Степь да степь кругом ноты для хора
СТЕПЬ ДА СТЕПЬ КРУГОМ
Степь да степь кругом,
Путь далек лежит.
В той степи глухой
Замерзал ямщик.
И, набравшись сил,
Чуя смертный час,
Он товарищу
Отдавал наказ:
«Ты, товарищ мой,
Не попомни зла,
Здесь, в степи глухой,
Схорони меня!
Ты лошадушек
Сведи к батюшке,
Передай поклон
Родной матушке.
А жене скажи
Слово прощальное,
Передай кольцо
Обручальное.
Про меня скажи,
Что в степи замерз,
А любовь ее
Я с собой унес!
А любовь ее
Я с собой унес!»
Расшифровка фонограммы Жанны Бичевской, альбом «Старые русские народные деревенские и городские песни и баллады», Часть 3, Moroz Records, 1998
Музыка С. П. Садовского. Обычно в сборниках указывается «музыка народная». Фольклорная переработка стихотворения Ивана Сурикова «В степи» (1865, см. в конце страницы), которое, в свою очередь, навеяно старинной ямщицкой песней «Cтепь Моздокская». Есть ироническая «ковбойская» переделка Виктора Баранова и Андрея Ширяева «Прерия кругом. «
ВАРИАНТЫ (6)
1.
Степь да степь кругом,
Путь далек лежит.
В той степи глухой
Замерзал ямщик.
И, набравшись сил,
Чуя смертный час,
Он товарищу
Отдавал наказ:
«Ты, товарищ мой,
Не попомни зла,
Здесь, в степи глухой,
Схорони меня!
А коней моих
Сведи к батюшке,
Передай поклон
Родной матушке.
А жене скажи
Слово прощальное,
Передай кольцо
Обручальное.
А еще скажи —
Пусть не печалится,
И кто сердцу люб,
Пусть обвенчается.*
Про меня скажи,
Что в степи замерз,
А любовь ее
Я с собой унес».
*В вариантах: «Через год с другим обвенчается».
Две последние строки куплетов повторяются
Ах, зти черные глаза. Сост. Ю. Г. Иванов. Муз. редактор С. В. Пьянкова. — Смоленск: Русич, 2004
2. Степь да степь кругом
Степь да степь кругом,
Путь далек лежит.
В той степи глухой
Умирал ямщик.
И, набравшись сил,
Чуя смертный час,
Он товарищу
Отдавал наказ:
«Ты, товарищ мой,
Не попомни зла —
В той степи глухой
Схорони меня.
Ты лошадушек
Сведи к батюшке,
Передай поклон
Родной матушке.
А жене скажи
Слово тайное,
Передай кольцо
Обручальное.
Да скажи ты ей —
Пусть не печалится,
Пусть с другим она
Обвенчается.
Про меня скажи,
Что в степи замерз,
А любовь ее
Я с собой унес».
3. Степь да степь кругом.
Степь да степь кругом,
Путь далек лежит.
В той степи глухой
Умирал ямщик.
И, набравшись сил,
Чуя смертный час,
Он товарищам
Отдавал наказ:
«Ты, товарищ мой,
Не попомни зла,
Здесь в степи глухой
Схорони меня!
Схорони меня
Ты в степи глухой,
А коней моих
Отведи домой.
Отведи домой,
Отдай батюшке,
Мой поклон земной
Родной матушке,
А жене младой
Ты скажи, друг мой,
Чтоб она меня
Не ждала домой.
Передай словцо
Ей прощальное,
И отдай кольцо
Обручальное.
Пусть она по мне
Не печалится,
С тем, кто сердцу мил,
Пусть венчается» .
И умолк ямщик;
Кони ехали,
А в степи глухой
Бури плакали.
Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952
4. Уж ты, степь моя
Уж ты, степь моя,
Путь далек лежит,
В той степи глухой
Замерзал ямщик.
Он товарищу все наказывал:
«Ты, товарищ мой,
Не попомни зла,
Ты, товарищ мой,
Не попомни зла.
Схорони меня во степи глухой,
Схорони меня во степи глухой,
И коня мово передай матушке,
А кольцо мое передай жене —
Пусть обо мне она не печалится,
А золотым кольцом тем пусть обвенчается.
Записана от Жданкова И. М., 1906 г. р., и Антонова Ф. В., 1906 г. р., г. Талгар, в 1976 г. источник — стихотворение И. З. Сурикова «В степи», навеянное и творчески переработанное старинной ямщицкой песнею «Степь Моздокская». См.: «Песни и романсы русских поэтов», серия «Библиотека поэта», М.-Л., № 556, № 696; Новикова, стр. 412.
Багизбаева М. М. Фольклор семиреченских казаков. Часть 2. Алма-Ата: «Мектеп», 1979, № 292
5. Ах, ты степь, ты степь.
Ах, ты степь, ты степь!
Путь далек лежит.
В той степи большой
Замерзал ямщик.
И, набравшись сил,
Чуя смертный час,
Он товарищу
Отдавал наказ:
«Ты, товарищ мой,
Не попомни зла,
Здесь, в степи глухой
Схорони меня.
Ты лошадушек
Сведи к батюшке,
Передай поклон
Родной матушке.
А жене скажи
Слово тайное,
Передай кольцо
Обручальное.
Да скажи ты ей —
Пусть не печалится,
Пусть с другим она
Обвенчается.
Про меня скажи,
Что в степи замерз,
А любовь ее
Я с собой унес».
Третья и четвертая строки каждой строфы повторяются
Антология русской песни / Сост., предисл. и коммент. Виктора Калугина. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.
6.
Степь да степь кругом,
Путь далек лежит.
В той степи глухой
Умирал ямщик.
И, набравшись сил,
Чуя смертный час,
Он товарищу
Отдает наказ:
«Ты, товарищ мой,
Не попомни зла,
Здесь в степи глухой,
Схорони меня!
Ты лошадушек
Сведи к батюшке,
Передай поклон
Родной матушке.
А жене скажи
Слово прощальное,
Передай кольцо
Обручальное.
Да скажи ты ей,
Пусть не печалится,
Пусть с другим она
Обвенчается.
Про меня скажи,
Что в степи замерз,
А любовь ее
Я с собой унес. »
Замолчал ямщик…
Кони ехали…
А в степи глухой
Бури плакали…
Такун Ф. И. Славянский базар. – М.: «Современная музыка», 2005
ОРИГИНАЛЬНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
Кони мчат-несут,
Степь всё вдаль бежит;
Вьюга снежная
На степи гудит.
Снег да снег кругом;
Сердце грусть берет;
Про моздокскую
Степь ямщик поет…
Как простор степной
Широко-велик;
Как в степи глухой
Умирал ямщик;
Как в последний свой
Передсмертный час,
Он товарищу
Отдавал приказ:
«Вижу, смерть меня
Здесь, в степи, сразит, —
Не попомни, друг,
Злых моих обид.
Злых моих обид,
Да и глупостей,
Неразумных слов,
Прежней грубости.
Схорони меня
Здесь, в степи глухой;
Вороных коней
Отведи домой.
Отведи домой,
Сдай их батюшке;
Отнеси поклон
Старой матушке.
Молодой жене
Ты, скажи, друг мой,
Чтоб меня она
Не ждала домой…
Кстати ей еще
Не забудь сказать:
Тяжело вдовой
Мне ее кидать!
Передай словцо
Ей прощальное
И отдай кольцо
Обручальное.
Пусть по мне она
Не печалится;
С тем, кто по сердцу,
Обвенчается!»
Замолчал ямщик,
Слеза катится…
А в степи глухой
Вьюга плачется.
Голосит она,
В степи стон стоит,
Та же песня в ней
Ямщика звучит:
Как простор степной
Широко-велик;
Как в степи глухой
Умирал ямщик».
«Стихи И. З. Сурикова», 1865 г.
Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. — М.: Худож. лит., 1989. — (Классики и современники. Поэтич. б-ка).
Иван Захарович Суриков, родился 25 марта 1841 г. в деревне Новоселово Ярославской губернии, в семье оброчного крестьянина, работавшего приказчиком в Москве. В начале 60-х гг. познакомился с А. Н. Плещеевым, который помог ему опубликовать первое стихотворение, после чего произведения поэта стали систематически печататься на страницах столичных газет и журналов. В 1871 г. (?) издал первый сборник стихов. Вскоре вокруг него сложился кружок поэтов-самоучек, произведения которых Суриков собрал и включил в сборник «Рассвет» (1872). В середине 70-х гг. поэт заболел туберкулезом, ездил лечиться на кумыс, некоторое время жил в Ялте. Умер 24 апреля 1880 г. в Москве. Поэтический кружок («Суриковский литературно-музыкальный кружок», Москва) просуществовал до 1933 года.
Источник
Поет русский народный хор — Выпуск 5
Нотные сборники для хора в сопровождении и без сопровождения музыкальных инструментов
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
При составлении пятого выпуска сборника «Поет русский народный хор» учитывались отзывы и пожелания руководителей и участников самодеятельных хоровых коллективов. В своих письмах они просили включить в сборник такие произведения, как «Ой ты, Волга-река» Ф. Маслова, «Пойду, молода, погуляю!» Е. Кузнецова, русскую народную песню «Степь да степь кругом» и др. Наряду с популярными здесь широко представлены и новые работы советских композиторов, постоянно пишущих для русских народных хоров.
Как всегда, в наш очередной выпуск вошли сочинения, разнообразные по тематике и жанрам, доступные коллективам разного уровня подготовленности. Среди них песни о мире («Мир всем, кто трудится» В. Баснера и А. Петрова), о труде хлебороба («Кормилица-землица» В. Григоренко), о молодых строителях БАМа («У нас на БАМе» Н. Кутузова). Образ русской женщины, олицетворяющий любовь к Родине, к жизни, воплощен в песне А. Аверкина «Подвиг матери». Картинами русской природы навеяны новые лирические произведения О. Дымова, Л. Дмитриева, А. Ушкарева, уже вошедшие в репертуар хоровых коллективов.
В данный выпуск по просьбе участников художественной самодеятельности мы включили больше песен шуточных и игровых, без которых не обходится ни один концерт русского народного хора. Здесь и песня В. Голикова «Хор старушек», и народные плясовые «Ой, за рекой за быстрой такой», «У нашей Кати», и частушки — излюбленный жанр народного репертуара. В выпуске печатаются «Молодежные частушки» в записи и обработке известных собирателей сибирского фольклора братьев Заволокиных, а также припевки Белгородской области «Акулинка» в записи и обработке И. Веретенникова.
Плодотворна творческая деятельность Государственного Кубанского и Государственного Донского народных хоров; в последние годы она способствовала освоению казачьего песенного фольклора и другими коллективами. Мы предлагаем их вниманию две казачьи народные песни в обработке И. Корчмарского — «Прощай, Кавказ» и «Собирай в путь-дорогу, мамаша».
Составитель и издательство благодарят всех, кто в своих письмах выразил пожелания, помогающие нам в подготовке репертуарных сборников.
А. Широков,
заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии им. Глинки
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
В данный выпуск включены в основном произведения средней трудности. Составитель счел целесообразным дать рекомендации по разучиванию и исполнению некоторых из них.
Открывает сборник песня в характере марша «Мир всем, кто трудится» В. Баснера и А. Петрова (переложение для хора В. Самсоненко). Изначально она не предназначалась для исполнения русскими народными хорами, однако благодаря удобной хоровой аранжировке, сделанной с учетом их тесситурных возможностей и исполнительской манеры, простой фактуре, удобному голосоведению, легко запоминающейся мелодии песня может занять достойное место в репертуаре русских народных хоров. При исполнении особое внимание следует уделить подаче, текста. Следует разучить его до освоения музыки, декламируя хором в замедленном темпе.
В песне В. Григоренко «Кормилица-землица» определенную трудность может представить исполнение припева в быстром темпе с четкой артикуляцией. Он изложен автором в бестактовой нотации, и лишь пунктирные черты помогают поделить его на более мелкие метрические структуры, в каждой из которых заключено 5/8, Причем и эти условные такты удобно раздробить на еще более мелкие: 3/8+2/8, 2/8+3/8 и т. д., в порядке чередования. Заключительный такт этого раздела исполняется в свободном темпе по усмотрению дирижера.
Для песни Ф. Маслова «Ой ты, Волга-река» характерны предельно ясная фактура и удобное голосоведение. Предлагаем несколько разнообразить ее запевы: в первом куплете запевает одна певица или две-три, во втором — вся альтовая группа хора, в третьем к ней могут присоединиться тенора (по партии альтов). Такое распределение сил в сочетании с точным выполнением всех указанных динамических оттенков (нюансов) несомненно обогатит звучание, придаст ему большую выразительность.
Хор А. Пахмутовой «А у нас по Заречью» (без сопровождения) изложен автором без детализации исполнительских средств. Здесь возможен сольный запев в первых двух куплетах и групповой в третьем; возможно также исполнение припева первый раз группой хора, а при повторении — полным составом. По желанию песня исполняется на секунду или терцию ниже.
В сочинении А. Ушкарева «Пороша» выставлен лишь один начальный нюанс тр, что предполагает самостоятельную исполнительскую трактовку, зависящую от общей художественной и вокальной подготовки коллектива, его исполнительских и творческих традиций. Например, начав тихо, как бы издалека, можно постепенно усиливать звучание, довести его до f («Скачет конь.») и затем также постепенно стихать, как бы удаляясь.
Песня Л. Дмитриева «Зима-зима» не представляет особых вокально-технических трудностей. Изменяя состав исполнителей в запеве (сначала одна певица, затем группа хора и, наконец, весь хор) и в припеве последнего куплета (одна солистка первые восемь тактов, затем хор), можно постепенно обогатить партитуру новыми, яркими голосовыми красками. Исполнительский динамический план должен в первую очередь основываться на интонационной выразительности текста и мелодии.
Популярнейшая русская народная песня «Степь да степь кругом» (воронежский вариант) в обработке В. Захарова известна по ее исполнению хором им. Пятницкого и хором русской песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Первый поет с сопровождением, второй без него, что вполне допустимо. При пении в сопровождении баянов весьма желательна индивидуализированная вторая партия баяна, исполняющая очень важные по своей выразительности подголоски среднего регистра (в партии фортепиано они помещены на втором нотоносце в басовом ключе).
Песня «У нашей Кати» при исполнении ее хором им. Пятницкого всегда объявлялась в концертах как «пляска деревенских модниц». На авансцену выходили девушки (четыре-шесть) и, плавно двигаясь перед хором в такт песне (иногда притопывая каблучками), словно соревновались друг перед другом в красоте, обаянии и грации. Песня шуточная, а движения грациозные, женственные — в этом одна из особенностей сценического решения номера.
Хороводная Воронежской области «Ой, за рекой, за быстрой такой» печатается в подлинном виде с сохранением особенностей местного голосоведения и диалектного выговора. При исполнении ее хор может двигаться, танцевать. Перегруппировка хора, при которой он распадается на маленькие вокальные ансамбли, несомненно повлияет на тембровый ансамбль в целом. Чтобы избежать этого, на репетициях нужно добиваться большой слаженности голосов в дуэтах» терцетах, квартетах.
Лирическую песню «Ох, не зимою, летнею порою», как и предыдущую, следует исполнять в подлинно народной манере с сохранением особенностей места бытования песни. При работе над интонацией особое внимание рекомендуем обратить на шестую повышенную ступень, встречающуюся трижды в верхнем голосе. Звук этот должен исполняться с тенденцией к повышению.
Интересные решения сценического номера заложены в припевках Белгородской области «Акулинка», в основе которых лежит популярный наигрыш «Камаринской». Исполнение рассчитано на женский хор или ансамбль и один солирующий мужской голос. Наличие коротких, но выразительных инструментальных проигрышей предопределяет возможность подключения к баяну других русских народных инструментов (струнных, духовых, ударных), В этих эпизодах желательно приплясывание. Более развернутую пляску можно поставить уже после исполнения припевок, как их продолжение. В качестве музыкального сопровождения подойдет инструментальная партия пьесы. В самом последнем проведении целесообразно снова пение хора.
Форма «Молодежных частушек» — традиционная, диалогическая. Идет незлобивая, с лукавой усмешкойу девчат и с серьезными, обиженными лицами у ребят обычная словесная перепалка. В конце, как водится, примирение. Исполнять частушки лучше группами, а не всем хором, избегая резкого скандирования текста. Там, где вместо пения ребята произносят только два слова («Ну. Неужели?.»), куплет проигрывается на баяне.
Источник