Стефан Геллер — «Листок из альбома»
Вам хочется играть лирику Мендельсона, Шопена, раннего Скрябина, но не слишком длинное, да и сил пока не хватает? Вы преподаватель и не знаете, что взять на вырост ученику на уроки фортепиано? «Листок из альбома» Стефана Геллера — не просто нежная романтическая миниатюра; композитор включил эту пьесу в свой цикл этюдов op.16 «Искусство фразировки«
Эти нечасто играемые ноты для фортепиано подойдут детям и взрослым:
- учащимся средних классов ДМШ на вырост
- учащимся старших классов с умеренными техническими навыками в качестве романтической пьесы в программу
- на фортепианный конкурс перспективному ребенку как западно-европейскую романтику
- взрослым любителям продвинутого уровня на музицирование дома и быстрое разучивание новой музыки
- взрослым любителям среднего уровня на работу над романтическим образом и техническими навыками, которые пригодятся для штурма вершин
До того, как приступить к штурму Мендельсона, Шопена и раннего Скрябина, будет полезно научиться «пению» на фортепиано в контексте усложненной, более развернутой фактуры, чем та, что мы уже встречали в небольших учебных лирических пьесах — помним, что цикл этюдов назван «Искусство фразировки», именно для правильной плавной фразировки неторопливый «Листок из альбома» идеально подойдет.
Главной технической задачей для достижения этой цели будет спасение мелодии, тонущей в аккомпанементе, как я бы назвала этот процесс у моих учащихся. Мы будем спасать главную мелодическую линию, которая звучит в правой руке, и которая запуталась в паутине сопровождающих триолей. Сложно описать этот процесс в деталях, поэтому совершенствовать стереофонию лучше под контролем преподавателя.
Уже на стадии разбора необходимо суметь мысленно отделить в правой руке звуки мелодии от сопровождения, так нарабатывается навык визуального распознавания в нотном тексте этих двух пластов фактуры, капитальный навык для правильного чтения с листа и понимания музыки. В «Листке из альбома» это сделать легко: мелодия надстроена над аккомпанементом, поэтому у звуков мелодии штили вверх, а у арпеджио вниз.
Мелодию одну, без триолей, необходимо проиграть правой рукой и одновременно пропеть. Лучше с преподавателем, но можно и после нескольких прослушиваний записи. Затем добавить второй сопровождающий слой, но продолжать петь мелодию — рука привыкнет выделять именно те звуки, которые вы, пусть даже фальшиво, но поете.
Преподаватель все же очень нужен для шлифовки этой пьесы, именно он расскажет о направлении фразы с помощью интенсивности звука, но пение может немного помочь в этом вопросе одиночкам.
Дополнительное облегчение: отсутствие полиритмии два на три в правой руке (и на том спасибо :-)), как это было бы в подобном типе текста у Шопена, например. У Геллера и мелодия, и арпеджио изложены триолями, то есть полное совпадение по времени.
Дополнительная трудность: октавное изложение второго периода и кульминации в правой руке.
Играть, да еще и выделять мелодию слабым пятым пальцем очень непросто; в крайнем случае, если играть очень хочется, и нас привлекает и мотивирует образ пьесы — упрощаем изложение и не играем нижнюю ноту в октавах, при этом ярче выделяем верхнюю. Тембр конечно будет обеднен, и технические аспекты «этюда» мы в этом случае тоже упускаем, оставив для себя только музицирование. Но и без октав «Листок из альбома» Геллера представляет интересный и полезный челлендж для пациентов среднего уровня, тянущихся вверх.
Источник
Стефан Геллер — Порхающие листья (этюд)
Очень красивый этюд для фортепиано с человеческим лицом, несложная пьеса для начинающих , адаптированная мной для среднего и продвинутого уровней благодаря двум версиям игры, которые я предлагаю:
Partager :
Понравилось это:
Похожее
Опубликовано Masha Sharova
J’enseigne le piano aux enfants et adultes de tous niveaux dans mon école de musique «Si Facil’ la musique» à Bois Colombes / Asnières-sur -Seine. Je produits les arrangements et les partitions de piano de haute qualité pour des chansons et musiques de film // В блоге делюсь богатым опытом и репертуаром, оказываю скорую фортепианную помощь, наполняю репертуарную аптечку, пишу каверы, переложения, профессиональные ноты на заказ. В основное время занимаюсь фортепиано с детьми и взрослыми в Париже. Смотреть все записи автора Masha Sharova
Partager :
Понравилось это:
Стефан Геллер — Порхающие листья (этюд) : 10 комментариев
мне больше медленная версия нравится.
Безусловно, первая версия интереснее и больше соответствует названию.
Здравствуйте Masha Sharova. Ваша нотная аптечка просто бальзам для души! Спасибо.А что касается вариантов исполнения Геллера, мне симпатичен 1вариант.Особенно в вашем исполнении звучит волшебно!
Источник
Стефан Геллер — «Порхающие листья»
Очень красивый этюд для фортепиано с человеческим лицом, несложная пьеса для начинающих, адаптированная мной для среднего и продвинутого уровней благодаря двум версиям игры, которые я предлагаю:
— «правильная» в медленном темпе с переносом рук, как написано в нотах для фортепиано — для начинающих (далее в статье);
— моя трактовка, в быстром темпе, без переноса рук — для крепких средних и продвинутых пациентов, как на этом первом видео:
Hаличие двух вариантов игры — большое достоинство! Вы можете выбирать согласно вашему темпераменту и уровню. В зависимости от выбранного вами варианта музыка из неторопливой меланхоличной станет драматичной, порывистой, мятежной.
Начинающие блеснут красивыми переносами рук; продвинутые — виртуозностью в стиле Шопена (да простит он меня за это сравнение).
Техника, над которой можно работать в быстрой версии — длинные арпеджио в левой руке, превосходящие октаву, то есть с подкладыванием пальцев. В них «неуклюжей» левой нужно добиться лёгкости, игры арпеджио на одном движении запястья.
Подробные технические пояснения к Этюду Геллера, ноты c проставленными пальцами, вместе с другими интересными пьесами и занимательными рассказами о буднях учителя музыки — в моем сборнике «Легкие пьесы для фортепиано, звучащие сложно. Ноты для «заржавевших» пианистов» (изд. «Феникс», 2020) .
Источник