Степь одна кругом глухая ноты

Поет русский народный хор — Выпуск 5

Нотные сборники для хора в сопровождении и без сопровождения музыкальных инструментов

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

При составлении пятого выпуска сборника «Поет русский народный хор» учитывались отзывы и пожелания руководителей и участников самодеятельных хоровых коллективов. В своих письмах они просили включить в сборник такие произведения, как «Ой ты, Волга-река» Ф. Маслова, «Пойду, молода, погуляю!» Е. Кузнецова, русскую народную песню «Степь да степь кругом» и др. Наряду с популярными здесь широко представлены и новые работы советских композиторов, постоянно пишущих для русских народных хоров.

Как всегда, в наш очередной выпуск вошли сочинения, разнообразные по тематике и жанрам, доступные коллективам разного уровня подготовленности. Среди них песни о мире («Мир всем, кто трудится» В. Баснера и А. Петрова), о труде хлебороба («Кормилица-землица» В. Григоренко), о молодых строителях БАМа («У нас на БАМе» Н. Кутузова). Образ русской женщины, олицетворяющий любовь к Родине, к жизни, воплощен в песне А. Аверкина «Подвиг матери». Картинами русской природы навеяны новые лирические произведения О. Дымова, Л. Дмитриева, А. Ушкарева, уже вошедшие в репертуар хоровых коллективов.

В данный выпуск по просьбе участников художественной самодеятельности мы включили больше песен шуточных и игровых, без которых не обходится ни один концерт русского народного хора. Здесь и песня В. Голикова «Хор старушек», и народные плясовые «Ой, за рекой за быстрой такой», «У нашей Кати», и частушки — излюбленный жанр народного репертуара. В выпуске печатаются «Молодежные частушки» в записи и обработке известных собирателей сибирского фольклора братьев Заволокиных, а также припевки Белгородской области «Акулинка» в записи и обработке И. Веретенникова.
Плодотворна творческая деятельность Государственного Кубанского и Государственного Донского народных хоров; в последние годы она способствовала освоению казачьего песенного фольклора и другими коллективами. Мы предлагаем их вниманию две казачьи народные песни в обработке И. Корчмарского — «Прощай, Кавказ» и «Собирай в путь-дорогу, мамаша».
Составитель и издательство благодарят всех, кто в своих письмах выразил пожелания, помогающие нам в подготовке репертуарных сборников.
А. Широков,
заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии им. Глинки

Читайте также:  Ночь светла гитара дуэт

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

В данный выпуск включены в основном произведения средней трудности. Составитель счел целесообразным дать рекомендации по разучиванию и исполнению некоторых из них.
Открывает сборник песня в характере марша «Мир всем, кто трудится» В. Баснера и А. Петрова (переложение для хора В. Самсоненко). Изначально она не предназначалась для исполнения русскими народными хорами, однако благодаря удобной хоровой аранжировке, сделанной с учетом их тесситурных возможностей и исполнительской манеры, простой фактуре, удобному голосоведению, легко запоминающейся мелодии песня может занять достойное место в репертуаре русских народных хоров. При исполнении особое внимание следует уделить подаче, текста. Следует разучить его до освоения музыки, декламируя хором в замедленном темпе.

В песне В. Григоренко «Кормилица-землица» определенную трудность может представить исполнение припева в быстром темпе с четкой артикуляцией. Он изложен автором в бестактовой нотации, и лишь пунктирные черты помогают поделить его на более мелкие метрические структуры, в каждой из которых заключено 5/8, Причем и эти условные такты удобно раздробить на еще более мелкие: 3/8+2/8, 2/8+3/8 и т. д., в порядке чередования. Заключительный такт этого раздела исполняется в свободном темпе по усмотрению дирижера.

Для песни Ф. Маслова «Ой ты, Волга-река» характерны предельно ясная фактура и удобное голосоведение. Предлагаем несколько разнообразить ее запевы: в первом куплете запевает одна певица или две-три, во втором — вся альтовая группа хора, в третьем к ней могут присоединиться тенора (по партии альтов). Такое распределение сил в сочетании с точным выполнением всех указанных динамических оттенков (нюансов) несомненно обогатит звучание, придаст ему большую выразительность.

Хор А. Пахмутовой «А у нас по Заречью» (без сопровождения) изложен автором без детализации исполнительских средств. Здесь возможен сольный запев в первых двух куплетах и групповой в третьем; возможно также исполнение припева первый раз группой хора, а при повторении — полным составом. По желанию песня исполняется на секунду или терцию ниже.

В сочинении А. Ушкарева «Пороша» выставлен лишь один начальный нюанс тр, что предполагает самостоятельную исполнительскую трактовку, зависящую от общей художественной и вокальной подготовки коллектива, его исполнительских и творческих традиций. Например, начав тихо, как бы издалека, можно постепенно усиливать звучание, довести его до f («Скачет конь.») и затем также постепенно стихать, как бы удаляясь.

Песня Л. Дмитриева «Зима-зима» не представляет особых вокально-технических трудностей. Изменяя состав исполнителей в запеве (сначала одна певица, затем группа хора и, наконец, весь хор) и в припеве последнего куплета (одна солистка первые восемь тактов, затем хор), можно постепенно обогатить партитуру новыми, яркими голосовыми красками. Исполнительский динамический план должен в первую очередь основываться на интонационной выразительности текста и мелодии.

Популярнейшая русская народная песня «Степь да степь кругом» (воронежский вариант) в обработке В. Захарова известна по ее исполнению хором им. Пятницкого и хором русской песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Первый поет с сопровождением, второй без него, что вполне допустимо. При пении в сопровождении баянов весьма желательна индивидуализированная вторая партия баяна, исполняющая очень важные по своей выразительности подголоски среднего регистра (в партии фортепиано они помещены на втором нотоносце в басовом ключе).

Песня «У нашей Кати» при исполнении ее хором им. Пятницкого всегда объявлялась в концертах как «пляска деревенских модниц». На авансцену выходили девушки (четыре-шесть) и, плавно двигаясь перед хором в такт песне (иногда притопывая каблучками), словно соревновались друг перед другом в красоте, обаянии и грации. Песня шуточная, а движения грациозные, женственные — в этом одна из особенностей сценического решения номера.

Хороводная Воронежской области «Ой, за рекой, за быстрой такой» печатается в подлинном виде с сохранением особенностей местного голосоведения и диалектного выговора. При исполнении ее хор может двигаться, танцевать. Перегруппировка хора, при которой он распадается на маленькие вокальные ансамбли, несомненно повлияет на тембровый ансамбль в целом. Чтобы избежать этого, на репетициях нужно добиваться большой слаженности голосов в дуэтах» терцетах, квартетах.

Лирическую песню «Ох, не зимою, летнею порою», как и предыдущую, следует исполнять в подлинно народной манере с сохранением особенностей места бытования песни. При работе над интонацией особое внимание рекомендуем обратить на шестую повышенную ступень, встречающуюся трижды в верхнем голосе. Звук этот должен исполняться с тенденцией к повышению.

Интересные решения сценического номера заложены в припевках Белгородской области «Акулинка», в основе которых лежит популярный наигрыш «Камаринской». Исполнение рассчитано на женский хор или ансамбль и один солирующий мужской голос. Наличие коротких, но выразительных инструментальных проигрышей предопределяет возможность подключения к баяну других русских народных инструментов (струнных, духовых, ударных), В этих эпизодах желательно приплясывание. Более развернутую пляску можно поставить уже после исполнения припевок, как их продолжение. В качестве музыкального сопровождения подойдет инструментальная партия пьесы. В самом последнем проведении целесообразно снова пение хора.

Форма «Молодежных частушек» — традиционная, диалогическая. Идет незлобивая, с лукавой усмешкойу девчат и с серьезными, обиженными лицами у ребят обычная словесная перепалка. В конце, как водится, примирение. Исполнять частушки лучше группами, а не всем хором, избегая резкого скандирования текста. Там, где вместо пения ребята произносят только два слова («Ну. Неужели?.»), куплет проигрывается на баяне.

Источник

Степь одна кругом глухая ноты

СТЕПЬ ДА СТЕПЬ КРУГОМ

Степь да степь кругом,
Путь далек лежит.
В той степи глухой
Замерзал ямщик.

И, набравшись сил,
Чуя смертный час,
Он товарищу
Отдавал наказ:

«Ты, товарищ мой,
Не попомни зла,
Здесь, в степи глухой,
Схорони меня!

Ты лошадушек
Сведи к батюшке,
Передай поклон
Родной матушке.

А жене скажи
Слово прощальное,
Передай кольцо
Обручальное.

Про меня скажи,
Что в степи замерз,
А любовь ее
Я с собой унес!
А любовь ее
Я с собой унес!»

Расшифровка фонограммы Жанны Бичевской, альбом «Старые русские народные деревенские и городские песни и баллады», Часть 3, Moroz Records, 1998

Музыка С. П. Садовского. Обычно в сборниках указывается «музыка народная». Фольклорная переработка стихотворения Ивана Сурикова «В степи» (1865, см. в конце страницы), которое, в свою очередь, навеяно старинной ямщицкой песней «Cтепь Моздокская». Есть ироническая «ковбойская» переделка Виктора Баранова и Андрея Ширяева «Прерия кругом. «

ВАРИАНТЫ (6)

1.

Степь да степь кругом,
Путь далек лежит.
В той степи глухой
Замерзал ямщик.

И, набравшись сил,
Чуя смертный час,
Он товарищу
Отдавал наказ:

«Ты, товарищ мой,
Не попомни зла,
Здесь, в степи глухой,
Схорони меня!

А коней моих
Сведи к батюшке,
Передай поклон
Родной матушке.

А жене скажи
Слово прощальное,
Передай кольцо
Обручальное.

А еще скажи —
Пусть не печалится,
И кто сердцу люб,
Пусть обвенчается.*

Про меня скажи,
Что в степи замерз,
А любовь ее
Я с собой унес».

*В вариантах: «Через год с другим обвенчается».

Две последние строки куплетов повторяются

Ах, зти черные глаза. Сост. Ю. Г. Иванов. Муз. редактор С. В. Пьянкова. — Смоленск: Русич, 2004

2. Степь да степь кругом

Степь да степь кругом,
Путь далек лежит.
В той степи глухой
Умирал ямщик.

И, набравшись сил,
Чуя смертный час,
Он товарищу
Отдавал наказ:

«Ты, товарищ мой,
Не попомни зла —
В той степи глухой
Схорони меня.

Ты лошадушек
Сведи к батюшке,
Передай поклон
Родной матушке.

А жене скажи
Слово тайное,
Передай кольцо
Обручальное.

Да скажи ты ей —
Пусть не печалится,
Пусть с другим она
Обвенчается.

Про меня скажи,
Что в степи замерз,
А любовь ее
Я с собой унес».

3. Степь да степь кругом.

Степь да степь кругом,
Путь далек лежит.
В той степи глухой
Умирал ямщик.

И, набравшись сил,
Чуя смертный час,
Он товарищам
Отдавал наказ:

«Ты, товарищ мой,
Не попомни зла,
Здесь в степи глухой
Схорони меня!

Схорони меня
Ты в степи глухой,
А коней моих
Отведи домой.

Отведи домой,
Отдай батюшке,
Мой поклон земной
Родной матушке,

А жене младой
Ты скажи, друг мой,
Чтоб она меня
Не ждала домой.

Передай словцо
Ей прощальное,
И отдай кольцо
Обручальное.

Пусть она по мне
Не печалится,
С тем, кто сердцу мил,
Пусть венчается» .

И умолк ямщик;
Кони ехали,
А в степи глухой
Бури плакали.

Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952

4. Уж ты, степь моя

Уж ты, степь моя,
Путь далек лежит,
В той степи глухой
Замерзал ямщик.
Он товарищу все наказывал:
«Ты, товарищ мой,
Не попомни зла,
Ты, товарищ мой,
Не попомни зла.
Схорони меня во степи глухой,
Схорони меня во степи глухой,
И коня мово передай матушке,
А кольцо мое передай жене —
Пусть обо мне она не печалится,
А золотым кольцом тем пусть обвенчается.

Записана от Жданкова И. М., 1906 г. р., и Антонова Ф. В., 1906 г. р., г. Талгар, в 1976 г. источник — стихотворение И. З. Сурикова «В степи», навеянное и творчески переработанное старинной ямщицкой песнею «Степь Моздокская». См.: «Песни и романсы русских поэтов», серия «Библиотека поэта», М.-Л., № 556, № 696; Новикова, стр. 412.

Багизбаева М. М. Фольклор семиреченских казаков. Часть 2. Алма-Ата: «Мектеп», 1979, № 292

5. Ах, ты степь, ты степь.

Ах, ты степь, ты степь!
Путь далек лежит.
В той степи большой
Замерзал ямщик.

И, набравшись сил,
Чуя смертный час,
Он товарищу
Отдавал наказ:

«Ты, товарищ мой,
Не попомни зла,
Здесь, в степи глухой
Схорони меня.

Ты лошадушек
Сведи к батюшке,
Передай поклон
Родной матушке.

А жене скажи
Слово тайное,
Передай кольцо
Обручальное.

Да скажи ты ей —
Пусть не печалится,
Пусть с другим она
Обвенчается.

Про меня скажи,
Что в степи замерз,
А любовь ее
Я с собой унес».

Третья и четвертая строки каждой строфы повторяются

Антология русской песни / Сост., предисл. и коммент. Виктора Калугина. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.

6.

Степь да степь кругом,
Путь далек лежит.
В той степи глухой
Умирал ямщик.

И, набравшись сил,
Чуя смертный час,
Он товарищу
Отдает наказ:

«Ты, товарищ мой,
Не попомни зла,
Здесь в степи глухой,
Схорони меня!

Ты лошадушек
Сведи к батюшке,
Передай поклон
Родной матушке.

А жене скажи
Слово прощальное,
Передай кольцо
Обручальное.

Да скажи ты ей,
Пусть не печалится,
Пусть с другим она
Обвенчается.

Про меня скажи,
Что в степи замерз,
А любовь ее
Я с собой унес. »

Замолчал ямщик…
Кони ехали…
А в степи глухой
Бури плакали…

Такун Ф. И. Славянский базар. – М.: «Современная музыка», 2005

ОРИГИНАЛЬНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

Кони мчат-несут,
Степь всё вдаль бежит;
Вьюга снежная
На степи гудит.

Снег да снег кругом;
Сердце грусть берет;
Про моздокскую
Степь ямщик поет…

Как простор степной
Широко-велик;
Как в степи глухой
Умирал ямщик;

Как в последний свой
Передсмертный час,
Он товарищу
Отдавал приказ:

«Вижу, смерть меня
Здесь, в степи, сразит, —
Не попомни, друг,
Злых моих обид.

Злых моих обид,
Да и глупостей,
Неразумных слов,
Прежней грубости.

Схорони меня
Здесь, в степи глухой;
Вороных коней
Отведи домой.

Отведи домой,
Сдай их батюшке;
Отнеси поклон
Старой матушке.

Молодой жене
Ты, скажи, друг мой,
Чтоб меня она
Не ждала домой…

Кстати ей еще
Не забудь сказать:
Тяжело вдовой
Мне ее кидать!

Передай словцо
Ей прощальное
И отдай кольцо
Обручальное.

Пусть по мне она
Не печалится;
С тем, кто по сердцу,
Обвенчается!»

Замолчал ямщик,
Слеза катится…
А в степи глухой
Вьюга плачется.

Голосит она,
В степи стон стоит,
Та же песня в ней
Ямщика звучит:

Как простор степной
Широко-велик;
Как в степи глухой
Умирал ямщик».

«Стихи И. З. Сурикова», 1865 г.

Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. — М.: Худож. лит., 1989. — (Классики и современники. Поэтич. б-ка).

Иван Захарович Суриков, родился 25 марта 1841 г. в деревне Новоселово Ярославской губернии, в семье оброчного крестьянина, работавшего приказчиком в Москве. В начале 60-х гг. познакомился с А. Н. Плещеевым, который помог ему опубликовать первое стихотворение, после чего произведения поэта стали систематически печататься на страницах столичных газет и журналов. В 1871 г. (?) издал первый сборник стихов. Вскоре вокруг него сложился кружок поэтов-самоучек, произведения которых Суриков собрал и включил в сборник «Рассвет» (1872). В середине 70-х гг. поэт заболел туберкулезом, ездил лечиться на кумыс, некоторое время жил в Ялте. Умер 24 апреля 1880 г. в Москве. Поэтический кружок («Суриковский литературно-музыкальный кружок», Москва) просуществовал до 1933 года.

Источник

Оцените статью