Срок эксплуатации у пианино

Срок службы пианино

Какой срок службы у классического пианино?

Очень многие сегодня уверены в том, что большинство вещей в наше время изготавливается с запланированным сроком устаревания.

Я тоже разделяю эту точку зрения.

Чем больше производство, завод, корпорация, тем больше открывается возможностей для разработки материалов и деталей, поддающихся прогнозу износа в строго определенное время. Впрочем, иной раз и этого не нужно. Использование дешевых материалов, срок службы, которых укладывается в гарантийные обязательства, тоже весьма выгодно.

Однако конструкция и технология изготовления фортепиано таковы, что изменить в них, что-либо очень сложно.

Поэтому и до сегодняшнего дня даже новые пианино или рояли способны десятки лет сохранять свои характеристики. А высокая степень ремонтопригодности позволяет поддерживать их работоспособность еще дольше.

Срок службы классического фортепиано

Сколько лет может работать пианино? Однозначного ответа нет. Многое зависит, прежде всего, от игровой нагрузки.

В качестве примера можно использовать таблицу с рекомендациями по обслуживанию фортепиано.

Таблица периодичности настройки, регулировки и ремонта фортепиано, поможет поддерживать пианино или рояль в форме.

Среднесуточная продолжительность игровой нагрузки на инструмент в течение года, (Часов в сутки)

1-3 часа в сутки

4-6 часов в сутки

7-10 часов в сутки

11-15 часов в сутки

Вид технического обслуживания и ремонта
Настройка 2 раза в год 3-4 раза в год 5-8 раз в год 9-12 раз в год 14-18 раз в год
Регулировка 2 раза в год 3-4 раза в год 5-8 раз в год 9-12 раз в год 14-18 раз в год
Чистка 1 раз в 2 года 1 раз в год 1 раз в год 2 раза в год 2 раза в год
Текущий ремонт 1 раз в 2-3 года 1-2 раза в год 2-3 раза в год 4-6 раз в год 7-10 раз в год
Средний ремонт 1 раз в 10-15 лет 1 раз в 6-10 лет 1 раз в 4-6 лет 1 раз в 2-3 года 1 раз в 1-2 года
Капитальный ремонт 1 раз в 20-25 лет 1 раз в 15-20 лет 1 раз в 10-15 лет 1 раз в 8-10 лет 1 раз в 6-8 лет

Если брать в расчет последнюю строку таблицы, можно представить что при максимальной нагрузке капитальный ремонт потребуется через 6 – 8 лет, а при минимальной через 20 – 25 лет. Однако и это не окончательные цифры.

Количество капитальных ремонтов может быть 2, 3 и более. Соответственно и срок службы инструмента не 25 лет, а в 2, 3 и более раз дольше.

Впрочем, то, как долго прослужит фортепиано, зависит и от класса инструмента, и от качества его сборки и от регулярности в обслуживании.

Причем регулярность обслуживания и квалификация мастера одно из основных условий длительного срока службы пианино.

А что же происходит с пианино через 25 лет, если его не ремонтировать, не регулировать и вообще забыть о нем на долгие годы?

Старинное пианино после ремонта соответствует всем современным требованиям.

У пианино, как и у многих других не электронных музыкальных инструментов, есть одна особенность. Особенность эта резко отличает фортепиано от подавляющего большинства современных устройств и механизмов.

Механизм фортепиано почти не менялся более 100 лет.

То есть автомобиль, выпущенный 100 лет назад и отреставрированный сегодня, может быть предметом коллекционирования, но никак не современным средством передвижения. Его характеристики скорости, безопасности, комфорта и др. уже устарели.

А пианино или рояль сделанные 100 лет назад и отреставрированные сегодня – полностью соответствуют требованиям современных пианистов.

Возвращаясь к вопросу о том, что станет с пианино через 25 лет при отсутствии ремонта и обслуживания?

Разумеется, этот инструмент не сможет выполнять свои функции даже через 10 лет без обслуживания. К 25 годам он, вполне вероятно, рассохнется и потрескается. Другими словами придет в негодность. Но до тех пор, пока у пианино не треснула чугунная рама и пока он находится в комплектности (то есть, не утрачены важные детали механизма и корпуса), его можно восстановить до состояния нового.

Ярким примером является работа моего коллеги. Реставрация и модернизация пианино «Karl Ecke». Год его изготовления 1898. В 2018 году были закончены все восстановительные работы, с заменой изношенных деталей на оригинальные немецкие.

При минимальной эксплуатации и соблюдении правил хранения — срок его работоспособности с момента окончания ремонта 25 лет.

Как результат — примерный срок службы данного фортепиано, начиная с года его выпуска – 145 лет. Впрочем, если через 25 лет ему сделать еще один капитальный ремонт….

Одно из преимуществ классического пианино, это весьма значительный срок службы. Ни одно цифровое пианино не может таким похвастаться.

Причиной тому и электронная начинка, которая устаревает буквально через несколько лет, и более сложное, но менее надежное устройство механизма.

Впрочем, устройство механизма цифровых (электронных) пианино и срок их службы, это тема отдельной публикации, для которой необходимо подготовить еще немало информации.

Источник

Покупка антикварного, старинного пианино

У пианино в отличии от многих других музыкальных инструментов есть срок службы. Это связано с тем, что в фортепиано много деревянных деталей и они со временем рассыхаются. Более того, если западают клавишы, порваны струны, нет молоточков – это возможно устранить, а вот если пианино рассохлось и у него нет звука – то для восстановления потребуется замена деки – это очень сложная и дорогостоящая операция, да и дека стоит дорого , поэтому в большинстве случаев это экономически нецелесообразно.

Поэтому покупка антиквартного, старинного пианино если Вы хотите играть – бессмысленная затея.

Аналогичная ситуация с покупкой старых советских фортепиано, сейчас что продают как правило уже все рассохлись, т.е. у них нет и той малой части звучания, которая была на новом фортепиано (хотя на многих советских инструментах, особенно выпущенных после 80х годов его изначально и не было).

Таким образом, правило №1 при покупке б/у пианино – если нет звука, пианино можно даже не смотреть – это , как не прискорбно , уже дрова .

При благоприятных условиях эксплуатации , если пианино не стояло у батареи, было в отапливаемом помещении с допустимым уровнем влажности, обслуживалось хотя бы раз в несколько лет советское пианино в таких условиях до 20 лет, если сильно повезет 30 лет.

Немецкое/чешское пианино в схожих условиях простоит до 40-50 лет. Пианино высшей лиги до 60-70 лет.

Интересный факт – новое пианино из салона, даже если на нем не играли превращается в старое через 3 отопительных сезона, это обусловлено тем, что летом влажность в помещении доходит до 100%, а зимой, когда начинается отопительный сезон влажность резко снижается. Этим в частности обусловлена настройка инструмента 2 раза в год. Весной и осенью.

Качественные инструменты стойко выносят смену отопительного сезона и не теряют своего звучания.

Источник

Старое пианино

Старое пианино, равно как и рояль, всегда вызывает множество дискуссий относительно его плюсов, минусов и иных моментов. Давайте немного разберемся в этом вопросе.

Итак, если старое пианино является нашим отечественным, то брать его не стоит никогда. «Жигули» старые делались чуть лучше, чем новые, но все равно ездить хорошо не умели. А теперь они еще и пенсионного возраста.

С импортными инструментами ситуация несколько иная и немного более сложная. Какое старое пианино имеется в виду? 70-х годов XX века? Многие логично подозревают, что это пианино старое, сравнивая его возраст с возрастом все того же автомобиля, к примеру. Но, тем не менее, это не старое пианино, в том понимании, о котором идет речь. Правда, и не новое. Данные инструменты считаются современными, как бы скептически к этому ни относились некоторые люди. Их современность заключается в том, что при их изготовлении использованы все конструктивные разработки, которые используются и по сей день. А так как срок службы пианино или рояля при нормальной эксплуатации и должном обслуживании десятилетия и десятилетия, то фортепиано, которому сорок-пятьдесят лет, совсем еще не старое. И если оно в приличном рабочем состоянии, то послужить может не хуже нового, а порой и лучше, учитывая тот момент, что раньше все сборки были родными, а не китайскими, малайзийскими и т. д.

Теперь заглянем чуть глубже в историю фортепианного производства. Рассмотрим довоенный период. Вот здесь уже речь идет о действительно старых инструментах. Они изготовлены несколько иначе. Кстати, гораздо более качественно, так как в те времена такого массово-машинного производства практически не существовало, и каждый инструмент можно спокойно охарактеризовать как «ручная сборка». Именно поэтому эти пианино и рояли снискали мировую славу, например немецкие пианино, как инструменты с богатейшим звуком и крайне долговечные в эксплуатации. Заслуженно снискали, нужно признать.

Старые пианино – период достаточно длительный. И здесь нам придется разобраться подробнее с понятием «старая система механики»

Механика пианино подразделяется на два типа: старая и новая. Эти понятия условные, так как переход на новую систему происходил постепенно на рубеже XIX и XX веков. Не будем вдаваться в профессиональную терминологию, отметим только один момент, по которому можно определить, какая система механики в конкретном инструменте. Старая – верхнедемпферная (так называемая система глушения струн), новая – нижнедемпферная. Последняя обладает гораздо большими техническими возможностями, полностью вытеснив инструменты со старой системой механики. Поэтому не стоит связываться с верхнедемпферной системой, даже если это пианино принадлежит к числу мировых брендов.

Установить, какая в конкретном случае система, достаточно не сложно и часто удается это сделать без помощи специалиста. Поднимите самую верхнюю крышку пианино (напомним, что речь идет именно о пианино, а не о рояле, где также не рассматриваются варианты механики, кроме двухрепетиционной) и присмотритесь к молоточкам, которые ударяют по струнам при нажатии клавиш. Если весь их ряд вы видите без труда то, скорее всего, у вас современная система механики, то есть нижнедемпферная, что уже очень хорошо. Если же ряд молотков расположен немного внутри, а сверху присутствует еще некая надстройка, то это уже старая система, и такой инструмент лучше не рассматривать.

Здесь мы видим открытый ряд молоточков, то есть это современная система механики.

А вот в этом случае как раз наоборот. Ряд молотков расположен под дополнительной конструкцией, которая и является верхним демпфером (системой глушения струн).

От таких инструментов лучше сразу отказываться.

Итак, если система механики установлена и есть желание приобрести старый инструмент, то следует учесть следующие моменты:

Плюсы

  • Как правило, всегда богатое звучание.
  • Превосходное качество сборки и используемых материалов.
  • Очень удобен в ремонте, как в капитальном, так и в частичном.

Минусы

  • Всегда требует серьезной реставрации.

Заявления типа: «Пианино прекрасно сохранилось, его нужно только настроить» – беспочвенны. Пианист сядет, и все посыплется. Законы физики: усталость металла и высыхание дерева — никто не отменял. А серьезная реставрация — это дорого, и далеко не всегда ее сделают достойно даже те, кто обладает вроде бы приличным именем среди мастеров. Именно поэтому старое пианино известной марки без реставрации можно купить за сущие копейки, а отреставрированный инструмент всегда стоит сотни тысяч рублей.

Инструмент после реставрации не всегда можно настроить без плачевных последствий в современный камертон.

Не вдаваясь в профессиональные дебри, скажем, что старые инструменты звучали чуть «ниже», соответственно, давление струн на раму хоть и исчислялось так же тоннами, тем не менее давалось меньше. Возможен обрыв струн как минимум, и трещина в раме в качестве более неприятного сюрприза.

Почти всегда старые инструменты обладают слишком мягкой клавиатурой, что, возможно, кому-то и нравится при обычном музицировании, но при обучении это однозначно минус. Ребенок, занимающийся на современной, плотной, упругой клавиатуре, при прочих равных, всегда технически опередит другого, кто занимается на чрезмерно мягкой, «ватной» клавиатуре.

Нет гарантий, что после реставрации вернется то богатое звучание инструмента, которым он обладал изначально. Это может быть по вине плохих специалистов, не умеющих восстанавливать резонанс деки, либо в силу ее чрезмерной поврежденности и деформации (последнее реже).

Кто делал ремонт?

Этот момент может быть как плюсом, так и минусом. Причем далеко не всегда известный в фортепианных кругах мастер, с кучей всевозможных бумажек и удостоверений, является достойным специалистом в этой области. И наоборот, можно встретить малоизвестного специалиста, человека более чем скромного, десятилетиями занимающегося сложнейшими реставрациями. У такого мастера зачастую нет ни единой пафосной бумажки, но после его реставрации инструменту придается новая жизнь с таким же богатым звуком и очень высокой степенью технической надежности.

В этом случае речь идет о внутренней реставрации. О внешней речь пойдет в другой статье.

Итак, подведем итоги:

Если соблюдены все плюсы и исключены минусы, то старое пианино, равно как и старый рояль, — это произведение искусства! Новые, как правило, это уже не то. Хотите вы того или нет, но это факт! Понятий «недорогое пианино», «некачественное», «не родная сборка», «массовый производственный поток» в те времена в природе не существовало. Каждый инструмент был воплощением высшего мастерства специалистов фортепианного производства.

Прекрасно отреставрированный инструмент всемирно известной фирмы, всегда будет служить вам долгие и долгие десятилетия, радовать богатством звука, а с технической стороны превзойдет многие, если не почти все, новые!

Старое пианино или старый рояль – это не автомобиль. Он сродни скрипке, где старинный инструмент известного мастера – это всегда дорого!

Источник

Читайте также:  Да исправится молитва моя ноты для соло
Оцените статью