Строй для слайд гитары

Строй для слайд гитары

Cпособ игры слайдом издавна известен в Индии и Африке. Рождение слайд — гитары относят к гавайцам, наверное, будет правильнее утверждать, что это была скорее эволюция, чем открытие. У нас же звучание слайда ассоциируется, с такими музыкальными стилями как блюз и кантри. Рождение Блюза в Дельте Миссисипи, приблизительно в начале 20 века, можно сопоставить с появлением блюзовой слайд — гитары. Одними из известных гитаристов того времени, которые использовали слайд-технику являются: Willy Brown, Son House, Johnny Shines, Booker White и легендарный Роберт Джонсон (Robert Johnson). Почти не записываясь, играя на углах улиц и на домашних концертах, эти музыканты довели искусство слайд-гитары до отточенной музыкальной формы. Они заложили основу многих блюзовых стилей, которые достигли пика развития в конце 1930-х годов.

Большие изменения в музыке произошли благодаря появлению электрогитары в 40 — е годы, популярность слайд — техники выросло. Такие музыканты как Мадди Вотерс, Элмор Джеймс, Эрл Хукер и др., вдохнули новую жизнь в слайд гитару.

В 1960-е годы активно начали осваивать слайд-гитару и рок-гитаристы, такие как — Дуэн Оллмэн, Джимми Пэйдж, Рори Галлахер, Гэри Розингтон, Сид Баррет, Джордж Харрисон и другие.

Современная слайд-гитара — это целое новое поколение талантливых музыкантов. Такие музыканты, как Bob Brozman, Ry Cooder, Bonnie Raitt, Roy Rogers, George Thorogood, Jeff Healey, Eric Sardinas, Sonny Landreth, Keb’ Mo’ и многие другие, сохраняют традицию блюзовой слайд-гитары живой и яркой. На австралийской блюзовой сцене мы также видим превосходных музыкантов — Dave Hole, Kevin Borich, Matt Taylor, Phil Manning и многих других.

Источник

Игра слайдом >Введение в раздел «Игра слайдом»

Здравствуйте. По многочисленным просьбам учеников Гитаршколы, сегодня мы запускаем новый раздел, который посвящён игре слайдом в стандартном строе.

В последнее время слайд-техника вызывает всё больший интерес благодаря своему выразительному и необычному звучанию, а также из-за сравнительной простоты слайдовых приёмов игры. Будучи изначально традиционным инструментом американского кантри и блюза, за свою вековую историю слайд-гитара проникла на альбомы большинства рок-легенд, среди которых «Byrds», «Electric Light Orchestrs», «Pink Floyd«, «Dire Straits», «Rolling Stones», «Red Hot Chili Peppers», «Metallica» и «Doors«.

Слайд часто звучит в песнях Криса Ри, Эрика Клэптона и Джорджа Харрисона, которые, как и другие великие гитаристы, используют слайд-гитару для украшения аранжировки или при создании небольшого, но яркого и запоминающегося соло.

Изначально слайдовая техника применялась на гавайской гитаре, а впоследствии на гитаре лэп-стил (lap-steel). Эти инструменты обычно настраиваются в «открытом» строе (открытые струны содержат ноты какого-либо аккорда, чаще всего мажорного трезвучия). Однако в роке и блюзе более распространён стандартный «испанский» строй (снизу вверх — от толстой струны к тонкой: Е, А, D, G, В, Е).

Обычно слайдом исполняют только соло, часть композиции или лишь несколько песен из программы, и ради этого непрактично иметь отдельный инструмент или специально перестраивать гитару. Поэтому современный слайдовый стиль развивается не только в традиционных открытых строях, но и в привычном нам испанском строе. Знание грифа в стандартном строе также позволит вам сосредоточиться на звуке и технических приёмах.

В начале раздела описаны типы слайдов, особенности и регулировка слайд-гитар. Далее подробно рассматривается техника левой и правой руки, даны начальные упражнения и учебные соло. Раздел содержит специальные «слайдовые» гаммы, фирменные слайдовые фразы и соло.

Помимо этого, вы найдёте транскрипции трёх современных слайдовых соло, а также избранную дискографию слайдовой игры в роке. К разделу прилагаются аудио треки с записью всех вошедших в раздел нотных примеров и учебных соло с аккомпанементом в медленном и быстром темпах.

Слайд используется в музыке чаще чем Вы думаете. Особенно в зарубежной музыке. Можете убедиться в этом сами.

Интересуют слайдовые музыканты.
Есть возможность наладить производство стеклянных слайдов в России. Нужен музыкант для тестирования правильного звучания стекла.

Источник

Игра слайдом >Слайд-гитара: Загадка строя open G — видео

Альтернативные варианты гитарного строя используются для игры слайдом уже давно — еще с тех времен, когда дельта-блюз только зарождался и набирал силу.

Чаще всего это строи open E, open D, open G и open A. Конечно, гитаристы не ограничиваются ими, внося в них изменения в зависимости от музыкального стиля, да и просто от настроения.

Джони Митчелл (Joni Mitchell), Стивен Стиллз (Stephen Stills), Рай Кудер (Ry Cooder) и многие другие музыканты, играющие поп-, рок- и фолк-музыку, в своих композициях пользуются целым рядом разных видов строя.

Мы же уделим сегодня внимание строю open G и его применению в блюзе со слайд-гитарой.

Применение гитары с open G в блюзе

Как вы видите на РИС. 1 , строй open G, также известный как «испанский строй», выглядит так: D G D G B D (от шестой струны к первой). Чтобы перейти к нему от стандартного строя (E A D G B E), нужно опустить первую, пятую и шестую струны на тон.

Удар по открытым струнам в этом случае дает аккорд G мажор, при этом тоника находится на третьей и пятой струнах. Легендарный блюз-гитарист Роберт Джонсон (Robert Johnson) пользовался open G во многих своих композициях. Среди них “Crossroad Blues”, “Walkin’ Blues”, “Come On in My Kitchen” и многие другие.

Если вы играете слайдом в этом строе, получается, что размещение слайда над соответствующим ладом также дает мажорный аккорд с тоникой на третьей и пятой струнах. Как показано на РИС. 2 , аккорды I, IV и V (первой, четвертой и пятой ступени) в тональности G (аккорды G, C и D соответственно) можно извлечь так: открытые струны дают аккорд G, зажатие на пятом ладу (либо слайд на пятом ладу) дает аккорд С, зажатие (слайд) на седьмом ладу — аккорд D.

Во втором такте я привел несколько стандартных для open G слайдовых фраз на фоне аккордов D и C, в третьем такте — для аккорда G, а в четвертом вы видите аккорд G мажор на двенадцатом ладу.

Теперь разберем несколько типичных для open G позиций, в которых обычно играют соло (как со слайдом, так и без него). Посмотрите на РИС. 3 . Минорную пентатоническую гамму (G Bb C D F) можно сыграть в практически полностью симметричной аппликатуре по всем струнам, кроме второй.

В данном примере я играю восходящую и нисходящую гаммы в разных аппликатурах. Запомните и отрепетируйте оба варианта со слайдом и без него. Играя слайдом, следите за тем, чтобы он располагался параллельно соответствующему порожку лада и прямо над ним, чтобы играть верные ноты.

На РИС. 4 я привел несколько фраз для соло на основе пентатоники G минор. Как и многие другие гитаристы, играя слайдом, я предпочитаю пальцевое звукоизвлечение, потому что это значительно облегчает глушение струн. Глушить струны нужно обязательно, иначе ваше звучание будет очень грязным. Например, при переходе от одной струны к другой, я глушу первую из них пальцем звукоизвлекающей руки и лишь затем извлекаю ноту на следующей струне. Так каждая нота будет звучать четко, что особенно важно при игре на перегрузе.

Великий Джонни Винтер (Johnny Winter) — настоящий мастер слайд-гитары в строе open G (помимо прочего, конечно). Его композиция «Dallas» с альбома 1969 года сыграна в строе open A — это строй, близкий к open G по своей структуре. По сути, это строй open G, поднятый на целый тон: E A E A C# E (от шестой струны к первой). На РИС. 5 показано семитактовое соло в стиле Винтера. Не забывайте также и об открытых струнах. Они облегчают переходы от струны к струне и смену позиций, придавая соло разнообразие. В конце фразы я перехожу к двенадцатой позиции и помещаю слайд на три верхние струны на двенадцатом ладу, получая таким образом трезвучие G мажор. После него я играю фразы на десятом, одиннадцатом и двенадцатом ладах.

РИС. 6 — «гибридная» гамма G, очень полезная для игры соло слайдом в строе open G. Ее ноты играются на десятом и двенадцатом ладах каждой струны и на девятом ладу четвертой и шестой струн. Потренируйте слайды с двенадцатого на десятый лад на каждой струне, а также слайды вверх к каждой ноте (см. РИС. 7 ). Сюда можно добавить дополнительные высокие ноты, делая слайды к пятнадцатому и семнадцатому ладам (см. РИС. 8 ). Тренируясь, обязательно следите за положением слайда и высотой звука.

В заключение приведу два примера двенадцатитактового блюза в тональности G. На РИС. 9 аккорд G7 извлекается без слайда зажатием баррэ указательным пальцем на третьем ладу двух первых струн. Третья и четвертая струны открыты. В тактах 1-3 я переключаюсь между игрой слайдом и стандартным способом. В тактах 11 и 12 я подчеркиваю аккорды V и IV (D7 и C7) в стиле Мадди Уотерса (Muddy Waters), играя мелодию из одиночных нот.

РИС. 10 — блюз в стиле композиции Джонни Винтера “Dallas”. Открывающая аккордовая фраза в тактах 1-3, 6 и 7 исполняется без слайда. Здесь мы чередуем аккорды G7 и G6, причем секста играется на втором ладу первой струны. В такте 5 аккорд С7 зажимается стандартным образом, а в тактах 9 и 10 аккорды D7 и C7 играются в первой позиции. После этого возвращаемся к G7 (тонический аккорд) и играем несколько фраз, включающих ноты на открытых струнах.

Источник

Игра слайдом >Слайд-гитара в строе open E

Слайд-гитара отличается особым звучанием, имеющим значение как для блюза, так и для рок-музыки.

Игра слайдом подразумевает легкое прижатие струн гладким предметом и перемещение его вверх и вниз вдоль струн для извлечения звуков разной высоты. При этом струны не касаются ладов.

Многие блюзовые гитаристы начала двадцатого века использовали в этих целях горлышко бутылки (отсюда и термин «bottleneck» — «бутылочное горлышко»), а некоторые предпочитали металлические трубки. Металл дает более яркое звучание, а стекло — более мягкое и плавное.

Сегодня можно приобрести металлические или стеклянные слайды в любом магазине музыкальных товаров, а некоторые производители предлагают также и керамические слайды. Большинство гитаристов надевают слайд на палец левой руки. Легенда дельта-блюза Роберт Джонсон (Robert Johnson) надевал слайд на мизинец. Его примеру последовал Джонни Винтер (Johnny Winter). А вот Дуэйн Оллмэн (Duane Allman), Уоррен Хэйнс (Warren Haynes) и Дерек Тракс (Derek Trucks) предпочли стеклянный слайд на безымянном пальце. Бонни Райтт (Bonnie Raitt), Рон Вуд (Ron Wood), Джо Перри (Joe Perry) и Дикки Беттс (Dickey Betts) надевают слайд на средний палец.

Примеры для данного урока я играл со слайдом на безымянном пальце.

Самыми распространенными открытыми строями являются open E, D, G и A. Оллмэн и Тракс, по праву считающиеся лучшими слайд-гитаристами всех времен, в основном играют слайдом в строе open E (от шестой струны к первой: E B E G# B E). В этом строе открытые пятая, четвертая и третья струны настраиваются на ноты B, E и G# соответственно.

Удар по шести открытым струнам дает аккорд Е мажор, а зажатие баррэ на любом ладу дает мажорный аккорд с тоникой на шестой, четвертой и первой струнах. Слайд должен располагаться прямо над порожком лада. Давление на струну должно быть таким, чтобы нота звучала чисто.

Как правило, открытый строй для игры слайдом совпадает с тональностью исполняемой композиции. Если вы играете соло в строе open Е, основные позиции располагаются в нижней части грифа и включают открытые струны, а также движения между 10 и 12 ладами по всем струнам.

На РИС. 1 и 2 изображены фразы для игры слайдом, включающие ноты на открытых струнах, а на РИС. 3 — фраза, ноты которой расположены между 10 и 12 ладами. Хороший способ научиться играть соло — сконцентрироваться на каждой позиции в отдельности. На РИС. 4 все фразы вращаются вокруг 12 позиции, на РИС. 5 фокус приходится на использование нот на открытых струнах.

Аудиоприложение для 5-ти упражнений:

Играйте каждую фразу медленно — до тех пор, пока к вам не придет понимание этой техники.

Источник

Игра слайдом >Слайд в партиях ритм-гитары

Кто ваш любимый слайд-гитарист? У каждого из них есть что-то, что отличает их стиль от игры других. Новички обычно пытаются играть слайдом мелодические ходы и лишь спустя некоторое время начинают пробовать другие варианты. В этом уроке мы разберем, как использовать слайд для игры партий ритм-гитары в открытом строе, а именно, в строе open E (E–B–E–G#–B–E). Если вам никогда не приходилось работать с открытым строем, поясню. Просто настройте открытые струны на те ноты, которые вы бы играли, если бы хотели взять аккорд Е в открытой позиции.

При игре примеров используйте слайд для перемещений между нотами и аккордами, а также зажимайте ноты пальцами позади слайда. Вам потребуется какое-то время, чтобы привыкнуть к этой технике. Она предполагает наклоны слайда в разные стороны, чтобы дать прозвучать нотам, расположенным позади него, одновременно с нотами, «зажимаемыми» слайдом. Очень хорошо получится играть со слайдом на третьем или четвертом пальце. Слайд на втором пальце вызовет некоторые сложности.

Игра слайдом на гитаре

Пример 1 – это простое движение IV–V–I в тональности E. Переместите слайд к пятому ладу для получения аккорда А (IV), а затем к седьмому ладу (аккорд B (V)). Первым пальцем мы играем ноту C# на пятом ладу третьей струны (помните: мы играем в строе open E) и делаем хаммер-он слайдом на полный аккорд на седьмом ладу, сдвигаясь от аккорда Bsus2 к обычному аккорду В. Далее смещаем слайд к Е на двенадцатом ладу.

В Примере 2 мы вновь пользуемся техникой игры позади слайда (как мы уже делали в случае аккорда sus2), но на этот раз начинаем с аккорда А. Далее сдвигаемся вверх к В и первым пальцем зажимаем кварту (Е) на второй струне перед тем, как превратить Bsus4 в В мажор с полным баррэ слайдом. Затем смещаем слайд к двенадцатому ладу. Это предполагает аккорд Е мажор, но первым пальцем мы зажимаем девятый лад шестой струны (ноту C#), поэтому получается C#m7.

Пример 3 предполагает нисходящее движение с басовыми нотами первым пальцем. Слайд при этом располагается на двенадцатом ладу и закрывает вторую, третью и четвертую струны. После этого делаем слайд к пятому ладу и извлекаем аккорд А.

А теперь немного расширим то, что уже разобрали. В Примере 4 второй палец располагается на девятом ладу второй струны. Одновременно с этим звучит аккорд D, что ведет к аккорду А на пятом ладу. Далее вновь повторяем движение sus2, как и прежде на аккорде Е (двенадцатый лад).

Думаю, вы уже поняли, что в таком стиле слайдовой игры очень хорошо работают аккорды типа sus. В Примере 5 звучание sus4 приходится на каждый аккорд, при этом мы играем терцию перед аккордами и после них. Здесь вам придется наклонить слайд, чтобы извлечь ноты sus, не потеряв при этом первоначальный аккорд.

Пример 6 напоминает стиль Рая Кудера (Ry Cooder). Первым пальцем зажимаем первые три басовые ноты, держа слайд над двенадцатым ладом. Для игры аккордов А и В зажимайте низкие тоники третьим пальцем. При этом слайд отвечает за остальные ноты аккорда.

Пример 7 – это простое аккордовое движение в тональности G. Делаем слайд от аккорда G на третьем ладу к аккорду В на седьмом ладу. Далее переходим к Еm. За этим следует разрешение от D на десятом ладу к С на восьмом.

А здесь вам придется попотеть. В Примере 8 мелодия совмещается с аккордовыми движениями. Начинаем с дабл-стопа на двенадцатом ладу третьей и первой струн. Для следующего шага вам нужно поставить первый палец на девятый лад, чтобы сыграть сексту (C#). Далее воспользуемся предыдущим вариантом аппликатуры для C#m7, чтобы завершить аккордовую мелодию, после чего переместим первый палец на полтона вверх, к D на десятом ладу. Повторим фразу и завершим ее аккордом Е на двенадцатом ладу.

В Примере 9 вам встретятся идеи, о которых мы уже говорили, в том числе и аппликатура из Примера 4. Последний такт включает варианты sus2 и sus4 аккорда В на седьмом ладу.

Заключительный Пример 10 . При игре первых шести нот вам придется чередовать слайд и первый палец (начните со слайда). За этой мелодической фигурой следуют аккорды В, А и Е. Этот пример очень хорошо звучит с эффектом реверберации.

Источник

Оцените статью