Strings пианино что это

Струнное фортепиано — String piano

Строка фортепиано это термин американский композитор-теоретик Генри Коуэлл (1897-1965) в совокупности описывают эти пианистической расширенные методы , в которых звук производится путем прямого манипулирования из строк , вместо или в дополнение к ударяя пианино «s клавиши . Впервые примененные Коуэллом в 1920-х годах, такие методы сейчас часто используются в произведениях композиторов-авангардистов классической музыки.

СОДЕРЖАНИЕ

Методы

Композиции для струнного фортепиано могут включать в себя широкий спектр техник. Среди тех, кто нанял Коуэлла, первого крупного сторонника этого подхода, следующие:

  • ощипывание ( пиццикато )
  • движение вперед и назад по струне ногтем (похоже на тремоло на мандолине )
  • подметание хроматично по струнам пальцами
  • проводя по струнам ладонью (создавая тональный кластер )
  • движение по одной или нескольким струнам мякотью пальца (пальцев)
  • царапание одной или нескольких ниток ногтем (ами)

На струны также можно нажимать в определенных точках по их длине пальцами одной руки, играя на них другой, для получения различных гармонических звуков . Эти методы звучания могут сочетаться с прямым приглушением струн с помощью устройств, подобных тем, которые используются для приглушения скрипок. В пьесах для струнного фортепиано, в которых исполнитель должен сидеть за клавиатурой, клавиши можно нажимать и удерживать беззвучно одной рукой для создания аккордов , включая группы тонов, которые другой играет на струнах; Использование педалей сустейна и мягкого звука предлагает дополнительные вариации игры на струнном фортепиано. Для пьес для струнного фортепиано, в которых исполнитель стоит рядом с инструментом, не обращаясь к клавиатуре, педали пианино (и даже, бесшумно, клавиши) могут также использоваться с помощью помощника или мертвого груза. Коуэлл также написал отрывки для техник, включающих одновременное манипулирование струнами — скольжение по одной или нескольким пальцам или металлическим предметом — и звучание клавиатуры для создания эффектов глиссандо . Другие объекты, такие как смычки и щетки, также могут использоваться для извлечения звука непосредственно из струн.

Читайте также:  Как заменить аккорд адидас

История

По словам биографа Коуэлла Майкла Хикса, «первым« серьезным »композитором, написавшим для струнных фортепиано, был, вероятно, Перси Грейнджер (1882–1961): в конце своей сюиты« В двух словах » (1916) он направляет пианиста играть на нескольких басовые струны с молотком, обтянутым пряжей «. Вскоре после этого Коуэлл начал использовать в своих композициях технику струнного фортепиано. Одна из его первых важных работ, использующих этот подход, — сольная пьеса для фортепиано со струнными (1923). Согласно спискам Лихтенвангера, самым ранним произведением Коуэлла, призывающим к технике струнного фортепиано, является «Меч забвения» (примерно 1920–1922) для сольного фортепиано. Как и «Композиция» (1925), для фортепиано и струнного квартета, она сочетает в себе традиционное звучание клавишных и прямую игру на струнах. Эолова арфа (ок. 1923 г.) — первое сочинение Коуэлла исключительно для струнного фортепиано — в то время как клавиши беззвучно удерживаются нажатыми, как описано выше, все звучание осуществляется путем прямого обращения к струнам ( слушайте ( помощь · информация ) ). Среди других его работ, посвященных исключительно струнному фортепиано, — «Банши» ( прослушать 1925 г. ( справка · информация ) ) и « Зловещий резонанс» (ок. 1930 г.). Сколько лет песне? (1930–31) — для голоса и струнного фортепиано (аккомпанемент адаптирован из эоловой арфы ).

Джон Кейдж , ученик Коуэлла, был вдохновлен концепцией струнного фортепиано, чтобы продолжить свои исследования подготовленного фортепиано .

В « Музыке сфер» , написанной в 1916–1918 годах, датский композитор Руед Ланггаард предписывает пианисту играть глиссанди прямо на струнах фортепиано. В партитуре он называет это «глиссандо-фортепиано». В « Insektarium » Ланггаарда для фортепиано соло 1917 года пианисту также предлагается играть прямо на струнах в двух частях .

Читайте также:  Марш давидсбюндлеров шуман ноты

Хотя немногие композиторы, кроме Коуэлла, использовали термин «струнное фортепиано» для описания использования струн для фортепиано ( Джордж Крамб , например, ссылается на «ресурсы« расширенного фортепиано »), такие методы все чаще использовались. во второй половине 20-го века, со временем став частью общего словаря современного пианистического письма и исполнения. Многие композиторы время от времени использовали такие приемы «внутри пианино», как спецэффекты; некоторые использовали их более существенно, такие как Крамб (например, Макрокосмос , тома 1 и 2 [1972; 1973]), Халим Эль-Дабх , София Губайдулина (например, Танцовщица на канате [1993]), Маурисио Кагель (например, Trio in drei Sätzen [1984–85]), Карл Орф (например, Antigonæ [1949]), Карлхайнц Штокхаузен (например, Klavierstücke XII – XIV [1979–84]), Тору Такемицу (например, Corona for Pianists [1962]) и Дэвид Тюдор . В 1977 году композитор Стивен Скотт основал ансамбль Bowed Piano Ensemble в Колорадском колледже — ансамбль из десяти музыкантов, играющих на рояле и вокруг него.

Источник

String piano

1 trio

2 trio

3 piano string

4 piano string

5 ASCIIZ string

6 literal string

7 null-terminated character string

8 piano

рояль piano ит. муз. пиано

(pl os) фортепьяно pianoforte: pianoforte = piano upright

9 string

вчт. буквенная строка bit

вчт. управляющая строка extension

вчт. строка расширения

attr. струнный;
string orchestra струнный оркестр;
on a string в полной зависимости;
на поводу;
first string главный ресурс to harp on one (или on the same)

= тянуть все ту же песню;
твердить одно и то же;
to touch a string затронуть (чью-л.) слабую струнку second

attr. струнный;
string orchestra струнный оркестр;
on a string в полной зависимости;
на поводу;
first string главный ресурс parameter

вчт. строка параметров the programme was strung out too long программа была слишком растянута;
string together связывать quoted

вчт. искомая строка second

театр. дублер;
to have two strings to one’s bow иметь на всякий случай( какие-л.) дополнительные ресурсы, средства second

запасной ресурс string снабжать струной, тетивой

веревка, бечевка;
тесемка, завязка, шнурок

вереница, ряд;
a string of people вереница людей;
a string of bursts пулеметная очередь

вешать;
to string a picture повесить картину

(strung) завязывать, привязывать;
шнуровать

лошади, принадлежащие одному владельцу (на скачках)

напрягать (тж. string up)

нитка (бус и т. п.)

амер. sl. обманывать;
водить за нос;
string along with быть преданным (кому-л.) ;
следовать( за кем-л.) ;
string out растягивать(ся) вереницей

муз. струна;
to touch the strings играть на струнном инструменте

(the strings) pl муз. струнные инструменты оркестра

тетива, косоур (лестницы)

амер. разг. условие, ограничение

вешать;
to string a picture повесить картину

амер. sl. обманывать;
водить за нос;
string along with быть преданным (кому-л.) ;
следовать (за кем-л.) ;
string out растягивать(ся) вереницей

attr. струнный;
string orchestra струнный оркестр;
on a string в полной зависимости;
на поводу;
first string главный ресурс

вереница, ряд;
a string of people вереница людей;
a string of bursts пулеметная очередь

вереница, ряд;
a string of people вереница людей;
a string of bursts пулеметная очередь

attr. струнный;
string orchestra струнный оркестр;
on a string в полной зависимости;
на поводу;
first string главный ресурс

амер. sl. обманывать;
водить за нос;
string along with быть преданным (кому-л.) ;
следовать (за кем-л.) ;
string out растягивать(ся) вереницей the programme was strung out too long программа была слишком растянута;
string together связывать

вчт. текстовая строка to harp on one (или on the same)

= тянуть все ту же песню;
твердить одно и то же;
to touch a string затронуть (чью-л.) слабую струнку

муз. струна;
to touch the strings играть на струнном инструменте

10 string ID

11 string along with

12 string identifier

13 string literal

14 string resource

15 string table

16 string up

17 string-table

18 string-up

19 upright piano

20 bow-string

См. также в других словарях:

String piano — is a term coined by American composer theorist Henry Cowell (1897–1965) to collectively describe those pianistic extended techniques in which sound is produced by direct manipulation of the strings, instead of or in addition to striking the piano … Wikipedia

Piano — Pianoforte redirects here. For earlier versions of the instrument, see Fortepiano. For other uses of Piano, see Piano (disambiguation). Piano Bösendorfer grand piano Keyboard instrument … Wikipedia

Piano acoustics — are those physical properties of the piano which affect its acoustics.tring length and thicknessThe strings of a piano vary in thickness, with bass strings thicker than treble. A typical range is from 1/30 inch for the highest treble strings to… … Wikipedia

Piano pedals — are foot operated levers at the base of a piano which change the instrument s sound in various ways. Modern pianos usually have three pedals, from left to right, the soft pedal (or una corda), the sostenuto pedal, and the sustaining pedal (or… … Wikipedia

Piano tuning — is the act of making minute adjustments to the tensions of the strings of a piano to properly align the intervals between their tones so that the instrument is in tune. The meaning of the term in tune in the context of piano tuning is not simply… … Wikipedia

String resonance (music) — String resonance occurs on string instruments. Strings or parts of strings may resonate at their fundamental or overtone frequencies when other strings are sounded. For example, an A string at 440 Hz will cause an E string at 330 Hz to resonate,… … Wikipedia

String Quartet in Four Parts — is a string quartet by John Cage, composed in 1950. It was one of the last works Cage wrote that were not entirely aleatoric. Like Sonatas and Interludes for prepared piano (1946 8) and the ballet The Seasons (1947), this work explores ideas from … Wikipedia

Piano wire — Piano string ends Piano strings Piano wire, or music wire , is … Wikipedia

String — (str[i^]ng), n. [OE. string, streng, AS. streng; akin to D. streng, G. strang, Icel. strengr, Sw. str[ a]ng, Dan. str[ae]ng; probably from the adj., E. strong (see ); or perhaps originally meaning, twisted, and akin to E. strangle.] 1. A… … The Collaborative International Dictionary of English

String band — String String (str[i^]ng), n. [OE. string, streng, AS. streng; akin to D. streng, G. strang, Icel. strengr, Sw. str[ a]ng, Dan. str[ae]ng; probably from the adj., E. strong (see ); or perhaps originally meaning, twisted, and akin to E.… … The Collaborative International Dictionary of English

String beans — String String (str[i^]ng), n. [OE. string, streng, AS. streng; akin to D. streng, G. strang, Icel. strengr, Sw. str[ a]ng, Dan. str[ae]ng; probably from the adj., E. strong (see ); or perhaps originally meaning, twisted, and akin to E.… … The Collaborative International Dictionary of English

Источник

Вход в систему

Материалы

Свежий номер МО

Статья «Стрингс-синтезаторы»

В конце 60-х в рок-музыке наметилась тенденция к усложнению произведений. Начался переход от простых трехминутных песен развлекательного характера к сложным композициям и целым концептуальным альбомам, объединенным общей идеей. Все это требовало привлечения новых музыкальных средств, группы старались перещеголять друг друга, уделяя пристальное внимание аранжировкам, в которых использовали и акустические инструменты, и недавно появившиеся модульные синтезаторы и даже записи из фонотек радио и телевидения. Некоторые группы, например, Deep Purple и Pink Floyd, пошли еще дальше, попытавшись объединить звучание рок-группы и симфонического оркестра, что среди музыкантов прогрессивного толка стало очень модно и породило множество подражаний. Однако, хотя оркестр и позволял значительно расширить возможности рок-группы в создании неординарных композиций, но работа с ним вызывала разные технические сложности, не говоря уже о нежелании музыкантов с консерваторским образованием играть вместе с рокерами. Кроме проблем взаимопонимания и трудностей с организацией совместных репетиций, было множество чисто технических сложностей, связанных с несовершенством тогдашнего оборудования, из-за которых было непросто сделать совместную студийную запись и организовать совместное концертное выступление.

Решением мог стать электронный инструмент, который позволял бы создавать «оркестровые» аранжировки. Подобный инструмент к тому времени уже существовал — это был Mellotron (см. статью), использовавший принцип воспроизведения звуков с магнитной ленты. Имея полную полифонию и возможность воспроизведения звуков разных инструментов, Mellotron был на тот момент самым мощным аранжировочным инструментом. Однако из-за довольно сложной конструкции он был недостаточно надежен для концертной деятельности (особенно много проблем возникало с нестабильностью строя), да и стоил так дорого, что позволить его себе могли только самые богатые музыканты.

Обозначилась острая потребность в простом, надежном и недорогом инструменте, который мог бы имитировать звучание оркестра или хотя бы его струнной секции, которой рок-музыканты традиционно отдавали предпочтение. Естественно, такой инструмент не заставил себя долго ждать.

Первым идею создания специализированного стрингс-синтезатора выдвинул малоизвестный тогда английский музыкант Ken Freeman. Интересно, что Фримен не был инженером и имел весьма смутное представление об электронике, однако он имел опыт имитации струнных с помощью электроинструментов и эффектов типа ленточной задержки, и быстро сообразил, как переделать электроорган в стрингс-синтезатор. Основной идеей Фримена было использование нескольких осцилляторов на голос с отдельными LFO для модуляции высоты тона, то есть создание эффекта «ансамбля» силами самого синтезатора, а не с помощью внешней обработки.

В конце 60-х он собрал прототип такого инструмента из деталей серийного электрооргана. Фримену в течение долгого времени не удавалось найти производителя, который взялся бы за выпуск его синтезатора, и лишь после неудачной попытки заинтересовать новым инструментом итальянских производителей (кстати, примерно через год после этого сразу две итальянские фирмы, Logan и Crumar, выпустили первые стрингс-синтезаторы) Фримену, наконец, повезло: инструментом заинтересовался крупный производитель электроорганов — американская компания Lowrey, входившая в корпорацию CMI. Фирма Lowrey стала встраивать стрингс-синтезаторы Фримена в свои органы, а в 1973 под маркой Cordovox (также принадлежавшей CMI) была выпущена модель String Symphoniser, представлявшая собой упрощенный вариант синтезатора Фримена со встроенным пружинным ревербератором и разъемом для подключения к Leslie. Инструмент встретили довольно прохладно, так как к тому времени уже появились более простые и доступные стрингс-синтезаторы других производителей, основанные на использовании хоруса. Сам Фримен продолжал совершенствовать свой инструмент и использовал его в своей студийной работе, благодаря чему пользовался большим успехом как сессионный музыкант.

Из-за проволочек с организацией производства Фримен не смог реализовать свое преимущество в разработке стрингс-синтезатора. Первой серийно производить подобные инструменты начала голландская фирма Eminent. В 1972 году она выпустила электроорган 310 Unique со встроенным стрингс-синтезатором, который сразу стал хитом.

Поскольку 310 Unique покупали в основном из-за встроенного стрингс-синтезатора, то Eminent решил выпустить его отдельно в виде самостоятельного инструмента. Этот синтезатор, названный Solina String Ensemble, сначала выпускался на заводе Eminent, но вскоре стало очевидно, что удовлетворить огромный спрос на него скромной голландской фирме не под силу, и тогда производство Solina было передано известной американской синтезаторной компании ARP, которая выпускала его до 1981 года.

Eminent же продолжал выпуск электроорганов и имел множество моделей, рассчитанных на покупателей разного уровня. Из-за ряда неудач, изменившегося рынка и уменьшения спроса на электроорганы в начале 80-х Eminent оказался на пороге кризиса. Численность персонала сократилась до 300 человек, в производстве было всего несколько моделей, а также производились корпуса для органов Yamaha. В 1983 число сотрудников уменьшилось до 130 человек. В 1984 компания практически прекратила свое существование, лишь 20 человек занимались ремонтом и обслуживанием органов Eminent. Однако Eminent все же сумел пережить трудные времена, компания существует до сих пор и выпускает теперь цифровые органы классического типа.

Что такое стрингс-синтезатор?
Собственно, в идее синтезатора, имитирующего звук струнного ансамбля, нет ничего сверхъестественного. Все необходимые технологии для его создания существовали с начала 60-х годов, просто тогда в таком инструменте не было потребности.

Синтезирование звука скрипки не вызывает больших трудностей и сделать на субтрактивном синтезаторе такой пэтч довольно просто. Если не ставить перед собой задачу точной имитации тембра скрипки (а для популярной музыки точная имитация и не нужна), то можно просто взять пилообразную волну, которая будет изображать колебания струны скрипки, и обработать ее низкочастотным фильтром, что будет имитировать изменения, которые вносит в звук корпус инструмента. Затем настроить огибающие, подобрав подходящее время атаки и затухания, и добавить вибрато с помощью LFO. Конечно, для исполнения Вивальди этого будет недостаточно, а вот для простых аранжировок вполне сойдет. Можно сделать и гораздо более сложный пэтч для аналогового модульного синтезатора, который будет звучать ближе к оригиналу, однако в любом случае придется последовательно записывать каждую ноту партитуры, так как мы имеем дело с одноголосным синтезатором. Это годится только для студии, да и то требует большого терпения. Совершенно очевидно, что для простого создания аранжировок нужен полифонический инструмент.

Из всех серийных электронных музыкальных инструментов в начале 70-х по-настоящему полифоническими были только транзисторные электроорганы. Их существовало огромное множество, но из всех их разновидностей наибольший интерес представляли комбоорганы, которые, по сути, являлись первыми примитивными полифоническими синтезаторами.

В этих инструментах была реализована самая простая полифоническая схема: каждая клавиша напрямую соединена со своим собственным тон-генератором; при нажатии клавиши просто открывается гейт и звучит нота. Чтобы не устанавливать большое число осцилляторов (источник звука ведь нужен для каждой клавиши) применяют так называемую архитектуру «divide-down»: вместо осцилляторов для всех клавиш используются только 12 осцилляторов, формирующих звук самой верхней октавы инструмента. Далее сигнал от каждого осциллятора проходит через устройства, называемые делителями, каждый из которых снижает высоту тона на октаву. Если у инструмента 48 клавиш, то требуется по три делителя на каждую из 12 нот. При нажатии клавиши замыкается контакт и гейт пропускает сигнал от соответствующего делителя, который потом смешивается с сигналами остальных делителей и поступает на выход инструмента.

Таким образом, каждая клавиша получает свой собственный источник звука. Это упрощенная схема — на самом деле таких простых электроорганов не бывает. Обычно их конструкция позволяет добавлять к основному сигналу еще и сигналы от других делителей, и, таким образом, каждый голос имеет несколько регистров (16′, 8′, 4′ и т. д.), которые можно использовать одновременно, как и у настоящего органа. Сначала делители выполнялись в виде дискретных схем и занимали довольно много места, однако с начала 70-х для этого стали широко применяться интегральные схемы, каждая из которых совмещала в себе несколько последовательных делителей, матрицу для комбинирования регистров и гейт для пропускания нот. Конструкция значительно упростилась, и теперь для тон-генератора электрооргана требовалось всего 12 осцилляторов и 12 аналоговых чипов-делителей. Электроорганы стали дешевы и выпускались в значительных количествах даже не очень квалифицированным персоналом.

В дальнейшем конструкция стала еще проще. Основной сигнал высокой частоты генерировался одним (!) VCO и разделялся на 12 частей, соответствующих 12 нотам равномерно-темперированного строя с помощью специального делителя, которые потом проходили через обычные делители, снижавшие высоту тона на октаву. Такую конструкцию имели практически все стрингс-синтезаторы второй половины 70-х годов (Crumar Performer, Siel Orchestra, Elka Rhapsody и др.)

В стрингс-синтезаторах использовалось не только сочетание регистров (скажем, для имитации одновременной игры скрипки, альта и виолончели), но и другие приемы из арсенала комбоорганов: например, обработка сигнала разными формантными фильтрами, что позволяет получить еще и разные тембры и тоже их комбинировать (сам источник при этом остается общим — 12 осцилляторов), и применение LFO для модуляции осцилляторов, что позволяет имитировать один из самых важный скрипичных исполнительских приемов — вибрато.

Таким образом, сам тембр разных оркестровых инструментов с помощью такого инструмента получить можно. Многие электроорганы 60-х имели регистры с названиями Strings 8′, Strings 4′ и т. п. Но они все равно звучали по-органному из-за того, что огибающие органа и струнных инструментов очень сильно отличаются.

Форма огибающей для скрипки зависит от многих факторов, но в наиболее общем виде выглядит так, как изображено на рисунке 4. То есть присутствуют плавные атака и затухание. Изменения в тоне на протяжении звучания не особо заметны, поэтому можно обойтись без отдельного генератора огибающей для фильтра. Таким образом, для достоверной имитации к схеме электрооргана придется добавить хотя бы самые простые огибающие для усилителя.

Вот тут-то и возникает проблема. Если у инструмента четырехоктавная клавиатура, то для его 48 голосов понадобятся 48 генераторов огибающей. Это, естественно, сразу отразится на цене синтезатора. Лишь немногие стрингс-синтезаторы сделаны по такой схеме. Большинство этих инструментов имеет гораздо более простую архитектуру.

Вместо индивидуальных огибающих для каждого голоса инструмент имеет один общий для всех голосов фильтр и усилитель с генератором огибающей. Такую архитектуру называют «парафонической».

При нажатии клавиш генератор огибающей запускается как у обычного синтезатора, проходит стадии атаки и спада и остается на сустейне. Если в этот момент взять новую ноту, то огибающая для нее не перезапустится, и эта новая нота будет воспроизведена без стадий атаки и спада сразу с уровня сустейна (как и все последующие ноты). Огибающая для новых нот перезапустится, только когда все предыдущие ноты будут отпущены. Это накладывает определенные ограничения на исполнение, но не мешает играть аккорды, а для этого, в основном, стрингс-синтезаторы и предназначаются. Парафоническая архитектура лишь незначительно усложняет конструкцию по сравнению с комбоорганом, но зато инструмент получает возможность хоть как-то артикулировать ноты и становится хоть и ограниченным, но синтезатором. И этот синтезатор может создавать звук, который, хоть и с натяжкой, но можно назвать звуком скрипки.

Однако хорошо известно, что звук скрипки очень сильно отличается от звука струнного ансамбля. Последний звучит гораздо приятней благодаря своей непостоянности, которая образуется от того, что инструменты ансамбля во время исполнения всегда немного не совпадают по высоте тона. Этот эффект (хорус, как вы уже догадались) и является ключевым элементом в имитации струнного ансамбля. Еще в 30-х годах Laurens Hammond пытался имитировать хорус, чтобы «оживить» звук своего электрооргана. Для этого он использовал второй тон-генератор, слегка расстроенный относительно первого. Инструмент стал звучать немного плотнее, однако, поскольку высота тона второго тон-генератора не модулировалась, а была постоянной, то ощутимого эффекта это не дало, зато орган (модель называлась BC) из-за двух тон-генераторов получился громоздким и ненадежным. Позже один из сотрудников компании Hammond разработал оригинальное электромеханическое устройство, которое с помощью линии задержки создавало вибрато, а от смешивания обработанного сигнала с прямым получался настоящий хорус.

В 70-х годах с появлением интегральных схем удалось наконец-то создать сравнительно простое устройство, создававшее качественный хорус. В общем-то, аналоговый хорус не был таким уж простым, и в зависимости от настроек с таким же успехом мог создавать самые разные реверберационные эффекты, вибрато, тремоло, задержку, фленджер и фейзер. Именно благодаря аналоговому хорусу и появились простые и доступные стрингс-синтезаторы, которые недостатки синтеза компенсировали живым насыщенным звуком.

Именно так и был устроен стрингс-синтезатор в Eminent 310. Он имел возможность комбинирования регистров, а ансамблевое исполнение имитировалось с помощью аналогового хоруса. Эта схема стала очень популярна, и ее начали использовать практически все производители.

Судьба синтезатора Фримена была не такой удачной. Конструкция, которую он применял, была слишком сложна для массового производства, и идеи Фримена не получили дальнейшего развития. Его модель String Symphoniser не имела коммерческого успеха, хотя ее и использовали такие знаменитости, как The Who, Jan Hammer, Chick Corea, Elton John, а также Dave Sinclair (Caravan) и Pete Sinfield.

Вообще же, существовало множество разных конструкций стрингс-синтезаторов (особенно в этом преуспели итальянские производители, создававшие очень оригинальные конструкции), как и огромное число самих этих инструментов, но в основном все они представляли собой вариации на тему Eminent 310. Мне известно не меньше 50 различных моделей, но на самом деле их было значительно больше. Американские и японские производители не уделяли особого внимания стрингс-синтезаторам — они все готовились к началу производства настоящих полифонических синтезаторов (идея-то витала в воздухе с 1973 года, когда в Emu разработали модули цифрового сканирования и распределения голосов). Основными производителями стали европейские, подчас малоизвестные фирмы. Пожалуй, единственным исключением здесь является ARP, у которого стрингс-синтезаторы были самыми продаваемыми инструментами.

Само собой, рассказать обо всех стрингс-синтезаторах было бы совершенно нереально, поэтому я выбрал наиболее известные и интересные модели. Эта подборка достаточно условна, многие из этих инструментов довольно трудно классифицировать. Я постарался расположить синтезаторы в хронологической последовательности, чтобы можно было проследить развитие этого класса электронных инструментов.

ARP Solina String Ensemble
Этот синтезатор представляет собой стрингс-секцию от Eminent 310 Unique. Синтезатор имеет четырехоктавную клавиатуру и шесть пресетов: Violin, Viola, Trumpet, Horn, Cello, Contrabass. Последние два — одноголосные, для них используется только нижняя часть клавиатуры (C0-G1). Полифонические пресеты действуют на всей клавиатуре. У синтезатора есть регулятор точной настойки, регулятор общей громкости и регулятор громкости басовых пресетов.

Струнные звуки представлены двумя регистрами: 16′ (Viola) и 8′ (Violin). Они имеют простой генератор огибающей c регуляторами времени атаки (который действует и на басовые звуки) и затухания.

Для имитации духовых инструментов используются пэтчи Trumpet и Horn. Они получаются из того же сигнала, что и звуки струнных, с помощью фильтрации. Регуляторы огибающей на них не действуют.

Своим качественным звуком синтезатор Solina обязан аналоговому хорусу, имеющему лишь кнопку включения и действующему на все пресеты. Eminent 310 мог обрабатывать хорусом и внешний сигнал, однако Solina такой возможности не имеет. Кстати, вскоре после начала производства синтезатора Solina компания ARP запатентовала его хорус, сразу определив, какую важную роль он играет в звукообразовании. Однако хорус все равно многие копировали.

На задней панели Solina есть два выхода (High и Low), вход для педали экспрессии, а также выходы Gate и Trigger, предназначенные для подключения Solina к одноголосному синтезатору ARP Odyssey, который имеет разъем Ext In и позволяет обрабатывать внешний сигнал фильтром и усилителем. Получая сигналы Gate и Trigger от клавиатуры стрингс-синтезатора, Odyssey «артикулирует» его звук и образует с Solina как бы модульный парафонический синтезатор, у которого источником звука являются осцилляторы Solina, а в качестве обработки выступают фильтр и усилитель Odyssey.

Такую возможность имеют и другие стрингс-синтезаторы (например, Crumar Performer, Korg Delta, Roland RS-09), однако у них есть лишь Gate-выход. Дело в том, что синтезаторы ARP работают в режиме Multi Trigger (или имеют возможность переключения между Multi Trigger и Single Trigger), и поэтому у них есть два набора интерфейсов: Trigger и Gate. Первый передает короткий импульс каждый раз, когда нажимается какая-либо клавиша, второй же передает сигнал все время, пока клавиша остается нажатой. При нажатии клавиши импульс Trigger запускает огибающую, а при отпускании клавиши пропадает сигнал Gate, и огибающая переходит к стадии затухания. Таким образом, синтезатор может воспроизводить новую ноту каждый раз, когда она берется на клавиатуре, независимо от того, отпущены предыдущие или нет. Инструменты ARP можно подключать и к синтезаторам с режимом Single Trigger, просто для этого надо использовать один интерфейс Gate.

Под маркой ARP синтезатор Solina выпускался до 1981 года, несмотря на появление более современных моделей. Еще долгие годы Solina сохранял популярность, можно сказать, что и сейчас это самый известный и популярный стрингс-синтезатор, в основном благодаря своей простоте и качественному звуку (повторилась история Minimoog, Prophet 5 и многих других инструментов, которые тоже были первыми и остались самыми популярными, несмотря на появление более совершенных инструментов).

ARP Solina String Synthesizer
Это очень редкий синтезатор, он представляет собой Solina String Ensemble, совмещенный с одноголосным синтезатором ARP Explorer. Одноголосный Explorer выпускался с 1974 по 1978 в рамках той же серии, что и пресетные синтезаторы Pro-Soloist и Pro/DGX. Однако он отличался от них тем, что имел возможность редактировать звук, и по функциям синтеза был близок к ARP Axxe.

Органы управления Solina String Ensemble перенесли на панель справа от клавиатуры, а на передней панели расположили регуляторы Explorer. В центре передней панели также находятся четыре кнопки, определяющие режим работы синтезатора. Пока ни одна из них не нажата, инструмент работает как обычный Solina String Ensemble. При нажатии кнопки Manual к звуку Solina добавляется звук Explorer, причем их еще можно расстроить с помощью регулятора Tune. Если нажать кнопку Bass, то Explorer будет использовать только нижнюю часть клавиатуры (C0-G1), а кнопка To Synth позволяет пропускать через его фильтр и усилитель звук Solina String Ensemble.

Сам синтезатор Explorer может производить одновременно четыре волны: Brass (пилообразная), Hollow (прямоугольная), Reed (импульсная) и Fuzz (импульсная с модуляцией ширины), а также розовый шум. Есть регистры: 16′, 8′, 4′, 2′ (можно использовать одновременно). Фильтр резонансный, с возможностью самовозбуждения и с крутизной среза 24 дБ/окт. Имеются регуляторы частоты среза, резонанса, интенсивности воздействия огибающей и LFO, переключатель Preset/Variable, позволяющий управлять фильтром вручную или использовать пресетные настройки. Синтезатор имеет общий для VCF и VCA генератор огибающей типа ADSR (также с переключателем Preset/Variable) и LFO с регулятором скорости и интенсивности воздействия на VCO, а также переключателем задержки вибрато (On/Off), который позволяет плавно увеличивать интенсивность эффекта. Есть характерный для ARP переключатель Auto Repeat, позволяющий использовать LFO для запуска огибающей, функция портаменто с регулятором скорости и большой вращаемый регулятор, выполнявший ту же функцию, что и колесо высоты тона у обычных синтезаторов. Также имеются регуляторы общей громкости и точной настройки.

Всего было выпущено около 100 инструментов ARP Solina String Synthesizer. По некоторым данным, все эти синтезаторы были произведены в Голландии на фабрике Eminent, что, в принципе, вполне возможно, так как по дизайну String Synthesizer отличается от остальных инструментов ARP и имеет такие же регуляторы и кнопки управления, какие использовались в органах Eminent.

ARP Omni
Линейку стрингс-синтезаторов ARP продолжила модель Omni, которая производилась с 1975 по 1981 год. Синтезатор парафонический, имеет две основные секции (Strings и Synthesizer), у каждой из которых еще есть собственная одноголосная секция. Все секции независимы друг от друга и имеют собственные выходы на задней панели (Omni-2) или индивидуальный выход синтезаторной секции (Omni).

В 1977 в связи с изменением технологии изготовления был обновлен дизайн всех синтезаторов ARP (эти модели обычно называют «оранжевыми» — из-за надписей и регуляторов ярко-оранжевого цвета на передней панели). После этого Omni сменил название на Omni-2, однако кроме нового дизайна имелось еще одно серьезное изменение: появился режим Single Trigger.

Стрингс-секция Omni содержит два полифонических звука (Violin и Viola) и два одноголосных (Cello и Bass), для которых используется только нижняя часть клавиатуры (C0-G1). У полифонической части есть генератор огибающей с регуляторами времени атаки и затухания, а Cello и Bass имеют отдельный генератор огибающей с пресетными настройками. В принципе, стрингс-секция Omni аналогична синтезатору Solina String Ensemble, только отсутствуют пресеты Trumpet и Horn.

Секция Synthesizer также включает полифоническую и одноголосную части.

Полифоническая часть представляет собой примитивный синтезатор с двумя регистрами (8′ и 4′), низкочастотным фильтром (крутизна среза 24 дБ/окт), генератором огибающей типа ADSR и LFO. Фильтр имеет регуляторы частоты среза и резонанса, а также три дополнительных регулятора, устанавливающих интенсивность, с которой на фильтр будет воздействовать генератор огибающей, LFO и подключаемая педаль экспрессии. У LFO только один изменяемый параметр — частота модуляции.

Одноголосная часть содержит простой басовый синтезатор, у которого также есть два регистра (16′ и 8′) и свой собственный низкочастотный фильтр с крутизной среза 12 дБ/окт и огибающей типа AD без каких-либо органов управления (у Omni-2 появилась кнопка Staccato, переключающая время спада: 0,5/1 c).

Взаимодействие секций осуществляется с помощью регуляторов Mix (баланс синтезаторной и стрингс-секций) и Bass Volume (уровень басовых синтезаторов обоих секций). Также есть общий регулятор громкости.

Синтезатор имеет эффект Chorus-Phaser с пресетными настройками, который постоянно включен для стрингс-секции. При нажатии кнопки Chorus-Phaser, расположенной над клавиатурой, происходит снижение частоты модуляции, и сигнал синтезаторной секции поступает в блок Chorus вместе с сигналом стрингс-секции. Таким образом, чтобы его услышать, надо переместить регулятор Mix в положение «String». Это нельзя назвать очевидной настройкой, и из-за этого многие пользователи думают, что обработать хорусом секцию Synthesizer нельзя, так что, ругая ARP, используют внешнюю обработку для синтезаторных звуков.

Кроме хоруса, у Omni есть интересная функция Waveform Enhancement (у Omni-2 она называется Hollow Waveform). Когда она не активна, осцилляторы синтезатора производят пилообразную волну, если же ее включить, то производиться будет импульсная с модуляцией ширины (для обеих секций, разумеется, так как они используют общий источник звука). У других стрингс-синтезаторов форму волны осцилляторов менять нельзя.

У первого Omni клавиатура всегда работает в режиме Multi Trigger, то есть огибающая (которая у Omni одна на все 49 голосов) перезапускается каждый раз, когда берется новая нота. Этот режим не всегда удобен, так как мешает правильной фразировке (особенно при игре двумя руками), однако он неплохо работает с мелодическими линиями. В большинстве стрингс-синтезаторов используется режим Single Trigger, при котором огибающая перезапускается, только когда все ноты отпущены. В этом случае все новые ноты воспроизводятся без стадии атаки, но зато предыдущие (если они еще удерживаются в момент, когда берутся новые) воспроизводятся нормально. Omni-2 имеет большое преимущество перед оригинальной моделью: возможность переключения между режимами Single и Multi Trigger, чтобы музыкант мог выбрать нужный режим в зависимости от стоящих перед ним задач.

На задней панели у Omni, кроме выходов индивидуальных секций, находятся еще общие симметричный (XLR) и несимметричный (джек) выходы с переключателем уровня (High/Low), что подчеркивает профессиональный статус инструмента. Также там есть два входа для педалей экспрессии (управление срезом фильтра и общей громкостью полифонических секций) и вход для педали сустейна, CV-вход для управления фильтром, два выхода Gate и выход Trigger.

Было выпущено очень много синтезаторов Omni, эта модель стала самой успешной за всю историю ARP. Известные пользователи инструмента: Tangerine Dream, Joy Division, Kraftwerk, New Order, Roy Ayers, Boston, Darius Brubeck, The Cars, Commodores, Adrian Cook (Electrotunes), Floyd Cramer, Rick Greenwood (Foreigner), Rick Davies (Supertramp), Earth Wind and Fire, ELO, Kansas, Al Kooper, Yusef Lateef, Manfred Mann’s Earth Band, Massive Attack, Santana, Bob Seger and the Silver Bullet Band, Cat Stevens, Pete Townshend, War, Sparks, Allan Zavod, Pink Floyd, Stevie Wonder и многие другие.

ARP Quartet (Siel Orchestra)
Последним стрингс-синтезатором ARP стал Quartet, появившийся в 1979 году. Собственно, компания ARP не имела к его созданию никакого отношения — эта модель была разработана и производилась в Италии компанией Siel (Societa Industrie Elettroniche). Эта итальянская фирма в основном знаменита своими аналоговыми полифоническими синтезаторами Opera 6 (также известными под названиями DK-600 и KIWI), но кроме них она выпустила довольно много других инструментов, в том числе несколько стрингс-синтезаторов.

Всего у синтезатора четыре секции (Brass, Strings, Organ и Piano), каждая имеет кнопку включения/выключения. Индивидуальных регуляторов уровня для каждой секции нет, есть только общий регулятор громкости.

В секции Brass два пресета: Trombone и Trumpet. У них можно изменять время атаки, частоту среза фильтра и частоту вибрато, которое также можно совсем отключить специальным переключателем.

Секция Strings содержит пресеты Cello и Violin. Есть переключатель, позволяющий обрабатывать секцию Strings тем же вибрато, что и секцию Brass, а также регулятор времени атаки (действует еще и на секцию Reed) и затухания (общий с секцией Piano).

В секции Reed только два пресета: Accordion и Musette. Никаких органов управления для них нет, как и для секции Piano, которая также содержит лишь два пресета (Piano и Honky Tonk).

Единственное отличие между итальянской и американской моделями — названия пресетов органной секции. У Quartet это «Organ» и «Celeste», а у Orchestra — «Accordion» и «Musette» (их, видимо, посчитали неактуальными для американского рынка). В целом, Quartet — это довольно простой и непритязательный синтезатор, он не пользовался таким успехом, как Solina и Omni, и может заинтересовать, пожалуй, лишь коллекционеров, собирающих инструменты ARP.

SCI Prelude (Siel Orchestra 2)
В 1983 фирма Siel начала выпуск усовершенствованной модели, Orchestra 2, но на этот раз в Америке она распространялась компанией Sequential Circuits под названием Prelude. Кроме этого, сама Siel выпускала Orchestra 2 со слегка измененным дизайном под названием OR-400 (для Siel вообще было характерно выпускать один и тот же инструмент под разными названиями).

У Orchestra 2 есть четыре секции, которые так же, как и у первой модели, активируются четырьмя кнопками включения/выключения. В каждой секции были произведены небольшие изменения: секция Brass получила дополнительные регуляторы Crescendo и Resonance, в секции Piano появился регулятор времени спада и новый пресет Clavichord, секция Reed пополнилась пресетом Church Organ, а секция Strings получила дополнительные настройки огибающей. Также добавлен общий LFO с кнопкой включения, регуляторами частоты, интенсивности и задержки. Главным же отличием от первого Orchestra стало появление пятиполосного графического эквалайзера (250, 500, 1000, 2000, 4000 Гц) с кнопкой отключения и регулятором баланса обработанного/прямого сигналов, а также секции Animator (модуляционный эффект c кнопкой включения и регуляторами Amount и Flange).

Вместо колеса высоты тона у Orchestra 2 использовался слайдер Transpose. Были также регулятор точной настройки и кнопка включения транспозиции на октаву вниз.

Как и первая модель, Orchestra 2 не снискал какой-то особой популярности. Это был неплохой, но уже безнадежно устаревший инструмент, который не мог конкурировать с дешевыми полифоническими синтезаторами вроде Roland Juno и новыми цифровыми инструментами.

Logan String Melody I/II
String Melody был одним из первых серийных стрингс-синтезаторов. Он выпускался с 1973 по 1976 год итальянской органной компанией Logan. В 1977 появилась обновленная модель, String Melody II, у которой хорус имеет несколько различных вариантов пресетных настроек. Также выпускались копии Hohner String Melody и Wersi String Orchestra, практически ничем не отличающиеся от оригинала. Разве что Wersi имеет весьма любопытные функции Slalom и Hawaii, позволяющие осуществлять сдвиг высоты тона наподобие того, как это делается у комбоорганов Farfisa серии VIP.

Клавиатура в 49 клавиш постоянно разделена на две равные части, для каждой из которых можно отдельно установить уровень трех регистров (Cello, Viola и Violin), а также время атаки и затухания. Кроме этого, для левой части есть еще и одноголосная басовая секция с двумя пресетами (Bass и Percussion), каждый из которых имеет свой регулятор уровня.

String Melody содержит традиционный для этого типа инструментов BBD-Chorus, который на моделях String Melody II стали оснащать пятью пресетами: O (обычный хорус), ACC (нет эффекта; предполагалось, что эта настройка будет использоваться для имитации аккордеона), Solo (вибрато, а не хорус), Orch (глубокий эффект, имитация оркестра) и Organ (легкий эффект для имитации органа).

У String Melody нет большого количества настроек, но по исполнительским возможностям это один из лучших стрингс-синтезаторов благодаря настоящей полифонической архитектуре. String Melody II, к тому же, может производить и очень неплохие органы, используя разные варианты хоруса.

Elka Rhapsody 610
Большинству музыкантов итальянская компания Elka известна как производитель синтезатора Synthex, однако в основном она занималась производством электроорганов, а также выпустила несколько стрингс-синтезаторов.

Модель Rhapsody 610 выпускалась с 1975 по 1980 год. По сравнению с другими аналогичными инструментами Rhapsody 610 имеет ограниченные возможности, но отличается хорошим звуком и обладает всеми преимуществами, которые дает настоящая полифоническая схема. Также в Rhapsody 610 для получения звука не используется комбинирование разных регистров.

Клавиатура постоянно разделена на две части, как и у Logan String Melody. Для пресетов каждой части (у обеих частей они одинаковые: Violoncello, Strings, Piano, Clavinet) есть свои регуляторы уровня. Violoncello и Strings имеют отдельные регуляторы времени затухания, а для Piano/Clavinet этот регулятор общий. Также есть четыре типично органные (все-таки Elka всегда была органной фирмой) кнопки Cancels, каждая из которых заглушает свой пресет. Синтезатор содержит встроенный хорус, который всегда включен и не имеет никаких органов управления на передней панели.

На задней панели есть основной выход и отдельный выход звука Piano, а также разъем для подключения педали громкости.

Rhapsody 610 — очень распространенная модель, она выпускалась в больших количествах и использовалась такими известными исполнителями, как Jean-Michel Jarre, Tangerine Dream, Klaus Schulze, Supertramp и многими другими поп-группами и электронными музыкантами.

Farfisa Syntorchestra
Итальянская компания Farfisa всегда была известна как главный производитель комбоорганов. Когда мода на эти инструменты прошла, Farfisa обратила внимание на стрингс-синтезаторы, благо они от комбоорганов не очень отличались. До начала 80-х Farfisa выпустила несколько подобных инструментов, из которых самым интересным, на мой взгляд, является синтезатор Syntorchestra, производившийся с 1975 по 1978 года.

Syntorchestra — очень необычный инструмент, подобные мне больше не встречались. По сути, это пресетный одноголосный синтезатор с дополнительной полифонической секцией. В какой-то степени к нему близок ARP Solina String Synthesizer, но он имеет полноценную стрингс-секцию, а у Syntorchestra явный перевес одноголосной секции.

Пресетные синтезаторы были популярны у концертирующих музыкантов в начале 70-х, так как позволяли быстро переключаться между готовыми пэтчами, что невозможно на обычных синтезаторах вроде Minimoog. Пресетные синтезаторы выпускались практически всеми производителями, однако наиболее известными были модели компании ARP. Хотя у них и не было возможностей настоящих синтезаторов, они были очень удобны в обращении и активно использовались такими известными музыкантами, как Tony Banks, Herbie Hancock и Vangelis. Syntorchestra был близок к этим инструментам по дизайну и концепции: предполагалось, что его будут ставить сверху органа или электропиано и использовать в качестве дополнительного инструмента, например, для исполнения соло.

Syntorchestra выпускался в двух версиях: домашней (с деревянным корпусом) и концертной (с прочным металлическим корпусом и крышкой для клавиатуры). Кстати, у Syntorchestra самая маленькая клавиатура из всех стрингс-синтезаторов — всего три октавы, что свидетельствует о его близости к одноголосным синтезаторам. Для каждой секции есть регуляторы уровня и среза фильтра (Brilliance). Об органном прошлом Farfisa напоминают кнопки Cancel, расположенные под клавиатурой и предназначенные для заглушения секций. Пресеты и некоторые из регуляторов также расположены под клавиатурой, как и у пресетных одноголосных синтезаторов начала 70-х.

В полифонической секции четыре пресета: Trombone, Trumpet, Piano и Viola, причем комбинировать пресеты нельзя — выбирается только один. Эти пресеты имеют весьма посредственное звучание, разве что Piano звучит на удивление хорошо (для аналогового синтезатора, конечно). Главной причиной сырого звука полифонической секции является отсутствие хоруса. Это еще раз подтверждает то, что этот инструмент, скорее, относится к пресетным синтезаторам, чем к классу стрингс-синтезаторов.

Одноголосная секция Syntorchestra содержит девять пресетов (как и в полифонической секции, выбрать можно только один): Tuba (32′), Trombone (16′), Trumpet (8′), Baritone Sax (16′), Alto Sax (8′), Bass Flute (8′), Flute (4′), Piccolo (2′) и Violin (4′). У этой секции есть генератор огибающей с регуляторами времени атаки и затухания, а также портаменто c регулятором скорости и двумя переключателями. Один из них позволяет просто включать/выключать портаменто, а другой, выполненный в виде широкой пластины, создает glide-эффект, только пока на него давит рука, что очень удобно при исполнении. Еще одноголосная секция имеет фильтр, для которого нет никаких органов управления, кроме переключателя Wha-Wha, который при включенном вибрато позволяет создавать эффект вау-вау. Вибрато у Syntorchestra может воздействовать на обе секции вместе или по отдельности. Есть регулятор задержки вибрато и регулятор частоты модуляции, но нет регулятора интенсивности воздействия. Кроме этого, у синтезатора есть слайдер точной настройки и четырехпозиционный переключатель, позволяющий настроить секции так, чтобы вместе образовывали определенный интервал (терцию, квинту или сексту).

В основном этот синтезатор используют для исполнения соло, объединив обе секции. Инструмент при этом выдает очень плотное, насыщенное звучание. Солирующие звуки у Syntorchestra очень хороши, поэтому этот синтезатор использовали Klaus Schulze, Ashra Tempel, Vangelis.

Roland RS-202 (Multivox MX-202)
Производство стрингс-синтезаторов компания Roland начала в 1975 году, выпустив модель RS-101. В 1976 появилась улучшенная модель RS-202, у которой хорус может работать в трех режимах, благодаря чему эта модель пользовалась гораздо большим успехом. RS-202 использовали многие известные музыканты (в том числе Tony Banks, Rod Argent, Tomita, Jethro Tull, Camel, Magnum), хотя это довольно простой инструмент даже для стрингс-синтезатора.

RS-202 имеет пятиоктавную клавиатуру, постоянно разделенную на две части, для каждой из которых можно выбрать любое сочетание из трех пресетов (Brass, Strings 1, Strings 2) и установить свое время затухания. Кроме этого, есть регуляторы общей громкости и точной настройки, регуляторы тона для пресетов Brass и Strings, вибрато c регуляторами интенсивности и задержки, хорус (или Ensemble, как называл его Roland) с тремя режимами (off, I, II). Любопытно, что даже при использовании хоруса RS-202 может сохранять прозрачность звучания и не мешать остальным инструментам в миксе, что вообще характерно для аналоговых синтезаторов Roland.

Другой интересный факт заключается в том, что у RS-202 есть брат-близнец — американский стрингс-синтезатор Multivox MX-202.

Из всех представленных в данной статье производителей Multivox, пожалуй, самый неизвестный. В 70-х годах эта американская фирма выпустила несколько пресетных одноголосных синтезаторов, электропиано и инструментов, близких к стрингс-синтезаторам.

Multivox MX-202, являющийся точной копией Roland RS-202, производился без разрешения компании Roland маленькой японской фирмой Hillwood, а потом распространялся в Америке по каналам Multivox. Roland, судя по всему, об этом даже и не знал. Этот инструмент, естественно, имеет все те же возможности, что и RS-202, и не отличается от него по звуку.

Roland RS-09 Organ/Strings
RS-09 — очень простой и очень недорогой синтезатор. Производился он с 1979 года, причем выпускалось несколько версий, слегка отличающихся дизайном.

Благодаря близости стрингс-синтезаторов к электроорганам, RS-09 может производить звуки двух типов: Strings (8′ или 4′) и Organ (четыре регистра с регуляторами уровня: 8′, 4′, 2′, 1′), которые можно использовать одновременно. У синтезатора есть общий генератор огибающей с регулятором спада и переключателем режима, а у стрингс-звуков можно отдельно регулировать время атаки. Есть вибрато c регуляторами частоты, интенсивности модуляции и задержки, а также хорус (Ensemble) с двумя режимами, которым можно обрабатывать обе секции. Кроме этого, есть регуляторы тона, общей громкости и точной настройки, переключатель транспозиции.

Задняя панель хорошо оснащена для такого скромного синтезатора: есть вход с переключателем уровня для обработки внешнего сигнала хорусом, вход для педали сустейна, Gate-выход, выход необработанного сигнала органной секции, стереовыход с переключателем уровня и выход для наушников.

Несмотря на маленькие размеры, RS-09 — серьезный инструмент с хорошим звуком и приличными возможностями (особенно впечатляет возможность обработки аналоговым хорусом внешнего сигнала). Сейчас его можно приобрести за смехотворные 100$, так что тем, кто интересуется подобными инструментами, стоит обратить на него внимание. Этот синтезатор использовали Jimi Tenor, UB40 и The Cure.

Yamaha SS-30
SS-30 — единственный стрингс-синтезатор у компании Yamaha. Производился он с 1977 года. Несмотря на то, что инструмент выпускался такой известной фирмой, очень немногие слышали о нем. Дело в том, что SS-30 не продавался в Америке. Скорее всего, Yamaha не хотела проблем с компанией ARP (подобные прецеденты уже были), которая запатентовала хорус, а SS-30, видимо, имел аналогичное устройство с очень похожей схемотехникой.

Синтезатор имеет две секции: Violin и Cello, каждая со своим регулятором громкости и переключателем атаки (slow/fast). В секции Cello два регистра: Cello 1 и Cello 2. В секции Violin их три: Viola, Violin 1 и Violin 2. Каждая из секций имеет собственные регуляторы времени затухания и среза фильтра (Brilliance).

Клавиатура может разделяться на две части, есть переключатель для выбора точки разделения. SS-30 — настоящий полифонический инструмент, для каждой клавиши у него есть отдельный VCA c генератором огибающей типа AD.

Имитация ансамблевого исполнения получается с помощью эффекта Orchestra (хорус), который имеет регулятор глубины, два переключателя, позволяющих выбрать секцию, которая будет обрабатываться эффектом, а также переключатель частоты хоруса. Кроме этого, у SS-30 есть вибрато c регуляторами интенсивности и задержки.

Судя по всему, SS-30 мог стать очень сильным конкурентом Solina String Ensemble, если бы появился на несколько лет раньше и имел возможность полноценного распространения.

Crumar Performer
Итальянская компания Crumar начала выпускать стрингс-синтезаторы одной из первых, и в период от начала 70-х до середины 80-х создала около десятка подобных инструментов. Самым известным из них является синтезатор Performer, выпускавшийся с 1979 года.

Performer имеет две секции: Strings и Brass (последняя получается из того же сигнала, что и Strings, с помощью обработки низкочастотным фильтром).

В секции Brass есть кнопка включения и регулятор уровня. Секция имеет собственный генератор огибающей c регуляторами времени атаки, спада и затухания (у звуков Brass огибающая отличается от Strings, так как имеет ярко выраженный горбик спада после атаки).

Секция Strings имеет два регистра (16′ и 8′), регулятор уровня, трехполосный эквалайзер и регуляторы времени атаки и затухания.

Кроме этого, синтезатор имеет LFO, который может модулировать мастер-осциллятор (для получения вибрато) или срез фильтра. Можно регулировать уровень интенсивности, частоту и задержку модуляции.

Также есть общий регулятор громкости и переключатель транспозиции, позволяющий сдвигать высоту тона на одну октаву.

Задняя панель инструмента имеет общий моновыход, выход Brass-секции, прямой выход Brass-секции (без обработки фильтром). Это позволяет использовать внешние фильтры (свой у синтезатора довольно посредственный), огибающие которых могут получать сигналы Gate, для чего Performer также имеет соответствующий выход.

Performer не может сравниться по звуку с ARP Solina или Korg Lambda, но, тем не менее, довольно популярен и имеет раритетный статус (правда, во многом лишь благодаря дизайну).

Korg PE2000
Первым полифоническим инструментом компании Korg был созданный в конце 60-х прототип комбооргана, который так и не пошел в серию (по другим данным все же были произведены 50 экземпляров).

Первыми же серийными полифоническими инструментами компании были синтезаторы серии Polyphonic Ensembles: PE1000 и PE2000 (в США они были известны как Univox K4 и K5), выпускавшиеся с 1976 по 1979 год. Инструменты внешне похожи и имеют типичный для того времени «чемоданный» (suitcase) дизайн, однако отличаются друг от друга и по звуку, и по архитектуре, и по назначению. PE1000 является простым аналоговым электропиано с семью пресетами. Инструмент имеет неплохой для своего времени звук (и, что еще важнее, очень компактен), и поэтому пришелся по вкусу таким музыкантам, как The Cars, Vangelis, Jean-Michel Jarre.

PE2000 относится к классу стрингс-синтезаторов, однако сильно отличается по звуку от традиционных моделей, так как имеет архитектуру, близкую к синтезатору Фримена. Есть три осциллятора на голос, которые можно расстроить для получения более плотного звучания, однако нет LFO для их модуляции, как у String Symphoniser. Зато есть фейзер с регулятором частоты модуляции. Таким образом, PE2000 стоит между теми стрингс-синтезаторами, которые используют модуляцию нескольких осцилляторов для имитации ансамблевого исполнения, и теми, которые используют для этого модуляционные эффекты.

PE2000 имеет восемь пресетов, разбитых на четыре группы (Pipe Organ1/2, Chorus 1/2, Brass 1/2, String 1/2). Пресеты одной группы можно использовать вместе. В некоторых из них применяется вибрато c предустановленными параметрами (отдельных регуляторов для вибрато нет). Имеется простой генератор огибающей типа AD и двухполосный эквалайзер. Кроме основного выхода есть еще дополнительный прямой выход (без фейзера), а также выход для наушников со своим регулятором громкости. Korg PE2000 использовали Tangerine Dream, Jean-Michel Jarre, Hawkwind, Morgan Fisher (Mott The Hoople).

Korg ES-50 Lambda
В 1979 на смену PE2000 пришел ES-50 Lambda. Видимо, не рассчитывая на большой успех настоящих полифонических синтезаторов PS-серии, Korg решил продолжить совершенствование своих недорогих парафонических инструментов. Lambda имеет такую же архитектуру, как и PE2000, но у нее больше органов управления, и кроме стрингс-звуков синтезатор может производить еще и звуки электропиано, так как имеет две независимые секции (Percussive и Ensemble) и, по сути, совмещает в себе PE1000 и PE2000. Все пресеты обеих секций можно использовать одновременно в любых сочетаниях, что позволяет создавать самые разные тембры.

Каждая из секций Lambda имеет свой регулятор уровня и регулятор тона, которым можно слегка изменить звук секции. Также есть два регулятора под общим названием Accent: один (Brass Fc) позволяет изменять частоту среза фильтра для пресета Brass из Ensemble-секции, другой (Electric Piano Key Click) изменяет уровень перкуссионной атаки, добавляемой к пресету Electric Piano.

Percussive-секция синтезатора Lambda предназначена для имитации электропиано и включает пресеты Electric Piano, Clavi, Piano и Harmonics. Секция имеет два эффекта: сустейн (аналогичен действию постоянно нажатой педали сустейна) и тремоло с регулятором частоты. Секция Ensemble предназначена для имитации оркестровых инструментов и содержит пресеты Brass, Organ, Chorus, Strings I (16′) и Strings II (8′). У этой секции есть эффект вибрато (действует на пресеты Strings и Chorus). Для каждого пресета используются предустановленные параметры огибающей, но если нажать кнопку Attack/Release Variable, то их можно изменять соответствующими регуляторами.

Lambda, как и PE2000, отличается от традиционных стрингс-синтезаторов тем, что имеет три осциллятора на голос. Первый осциллятор настраивается с помощью регулятора общей настройки (Total Tune), а два других можно потом расстроить относительно первого регуляторами Tune A и B, что делает звук значительно плотнее. Кроме этого, каждая секция имеет кнопку Chorus-Phase, позволяющую обработать звук секции этим эффектом.

Lambda оснащена очень удобным джойстиком. При движении вправо/влево происходит обычный сдвиг высоты тона, а при движении вверх/вниз изменяется частота модуляции хоруса.

На задней панели у Lambda находятся разъемы для подключения педали сустейна и педали экспрессии (может воздействовать как на обе секции вместе, так и только на какую-нибудь одну), Gate-выход, стерео- и моновыход, а также выход для наушников.

Lambda — очень неплохой инструмент, и его по достоинству оценили Tangerine Dream, Jean-Michel Jarre и Hawkwind.

Korg Delta
Korg Delta появился одновременно с синтезатором Lambda в 1979 году, однако коренным образом от него отличается. Инструмент имеет две секции (Strings и Synthesizer), которые можно использовать одновременно. При этом они полностью независимы друг от друга и даже имеют независимые переключатели режимов Single/Multi Trigger.

Из всех стрингс-синтезаторов Korg Delta больше всего похож на настоящий синтезатор. На его передней панели располагаются регуляторы практически для всех параметров синтеза, что позволяет создавать довольно сложные звуки.

Секция Synthesizer производит прямоугольную волну и имеет четыре регистра (16′, 8′, 4′, 2′) с регуляторами уровня. Комбинируя регистры и устанавливая их уровень относительно друг друга, можно имитировать практически любую волновую форму обычных синтезаторов. Также есть источник белого шума с регулятором уровня. Далее звук проходит через фильтр, звучанием напоминающий фильтр Korg MS-20. Фильтр имеет регуляторы среза, резонанса, интенсивности воздействия огибающей и переключатель режима работы (Low-pass/Band-pass), а также возможность отслеживания клавиатуры. Генератор огибающей у Delta общий для VCF и VCA. Он имеет регуляторы времени атаки, спада, затухания и уровня сустейна. Также есть переключатель формы огибающей, позволяющий переключаться между ADSR-огибающей и простой органной огибающей.

Стрингс-секция Delta гораздо скромнее, она имеет лишь регулятор баланса регистров (16′ и 8′), регуляторы атаки и затухания собственной огибающей и двухполосный эквалайзер.

У Delta есть общий LFO (или MG, как его называет Korg) c регуляторами частоты и интенсивности автоматического (без джойстика) вибрато. Джойстик также может использоваться для ввода вибрато, а кроме этого он может осуществлять сдвиг тона и управлять модуляцией VCF. Причем при перемещении джойстика вверх модуляция осуществляется посредством LFO, а при движении вниз с помощью генератора шума. Для джойстика есть регуляторы, устанавливающие глубину воздействия модуляции на VCO и VCF, и переключатели, позволяющие вообще отключить это воздействие.

Каждая секция Delta имеет индивидуальный регулятор уровня, кроме этого, у синтезатора есть еще общий регулятор громкости и регулятор точной настройки, а также переключатель транспозиции (сдвигает тон на октаву вверх).

На задней панели у Delta расположены выход для наушников, общий стереовыход, индивидуальные моновыходы секций, вход и выход Gate (если подключить к входу Gate выход ритм-машины, то можно просто брать аккорды или отдельные ноты, которые будут синхронизироваться с ритмом), вход для управления срезом фильтра по CV.

Korg Delta пользовался большим успехом и выпускался с 1979 по 1984. Его использовали Human League и Broadcast. Без сомнения, Delta — один из лучших представителей стрингс-синтезаторов. Может, он и не имеет такого приятного звука, как Solina, но зато у него, пожалуй, самые большие возможности в синтезировании тембров среди всех стрингс-синтезаторов (разве что Moog Opus-3 может с ним в этом сравниться). Кроме того, благодаря гибкому синтезу, Delta — практически единственный стрингс-синтезатор, который может производить звуковые эффекты.

Moog Opus-3
Moog Opus-3 был одним из самых последних стрингс-синтезаторов, его производство началось в 1980 году. Opus-3 сделан по классическому рецепту Moog: в качестве источника звука берется что угодно (дискретные VCO, аналоговые чипы Curtis или, как в случае с Opus-3, набор из осцилляторов и делителей), а потом пропускается через знаменитый низкочастотный четырехполюсный фильтр Муга. В результате, естественно, всегда получается очередной Moog с характерным узнаваемым звучанием.

Как можно догадаться из названия, Opus-3 имеет три основные секции.

В стрингс-секции используется пилообразная волна, с помощью трех переключателей можно выбрать регистры: 8′, 4′ или оба одновременно. У секции есть свой фильтр с тремя режимами (низкочастотный, полосовой, высокочастотный), регуляторами частоты среза и резонанса.

Органная секция имеет пять регуляторов (16′, 8′, 4′, 2′, 1′), действующих как регистры у Хаммонда, но волны у них не синусоидальные, а прямоугольные, как у Synth-секции Korg Delta. Эта секция также имеет свой собственный фильтр (низкочастотный с крутизной среза 12 дБ/окт). Далее органная секция смешивается со стрингс-секцией (есть регулятор баланса) и обрабатывается хорусом. У него есть регулятор глубины эффекта, переключатели частоты (Fast/Slow) и задержки (On/Off) модуляции, причем время задержки определяется регулятором Delay из секции Modulation.

Секция Brass имеет только переключатель октавы (16′, 8′, 4′) и переключатель режима фильтра (Preset/Variable). Brass-секция тоже смешивается с органной (также с помощью регулятора баланса) и поступает в VCF (тот самый легендарный муговский фильтр), у которого есть регуляторы частоты среза и резонанса, а также собственный генератор огибающей, как у Minimoog (время атаки, спада и уровень сустейна устанавливаются регуляторами, а время затухания равно времени спада или устанавливается на ноль переключателем Final Decay). Есть также регулятор интенсивности огибающей.

Таким образом, сигнал у Opus-3 разделяется на три канала (Chorus, Organ Direct и VCF) и попадает в секцию Stereo Output, которая выполнена в виде настоящего микшера: каждый канал имеет собственный регулятор панорамы и уровня, а также переключатель заглушения.

Для всех трех секций Opus-3 имеет общий VCA c генератором огибающей, у которой устанавливается время атаки и затухания, а с помощью переключателя для огибающей можно выбрать режим работы: Multi Trigger или Single Trigger. LFO у Opus-3 также общий, он может модулировать VCF (частоту среза) или VCO (высоту тона), есть регуляторы частоты, интенсивности и задержки модуляции. Еще у синтезатора есть общие регуляторы громкости и точной настройки и даже настоящее колесо высоты тона — большая редкость на подобных инструментах.

На задней панели у Opus-3 расположены вход для педали сустейна, стереовыход и моновыход. Opus-3 — единственный инструмент подобного рода у Moog, скорее всего, он создавался, просто чтобы не отставать от других производителей. Впрочем, инструмент получился удачным, и его можно смело поставить в один ряд с ARP Omni и Korg Delta. Opus-3 использовали Stereolab, Zonetech, 808 State.

Из всех стрингс-синтезаторов Korg Delta и Moog Opus-3 ближе всех стоят к настоящим полифоническим синтезаторам, хотя парафоническая архитектура и накладывает на их применение определенные ограничения. Кроме этого, инструменты вроде Lambda, Delta и Opus-3, имеющие ограниченные синтезаторные функции, контроллеры в виде колеса высоты тона или джойстика и возможность переключения между Single Trigger и Multi Trigger, могут неплохо себя показать в солирующих звуках, благодаря той самой одной парафонической огибающей.

Заключение
В 70-х годах электрические клавишные инструменты развивались так стремительно, что стрингс-синтезаторы быстро устарели, однако они были вне конкуренции на протяжении примерно пяти лет (с 1973 по 1978), являясь в этот период единственными доступными полифоническими синтезаторами.

Стрингс-синтезаторы сразу завоевали всеобщее признание и стали использоваться во всех направлениях популярной музыки, причем часто их применяли именно как синтезаторы, а не как имитаторы оркестровых инструментов. Такой вот парадокс — инструмент, созданный для имитации, ценили не за точность копирования, а, наоборот, за то, что он звучал «электронно» и ни на что не похоже. Таким образом, стрингс-синтезаторы пополнили ряды инструментов, которые создавались для имитации звука реальных инструментов, а потом стали цениться сами по себе и копироваться уже цифровыми инструментами (это относится к Hammond, Rhodes, Hohner Clavinet и др.).

Звук же настоящих скрипок на самом деле довольно трудно воспроизвести даже на модульном синтезаторе. Настоящие качественные имитации появились лишь когда стали использовать воспроизведение семплов и физическое моделирование. Кстати, с совершенствованием концертного оборудования практика выступления в сопровождении оркестра возобновилась и существует до сих пор — практически все известные группы и исполнители хоть раз, но выступали с оркестром. А вот для студийных записей настоящий оркестр теперь привлекают редко — предпочитают семплеры.

Позиции стрингс-синтезаторов пошатнулись с появлением недорогих полифонических синтезаторов, а появление цифровых инструментов с воспроизведением семплов сделало их существование и вовсе бессмысленным. Многие современные клавишные инструменты имеют в памяти семплы стрингс-синтезаторов или содержат их на платах расширения (Roland SR-JV80-04 Vintage Synth, Alesis Vintage Keyboards QCard, Korg EXB PCM05 Vintage Archives и др.). Семплы практически всех стрингс-синтезаторов можно найти в семплерных библиотеках популярных форматов. Есть даже целая библиотека формата Akai — XX-Large String Machines, на двух дисках которой собраны семплы одиннадцати наиболее популярных стрингс-синтезаторов, включая ARP Solina, Korg Lambda, Roland RS202 и др. Действительно, простые стрингс-синтезаторы с одним генератором огибающей на все голоса вполне можно заменить семплами — они от этого только выиграют, так как будут устранены их парафонические недостатки.

Впрочем, если вам интересно именно «живое» исполнение и вы любите раритетные инструменты, то стоит подумать, не купить ли настоящий стрингс-синтезатор — ведь они сейчас очень недороги.

Источник

Оцените статью