Статья про кружок гитары

О кружке обучения игры на гитаре в школе

Дата публикации: 28 декабря 2015, 23-50

Наравне с основным учебным процессом на базе ГБОУ Школа № 2065 активно функционирует Центр дополнительного образования. Ежедневно в более 150 кружках, студиях и секциях различных направлений, занимаются 4500 школьников и воспитанников детских садов. Сегодня речь пойдет о кружке обучения игры на гитаре, который был основан в конце декабря прошлого года в 3-м школьном корпусе ГБОУ Школа № 2065.

Основная идея кружка заключается в популяризации гитары и создании творческой, воспитательной, развивающей среды для подростков. Приобщение их к «живой» музыке, овладение простыми и эффективными навыками игры на этом инструменте.

Гитара занимала и занимает особо место в линейке музыкальных инструментов. Ее поклонниками были поколения наших родителей и, как показывает практика, поколение наших детей.

Преимущества гитары: легко научиться играть; легко транспортировать, не требует технического оснащения; гитара полноценный автономный инструмент — не требует участия дополнительных инструментов для аккомпанемента.

Педагог дополнительного образования ГБОУ Школа № 2065 и руководитель кружка Заварыкина Елена Сергеевна говорит, что она сама мама и поэтому как никто знает с какими проблемами сталкиваются и родители и сами дети особенно в свой переходный возраст. В работе с ребятами считает своей задачей создание уютной, дружелюбной атмосферы, а также насытить жизнь детей позитивными настоящими навыками и творческими сопереживаниями в противовес виртуальному компьютерному миру.

Для обучения используется система игры по аккордам. Эта система позволяет начать играть на инструменте с первых занятий. Все основные техники игры изучаются уже в первый месяц занятий. На 2-3 месяц ребята уже участвуют в концертах кружка.

Читайте также:  Гитары для детей реклама

Также большое время уделяется пению под гитару в ансамбле. Елена Сергеевна считает, что играть и петь под гитару может научиться абсолютно каждый человек. Все дело в наших установках («у меня нет голоса/слуха») и в желании заниматься. Поэтому, приходя в зал репетиций, свои «комплексы и установки» нужно оставлять за дверью! И просто наслаждаемся процессом игры на гитаре и пении…

Кружок игры на гитаре – это не ускоренный курс музыкальной школы и не курсы вокала. Это скорее творческий процесс, в котором каждый раскрывает свои способности, клуб по интересам. Юные гитаристы получают удовольствие от процесса игры и пения. И на своих домашних концертах, как их называют сами ребята, главная задача – передать настроение, создать атмосферу и подарить зрителям удовольствие. А зрители — это родители, бабушки и дедушки, члены семьи. Во время концерта можно попить чай с вкусностями, а самое главное — подпевать своим детям, что и делает благодарная публика с большим удовольствием.

Репертуар для выступлений подбирается коллегиально – это те песни, которые находят отклик у участников и которые могут быть интересны слушателям.

Занятия кружка проходят по понедельникам в школе микрорайона 3.

С февраля 2016 года будет набор новой группы.

Текст, фото и видео: Надежда Шмелёва

ФОТОРЕПОРТАЖ:

ВИДЕОРЕПОРТАЖ:

Присоединяйтесь к нам в Twitter, ВКонтакте, Facebook, Youtube, Мой мир чтобы быть в курсе последних новостей города Московского.

Обсудить на форуме Расскажи другим:

Объявление:
Продается новая куртка для девочки
Смотреть подробнее.

Источник

Кружок игры на гитаре

Кружок игры на гитаре

Руководитель кружка игры на гитаре «Аккорд»

Козлов Александр Борисович

Ушедший 20 век принес человечеству множество достижений в материальной сфере и вскрыл множество проблем в духовно-нравственном его развитии. В противовес механизации и компьютеризации нашего времени люди тянутся ко всему живому, душевному. Отсюда такая популярность «живого» исполнения музыки.

Потребность самовыражения через пение, игру на музыкальном инструменте, сценическое действие заложена в человеке изначально как способность творить, то есть создавать новое. Поэтому кружки по музыкальному развитию детей и юношества были и будут востребованы всегда и везде, важно чтобы они способствовали не только образовательному, но и воспитательному направлению в развитии подрастающего поколения.

Занятия проводятся каждую субботу с 14:00 до 15:00 часов.

Цель данной программы: создание условий для воспитания творчески развитой личности со стремлением к добру, красоте посредством занятий в кружке игры на гитаре.

— формировать потребность каждого члена кружка в развитии своей музыкальной культуры;

— ознакомить учащихся с творчеством лучших представителей жанра, лучшими образцами песенного и поэтического творчества;

— научить игре и пению под собственный аккомпанемент на шестиструнной гитаре.

Актуальность. Музыкальное воспитание – одно из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности, стимуляции развития личности. Многовековой опыт и специальные исследования философов, педагогов и музыкантов показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека. Поэтому мы сегодня говорим о важности музыкального воспитания всех детей без исключения, о ее значении для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости детей и молодежи, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой личности.

Данная программа рассчитана на обучение ребят среднего школьного возраста.

Одним из самых важных периодов в развитии личности является подростковый этап. Именно в этом возрасте человек начинает сознательно взаимодействовать с социумом, делает попытки определить собственную социальную позицию.

Существенной чертой в личностном формировании подростков являются раздумья о предстоящем жизненном самоопределении, о смысле жизни, о выборе профессии, об утверждении своего достоинства и престижа среди товарищей и окружающих людей. Основной задачей воспитания в этот период является формирование культуры восприятия и познания мира, определение своего места в нем.

Преиму­щественный интерес к музыке оказыва­ется особенно плодотворным для форми­рования основ духовной культуры под­ростков в силу того, что музыка в этом возрасте для большинства из них востребована в большей мере, чем другие виды искусства.

Занятия по данной программе проходят 1 раз в неделю (суббота с 14:00). Групповые занятия посвящаются изучению нового материала, знакомству с классическими произведениями жанра.

Результатом обучения в кружке должно стать знание ребенком жанровых особенностей, известных авторов и исполнителей, умение самостоятельно выбрать и разучить песню, выступить в концерте или конкурсе.

Формой подведения итогов реализации данной программы является участие в концертах, фестивалях и конкурсах.

За год дети должны овладеть навыками игры простейшего аккомпанемента на гитаре, пения под собственный аккомпанемент или под аккомпанемент педагога.

Тема 1. Знакомство с музыкальным инструментом – гитарой. Строение гитары. Посадка гитариста.

Экскурс в историю появления гитары. Разновидности гитары. Строение шестиструнной гитары. Физиологические основы правильной посадки гитариста (выпрямленный и расслабленный корпус, естественное расслабление положения рук, движение кистей и пальцев).

Тема 2. Аппликатура и буквенно-цифровые обозначения аккордов.

Понятие аппликатура. Обозначение пальцев правой и левой руки. Аппликатурные схемы и способ их употребления. Понятие аккорда, басового голоса. Обозначение аккорда и его строение. Строй и настройка шестиструнной гитары.

Тема 3. Техника игры правой и левой рукой.

Упражнения на развитие гибкости пальцев. Штрихи и техника извлечения звука правой рукой. Характерные ошибки при извлечении звука. Упражнения для правой и левой руки.

Тема 4. Основные аккорды.

Упражнения на игру последовательностей из аккордов Am, Dm, E, E7, C, G, G7, A7.

Тема 5. Основные аккорды.

Упражнения на игру последовательностей из аккордов Em, H7, D, D7, G, Am, C.

Тема 6. Игра приемом барре.

Понятие «барре». Упражнения на освоение полного и неполного барре с участием аккордов F, Hm, Gm и др.

Тема 7. Подбор репертуара для сольного исполнения.

Материально-техническое обеспечение данной программы:

— музыкальные инструменты (одна акустическая шестиструнная гитара для проведения занятий);

— нотная библиотека (сборники песен);

— комплект наглядных пособий (аккордов, устройство инструмента, аппликатурные таблицы и др.).

Каждый ученик обязательно должен приносить на занятия свой инструмент.

Обучающиеся должны знать:

– основные приемы игры на гитаре, ее настройку, эксплуатацию;

Источник

Ансамбль в классе гитары. Особенности и специфика ансамблевого музицирования.
методическая разработка на тему

Особенности ансамблевой формы творчества. Организация ансамблевой работы в кружке гитары. Специфика ансамблевого музицирования. Нотные примеры.

Скачать:

Вложение Размер
ansambl_v_klasse_gitary.docx 24.11 КБ

Предварительный просмотр:

АНСАМБЛЬ В КЛАССЕ ГИТАРЫ. ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ.

Многовековое развитие мировой музыкальной культуры подтверждает, что иполнительство, будь то инструментальное или вокальное, немыслимо без ансамблевого музицирования.

Ансамблевое творчество в кружке гитары всегда привлекает юных исполнителей. Что же влечёт ребят к этому виду искусства? Одна из основных причин – расширение исполнительских возможностей. Игра в ансамбле раскрепощает ученика, делает доступным исполнение сложных произведений. Особенно велика роль ансамбля в учебном процессе как предмета, способствующего всестороннему развитию ребенка.

«Ансамбль» — широко бытующее понятие в различны сферах человеческой деятельности, в музыке обчно имеет двоякое значение.

Первое — это ансамбль как дуэт, трио, квартет и т.д.

Второе – ансамбль как качество звучания, как степень слаженности и стройности. В практике мы часто говорим «хороший (плохой) ансамбль», «чувство ансамбля», подразумевая при этом качественную сторону понятия.

Особенности ансамблевой формы творчества.

Любой вид творчества имеет свою специфику, особенности, технику. Не исключение в этом и ансамблевая игра. Одной из ее особенностей является умение играть с одним или несколькими партнерами. Для формирования мастерства исполнителя это умение чрезвычайно важно. Гитаристы, как правило, занимаются сольным исполительством, в связи с чем детали и общий план произведения музыкант обдумывает один. В ансамбле – это совместный, коллективный труд, где произведение реализуется совместными усилиями партнеров.

В сравнении с сольным испонительством в ансамбле также иной процесс вызревания художественного замысла. Суть его заключается в воспроизведении пьесы: солист играет всю пьесу, ансамблист – только свою партию. И как бы каждый из партрнеров хорошо ни знал свою партию, ансамблистом он может стать только в результате совместной работы. В этом еще одна важная особенность ансамблевой игры. Хороший ансамбль предполагает наличие у юных музыкантов некоторых особых качаств, и прежде всего – умение слушать. Это крайне необходимо в сольной игре, однако в ансамбле этот навык становится еще более тонким и совершенным.

Важной чертой совместной игры является умение увлечь и увлечься исполняемым произведением. Первое зависит от силы дорования юного исполнителя, яркости замысла, второе – от сходства индивидуальностей, эмоциональной отзывчивости партнеров, их музыкальных кругозорв, богатства воображения, гибкости исполнительского таланта.

Еще одна характерная особенность совместной игры – умение общаться с партнером. Вот что писал, например, по этому поводу К.С.Станиславский: «Люди всегда стараются общаться с живым духом объекта, а не с его носом, глазами, пуговицами! Это требует большого внимания, техники, артистической дисциплины». Точно то же можно сказать и об общении музыкантов, в частности о таком его проявлении, как умение сопереживать.

В отличие от актеров театра музыканты в ансамбле «говорят» одновременно, хотя не исключены и поочерёдные «высказывания». Очень часто встречаемся мы в совместном музицировании с музыкальным диалогом. Ведущая роль у первой партии. Вместе с тем исполнителю второй партии принадлежит не менее важная роль – роль чуткого и отзывчивого собеседника.(Карулли «Маленькая пьеса для дву гитар»).

Встречаются и равноправные партии (Чайковский «Старинная французская песенка»),

а также партии «вопрос-ответ» (Кюффер «Лендлер»).

Ощущение исполнителя в момент ансамблевого музицирования, конечно, богаче: «В ансамбле музыкант сразу чувствует, как возросли разноообразие красок и мощь звучания, которыми он пользуется, и, соответственно, яркость и живость впечатления, производимого игрой» (Готлиб А.Д. «Основы ансамблевой техники»). Поэтому существующее мнение, что ансамбль стесняет исполнительскую свободу, безусловно, ошибочно. Напротив, игра в ансамбле раскрепощает юных музыкантов.

Немалую роль играет качество обучения ансамблевому исполнительству, постоянное совершенствование его методики.

Из ансамблей гитаристов в кружковой работе чаще практикуются дуэт, трио, реже – квартет, квинтет и секстет. При переложении для них музыкальный материал хорошо укладывается без всяких искажений. Эти виды ансамблей более удобны и в организационном отношении.

Из смешанных ансамблей наиболее распространены следующие: дуэт гитара с домрой, трио – гитара, домра, флейта и др.

Наибоее редок неаполитанский состав, в него входят гитара, мандолина, смычковые инструменты.

Организация ансамблевой работы в кружке гитары.

Прохождение ансамблевой дисциплины предусмотрено во всех звеньях музыкального образования, что лишний раз подчеркивает ее значение. Поэтому в кружковой работе игра в ансамбле должна играть значительную роль.

Формирование ансамблей обычно проводят по классам, по сменам, но при этом не всегда учитывается желание учащегося играть с тем или иным партнером. Это является серьезным недочетом в организации ансамблевой работы в кружке.

Чем лучше продумает педагог этот вопрос, тем перспективнее будет ансамбль.Формируя ансамбль, педагог должен видеть у его будущих участников общие черты, которые будут способствовать проявлению творческого лица того или иного учебного коллектива. Очень важно также учесть близость музыкального вкуса участников, их интересов, уровня развития, и, конечно же, степень владения инструментом.

Не менее важным является и умное распределение участников по партиям. В значительной мере стабильность работы ансамбля зависит и от того, насколько каждому из участников ансамбля интересно играть в нём.

Большую роль в работе ансамбля играет и репетиционный процесс, его чёткая спланированность. Можно не всегда заниматься полным составом, а вызывать отдельных исполнителей. Немаловажное значение имеет также организованность в работе, дисциплина.

Много проблем и в репертуарном разделе работы с ансамблями гигитаристов.

Во-первых, мало учебного материала. В связи с этим на педагога, ведущего данный предмет, ложится и обязанность подготовки репертуара.

Другой серьёзной проблемой является отсутствие какой-либо систематизации издаваемого нотного материала по степени трудности.

Независимо от этого педагог должен планировать прохождение подобранного материала, срого исходя из очень внимательного и точного учёта возможностей ансамбля как настоящих так и перспективных.

Не смотря на большую важность в учебном процессе, методика ансамблевого исполнительства гитаристов почти не разработана, в частности – вопросы, связанные с преподаванием дисциплины.

Работа ансамблиста над удожественным произведением должна начинаться со знакомства с произведением. Если есть возможность, его прослушивают в записи, если нет – проигрывают. И здесь сразу возникает вопрос – проигрывать всем ансамблем или отдельными партиями?

Это зависит, во-первых, от трудности произведения, во-вторых – от от квалификации ансамбля. Формы могут быть различными, лучшей из них, пожалуй, является стремление проиграть произведение целиком, чтобы иметь о нем большее представление.

На практике такое проигрываение часто вызывает немалые затруднения. И одна из причин того – сложность в чтении с листа, поэтому одним из важных разделов работы руководителя ансамбля должно быть постоянное совершенствование теники чтения с листа участниками. В ансамбле техника чтения с листа должна развиваться с большой интенсивностью в силу необходимости определённой согласованности.

Хорошее чтение нот с листа во многом определяет и плодотворность работы над произведением. Значимость этого особенно возрастает в связи с тем, что приходится часто обращаться к литературе для других инструментов, делать сразу в ходе игры их переложение. Техника переложения бывает двоякой: фиксирование нотного текста на бумагу до разучивания произведения или после. Практика показывает, что последний способ более продуктивный, поскольку до фиксации на бумагу, текст тщательно выверяется в звучании. Таким образом, первая стадия работы над произведением – общее знакомство с ним – зависит от чтения нот, сквозного прочтения пьесы всем ансамблем.

На следующей, требующей какого-либо времени, стадии работы ансамблисты тщательно разучивают свои партии, а на совместных проигрываниях корректируют и реализуют общий для ансамбля исполнительский план, устанавливают нужные темпы, намечают общие кульминации, определяют динамику каждой партии и т.д.

Одним из наиболее продуктивных методов совместной работы над произведением является его проигрывание (целиком или по частям) в спокойных темпах. Это дает возможность уделить достаточное внимание хорошему вслушиванию в музыку, более внимательному и углубленному, чем при беглом знакомстве с ней.

Весьма полезно проигрывание пьесы или отдельных ее частей на небольшой звучности, с минимальной эмоциональной отдачей. К этому методу следует периодичести прибегать на протяжении всего периода работы над произведением. Если на начальных стадиях это способствует изучению отдельны партий, то на более поздней – улучшает ритмическую жизнь, способствует сыгранности ансамбля.

По мере выучивания партий произведение постепенно доводится до нужных темпов, реализуются исполнительские задачи, наступает момент, когда пьесу можно играть целиком и на память.

Этот период следует определить как третий. Но на заключительном этапе работы над произведением не раз приодится возвращаться к методам, применяемым во втором. Проигрываются отдельные эпизоды в зависимости от конкретных задач: выравнивание динамики ансамбля, получения ясности голосоведения, достаточной синхронности и т.д.

На протяжении всей работы над произведением много значит степень технической подготовки каждого ансамблиста, его работоспособности. Потенциал работоспособности всех участников ансамбля должен быть примерно равным. Отставание одного из них тормозит работу остальных, исполнительские задачи реализуются не одновременно, произведение теряет свежесть и единство в каждой партии.

Основными критериями коллективного творчества являются системность и единство звучания. Слушая свою игру, ансамблист должен слышать партнёров, чувствовать силу звучания своей партии (в зависимости от её значения в общем ансамбле). Он должен быть гибким в задачах, связанных с изменением силы звучности, осознавать роль и значение в общем звучании своего инструмента.

Специфика ансамблевого музицирования.

В ансамблевом музицировании существуют такие понятия, как динамика всего ансамбля и каждой партии. И если в смешанном ансамбле выделению той или иной партии часто способствует тембровое различие, что в однородном ансамбле на первое место выступают вопросы динамики, её малейшие градации.

Несколько слов об особенностях исполнения крещендо и диминуэндо в ансамбле. Для любого вида ансамбля сложность их восприятия одинакова. Все дело здесь в технике совместного исполнения нюансов. Представим себе, что всему ансамблю необходимо постепенно усилить звучность. Как это делать?

Всем одновремеено или активность изменения звучности будет различна? Конечно, второе.

В крещендо, например, его в первую очередь делает исполнитель главной линии (чаще – это мелодия), в диминуэндо, наоборот, исполнитель мелодии затихает в последнюю очередь.

Громкость звучания в ансамбле зачастую определяется не только измененим силы звука. Она зависит также и от других средств выразительности, таких, например, как фактура изложения, некоторые приемы композиторского письма, штрихи и т.д.

Многогранность задач, выполняемых ансамблистом в плане динамики, в значительной степени помогает формированию в исполнителе многих необходимых ему слуховых ощущений и навыков.

Воспитанию слуховых навыков способствует и ритм ансамбля, являющийся еще одним качественым критерием. Ритм художественного произведения – это его жизнь, пульс. Ансамблевая практика оказывает юному исполнителю неоценимую услугу в этом отношении, воспитывая точность ритмического ощущения. В педагогической практике приходится часто наблюдать, как ансамблевая игра способствует устранению многих недостатков в ритмике учащихся: неумение выбрать нужный темп, держать его, выдерживать паузы.

Малейшие погрешности в ритмике со стороны участников ансамбля незамедлительно ведут к нарушению стройности исполнения, а значит, и к искажению художественного замысла произведения.

Понятие «ритм» имеет толкование как в широком, так и в более узком смысле. В широком – точнее будет сказать «темпо-ритм», его мы и рассмотрим. Темп исполнения любого произведения самым тесным образом связан с его характером. Однако темп в различной степени может колебаться в каких-то пределах. Исполнитель-солист может на одном концерте взять один темп, а на другом – сыграть чуть быстрее или чуть медленнее.

В ансамбле подобные колебания при определенном темпе довольно опасны. Поэтому все исполнители должны настраиваться на единый темп с предельной точностью. Найти точный единый темп помогают длительные совместные репетиции.

Раскрывая значение темпоритмической стороны совместного музицирования необходимо сказать о значении паузы, которая ности самый разичный характер.

Она может быть психологической, смысловой, просто ритмической, но всегда – это важнейший составной элемент жизни музыкального произведения. Совместная игра требует особой точности исполнения пауз, заставляет любого иполнителя шире взглянуть на их роль и значение в музыкальной структуре.

Ансамблевая пауза может быть общей или встречаться в отдельных партиях. Однако в принципе их исполнения нет абсолютно никакого различия. Важно только одно – точное их выполнение.

Особенно трудно исполнение общей паузы, нарушение которой моментально разрушает форму. В тех случаях, когда пауза одного из ансамблистов соответствует звучащим в это время музыкальным построениям другоо, проблема точности выдерживания паузы отходит на второй план. Более важным становится естественно влиться в ансамбль, для чего необходимо даже во время пауз вслушиваться в музыку.

Выразитльность исполнения штрихов – следующий качественный критерий любого ансамбля. Уровень любого ансамбля определяется синхронностью звучания, что подразумевает не только единую скорость движения, но и штриховую согласованность, представляющую собой не только важную художественную задачу, но и серьёзную техническую сложность.

Ансамблевое творчество пустило довольно глубокие корни в инструментальную музыку. Развитие музыкальных творческих способностей юных гитаристов тесно связано с ансамблевым музицированием.

Закрепившиеся ансамблевые традиции музицирования по нотам не распространились на ансамбли гитаристов, что способсвует развитию памяти исполнителей. В совместном музицировании происодит также и очень активное интеллектуальное развитие ребенка,этому способствует широкий круг исполнительских задач ансамблевой формы творчества. Общение с другими исполнителями развивает также культуру и эстетический вкус учащегося. В ансамбле дети играют всегда с большим желанием и игровым тонусом. Повышенное эмоциональное состояние, вызываемое совместной игрой обогащает ребенка, способствует его развитию как сольного исполнителя. Таким образом, ансамбль как вид творчества в кружке гитары способствует росту общей исполнительской культуры юного музыканта.

Источник

Оцените статью