Стратоподобная гитара что это

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • -Другое- (229)
  • -Выбор гитары- (168)
  • -Покупка/Продажа- (125)
  • -Техника игры- (104)
  • -Электрогитара- (101)
  • -Ноты/табы/подбор- (87)
  • -Интересные ссылки- (78)
  • -«Мастер класс»- (61)
  • -Куда пойти учиться- (54)
  • -Новости- (49)
  • -Классика/Акустика- (46)
  • -Видео- (45)
  • -Фото- (45)
  • -Ответы на основные вопросы- (44)
  • -Эффекты- (40)
  • -Бас гитара- (38)
  • -Тексты песен/аккорды- (38)
  • -Комбики/Примочки- (36)
  • -«Мое»- (35)
  • -Guitar Pro- (20)
  • -Жалобы/Пожелания- (19)

Музыка

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Постоянные читатели

Статистика

Stratocaster или Les Paul?

Loyalman все записи автора Stratocaster или Les Paul?

Так, для начала скажу, что играл и на том, и на другом и сделал вывод, что их даже и сравнивать практически нельзя, так как это две абсолютно несравнимые гитары! Это два разных класса гитар, каждая из которых имеет свои недостатки и достоинства. Итак, давайте немного помудрим и рассмотрим все, что можно.

Многие из тех, у кого стоит дома страт, не умеет пользоваться машинкой (это та штуковина, что держит струны и, если умело пользоваться, может разнообразить игру завываниями при нажатии на ее рычаг), а у некоторых эта машинка Флой Роуз, что вообще превращает жизнь музыканта (начинающего, конечно) в бесконечный кошмар — то струна расстроится, то вообще гитара не строит.Тогда зачем брать страт, если с машинкой проблемы? У лесполов таких машинок нет, если это не леспол, сделанный по личным приоритетам, но тут давайте рассматривать только стандартные варианты. У Лес Пола обычная система держателя струн с подставкой. Далее все о том же месте: о машинке, струнодержателях на Лесполе поднять-опустить струну относительно грифа намного проще, нежели на Стратокастере, хотя стратовские машинки позволяют отстроить каждую струну в отдельности это бесспорно лучше.

Ну, ладно с машинками покончим — это дело, как говорится, на любителя. Давайте перейдем чуть выше — то есть к самой доске, к деке. Хотя электрогитара — инструмент , где звук происходит благодаря колебаниям струны и благодаря работе звукоснимателя, все же не малую роль играет и дерево, не все так просто. Да, звучание электрогитары еще зависит и от деталей, не имеющих никакого отношения к электронике. Лес Пол делается из качественных пород дерева (дека делается с кленовым покрытием), у него цельный корпус, что только улучшает звук, а Стратокастер на половину пустой, да и прикрыт пластиковой крышкой. Нда, ну это тоже на любителя. (Я не буду тут писать о породах дерева и об изготовлении гитар — для этого есть много информации, предоставленной куда более грамотными людьми, не сочтите за труд почитать немного по этому вопросу — это полезно.)

Так, что у нас дальше? Гриф. У стратоподобных гитар гриф имеет головку, которая распологается параллельно самой рабочей части, что не обеспечивает давления на сам гриф, и во время игры на гитаре гриф практически не звучит, у Лес Пола же, головка находится под некоторым углом к рабочей части, что позволяет звучать и грифу, так как он как бы сливается с декой. И вообще, гриф у стандартного Лес Пола вклеен в деку, а не на болтах (хотя есть и такие Эпифон Лес Пол Студио). То есть иными словами относительно Les Paul можно сказать, что эта гитара создана для акцентировании игры на сустейне, а не на атаке. Атака — привилегия Стратокастера.

Давайте теперь глянем одним глазком на электронику Стратокастера и Лес Пола (я думаю, что стоит рассматривать стандартные варианты и того и другого). На стратоподобных гитарах чаще всего стоят 3 звукоснимателя: Сингл — Сингл — Сингл, или же Бриджевый Хамбакер — Сингл — Сингл, а на гитарах аналогичных Лес Полу 2 Хамбакера. Прямо скажу, что сравнивать Сингл и Хамбакер тоже бесполезно как и Stratocaster и Les Paul. Но все же несколько слов и о том, и о другом Сингл дает яркий и насыщенный звук, особенно в средних частотах, но зато здорово фонит, Хамбакер немного смягчает звук, но зато никаких побочных эффектов. И еще, не так давно появился Хамбакер «синглового» размера, то есть это самый настоящий подарок любителям страта. Управление Стратом осуществляется 3 потенциометрами (тон — тон — уровень) и переключателем на 4 (иногда 3 и 5) положения. Всё управление расположено снизу, и переключатель находится почти под струнами, так что порой при весьма интенсивной игре можно элементарно перескочить с одного датчика на другой, но многим нравится именно этот вариант, так как он эргономичнее Лес Пола. У Les Paul электроника чаще всего это: Хамбакер — Хамбакер, ну что говорить не разообразно, но и не безобразно. Как я уже говорил — это гитара сустейна и мягкого звучания. Управление — переключатель на 3 положения (бриджевый — оба — нековый) и четыре «крутилочки» под две на каждый датчик (тон — уровень). Переключатель находится около грифа сверху, что многие считают неудобным, но поверьте — дело привычки.

Итак, вместо заключения. Народ, играйте на том инструменте, на котором вы можете играть, на том, который нравится, на том, который максимально удовлетворяет ваши потребности, а спорить что лучше — это можно, но порой вступают в спор те, кто играть не умеет, и судит об инструменте лишь по тому, кто играет из его кумиров на Страте, а кто из противников на Лес Поле.

Автор: POOLL (Макс Куштуев)
UIN 33584048

Источник

Покупаем Fender Stratocaster. Часть 5: Cоветы при выборе

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Итак, продолжаем серию статей «Покупаем Fender Stratocaster». Сегодня 5-я часть.

Некоторые вещи, на которые стоит обращать внимание при выборе Stratocaster

• Составные части Старокастера легко взаимозаменяемы. Лео Фендер (Leo Fender) специально сделал их таковыми. Гриф может быть с легкостью снят и заменен – всего лишь нужно открутить четыре винта. Другие части гитары меняются так же легко. Этого стоит опасаться, т.к. на рынке есть тонны частей, либо от самого Стратокастера, либо от его копий (зачастую плохих копий), включая грифы и корпуса, не говоря об остальном. Поэтому читайте объявления о продаже внимательно, не стесняйтесь задавать вопросы, если что-то не ясно, ищите серийные номера и проверяйте рейтинг и отзывы о продавце. Я всегда читаю отзывы о продавце, т.к. его общий рейтинг может быть обманчив. Он может быть у него положительным, как у покупателя, а не как продавца. Смотрите отзывы от покупателей. Смотрите, что продавал человек до этого лота. Если похоже на то, что человек продает много гитар, но затем пытается «включать дурака» в объявлении о какой-то конкретной гитаре, то вам следует насторожиться. Имейте ввиду, что там же (на ebay) вы можете купить очень хорошее переводное лого Fender или наклейку. Поэтому любой может купить какой-нибудь гриф и наклеить лого Fender на него, а затем прикрепить этот гриф на стратоподобный корпус (Squier, реплику, etc…). Не сказать, что не бывает отличных отдельных частей гитар, но так же есть и плохие. Подводя черту, можно сказать, что если на гитаре есть лого Fender Stratocaster, но нет серийного номера, то это должно быть подозрительно.

• Многие продавцы продают Stratocaster, забыв упомянуть о том, что это Squier! Или если они все-таки упоминают, что это Squier, то они не говорят о том, какая это модель (Standard, Affinity или Bullet). К тому же, они часто не предоставляют хороший снимок головы грифы, поэтому вы сами не можете посмотреть модель. Некоторые из этих продавцов и сами этого не знают, но другие делают это специально, чтобы одурачить незадачливого покупателя. Они рассчитывают на ваш недостаток знаний, чтобы зарядить больше, чем гитара стоит или для того чтобы продать ее быстро. Если объявление о продаже не содержит сведений о модели гитары (или даже годе ее производства), то следует задать уточняющий вопрос продавцу. И если вы не получите ответа, то вам следует быть очень осторожным. В общем, суть в том, что если гитара сделана в Корее, Китае или Индонезии, то это определенно что-то из Squier.

Видите маленькую надпись «Standard» на конце головы грифа? Именно она показывает, что это Standard. На моделях Affinity будет так же написано «Affinity».

• Прежде чем делать ставку, удостоверьтесь, что вам известны косметическое состояние гитары. Если об этом нигде не упомянуто, то лучше написать продавцу и уточнить.

• Я видел много продавцов, которые «впаривают» свои страты, как улучшенные и апргрейдженные, когда как на самом деле был поставлен пикгард другого цвета или поменян порожек. Это может быть и не плохо, но эти модификации сами по себе не гарантируют качества гитары. Еще один трюк продавцов – это выбрать эру или год (возможно, что и завод), когда их Stratocaster был сделан. Он был сделан «в те самые золотые дни» (или «на том самом заводе»), поэтому он лучше, чем «то дерьмо, что продается сейчас»… Ну и далее в таком духе. На самом деле, суть в том, что качество гитар и контроль качества гитар, как тогда, так и сейчас довольно высок.

• Юбилейные наклейки. В 1996 было 50-летие Fender. И на всей продукции Fender 1996-го года есть маленькая наклейка «50th Anniversary» на обратной стороне головы грифа. В 2006 было 60-летие Fender, и опять на всей продукции Fender 2006-го года была наклейка «60th Anniversary» на обратной стороне головы грифа. В этих гитарах нет ничего особенного. Ну, например, какого-то особого качества или материалов. Хотя, может быть для кого-то это и представляет «сентиментальную» ценность. Такие инструменты не более редки, чем гитары других годов, как уверяют в этом продавцы. Есть некоторые «юбилейные» модели 50-й и 60-й годовщины Fender, однако они имеют одну особенность – «юбилейную» гравировку на пятке грифа. Эти гитары более редки, т.к. выпускались ограниченными тиражами в небольшой промежуток времени. Но в основном, эти гитары ничем не отличаются от обычных, за исключением затейливой гравировки или наклейки.
Эти юбилейные наклейки довольно часто приводят в замешательство, т.к. существуют еще «юбилейные Стратокастеры» (Anniversary Stratocasters). В 2004 было 50-летие Стратокастера, и была выпущена специальная юбилейная серия «50th Anniversary American Stratocasters», которая характеризуется более высокими ценами. В общем, запомните, что есть «юбилей Fender» (50-летие в 1996 и 60-летие в 2006) и есть «юблией Стратокастера (50-летие в 2004), надеюсь в будете это различать. (Напомню, что Лео Фендер основал компанию в 1946, а Stratocater появился только в 1954. Прим. CraSS)

• Между 1994 и 1996 (серийники начинаются с MN4-MN6) было выпущено небольшое количество Mexican Standard Stratocaster’ов, которые имели очень маленькую наклейку «Squier Series» на закруглении головы грифа. Не перепутайте с линейкой «Squier Stratocasters». Эти очень похоже на настоящие Mexican Standard Stratocaster’ы, с небольшими различиями. В этих моделях использовались те же корпуса и те же грифы, что и для Mexican Standard Stratocaster’ов, но на них ставилась дешевая фурнитура от скваеров (колки и бриджи). Похоже, что синглы на этих гитарах такие же, как MIM Стандартах, но так на этих стратах используется солянка из частей, то и этого нельзя гарантировать. Потенциометр громкости может быть на 500 КОм, вместо обычных 250. На этих гитарах нет обычной для Squier наклейки, на которой большими буквами написано «Squier», вместо этого у них на закруглении головы грифа маленькая наклейка «Squier Series».
Многие, если не большинство, из предыдущих владельцев нашли способ убрать эту наклейку (из-за понтов?), но все равно такие гитары легко идентифицировать. Простейший способ – это посмотреть на лого Fender на лицевой стороне головы грифа. На фото снизу изображен Fender Mexican Standard с обычным для него лого Fender. Отметьте, что буквы серебреные (или золоченые) с черной каймой по краям.

Теперь взгляните на фотографию (снизу) головы грифа стратокастера Squier Series. Да, есть небольшая наклейка «Squier Series», но так же заметьте, как написано лого Fender. Оно просто черное, и нет никакой каймы вокруг букв.
Насколько я знаю, это единственный Stratocaster с полностью черным лого и без каймы. Однако, в связи с огромным количеством различных вариаций за все годы, а так же с тем, что различные фабрики обменивались запчастями, я полагаю, что можно найти исключение. Но если вы видите такое лого, то шансы на то, что это один из тех «с другим бриджем и колками», необычайно высоки.

Я убежден, что многие продавцы и сами этого не знают, т.к. они, возможно, купили подержанную гитару со сведенными лого. Оставьте за ними право на презумпцию невиновности, может быть были какие-то гитары без лого… с отклонениями или что-то типа того. Однако вам нужно будет сравнить гитару с настоящим Mexican Standard Stratocaster’ом и тогда вы увидите разницу в бридже и колках.
Стратокастеры с наклейкой «Squier Series», определенно, не плохие гитары и наверно находятся где-то между Mexican Standard и Squier Standard. Однако они не должны стоить примерно так же, как истинный Mexican Standard Stratocaster из-за более дешевой фурнитуры. Хотя с другой стороны, когда они были новые, думаю, разница в цене была небольшой. Ищите гитару в хорошем состоянии дешевле $200, если будете терпеливы то, иногда можно взять гитару за $125-$150. За такую цену – это хорошая покупка, но помните, что можно взять настоящий Mexican Standard за $225.

Примечание: Есть определенное количество стратов с наклейкой «Squier Series», которые были сделаны в Корее в 90-х, но о них практически нет никакой информации. На них нет полностью черного лого Fender, но есть наклейка «Squier Series». На лицевой стороне грифа говорится, что они сделаны в Корее. У меня не было опыта с этими гитарам и я не могу сказать, насколько они хороши или плохи, но я слышал неплохие отзывы о них от владельцев.

Оригинал статьи здесь.
Автор: robwil1952.
Перевод CraSS.

И это, конечно, не конец. =) Продолжение, как говорится, следует.

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Штауфер, Шерцер, Торрес и Мартин


Современная гитара типа «парлор» со схемой Шерцера (мануфактура D’OFF, Санкт-Петербург)

Ничего не меняется. Скоро Новый Год, мы бомбим, там убили, здравоохранение все лучше, мир ненавидит всех, потому что все ненавидят мир, президент с уверенностью смотрит в завтрашний день, а над Москвой – вместо запланированного снегопада – периодически идут весенние дожди.
С чего бы меняться и нам? Не с чего нам меняться. Мы напишем новую статью об эволюции гитары, а заодно – исправим недочеты старой. Расскажем о конструктивных частях гитары, которые в той статье упоминались просто так – как нечто само собой разумеющееся.
Нам в соцсети (и в Фейсбук и во Вконтактик) пришли закономерные упреки. Мол, что это за ликбез, каждое второе слово в котором нужно гуглить? Виноваты. Исправляемся.
(Чтобы статья не разрасталась бесконечно, некоторые пространные пояснения из других ресурсов — мы выводим отсюда гипепрссылками. Смело щелкайте, переходите — и получайте дополнительную информацию)
Ведь что такое гитара? Деревянный барабан, функция которого – усиливать звуковые колебания струн, при этом – не разваливаясь. Красота, удобство – важные производные, но совсем не главные.
Но это – только вопрос интерпретации. Ведь для друзей вон тот старичок – импозантен, а для патриотически настроенных старушек – вылитая крыса. И усы его крысиные.
Гитара, действительно, вполне может быть деревянным барабаном, когда, как говорили в нашей замечательной советской школе, у монгола жопа гола. После рук мастера этот ящик закономерно становится произведением искусства и сложным произведением инженерии.

В архитектуре есть приспособление, которое устанавливают в последнюю очередь. Библия называет его поэтически — «краеугольным камнем», прозаичные ремесленники зовут «замковым камнем» — сути это не меняет. Когда построен свод, в его центр самым грубым образом вбивают этот камень – и с этого момента свод может нести всю конструкцию, не разваливаясь, а в собор можно пускать архиепископа, как в дом – кошку.

В гитаре роль замкового камня выполняет клец.

Происхождение термина – темна вода во облацех. Произошло оно от части боевого топора, а сама эта часть – «клевец» — названием обязана клюву. Почему в нашем языке именно клецем назвали две опорные чурки – вверху и внизу гитарного корпуса – малопонятно. Англичане, к примеру, особо не заморачиваются и называют детали headblock и tailblok, т.е. головной и хвостовой брусы. Но у нас язык, как вся Россия, аршином общим не измеряется, потому смиримся. Раз клец – пусть будет клец.

Клецы держат все – верхнюю деку, нижнюю деку, обечайки. К верхнему клецу разными способами крепится гриф.
Именно споры о клеце (а не о пружинах, как думают некоторые эрудиты) разделили в свое время школы лютнеров.
Напомним, что гитара принадлежит к щипковым инструментам, а уже – к лютневым. Второй подраздел щипковых – цитровые, а их отличие от лютневых – в отсутствии грифа.
Название ее пришло из греческого – от «кифары».
Первая современная лютня появилась в Европе в XIII веке. У нее был овальный корпус, короткий гриф, отогнутая голова и самое разное количество струн. Максимально – двадцать четыре, обычно же – пять, заключенных в пары (хоры).
К XVIII веку лютня резко теряет популярность, т.к. в моду входят клавишные. Но в одной стране гитаре никогда не изменяли – в Испании.
Тамошняя гитара – виуэла – имела пять струн и одну дополнительную. Не басовую, как сейчас, а специальную – для ведения мелодии. Первоначально, гитара имела четыре струны, а пятую догадался установить современник Сервантеса – Висенте Эспинель, знаменитый бард и поэт. Пятиструнные гитары с успехом изготавливал Страдивариус – с тем самым строем, какой мы имеем сейчас: ми, си, соль, ре, ля.
Дублирующая басовая ми появилась позже – в самом конце XVIII веке. Исследователь гитары и сам – гитарист-виртуоз Эмилио Пухоль говорит, что первое упоминание о шестиструнке относится к 1799 году, но по сохранившимся источникам – можно найти более ранние образцы. Возможно, Пухоль имел в виду, что с 1799 года такие гитары становятся фактическим стандартом.

Так получилось, что гитара, распространившаяся по всей Европе, к XIX веку имела один признанный инженерный центр, который располагался в Вене. Можно взять любую гитару того времени – и быть уверенным, что сделана она по канонам австрийской школы. Причина проста – на востоке Европы немного видоизменили испанскую виуэлу – и решили остановиться; больше ничего не менять. Виуэла, как светлый образ стервозной маменьки — хранился в сердцах мастеров, подобно засушенным цветам в книге.

ВЕНСКАЯ (АВСТРИЙСКАЯ) ГИТАРА

Венская школа гитаростроения шла по пути наименьшего сопротивления. Что требуется от краеугольного камня? Держать конструкцию? Вот пусть и держит.
Как там у виуэлы? Брус сверху, второй снизу – и все, готово дело. Пусть так будет и в гитаре.

В Австрии непререкаемым авторитетом была школа мейстера Иоанна Георга Штауфера. Он должен был делать скрипки, но по какой-то причине стал делать гитары – и наплодил столько учеников, что разобраться в его последователях – задача не самая легкая.
Но мы точно знаем два знаменитых имени – Шерцера и Мартина. Эти ученики Штауфера дали название схемам пружин, которыми оснащаются гитары по сию пору.
О пружинах – чуть позже, а пока продолжим о клеце.

Венский клец представляет собой брусок прочного дерева, на котором, как мы сказали, крепятся все остальные части гитары, причем гриф крепится особым образом – с помощью паза, который называют «ласточкин хвост». Собственно, «ласточкин хвост» — совсем не музыкальный термин. Это обиход строителей, у которых этих стыков – больше чем аккордов у дворового гитариста: и в лапу, и в шип, и в стык и, в частности, в ласточкин хвост. Никакой романтики – стык похож на ласточкин хвост, потому назван «ласточкин хвост». Ну вот почему мы называем собаку собакой? Очевидно же – потому что она очень смахивает на суку.


Венская гитара 1825 года. Видна простая выборка под гриф в верхнем клеце.

Это очень надежное соединение. Настолько надежное, что до сих пор от него не отказываются. Если вы, любезные читатели, в спецификациях гитары встретите что-то типа «гриф австрийский» или «гитара австрийской школы» — будьте уверены, что имеется в виду именно венский способ крепления грифа в стык «ласточкин хвост».

Жизнь Штауфера не была особо радужной. В тридцатые годы XIX века, как учат выражаться на факультетах журналистики, «назрела проблемная ситуация». Он попал в долговую яму – и тогда-то от него в Америку сбежал искать счастья Кристиан Федерик Мартин, чье имя в мире широко известно, а вот имя его учителя – не столь широко. Фатум.


Немецкая фабричная гитара сороковых годов XX века, собранная по венской схеме

Главным звуковым излучателем гитары является верхняя дека. Из чего ее делают сейчас – мы уже говорили тут (ТЫЦ). А в XIX веке ее делали из всего, что звучало. Из ели, кстати, тоже. Звуковые характеристики верхней деки становятся наилучшими при ее толщине порядка трех миллиметров. Тому, кто плохо представляет себе, что это такое, нужно пояснить – это очень тонкий деревянный пласт. Массив, — как говорят гитаристы. Очень нежный. При эксплуатации гитары неукрепленная верхняя дека неизбежно деформируется.

Понятно, что деку необходимо укреплять.
Укрепляющие элементы делят на три группы. Делят условно – по функциям, т.к. по конструкции они различаются очень мало или не различаются вовсе.

Это рипы, это пружины и это футеры.

Основное укрепление выполняют рипы. Практически всегда они расположены горизонтально. Они прочные, они довольно толстые и высокие. Если залезть рукой в резонаторное отверстие классической гитары, то прямо под ним – можно нащупать главную гитарную рипу – гармоническую. Рипы не дают декам гитары западать или наоборот – выгибаться вверх.


Битва происходит между двух рип задней деки. Поперек рипы — идет футер. По центру виден верхний клец, а по стыкам обечаек и дек — идут наборные контробечайки, в которые концами врезаны рипы. Пружин здесь не видно. Они расположены на верхней деке, а трагедия убивания животного — происходит на нижней.

Под гармонической рипой – находятся пружины.
Пружины тоньше рип, меньше рип. Они не только цементируют деку, они ее еще и настраивают. Пружины особым образом скалопируют, т.е. скальпируют, т.е. убирают у них некоторый объем – больше всего по оконечностям.
Скалопированием добиваются двух целей. Во-первых, выбирая объем пружины – можно изменять настройку деки. Дека будет звучать иначе. Во-вторых – убирая объем с оконечностей, добиваются того, что место, где заканчивается пружина и начинается чистая дека – почти не испытывает нагрузки, а значит в дереве не образуются напряжения. Оно не пойдет трещинами, оно не лопнет при перепаде температур. Рипы скалопируются подобным образом, но не столько ради звука, сколько для смягченного перехода рипы в деку.


Под резонатором — гармоническая рипа, а под ней — пружины по схеме Шерцера очень характерной формы Z

Совсем просты футеры.


Задняя дека. Футер.

Это подпорки и заглушки. Никакой музыкальной функции они не несут, и их шлепают в самые опасные места – просто перестраховываясь. Если заглянуть в резонатор очень хорошей гитары, можно увидеть, что задняя ее дека проклеена сверху донизу вертикальной шпалой. Это и есть футер. Кроме того, футеры клеят на обечайки – просто на всякий пожарный. Футерами преграждают путь расползания начинающимся трещинам. В общем и целом, именно на вашей гитаре – футеры могут быть, а могут и отсутствовать. Все зависит от энтузиазма производителя. На моей классике, например, я обнаружил два малюсеньких футера по задней деке. И это верное решение. Классику не нужно перегружать лишними деревяшками. Зато мой полномассивный парлор – весь в футерах, как логовище Шелоб в паутине. И это тоже оправдано, т.к. полный массив лучше переберечь, чем недоберечь.


Классическая гитара по схеме Торреса. Очень хорошо видно, что обечайки укреплены футерами.

Гитарные боковины называют обечайками. Это тоже не гитарный термин. «Обечайка» – это барабан без дна и верха. Саксы, кстати, и здесь долго не думали. Никаких обечаек у них нет, а есть просто sides – стороны. Простой функциональный язык. Понятный – что немаловажно. Деки к обечайкам крепятся контробечайками. Опять заглянем в резонатор. Видите деревянный обод в месте стыка дек и обечаек? Вот это и есть контробечайки, контрики. Иногда они цельные, но чаще – наборные, состоящие из чопиков, приклеенных вплотную друг ко другу.

Пружины и рипы очень часто врезают и вклеивают в эти контрики. Это делает гитару более прочной, но, одновременно, довольно жесткой, тугоподвижной. Испанцы не любят такого рода вклейки, но так их гитары и не живут долго, зато немцы – любят. И получают звук, который не очень любят музыканты. Нет в нашем скорбном мире единственно правильного решения. Приобретая чего-то, что-то теряем.

Ладно, ближе к нашему захватывающему сюжету.
Мы уже поняли, что гриф в венской традиции – вклеивался в клец.
Имелась еще одна особенность – схема пружин, которую сейчас называют по имени ученика Штауфера – Шерцера, или еще Z-braces – по самой распространенной разновидности схемы, похожей на букву Z.


Эталонная Z-схема пружин Шерцера. Так чаще всего и делали гитары венской школы. Заметим, что контробечайки — цельные, а не наборные, как на иллюстрациях выше.

Венские гитары играли (и, кстати, отлично играют до сих пор), но мастеров они не удовлетворяли.
Чем же был плох Шерцер? Почему он постепенно забылся, а точнее – почему был вытеснен с рынка новыми схемами пружин? Да ничем. Это отличная схема пружин, минимально нагружавшая корпус, практически не стеснявшая деку.
Скоро мы ответим на этот вопрос и вы, любезные читатели, удивитесь прозаичности решений лютнеров.

Для этого – нужно поговорить о Торресе и Мартине.
Как-то так получилось, что люди сложили миф, который соотносится с историей, как соотносится дуб с голодом кошки. Мол, Мартин придумал свою оркестровую модель – приспособив испанку Торреса под эстрадные цели. Методами Шерлока мы легко распутаем, что пичуга оказалась в зубах кошки именно на дубе – и во всем этом есть какая-то связь – жадность хозяйки, например, но, в общем и целом, перед нами – разнопорядковые явления.

Дело в том, что Торрес и Мартин творили собственные – в высшей степени оригинальные инструменты – одновременно. Это был промежуток в десятилетие – где-то 40-е, 50-е годы XIX века. Мастера били почти одинаковые шишки, но факт – друг у друга ничего не крали.
Прототипом и Торресу и Мартину – служила венская гитара Штауфера. И Торрес, и Мартин первоначально делали именно гитары венской школы.

Начнем, пожалуй, с Торреса.
Если мы вспомним фотографический обзор гитарной эволюции, вспомним и то, что в той статье постоянно подчеркивался крайний консерватизм испанских гитар. Итальянцы меняли формы, французы вкручивали в корпуса какие-то дурацкие стразики, немцы постоянно переделывали пролетки грифа, а испанские гитары…


На фото – испанские барочные гитары, между которыми – 37 лет (1802 год и 1839). Это огромный промежуток для гитаростроения. Но испанки — практически остались без изменений.


Для сравнения — вот так в тридцатые годы выглядели немецкие гитары. Была мода на вычурный тип корпусов.

Как в сказке: «В той норе, во тьме печальной, гроб качается хрустальный. На цепях между столбов. Не видать ничьих следов Вкруг того пустого места, В том гробу твоя…

Понятное дело, твоя испанская гитара.

Испанские мастера упорно ничего не меняли. Из них получились бы прекрасные программисты. Они не желали зауживать талию и расширять бока. Возможно, они просто не видели дородных кустодиевских красавиц, а их испанские анорексички не располагали к художествам. Испанцы не делали никаких экспериментов с грифом и смачно плевали на модный перламутр.
И надо же такому случиться, что именно они – совершили революцию. Что лишний раз доказывает необходимость инженерных новаций и полнейшую бесполезность бесконечных улучшений.

Торрес не был учеником Штауфера. И слава Богу. Он не хранил ни малейшего пиетета перед памятью венского мейстера. И, соответственно, не путал инженерные амбиции с чувством благодарности.
Первые его гитары были венскими. Он умел их делать и делал их прекрасно.


Одна из первых гитар Торреса. Это венская гитара.

И он видел все их недостатки. А еще он умел четко формулировать цели и выбирать методы, которыми к своим целям шел.
Во-первых, его не устраивало то, что венская гитара была парлорной, т.е. салонной, и не предназначалась для использования в больших концертных залах, которые просто не была в состоянии озвучить.
Помните романс?

«А в сумерках кони проносятся к Яру.
Ну что загрустили, мой юный корнет?
А в комнатах наших сидят комиссары
И девочек наших ведут в кабинет».

Малинин пел этот романс с такими надрывными интонациями, что казалось, будто яр – это крутой обрыв, метафора катастрофы (вспоминаем печальный Бабий Яр — и аллюзии настигнут нас сами). А на деле – кони несли забулдыг к богемному ресторану «ЯрЪ», где сапоги со смальцем, где цыгане, где скрипки – и где те самые салонные гитары. И где, конечно, кабинеты – те самые парлоры. Места музицирования, гурманства и разврата. Где пахло пороком и лавандой.
Не во врачебные же кабинеты, в самом-то деле, вели комиссары девушек наших.

Торрес поставил своей задачей – вывести гитары из парлоров (из салонов, из кабинетов). Для этого требовалось сделать ее громче.
Очевидный путь к цели – увеличение корпуса. Торрес первым сделал мензуру инструмента в 650 мм. Он же – расширил обечайки. Гитара, которую мы сейчас зовем классической, тогда приобрела формы, которые мы знаем и к которым привыкли. Да-да, с тех пор, с поры Торреса – она практически не изменилась.


Две гитары — Crusader CC-120 2014 года выпуска и гитара схемы Торреса 1860 года (мануфактура Молино). Различить их невозможно.

А дальше обнаружилась проблема. Схема Шерцера перестала держать деку такого большого инструмента. Одной рипы и двух пружин было явно недостаточно. И Торрес изобретает свой знаменитый красивый «веер».

Да, родной читатель, вопреки мифу, Торрес не облегчил конструкцию, а напротив – усилил ее. Гитара стала крепче.
Но – звучала все равно посредственно. И это была вторая проблема – посерьезнее первой. Выяснилось, что просто разгромадить инструмент мало. Нужно было что-то еще. Но что? Ничего очевидного в голову не приходило довольно долго. Но старая истина «когда не знаешь, что делать,- наблюдай» не подвела его. Как судачат злые языки, раз Торресу показали детский фокус с яйцом, которое невозможно раздавить, зажав в ладони. Удивительное дело – хрупкая скорлупка отчаянно сопротивлялась мощной руке – и побеждала.

Муза – дама хотя и капризная, но на уговоры падкая. Однажды она все же решила зайти к Торресу в гости и подсказала очень изящное решение: корпус гитары нужно напрячь, как напрягают барабан. Чтобы он был не простым гробиком с дыркой, на который натянули кишки мертвой скотины, а подобным яичной скорлупе – хрупким и прочным. Настолько чутким, чтобы кухарка, зажегшая рядом с гитарой спичку – в испуге отскочила, потому что гитара бы от спички запела аккордом.
Первым делом Торрес выкинул верхний клец, т.к. решил, что напряженности корпуса нельзя добиться, если сам корпус собран из разных частей методом понавтыкания одно в другое. Он решил сделать гитару – единым организмом.

Торрес решил сделать корпус гитары – продолжением грифа, а для этого – продолжил гриф конструкцией, напоминающей испанский сапог. Обечайки собирались прямо на грифе, а плоскости сапога – распирали корпус изнутри.
Выбор был сделан блистательно. Корпус напрягся, зазвенел, а эксперименты с пружинами привели к тому, что дека приобрела практически идеальный баланс.


Чуть видоизмененная гитара по схеме Торреса. Гриф, продолжающийся в «испанский сапог», знаменитый веер, наборные контрики, мощный футер по задней деке, футеры на обечайках, и скалопированные рипы, придающие деке форму линзы. Видоизменение коснулось схемы верхней деки. Мастер чуть поиграл со схемой пружин. Не будем подсказывать — пусть внимательный читатель сам увидит, что в ней не так.

Вот и все отличие испанской гитары Торреса от венской гитары Штауфера.
Если вы читаете в спецификациях что-то такого типа: «испанский сапог», «под декой веер», то сразу понимаете, что речь идет о гитаре Торреса. Она больше венской гитары, верхний клец у нее соединен с грифом, у нее веерная схема пружин.

Отдельно нужно сказать о фабричных испанках.
Дело в том, что заводское производство диктует собственные условия, главное из которых – конвейерность, а значит разделение технологических узлов. Другими словами, на фабрике очень трудно отдать одному узлу – очень трудоемкую операцию. Конвейер должен двигаться быстро, каждый узел должен производить что-то совсем элементарное.
По этой причине, конструкцию Торреса несколько видоизменили – в сторону упрощения, конечно. Испанский сапог, распирающий и напрягающий корпус, оставили, но гриф от него отделили. По сути, на место вернули венский клец, но сделали его по типу испанского сапога. Гриф в него, конечно, стали вклеивать тем же ласточкиным хвостом.


Пример мануфактурной адаптации. Виден «испанский сапог», но он не продолжается в гриф.

Все остальное – веер, мензуру в 650 мм. – оставили без изменений. Хорошо это, или очень хорошо – решать только покупателю. Кто хочет классику Торреса – и может себе ее позволить – обращаются к мастерам. И платят им не совсем адекватные деньги. Кому нужна просто «испанка» — с типичным испанским звуком – идут в магазин. Их тоже греет мысль о приобщении великой школе, как грела мысль об империи британскую королеву, которую мать, отправляя на первую брачную ночь, напутствовала прекрасными словами: «Закрой глаза и думай об Англии».

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИСПАНКИ В ВЕНУ

Старая гитара венской школы почти умерла. Нововведение Торреса оказалось выигрышнее – с какой стороны ни посмотреть. Нужно было отказываться от Шерцера, барочных корпусов, принимать мензуру 650 мм. В общем, приходить к истине путем асимметричного унижения. Испанцы рискнули – и выиграли.
Тевтоны горды, но не глупы. Они полуподтвердили-полусогласились, что гитара Торреса – лучше старой венской гитары – и сделали испанку, но – свою испанку.


Crusader CC-120. Испанка с венским клецем.

Приняв без изменений пропорции корпуса, схему пружин веером, они, все же, оставили венский клец, в который вклеивают гриф своим старым способом ласточкиного хвоста. Кроме того, немецкий веер – не испанский веер. Немцы, с выражением усталости от чужого счастья, стали жестко закреплять пружины в контробечайку, отчего немецко-испанские гитары стали звучать с сильным немецким акцентом.
Где шкворчат колбаски, где все стабильно и предсказуемо, а в дальней комнате – мягко горит настольная лампа.
Как бы то ни было, у испанок немецкой сборки – полно поклонников. Это очень спокойные гитары, за которые не страшно в плане сохранности и от которых не нужно ждать замысловатых кренделей.


Вот — испанка, сделанная руками немцев. И форма на месте, и пружины — по канону, и мензура выверена, а клец — свой, родной, венский.

В мире не только гуляют ураганы. В нем есть стабильность. Как замечательный журнал «Гефтер» — при сотнях авторов — кажется написанным одной рукой, так и все немецкие классические гитары — неуловимо напоминают друг друга.

А В ЭТО ВРЕМЯ МАРТИН.

Что же в это время происходило в Америке?
У Мартина работа кипела, как горячий ключ на Камчатке.
На Новой Земле Мартин тоже скептически смотрел на венский парлор. Американская переогромленность, заглушающие бэнды и повальная музыкальность — точно как раньше Торреса – привели его к формулированию цели. Гитару нужно было сделать громче. Еще громче!
Мартин пошел путем, отличным от пути Торреса.

Он решил делать гитару, которая была бы еще больше гитары Торреса. Он задумал целое семейство таких гитар, которые обобщенно назвал «фолками», т.е. «народными».
Сейчас мы их так не зовем. Название «фолк» отошло к совершенно конкретному корпусу – довольно небольшому, а все его семейство больших эстрадных гитар стали называть «вестернами», т.е. «западными».

Мартину показалось мало увеличить корпус. Он решил заменить жильные струны – металлическими. Результат был ошеломляющим. Гитара зазвенела так, что ее стало слышно даже в оркестре. Неслыханное доселе дело.
Радость его была недолгой. Схема Шерцера не держала запредельной нагрузки металлических струн. Инструменты некоторое время играли, а после – складывались напополам. Мартин узнал о веерной схеме Торреса. Попробовал и ее. Опять неудача. Даже веер Торреса не держал металл. Гитары ломались.

И Мартин решил так. Металл раскачает хоть почтовый ящик, потому раз – мы сделаем деку толще, и два – мы переставим схему пружин с ног на голову. Z не подходит, веер не подходит, значит мы поставим пружины кракозяброй, а в ее промежутках поставим дополнительные ребра жесткости.

Он то убирал гармоническую рипу, то возвращал ее, то возвращался к Шерцеру, и его Шерцер был устрашающим. В итоге, классический вариант схемы Мартина стал таким: по центру – огромный Х, в верхней части которого – резонатор, с каждого боку – по две дополнительные пружины, и еще две дополнительные пружины, самые мощные – в нижней части икса.
Торрес, считавший, что инструмент для гармоничности – должен выглядеть гармонично – ужаснулся бы, но Мартин давно стал американцем и перестал обращать внимание на запах розы в грозы. Главное – он достиг цели. Гитары перестали ломаться, а их громкость порой пугала, да и по сию пору способна поразить в самое сердце неподготовленную пенсионерку.
С такой схемой не поиграешь пахебельный канон (хотя у китайцев — получается и тут). Такая гитара требует «По полю танки грохотали», ну или Helter Skelter– на совсем уж крайний случай.


1840 год. Эксперимент Мартина с веером.


1840 год. Один из первых крестов.


1840 год. Попытка возвратиться к Шерцеру.


1929 год. Один из последних вариантов креста.


1944 год. Классический крест Мартина. Снизу — две мощные пружины.


Вот он — устрашающий крест схемы Мартина. Две нижние пружины идут не справа-налево, сверху-вниз, а наоборот. Это вариации конкретного гитарного инженера. Принципиальной разницы нет. Сколько мастеров — столько и тонких вариаций схемы Мартина. 1945 год. Дредноут D-18.

Надо сказать, что над клецем Мартин особенно не задумывался. Его гитары были со стандартным венским креплением грифа, который он, кстати, стал закреплять не по 12 ладу (как Торрес), а по 14.
Современные последователи Мартина – не склонны себя сдерживать. Они смело комбинируют разные схемы, а уж испанский сапог ставят – когда им это в голову приходит.


Испанский сапог Торреса — на дредноуте с крестом Мартина. Типичный современный гибрид.

У Мартина собственные артикулы гитарных корпусов, о которых будет интересно рассказать – в следующих статьях, — но сейчас нам важнее уточнить, что самая знаменитая форма, изобретенная им – дредноут. Тот самый прямоугольный инструмент – самый популярный в мире. Кроме того, именно от Мартина пошло обобщение гитар с «крестом» под декой. Их стали называть вестернами. Со временем появились вестерны самых разных форм – даже парлоры. Самые популярные из них: фолки (по размерам близки к испанкам), гранд-аудиториумы (и практически идентичные им малые джамбы), дредноуты и самые большие – джамбы. У всех, даже у парлоров, под декой – обязательный мартиновский крест.


1958 Martin 00-28G, 1962 Martin 000-28C, and 1968 N-20.


Самое знаменитое изобретение Мартина — дредноут. Модель, разошедшаяся копиями по всему миру. На фото — французская реплика дредноута Crusader CF 6001 FM

ШЕРЦЕР УМЕР? ДА ЗДРАВСТВУЕТ ШЕРЦЕР!

Да, друзья, долой упаднические настроения! Шерцер не просто жив, он еще и входит в моду.
Мы не зря поставили заглавной — фотографию парлора, сделанного в 2015 году одной петербургской фабрикой. У венской парлорной гитары — свой, совершенно особый звук — не похожий ни на классику Торреса, ни на вестерны Мартина. Даже мартиновский парлор — с крестом под декой — будет радикально различаться по звуку от парлора с Z схемой пружин.
Похоже, нас ждет постепенное возрождение старой венской школы гитаростроения — и это просто замечательно.

Теоретик занимается просчетом возможностей, практик – зажигает уличные фонари, а философ понимает, что теоретики, практики и фонари – просто феномены, чье существование оправдано самим фактом существования – и ничем иным.
Если появилась дорога, значит ее сначала топтали звери, потом утюжили люди, а после – дорога закончится городом. И все это вместе – единый неизбежный процесс, с которым спорить так же хорошо, как спорить с восходом солнца.

Из перечисленного нами – нет гитар лучших. Каждая из них соответствует цели. Или к цели ведет. А значит – должна существовать. как существует солнце, восходом которого мы довольны совсем не каждое утро.

Источник

Оцените статью