Как вес гитары влияет на звук
В поисках вашего звучания вы рано или поздно сталкиваетесь с вопросом, насколько сильно вес вашей гитары влияет на звук. И так, какая же гитара будет звучать лучше? Тяжелая или лёгкая? Одни гитаристы считают, что лёгкий инструмент легче раскачивается и лучше резонирует от колебания струн, соответственно звучит более музыкально, открыто и ярко, с подчеркнутыми верхами. Другие говорят, что объёмный богатый звук — это характеристики традиционных электрогитар с тяжелыми корпусами. Чем больше дерева, тем больше сустейн. И в той и в другой точке зрения есть правда. И есть примеры гитар, которые звучат превосходно, при этом разительно различаясь в весе. До начала 80х гитары Gibson Les Paul весили порядка 5,5 кг. И эти гитары являлись основой звучания таких групп и музыкантов, как Led Zeppelin, The Sex Pistols, Boston и Peter Frampton. С другой стороны гитары Fender Stratocaster и Telecaster, которые начали выпускать еще в 50-е годы, весили только 3-3,5 кг, при этом отлично звучали, что мы с вами можем услышать сами на записях Jimi Hendrix, Pink Floyd, и на первом альбоме тех же Led Zeppelin. Как видите, хороший звук может быть и там и там.
Так что ответ на вопрос “что звучит лучше, тяжёлая гитара или лёгкая?” не очень прост. На него влияет множество факторов. Например, для некоторых людей 5,5 кг на плече в течение большого концерта или репетиции — это слишком, пусть даже звучит такая гитара круто. Гитара, после которой вы чувствуете физическую усталость или боль, не принесет вам удовольствия и вряд ли будет вас вдохновлять. Лёгкий инструмент наоборот может звучать лучше, просто потому что на нём вам легче играть во всех смыслах.
Что касается звучания самого дерева, думаю что принципиально важно из чего именно сделана гитара, а не ее вес. Клён и красное дерево сами по себе довольно тяжелые породы. Вес полностью кленовой гитары вас совсем не порадует, однако сочетание красного дерева и кленового топа — это то, за что многие гитаристы обожают свои Les Paul’ы и ни на что их не променяют. Низкий объёмный звук от красного дерева + серединистый тембр от клёна = тот самый любимый гитарный звук, который мы все слышим на классических гитарных альбомах.
Кстати, начиная с 1982 года Gibson стали легче, у них вырезаются целые куски внутри корпусов, до того, как приклеить топ. Тем самым 1-1,5 кг эти гитары сбрасывают. С 2007 Les Paul стал еще легче — на 2,3 кг из-за полостей внутри корпуса. Многие говорят, что это повлияло на звук, другие наоборот радуются, что их любимая гитара стала легче.
Ольха, ясень и липа — более легкие породы дерева. Каждая из них подчеркивает свой особенный диапазон частот, соответственно, гитары из этих пород дерева очень сильно отличаются между собой. Намного сильнее на звук влияет именно порода древесины, а не её вес. Stratocaster и Telecaster звучат либо прозрачно (ясень) либо сбалансировано (ольха), впрочем, тут также имеют большое значение сингловые звукосниматели и сама форма гитары. Иногда попадаются страты и телеки, которые весят чуть больше, чем обычно, но тем не менее, они всё равно звучат как Strat или Tele.
Качество дерева — вот за чем действительно стоит гоняться. Дерево — это органический материал, чей характер определяется климатическими условиями, в которых это дерево выросло. Не бывает двух одинаковых деревьев, не бывает двух одинаковых кусков дерева с одинаковыми акустическими свойствами. Чем старее, легче и более выдержано дерево, тем, вероятнее, лучше получится музыкальный инструмент из него.
Если речь идёт о массовом производстве, то это лотерея. Как повезет. Две с виду одинаковые гитары не будут звучать одинаково и даже могут отличаться в весе. Так что самый лучший способ выбрать гитару — это взять ее в руки и поиграть на ней. И если это ваша гитара, вы сразу это поймёте.
Источник
Классическая гитара (испанская, шестиструнная)
Чтобы стать душой любой компании, нужна классическая гитара и умение играть на ней. Вплоть до прошлого века в России этому инструменту не уделялось особого внимания. А сегодня представительница струнного щипкового семейства по праву считается самым популярным инструментом наряду с акустикой.
Особенности инструмента
Различия акустики и классики заключаются, как в конструктивных особенностях, так и в стилевом предназначении. Первая больше подходит для рок-н-ролла, кантри и джаза, вторая – для романсов, баллад, фламенко.
От других видов классическую гитару отличают характерные особенности:
- отличить ее можно по количеству ладов, на классике их 12, а не 14, как у других видов;
- более широкий гриф;
- крупные габариты;
- усиление звучания только за счет деревянного корпуса, для выступлений применяют звукосниматели или микрофон;
- количество струн – 6, обычно они нейлоновые, карбоновые или металлические;
- метки ладов располагаются на боковой поверхности грифа, а не на его плоскости.
Шестиструнная гитара используется как для сольных выступлений, так и для аккомпанемента или в ансамблях. От эстрадной ее отличает техника. Музыкант обычно играет пальцами, а не медиатором.
Конструкция
Основные составные части – корпус, гриф, струны. Форма и размер инструмента остается неизменным с конца XIX века, когда испанский гитарный мастер Антонио Торрес создал классическую модель с шестью струнами, деревянными нижней и верхней декой, соединенными между собой обечайками. Каждая часть имеет свои отличительные черты.
Корпус
Нижняя и верхняя деки одинаковы по форме. Для изготовления нижней используется скрипичный клен, кипарис или другие породы дерева, для верхней – ель или кедр. Толщина доски от 2,5 до 4 мм. Верхняя дека отвечает за звучность инструмента. В ней вырезается круглый голосник диаметром 8,5 см, устанавливается подставка-струнодержатель с порожком. Подставка имеет шесть отверстий для крепления струн. Чтобы при натяжении не происходила деформация корпуса, внутри устанавливается система пружин из деревянных реек, но отсутствует анкерный стержень. Это существенное отличие классической гитары от акустической.
Крепится к корпусу килем, который еще называют «пяткой». Ширина грифа классической гитары 6 см, длина 60-70 см. Для изготовления используют кедр или другие породы дерева с твердой структурой. С обратной стороны гриф имеет округлую форму, рабочая поверхность плоская, покрытая накладкой. Гриф заканчивается головкой, которая слегка расширяется, отклоняясь назад. Классическая гитара отличается от акустической длиной грифа, у последней он короче на 6-7 см.
Струны
Правильное расположение и высота струн важны для чистого звука. Слишком низкое расположение приводит к дребезжанию, а высокое – к неудобству для исполнителя. Высоту определяют по 1 и 12 ладу. Расстояние между грифом и струнами на классической гитаре должно быть следующим:
Басовая 6 струна | Первая тонкая струна | |
---|---|---|
1 лад | 0,76 мм | 0,61 мм |
2 лад | 3,96 мм | 3,18 мм |
Замерить расстояние можно при помощи обычной линейки. Причинами изменения высоты может быть слишком низкий или высокий порожек, прогиб грифа. Для названия струн на гитаре используется нумерация. Самая тонкая – это 1-ая, верхняя толстая – 6-ая. Чаще всего все они нейлоновые – это еще одна разница между классической и акустической гитарой.
История появления
Широкое распространение инструмент получил в Испании в 13 столетии, поэтому его еще называют испанской гитарой. До XVIII-XIX вв существовали разные формы корпусов с различным количеством струн.
Большой вклад в популяризацию шестиструнного инструмента внес мастер Антонио Торрес. Он долго экспериментировал с устройством, менял строение, старался сделать верхнюю деку, как можно тоньше, чтобы добиться качественного звучания. С его легкой руки гитара получила название «классическая», стандартный строй и вид.
Первое руководство по игре, которое представляло систему обучения исполнению, было написано испанским композитором Гаспаром Сансом. В XIX веке гитару вытеснило фортепиано.
В России до XX века не было огромного интереса к шестиструнному инструменту. Игра на гитаре привлекла внимание жителей нашей страны, благодаря композитору Джузеппе Сарти. Он более двадцати лет прожил в России, служил при дворе Екатерины II и Павла I.
Первым в истории знаменитым русским гитаристом стал Николай Макаров. Отставной военный, уйдя со службы, он увлекся гитарой и по 10-12 часов в день занимался игрой. Добившись значительных успехов, он начал выступать с концертами и продолжил обучение в Вене. Макаров организовал первый конкурс гитаристов в Брюсселе в 1856 году.
После революции началось массовое промышленное производство инструмента, его включили в программу обучения в музыкальных школах, появились самоучители. Классическая гитара стала инструментом бардов, песни которых на «шестиструнке» переигрывали во дворах.
Разновидности
Несмотря на определенные стандарты, существуют разные виды классических гитар:
- фанерованные – недорогие модели, подходящие для начала обучения, изготовленные из фанеры;
- комбинированные – из цельной древесины выполняются только деки, обечайки остаются фанерованными;
- из цельных пластин дерева – профессиональный инструмент с хорошим звуком.
Выглядеть красиво могут любые виды, поэтому для новичков вполне подходит фанерованная. Но для концертной деятельности лучше выбрать один из двух последних вариантов.
Как выбрать классическую гитару
Начинающим следует обращать внимание не только на внешний вид инструмента, но и на тонкости, в которых сразу будет непросто разобраться:
- На корпусе не должно быть дефектов, сколов, трещин.
- Кривой или выгнутый гриф – признак деформации и низкого качества, такую гитару будет невозможно настроить.
- При вращении колковые механизмы не должны заклинивать, поворачиваются плавно без хруста.
- Строго параллельное расположение порожков.
Подбирать инструмент нужно, учитывая размер. Стандартная модель для взрослых – 4/4. Длина такой классической гитары около 100 сантиметров, вес более 3 кг. Маленькому ребенку играть на ней будет невозможно, поэтому разработаны модели, рекомендованные с учетом роста и возраста:
- 1 – для детей от 5 лет;
- 3/4 – этот тип подходит для учеников начальной школы;
- 7/8 – используют старшеклассники и люди с маленькими руками.
При выборе нужно обратить внимание на тембр и звук. Поэтому лучше взять с собой в магазин человека, который сможет настроить инструмент и сыграть на нем мелодию. Хорошее звучание – залог правильного выбора.
Как настроить классическую гитару
В специализированных магазинах настройка осуществляется при покупке. «Испанский» строй 6-струнной гитары – ebgdAD, где каждая буква соответствует последовательности струн от первой до шестой.
Принцип настройки состоит в поочередном приведении в соответствующее звучание каждой струны на пятом ладу. Они должны звучать в унисон с предыдущей. Для настройки поворачивают колки, повышая на тон, или ослабляют, понижая.
Новичку лучше осваивать инструмент сидя на стуле, подставив под левую ногу опору. Играть на классической гитаре принято боем или перебором, используя аккорды. Стиль соответствует произведению.
«Классика» – лучший вариант для новичка. Нейлоновые струны легче зажимать, чем металлические на акустике. Но, как и за любым другим инструментом нужно уметь ухаживать за ней. Излишняя влажность или сухость воздуха приводят к рассыханию корпуса, а струны нужно регулярно очищать от пыли и грязи. Правильный уход за гитарой поможет сохранить ее целостность и чистое звучание.
Источник
5 отличий классической гитары от акустической
Пожалуй, самым популярным вопросом, который можно услышать от начинающего гитариста, будет «Чем отличается классическая гитара от акустической?». И действительно, на первый взгляд сложно понять, в чем же заключаются их различия. В этой статье мы попробуем рассмотреть основные особенности каждой из гитар.
Первое явное отличие, которое стоит отметить, это конечно же струны, а именно материал, из которого они изготовлены. Для классической гитары используются нейлоновые струны. Они мягкие на ощупь и их легко зажимать на грифе гитары. На акустической гитаре – более жесткие стальные струны, делающие звучание звонче и насыщенней.
В редких случаях на классическую гитару можно установить специально изготовленные металлические струны. Основная характеристика для таких струн – слабое натяжение.
Для акустической гитары чаще всего берут струны из бронзового сплава, натяжение которых в несколько раз превышает силу натяжения нейлоновых.
Второе отличие заключается в ширине грифа. У классической гитары более широкий гриф, как правило 50 мм и выше, в то время как у акустической 43 мм или 44 мм. Вследствие этого расстояние между струнами у классической гитары больше, чем у акустической. Какой гриф удобней, зависит исключительно от вас и от исполняемой мелодии.
3. МАТЕРИАЛ КОРПУСА
Не самое важное отличие и тем не менее влияющее на звук инструмента – это материал. В большинстве случаев верхняя дека классической гитары изготавливается из кедра, дающего мягкое и сбалансированное звучание. Для акустической гитары чаще всего используется ситхинская ель, обладающая звонким взрывным оттенком.
4. СПОСОБ КРЕПЛЕНИЯ СТРУН
Бридж у классической гитары сквозной, а это значит, что устанавливаемые струны должны завязываться у нижнего порожка. Бридж у акустики имеет систему пинов: струны на конце имеют шарик, в корпусе гитары есть специальные отверстия, куда вставляется конец струны с шариком и далее зажимается специальным пином. Шарик не даёт струне выскочить из корпуса гитары.
5. ФОРМА И РАЗМЕР ГИТАРЫ
Классическая гитара бывает трех размеров: 1/2, 3/4 и 4/4. Также существует размер 1/4 – самая маленькая гитара, подходящая для детей дошкольного возраста. Гитара размера 3/4 – для младшего и среднего возрастов. 4/4 – полная стандартная гитара, предназначенная для средних классов музыкальной школы и концертного исполнения. Также есть промежуточный размер между 3/4 и 4/4 — 7/8, чуть уменьшенный вариант классической гитары, подходящий для детей подросткового возраста от 12-13 лет и взрослых небольшого роста.
Акустическая гитара имеет более массивный корпус и разные формы: Дредноут (Dreadnought), Фолк (Folk), Джамбо (Jumbo), Гранд аудиторум (Grand Auditorium).
Подведем итоги в ниже приведенной таблице
Классическая гитара | Акустическая гитара | |
---|---|---|
Струны | Нейлоновые | Металлические |
Гриф | от 50 мм | 43-44 мм |
Материал корпуса | В большинстве случаев кедр | В большинстве случае ситхинская ель |
Форма и размер корпуса | Небольшой корпус, классическая форма | Крупный корпус, разные формы (дредноут, фолк, джамбо, гранд аудиториум) |
Метод игры | Пальцевая техника | Пальцевая и медиаторная техника, приём подтяжки струн (бенд) |
Звучание | Мягкое и сбалансированное | Яркое, громкое и звонкое |
Стили музыки | Классическая музыка, романсы, баллады, фламенко | Рок-н-ролл, кантри, поп, рок, джаз |
Преимущества |