Стравинский. Requiem canticles
Глава №34 книги «История зарубежной музыки — 6»
Requiem canticles — одно из последних сочинений Стравинского, во многом итоговое. В нем скрещиваются ряд жанровых и стилистических линий: линия вокально-симфонических сочинений, идущая от Симфонии псалмов к Threni и Canticum sacrum, линия сакральных жанров («Отче наш», «Верую», Месса) и линия сочинений in memoriam — в память кого-либо, представленная в поздний период такими сочинениями, как «Памяти Дилана Томаса», «Памяти Олдоса Хаксли», Introitus памяти Т. С. Элиота (Requiem canticles посвящены памяти Элен Баченен Сигер).
Несмотря на то что Requiem canticles вышли из-под пера восьмидесятичетырехлетнего Стравинского на финише его пути, они ярко впечатляют современным прочтением, мудростью концепции, в них отсутствуют черты духовной и эмоциональной усталости.
Название Requiem canticles — Заупокойные песнопения — отнюдь не обычно. Оно как будто ориентирует на заупокойную мессу (missa pro defunctis) и вместе с тем оставляет за композитором право на весьма свободную ее трактовку. От мессы в Requiem canticles сохраняется ряд ее разделов: «Dies irae», «Tuba mirum», «Lacrimosa», «Libera me». В то же время Стравинский не использует такие канонизированные в реквиеме тексты, как «Requiem aeternam», «Kyrie eleison», «Sanctus», «Agnus Dei», вводя другие, редко используемые (например, «Exaudi»), и в традиционных фрагментах выделяя то, мимо чего обычно композиторы проходили («Judicantis» в «Lacrimosa»), то есть не придерживаясь канона и прочитывая тексты в духе песнопений.
Открывает Requiem canticles инструментальная Прелюдия; пятая, вновь инструментальная часть — Интерлюдия, являющаяся драматическим центром (именно с нее автор начал работу над этим сочинением), а завершает целое Постлюдия, играющая роль эпилога. Таким образом, можно говорить о большом удельном весе в Requiem canticles инструментальных построений, обобщающих драматический смысл произведения.
В коротком (всего пятнадцать минут) девятичастном сочинении композитор добивается высокой концентрации выразительности и ее «наглядности» благодаря тому, что опирается на отстоявшуюся в веках семантику. Так, фанфары трубы в «Tuba mirum» или интонации хорового lamento в «Lacrimosa» становятся легко узнаваемым «интонационным знаком». Естественно, используя подобные интонационные и тембро-фактурные формулы, композитор оставляет за собой полную свободу их истолкования и развития.
Музыка Requiem canticles свидетельствует о том, что Стравинский сочетает признаки католической мессы и православной литургии, скрещивает изощренную хроматику с русской трихордовостью и диатоничностью, искусы имитационной полифонии с подголосочностью, динамичную линеарность с развернутой вертикалью гармонического типа.
Прелюдия (фактически — токката!) с ее наступательным движением шестнадцатых, пульсацией ostinato, сменой ритмов (5/16 и 7/16 ) сразу выбивает из привычных стереотипов начала реквиемов — траурного песнопения. В ней слышится активный протест против смерти, она передает скорее тревоги бытия. Прелюдия содержит основную музыкальную идею всего сочинения — двенадцатизвучную серию (пример 10), которая затем и функционирует как целое, и расчленяется: из нее выделяются отдельные тематические секции. Стравинский подчеркивает в ней интервалы квинты, кварты, терции. В дальнейшем изложении Прелюдии он применяет ракоходное движение, как бы с самого начала формулируя принцип концентрического построения, который станет основополагающим для всего сочинения.
В Прелюдии намечается интервал малой сексты (скрипка соло в тактах 16—18), проходящий через Requiem canticles и выявляющий свою лирическую суть в «Lacrimosa».
Наиболее очевидно соединение католической и православной традиции песнопений в № 2 («Exaudi») и в № 8 («Libera me»). Пожалуй, можно говорить о том, что к этим моделям композитор прибавляет элементы, идущие от русской народной манеры плачей. Русские черты — это хоровое псалмодирование, возгласы-плачи, трихордовый тематизм, кварто-квинтовые гармонии, ассоциации с колокольными перезвонами. Последние звучат просветленно в многозвучных «стоячих» вертикалях Постлюдии, напоминая заключение хора-отпевания из финала «Хованщины», написанного Стравинским на основе тем Мусоргского в 1913 году.
Стравинский, чрезвычайно индивидуализированно подходивший к оркестровому составу своих сочинений, не сделал исключения для Requiem canticles. Тембровая и фактурная драматургия сочинения последовательна, образна, очень специфична. То предпочтение отдается струнным (Прелюдия), то они исключаются из оркестровой ткани (Интерлюдия, Постлюдия), то хор сопоставляется с ансамблем флейт («Exaudi»), то он поддерживается квартетом валторн («Libera me»), то инструменты выступают в солирующей функции (труба в «Tuba mirum»). Столь же дифференцированно обращается Стравинский с хоровой фактурой. В «Exaudi» он использует антифонные переклички хора с инструментами, деление хора на две группы, одна из которых поет хорал, другая — псалмодирует parlando. Requiem canticles отличает поразительная симметрия композиционной структуры, сказывающаяся на уровне как отдельных номеров, так и всего сочинения. Быть может, Стравинский стремится тем самым символически отразить круговорот бытия, жизни и смерти, обновления и угасания. И делает он это мужественно и стойко, с поразительной мудростью.
Источник
—>Шкаф с нотами —>
Песнопения Божественной Литургии
Ектения великая. Д. Соловьев, из церковно-певческого сборника pdf Ектения великая. С. Смоленского, из церковно-певческого сборника pdf
Ектения великая. Н. Потулов, из церковно-певческого сборника pdf
Изобразительны Афонского роспева в обр. арх. Матфея (Мормыля), одн. х. 1_pdf 2 pdf
Антифоны изобразительные, греч. росп. см. х. из Церковно-певч. сборника pdf
Антифоны изобразительные. Киевского росп. и и в ред. архиеп. Никанора. Из Церковно-певч. сборника pdf
Праздничные антифоны Воздвижения из Церковно-певческого сборника pdf
Праздничные антифоны Рождества Христова из Церковно-певческого сборника pdf
Праздничные антифоны Богоявления из Церквно-певческого сборника pdf
Праздничные антифоны Недели Ваий из Церковно-певческого сборника pdf
Праздничные антифоны Пасхи из Церковно-певческого сборника pdf
Праздничные антифоны Вознесения из Церковно-певческого сборника pdf
Праздничные антифоны Пятидесятницы из Церковно-певческого сборника pdf
Праздничные антифоны Преображения из Церковно-певческого сборника pdf
Малая ектения. Н. Потулов, из церковно-певческого сборника pdf
Единородный Сыне. Лаврское, см. х. pdf
Единородный Сыне Гречанинова 1 2
Единородный Сыне иером. Нафанаила pdf
Единородный Сыне. Муз. прот. Петра Турчанинова, см. х. pdf
Единородный Сыне. Подборка из церковно-певческого сборника 1.pdf 2.pdf
Малая ектения после «Единородный Сыне». Столповой роспев, из церковно-певческого сборника pdf
Блаженны первого гласа греческого роспева pdf
Блаженны Киево-Печерского роспева восьми гласов pdf
Тропари (Блаженны) Знаменного роспева в гармонизации для см. х. ЦПС pdf
Приидите, поклонимся. Знаменное одноголосие pdf
Приидите, поклонимся. Неизвестный автор, четырехголосие pdf
Приидите, поклонимся. Того же, для Воскресных дней pdf
Приидите, поклонимся. Обычный роспев. Церковно-певческий сборник pdf
Приидите, поклонимся. Знаменный роспев, № 1. Церковно-певческий сборник pdf
Приидите, поклонимся. Знаменный роспев, № 2. Церковно-певческий сборник pdf
Приидите, поклонимся. Священника Разумовского. Церковно-певческий сборник pdf
Приидите, поклонимся. Столповое. Церковно-певческий сборник pdf
Приидите, поклонимся. Чайковского. Церковно-певческий сборник pdf
Приидите, поклонимся. Сокращенный знаменный роспев. Гармонизация Соловьева. Церковно-певческий сборник pdf
Воскресные тропари восьми гласов, гармонизация греч. росп., см. х., цпс pdf
Господи, спаси благочестивыя. Муз. Покровского, см. х. pdf
Трисвятое Староболгарское, однор. хор pdf sib
Трисвятое Болгарское, гарм. для женского хора pdf
Трисвятое на японском языке pdf
Трисвятое обычного роспева, цпс pdf
Елицы во Христа крестистеся, однор хор sib
Елицы во Христа крестистеся, обычного роспева, цпс. pdf
Кресту Твоему обычного роспева, цпс pdf
Сугубая ектения. С. Смоленский, из церковно-певческого сборника pdf
Cугубая ектения. Знаменный роспев, гармонизация А. Кастальского, из церкковно-певческого сборника pdf
Сугубая ектения из церковно-певческого сборника pdf
Cугубая ектения. А. Архангельский, из церковно-певческого сборника pdf
Сугубая ектения. Киевский напев, из церковно-певческого сборника pdf
Сугубая ектения из церковно-певческого сборника pdf
Сугубая ектения Московского напева из церковно-певческого сборника pdf
Сугубая ектения Киевского роспева из церковно-певческого сбоника pdf
Ектения об оглашенных. А. Архангельский, из церковно-певческого сборника pdf
Малая ектения. С. Смоленский, из церковно-певческого сборника pdf
Малая ектения. Н. Потулов, из церковно-певческого сборника pdf
Малая ектения. А. Кастальский, из церковно-певческого сборника pdf
Херувимская песнь знаменного роспева, крюковая нотация pdf
Херувимская песнь знаменного роспева, четырехголосие pdf
Херувимская песнь знаменного роспева. Гармонизация Соловьева. Церковно-певческий сборник pdf
Херувимская песнь Д. Бортнянского №4 №5 №6 №7
Херувимские песни, муз. Д. Карташова №1 №3 №4 №5 №6 №7
Херувимская песнь В. Крупицкого (ЦПС) pdf
Херувимская песнь, свящ. Металлова pdf
Херувимская песнь, Монастырская, смешанный хор pdf sib
Херувимская песнь, Монастырская, однородный хор pdf sib
Херувимская песнь, Остроглазова, для смешанного хора pdf
Херувимская песнь, Симоновская-Стрелецкая. Д. Соловьев, цпс pdf
Херувимская песнь Софрониевская, гармонизация диакона Илии Ерохина, см. х. pdf
Херувимская песнь столпового роспева, крюковая нотация pdf
Херувимская песнь на «Тебе одеющагося» pdf
Херувимская песнь на «Удивися Иосиф», смеш. хор pdf sib
Херувимская песнь на «Удивися Иосиф», однор. хор pdf sib
Херувимская песнь. Музыка Копылова. № 4. См. х. pdf
Херувимская песнь. Муз. прот. Петра Турчанинова, см. х. pdf
Херувимские песни прот. Петра Турчанинова, шесть, см. х. pdf
Херувимская песнь отца Феликса, трехголосие, однородный хор pdf sib
Просительная ектения. С. Смоленский, из церковно-певческого сборника pdf
Просительная ектения. Н. Потулов, из церковно-певческого сборника pdf
Просительная ектения № 1. А. Кастальский, из церковно-певческого сборника pdf
Просительная ектения № 2. А. Кастальский, из церковно-певческого сборника pdf
Просительная ектения из церковно-певческого сборника pdf
Простительная ектения. А. Архангельский, из церковно-певческого сборника pdf
Просительная ектения из церковно-певческого сборника pdf
Просительная ектения Киевского роспева из церковно-певческого сборника pdf
Отца и Сына и Святаго Духа, из ЦПС 1 2
Милость мира Афонская, см. х. pdf sib
Милость мира, Сербская pdf
Милость мира, Знаменный роспев pdf
Милость мира, муз. Копылова pdf
Милость мира Лисицына, № 6 pdf
Милость мира Кастальского, № 40. См. х. pdf
Милость мира «На разорение Москвы», одн. х. pdf sib
Милость мира. Муз. прот. Петра Турчанинова, см. х. pdf
Милость мира. Муз. прот. Петра Турчанинова, иная, см. х. pdf
Милость мира. Муз. прот. Петра Турчанинова, на Литургии Василия Великого, см. х. pdf
Милость мира Скитская, см. х pdf sib
Милость мира Скитская, одн. х. pdf sib
Милость мира Чеснокова, № 16 pdf
Милость мира Ярославская № 1, однор. хор pdf sib
Милость мира Ярославская № 2, однор. хор pdf sib
Тебе поем Копылова, для смешанного хора pdf
Достойно есть на «Небесных чинов» pdf
Достойно есть царя Феодора, гармонизация о. Матфея (Мормыля) pdf
Достойно есть. Муз. Елисеева. Для см. х pdf
Достойно есть. Муз. прот. Петра Турчанинова pdf
Достойно есть, сборник 1 2 3
О Тебе радуется, одноголосие, знам. росп, цеф. ключ, два варианта pdf
«Отче наш» Копылова, для смешанного хора pdf
«Отче наш» малого столпового распева, одн. х. pdf sib
«Отче наш». Муз. прот. Петра Турчанинова, см. х. pdf
Хвалите Господа с небес. Муз. прот. Петра Турчанинова, см. х. pdf
Хвалите Господа с небес. Муз. Копылова. Для смешанного хора pdf
Причастен (киноник) Воскресный, из ЦПС pdf
Под Твою милость. Муз. Копылова. см. х. pdf
«Милосердия двери», Д. Соловьев, см. х., из ЦПС pdf
Окончание Литургии Архангельского, одн. х. pdf sib
Окончание Литургии из Церковно-певческого сборника pdf
ноты единородный сыне скачать херувимская песнь ноти женский хор ноты
Сборники
Архангельский. Литургия древних распевов, сборник pdf
Переложения П. Чеснокова для однородного хора: 1.tif 2.tif 3.tif
Литургия Красногорского монастыря 1.pdf 2.pdf 3.pdf 4.pdf
Палиашвили, Захарий Петрович (1871-1933). Литургия грузинского (карталино-кахетинского) распева для см. х. 1.pdf 2.pdf 3.pdf
Турчанинов Петр, протоиерей. Две Литургии. Сборник pdf
Смоленский. Песнопения Литургии для мужского хора pdf
Источник
Стравинский заупокойные песнопения ноты
Здесь будут находиться нотные сборники и отдельные простые песнопения для клиросов с небольшим составом исполнителей.
ССЫЛКИ НА НОТЫ И ПЕСНОПЕНИЯ ЛИТУРГИИ
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Сборники Литургии , Всенощного бдения и других песнопений
2-6. АНТИФОНЫ 1,2 и БЛАЖЕННЫ
7-9. ТРИСВЯТОЕ.
10-15. ХЕРУВИМСКИЕ.
16-23. МИЛОСТЬ МИРА
24-32. ДОСТОЙНО ЕСТЬ
33. О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ
34. ЗАДОСТОЙНИКИ
35. Херувимская Старинного напева
36. Антифоны Монаха Пахомия Констамонит
37. МИЛОСТЬ МИРА Синявская
38.ХЕРУВИМСКАЯ Бортнянский
39. ХЕРУВИМСКАЯ Лапаев
40. ДОСТОЙНО ЕСТЬ Киевского распева
41. ТЕЛО ХРИСТОВО, знаменный
42. Сборник «Литургия» для народного хора
43. Псалом 33
44. Песнопения Божественной Литургии для детей. Нотное видеопособие.
45. Видехом свет истинный, обиход
46. Царице моя преблагая
47. Не имамы иныя помощи.
48. Многая лета, обиход
Источник
Стравинский заупокойные песнопения ноты
Существует несколько видов вечерни в будние дни Великого поста. Не обсуждая сейчас особенности вечерни в среду и в пяток, когда на ней совершается литургия Преждеосвященных Даров (см. Лекцию 13), рассмотрим два типа вечерни для будних дней Великого поста. Первый тип — в неделю вечера, второй — в понедельник, вторник и четверг вечера (без Преждеосвященной литургии). Не разбирая подробно последование вечерни, рассмотрим ее отличительные особенности. На великопостной вечерне всегда читается 18 кафизма (если на утрени три кафизмы, то на вечерне всегда 18). На Господи, воззвах берутся тексты из Триоди и Минеи. Триоди выделяется особое место, она идет впереди и ни в коем случае ничем не вытесняется; будет ли в этот день память шестеричного святого, или двух малых святых, триодные стихиры не отменяются никогда.
После Свете Тихий возглашается прокимен, потом читается паримия, второй прокимен и вторая паримия. На вечерне в будние дни постоянно читаются паримии из двух книг — книги Бытия и книги Притчей Соломоновых.
Несколько слов о смысле ветхозаветных чтений в будние дни Великого поста. В великопостном богослужении избраны три разных типа ветхозаветных книг: историческая — книга Бытия, пророческая — книга Пророка Исайи (на шестом часе) и нравоучительная — книга Притчей Соломоновых. Это три разных типа библейских ветхозаветных чтений. Время Великого поста всегда было временем оглашения, временем подготовки ко Крещению, которое совершалось на Лазареву Субботу, на Пасху и на Пятидесятницу (недаром в эти дни поется Елицы по Христа крестистеся). Великий пост — это последний этап оглашения, и очень уместно читать в этот период важнейшие книги Священного Писания. Пророк Исайя — это ветхозаветный евангелист; ни в какой другой книге мы не найдем таких ярких, таких точных пророчеств о Христе. Книга Притч Соломоновых — хрестоматийная нравоучительная книга, довольно трудная для понимания.
Не только оглашенные, но и верные на время Великого поста погружаются во время ветхозаветное, время ожидания Мессии. Сквозное чтение ветхозаветных книг помогает нам еще раз прожить и представить себе обетование о Мессии, пророчество о Нем и ожидание Его.
В конце вечерни вместо обычных тропарей поются особые песнопения: «Богородице Дево…» «Крестителю Христов…» и еще некоторые песнопения из Часослова, особым великопостным напевом. Затем следует окончание с чтением молитвы Ефрема Сирина.
Источник