Стандартный строй шестиструнной гитары

Строй 6-струнной гитары

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Классический строй шестиструнной гитары по-другому называется «испанским». Он же считается стандартным для всех шестиструнных инструментов подобного типа, несмотря на его вид. Будь гитара классической с нейлоновыми струнами, акустической или электрогитарой с металлическими струнами — все они имеют изначально один и тот же строй. Какой это строй и можно ли его изменять, рассказывается в этой статье. И начнём, пожалуй, с классического, то есть испанского вида строя шестиструнки.

Классический строй гитары и методы его настройки

Нотный стандартный (он же — классический, он же — испанский) строй 6-струнной гитары выглядит следующим образом:

  • первая (самая тонкая) струна имеет высоту ноты «ми» 1-й октавы;
  • следующая (вторая) гитарная струна звучит нотой «си» малой октавы (далее м. о.);
  • третья – «соль» м. о.;
  • четвёртая – «ре» м. о.;
  • пятая – «ля» большой октавы (далее б. о.);
  • шестая – «ми» б. о.

Ниже представлено изображение классического строя шестиструнной гитары по отношению к клавиатуре фортепиано.

Необходимо запомнить, что партия шестиструнной гитары записывается в скрипичном ключе.

Очень важно: нотная запись производится на одну октаву выше истинного звучания струн инструмента.

Это международный стандарт, основанный лишь с целью обеспечения удобного для гитаристов чтения с листа. Если записывать в скрипичном ключе истинное звучание инструмента, понадобилось бы большое количество добавочных линеек к нотоносцу в нижнем регистре. Именно поэтому на нотоносце мы видим, что первая струна обозначена как «ми» второй октавы (при этом истинное её звучание — «ми» первой октавы). То же самое относится и к нотной записи остальных открытых струн.

В буквенном обозначении классического строя шестиструнной гитары всё предельно ясно: каждая струна (начиная с самой толстой) обозначается буквой латинского алфавита, которая соответствует той или иной ноте основного звукоряда. Вот этот звукоряд, хорошо известный всем ещё с детского сада, в буквах, обозначающих каждую ноту:

Такое положение так же принято в международном масштабе. В связи с этим звуки стандартного гитарного строя имеют следующий вид: EADGBE. Но представленный вид записи строя не отображает полное представление об истинном звучании струн гитары, так как не указаны высоты нот относительно октав. Поэтому буквенное обозначение строя с видом E2A2D3G3B3E4 будет наиболее полным, если принять, что цифры 2, 3 и 4 означают большую, малую и первую октавы соответственно.

Об этом свидетельствует следующее изображение.

Кроме того, стандартный строй 6-струнной гитары известен в более точном параметре — частоте колебаний открытых струн, измеряемой в герцах:

Все перечисленные выше параметры и обозначения помогут начинающим гитаристам правильно настроить гитару на нужный лад.

Пониженные и повышенные строи

Иногда приходится перенастраивать шестиструнную гитару на иное звучание отдельных струн или полностью изменять весь строй. Эти действия являются либо вынужденными, либо производятся по собственному желанию гитариста. Вот именно тогда возникают так называемые пониженные либо повышенные строи инструмента.

Например, некоторые произведения требуют понижения шестой струны на 1 тон. Вместо ноты «ми» большой октавы, она должна звучать нотой «ре» в той же октаве. Здесь можно привести известный практически всем классическим гитаристам дуэт для двух гитар под названием «Бразильский танец» Э. Вилла-Лобоса. В этом случае строй гитары называется Drop D, то есть — «Снижение в Ре».

Известен строй, который называется среди гитаристов Drop C. При этом 6-я струна понижается на 2 тона, а все остальные — на 1 тон. В результате получается следующее звучание открытых струн шестиструнной гитары: CGCFAD (начиная с 6-й струны).

При понижении строя больше 1 тона лучше сменить комплект струн на подходящий калибр в сторону их утолщения, иначе шестая струна будет звучать некачественно.

Повышенный строй отдельных струн встречается реже, поэтому даже отдельного названия таким строям не существует. Но они возможны — всё по желанию гитариста. Значительно чаще встречаются (особенно среди музыкантов, предпочитающих акустическую гитару с металлическими струнами) повышение всего строя на полутон, тон или более тонов. Однако такое действие лучше производить с помощью каподастра (переносного верхнего порожка), переставляя его в нужное место вверх по грифу. Если каподастр поместить на I лад, то классический строй гитары повысится на полутон, на II лад — на 1 тон (и так далее).

Нужно отметить, что любое повышение или понижение строя гитары от стандартного на одинаковый интервал сразу всех струн тоже считается стандартным строем (повышенным или пониженным), так как соответствует стандартному принципу интервального соответствия струн между собой. Настраивая гитару на пониженный или повышенный лад, следует помнить ограничение для стандартного комплекта струн — изменять настройку не более 1 тона выше или ниже. В других случаях необходимо менять калибр струн: при повышении — на более тонкий, при понижении — на толстый.

Виды открытого строя

Открытым считается такая настройка шестиструнной гитары, при которой все 6 открытых струн в целом создают какой-либо аккорд.

В принципе можно создать любой аккорд, но наиболее частыми видами открытого строя являются лишь несколько.

Приведём 3 варианта открытого строя. А чтобы их было видно сразу, к букве аккорда прибавляют слово «Open».

Open G

Имеет вид настройки, схожий с семиструнной русской гитарой:

  • D – нота «ре» б. о.;
  • G – «соль» б. о;
  • D – «ре» м. о.;
  • G – «соль» м. о.;
  • B – «си» м. о.;
  • D – «ре» 1-й октавы.

Open D

Эта разновидность открытого строя настраивается так:

  • D – нота «ре» б. о.;
  • A – «ля» б. о.;
  • D – «ре» м. о.;
  • F# – «фа-диез» м. о.;
  • A – «ля» м. о.;
  • D – «ре» 1-й октавы.

Open D minor

Это — минорная разновидность строя D:

  • D – нота «ре» б. о.;
  • A – «ля» б. о.;
  • D – «ре» м. о.;
  • F – «фа» м. о.;
  • A – «ля» м. о.;
  • D – «ре» 1-й октавы.

Первый открытый строй из приведённых образует аккорд Соль-мажор, второй — Ре-мажор, третий — минорный аккорд от ноты «ре». Минорный строй D от мажорного отличается лишь чистым звуком «фа».

Какие еще есть?

Кроме классического, можно назвать ещё множество разных вариантов строя гитары, но они встречаются не так часто.

Альтернативные виды: включающие те же Drop D, Drop C, а также Double Drop D. Последний отличается от Drop D тем, что, кроме понижения от стандарта на тон 6-й струны, понижается также на тон ещё и 1-я струна. Получаются две ноты «ре» вместо двух «ми» в классическом строе. Альтернативный вариант настройки под названием «Cross A» имеет формулу EAEAEA, в которой присутствуют 3 ноты «ля» (большой, малой и первой октав на шестой третьей и первой струне соответственно), напоминает звучание индийского музыкального инструмента ситара — одного из предполагаемого родоначальника гитары. Четыре струны такой настройки (с первой по четвёртую) имеют повышенные звуки, если сравнивать с классическим звучанием. Для такой перестройки необходимо поменять первую и вторую струны на более тонкие, так как стандартный комплект струн не выдержит такой нагрузки.

Систематические строи, при которых струны настраиваются на определенный интервал (например, малые или большие терции, чистые квинты). Самой близкой к стандарту является такая системная разновидность, как настройка на все кварты: EADGCF. Четыре струны нижнего регистра точно соответствуют классической настройке. Квинтовая настройка струн напоминает строй скрипки (или мандолины), только у гитары присутствуют ещё две квинты — выше и ниже скрипичного диапазона между открытыми струнами.

Даже имеется зеркальный классическому строй (EBGDAE против стандартного EADGBE).

Однако более интересны пониженные либо повышенные варианты строя, имеющие стандартный (классический) принцип интервального отношения струн между собой. Такие настройки также считаются стандартными, но только к ним прибавляется слово «Стандарт»: Стандарт D, Стандарт C и так далее.

Источник

Гитарный строй

Буквенно-цифровые обозначения аккордов в данной статье соответствуют традиции, принятой в США, где нота си обозначается латинской буквой B, а буква H не используется.

Гитарный строй — настройка высоты звучания открытых (то есть не зажатых пальцами) струн гитары определённым образом для удобства игры наиболее часто используемых аккордов. Для шестиструнной гитары исторически сложился классический «испанский строй». [1] Неклассические настройки используются для удобства игры в отдельных музыкальных жанрах или музыкальных произведений.

Содержание

Строи шестриструнной гитары

Классический строй

Файл:Guitar Standard Tuning.ogg Также известен как «испанский» строй или строй E (ми). Наиболее популярный строй, большинство табулатур и аппликатур даны именно для этого строя.

Струна Нота Частота (в герцах)
Первая e¹ (ми первой октавы) 329,63
Вторая b (си малой октавы) 246.96
Третья g (соль малой октавы) 196.00
Четвёртая d (ре малой октавы) 146.83
Пятая A (ля большой октавы) 110.00
Шестая E (ми большой октавы) 82.41

Классический метод настройки

  1. Настройка 1-й струны производится по контрольному звуку — звуку камертона — или по звуку уже настроенного музыкального инструмента.
  2. По 1-й струне настраивается 2-я струна, которая, будучи прижатой на V ладу, должна звучать одинаково с 1-й открытой (не прижатой) струной.
  3. 3-я струна, прижатая на IV ладу, настраивается по 2-й открытой струне.
  4. 4-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 3-й открытой струне.
  5. 5-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 4-й открытой струне.
  6. 6-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 5-й открытой струне.

Настройка флажолетами с темперацией

Файл:Guitar Tuning by Overtone.ogg Позволяет производить намного более точную настройку, так как точность ладов не всегда достаточна.

  1. Настройка 1-й струны производится по контрольному звуку — звуку камертона — или по звуку уже настроенного музыкального инструмента.
  2. 6-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на V ладу звучал в унисон с 1-й струной.
  3. 5-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с 1-й струной, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,372 Гц (одно биение за 2,7 секунды).
  4. 4-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с флажолетом 5-й струны на V ладу, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,497 Гц (одно биение за 2,01 секунды).
  5. 3-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с флажолетом 4-й струны на V ладу, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,664 Гц (одно биение за 1,51 секунды).
  6. 2-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на V ладу звучал почти в унисон с флажолетом 1-й струны на VII ладу, но чуть недотягивается, чтобы слышались биения частотой 1,12 Гц (одно биение за 0,9 секунды).

При настройке по камертону A («ля») первой настраивается 5-я струна (флажолет на V ладу в унисон с камертоном), затем 1-я и 6-я, а потом 4-я, 3-я и 2-я.

При хорошем слухе, накопив достаточный опыт, можно обойтись без взятия флажолетов, улавливая биения обертонов в звучании открытых струн.

Поскольку изменение натяжения струны ведёт к деформации корпуса гитары и расстройке остальных струн, рекомендуется настраивать гитару в 2-3 итерации, первую из которых можно делать без темперации (без тщательного подсчёта частоты биений).

Пониженные строи шестиструнной гитары

Пониженные (т.е. ниже обычного строя EBGDAE) строи применяются для более удобной игры в определённой тональности, либо для получения более низкого «тяжелого» звука. В частности, многие рок-гитаристы любят т.н. Drop-строи, которые именуются с дописыванием к «Drop» ноты на 6-й струне, которая опускается на 1 тон ниже первой (например: Drop C = DAFCGC). Для перестройки из классического строя в какой-либо пониженный, все струны гитары опускаются на определённый интервал (например чтобы перестроиться в строй D необходимо все струны гитары опустить на тон). Для понижение строя гитары более чем на тон может понадобиться смена струн на более толстые из-за ослабления их натяжения. Также для строя ниже B (си) используются в основном баритон-гитары.

Струна Строй E♭ (ми-бемоль) Строй D (ре) Строй D♭ (ре-бемоль) Строй C (до) Строй B (си)
Нота Частота (в герцах) Нота Частота Нота Частота Нота Частота Нота Частота
Первая e♭¹ (ми-бемоль первой октавы) 311.13 d¹ (ре первой октавы) 293.66 d♭¹ (ре-бемоль первой октавы) 277.18 c¹ (до первой октавы) 261.63 b (си малой октавы) 246.96
Вторая b♭ (си-бемоль малой октавы) 233.08 a (ля малой октавы) 220.00 a♭ (ля-бемоль малой октавы) 207.00 g (соль малой октавы) 196.00 g♭ (соль-бемоль малой октавы) 185.00
Третья g♭(соль-бемоль малой октавы) 185.00 f (фа малой октавы) 174.62 e (ми малой октавы) 164.81 e♭ (ми-бемоль малой октавы) 155.56 d (ре малой октавы) 147.83
Четвёртая d♭ (ре-бемоль малой октавы) 138.59 c (до малой октавы) 130.82 B (си большой октавы) 123.48 B♭ (си-бемоль большой октавы) 116.54 A (ля большой октавы) 110.00
Пятая A♭ (ля-бемоль большой октавы) 103.80 G (соль большой октавы) 98.00 G♭ (соль бемоль большой октавы) 92.50 F (фа большой октавы) 87.31 E (ми большой октавы) 82.41
Шестая E♭ (ми-бемоль большой октавы) 77.78 D (ре большой октавы) 73.91 D♭ (ре-бемоль большой октавы) 69.30 C (до большой октавы) 65.41 B¹ (си контроктавы) 61.74
Ноты

Open C

Одной из характерных особенностей является легкость извлечения основных мажорных аккордов. Простое барре на 2м ладу даст «Ре», 4м — «Ми», 5м — «Фа» и так далее. Открытые струны предоставят вам «До».

Дла того чтобы настроить гитару в «Open C», надо (отталкиваясь от «стандартного строя»): 1-я струна (тонкая) Оставить как в «стандартном строе» — «Ми»(«E»)
2-я струна. Поднять на полшага до «До»(«C»)
3-я струна. Оставить как в «стандартном строе» — «Соль»(«G»)
4-я струна. Опустить на шаг до «До»(«C»)
5-я струна. Опустить на шаг до «Соль»(«G»)
6-я струна (толстая). Опустить на два шага c «Ми» до «До»(«C»)

Повышенные строи шестиструнной гитары

Повышение строя гитары, особенно классической, может привести к повреждению инструмента [2] , а также к травмам из-за внезапного обрыва перетянутой струны.

Для повышения строя можно использовать каподастр. Если перестройка гитары все же необходима, рекомендуется использовать более тонкий набор струн.

Струна Строй F (фа) Строй F# (фа-диез) Строй G (соль) Строй G# (соль-диез) Строй A (ля)
Нота Частота (в герцах) Нота Частота Нота Частота Нота Частота Нота Частота
Первая f¹ (фа первой октавы) 349.23 f¹# (фа-диез первой октавы) 369.99 g¹ (соль первой октавы) 392.00 g¹# (соль-диез первой октавы) 415.30 a¹ (ля первой октавы) 440.00
Вторая с¹ (до первой октавы) 261.63 с¹# (до-диез первой октавы) 277.18 d¹ (ре первой октавы) 293.66 D¹# (ре-диез первой октавы) 311.13 e¹ (ми первой октавы) 311.13
Третья g# (соль-диез малой октавы) 207.00 a (ля малой октавы) 220.00 a# (ля-диез малой октавы) 233.08 b (си малой октавы) 246.96 c¹ (до первой октавы) 261.63
Четвёртая d# (ре-диез малой октавы) 155.56 e (ми малой октавы) 164.81 f (фа малой октавы) 174.62 f# (фа-диез малой октавы) 185.00 g (соль малой октавы) 196.00
Пятая A# (ля-диез большой октавы) 116.54 B (си большой октавы) 123.48 c (до малой октавы) 130.82 c# (до-диез малой октавы) 138.59 d (ре малой октавы) 147.83
Шестая F (фа большой октавы) 87.31 F# (фа-диез большой октавы) 92.50 G (соль большой октавы) 98.00 G# (соль-диез большой октавы) 103.80 A (ля большой октавы) 110.00
Ноты

Строй «Drop D»

Этот строй отличается от классического опущенной на тон шестой струной. Он часто используется музыкантами играющими в стиле хард-рок на электрогитаре, так как облегчает игру квинт-аккордов (англ. power-chord ), также для него написаны некоторые произведения классической гитары (в тональностях ре-мажор и ре-минор).

Струна Нота Частота (в герцах)
Первая e¹ (ми первой октавы) 329,63
Вторая b (си малой октавы) 246.96
Третья g (соль малой октавы) 196.00
Четвёртая d (ре малой октавы) 147.83
Пятая A (ля большой октавы) 110.00
Шестая D (ре большой октавы) 73.91

Строй «Drop C»

Используется для получения ещё более низкого и «тяжелого звука» на электрогитаре. В отличие от классического строя, все струны кроме шестой настраиваются на тон ниже, а шестая струна — на два тона.
Как и строй Drop D используется для игры квинтаккордов.

Струна Нота Частота (в герцах)
Первая d¹ (ре первой октавы) 297.66
Вторая a (ля малой октавы) 220.00
Третья f (фа малой октавы) 174.61
Четвёртая c (до малой октавы) 130.81
Пятая G (соль большой октавы) 98.00
Шестая C (до большой октавы) 65.41

Строй «Double Drop-D»

Строй похожий на Drop D, отличающийся тем что первая струна опускается на тон. Для настройки из классического строя первая и шестая струна опускаются на тон.
В этом строе четыре верхние открытые струны гитары образуют аккорд соль-мажор, что облегчает игру слайдом. Двойной drop D часто использовался исполнителем Нилом Янгом.

Струна Нота Частота (в герцах)
Первая d¹ (ре первой октавы) 293.66
Вторая b (си малой октавы) 246.96
Третья g (соль малой октавы) 196.00
Четвёртая d (ре малой октавы) 147.83
Пятая A (ля большой октавы) 110.00
Шестая D (ре большой октавы) 73.91

Строй «DADGAD»

Строй наиболее часто используемый в фолк-музыке. Изобрел его британский гитарист Дэвид Грэм для более удобной игры по нотам записанным для скрипки или волынки. [3]
Для перестройки в строй «DADGAD» из классического необходимо опустить на тон первую, вторую и шестую струны.

Струна Нота Частота (в герцах)
Первая d¹ (ре первой октавы) 293.66
Вторая a (ля малой октавы) 220.00
Третья g (соль малой октавы) 196.00
Четвёртая d (ре малой октавы) 147.83
Пятая A (ля большой октавы) 110.00
Шестая D (ре большой октавы) 73.91

Строй «DADDAD»

Строй «Papa-Papa», наиболее подходящий как для использования в фолк-музыке (кельтской), так и для исполнения партий ритм-гитары в «тяжелой» (альтернативной музыке) по 4-е ноты одновременно. Для перестройки в строй «DADDAD» из классического необходимо опустить на тон первую, вторую и шестую струны. а третью настроить в унисон с четвертой.

Строй «Open D»

В этом строе открытые струны образуют аккорд ре-мажор. Он используется в основном на слайд-гитарах.
Для перестройки в этот строй из классического первая, вторая и шестая струны опускаются на тон, третья опускается на полутон.

Струна Нота Частота (в герцах)
Первая d¹ (ре первой октавы) 293.66
Вторая a (ля малой октавы) 220.00
Третья f# (фа-диез малой октавы) 185.00
Четвёртая d (ре малой октавы) 147.83
Пятая A (ля большой октавы) 110.00
Шестая D (ре большой октавы) 73.91

Строй «Open G»

В этом строе открытые струны образуют аккорд соль-мажор.
Для перестройки в строй «Open G» из классического первая, пятая и шестая струны опускаются на тон.

Струна Нота Частота (в герцах)
Первая d¹ (ре первой октавы) 293.66
Вторая b (си малой октавы) 246.96
Третья g (соль малой октавы) 196.00
Четвёртая d (ре малой октавы) 147.83
Пятая G (соль большой октавы) 98.00
Шестая D (ре большой октавы) 73.91

«Новый стандартный строй»

Также известный как «Crafty tuning». Строй разработанный музыкантом Робертом Фриппом и используемый им с 1983 года. В отличие от классического «квартового» строя, строй предложенный Робертом Фриппом ближе к смычковым струнным инструментам, причем первая, вторая и третья струны настраиваются аналогично скрипке. [4] Настройка в этот строй может потребовать замены нижних струн на более толстые, а верхних — на тонкие.

Струна Нота Частота (в герцах)
Первая g¹ (соль первой октавы) 392.00
Вторая e¹ (ми первой октавы) 329.63
Третья a (ля малой октавы) 220.00
Четвёртая d (ре малой октавы) 147.83
Пятая G (соль большой октавы) 98.00
Шестая C (до большой октавы) 65.41

«Альтернативный строй Cross A»

E-A-E-A-E-A .«Sitar A» – альтернативный пониженный гитарный строй. Напоминает звучание индийского ситара. Отлично подходит для создания индийской (восточной) музыки.

Семиструнные строи

Стандартный

Строй струн семиструнной гитары смешанный — терцово-квартовый, таким образом аккорд открытых струн является консонирующим (мажорный квартсекстаккорд), в отличие от шестиструнной гитары. Этот строй считается классическим (академическим).

Струна Нота Частота (в герцах)
Первая d¹ (ре первой октавы) 293.66
Вторая b (си малой октавы) 246.96
Третья g (соль малой октавы) 196.00
Четвёртая d (ре малой октавы) 147.83
Пятая B (си большой октавы) 123.48
Шестая G (соль большой октавы) 98.00
Седьмая D (ре большой октавы) 73.91

«Цыганский» строй

Отличается от стандартного тем, что вместо мажорного квартсекстаккорда используется минорный: вторая и пятая струны опускаются на полтона.

Струна Нота Частота (в герцах)
Первая d¹ (ре первой октавы) 293.66
Вторая b♭ (си-бемоль малой октавы) 233.08
Третья g (соль малой октавы) 196.00
Четвёртая d (ре малой октавы) 147.83
Пятая B♭ (си-бемоль большой октавы) 116.54
Шестая G (соль большой октавы) 98.00
Седьмая D (ре большой октавы) 73.91

Пониженные

  • Bb строй — Bb-Eb-Ab-Db-Gb-Bb-Eb
    На полтона ниже стандартного.
  • A строй — A-D-G-C-F-A-D
    На тон ниже стандартного.
  • G# строй — G#-C#-F#-B-E-G#-C#
    На 3 полутона ниже стандартного.
  • G строй — G-C-F-A#-D#-G-C
    На 2 тона ниже стандартного.
  • F# строй — F#-B-E-A-D-F#-B
    На 5 полутонов ниже стандартного.

Dropped-строи

В этих строях седьмая струна настраивается на тон ниже, чем обычно.

  • Drop A — A-E-A-D-G-B-E
    Такой же, как и стандартный, но с седьмой ниже на тон.
  • Drop Ab — Ab-Eb-Ab-Db-Gb-Bb-Eb
    На полтона ниже Дроп А
  • Drop G — G-D-G-C-F-A-D
    На тон ниже Дроп А
  • Drop F# — F#-C#-F#-B-E-G#-C#
    На 3 полутона ниже Дроп А

Источник

Оцените статью