Стили джаза для фортепиано

Джаз на фортепиано: ноты

Джаз — музыкальный жанр, появившийся на рубеже 19 и 20 веков в США (Новый Орлеан). Он родился в результате объединения сельского и городского афроамериканского фольклора с европейской музыкальной традицией и представляет собой сочетание народной, художественной и развлекательной музыки.

Джаз характеризуется синкопированным ритмом, также с большой свободой интерпретации и аранжировки и склонностью к импровизации. Начальная стадия развития джаза связана с Новым Орлеаном, откуда приехал один из самых узнаваемых музыкантов этого жанра, который популяризировал джаз во всем мире: вокалист и трубач Луи Армстронг. Джазовая музыка из штата Миссисипи также важна для развития джаза.

В принципе можно выделить несколько основных стилистических периодов в истории джаза, в том числе: Чикагский джаз, диксиленд, свинг, крутой джаз и свободный джаз.

Джаз — это идеальная музыка для людей, которые чувствуют себя настоящими артистами и любят свободно интерпретировать многие песни.

В этом разделе собраны популярные джазовые пьесы, этюды и другие произведения для фортепиано, скачать которые можно бесплатно.

Источник

Джазовые аккорды для фортепиано

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Строение джазовых аккордов заимствовано из профессиональной музыки. Они тесно переплетены с ритмом, мелодией и гармонией. Джаз представляет собой синтез музыкальных элементов американской, африканской и европейской культур. Он характеризуется сложнейшим способом передачи изолированных ритмических линейных отрезков и своей неповторимостью.

Мелодия джаза очень многогранна. Джазовая гармония отличается своей тональностью и функциональностью. Гармоническая цепочка музыкальных фрагментов выстраивается с помощью аккордов.

Основные типы

В отличие от некоторых других инструментов джазового оркестра, ограничивающихся лишь воспроизведением отдельных нот, на пианино можно исполнять самые разнообразные аккорды. Их звуковой состав создаёт неповторимую атмосферу.

Джазовые аккорды для фортепиано представляют собой сложнейшую систему. Помимо классического трезвучия, в джазе широко распространены сложные созвучия.

Рассмотрим последовательность их образования.

  • При добавлении дополнительной терции к трезвучию получается септаккорд. В классической музыке он воспринимается как неустойчивый. В джазе септаккорд принимает устойчивость. Другие аккорды созданы на его базе с применением надстроек.
  • Добавление последующей терции превращает септаккорд в нонаккорд. Он содержит 4 терции, 3 квинты, 2 септимы, 3 трезвучия, 2 септаккорда и нону. Большой нонаккорд производит акустически правильное диссонирование. По этой причине его почти не применяют в классической школе.
  • Наложение сверху на нонаккорд ещё одной терции образует ундецимаккорд. Этот шеститонное созвучие построено из 5 терций.
  • Усложнить ундецимаккорд можно до терцдецимаккорда. Он состоит из 7 звуков. К нонаккорду добавляется сверху 2 терции. Самая верхняя нота отходит от основного тона на терцдециму, а предыдущая – на ундециму. Зачастую они сильно диссонируют.

На гармонической аккордовой последовательности строятся ритмические рисунки и мелодия. Трёхаккордовой прогрессии характерна задержка мелодии на любой ноте гаммы. Совпадение 2 из 4 аккордов создаёт гармонический ритм. Обычно аккордовые прогрессии выбирают для осуществления задуманной мелодии. Они присущи популярной африканской музыке.

Традиционно аккордовая последовательность обозначается римскими цифрами. Прогрессия II-V-I является часто используемым гармоническим оборотом в джазе.

При невозможности отобразить всю гармоническую структуру музыкального произведения его легко расширяют.

Источник

Стили джаза для фортепиано

Новости нашего сайта!

Дорогие посетители! Наткнулась я тут на отличный сериал «Друзья». Всем советую его посмотреть! Подробности на сайте www.friendstv.in

Дюжина джазовых крохотулечек. Легкие джазовые пьесы для начинающих пианистов.

Новости!

Дорогие посетители сайта, советуем посмотреть отличный сериал «Американская семейка». Посмотреть и узнать все подробности можно на сайте http://www.modernfamilytv.ru/ . Приятного просмотра!

Manfred Schmitz (Манфред Шмитц) — Blues & Boogie Woogie

Описание: 25 блюзов и 23 буги-вуги немецкого композитора Манфреда Шмитца.
Манфред Шмитц (р. 1939 в Эрфурте) — композитор и пианист.
Шмитц учился в музыкальной школе в Зондерсхаузен и в Академии музыки «Ференц Лист» в Веймаре. Затем он преподавал фортепиано в различных музыкальных школах, а с 1968 по 1984 год в Веймарской академии музыки. С 1984 года работал в качестве композитора, пианиста, аранжировщика и преподавателя.
С 1960 года успешно гастролировал со своим Manfred-Schmitz-Jazz-Trio и сотрудничал много лет с исполнителем Gisela May.
Его джаз-композиции для детей являются частью стандартного обучения во многих музыкальных школах далеко за пределами Германии. Шмитц живет и работает в Берлине.

Кургузов — Всемирно известные джазовые темы в переложении для синтезатора или фортепиано — 2008

Настоящий сборник представляет собой собрание произведений популярной джазовой музыки, которую можно исполнять как на синтезаторе, так и на фортепиано. По своей сложности, пьесы, представленные в сборнике, могут быть использованы как в младших, так и в средних классах музыкальной школы, в зависимости от выбора приема исполнения. Произведения, включенные в сборник, разделены на две части. Первая часть, более простая по фактуре изложения, может быть использована уже в младших классах. Эти же пьесы, исполненные усложненными приемами, пригодны для использования их в более позднем периоде обучения, тем самым создается линия преемственности от простых к наиболее сложным способам джазового исполнительства. Вторая часть сборника изложена в немного более сложной исполнительской фактуре, что делает возможным ее использование в средних классах музыкальной школы. Если исполнять пьесы второй части на синтезаторе, то учащимся придется столкнуться с необходимостью отказа от автоаккомпанемента и более творчески подойти к выбору как солирующих, так и аккомпанирующих инструментов, запрограммированных в синтезаторе. В независимости от того, будут ли пьесы, приведенные в сборнике исполняться на фортепиано или на синтезаторе, представленный музыкальный репертуар окажет неоценимую пользу детям в деле знакомства с величайшей ветвью мировой музыкальной культуры — джазовой музыкой, которая наверняка станет большим другом для ребенка на всю его жизнь!

Часть I
Дж Гершвин. Богач — бедняк (Из оперы «Порги И Бесс»)
G. Gershwin. I got Plenty о’ Nuthin (From the opera «Porgy and Bess»)
Т. Уоллер, Г. Брукс. Черный и грустный
T. Waller, Н. Brooks. Black and Вlue
Д. Раскин. Лаура
D. Raskin. Laura
Дж Maк-Хью. На солнечной стороне улицы
J. McHugh. Оп the sunny side of the street
Дж Керн. Ты для меня — это все
J. Kern. All the things you are
Х. Уоррен. Поезд на Чаттанугу
Н. Warren. Chattanooga Choo-Choo
Ч. Чаплин. Улыбка
С. Chaplin. Smile
Х. Тизол. Караван
J. Тizol. Caravan
Дж. Мендель. Тень твоей улыбки
J. Mandel. Тhe shadow оf your smile
В. Дюк. Я не могу начать
V. Duke. I can’t get started
Часть II
Ф. Лоссер. Лодка в Китай
Е Loesser. Slow boat to China
Д. Эллингтон. Атласная кукла
D. Ellington. Satin doll
С. Кургузов. ОК
S. Kurguzov. ОК
Л. Россел. Маскарад
L. Rossel. Masquerade
Ф. Чёрчил. Когда мой принц придет
Е. Churchill. Some day mу prince will come
Дж Ширинг. Колыбельная
G. Shearing. Lullaby
Д. Эллингтон. Садись на поезд «А»
D. Ellington. Take the ‘A’ train
Дж. Керн. Вчера
J. Kern. Yesterday
П. Дезмонд. Держи пять
Р. Desmond. Take five
Д. Гиллеспи. Ночь в Тунисе
D. Gillespie. Night in Tunisa

Источник

Часть 6. Фортепианная школа

В 20-е годы параллельно с Чикаго стала бурно развиваться джазовая жизнь в Гарлеме – негритянском районе Нью-Йорка. Это был город в городе, с весьма насыщенной культурной жизнью. В начале века туда стекались многочисленные исполнители рэгтайма, устраивались танцевальные вечера и соревнования, ставились менестрельные спектакли и шоу. В Гарлеме возникла и развивалась фортепианная школа страйд-пиано, сформировавшая гарлемский фортепианный стиль. Этот стиль продолжал развитие рэгтаймовой игры и опыт баррел-хауз. Мелодия в страйде строилась в отрыве от граунд-бита. При этом левая рука чередовала бас на 1 и 3 долю с аккордом на четные доли. Аккорд брался в среднем регистре, бас в низком, в результате чего левая рука совершала своеобразные шаги, что и дало название стилю (stride – большой шаг). Одним из основоположников гарлемской школы был великолепный пианист, имевший неплохое академическое образование – Джеймс Пи Джонсон. Его игра, под воздействием белых музыкантов новоорлеанского стиля, познакомивших Нью-Йорк с новой для них музыкой, превратилась из таперской, развлекательной в джаз. В результате рояль превратился в подобие бэнда с распределенными функциями, которые были подвластны пианисту-виртуозу. Следующим по популярности после Джонсона был Уилли “Лайон” (Лев) Смит (Willie “The Lion” Smith), который, несмотря на прозвище, полученное в Первую мировую войну, играл мягче и лиричнее своего коллеги.
Характерной особенностью музыкального Гарлема были так называемые “рент-парти” – вечеринки, затеваемые с целью сбора денег для арендной платы. На такие вечеринки приглашался пианист, развлекавший публику. Постепенно на эти вечера стали собираться многочисленные мастера фортепиано и их ученики. Фактически, развлекательное мероприятие превратилось в школу “передового опыта”. В этой школе в качестве ученика появился молодой Томас “Фэтс” Уоллер, которому давал уроки пораженный его талантом Джеймс Пи Джонсон. Уоллер превратился во влиятельнейшего представителя гарлемской школы. Его богатый стиль игры включал в себя и оркестровое использование фортепиано, и изысканные импровизации, и невероятный драйв, обеспеченный агрессивной левой рукой, и необыкновенный музыкальный юмор.

СЛУШАТЬ: Fats Waller – “I´m Gonna Sit Right Down And Write Myself a Letter”

Ответвлением от стиля страйд можно считать манеру игры, выработанную пианистом Эрлом Хайнсом, становление которого проходило в Чикаго,. Еще до встречи с Армстронгом в 1928 году на сессиях записей Хайнс соединил рэгтаймовую игру страйда с сильным блюзовым влиянием. А позже привнес в свои исполнения фразировку, характерную для трубы, т.е. положил начало “трубному” стилю. Эта тенденция появилась у музыканта еще в ранние годы, но восхищение Армстронгом подстегнуло ее. Влияние Хайнса на других пианистов было значительным и постепенно увело джазовое фортепиано от стандартов страйда.

В 20-е годы в Чикаго, в Нью-Йорке и в других городах возникает большое число танцевальных оркестров, т.н. “свит-джазовых” (англ. Sweet – сладкий, благозвучный). Они состояли из профессиональных музыкантов, которые взяли на вооружение многие приемы из стилистического набора раннего джаза. Примером таких оркестров могут служить коллективы Бенни Поллака (Ben Pollack), Жана Голдкета (Jean Goldkette) и Пола Уайтмена (Paul Whiteman). Как правило, музыканты этих оркестров, за исключением некоторых солистов, пришедших из настоящего джаза, не умели импровизировать. Усилиями симфоджазовых оркестров, облачивших джаз в европейские одежды, к джазу было привлечено внимание публики, воспитанной в канонах академической музыки. При этом произошли значительные потери в импровизационной сущности джаза, но была подготовлена почва как для прихода свинговой эпохи, так и для синтеза джаза и академической музыки в более глубокой форме. Но этот этап пришелся уже на вторую половину века.
Оркестр Пола Уайтмена был силен не составом музыкантов, а аранжировками, в которых Уайтмен пытался убрать “варварские” звучания раннего джаза. Своими выступлениями, в том числе и в престижных залах, Уайтмен старался привлечь к джазу внимание деятелей культуры и искусства. В числе таких выступлений был и знаменитый концерт 1924 г., в котором прозвучала “Rhapsody In Blue” композитора Джорджа Гершвина (George Gershwin).

СЛУШАТЬ: “Rhapsody in Blue” George Gershwin
Историческая первая запись “Рапсодии в блюзовых тонах”: оркестр Пола Уайтмена, солист – Джордж Гершвин (фортепиано), 1924

Расцвет полуджазовых и джазовых оркестров досвинговой эпохи приходится на период с 1923 по 1929 годы, который обычно называют “золотой эрой джаза”. В это время блистают бэнды Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson) с целой плеядой выдающихся солистов в лице Коулмана Хокинса (Coleman Hawkins), Дона Рэдмана (Don Redman), Рекса Стюарта (Rex Stewart), Бенни Картера (Benny Carter), в Нью-Йорк переезжает из Вашингтона оркестр Дюка Эллингтона, в Детройте работают “Коттон Пикерс” (“Cotton Pickers”) под руководством Уильяма Маккинни (William McKinney), Джелли Ролл Мортон продолжает свою деятельность после Нового Орлеана с ансамблем “Red Hot Peppers”. В это время формируется и оркестр Джимми Лэнсфорда (Jimmy Lanceford). Благодаря возникновению большого количества оркестров джазово-танцевального типа, джаз становится частью шоу-бизнеса. В Соединенных Штатах эта музыка воспринимается публикой в рамках своего прикладного значения, да еще и в контексте ее расовой принадлежности (происхождения). Впрочем, растущее число белых оркестров постепенно сдвигает общественное мнение о статусе новой музыки.

СЛУШАТЬ: Fletcher Henderson – “King Porter Stomp”, Нью-Йорк, 14.03.1928

Иное отношение к джазу складывалось в Европе, где очень быстро возникло иное восприятие джаза. В среде просвещенной публики он оценивался как очень богатое в художественном отношении музыкальное искусство. Этому способствовали гастроли американских джазменов в Европу, начиная с 1919 года. Именно тогда была опубликована восторженная оценка академического дирижера Эрнеста Ансерме (Ernest Ansermet) игры кларнетиста Сиднея Беше. В 20-е, а особенно в 30-е годы в Европе появляется огромное число поклонников джаза и музыкантов, которые пытаются идти вслед американцам и копируют их. Одновременно в Европе начинается исследовательская деятельность новой музыки, и появляются книги о джазе Юга Панасье (Hugues Panassier) и Шарля Делоне (Charles Delaunay).

Источник

Оцените статью