- Аранжировки Фонограммы Минусовки Песни на заказ
- Оригинальная музыка для Ваших проектов
- Нота. Нотный стан. Добавочные линейки. Нотный штиль.
- Диапазон. Регистр. Ключи.
- Правила записи одноголосной и многоголосной музыки. Партитура.
- Знаки сокращенного нотного письма. Мелизмы
- Мелизмы
- Урок 2. Нотная грамота
- Кто придумал ноты
- Расположение нот на нотном стане
- Знаки альтерации
- Ключи на нотном стане
- Длительности нот
- Паузы
- Тест на усвоение материала урока
Аранжировки Фонограммы Минусовки Песни на заказ
Оригинальная музыка для Ваших проектов
Дата добавления: 2011-10-05
Автор: Татьяна Мирная
Нота. Нотный стан. Добавочные линейки. Нотный штиль.
Ноты, так же как и буквы служат для записи информации. Только буквы для записи речи, а ноты для записи музыки. Нота — это знак, который обозначает музыкальный звук. Ноты пишутся в виде овалов, закрашенных или нет, в зависимости от их длительностей. Для того чтобы определить длительность нотки к ней добавляют штиль (вертикальную палочку) и хвостик (флажок).
Нотный стан (нотоносец) – это 5 линеек, на которых пишутся ноты. Линейки считают снизу вверх. Нотки записываются на линейках и между линейками:
Чем выше на нотном стане расположены ноты, тем выше их звучание. На фортепиано примерно 80 клавиш и столько же звуков, а нотный стан имеет всего лишь 5 линеек, поэтому для записи нот в нотном письме используют добавочные линейки, разные ключи, и несколько нотных станов. Добавочные линейки – это короткие линейки для каждой отдельной ноты, которые пишутся над или под нотным станом. Они считаются от нотоносца вверх или вниз. Ближайшая линейка к нотному стану считается первой, вторая — следующая за первой и т.д. Правописание штилей и хвостов: ноты, которые записаны до третьей линейки штили пишутся справа вверх, а ноты, которые записаны на третьей линейке и выше штили пишутся слева и вниз. В вокальном двухголосном произведении, записанном на одном нотном стане, первый голос записывается штилями вверх, а второй голос штилями вниз. Таким образом, благодаря правилам нотной записи очень хорошо визуально прослеживается каждая вокальная партия:
Диапазон. Регистр. Ключи.
Диапазон – это полный объем звучания инструмента или голоса от самого низкого звука до самого высокого. Регистр – это часть диапазона. Есть три регистра: низкий, средний и высокий. Для записи звуков разных регистров используются разные музыкальные ключи. Ключ – это знак, который указывает расположение на нотном стане какой-либо определенной ноты.
Существует три системы музыкальных ключей:
I. Скрипичный ключ (ключ «СОЛЬ») указывает, что звук «соль» первой октавы записывается на второй линии нотного стана. В скрипичном ключе пишутся звуки среднего и высокого регистра. В диапазоне этого ключа записываются ноты малой, І, ІІ и ІІІ октав. Свое название этот ключ получил от скрипки, которая звучит в среднем и высоком регистре.
II. Басовый ключ (ключ «ФА») указывает, что звук «фа» малой октавы записывается на четвертой линейке нотного стана. В басовом ключе пишутся звуки нижнего регистра. В диапазоне этого ключа записываются ноты контроктавы, большой, малой и І октавы. Свое название ключ получил от слова «bass» — низкий мужской голос.
III. Старинные певческие ключи системы «до» (сопрановый, мецосопрановый, баритоновый). Ключ «ДО» пишется на разных линейках, но всегда указывает звук «до» первой октавы.
Правила записи одноголосной и многоголосной музыки. Партитура.
Музыкальное произведение может записываться на одном или на нескольких нотных станах, которые объединяются тактовой чертой и акколадой (скобкой). В нотной записи для двуручных партий (фортепиано, аккордеон, баян, арфа, орган, синтезатор и др.) используют фигурную акколаду:
Партитура – это способ записи музыки на нескольких нотных станах. Он предназначен для хора, ансамблей, оркестров. Количество строк партитуры зависит от числа сольных, хоровых или оркестровых партий. Партии инструментов и голосов в партитуре располагаются по группам, а внутри группы – по высоте: на верхних строчках располагают высокие инструменты или голоса, на нижних низкие. Акколада в таких партитурах прямая:
Знаки сокращенного нотного письма. Мелизмы
Для упрощения и сокращения нотного письма применяется ряд знаков:
1. Знак переноса на октаву выше или на октаву ниже написанной музыки применяют для избегания большого количества добавочных линий, усложняющих читку нот. Перенос на октаву вверх или вниз прекращается там, где заканчивается пунктирная линия.
2. Знак повторения – реприза — применяется при повторении какой-либо части произведения или всего, обычно небольшого произведения, например, народной песни.
3. Если при повторении конец данной части или всего произведения меняется, то над изменяющимися тактами ставится квадратная горизонтальная скобка, которая называется «вольта». Следом за ними пишутся такты, исполняющиеся при повторении, над которыми также ставится квадратная скобка. Под скобками ставят обозначения 1 и 2, что значит: первая вольта и вторая вольта, для первого раза исполнения и для второго. Вольт может быть и больше, это зависит от того, сколько вариантов окончания задумал композитор.
4. Если в произведениях, написанных в трехчастной форме, третья часть является буквальным повторением первой части, то в конце второй части пишут «Da capo al fine» что по-итальянски значит «с начала до слова конец», а в конце первой части пишут слово «Fine» (конец). 5. Если первая часть повторяется не с самого начала, то над тем тактом, с которого должно начаться повторение ставят знак Segno, а в конце второй части пишут «Dal Segno al fine», что значит от знака сеньо до конца. При переходе к заключению раньше окончания всей повторяемой части пишут: «Da capo al segno poi koda» что значит «с начала до знака, потом кода (заключение).
6. При повторении в нотном письме какого-либо такта один или несколько раз подряд используют знак:
7. При повторении в музыкальном тексте какой-либо мелодической фигуры в одном такте один или несколько раз, ее не выписывают, а заменяют чертами, соответствующими ребрами длительностей:
6. Звук или аккорд, который повторяется, обозначают следующим образом:
7. Тремоло (tremolo) – это быстрое, равномерное, многократное чередование двух звуков, или созвучий пишется так:
При повторяющемся звуке в тремоло общая длительность фигуры обозначается соответствующей нотой, а черточки обозначают, какими длительностями должна быть исполнена фигура.
8. Для удвоения звука в октаву пишут над или под нотой цифру 8 – это значит, что данный звук следует удвоить в октаву. Например:
Если предполагаются сплошные удвоения в октаву, то пишется: all’ 8va – удвоение вверх, аll’8va bassa – удвоение вниз.
Мелизмы
Мелизмы – это украшение основных звуков мелодии. В нотной записи закрепились условные знаки, позволяющие условно их обозначать.
1. Форшлаг долгий (неперечеркнутый) – один или несколько звуков перед основной нотой, и исполняется за счет длительности основной ноты и забирает половину ее звучания:
2. Форшлаг короткий (перечеркнутый) – исполняется в зависимости от стиля произведения: в классической музыке (Бах, Моцарт, Бетховен) исполняется за счет основной длительности ноты, но берется лишь незначительная ее часть. В музыке поздних времен – за счет длительности предыдущей ноты (затакт).
3. Группетто- группа нот вокруг основной ноты, обозначается:
4. Мордент – состоит из средних звуков – основной – соседний — основной. В неперечеркнутом морденте исполняется соседний звук сверху, в перечеркнутом морденте – соседний звук снизу:
5. Трель – это быстрое чередование основного и соседнего звуков:
Комментарии к этой заметке:
Комментарий добавил(а): Ананим
Дата: 2016-05-10
Комментарий добавил(а): Александра
Дата: 2016-06-27
У меня вопрос: Если в правой руке стоит 8 над нотами ( перенос на октаву, то левая должна оставаться в той же октаве, или должна играть на октаву выше или ниже написанного?
Комментарий добавил(а): Александра
Дата: 2012-09-16
Спасибо большое,очень просто и доступно изложено,как ни странно, в учебниках эту информацию в нужном объеме не обнаружила
Комментарий добавил(а): блум.
Дата: 2012-01-08
блин тут нечо не понятно!
Комментарий добавил(а): Вера
Дата: 2012-01-30
Комментарий добавил(а): роза
Дата: 2012-03-30
спасибо за помощь.
Комментарий добавил(а): елена кузнецова
Дата: 2012-04-01
я это знаю. ищу возможность написать и ПЕРЕСЛАТЬ мелодию при помощи нот
Комментарий добавил(а): елена кузнецова
Дата: 2012-04-01
я это знаю. ищу возможность написать и ПЕРЕСЛАТЬ мелодию при помощи нот
Комментарий добавил(а): алина
Дата: 2012-06-22
просто класс я учусь в музыкальной школе
Комментарий добавил(а): Александра
Дата: 2016-06-27
У меня вопрос: Если в правой руке стоит 8 над нотами ( перенос на октаву, то левая должна оставаться в той же октаве, или должна играть на октаву выше или ниже написанного?
Комментарий добавил(а): Кот
Дата: 2016-09-25
Извините пожалуйста у меня есть вопрос: Что значит когда вместо 8 на переносе на актаву в верх стоит 15.
Комментарий добавил(а): софия
Дата: 2013-03-24
Комментарий добавил(а): Илья.
Дата: 2014-01-05
Комментарий добавил(а): Дианка
Дата: 2014-05-04
Ета страничка просто клас. Я учюсь в музыкальной школе.
Комментарий добавил(а): ксения
Дата: 2016-05-03
Источник
Урок 2. Нотная грамота
Теория музыки невозможна без нотной грамоты. В этом вы уже успели убедиться, когда изучали на первом уроке ступени звукоряда. Вы уже знаете, что основным ступеням звукоряда присвоены те же названия, что и нотам, и понимаете что такое понижение ступени, т.е. ноты.
Этого достаточно, чтобы приступить к изучению нотной грамоты «с нуля». Если нотная грамота вам знакома, все равно просмотрите материал урока с целью убедиться, что вы ничего не пропустили, когда изучали нотную грамоту ранее.
Это нужно, чтобы вы могли в будущем самостоятельно разбирать ноты, записанные на нотном стане, и ориентироваться в табах и аккордах, если вам попадется аккордовая запись мелодии либо табулатура.
Содержание:
Заметим, что большинство современных музыкальных сайтов чаще предлагают для гитары именно аккорды либо табулатуру (табы) к песне, нежели традиционную запись на нотном стане. Для начинающих музыкантов нужно уточнить, что аккорды и табы – это те же самые ноты, только записанные в другом виде, т.е. в другом виде музыкальной нотации, поэтому выучить ноты нужно обязательно. В общем, приступаем!
Кто придумал ноты
Начнем с небольшого исторического экскурса. Считается, что первым человеком, кому пришла в голову идея обозначать высоту звука знаками, был флорентийский монах и композитор Гвидо д’Ареццо. Это случилось в первой половине 11 века. Гвидо учил монастырских певчих различным церковным песнопениям, а чтобы добиться слаженного звучания хора, придумал систему знаков, указывающих на высоту звука.
Это были квадратики, расположенные на четырех параллельных линиях. Чем более высокий звук нужно было издать, тем выше располагался квадратик. В его нотации было всего 6 нот, а названия они получили от начальных слогов строк Гимна, воспевающего Иоанна Крестителя: Ut, Resonare, Mira, Famuli, Solve, Labii. Несложно заметить, что 5 из них – «ре», «ми», «фа», «соль», «ля» – используются и сегодня. К слову, музыку к гимну написал сам Гвидо д’Ареццо.
Позже в нотный ряд добавилась нота «си», в нотный стан – пятая линейка, скрипичный и басовый ключи, знаки альтерации, которые мы сегодня будем изучать. В эпоху Средневековья, когда зарождалась буквенная нотация, звукоряд было принято начинать с ноты «ля», за которой закрепилось обозначение в виде первой буквы латинского алфавита А. Соответственно, следующей за ней ноте «си» досталась вторая буква алфавита В.
Современное понимание звукоряда и основных его ступеней сложилось в 17 веке, а звук, соответствующий по высоте «си-бемолю», долгое время считался базовым элементом музыкальной системы, т.е. не пониженным и не повышенным. Сегодня общепринятой считается система нотации в виде C, D, E, F, G, A, B. Хотя и обозначение ноты «си» в виде Н тоже можно встретить. Мы уже начали и далее продолжим изучать системы нотации и записи нот на нотном стане, принятые в современном мире музыки.
Расположение нот на нотном стане
Вы уже знаете, что нота – это музыкальный звук. Ноты отличаются по высоте, и за каждой нотой закреплено свое обозначение. Также вы уже поняли, что нотный стан представляет собой 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. За каждой нотой закреплено свое место. Собственно, именно так и можно идентифицировать ноты, глядя на обозначения в нотном стане. Теперь давайте совместим эти знания и посмотрим, как выглядит нотный стан с нотами в самом общем виде (на значки слева пока не смотрим):
Нотный стан (он же нотоносец) – это те самые 5 параллельных линий, которые вы видите на картинке. Кружочки на нотах – это условные обозначения нот. На верхнем нотоносце вы видите ноты для 1-й октавы, на нижнем – ноты для малой октавы.
Точкой отсчета в обоих случаях является нота «до» 1-й октавы, и для нее предусмотрена добавочная линейка. Разница в том, что на верхнем нотоносце ноты идут снизу вверх, поэтому нота «до» 1-й октавы находится внизу. На нижнем нотоносце ноты идут сверху вниз, поэтому нота «до» 1-й октавы находится сверху.
Однако мы помним, что музыкальные звуки охватывают намного больший диапазон, чем малая и первая октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о расположении нот на нотном стане, вам нужно изучить более подробную схему размещения нот:
Самые внимательные из вас увидели, что и на подробной схеме мы видим не все октавы. Чтобы увидеть правильное расположение всех нот, нам снова понадобятся добавочные линейки. Посмотрите, как это выглядит, на примере контроктавы:
А теперь вы уже готовы к тому, чтобы выучить расположение всех нот на нотном стане. Для удобства скоординируем изображение нотного стана с клавиатурой фортепиано, которую вы уже успели рассмотреть, когда проходили урок №1. Обратите внимание, где находится первая нота «до» 1-й октавы относительно линий верхнего и нижнего нотоносца. Мы отметили ее красным цветом:
У большинства из тех, кто видит всю эту картину впервые, возникает вопрос: а как же это запомнить. В общем-то, запомнить вам нужно только расположение первой ноты «до» 1-й октавы, а все остальные ноты располагаются в определенной логической последовательности относительно первой ноты «до».
Более легкому запоминанию нот поможет упражнение «Лезгинка». Как ни удивительно, к музыке оно никакого отношения не имеет, а предназначено для развития координации работы правого и левого полушарий головного мозга у детей [А. Сиротюк, 2015]. Представьте, что кулак или ладошка с поджатыми пальцами – это кружок для обозначения ноты, а прямая кисть руки, которая упирается в середину ребра ладони – это добавочная линейка нотоносца:
Так вы запомните, что добавочная линейка рассекает пополам кружок, обозначающий ноту «до»:
Дальше будет проще. Ноту «ре» можно представить как кулак, расположенный над вытянутой кистью. Следующая нота «ми» будет рассечена пополам вытянутой кистью, но кисть уже будет изображать не добавочную линию, а нижнюю из пяти линий нотоносца. Для ноты «фа» мы поднимаем кулак над линией, а ноту «соль» рассекаем вытянутой кистью, которая теперь изображает вторую снизу линию нотоносца. Думается, принцип построения нот вы поняли. Аналогично можно выстроить ноты, идущие вниз относительно «до» 1-й октавы.
Есть и другие мнемонические техники запоминания. «Рассеченные» ноты на нотном стане можно запомнить по первым буквам английской фразы Every (Е-«ми») Good (G-«соль») Boy (В-«си») Does (D-«ре») Fine (F-«фа»). Ноты, обозначенные цельными не «рассеченными» кружочками можно запомнить с помощью слова FACE: (F-«фа»), (А-«ля»), (С-«до»), (Е-«ми»).
Если вы хотите освоить специальные мнемотехники, которые помогут запоминать любую информацию, записывайтесь на наш курс «Мнемотехники», и за короткий срок (чуть больше месяца) вы поймете, что никаких проблем с памятью у вас нет. Есть лишь более эффективные техники запоминания, нежели те, которыми вы пользовались ранее.
Итак, с расположением нот на нотном стане, думаем, в целом все понятно. Самые внимательные уже заметили, что при такой расстановке нот места для диезов и бемолей, т.е. повышения и понижения ноты, уже не остается. И вот для этого нам нужны знаки альтерации в нотах.
Знаки альтерации
В конце предыдущего урока вы уже выучили символы диеза (♯) и бемоля (♭). Вы уже поняли, что если нота повышается на полутон, к ней добавляют значок диеза, если понижается на полутон – значок бемоля. Так, повышенная нота «соль» будет записана как G♯, а пониженная нота «соль» как G♭. Диез и бемоль называются знаками альтерации, т.е. изменения. Слово происходит от позднелатинского alterare, что переводится как «изменять».
Повышение на 2 полутона обозначается двойным, т.е. дубль-диезом, понижение на 2 полутона обозначается двойным, т.е. дубль-бемолем. Для дубль-диеза есть специальный значок, похожий на крестик , но, т.к. его трудно подобрать на клавиатуре, может использоваться обозначение ♯♯ или просто две решетки ##. Чтобы обозначить дубль-бемоль, пишут либо 2 значка ♭♭, либо латинские буквы bb.
Чтобы обозначить повышение или понижение ноты на нотном стане, значок диеза или бемоля располагается либо непосредственно перед нотой, либо, если ту или иную ноту нужно снизить или повысить во всем произведении, в начале нотного стана с нотами к произведению. Для случаев, когда изменение ноты предусмотрено на протяжении всего произведения, за символами диезов и бемолей закреплены определенные места на нотном стане:
Уточним для надписи на картинке, что под словосочетанием «в скрипичном ключе» подразумевается нотоносец для нот 1-5 октав, а под словами «в басовом ключе» – нотоносец для всех остальных октав от малой до субконтроктавы. Чуть позже мы расскажем про скрипичный и басовый ключи подробнее. Пока поговорим о том, как запомнить расположение диезов и бемолей на нотоносце.
В принципе, это несложно, если вы успели выучить расположение значков, обозначающих ноты. Так, значок диеза располагается ровно на той линии нотоносца, что и та нота, которую требуется повышать. Для нотоносца в скрипичном ключе вам нужно запомнить, где находятся ноты в диапазоне от «ля» 1-й октавы до «соль» 2-й октавы, и вы легко поймете закономерность размещения диезов:
Точно такая закономерность наблюдается при расположении бемолей. Они тоже находятся на тех строчках, что и ноты, к которым они относятся. Здесь в качестве ориентира используются ноты в диапазоне от «фа» 1-й октавы до «ми» 2-й октавы:
С диезами и бемолями в басовом ключе действуют абсолютно те же закономерности. Для ориентирования в диезах вам следует запомнить расположение нот от «соль» малой октавы до «ля» большой октавы:
Для ориентирования в бемолях нужно запомнить расположение нот от «ми» малой октавы до «фа» большой октавы:
Как вы уже заметили, для расположения диезов и бемолей в начале произведения возле ключа – скрипичного или басового – задействуются только основные линейки нотоносца. Такие знаки альтерации называются ключевыми.
Знаки альтерации, относящиеся только к одной ноте, называются случайными или встречными, действуют в пределах одного такта и располагаются непосредственно перед этой нотой.
А сейчас давайте разберемся, что же делать, если нужно отменить диез или бемоль, установленный в начале нотного стана. Такая необходимость может возникнуть при модуляции, т.е. при переходе в другую тональность. Это модный прием, часто применяемый в эстрадной музыке, когда последний припев или куплет и припев исполняется на 1-2 полутона выше, чем предыдущие куплеты и припевы.
Для этого существует еще один знак альтерации: бекар. Его функция – отмена действия диезов и бемолей. Бекары тоже подразделяются на случайные и ключевые.
Функции бекара:
- Случайный бекар отменяет действие случайных знаков альтерации, ставится в том месте и перед той нотой, для которой нужно отменить действие диеза или бемоля, и действует в пределах такта.
- Ключевой бекар отменяет действие диезов и бемолей, указанных в начале произведения, т.е. ключевых. Он действует до следующей смены ключевого знака либо, если такового не будет, до конца произведения.
Чтобы было нагляднее, посмотрите, где располагается случайный бекар на нотном стане:
А теперь посмотрите, где располагается ключевой бекар, и вы сразу поймете разницу:
Уточним, что запись на нотном стане применяется для гитары и фортепиано, и любых других музыкальных инструментов, а вот табы, которые вы видите на предыдущей картинке под нотным станом, используются для гитары.
В гитарных табах 6 линий по количеству струн гитары. Верхняя линия обозначает самую тонкую струну, которая будет нижней, если вы возьмете гитару в руки. Нижняя линия означает самую толстую гитарную струну, которая является верхней, когда вы держите гитару в руках. Цифры указывают, на каком ладу зажимать ту струну, на которой написана цифра.
Применительно к иллюстрации по случайному бекару мы видим, что сначала нужно было играть «до-диез», который как раз находится на втором ладу 2-й струны. После бекара, т.е. отмены диеза, нужно играть чистую ноту «до», которая находится на первом ладу 2-й струны. Финальный урок нашего курса будет посвящен игре на различных музыкальных инструментах, в том числе на гитаре, и мы расскажем, как легко и просто запомнить расположение нот на гитарном грифе.
Подведем итог и сведем воедино всю информацию по знакам альтерации на следующей картинке:
Если вы уже умеете играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, а сейчас решили подтянуть теорию, рекомендуем прочитать параграф 11 «Знаки альтерации» в учебнике Варфоломея Вахромеева «Элементарная теория музыки», где есть примеры разбора нотной записи [В. Вахромеев, 1961]. Мы же переходим к выполнению ранее данных обещаний и расскажем, что же такое ключи применительно к нотному стану.
Ключи на нотном стане
Мы ранее использовали словосочетания «в скрипичном ключе» и «в басовом ключе». Расскажем, что имеется в виду. Дело в том, что за каждой из линий нотоносца условно закреплена определенная звуковысотность. Ввиду того, что в мире существует множество музыкальных инструментов, издающих самые разные звуки, понадобились некие «точки отсчета» звуковысотности, и их роль отдали ключам.
Ключ выписывается так, чтобы линия, откуда стартует отсчет, пересекла его в главной точке. Таким способом ключ закрепляет за нотой, написанной на данной линии, точную высоту, относительно которой отсчитывается высотность и наименования прочих звуков. Различают несколько разновидностей ключей.
Ключи – перечень:
- Скрипичный – так называемый ключ «Соль», закрепляет на 2-й линии высоту звука «соль» 1-й октавы. Главная точка расположена по центру спирали ключа и как бы «накручивается» на 2-ю линейку нотного стана.
- Басовый– так называемый ключ «Фа», закрепляет на 4-й линии высоту «фа» в малой октаве. 2 точки знака стоят сверху и снизу 4-й линии нотоносца, если вести отсчет снизу.
- Альтовый – так называемый ключ «До», закрепляет высоту «до» в 1-й октаве на 3-й линии, используется преимущественно для альтовых инструментов.
- Теноровый – тоже ключ «До», но уже на 4-й линии, используется для таких инструментов как фагот, виолончель и тромбон.
Давайте проиллюстрируем:
Заметим, что когда-то ключей «До» было больше. Ключ «До» на 1-й линии назывался сопрановым, на 2-й – меццо-сопрановым, на 5-й – баритоновым, а употреблялись они для вокальных партий соответственно указанным диапазонам. Вообще, разные ключи в нотах нужны, чтобы не делать добавочные линии нотоносца в избыточных количествах и облегчить восприятие нот. К слову, чтобы упростить чтение нот, используется ряд дополнительных обозначений, о которых мы сейчас поговорим.
Длительности нот
Когда на 1-м уроке мы изучали физические свойства звука, мы узнали, что для музыкального звука важной характеристикой является его длительность. Глядя на нотный стан, музыкант должен понимать не только то, какую ноту нужно сыграть, но и как долго она должна звучать.
Чтобы было проще ориентироваться, кружочки нот могут быть светлыми или темными (пустыми или заштрихованными), иметь дополнительные «хвостики», «палочки», «линии» и прочее. Глядя на эти нюансы, сразу понятно, целая это нота или половинная, или еще какая-либо. Осталось разобраться, что значит «целая» нота, «половинная» и т.д.
Как считать длительности:
1 | Целая нота– тянется на равномерный отсчет «раз и 2 и 3 и 4 и» (звук «и» в конце произносится обязательно – это важно). |
2 | Половинная– тянется на отсчет «раз и 2 и». |
3 | Четвертная – тянется на «раз и». |
4 | Восьмая– тянется на «раз» или на звук «и», если восьмые идут подряд. |
5 | Шестнадцатая– успевает повториться дважды на слово «раз» или на звук «и». |
Понятно, что считать можно с разной скоростью, поэтому для унификации счета используется специальное устройство: метроном. Там четко выверено расстояние между звуками и устройство как бы считает вместо вас. Сейчас существует бесчисленное множество программ с функцией метронома, как самостоятельных, так и имеющих данную опцию в составе других мобильных приложений для музыкантов.
В Google Play можно найти, к примеру, программу-метроном Soundbrenner, а можно скачать программу для настройки гитары Guitar Tuna, где в разделе «Инструменты» будет «Библиотека аккордов» и «Метроном» (не забудьте разрешить приложению доступ к микрофону). Далее давайте разберемся, как обозначается длительность нот.
Длительности (обозначения):
- Целая нота – светлый (незакрашенный) значок.
- Половинная – светлый (незакрашенный) значок + штиль (вертикальная линия).
- Четвертная– темный (заштрихованный) значок + штиль.
- Восьмая– темный (заштрихованный) значок + штиль с «флажком» (он же «хвостик»).
- Шестнадцатая– темный (заштрихованный) значок + штиль с двойным «хвостиком».
- Тридцатьвторая – темный (заштрихованный) значок + штиль с тройным «флажком».
- Точки справа от ноты увеличивают долготу звука в 1,5 раза.
Думается, принцип понятен, а для наглядности предлагаем вам следующую иллюстрацию:
Если 8-е, 16-е, 32-е ноты идут подряд, их принято объединять в группы и не «пестрить» большим количеством «хвостиков» или «флажков». Для этого применяется так называемое «ребро». По количеству ребер можно сразу понять, какие именно ноты объединены в группу для проигрыша.
Объединение нот в группу:
- 1 ребро – восьмые.
- 2 ребра – шестнадцатые.
- 3 ребра – тридцать вторые.
- 4 ребра – шестьдесят четвертые.
Вот как это выглядит:
Обычно ноты объединяются внутри такта. Напомним, что такт – это ноты и сопутствующие им знаки между двумя вертикальными линиями, которые именуются тактовыми чертами:
Как вы заметили, штиль может смотреть наверх либо вниз. Тут есть свои закономерности.
Направление штиля:
- Для записи одной мелодической линии без моментов, когда звучат одновременно две ноты или больше, штили направляю вверх для нот, изображенных ниже середины нотного стана, и вниз для нот, нарисованных выше середины нотного стана. Штили нот на 3-й (средней) линии могут быть направлены и вверх, и вниз, но чаще их направляют вниз.
- Для записи двух мелодических линий, когда могут звучать несколько нот одновременно, штили для нот «верхней» мелодии смотрят вверх, для «нижней» мелодии – вниз.
Более подробную информацию про длительности нот можно найти у Вахромеева в «Элементарной теории музыки [В. Вахромеев, 1961].
И, наконец, в любой мелодии есть и звуки, и паузы между ними. Поговорим о них.
Паузы
Паузы измеряются по такому же принципу, как нотные длительности. Пауза точно так может быть целой, половинной и т.д. Однако пауза может длиться дольше, чем целая нота, и для таких случаев придуманы особые названия. Так, если пауза длится в 2 раза дольше, чем целая нота, ее называют бревис, если в 4 раза дольше – это лонга, в 8 раз – максима. Полный перечень названий с обозначениями можно увидеть в нижеследующей таблице:
Итак, на сегодняшнем уроке вы познакомились с нотной грамотой «с нуля», получили представление о знаках альтерации, написании нот, обозначении пауз и других связанных с этой темой понятиях. Думаем, что для одного задания этого более чем достаточно. Теперь осталось закрепить ключевые моменты урока с помощью проверочного теста.
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
А теперь переходим к изучению гармонии в музыке.
Источник