (119)
  • заготовки (628)
  • варенье (88)
  • капуста квашеная (5)
  • компоты (11)
  • перцы, баклажаны (108)
  • помидоры, огурцы (146)
  • салаты, аджика (182)
  • соки (8)
  • здоровье (1375)
  • травы, фрукты, овощи (302)
  • народные рецепты (665)
  • упражнения (191)
  • игрушки (7)
  • инструментальная музыка (89)
  • интерьер (306)
  • Ирина Карпенко (34)
  • искусство (194)
  • исполнители (305)
  • история (480)
  • замки, легенды (178)
  • музеи (24)
  • кайма (36)
  • книги, писатели (1026)
  • высказывания (186)
  • журналы ( вязание и шитье) (440)
  • притчи (64)
  • стихи (191)
  • коврики, подушки (107)
  • кокетки крючком (2)
  • Комментарии (34)
  • компьютер (252)
  • котоматрицы, животные, птицы (162)
  • кофточки крючком (48)
  • кофты крючком из мотивов (57)
  • красивая кулинария (2)
  • красивые мелочи (401)
  • Красота, маски, макияж (632)
  • волосы, мыловарение (200)
  • крючок (1087)
  • Воротнички, шарфики (26)
  • Ирландка (18)
  • купальники, пляжное (58)
  • ЛиРу (147)
  • Марина Цветаева (6)
  • мода, женщины (715)
  • для мужчин (242)
  • шитье (211)
  • шьём для деток (5)
  • Эвелина Хромченко (2)
  • Мое хобби (136)
  • музык. открытки (12)
  • музыка (694)
  • классика (197)
  • композиторы (136)
  • романсы (91)
  • танго, танцы (109)
  • мультиварка (21)
  • напитки (186)
  • оркестры (85)
  • орхидеи (59)
  • пальто спицами и крючком (214)
  • переводчики текстов (9)
  • пироги (468)
  • пирожки (155)
  • платья, костюмы (1243)
  • Летнее (147)
  • Плетение из газетных трубочек (2)
  • поздравления (76)
  • покрывала, пледы, (357)
  • посты друзей (77)
  • праздники (151)
  • природа (148)
  • путешествия (266)
  • рамочки (58)
  • религия (292)
  • иконы, святые (70)
  • молитвы (114)
  • рецепты (2609)
  • десерт, карвинг (266)
  • завтраки, каши, грибы (156)
  • закуски, сыр, украшалки (303)
  • картофель,овощи, фрукты (466)
  • Кухня Джейми Оливера (84)
  • мясо, сало (344)
  • птица (324)
  • рыба (294)
  • фарш (141)
  • ритмы эстрады (29)
  • рукоделки — поделки (1247)
  • декупаж, вышивка (86)
  • мастерим, пилим , сбиваем (249)
  • рукавицы,перчатки, носки (449)
  • шапки, береты (163)
  • салаты (654)
  • соусы, приправы, специи (144)
  • сборка постов (2)
  • скатерти, салфетки (294)
  • скрипка (69)
  • советы (284)
  • спицы (716)
  • сумки, шляпы (376)
  • супы, борщи. рассольники (145)
  • схемы (41)
  • театр (208)
  • телевидение (12)
  • узоры (345)
  • украшения (2)
  • уют (283)
  • филейка (205)
  • фильмы (899)
  • мультики (31)
  • фортепиано (86)
  • фото (122)
  • хлеб (168)
  • бездрожжевой (19)
  • цветы (265)
  • комнатные (113)
  • часики, флеш — часики + календарик (54)
  • человек, общество (642)
  • личность (338)
  • мир фактов (116)
  • этикет (39)
  • шансон (158)
  • шторки (50)
  • эстрада (246)
  • юбки крючком и спицами (373)
  • юбки спицами (21)
  • Юмор, смешное (249)

Музыка

Фотоальбом

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Средь шумного бала. История романса

Воскресенье, 03 Ноября 2013 г. 17:49 + в цитатник

Средь шумного бала


Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю.
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

Многие помнят эти стихи Алексея Константиновича Толстого (1817–1875), и сливающуюся с ними мелодию романса Чайковского. Но далеко не все знают, что за стихотворением стоят живые события: начало необыкновенной романтической любви.

Впервые они повстречались на бале-маскараде зимой 1850–51 года в Петербургском Большом театре. Он сопровождал туда наследника престола, будущего царя Александра II. С детских лет он избран был товарищем игр цесаревича и, скрытно тяготясь этим, исправно нёс бремя избранности. Она появилась на маскараде потому, что после разрыва с мужем, конногвардейцем Миллером, искала случая забыться и рассеяться. В светской толпе он почему-то сразу обратил на неё внимание. Маска скрывала её лицо. Но серые глаза смотрели пристально и печально. Прекрасные пепельные волосы венчали голову. Она была стройна и изящна, с очень тонкой талией. Завораживал её голос — густое контральто.
Они говорили недолго: суета пёстрого бала-маскарада разлучала их. Но она успела поразить его точностью и остроумием своих мимолётных суждений. Она, конечно, узнала его. Тщетно он просил её открыть лицо, снять маску. Но его визитную карточку она взяла, дав лукавое обещание не забывать его. Но что было бы с ним, и с ними обоими, если б она не приехала тогда на тот бал? Быть может, именно той январской ночью 1851 года, когда он возвращался домой, сложились у него первые строки этого стихотворения.

Стихотворение это станет одним из лучших в русской любовной лирике. В нём ничего не придумано, всё так, как было. Оно полно реальных примет, документально, как репортаж. Только это «репортаж», излившийся из сердца поэта и потому ставший лирическим шедевром. И прибавивший ещё один бессмертный портрет к галерее «муз русских романсов».

Источник

Оцените статью