- Баритон гитара. Строй. Разновидности
- Характеристики баритона
- Мензура баритон гитары
- Гитарный строй баритона
- Струны для баритона
- Разновидности гитар баритонов
- Электрический баритон
- Акустическая баритон гитара
- История
- Заключение
- Баритон гитара
- История баритон-гитары.
- Где купить баритон гитару
- Каким бывает строй гитары?
- Что это такое?
- Обозначения
- Обзор видов для 6-струнной гитары
- Стандартный
- Дроп-строи
- Открытые
- Альтернативные
- Пониженный
- Повышенный
- Строй 7-струнной гитары
- Строй других гитар
- Как проверить?
Баритон гитара. Строй. Разновидности
Баритон гитара это нечно среднее между бас гитарой и обычной шестистрункой. Разница заключается в длине мензуры. У баритонов она больше, чем у обычных гитар, но меньше, чем у баса. Таким образом получается, что на баритон гитаре можно играть достаточно низкие звуки, но не заходить на пространство баса. А увеличенная длина мензуры позволяет лучше держать строй инструменту.
Характеристики баритона
Мензура баритон гитары
Основное отличие от обычной шестиструнки у баритона это мензура. Например, у стратоподобных гитар, мензура составляет 25’5″, у бас гитар порядка 34′. Баритоны же могут иметь мензуру от 27′ до 30′. Конкретное значение зависит от модели гитары и от ее производителя.
Увеличенная мензура позволяет обеспечить комфортное натяжение струн при не слишком большом калибре струн. Дело в том, что чем больше длина мензуры, тем выше натяжение струн при одинаковом их калибре. Также имея увеличенную мензуру, инструмент лучше держит строй на низких строях.
Гитарный строй баритона
Благодаря увеличенной мензуре, баритон можно настраивать в достаточно низкие строи. Собственно, для этого ее и создавали. Обычно баритон настраивают в Си (Standart B) или дроп Ля (drop A).
B E A D F# B
A E A D F# B
Струны для баритона
Калибр струн устанавливается в зависимости от строя вашей гитары. Для строя Standart B вполне подойдут 13-60. Ну а если вы хотите еще ниже, то обратите внимание на более толстые струны, чтобы обеспечить комфортное натяжение при игре.
Разновидности гитар баритонов
Баритоны бывают электрические и акустические. Остальные параметры, такие как мензура, строй и струны, у них меняются пропорционально.
Электрический баритон
Акустическая баритон гитара
История
История баритонной гитары восходит к альту да гамба 1400-х годов, резному виолончелеподобному инструменту с пятью-семью струнами и первым мандоцелло, выпущенным Гибсоном в 1905 году. Немецкие лютеры 19-го века также изготавливали баритоновые гитары, экспериментируя со звуком инструментов различного размера. То, что мы считаем баритоновой гитарой — это довольно современный инструмент, начиная с шестиструнных басов и баритонов Danelectro середины XX века. Впервые он был использован в хэви-метале в конце 1980-х годов такими группами, как Bolt Thrower и Carcass, когда пониженные строи гитар впервые начали становиться популярными.
Заключение
Если вы хотите играть в пониженном строе (ниже Standart C), обратите свое внимание на баритоны. Они лучше держат строй, чем стандартные шестиструнки и дают возможность не ставить слишком толстые струны на инструмент. Это все сказывается на удобстве и качестве вашей игры.
Источник
Баритон гитара
Баритон-гитара представляет собой промежуточный этап между басом и обычной шестиструнной гитарой. Собственно, внешней разницы неофит и не заметит — тот же корпус, тот же гриф, те же крепления — однако впечатление об их идентичности развеется с первыми же звуками: баритон-гитара, как следует из названия, звучит значительно ниже привычной. Диапазон ее настройки варьируется от DGCFAD — что всего на тон ниже стандартной, до ADGCEA — что на кварту ниже. Еще кварта — и будет бас.
Подобного эффекта помогает достичь увеличенная мензура (расстояние от верхнего порожка до подставки) — по сравнению с привычной длиной обычной шестиструнки (от модели к модели она варьируется от 23 до 26 дюймов), мензуральная длина баритона лежит между 27.5 и 30 дюймами (у баса, для справки, она 34). Соответственно, это диктует и другую толщину струн: если золотая середина тенора пролегает от .012 до .054, то у баритона она находится от .017 до .095.
История баритон-гитары.
Ошибочно полагать, будто баритон-гитара — продукт эволюции и плод любви баса и тенора; были в сфере баритональных струнных щипковых инструментов и другие аналоги. Обычно принято упомянать так называемый гитаррон (guitarron mexicano — мексиканская большая гитара) — действительно огромный инструмент, с виолончель размером, настраиваемый на квинту ниже обычной гитары: ADGCEA, под вдохновением от которого Эрни Бол в 1972 году сконструировал акустический бас.
Баритон же появился в 1954, на фабрике Danelectro, как своего рода предтеча тяжелого звука — но в тогдашней музыкальной общественности надобности в нем наблюдалось. Инструмент «не выстрелил» — мало раскупался, мало использовался, не обрел особой популярности. Собственно, с ним случилось самое страшное, что могло произойти с инструментом в те годы — он начал использоваться в саундтрэках к вестернам. И даром бы режиссером был Клинт Иствуд!
Однако среди авторов кантри, столь распространенного в этом жанре кино, были и такие значимые фигуры как Джонни Кэш и Дуэйн Эдди (оба нонче пребывают в зале славы рок-н-ролла, несмотря на то, что кантри) — и во многом благодаря ним (а также Вилли Нельсону, Мерлу Хаггарду и прочим) баритон постепенно нашел себя в музыке. И вскоре появился в серфе — авангарде зараждающегося рока: пионеры этого жанра Beach Boys и, конкретнее, их гитарист Брайан Уилсон, записали две песни с баритоном: «Dance, Dance, Dance» и «Caroline, No». За ним последовал Джек Брюс из Cream (большой поклонник Bass VI), Джон Энтвистл из the Who и, конечно, Битлы — Леннон и Харрисон..
Долго ли, коротко ли, но количество моделей баритон-гитары возросло до космических масштабов — помимо двух версий у danelectro, таковыми обзавелись еще и Gretsch, Guild, Gibson, PRS, Music Man и кто только не; партии не поражали размерами, в силу специфичности инструмента, однако было видно, что баритон is here to stay.
На поле тяжелого звука конкуренцию баритону составлял Bass VI, выпущенный в 1961 году под знаменами фирмы Fender — инструмент, позволявший расширить диапазон бас-гитары как вниз (добавочная B), так и вверх (добавочная C). Помимо него, популярность обретала русская семиструнка, чей “тяжелый” потенциал к тому времени уже был оценен по достоинству.
Все эти инструменты неоднократно сравнивались — в каждом из них есть свои преимущества и недостатки. Что касается баритона, то картина соотношения pros & cons очевидна: минусами его является потеря верхнего диапазона (вряд ли необходимого для инструмента, играющего ритм) и специфика строя, подразумевающая транспонирование всех партий (не составящее труда для людей, мало-мальски соображающих в музтеории), несомненным плюсом — легкость в освоении: инструмент не требует ни новых аппликатур, ни наращивания особого скилла игры, вся раскладка партий — идентична тенору, ну и, соответственно, отчасти басу.
Так они и шли втроем — Баритон, Семиструнка и Шестиструнный — шли и вошли в эру тяжелой музыки. Первыми сигналами для популярности баритона стало использование его группами Sonic Youth и Butthole Surfers — потом за ними потянулись Staind (гитарист Майк Мушок, создатель собственной линейки, в частности, баритонов), the Earth (Дилан Карлсон), Стив Рэй Вон, Fugazi и многие другие. Послужной список баритона — от кантри до метала, с остановками на гранже, гаражном роке и даже, прости осспади, J-key.
Впрочем, большинство вышеуказанных исполнителей использовали баритон в качестве инструмента ритм-секции — что вряд ли может вдохновить на его изучении при прослушивании их композиций. Самыми интересными в этом плане являются гитаристы-стэндэлонщики: Пэт Метени, Энди МакГи, Дон Росс, Клифтон Хайд и прочие.
Time to make a choice
Мы публикуем наш перевод отрывка статьи, посвященной баритон-гитарам, за авторством Art Hill, premierguitar.com:
«..Некоторые музыканты используют ее [баритон-гитару] как замену басовым инструментам, в то время как другие используют баритон для добавления новых оттенков в звук их гитар. Однако используя ее, учтите (факт, подтвержденный опытом) — осторожней смешивайте и связывайте эти гитары. Даже если музыка просто суперски аранжирована, бас, стандартная гитара и баритон в сочетании могут дать жуткую сумятицу и какофонию. .
Выбирая баритон-гитару для своего арсенала, учтите, что длина мензуры варьируется от производителя к производителю. Некоторые компании делают мензуры баритонов почти той же длины, что и на стандартной электрогитаре, что обычно приводит к более отчетливым средним частотам. Другие баритоны оснащены длинными мензурами — некоторые даже экстремальными 30.5 дюймами — что является промежуточным этапом между гитарой и басом.
Толщина струн, используемых для баритон-гитар, варьируется обычно от .012-.054 до .017-.080. Размер струны и длина мензуры очень сильно влияют на звук и «играбельность» инструмента, так что поэкспериментируйте, что лучше для вас.
Еще одна проблема может крыться в настройке. Некоторые инструменты сделаны для строя на кварту, а то и квинту ниже стандартной гитары, другие — на октаву ниже [редакция имеет заметить, что здесь речь идет о басе]. Альтернативные строи также распространены, в том числе и открытые. Обычные гитарные параметры тоже должны быть вами рассмотрены при выборе: тремоло или стоптэйл, конфигурация звучков, ширина грифа и т.д.
Быстрый поиск выдает несколько компаний, производящий баритон-гитары. Наиболее крупными именами среди них являются Ibanez, Gibson и Fender. Также есть лютье, производящие кастомные инструменты, как электрические, так и акустические. Хорошим выбором может стать Fender Jaguar Baritone Specail HH, с 27 дюймовой мензурой, оснащенной звукоснимателями Dragster..»
Где купить баритон гитару
К нашему стабильному, но оттого не менее громадному сожалению, баритон-гитары в России зверь по-прежнему незнакомый и мало распространенный. Ореал обитания — преимущественно Москва/Питер, да и там их днем с огнем не сыщешь. Можно попробовать найти предложения б/у на форумах, можно — заказать из Америки: цена сильно варьируется от модели к модели, начинаясь где-то от пяти с половиной сотен (это где-то 17.000) — верхней планки, понятно, не существует.
Стоит ли оно того? Да, если есть лишние 17.000 — потому что гитара очень универсальна. По собственному опыту скажу, что ею можно заменять и бас (в случае с акустическими ансамблями, на мой вкус, даже нужно), и обычную шестиструнную гитару (каподастр при случае поможет).
Кроме того, эта гитара идеальна для аккомпанемента вроде «вокал-гитара», где высокий диапазон не нужен — и, в отличие от семиструнок, использовавшихся бардами как раз для привычного вальсового щипка, она еще и не требует дополнительного освоения.
Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:
Источник
Каким бывает строй гитары?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Струны любых струнных музыкальных инструментов, в том числе и разных видов гитар, настраиваются особым образом. Часто изобретатели или новаторы брали за основу какие-либо звуковые интервалы между соседними струнами (например, кварты, квинты, терции, сексты в чистых, уменьшенных или же увеличенных видах). В результате музыкальный инструмент принимал только ему присущий звуковой комплект струн, который называется «строй» (гитарный, балалаечный, виолончельный и так далее).
Однако на гитарах нередко стандартный (эталонный) строй либо частично видоизменяется, либо его вообще меняют на другой с целью расширения диапазона, удобства игры и по другим соображениям. В данной статье рассмотрены виды строя шестиструнной, семиструнной и других типов гитар.
Что это такое?
Гитарным строем называется высота звучания открытых струн в настроенном состоянии.
Открытыми считаются свободные струны, когда их не прижимают пальцами на ладах грифа.
В связи с тем, что настройка гитары, по сути, не является каким-либо фиксированным вариантом закрепления струн на одном звуке навсегда, то музыканту предоставляется возможность при необходимости изменить звук любой струны на другой вращением колка.
Правда, каждая струна инструмента имеет свой калибр (толщину), поэтому размах допустимого изменения высоты любой из них имеет небольшую вариацию — максимум тон на понижение или повышение.
- При большем понижении высоты качество звучания ослабленной стандартной струны ухудшается, могут появиться биения о порожки ладов.
- При чрезмерном повышении высоты звучания струны сверх стандарта имеется риск не только её разрыва, но и отрыва нижнего порожка, деформации грифа и даже повреждения корпуса инструмента.
Именно по последним причинам запрещается на классической гитаре, рассчитанной только на синтетические струны, применять металлические, имеющие значительно большую силу натяжения.
Следует отметить, что в отдельных случаях на акустических и электрогитарах с металлическими струнами настройку делают ниже стандарта на 2 тона и более. Но для этого комплект струн меняют на более толстые.
Гитарный ряд музыкальных инструментов подразделяется в первую очередь на типовые модели по признаку количества струн:
- семиструнные;
- шестиструнные;
- пятиструнные;
- четырёхструнные.
Каждая из перечисленных моделей инструмента имеет свой стандартный строй, но в любой момент может перестроиться в другой в пределах возможного по натяжению струн. Самыми распространёнными являются шестиструнные гитары — классические, акустические, полуакустические и электрогитары, у которых струны настраиваются на один и тот же строй — классический (испанский).
Обозначения
Обозначение строя обычно имеет буквенный вид. Например, для 6-струнной гитары в классическом строе это выглядит так: EADGBE. Буквы латинского алфавита обозначают звуки соответствующих струн. В нашем примере буква E — шестая струна, стандартно настраиваемая на ноту «ми», A — пятая струна («ля»), D — четвёртая струна («ре»), G — третья струна («соль»), B — вторая струна («си»), E — первая струна («ми», как и шестая).
Буквы взяты не случайным образом, а соответствуют буквенным обозначениям нот основного звукоряда в нотной грамоте:
- До — C;
- Ре — D;
- Ми — E;
- Фа — F;
- Соль — G;
- Ля — A;
- Си — B.
Семь нот звукоряда обозначены буквами латинского алфавита. Это — международный стандарт. Буквенное обозначение звуков чаще всего используется для записи видов аккордов, указания тональности, а также и определения строя музыкальных инструментов (и не только струнных).
Применение электронных тюнеров для настройки разных видов инструментов иногда требует знания и иных обозначений. Например, для 6-струнной гитары в некоторых видах приборов приходится к букве звука каждой струны добавлять цифры в таком порядке: E2A2D3G3B3E4. Цифры здесь обозначают октавы, в которых должны звучать звуки струн: 2 — большая октава, 3 — малая октава, 4 — первая октава.
Если не выставить нужную цифру, то электронный настройщик не сможет понять, на какую ноту следует настраивать струну.
В тех случаях, когда перестройка гитарного строя или отдельных струн происходит на полутон, то в обозначении такой настройки возможны знаки альтерации — диез (#) либо бемоль (b): EADG#BE, EADGBbE.
Имеются и другие обозначения для строя струнных инструментов, но вряд ли они пригодятся для гитариста, начинающего свой музыкальный путь. А опытному музыканту даже тюнер не так важен, если со слухом всё в порядке.
Обзор видов для 6-струнной гитары
Теперь стоит ознакомиться с тем, на какой строй чаще всего любят подстраивать свои гитары музыканты, играющие на разных видах шестиструнной гитары, и почему.
Стандартный
Обычный строй 6-струнной гитары, называемый «классическим» (или «испанским»), не является единственным видом стандартной настройки.
Любой другой строй, выполненный по такому же принципу, что и классический (с таким же интервальным соотношением между соседними струнами), тоже считается стандартным.
Если, например, понизить все струны, имеющие нормальную — испанскую — настройку, на 2 тона, то в результате получится стандарт C. Для получения стандарта D необходимо все струны понизить на 1 тон.
Следует особо отметить строй баритон-гитары: BEADF#B. Он тоже является стандартным, так как от классической настройки находится на 2,5 тона ниже по всем струнам. Естественно, струны в комплекте отличаются своей толщиной. Этот инструмент является переходным от обычной гитары к бас-гитаре.
При повышении звучания струн на полутон результатом будет стандарт F. Правда, в этом случае лучше не трогать настройку открытых струн, а поставить каподастр на I лад грифа.
Дроп-строи
Здесь имеются 3 варианта гитарного строя.
- Drop D — понижение 6-й струны на 1 тон, все остальные струны находятся в классической настройке: DADGBE;
- Double Drop D — двойной дроп D, в котором на 1 тон понижают не только шестую струну, но и первую: DADGBD;
- Drop C — понижение 6-й струны на 2 тона от стандартной ноты E, а всех остальных — на 1 тон: CGCFAD. Популярен среди музыкантов, играющих хард-рок.
Низкий строй придаёт звуку инструмента больше «тяжести». Drop D часто используется и в классической гитаре для игры в некоторых тональностях, например, в Ре-мажоре. При настрое на двойной дроп D, кроме перечисленных преимуществ, можно отметить факт того, что значительно облегчается игра арпеджио. Последний вариант особенно любим рок-музыкантами в стиле металла.
Открытые
Открытый строй означает настройку всех струн гитары на определённый аккорд. Такой строй обозначается словом «Open» с добавлением основного тона получаемого аккорда.
Распространены следующие настройки:
- Open D — блюзовый вариант настройки, популярен также и среди исполнителей народной музыки: DADF#AD;
- Open G — вариант, приглянувшийся любителям шансона: DGDGBD;
- Open C — в открытом виде струны звучат аккордом До-мажор: CGCGCE.
Открытые строи имеют преимущества при исполнении произведений, в которых много аккордовых созвучий — в такой настройке баррэ брать проще, а также удобны и другие аккордовые построения.
Альтернативные
Если испанский строй является стандартным, а принцип его построения — основой для других стандартов, то выходит, что уже рассмотренные Drop D, Double Drop D, Drop C и любой из открытых можно считать альтернативными настройками. Они создавались по принципам, отличным от классического.
Список альтернативных настроек на этом не заканчивается, но, по сути, каждый гитарист может позволить себе эксперименты с настройкой шестиструнного инструмента, чтобы изобрести собственный нестандартный нотный строй — удобный для игры и красивый по звучанию.
Но будет лучше, если слишком часто перестройку гитары не производить — её детали от этого изнашиваются.
Пониженный
При пониженных настройках (например, Drop и стандартов) в пределах 1 тона обычно обходятся ослаблением стандартных струн. При изменении звучания ещё ниже необходимо менять струнный комплект на более толстый.
Повышенный
В этом случае также допустимо изменить высоту звука на 1 тон. Если этого недостаточно, тогда следует приобрести более тонкий калибр струнного комплекта. Ещё один — очень правильный — вариант заключается в использовании каподастра.
Строй 7-струнной гитары
Имеется 2 основных строя семиструнок: русский и цыганский.
- Русская 7-струнка настраивается на следующий классический вид: DGBDGBD. Первая струна звучит нотой «ре» первой октавы. Получается G-мажорный открытый строй.
- Цыганская гитара имеет такую настройку (начиная с седьмой струны): DGBbDGBbD. В результате — G-минорный аккорд.
Отличие в настройках этих гитар заключается в тональности их строя: мажорный у русской, минорный у цыганской.
Строй других гитар
Из четырёхструнных гитар можно упомянуть:
- португальскую гитару cavaquinho (кавакиньо), настраиваемую на следующие звуки (начиная с самой толстой): CGAD;
- бразильскую разновидность кавакиньо, имеющую другой вид настройки: DGBD;
- гавайскую гитару укулеле со своей настройкой: GCEA (где G — малая октава, а все остальные звуки — первая октава);
- бас-гитару, которая стандартно настроена на те же ноты, что и 6-я, 5-я, 4-я, 3-я струны у обычной акустической гитары, но только на октаву ниже: EADG.
Из пятиструнных гитар наиболее популярна бразильская гитара baiana со строем CGDAE. Нередки сейчас и пятиструнные бас-гитары: BEADG. У шестиструнной модели басового инструмента настройка следующая: BEADGC. Указаны стандартные настройки, которые нередко изменяют на различные дроп-строи.
Как проверить?
Чтобы узнать строй любого струнного инструмента, в том числе и гитары, необходимо проверить звучание каждой его струны.
Легче всего это сделать с помощью хроматического педального тюнера.
Хроматический прибор в автоматическом режиме может сразу определить нужный музыкальный звук и вывести на дисплей его характеристику: название ноты в буквенном обозначении и номер октавы. Например, первую струну шестиструнной гитары, настроенную на стандарт, он покажет как E4. Это означает ноту «ми» первой октавы. Шестая струна обозначится E2 — нота «ми» большой октавы.
При настройке гитары и игре на ней важно помнить, что её партия пишется в скрипичном ключе, но звучит она на октаву ниже написанных нот. Это делается для удобства чтения нот для гитары. В ином случае нотный текст выглядел бы очень сложно — с множеством дополнительных линеек под нотным станом.
Источник