Песни под гитару Что такое тональность?
Аккорды песен под гитару, видео
Что такое тональность?
Разговор в данной теме пойдет о важном музыкальном понятии.
Любая музыка – это своего рода путешествие, т.к. имеет свое развитие и имеет движение то вверх, то вниз. Но всегда заканчивается, приводя чувства слушателя к ощущению покоя и устойчивости. А все потому, что в конце любой мелодии стоит нота украшенная мажорным или минорным аккордом. Эта главная нота, которая имеет название – ТОНИКА. Другие ноты мелодии и аккорды подчиняются ей. Отсюда можно сделать смелое определение:
ТОНАЛЬНОСТЬ – совокупность аккордов и нот, которые подчинены одной главной ноте.
Напрашивается вопрос. Но как равные 12 нот могут подчиняться друг другу?
Ответ прост: как только человек выбирает какой-то мелодии тональность (назначает главную ноту), как тут же остальные ноты следуют за ней. Например, если тонику понизить на полутон, то и все ноты композиции должны понизиться на полутон, при этом характер мелодии не изменится, а только ее высота.
Никто не может объяснить тот факт, что для человеческого слуха наилучшим интервалом является «КВИНТА». На данном интервале основана привычная нашему слуху музыка. Для лучшего понимания приведу рисунок, в котором расставлены ноты в ряд (нотный звукоряд), но с интервалом в квинту:
Получается, что самые простые мелодии устроены так, что звучащие в них аккорды двигаются (проигрываются) по квинтам.
Перейдем к практике:
Любая мелодия строится по образному правилу: выбираем дом (главную ноту), выходим из него и возвращаемся домой.
Возьмите гитару и проиграйте аккорды A – D – E – снова A и прислушайтесь как звучно и ровно они играются, как будто нет среди них лишнего аккорда. Постарайтесь запомнить мелодию . А теперь проиграйте вот эти аккорды (много раз): D – G – A – D , затем: G – C – D – G . Только при этом не спешите. Если вы вникните в характер музыки, то обязательно заметите, что во всех случаях он не меняется.
Первые аккорды в своем ряду – это главные аккорды в своей тональности и являются тоникой. Как вы заметили их всего 3. В народе их называют «Три блатных». У профессионалов – «Тоника», «доминанта» и «субдоминанта». Я предлагаю называть их «Т» , «2» и «3» . А в минорной тональности к каждому названию добавлять букву «m» .
Вот и дошли до таблицы основных аккордов тональностей:
Сразу скажу, что не нужно заучивать данную таблицу. Нужно просто в ней разобраться раз и навсегда. 🙂
Обратите внимание и вы заметите, что все аккорды в любых тональностях исполняют по очереди одну из 3-ех функций. Вот например аккорд F тональности До-мажор будет — «2» . , в Фа-мажор он станет «Т» , а в Ля- диез мажоре – «3» .
И снова практика:
Проиграйте тройку основных аккордов в последовательности Т — 2 – 3 – Т во всех мажорных тональностях, а также Тm – 2m – 3m- Tm в любых минорных тональностях. Не обязательно играть сложные аккорды. Здесь главное понимание и спокойствие.
И для общего знания и понимания данной темы скажу, что существует всего 12 тональностей, в каждой есть мажорная и минорная часть аккордов. У данных частей основные ноты – общие.
И для особо любознательных приведу полную таблицу основных аккордов обобщенных тональностей:
Источник
Что такое тональность? Основные аккорды тональности.
Как известно звуков в музыке семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
На каждом из звуков можно построить аккорд и он будет называться его именем. На звуке до – аккорд до, на звуке ре – аккорд ре.
Тональностью определяется, какой звук и аккорд главный. Если тональность ля-минор – главный аккорд ля-минор. Если тональность ре-минор – главный аккорд ре-минор.
Главный – он называется тоника. С него начинается тональность, он первый или аккорд первой ступени. Далее аккорд второй ступени, аккорд третьей ступени и так по порядку, всего семь.
Основные аккорды тональности расположены на первой, четвертой и пятой ступенях. У них есть свои дополнительные названия. Аккорд первой ступени – тоника. Аккорд четвертой ступени – субдоминанта. Аккорд пятой ступени – доминанта.
В каждой тональности свои основные аккорды. Их можно найти, посчитав от первого по порядку:
A B C D E F G A B C D
В тональности C это – C, F, G. В тональности D – D, G, A. И так далее.
В мажорной тональности – основные аккорды мажорные.
В минорной тональности – тоника и субдоминанта (первый и четвертый) минорные, а доминанта – может быть мажорной или минорной.
Тоника, субдоминанта и доминанта – аккорды первой, четвертой и пятой ступени. Это и есть легендарные три аккорда, на которых держатся все простые песни под гитару.
Другие статьи по теме:
- Теория музыки для чайников.
- Как подобрать аккорды, если знаешь мелодию?
- Ноты учить необязательно.
- Гитарный «бой»
- Как называются аккорды
- Каким «боем» играть? Разбор песни
Источник
Строй 6-струнной гитары
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Классический строй шестиструнной гитары по-другому называется «испанским». Он же считается стандартным для всех шестиструнных инструментов подобного типа, несмотря на его вид. Будь гитара классической с нейлоновыми струнами, акустической или электрогитарой с металлическими струнами — все они имеют изначально один и тот же строй. Какой это строй и можно ли его изменять, рассказывается в этой статье. И начнём, пожалуй, с классического, то есть испанского вида строя шестиструнки.
Классический строй гитары и методы его настройки
Нотный стандартный (он же — классический, он же — испанский) строй 6-струнной гитары выглядит следующим образом:
- первая (самая тонкая) струна имеет высоту ноты «ми» 1-й октавы;
- следующая (вторая) гитарная струна звучит нотой «си» малой октавы (далее м. о.);
- третья – «соль» м. о.;
- четвёртая – «ре» м. о.;
- пятая – «ля» большой октавы (далее б. о.);
- шестая – «ми» б. о.
Ниже представлено изображение классического строя шестиструнной гитары по отношению к клавиатуре фортепиано.
Необходимо запомнить, что партия шестиструнной гитары записывается в скрипичном ключе.
Очень важно: нотная запись производится на одну октаву выше истинного звучания струн инструмента.
Это международный стандарт, основанный лишь с целью обеспечения удобного для гитаристов чтения с листа. Если записывать в скрипичном ключе истинное звучание инструмента, понадобилось бы большое количество добавочных линеек к нотоносцу в нижнем регистре. Именно поэтому на нотоносце мы видим, что первая струна обозначена как «ми» второй октавы (при этом истинное её звучание — «ми» первой октавы). То же самое относится и к нотной записи остальных открытых струн.
В буквенном обозначении классического строя шестиструнной гитары всё предельно ясно: каждая струна (начиная с самой толстой) обозначается буквой латинского алфавита, которая соответствует той или иной ноте основного звукоряда. Вот этот звукоряд, хорошо известный всем ещё с детского сада, в буквах, обозначающих каждую ноту:
Такое положение так же принято в международном масштабе. В связи с этим звуки стандартного гитарного строя имеют следующий вид: EADGBE. Но представленный вид записи строя не отображает полное представление об истинном звучании струн гитары, так как не указаны высоты нот относительно октав. Поэтому буквенное обозначение строя с видом E2A2D3G3B3E4 будет наиболее полным, если принять, что цифры 2, 3 и 4 означают большую, малую и первую октавы соответственно.
Об этом свидетельствует следующее изображение.
Кроме того, стандартный строй 6-струнной гитары известен в более точном параметре — частоте колебаний открытых струн, измеряемой в герцах:
Все перечисленные выше параметры и обозначения помогут начинающим гитаристам правильно настроить гитару на нужный лад.
Пониженные и повышенные строи
Иногда приходится перенастраивать шестиструнную гитару на иное звучание отдельных струн или полностью изменять весь строй. Эти действия являются либо вынужденными, либо производятся по собственному желанию гитариста. Вот именно тогда возникают так называемые пониженные либо повышенные строи инструмента.
Например, некоторые произведения требуют понижения шестой струны на 1 тон. Вместо ноты «ми» большой октавы, она должна звучать нотой «ре» в той же октаве. Здесь можно привести известный практически всем классическим гитаристам дуэт для двух гитар под названием «Бразильский танец» Э. Вилла-Лобоса. В этом случае строй гитары называется Drop D, то есть — «Снижение в Ре».
Известен строй, который называется среди гитаристов Drop C. При этом 6-я струна понижается на 2 тона, а все остальные — на 1 тон. В результате получается следующее звучание открытых струн шестиструнной гитары: CGCFAD (начиная с 6-й струны).
При понижении строя больше 1 тона лучше сменить комплект струн на подходящий калибр в сторону их утолщения, иначе шестая струна будет звучать некачественно.
Повышенный строй отдельных струн встречается реже, поэтому даже отдельного названия таким строям не существует. Но они возможны — всё по желанию гитариста. Значительно чаще встречаются (особенно среди музыкантов, предпочитающих акустическую гитару с металлическими струнами) повышение всего строя на полутон, тон или более тонов. Однако такое действие лучше производить с помощью каподастра (переносного верхнего порожка), переставляя его в нужное место вверх по грифу. Если каподастр поместить на I лад, то классический строй гитары повысится на полутон, на II лад — на 1 тон (и так далее).
Нужно отметить, что любое повышение или понижение строя гитары от стандартного на одинаковый интервал сразу всех струн тоже считается стандартным строем (повышенным или пониженным), так как соответствует стандартному принципу интервального соответствия струн между собой. Настраивая гитару на пониженный или повышенный лад, следует помнить ограничение для стандартного комплекта струн — изменять настройку не более 1 тона выше или ниже. В других случаях необходимо менять калибр струн: при повышении — на более тонкий, при понижении — на толстый.
Виды открытого строя
Открытым считается такая настройка шестиструнной гитары, при которой все 6 открытых струн в целом создают какой-либо аккорд.
В принципе можно создать любой аккорд, но наиболее частыми видами открытого строя являются лишь несколько.
Приведём 3 варианта открытого строя. А чтобы их было видно сразу, к букве аккорда прибавляют слово «Open».
Open G
Имеет вид настройки, схожий с семиструнной русской гитарой:
- D – нота «ре» б. о.;
- G – «соль» б. о;
- D – «ре» м. о.;
- G – «соль» м. о.;
- B – «си» м. о.;
- D – «ре» 1-й октавы.
Open D
Эта разновидность открытого строя настраивается так:
- D – нота «ре» б. о.;
- A – «ля» б. о.;
- D – «ре» м. о.;
- F# – «фа-диез» м. о.;
- A – «ля» м. о.;
- D – «ре» 1-й октавы.
Open D minor
Это — минорная разновидность строя D:
- D – нота «ре» б. о.;
- A – «ля» б. о.;
- D – «ре» м. о.;
- F – «фа» м. о.;
- A – «ля» м. о.;
- D – «ре» 1-й октавы.
Первый открытый строй из приведённых образует аккорд Соль-мажор, второй — Ре-мажор, третий — минорный аккорд от ноты «ре». Минорный строй D от мажорного отличается лишь чистым звуком «фа».
Какие еще есть?
Кроме классического, можно назвать ещё множество разных вариантов строя гитары, но они встречаются не так часто.
Альтернативные виды: включающие те же Drop D, Drop C, а также Double Drop D. Последний отличается от Drop D тем, что, кроме понижения от стандарта на тон 6-й струны, понижается также на тон ещё и 1-я струна. Получаются две ноты «ре» вместо двух «ми» в классическом строе. Альтернативный вариант настройки под названием «Cross A» имеет формулу EAEAEA, в которой присутствуют 3 ноты «ля» (большой, малой и первой октав на шестой третьей и первой струне соответственно), напоминает звучание индийского музыкального инструмента ситара — одного из предполагаемого родоначальника гитары. Четыре струны такой настройки (с первой по четвёртую) имеют повышенные звуки, если сравнивать с классическим звучанием. Для такой перестройки необходимо поменять первую и вторую струны на более тонкие, так как стандартный комплект струн не выдержит такой нагрузки.
Систематические строи, при которых струны настраиваются на определенный интервал (например, малые или большие терции, чистые квинты). Самой близкой к стандарту является такая системная разновидность, как настройка на все кварты: EADGCF. Четыре струны нижнего регистра точно соответствуют классической настройке. Квинтовая настройка струн напоминает строй скрипки (или мандолины), только у гитары присутствуют ещё две квинты — выше и ниже скрипичного диапазона между открытыми струнами.
Даже имеется зеркальный классическому строй (EBGDAE против стандартного EADGBE).
Однако более интересны пониженные либо повышенные варианты строя, имеющие стандартный (классический) принцип интервального отношения струн между собой. Такие настройки также считаются стандартными, но только к ним прибавляется слово «Стандарт»: Стандарт D, Стандарт C и так далее.
Источник