- Строение гитары — из чего состоит гитара?
- порожек лады — расстояние между порожками
- Строение гитары
- Строение инструмента
- Корпус (кузов)
- Верхняя дека (Топ)
- Нижняя дека
- Обечайка
- Внутреннее устройство
- Особенности устройства акустической гитары
- Особенности устройства классической гитары
- Особенности устройства электрогитары
- Звукосниматели
- Бридж
- Электроэлементы
- Особенности строения бас-гитары
- Классическая гитара, детали и части.
Строение гитары — из чего состоит гитара?
Как у каждого музыкального инструмента, у гитары есть несколько составляющих ее частей. Выглядит это примерно как на картинке ниже. Строение гитары включает в себя: дека, нижний порожек, обечайка, гриф, колки, верхний порожек, порожки, лады, резонаторное отверстие и держатель.
строение гитары в общем представлено на картинке ниже
За что отвечает каждый элемент (часть)?
Нижний порожек служит креплением для струн: они закреплены там специальными патронами, при этом конец струны уходит внутрь гитары.
Дека — это лицевая и задняя часть гитары, думаю, тут и так все понятно. Обечайка — соединяющая часть передней и задней деки, составляет ее корпус.
Гриф содержит на себе порожки. Порожки — выступы на грифе. Расстояние между порожками и называется ладами. Когда говорят «первый лад» — это значит, что имеют в виду расстояние между головкой грифа и первым порожком.
порожек лады — расстояние между порожками
По поводу грифа — вы сейчас охренеете, но существуют гитары сразу с двумя грифами!
Колки являются внешней частью механизма, который натягивает (ослабляет) струны. Крутя колки, мы настраиваем гитару, делаем ее звучание правильным.
Резонаторное отверстие — отверстие гитары, примерно там располагается наша правая рука при игре на гитаре. Собственно, чем больше объем гитары, тем глубже ее звучание (но это далеко не главный определяющий фактор в качестве звучания).
Источник
Строение гитары
Строение гитары классической, которое она приобрела в XVIII веке, было взято за основу при создании других видов. Внешне они имеют схожие черты, но при подробном разборе устройства каждого инструмента можно найти индивидуальные особенности.
Строение инструмента
Любой тип гитары состоит из двух важных частей: корпуса и грифа. Во всех случаях они выполняют одну функцию, а для производства используют те же материалы.
Корпус (кузов)
От его формы, устройства, сборки и материалов зависит мобильность, прочность и звуковые характеристики. В свою очередь, корпус состоит из нескольких основных частей.
Верхняя дека (Топ)
Первая важная часть корпуса, так как именно от нее зависит тембр и качество звука. Топы, изготовленные из цельного куска древесины, считаются самыми качественными. Обычно материалом служит ель или кедр. В более дешевых вариантах могут использовать фанеру.
Нижняя дека
Обратная сторона корпуса. Оказывает меньшее влияние на звучание, но придает ему оттенок. Изготавливают из разных древесных пород (клен, красное дерево орех и др.), а лучшим материалом считают палисандр и махагони.
Обечайка
Элемент, соединяющий обе деки. Имея ширину около 10 см, она обеспечивает объем звучанию. Нижнюю деку и обечайку обычно изготавливают из одного материала. Такое строение больше подходит для классики и акустики, устройство бас гитары и электрогитары имеет ряд отличий.
Вторая важная часть струнного инструмента. На него натягивают струны, а вдоль размещают ладовые порожки. Нижнюю часть грифа называют головой. Именно там располагается колковый механизм, отвечающий за наматывание и настройку струн. Лицевую часть грифа покрывают пластиной (накладкой), в которую врезают лады. Чтобы она выдерживала нагрузку от давления струн во время исполнения, ее изготавливают из прочных древесных пород.
Внутреннее устройство
Важную роль играет система пружин. Они обеспечивают прочность корпуса и распределяют колебания так, чтобы звучание приобретало нужную интонацию и тембр.
У большинства типов гитар внутри стоит стальной анкер – металлический стержень, задача которого не дать грифу согнуться под силой натяжения струн. Также он является элементом регулировки, когда нужно изменить угол положения грифа.
Некоторые инструменты оснащают дополнительными элементами, такими как предусилители, разъемы «джек», звукосниматели и др.
Особенности устройства акустической гитары
Выше было описано устройство акустической гитары. Также их классифицируют по типу корпуса (дредноут, джамбо, фолк, аудиториум, парлор) и по количеству струн (шести, семи, двенадцатиструнные). В современную акустику иногда встраивают звукосниматели, которые являются обязательным элементом электрогитар.
Особенности устройства классической гитары
Классическую считают прародительницей гитар. Ее создали первой, а затем на ее основе изобрели другие виды. От остальных струнных инструментов ее отличает ряд признаков:
- Наличие плоского и широкого грифа. Именно эта особенность создает проблемы при игре многим новичкам, в первую очередь тем, у кого кисти рук небольшого размера.
- На инструмент классического типа устанавливают шесть нейлоновых струн. Таким образом снижают нагрузку на гриф. Они не предназначены для струн из металла, так как внутри конструкции отсутствует анкерный стержень, способный выдержать нагрузку от их натяжения.
- В классике от верхушки грифа до корпуса врезано только двенадцать ладовых порожков. У инструментов других типов – от 14 ладов.
- Белые точки, помечающие лады, украшают не лицевую поверхность грифа, как это обычно бывает, а его боковую поверхность.
- Отсутствие защитной накладки. Классика предназначена для такого стиля игры, при котором невозможно повредить поверхность грифа.
Часто звучат претензии о том, что на классике из-за широкого грифа практически ничего не сыграть, так как невозможно даже зажать аккорды с баррэ. Дело в том, что она предназначена для игры в классическом стиле, где используют основные аккорды без сложных приемов.
Особенности устройства электрогитары
Электрогитары не менее популярны, чем акустические. В огромную классификацию входят модели, которые отличаются производителем, количеством ладов, конструкцией и способами компоновки электроустройств. Строение электрогитары, помимо тонкого корпуса без резонирующего отверстия и грифа, роль которых уже понятна, включает дополнительные элементы.
Звукосниматели
Эти датчики служат преобразователями колебаний звука, которые возникают от удара по струне, в переменный электрический ток. А тот затем передается в комбоусилитель.
Полезно! Хорошие датчики могут улучшить звучание электрогитары даже плохого качества.
Звукосниматели делят на два типа:
- Синглы. Датчики такого вида оснащены одной катушкой. Для них характерен чистый звук, но при игре с искажающим эффектом могут фонить.
- Хамбакеры. Оснащены двумя катушками. Дают мощное, но менее четкое звучание, так как расстояние между катушками около 17 мм. Их принцип работы основан на усилении полезного сигнала и подавлении ненужного фона. Во время игры с эффектом искажения дают отчетливое, агрессивное звучание без фона.
Различают активные и пассивные звукосниматели. Катушки активных датчиков имеют меньше витков. Для них характерен широкий частотный диапазон, но слабый сигнал на выходе. Чтобы усилить его, устанавливают предусилители.
Бридж
Струнодержатели, которые служат креплением струн к деке. По наличию системы тремоло разделяются на два вида:
- С тремоло. Их главная цель – понижать, а иногда повышать высоту нот. Поэтому предусмотрен специальный рычаг тремоло. При его переключении слышится резкое и визжащее звучание. Некоторые струнодержатели с тремоло оснащают микроподстройкой, поэтому настройка инструмента редко сбивается даже при частом переключении рычага. Но если порвется струна, то расстроится вся электрогитара. При этом заменить струну будет довольно сложно.
- Без тремоло. Представляют собой простую конструкцию из минимального набора деталей. Крепко держат строй, но не имеют возможностей, характерных для систем с тремоло.
Электрогитары с системой тремоло помогают сделать звучание интереснее, но этим нужно уметь пользоваться. Начинающим гитаристам желательно выбирать тремоло попроще или пока отказаться от него.
Электроэлементы
К этой категории относят переключатели звукоснимателей, ручки регулирования громкости и тембра, а также гнездо «джек». Все эти вещи направлены на настройку характера звучания. Разные модели могут отличаться компоновкой электроники. Стандартный вариант – один регулятор громкости и две ручки для настройки тембра.
Особенности строения бас-гитары
Бас гитара (бас) – музыкальный инструмент, играющий в низком диапазоне частот, который пришел на смену контрабасу. Первый настоящий бас изобрели только в середине XX века, взяв за основу электрогитару Fender Telecaster. Даже сейчас своим устройством они напоминают гитары этого типа, но со своими особенностями.
Бас-гитара подходит для игры в любом стиле, но чаще всего на ней исполняют джазовую музыку. Это в основном аккомпанирующий инструмент, поэтому он редко участвует в сольных партиях.
Инструмент характеризует низкий диапазон звучания. Этого добились благодаря ряду конструктивных нововведений – уменьшенное число более толстых струн, большой размер (более 1 м в длину) и увеличенная мензура.
Интересно! Бас от остальных гитар отличает то, что звучит она на октаву ниже, поэтому их настраивают таким образом, чтобы каждая струна звучала на кварту ниже предшествующей.
Стандартными считаются четырехструнные модели. В зависимости от модификации, встречаются пятиструнные, шестиструнные, семиструнные, восьмиструнные, десятиструнные и двенадцатиструнные бас-гитары.
Научится играть можно на любой гитаре. Скорость обучения зависит от того, насколько хорошо начинающий гитарист разбирается в устройстве инструмента, который он выбрал.
Источник
Классическая гитара, детали и части.
Пожалуйста, ознакомьтесь с обзором, если Вы решили купить классическую гитару.
Давайте разберемся, из чего состоит гитара, как правильно называются ее детали и части, и какие функциональные задачи выполняют те или иные элементы. Статья носит ознакомительный характер, но может быть полезна не только для новичков, в статье подробно и правильно названы основные детали конструкции. Часто даже профессионалы называют эти детали не совсем корректно, возможно приведенная в статье информация послужит правильному пониманию смысла наименований. Гитарному мастеру статья может служить также в качестве навигатора по каталогу нашего магазина. Кликнув на ссылку, в соседнем окне можно открыть страничку с товаром.
Основные части гитары – гриф, который венчает голова, и корпус гитары.
В голову гитары вмонтирована колковая механика – механизм, позволяющий регулировать натяжение струн. Верхняя или нижняя поверхность головы чаще всего украшается накладками – из деревянной мозаики темных пород, иногда накладка может включать в себя элементы перламутра и других материалов. Наряду с эстетическими задачами, накладка укрепляет голову.
Голова крепко приклеена к шее, шеей гитары называют часть грифа от головы до пятки. Для шеи и головы используют один материал, чаще используют кедр, махагони или клен, из того же материала в нижней части приклеивается пятка грифа. Видимую снаружи часть пятки называют каблуком.
Грифом гитары называют как одно целое, так и отдельные его элементы. Чтобы быть более точными, давайте разберемся, из каких элементов состоит гриф. Верхняя часть грифа – накладка на гриф, изготавливается накладка из твердого материала – черного дерева, палисандра, махагони, современные гитарные мастера используют иногда углеводородные композитные смолы.
В верхней части грифа устанавливается нулевой порожек, который называют косточкой, он может быть изготовлен из натуральной кости или из пластика. Косточка легко демонтируется при необходимости, она либо держится под давлением струн, либо приклеивается так, чтобы ее можно было без труда отклеить. Через косточку колеблющаяся струна сообщает энергию другим элементам конструкции гитары, ее положение может значительно повлиять на звучание гитары.
Накладка на гриф разделена на лады, определяющие позиции для извлечения звука определенной высоты, ограниченные ладовыми порожками. По мере повышения тона расстояние между ладовыми порожками уменьшается. Длина ладов высчитывается математически точно. В зависимости от мензуры гитары размеры ладов изменяются пропорционально. Для разметки ладов можно использовать специальные линейки со шкалами соответствующими длинам ладов. Каждый лад ограничен ладовым порожком.
Ладовые порожки изготавливаются из металлических сплавов различной твердости, обычно используются латунь, серебро, ниель-серебрянный сплав, мельхиор, сталь. Между ладами пропиливаются пазы для порожков, для этого мастера используют точные ножовки со специальной заточкой. Порожки вбиваются в накладку грифа специальным молотком, края порожков подрезаются клещами. После установки необходима регулировка ладовых порожков, для этого мастер может использовать специальные инструменты – линейки или глубиномеры для измерения высоты порожков и напильники для обработки поверхностей ладовых порожков.
Корпус гитары состоит из трех основных частей – верхней деки, нижней деки и обечайками между ними. Среднюю часть корпуса гитары называют талией.
Верхняя дека склеивается из двух частей, ее изготавливают из ели или кедра, реже из других пород, например секвойи. В верхней деке прорезается резонаторное отверстие, которое украшает розетка. Розетка изготавливается из деревянной мозаики, иногда в элементах мозаики используются другие материалы, например перламутр. В нижней части к деке приклеена подставка со струнодержателем и нижним порожком (косточкой). Нижний порожек передает энергию колеблющейся струны, сообщая тем самым заданную струной частоту колебания корпусу гитары. Длина открытой части струны от верхнего порожка до нижнего порожка называется игровой мензурой.
Нижняя дека и обечайки с двух сторон изготавливаются из одного материала, но выбор породы дерева намного шире, чем для верхней деки. Может быть использован разный материал: палисандр, махагони, клен, кипарис, лавр, вишня, груша и другие. Иногда эти материалы комбинируют. Дека клеится из двух частей, обечайки сгибают под нагревом, используя специальные приспособления.
Край верхней деки, а иногда и верхний край обечайки украшают кантами, канты не влияют на звучание инструмента.
Теперь перейдем к внутреннему устройству гитары.
Деки гитары очень тонкие около двух миллиметров, при этом для правильной работы конструкции мастер регулирует толщины деки с высокой точностью, используя для этого толщиномеры с погрешностью в сотые доли миллиметра. Чтобы деки выдержали мощную энергию во время исполнения, в конструкции используются дополнительные подкладки – футоры.
Футор нижней деки расположен над швом в месте склейки частей деки. С внутренней стороны специальный футор вклеивается под гитарной подставкой, кроме того в верхней части деки вклеивается футор розетки.
Кроме футоров со внутренней стороны дек приклеиваются поперечные пружины. К верхней деке, кроме поперечных пружин приклеивают веерные пружины. Пружины обеспечивают жесткость конструкции гитарного корпуса. Не менее важная задача пружин – гармоническая настройка, не даром в Испании пружины называют гармоническими.
Пружины гитары служат важным инструментом настройки инструмента при его построении. Энергия колебания струны передается конструкции в узловых точках от косточки через подставку и клоц. Задача пружин компенсировать и распределить энергию колебаний таким образом, чтобы мы могли услышать звук нужной интонации и тембра. Настройка осуществляется расположением пружин, подбором материала, изменением толщин и высоты пружин. Пружины, как и другие внутренние части гитары изготавливают из ели и кедра с хорошими резонансными свойствами.
В местах соединения дек и обечайки вклеиваются контробечайки. Рейка специально изгибается по форме обечайки. Часто между верхней декой и обечайкой роль контробечайки выполняют сухари – специальные клинья маленького размера.
На рисунке в нижней части корпуса гитары обозначена пуговица, обычно на классическую гитару пуговицу не устанавливают, так как исполнитель играет сидя, на вестерн и другие народные гитары пуговица устанавливается, чтобы можно было закрепить ремень.
На гитары со стальными струнами в гриф монтируется металлический анкер, предохраняющий гриф от деформации под напряжением струн.
Источник