Странник духовные канты под гитару протоиерея геннадия заридзе

Смысла жизни без Бога не бывает

Беседа с протоиереем Геннадием Заридзе

Протоиерей Геннадий Заридзе – настоятель храма Покрова Богородицы в селе Отрадном Воронежской области. Приход у храма большой, но все друг друга знают, и создается впечатление, что живут одной большой дружной семьей. И как во всякой семье, здесь особое внимание к подрастающему поколению. Был даже построен приют для детей-сирот.

О том, как привести к Богу современных подростков, воспитанных интернетом и соблазняемых всевозможными субкультурами, как строить жизнь в семье, что нужно делать, чтобы дети выросли настоящими христианами и служили своими талантами Господу, – беседа с батюшкой. Кстати, отец Геннадий сам человек творческий: он автор и исполнитель духовных кантов под псевдонимом Странник.

– Отец Геннадий, известно, что этот год для прихожан Покровского храма ознаменовался очень важным событием.

– Да, в этом году на Рождество Христово к нам приезжал Президент России В.В. Путин. Владимир Владимирович человек глубоко верующий. Молился искренне, от всего сердца и, когда по протоколу нужно было уходить из храма, спросил: «Можно еще помолиться, а после сказать слово?» – и произнес речь, встав на амвон. Это была его воля. Думаю, что Владимир Владимирович глубоко православный человек, патриот нашей Родины, который пытается привести ее в порядок. Президент осмотрел и наш приют.

– А как устроен приют, и кто его постояльцы?

– Приют мы построили на добровольные пожертвования верующих, в него не было вложено никаких государственных денег. Помощь поступала не только из Воронежской области, но и из других регионов: Москвы, Липецка, Тамбова. В итоге получился теплый дом для детей, оказавшихся на обочине жизни. Это не совсем приют в привычном понимании: мы обустроили десять квартир, в каждой – четыре комнаты, где могут проживать шесть ребят вместе с патронатной мамой. Всё по-домашнему уютно и красиво. Но так получилось, что первыми постояльцами стали жители юго-востока Украины, бежавшие от войны. Те, кто затем перебрался на постоянное место жительства, получили от прихода и неравнодушных прихожан помощь – деньги, вещи, посуду, постельное белье и всё необходимое.

– Вы ведь заботитесь не только о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию?

К вере нельзя относиться формально: это Господу противно

– Всеми детьми и подростками надо заниматься. Молодежный отдел при храме – около 100 человек. Выпускаем научный журнал, газеты – детскую, для многодетных семей и для подрастающего поколения. Несколько лет назад по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия запустили семейное музыкально-разговорное «Радио “Благовестие”» на частоте 73,55 УКВ. Молодежь приходит к нам, мы общаемся. Они находят свой путь, начинают понимать суть Православия. Начинают понимать, что нужно осознать смысл жизни и веры православной, а не просто прийти в храм, поставить свечку. Что нужно научиться любить Бога, людей и духовно развиваться. Что к вере нельзя относиться формально: это Господу противно.

Клирики нашего храма проводят разные беседы в вузах города, в школах с преподавателями. Всё это необходимо, особенно тем, кто живет в России. Конечно же, наша страна многоконфессиональная, но основная часть жителей – православные, поэтому нам всем очень важно знать о своей вере.

– А с чего нужно начать свой путь к Богу, как его проходить, как следовать Промыслу Божиему?

– Для того чтобы прийти к Богу, нужно переосмыслить собственную жизнь, иметь желание не совершать грехи в будущем, бороться с ними. Человек должен понимать, что сам он из себя ничего не представляет, только Господь может его воссоздать в нормальном состоянии. Поэтому важно ходить на Причастие, не пренебрегать этим и понять, какое это Великое Таинство и милость от Бога. Исповедоваться и причащаться, работать над собой, учиться молитве и так потихоньку становиться христианином.

Нельзя так: побыл праведником пять лет – и всё

При этом помнить: весь жизненный путь является самосовершенствованием. Нельзя так сказать: побыл праведником пять лет – и всё. Нет, мои дорогие. Все отведенные нам дни человек делает усилия над собой. Мы знаем, что даже после смерти диавол соблазняет человека.

Необходимо работать над собой, чтобы Богу была угодна наша жизнь, состояние нашего сердца. Преподобный Ефрем Ватопедский говорил, что необходимо гнать помыслы, не развивать те глупости, которые нам подсовывает лукавый. А что касается Промысла Божиего, то это оптимальная форма, по которой человек должен жить на земле и развивать свою бессмертную душу ради спасения. Но это, опять-таки, не навязывание обязательного пути: человек идет за Богом по собственному желанию.

– Как же нам, обычным людям, живущим обычной суетной жизнью, понять Промысл Божий?

– Знаю случай, когда старец одному молодому человеку советовал не жениться, так как он прозревал, что этот юноша в будущем станет епископом – на то была воля Божия. Старец был известен, многие получали от него помощь. Обычно происходило то, что он говорил. Юноша ослушался старца – просто потому, что не хотел работать над собой, не хотел смиряться. Он женился, но вскоре развелся с женой и запил так, что умер от этого. Вот и не совершилось уготованное Промыслом Божиим.

Чтобы не заблудиться в жизни, а человек может многократно попадать в сети диавола, нужно обращаться к священнику, к людям духовным за советом – но только если это действительно серьезные, фундаментальные проблемы. Не стоит у духовника спрашивать, можно ли съесть, допустим, этот кусочек селедки, а не тот или мыть руки с мылом или без. Такого быть не должно. Но когда есть какие-то важные вопросы и человек хочет спросить совета у духовника, это правильно. Так в России было всегда.

– Приход у вашего храма немаленький, иной раз нужно выстоять большую очередь, чтобы исповедаться. С какими духовными проблемами приходят люди?

Страх – это тоже воздействие лукавого на душу

– Спектр проблем очень широкий. Это и разные заразы общества: блудные, жадные… Человек может не совладать со своими страстями. Он может пить, прелюбодеить, принимать наркотики, не справляться с нападками диавола. Страх – это тоже воздействие лукавого на душу. Когда сатана подступает, человеку становится очень страшно, хочется куда-то бежать – это верный признак того, что диавол пытается пугать душу.

Нужно молиться и полностью смириться со всем, следуя путем матери-Церкви. С помощью Таинств в человеке потихонечку начинает преобладать благодать Святого духа, совершенствуя его. Это возможно, когда исповедь и причастие искренние.

А причащаться нужно обязательно. Иисус Христос на Тайной вечере «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: “Приимите, ядите: сие есть Тело Мое”. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: “Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов”» (Мф. 26: 26–28). Христос сказал также: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6: 53). Поэтому, если человек не причащается, он духовно не развивается. Соединение с Господом и продвижение по духовному пути без причастия невозможно. Когда каменщик строит здание, он кладет камень за камнем. То же самое от Причастия к Причастию, образно говоря, в сердце формируется храм для пребывания там Духа Святого.

– Батюшка, а как правильно построить семью, чтобы храм в сердце был у каждого из домочадцев?

– Важно каждому из близких суметь смирить свою гордыню, причащаться, чтобы оставаться членом Церкви, и просить о дружной семье святых угодников Божиих – Ксению Петербуржскую, Матрону Московскую, мученика Трифона. И самое главное – работать над собой, чтобы стать лучше. Вот основные советы. А за более подробными можно обратиться к записанному мной диску «Беседы о нравственности в семье и целомудрии», который был выпущен в этом году.

– Еще вопрос: как супругам правильно готовиться к пополнению в семье, правильно воспитывать детей, распознать, какой у ребенка дар от Бога, и помочь его реализовать?

– Родители должны быть образцом для ребенка. Если вы не будете жить целомудренно, будете кричать, ругаться, устраивать истерики, то ваше чадо привыкнет к этому и подумает, что это норма и можно поступать так же. Понимаете, в чем дело? Если родитель ругается матом – и ребенок будет ругаться; если смотрит гадость по телевизору – и малыш тоже станет смотреть, так как старшие для него пример.

Необходимо показывать позитивный пример, жить в чистоте. Так, чтобы была нравственная непорочность. Следует молиться, чтобы дети были Богу угодны, дабы действительно славили Христа, а не были Его противниками. Не о том надлежит думать, сколько у ребенка будет денег и какая машина, а какова станет душа. И стараться самому готовиться, чтобы воспитывать будущее поколение должным образом.

Детям с детства необходимо дать возможность проявить себя. Одни хорошо рисуют, другие – поют, кто-то хорошо пишет сочинения, стихи, а иные понимают толк в машинах и могут легко разобрать их… У каждого свои способности, и, конечно, нужно их развивать. И если у человека есть творческая одаренность, она должна быть не только для его пользы, но и для окружающих. Талант закапывать не положено – так написано в Евангелии.

– Батюшка, вы сами пишете музыку и кладете на нее свои стихи. Когда и как открылся этот талант?

Когда висишь над пропастью, очень быстро происходит осмысление – себя, жизни, смерти

– Писать песни я начал с первого курса университета. Однажды со спелеологической группой мы были на Кавказе. Я оказался в одной из пещер в форме колбы, с узким «горлом». Начал спуск по веревке, и в какой-то момент получилось так, что подо мной – 30 метров, а наверх вылезти невозможно: веревка зацепилась за щель и не шла. Висишь над пропастью и думаешь обо всем! Очень быстро происходит осмысление – себя, жизни, смерти… Так и получилась первая песня. Когда вернулись вечером в лагерь – взял гитару и спел:

Это вовсе не дождь – это бьется в пещере вода,
По провалам сочится, в скале вырезая узор.
Лишь страховка и Бог могут знать, оборвутся когда
И веревка, и жизнь, и с пещерой начавшийся спор…

– Это было в 1982 году, я тогда оказался при смерти. Помню, что Бог решал, оставить меня на земле или нет, – помиловал и оставил на покаяние, так что теперь знаю точно: тот мир реально существует. Поэтому прекратил работу на кафедре (я физиолог по образованию, занимался научной работой, писал диссертацию) и пошел служить Богу. Хотя и был крещен в Православии, толком тогда ничего не знал о вере.

А смысла жизни без Бога не бывает, даже невозможно себе представить это.

Сначала был певцом в храме, потом чтецом, а в 1988 году меня рукоположили в священный сан. Заочно окончил Московскую духовную семинарию. Так и пришел к служению. Разумеется, песни поменяли свою направленность, стали одной из форм проповеди о Боге.

– Отец Геннадий, а почему вы пишете под псевдонимом Странник?

– На этой Земле мы все странники. Не всегда же тут будем находиться. После своего помилования Богом воспринимаю себя человеком, который скользит во времени, не цепляясь за всё, что есть вокруг.

Источник

Странник духовные канты под гитару протоиерея геннадия заридзе

Геннадий Владимирович Заридзе (род. 1959), протоиерей, настоятель Покровского храма села Отрадного Новоусманского района Воронежской области и Воронежского храма-часовни в честь святителя Митрофана Воронежского, клирик Воронежской епархии, автор и исполнитель духовных кантов под псевдонимом Странник
Родился 18 мая 1959 года. Отец преподавал политэкономию и научный коммунизм в университете, мама преподавала русский язык и литературу. Когда Геннадию исполнилось восемь лет, отец оставил семью, и мама одна их с сестрой растила и воспитывала.

Крещён был в детстве, но православной вере научен не был.

Окончил общеобразовательную школу и музыкальную школу по классу фортепиано. Учась в старших классах, увлекался астрофизикой, делал телескопы и по ночам смотрел на звёздное небо.

Поступил в университет на биологический факультет. По окончании университета работал на кафедре физиологии, планировал написать диссертацию.

Женился. В поисках смысла жизни и представлений о жизни души после смерти, изучал парапсихологию и многие восточные учения.

В апреле 1982 года с ним произошёл случай, перевернувший его жизнь:

«В одной из поездок в поезде Воронеж-Москва я сильно застыл — до такой степени, что, когда возвратился в Воронеж, мне было уже совсем плохо, невыносимая головная боль не прекращалась ни на миг, её невозможно было ничем ослабить. Через неделю состояние ухудшилось, и меня повезли в реанимацию. В машине «скорой помощи» отключилось сознание, прекратились конвульсии. Когда меня привезли в больницу, тело было как бревно. Ничего из того, что происходило потом, я не помню и о случившемся со мной знаю по рассказу реанимационной медсестры.
«А было так. Жене моей сказали, что надо готовить гроб, потому что по всем медицинским показателям выжить в такой ситуации человеку невозможно. Когда моё тело завезли на каталке в реанимационную палату, оно почти не подавало признаков жизни. [. ] Прокололи спинной мозг, обнаружили пневмококковый менингоэнцефалит. В общем, разговора о дальнейшей моей жизни вообще не было. В качестве реанимационных процедур поставили капельницу с пенициллином, вывели катетер, привязали, как принято, к спинке койки, чтобы тело не билось.
«Но. Вопреки всем прогнозам, на следующие сутки под утро я пришёл в сознание — в полной, стопроцентной уверенности, что «тот мир» есть! То, что Бог есть, я понял ещё будучи в сознании! Кроме того, я знал теперь совершенно точно, что «там» Бог решал вопрос: оставить меня на земле или не оставить. [. ] Что Бог есть, я понял ещё до этого, когда искал смысл жизни, когда понял, что душа живёт после смерти. Но именно в этот момент у меня появилось абсолютное знание этого. Как именно всё это происходило, как «там» решали вопрос, оставить меня на земле или не оставить, я не могу объяснить словами. Почти всё случившееся для меня закрыто, осталось только чувство уверенности, что происходило нечто чрезвычайно важное. Вернулся я с ощущением огромной, непередаваемой радости на душе. Бог меня пожалел. Оставил на земле для покаяния! Знаете, вот так — открыли дверь и выпустили. И вот я тут — ура! – я жив, и головной боли больше нет вообще.
«После «возвращения» организм стремительно восстановился, несмотря ни на что. Врачи ходили на меня смотреть как на какой-то «экспонат», им было удивительно: как это — я живой?
«Я поработал на кафедре ещё немного, около года, потом ушёл, потому что уже не видел смысла в диссертации, она стала мне просто неинтересна. Не потому, что я был настроен против научной работы, а потому, что в тот момент понял: служение Богу, Который меня помиловал, выше всего остального на свете» [1].
После этого случая стал певчим в Казанском храме города Воронежа, подрабатывал художником-оформителем.

Первый раз исповедовался у протоиерея Николая Седых, позже познакомившего его со схиархимандритами Макарием (Болотовым) и Серафимом (Мирчуком), которые стали помогать ему на духовном пути и сделались его духовными отцами.

Для того чтобы решиться идти служить Богу, поехал по благословению отца Николая в Тбилиси, где жили бабушка и дедушка Геннадия — на улице, соседней с Александро-Невским храмом, где тогда служил схимитрополит Серафим (Мажуга), благословивший Геннадия на священство.

14 октября 1988 года был рукоположен во диакона в Покровском кафедральном соборе города Воронежа и назначен клириком того же собора.

23 апреля 1989 года был рукоположен в сан священника к тому же собору, где прослужил до 1995 года.

Работал заведующим издательским отделом Воронежской епархии. Занимался телепрограммами: «Православный собеседник» (по 40 минут в прямом эфире), «Слово, обращённое к душе» (в записи на 41-м канале по 15 минут). По субботам участвовал в подготовке десятиминутных радиопередач в программе «Панорама». Тогда же начал проводить беседы в разных аудиториях по православной антропологии. В январе 1995 года у него случился инфаркт, и деятельность на радио и телевидении пришлось оставить.

В 1990-х годах был настоятелем Троицкого храма посёлка Борового (ныне микрорайон, в составе города Воронежа) [2].

В 1995 году заочно окончил Московскую духовную семинарию.

Позже, когда стало лучше со здоровьем, был назначен служить в Покровский храм села Отрадного Новоусманского района Воронежской области.

С 2001 года — настоятель того же храма.

Был возведён в сан протоиерея.

С 2000-х по 2008 год был куратором строительства храма Рождества Пресвятой Богородицы села Бабякова Новоусманского района Воронежской области [3]. Впоследствии был назначен настоятелем этого храма [4].

15 марта 2011 года упоминается как духовник возрождающегося Белогорского Воскресенского мужского монастыря [5], оставался таковым на 12 сентября 2013 года [6].

12 марта 2014 года был назначен настоятелем Воронежского храма-часовни в честь преставления святителя Митрофана Воронежского [7]. 24 июля того же года был повторно назначен настоятелем того же храма-часовни в связи с его переименованием во имя святителя Митрофана Воронежского [8].

В 2016 году упоминается как председатель Объединения православных ученых [9].

Женат, имеет нескольких детей (на апрель 1982 года — двоих) и внуков. Сын — священник Георгий Заридзе.

Источник

Оцените статью