Ноты Монюшко Станислав
Монюшко Станислав (1819-1872).
Знаменитый польский композитор, основоположник польской национальной оперы. Автор свыше 15 опер, оперетт, 3 балетов, кантат и других произведений. Является классиком вокальной лирики, сочинил более 400 песен, изданных в цикле сборников «Домашние песенники».
Скачать Ноты Монюшко Станислав
Файл | Название произведения | Название и размер файла (количество загрузок) |
---|---|---|
Монюшко. Вальс ми минор | monjushko_vals_e.pdf (389 Загрузок) |
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Архив нот
Статистика нотной библиотеки:
Композиторов — 115.
Файлов — 313.
Размер файлов — 155.3Mb.
Источник
Станислав монюшко ноты для
Либретто Яна Хенцинского по одноимённой трагедии (Жана-Франсуа-)Казимира Делавиня
Премьера: 11.12.1869, «Театр Вельки», Варшава
Станислав Монюшко (5.5.1819, Убель, близ Минска – 4.6.1872 Варшава Warszawa) – польский композитор. В детстве учился музыке у матери. На формирование эстетических и общественных взглядов Монюшко оказали влияние патриотические и культурные традиции семьи (из обедневшей шляхты), а также народное искусство – песни, танцы, инстр. наигрыши крестьян, любительские спектакли в имении отца (художника-любителя) и его братьев. В детстве Монюшко познакомился с патриотическими «Историческими песнями» на сл. Ю. У. Немцевича, к которым написали музыку М. Шимановская, В. Лессель, К. Курпиньский. Интерес к польскому, литовскому, белорусскому фольклору и связь с театром стали определяющими в его творчестве. С 1827 Монюшко брал уроки игры на фортепиано и органе у органиста А. Фрейера (ученик Ю. Эльснера) в Варшаве. Здесь он познакомился с обществ. деятелем и историком И. Лелевелем, развившим у него интерес к польской истории. С 1830 г. Монюшко учился в гимназии в Минске, занимался композицией под руководством Д. Стефановича (до 1837), который способствовал его решению стать музыкантом-профессионалом. В 1837-40 гг. Монюшко совершенствовался в Берлине у P. Рунгенхагена (рук. Певч. академии), научившего его работе с хором и оркестром и пробудившего у Монюшко любовь к вокальной музыке. Здесь Монюшко познакомился с операми Г. А. Лорцинга и других западно-европейских композиторов. В 1838 г. были изданы «Три песни» Монюшко на сл. А. Мицкевича. В 1839 г. с музыкой Монюшко во Львове была поставлена пьеса «Ночлег в Апеннинах» А. Фредро. В том же году в Вильнюсе он дирижировал своей мессой. Уже в ранних произведениях проявились черты, ставшие характерными для дальнейшего творчества Монюшко, – яркая мелодичность, лиризм, использование элементов народной музыки, тенденция к муз. индивидуализации персонажей, особенно комических. В ученические годы Монюшко создал также 2 струнных квартета.
В 1840-58 гг. Монюшко работал в Вильнюсе; играл на органе в костёле св. Яна, дирижировал в концертах (в т. ч. ораториями) и в оперном театре (с 1850), писал статьи для музыкальной прессы. В 1842 г. ездил в Петербург, надеясь получить место придворного композитора, однако ему это не удалось. Испытывая материальные трудности (у Монюшко было 10 детей), был вынужден давать уроки игры на фортепиано. Среди его учеников – Ц. Кюи (Монюшко занимался с ним в Вильнюсе композицией безвозмездно). Для музыкальной жизни Вильнюса, где после поражения восстания 1830 г. подавлялась всякая культурная инициатива, разносторонняя творческая и общественная деятельность Монюшко имела важное значение. В Вильнюсе он создал оперы «Идеал», «Карманьола», «Сельская идиллия», «Бетли», 1-ю ред. «Гальки» и др.; комич. оперы, в т. ч. «Явнуту», музыку к драм. спектаклям (ставились в Вильнюсе, Минске, Львове); кантаты «Мильда», «Ниола», «Крумине» на сл. из поэмы «Витольрауда» Ю. И. Крашевского. В вильнюсский период создано большинство песен Монюшко (часть их объединена в 1-6-м «Домашних песенниках», выходивших в 1844-59; 7-12-й — изданы посмертно Я. Карловичем). Появление этих сборников (всего Монюшко создал ок. 400 песен) было большим событием в польской музыкальной культуре. Вслед за Ф. Шопеном Монюшко заложил основы национального вокального камерного репертуара. Репертуар польских профессиональных певцов и любителей в середине 19 в. составляли гл. обр. арии и песни итальянских и французских композиторов (песни К. Курпиньского, Ю. Эльснера, Я. Стефани и М. Шимановской, хотя и были написаны на польские тексты, не обладали достаточно оригинальным национальным музыкальным языком; песни же Ф. Шопена, которого Монюшко высоко ценил, ещё были мало известны в Польше, когда начали выходить сборники Монюшко; полностью были изданы в 1855). Основные особенности песен Монюшко, характерные для его музыкального стиля в целом, – ярко национальный характер, мелодичность, лирическая насыщенность, демократизм муз. языка. Опираясь на традиции австрийских и немецких романтиков (Ф. Шуберт, К. Лёве), русских композиторов (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский), Монюшко обратился к народным истокам. Многие его песни, технически очень простые, предназначались для домашнего музицирования, весьма распространённого в то время (отсюда назв. сборников «Домашние песенники»). Песни Монюшко разнообразны по форме (куплетная, вариационная и др.); среди песен в народном духе есть танцевальные (в ритме мазурки, краковяка, реже – полонеза, куявяка, оберека) и т.н. «песенки» (piosnki) без танцевальных элементов. Наиболее развёрнуты по форме баллады («Свитезянка» и «Засада» на слова Мицкевича и др.), где (в пределах камерного жанра) в построении муз. образов и владении контрастными средствами выразительности проявляется драматургическое мастерство композитора. Монюшко искусно строит фп. сопровождение; оно не отличается значительным развитием фактуры (возможно, это связано с тем, что Монюшко был органистом, а не пианистом), но довольно разнообразно по характеру – от простого гармонического до развёрнутого, а порой контрастного с образом вокальной партии; его аккомпанемент очень выразителен (особенно в балладах).
Стремясь придать национальный характер всем бытовавшим в то время музыкальным формам, Монюшко привносит национальное начало и в церковную музыку (использование польских текстов, элементов народного костёльного песнопения). В церковных жанрах у Монюшко отсутствуют элементы оперной музыки, свойственные культовым произведениям современных ему композиторов. Духовная музыка Монюшко близка кантатному жанру («Остробрамские литании»), получившему значительное развитие в его творчестве. В поздних кантатах Монюшко (на сл. Мицкевича) – «Призраки» (по романтич. драме «Дзяды»), «Крымские сонеты» и «Пани Твардовская» с наибольшей силой раскрылся национальный стиль Монюшко.
Плодотворной работой в различных жанрах Монюшко творчески подготовил решение важнейшей задачи, стоявшей перед польским музыкальным искусством, – создание национальной оперы. Своей оперой «Галька» он заложил основы польской оперы. С 1858 г. Монюшко работал в Варшаве. После успеха «Гальки» он становится главным дирижёром «Театра Вельки», где, располагая лучшими в Польше солистами, хором и оркестром, ставит ряд своих опер. В варшавский период (1858-72) Монюшко написал комич. оперы «Сплавщик леса», в которой дал образы крестьян, «Графиня» и «Честное слово» (сатира на польскую аристократию), свидетельствовавшие о зрелости ого оперного стиля. В 1858 г. Монюшко побывал в Берлине, Дрездене, Веймаре (там дважды посетил Ф. Листа, проявившего интерес к его творчеству), Франкфурте-на-Майне, а также Париже (был там вторично в 1862 г., безуспешно пытаясь поставить какую-либо из своих опер). Монюшко создал более 15 опер, несколько водевилей и ряд небольших опер («оперетт»). Они отличаются национальным своеобразием музыкального языка, яркими характеристиками персонажей, высоким профессиональным знанием особенностей театра, проявлявшимися в построении массовых, ансамблевых и сольных сцен и владении оркестровыми средствами.
Сочинения: оперы – «Идеал» (Ideal, 1841), «Карманьола» (Каrmaniol, 1840), «Желтый чепец» (Zуlta szlafmyca, ок. 1842), «Чудесная вода» (Woda cudowna, 1840-е гг), «Сельская идиллия» (Sielanka, 1843, исп. 1852), «Галька» (1-я ред., 1848, Вильнюс, 2-я ред., 1858, Варшава), «Бетли» (комич., 1852), «Сплавщик леса» (Flis, комич. опера, 1858), «Графиня» (Hrabina, комич., 1860), «Честное слово» (Verbum nobile, 1861), «Зачарованный замок» («Страшный двор» [Straszny dwуr], 1865), «Пария» (Раriа, 1869); «оперетты» – «Лотерея» (Loteria, 1843, Минск; 1846, Варшава), «Рекрутский набор» (Pobуr rekrutуw, 1842), «Борьба музыкантов» (Walka muzykуw, 1840-е гг.), «Явнута, или Цыгане» (1-я ред. под назв. «Цыгане» [Cyganie], 1850, пост. 1852, Вильнюс; 2-я ред. под назв. «Явнута», 1860, Варшава), «Беата» (мелодрама, 1872, Варшава); балеты – «Монте Кристо» (1866), «На постое» (Na kwaterunku, 1868), «Проделки сатаны» (Figle szatana, 1870); балетная музыка к операм О. Николаи «Виндзорские проказницы» и Д. Обера «Бронзовый конь»; для орк. – увертюры «Сказка» («Зимняя сказка» [Bajka; Conte d’hiver], 1848), «Каин, или Смерть Авеля» (1856), «Военная увертюра, или Возлюбленная гетмана» (Uwertura wojenna albo Kochanka hetmanska, 1857), Концертный полонез (Polonez koncertowy); для голосов с орк. – кантаты «Мильда» (1848), «Ниола» (1852), «Крумине» (не оконч., 1852) – на сл. Ю. Крашевского, «Мадонна» (1856), «Призраки» (Widma, 1865), «Крымские сонеты» (Sonety krymskie, 1868), «Пани Твардовская» (1869), 6 месс (в т. ч. Петровинская), 4 Остробрамские литании (Litanie ostrobramskie, 1843-55); камерно-инстр. ансамбли – 2 струн. квартета (до 1840), 4 для фп. (ок. 50 пьес) – «Безделушки» (Fraszki, 2 тетради пьес, 1843), 6 полонезов, вальсы, мазурки; для органа – «Песни нашего костёла» (Piesni naszego kosciola), хоры, вок. ансамбли; для голоса с фп. – св. 400 песен; музыка к спектаклям драм. т-ра — к водевилям: А. Фредро «Ночлег в Апеннинах» (1839), «Новый Дон Кихот, или Сто безумств» (1842, пост. 1923), к пост. «Гамлета» и «Венецианского купца» Шекспира, «Разбойников» Шиллера, «Карпатских горцев» Коженевского, «Лилли Венеды» Ю. Словацкого.
Действующие лица и исполнители:
Idamor / Идамор, предводитель воинствующего племени
Источник