Стив вандер для гитары

Обыкновенное чудо: Стиви Уандер и его внутреннее зрение

В 13 лет он стал самым молодым артистом с песней на вершине национального хит-парада США — и одним из первых темнокожих певцов, достигших этого во всё еще сегрегированной Америке. В его багаже — пара десятков песен, определивших облик современной поп- и рок-музыки и 25 наград «Грэмми». Его имя внесено в залы славы рок-н-ролла, ритм-н-блюза и авторов-песенников. А еще — немаловажный факт для его родной страны — именно он добился включения дня рождения Мартина Лютера Кинга в список национальных праздников США. Один из первых его альбомов пророчески назывался «12-летний гений» — при этом он слеп от рождения. Сегодня, 13 мая, Стиви Уандеру, одному из самых замечательных музыкантов ХХ столетия, исполняется 70 — и «Известия» присоединяются к поздравлениям.

Трудное начало

«Он родился в бедной, но трудолюбивой семье» — этот классический зачин часто напрашивается к его истории. Трудолюбивостью в чете Джадкинсов, впрочем, отличалась лишь Лула Мэй, мать Стивленда (таково полное имя певца), ставшего третьим из шести детей. Отец, Келвин Джадкинс, мало интересовался и работой, и детьми — особенно «слепым пащенком».

Слепота, скорее всего, стала следствием трагической врачебной ошибки — Стиви родился недоношенным и был помещен в «инкубатор», куда усиленно подавался кислород. О том, что избыток кислорода может привести к ретинопатии недоношенных и к полной слепоте, в 1950 году просто не знали.

В конце 1990-х Уандер почти согласился на экспериментальную терапию, которая теоретически могла вернуть ему зрение. Увы, выяснилось, что в его возрасте и состоянии это было уже невозможно. Впрочем, сам музыкант всегда философски относился к своей слепоте: «Иногда я чувствую, что слепота — это дар Божий, потому что я, наверно, не протянул бы и минуты, умей я видеть. Господь знал, что делал. По крайней мере, я никогда не сужу о книге по ее обложке».

Молодой Стиви Уандер,1960 год

Вернемся, однако, в 1950-е. Келвин продолжал игнорировать свои отцовские обязанности, к тому же начал поколачивать супругу. Лула Мэй получила развод (для черной женщины середины 1950-х, за полстолетия с лишним до всяких «миту», — решение смелое), забрала детей и уехала в Детройт — в те времена один из самых динамичных и процветающих городов США. К тому же за городом уже закрепилась слава центра не только автомобильной промышленности, но и культурной — особенно музыкальной — жизни черной Америки.

Основанная в 1959 году предпринимателем и продюсером Берри Горди фирма грамзаписи Tamla Motown превратилась с тех пор в легенду шоу-бизнеса, подарив миру новый, продолжающий жить и развиваться и по сей день музыкальный стиль — соул. Само имя Мотаун (портманто слов Motor и Town) превратилось в прозвище Детройта на долгие годы.

Лула Мэй, дочь батрака из Алабамы, перебравшаяся в юности на либеральный Север, верила в своего любимца и уделяла ему максимум внимания. Когда будущему Стивленду было два года, мать выдала ему две ложки и предложила стучать по всему в доме — так он выработал свое уникальное чувство ритма. Однажды в Рождество соседи, скинувшись, презентовали ему настоящую ударную установку; постепенно в доме появились и другие инструменты. К 10 годам Стиви уже и сам сочинял музыку.

Семья при этом жила временами в крайней бедности — Келвин после развода полностью исчез из жизни детей, так что Луле Мэй приходилось зимой воровать в доках уголь, чтобы хоть как-то отапливать дом. «Мать брала нас с собой, — вспоминал много позже Стиви. — Потом она стыдилась, когда я рассказывал об этом эпизоде. Я всегда говорил ей, что стыдиться надо не того, что мы воровали уголь — а того, что в самой богатой стране мира воровать, чтобы выжить, было и необходимостью, и преступлением».

Его второй папа

Основателю Motown Берри Горди суждено было стать для Стивленда практически вторым отцом — и даже пережить положенный бунт против своего авторитета, когда пришло время. В 1961 году Стиви спел собственную композицию «Одинокий мальчик» участнику популярной группы The Miracles Ронни Уайту. Тот мгновенно оценил потенциал юного дарования и устроил прослушивание у Горди, результатом которого стал контракт на пять лет и новое имя.

Продюсер Кларенс Пол, работавший над первыми записями Стиви, воскликнул: «Этот парень — просто маленькое чудо!» Так Стивленд Моррис (Лула Мэй отказалась от фамилии бывшего мужа) стал Малышом Стиви Уандером (определение «Малыш», впрочем, исчезло с конвертов пластинок и афиш уже в 1963 году).

Стиви мог стать одним из вундеркиндов поп-музыки, забытых и списанных в архив после достижения совершеннолетия и потери интереса слушателей, но всё вышло иначе. И даже не так, как сложилось у его поклонника и отчасти ученика Майкла Джексона, отправившегося в путешествие по волнам безумия, достигнув одновременно невиданных высот популярности.

В 21 год Уандер твердо взял в свои руки управление собственной карьерой — и творчеством. Что в начале 1970-х было не столь уж частым явлением даже среди взрослых артистов. «Я понимал, что не хочу больше прыгать по сцене под визг поклонниц», — говорил он позднее в интервью. Сразу после вечеринки в честь совершеннолетия юрист Уандера вручил «крестному отцу» Горди довольно резкое письмо с требованием прекратить действие контракта.

Глава Motown в очередной раз проявил себя мудрым бизнесменом — требования Стиви о полном творческом контроле и повышенном размере отчислений были удовлетворены, и контракт был перезаключен на более выгодных для артиста условиях. «У меня были сомнения, конечно, — вспоминал потом Горди. — Но превращение мальчишки с бонгами, певшего высоким голосом, в зрелого вокалиста, автора и продюсера произошло у меня на глазах. Стиви был готов к полету». Первые же два альбома «нового» Стиви стали суперхитами — песни You Are the Sunshine Of My Life и Superstition стали не просто знаковыми для самого певца, но и, что называется, вошли в золотой фонд музыки ХХ столетия.

Уандер ввел в свою музыку неожиданный и всё еще экзотический в начале 1970-х инструмент — синтезатор. Эксперименты с новыми технологиями стали вообще его фирменным знаком. Так, для «Путешествия в тайную жизнь растений» (1979), довольно экстравагантного саундтрека к одноименному научно-популярному фильму, Стиви использовал один из первых сэмплеров, а сама запись была сделана при помощи цифровой техники.

Стиви Уандер во время концерта в театре Rainbow в Финсбери-парке, Лондон, Англия, в феврале 1974 года

Уандер пояснял, что ему было интересно сделать музыку к тому, что ему никогда не суждено увидеть — монументальная и почти полностью инструментальная работа, впрочем, не нашла отклика у публики, ожидавшей всё же песен, а не почти амбиентных электронных импровизаций.

Инициатива и контроль

Тем не менее в 1980-е 30-летний музыкант вступил не просто суперзвездой, а в своем роде национальным символом Америки. Альбом Hotter Than July (1980) вернул Уандера на вершины хит-парадов, но он резко снизил темпы: в последовавшие четыре десятилетия он выпустил лишь пять пластинок (три из них — до 1990 года). Значительную часть своего времени Уандер начал посвящать семье — у известного своей любвеобильностью певца девять детей от разных женщин; младшей дочери Найе всего шесть. Кроме того, он серьезно занялся социальными проблемами — и не только в песнях.

В 1980 году Уандер обратился к президенту Рейгану с призывом признать день рождения Мартина Лютера Кинга общенациональным праздником — и добился своего. Позднее принял участие в кампании против вождения в пьяном виде — вся Америка видела плакаты, на которых слепой музыкант заявлял: «Лучше я сам поведу машину, чем позволю везти себя пьяному!» — и слышала нравоучительную, но заводную песню Don’t Drive Drunk. Уандер занимался — и занимается — всеми возможными благотворительными начинаниями, от помощи слепым детям до пропаганды музыкального образования.

Несколько менее известная сторона деятельности певца — участие в разработке электронных музыкальных инструментов. В 1982 году Уандер вместе со знаменитым изобретателем и футурологом Реймондом Курцвайлем основал компанию Kurzweil Music Systems, среди продукции которой ставшие легендарными цифровые синтезаторы К250 и К2000/2500.

Последний свой альбом он выпустил еще в 2005 году — пластинка A Time To Love принесла Уандеру очередной «Грэмми». С тех пор он продолжал выступать в основном со старым материалом, написав, впрочем, песню All About the Love Again — специально для инаугурации Барака Обамы, где впервые ее и исполнил. Заметим, что Обама вообще давний поклонник певца — даже женился он под песню Уандера You And I.

Тем не менее Уандер вот уже больше 10 лет не балует публику новой музыкой. Возможно, эта сдержанность — результат не потери вдохновения, а того самого творческого самоконтроля, права на который требовал Уандер когда-то у Берри Горди. Когда у тебя в багаже песни, определившие звучание поп-музыки почти на полвека вперед — а именно такие песни писал и записывал Уандер в середине 1970-х, — они становятся и грузом ответственности тоже.

А понять, как к такой ответственности относится сам Уандер, могут помочь слова Отиса Уильямса из легендарной соул-группы The Temptations: «Стиви просто работает в иной плоскости, чем все остальные. Он просто другой — и никому не понять Стиви Уандера, если только ты сам не Стиви Уандер».

Источник

10 самых странных гитар Стива Вая

Стив Вай постарался прославить себя не только как талантливый композитор и гитарист, но и изобретатель странных гитар. Самое известное его творение – гитара Ibanez JEM c ручкой на корпусе. Странно, что до этого никто не додумался раньше. Можно же носить её без всяких чехлов и кофров – взял за ручку, как чемодан, и вперёд.

А если чемоданогитара не кажется вам странной, вот подборка самых, гм, нестандартных инструментов из коллекции Стива. Целиком всю коллекцию можно посмотреть на сайте музыканта , сейчас там – правда, вместе с проданными и украденными инструментами – около 400 гитар.

“Кости”

Эта гитара – предшественник ибанезовской серии JEM. Её сделали в лос-анджелесской мастерской Performance Guitar, и сам Стив тоже приложил к ней руку – он убрал немного дерева из-под механизма тремоло, чтобы у того был больший ход. Именно на этой гитаре впервые сделали ручку-вырез в корпусе. И украшена она под стать своему странному виду – множеством наклеек с надписью “Кости”.

Eastwood Airline

Эта гитара, по крайней мере, выглядит как гитара, и у неё нет дополнений сомнительной пользы. Но тоже необычная. Похоже, что на бридже тремоло (системы Бигсби) автограф Колина Ньюмана – широко известного в узких кругах музыканта и продюсера. Кроме того, что у гитары странная форма корпуса и необычный цвет, в ней ещё и дополнительный пьезозвукосниматель под бриджем. Стив назвал эту гитару Агатой.

Ibanez Heart Tripleneck

Одна из самых эффектных гитар Стива Вая. Идею гитары с грифами в разную сторону он подглядел у Майкла Анджело Батио . Всего у Вая было три такие гитары, они звались “Красное сердце I”, “Красное сердце II” и “Пурпурное сердце”.

Despagni JEM “Знг Знг”

Эту гитару с непроизносимым именем – под стать виду – сделал друг Стива Джо Деспаньи. Видать, они крепко дружили, потому что ни один мастер в здравом уме не возьмется за такое . На ней Стив Вай играл в туре “Eat ‘Em And Smile” Дэвида Ли Рота.

Lonklin “Кобры”

Про эту гитару мало что известно. Конструкция у нее как у обычной семиструнки с одним хамбакером, но вид корпуса… Кто еще, кроме Вая, может владеть такой гитарой? Две кобры, одна из которых проглотила столярный угольник, на корпусе и магические символы на грифе.

Despagni “Пламя”

Ещё одно творение Джо Деспаньи и мастерской Performance Guitars. Просто очередная гитара странной формы. Вай играл на ней, когда работал с Дэвидом Ли Ротом. Эта гитара выставлялась в голливудском “Гитарном Центре”, а в 2017 году Стив продал её, чтобы собрать денег для Джо. К сожалению, через год Джо умер.

Joe Jem

Ещё одно творение рук Джо Деспаньи, и она называлась JEM еще до ибанезовских “джемов”, а Стив называл ее Би-Би. Эта гитара с облачком и молниями (или что там ещё изображено?) была замечена на сцене в 1986 году, когда Стив играл с Дэвидом Ли Ротом. Потом её продали на благотворительном аукционе и сейчас ею владеет парень по имени Алекс Ло из Иллинойса. Счастливчик.

Pro Art Red Mini “Топор”

В коллекции Стива она идет под именем SV 181, и больше не знают о ней ничего. Шестиструнка с корпусом в виде топорика и чем-то, очень похожим на встроенный динамик.

Семиструнный арфоситар Ernie Ball

Не столь изощренная, как трех-с-половиной-грифовая гитара Picasso Пэта Метини , но тоже интересная, сделанная самим Стерлингом Боллом. Струны на арфе заглушены специальной прокладкой, поэтому звук её похож на ситар. На этом инструменте Стив играл композицию “Upanishads” из альбома “Modern Primitive”.

Ultra Zone

А вот эта гитара, без сомнений, самая странная за всю историю рока. Даже знаменитый Wangcaster (я уж не буду вешать тут картинку, а то мой сайт зачислят в категорию 18+) отстаёт – там-то понятно, что имелось в виду. А про этот механизм даже и думать не хочется, а то мало ли что надумается…

Гитара называется Ultra Zone, в коллекции Стива Вая она под номером SV 221. Породил её ирландский мастер Алистер Хэй, вдохновившись рисунком на обложке альбома Стива Вая 1999 года “Ultra Zone”.

Источник

Stevie Wonder

Стиви Уандер (англ. Stevie Wonder; настоящее имя Стивленд Хардэуэй Моррис; 13 мая 1950 года, Сагино, Мичиган) — американский соул-певец, живая легенда мировой поп индустрии, композитор, пианист, барабанщик, харпер, музыкальный продюсер и общественный деятель, оказавший огромное влияние на развитие музыки XX века, страдающий слепотой. 25-кратный лауреат премии Грэмми. Один из основоположников классического соула и R’n’B. Стиви — один из самых известных вокалистов в мире, его постоянно включают в «списки лучших вокалистов всех времён». Ослеп вскоре после рождения, в возрасте одиннадцати лет подписал свой первый контракт со звукозаписывающей корпорацией Motown Records и продолжает выступать и записываться на ней по сей день. Стиви Уандер является музыкантом-мультиинструменталистом: обладает вокальным диапазоном в четыре октавы и невероятно сложной вокальной техникой, виртуозно владеет роялем и всеми видами синтезаторов, ударной установкой, кларнетом, губной гармоникой. Стиви добился выдающихся успехов на музыкальном поприще, будучи слепым. Наряду с Реем Чарльзом, Стиви Уандер является самым известным и популярным слепым музыкантом в мире. Некоторые наиболее известные песни Стиви Уандера: «My Cherie Amour», «For Once in My Life», «Pastime Paradise», «Superstition», «Living For The City», «Skeletons», «All In Love Is Fair», «Sir Duke», «I Wish», «Isn’t She Lovely».

В России наибольшей известностью пользуется песня «I Just Called to Say I Love You». Наиболее известные альбомы «классического периода»: Characters, Innervisions и Songs in the Key of Life. Уандер записал более тридцати хитов, входящих в первую десятку чартов США, написал более 2000 песен и получил рекордные 25 премий Грэмми, присуждаемые за высшие достижения в области звукозаписи. Также он известен своей работой в качестве политического активиста, в том числе его кампанией 1980 года, о придании дню рождения Мартина Лютера Кинга статуса национального праздника в США. По этому случаю Уандер, который уже был к тому времени известным защитником прав афроамериканцев, записал песню «Happy Birthday», целиком посвящённую кампании в поддержку праздника. В 2009 году Стиви Уандер был объявлен посланником ООН. В 2008 году журнал Billboard опубликовал список «100 лучших артистов всех времён», в котором Уандер занял пятую строчку.

Стиви Уандера называют одним из величайших музыкантов нашего времени:

1. 25 раз получал премию «Грэмми»,
2. Стал одним из музыкантов, фактически определивших популярные стили «чер­ной» музыки — ритм-энд-блюз и соул середины XX века,
3. Имя Уандера увековечено в «Зале славы рок-н-ролла» (1989 год) и «Зале славы композиторов» (1983 год),
4. Лауреат Гершвиновской премии.

За свою карьеру он записал более 30 альбомов. Последний на данный момент студийный альбом «A Time to Love» вышел в 2005 году. Пластинка дебютировала сразу на пятом месте американского поп-чарта. Она получила массу положительных отзывов от критиков, премию «Грэмми» за лучший мужской поп-вокал («From The Bottom Of My Heart») и на лето 2007 года был продан тираж 169 тыс. копий (по данным Nielsen SoundScan). Последний официальный концертный альбом Стиви Уандера вышел в 2008 году, это запись с лондонского концерта на O2 арене. Альбом содержит 27 треков, в основном это песни самого Уандера, также присутствует одна композиция Miles Davis («All Blues»), одна Chick Corea («Spain») и попурри на темы песен The Beatles и The Rolling Stones.

Источник

Оцените статью