Строй гитары для баритона

Баритон гитара

Баритон-гитара представляет собой промежуточный этап между басом и обычной шестиструнной гитарой. Собственно, внешней разницы неофит и не заметит — тот же корпус, тот же гриф, те же крепления — однако впечатление об их идентичности развеется с первыми же звуками: баритон-гитара, как следует из названия, звучит значительно ниже привычной. Диапазон ее настройки варьируется от DGCFAD — что всего на тон ниже стандартной, до ADGCEA — что на кварту ниже. Еще кварта — и будет бас.

Подобного эффекта помогает достичь увеличенная мензура (расстояние от верхнего порожка до подставки) — по сравнению с привычной длиной обычной шестиструнки (от модели к модели она варьируется от 23 до 26 дюймов), мензуральная длина баритона лежит между 27.5 и 30 дюймами (у баса, для справки, она 34). Соответственно, это диктует и другую толщину струн: если золотая середина тенора пролегает от .012 до .054, то у баритона она находится от .017 до .095.

История баритон-гитары.

Ошибочно полагать, будто баритон-гитара — продукт эволюции и плод любви баса и тенора; были в сфере баритональных струнных щипковых инструментов и другие аналоги. Обычно принято упомянать так называемый гитаррон (guitarron mexicano — мексиканская большая гитара) — действительно огромный инструмент, с виолончель размером, настраиваемый на квинту ниже обычной гитары: ADGCEA, под вдохновением от которого Эрни Бол в 1972 году сконструировал акустический бас.

Баритон же появился в 1954, на фабрике Danelectro, как своего рода предтеча тяжелого звука — но в тогдашней музыкальной общественности надобности в нем наблюдалось. Инструмент «не выстрелил» — мало раскупался, мало использовался, не обрел особой популярности. Собственно, с ним случилось самое страшное, что могло произойти с инструментом в те годы — он начал использоваться в саундтрэках к вестернам. И даром бы режиссером был Клинт Иствуд!

Однако среди авторов кантри, столь распространенного в этом жанре кино, были и такие значимые фигуры как Джонни Кэш и Дуэйн Эдди (оба нонче пребывают в зале славы рок-н-ролла, несмотря на то, что кантри) — и во многом благодаря ним (а также Вилли Нельсону, Мерлу Хаггарду и прочим) баритон постепенно нашел себя в музыке. И вскоре появился в серфе — авангарде зараждающегося рока: пионеры этого жанра Beach Boys и, конкретнее, их гитарист Брайан Уилсон, записали две песни с баритоном: «Dance, Dance, Dance» и «Caroline, No». За ним последовал Джек Брюс из Cream (большой поклонник Bass VI), Джон Энтвистл из the Who и, конечно, Битлы — Леннон и Харрисон..

Долго ли, коротко ли, но количество моделей баритон-гитары возросло до космических масштабов — помимо двух версий у danelectro, таковыми обзавелись еще и Gretsch, Guild, Gibson, PRS, Music Man и кто только не; партии не поражали размерами, в силу специфичности инструмента, однако было видно, что баритон is here to stay.

На поле тяжелого звука конкуренцию баритону составлял Bass VI, выпущенный в 1961 году под знаменами фирмы Fender — инструмент, позволявший расширить диапазон бас-гитары как вниз (добавочная B), так и вверх (добавочная C). Помимо него, популярность обретала русская семиструнка, чей “тяжелый” потенциал к тому времени уже был оценен по достоинству.

Все эти инструменты неоднократно сравнивались — в каждом из них есть свои преимущества и недостатки. Что касается баритона, то картина соотношения pros & cons очевидна: минусами его является потеря верхнего диапазона (вряд ли необходимого для инструмента, играющего ритм) и специфика строя, подразумевающая транспонирование всех партий (не составящее труда для людей, мало-мальски соображающих в музтеории), несомненным плюсом — легкость в освоении: инструмент не требует ни новых аппликатур, ни наращивания особого скилла игры, вся раскладка партий — идентична тенору, ну и, соответственно, отчасти басу.

Так они и шли втроем — Баритон, Семиструнка и Шестиструнный — шли и вошли в эру тяжелой музыки. Первыми сигналами для популярности баритона стало использование его группами Sonic Youth и Butthole Surfers — потом за ними потянулись Staind (гитарист Майк Мушок, создатель собственной линейки, в частности, баритонов), the Earth (Дилан Карлсон), Стив Рэй Вон, Fugazi и многие другие. Послужной список баритона — от кантри до метала, с остановками на гранже, гаражном роке и даже, прости осспади, J-key.

Впрочем, большинство вышеуказанных исполнителей использовали баритон в качестве инструмента ритм-секции — что вряд ли может вдохновить на его изучении при прослушивании их композиций. Самыми интересными в этом плане являются гитаристы-стэндэлонщики: Пэт Метени, Энди МакГи, Дон Росс, Клифтон Хайд и прочие.

Time to make a choice

Мы публикуем наш перевод отрывка статьи, посвященной баритон-гитарам, за авторством Art Hill, premierguitar.com:

«..Некоторые музыканты используют ее [баритон-гитару] как замену басовым инструментам, в то время как другие используют баритон для добавления новых оттенков в звук их гитар. Однако используя ее, учтите (факт, подтвержденный опытом) — осторожней смешивайте и связывайте эти гитары. Даже если музыка просто суперски аранжирована, бас, стандартная гитара и баритон в сочетании могут дать жуткую сумятицу и какофонию. .

Выбирая баритон-гитару для своего арсенала, учтите, что длина мензуры варьируется от производителя к производителю. Некоторые компании делают мензуры баритонов почти той же длины, что и на стандартной электрогитаре, что обычно приводит к более отчетливым средним частотам. Другие баритоны оснащены длинными мензурами — некоторые даже экстремальными 30.5 дюймами — что является промежуточным этапом между гитарой и басом.

Толщина струн, используемых для баритон-гитар, варьируется обычно от .012-.054 до .017-.080. Размер струны и длина мензуры очень сильно влияют на звук и «играбельность» инструмента, так что поэкспериментируйте, что лучше для вас.

Еще одна проблема может крыться в настройке. Некоторые инструменты сделаны для строя на кварту, а то и квинту ниже стандартной гитары, другие — на октаву ниже [редакция имеет заметить, что здесь речь идет о басе]. Альтернативные строи также распространены, в том числе и открытые. Обычные гитарные параметры тоже должны быть вами рассмотрены при выборе: тремоло или стоптэйл, конфигурация звучков, ширина грифа и т.д.

Быстрый поиск выдает несколько компаний, производящий баритон-гитары. Наиболее крупными именами среди них являются Ibanez, Gibson и Fender. Также есть лютье, производящие кастомные инструменты, как электрические, так и акустические. Хорошим выбором может стать Fender Jaguar Baritone Specail HH, с 27 дюймовой мензурой, оснащенной звукоснимателями Dragster..»

Где купить баритон гитару

К нашему стабильному, но оттого не менее громадному сожалению, баритон-гитары в России зверь по-прежнему незнакомый и мало распространенный. Ореал обитания — преимущественно Москва/Питер, да и там их днем с огнем не сыщешь. Можно попробовать найти предложения б/у на форумах, можно — заказать из Америки: цена сильно варьируется от модели к модели, начинаясь где-то от пяти с половиной сотен (это где-то 17.000) — верхней планки, понятно, не существует.

Стоит ли оно того? Да, если есть лишние 17.000 — потому что гитара очень универсальна. По собственному опыту скажу, что ею можно заменять и бас (в случае с акустическими ансамблями, на мой вкус, даже нужно), и обычную шестиструнную гитару (каподастр при случае поможет).

Кроме того, эта гитара идеальна для аккомпанемента вроде «вокал-гитара», где высокий диапазон не нужен — и, в отличие от семиструнок, использовавшихся бардами как раз для привычного вальсового щипка, она еще и не требует дополнительного освоения.

Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:

Источник

Баритон-гитара

Баритон-гитара — струнный музыкальный инструмент, хордофон, разновидность гитары.

Первая модель была изготовлена американской компанией «Danelectro» в конце 1950-х годов. Свою популярность изобретение получило в серф-роке и саундтреке к фильмам, в основном к спагетти-вестернам. Тогда же кантри-музыкантами был изобретен стиль игры «Тик-так басс». Прием заключается в дублировании баритоном партий обычного баса для придания контрастного звучания.

В настоящее время баритон распространен в роке и хэви-метале. Во время студийной записи гитаристы часто дублируют партию обычной гитары и баса.

Баритон-гитара – это смесь обычной электрогитары и баса. Ее конструкция повторяет гитарную, но с отличиями. Мензура удлинена до 27 дюймов, что позволяет комфортно играть на ослабленной струне. Корпус сделан массивнее для усиления резонации и углубления звучания. Количество струн — 6. Исполнители тяжелых поджанров хэви-метала также используют 7-8-струнные модели. Существует аналогичный вариант акустической баритон-гитары.

Стандартный строй гитары имеет диапазон основном из умеренно высоких нот. Звучание баритон-версии устанавливают в более низкий диапазон. Популярен строй B1-E2-А2-D3-F#3-В3.

Источник

Строй гитары: описание и особенности

Перед началом игры на гитаре необходимо правильно подготовить инструмент. Строй гитары позволяет получить уникальное звучание композиции благодаря разным методам.

Строй гитары — что это такое?

Это способ настройки частоты звучания струн. Существует стандартный и альтернативный вариант. Каждый вид имеет особенности и преимущества, а также свою схему.

Для создания применяется принцип записи аккордов. Каждой ноте присваивается буква латинского алфавита. Имеет также значение регистр букв. Он означает верхнюю и нижнюю октаву. Запомнить расположение удобнее будет начиная с самой тонкой струны.

  • E — нота «ми» настраивается на первой струне;
  • B — нота «си» извлекается второй по счету;
  • G — нота «соль» при не зажатой третьей струне;
  • F — нота «фа» используется при открытом строе;
  • D — нота «ре» воспроизводят четвертой;
  • A — нота «ля» на свободной пятой струне;
  • E — нота «ми» верхней октавы последняя;
  • C — нота «до» применяется в drop стиле;
  • # — символ означает повышение ноты на один полутон.

Латинские буквы, обозначенные маленьким прописным шрифтом — малая октава (e), заглавной — большая (E).

Стандартный строй гитары (таблица)

Стандартный строй гитары основан на классической испанской настройке.

Струна Нота Октавы
1 e первая
2 b малая
3 g малая
4 d малая
5 A большая
6 D большая

К данному виду относятся также все варианты, разработанные по схеме: EBGDAE. Начинающему гитаристу лучше начинать со стандартного вида.

Пониженный строй (таблица)

Схож с классическим вариантом. Отличие состоит в том, что шестая нота подстраивается на основе 5 квинты и 4 в октаву. Благодаря этому, зажимать аккорды становится проще. Стиль способен создать живые композиции. В основном используется для металла.

Струна Нота Октавы
1 d первая
2 b малая
3 g малая
4 d малая
5 A большая
6 D большая

Строй Drop D (Дроп Д)

Базовая разновидность, основанная на понижении тона шестой струны — строй drop d. Играют по схеме: DADGBE

Строй Drop C

Настраивание путем понижения тональности — строй drop c. Схема: CGCFAD. Для игры перебором удобнее будет настроить двойной drop.

Двойной Drop-D

Система схожа с Drop D. Различие — понижение на тон («ми» на «ре»).

DADGAD

Строй, который популярен в фольклорной музыке. Схема: DAGDAD.

Открытые строи гитары (таблица)

Основаны на чистом звучании. Разновидность распространена в народной музыке. Можно удобно проигрывать аккорды с зажатием.

Струна Нота Октавы
1 d первая
2 a малая
3 f # малая
4 d малая
5 A большая
6 D большая

Open D

Получается на открытых струнах «ре мажор». Схема: DADF♯ AD.

Open G

Строй open g будет звучать как «соль мажор». Схема: DGDGBD. Данную технику используют для исполнения шансона.

Open C

При такой настройке получается аккорд «до». Построение: CGCGCE.

Повышенные строи

Отличаются повышением настройки на несколько полутонов.

  1. Квартовый вариант. Основан на повышении звучания на 5 полутонов. Схема: EADGCF. Разновидность используют в джаз музыке. Плюсом является неизменность аппликатуры аккорда при сдвиге, но играть при помощи полновесных аккордов затруднительно. Для него подойдут сжатые варианты.
  2. Квинтовая вариация. Отличается тем, что настройку производят на 7 полутонов выше. Оптимальной считается схема: CGDAEB. Начинают с ноты «си».

Повышенные строи считаются опасными для струн и инструмента.

Существует другая схема квинтовой вариации: FCGDAE. Первая «ми» настраивается по стандарту, а шестая должна быть ниже на октаву.

Безопасное повышение строя каподастром

Каподастр — специальный зажим, который устанавливается на грифе. При его помощи можно добиться эффекта повышения тональности.

Внимание! Часто проводить эксперименты с гитарой не рекомендуется, т. к. оборудование изнашивается.

На начальном этапе, чтобы подобрать звучание, понадобится дополнительный комплект расходных материалов.

Что следует знать при смене строя на гитаре?

При выборе следует учитывать особенности гитары. Толщина влияет на звучание и воспроизведение нот. Для пониженного строя потребуются струны больше, чем для стандартного решения. Изделия 10-46 смогут выдержать достаточное натяжение.

После смены настроек важно обратить внимание на положение анкерного болта. Неправильный изгиб грифа приведет к некачественному звучанию и порчи механизмов. Параметр следует исправить при отклонении от стандартных значений.

Чтобы настроить гитару, потребуются дополнительные приспособления. Камертон представляет собой приспособление, которое воспроизводит идеальное звучание нот. На основе этого звука подстраивают струны гитары.

  1. Механическое устройство напоминает вилку. Звучать он может в тихом и громком режиме. В первом случае приспособление подносят к уху, а во втором — прикасаются к гитаре. Звук относится к ноте «ля». Первую струну нужно зажать на 5 ладу, звучание должно совпадать. Остальные ноты настраивают относительно эталона. Надежное и эффективное устройство.
  2. Духовой камертон имеет 6 разных отверстий. Настраивают каждую ноту по отдельности. Эталонное звучание можно услышать, если дунуть в каждое отверстие. Звук относится к открытым струнам. Изделие не отличается долговечностью и имеет погрешность.
  3. Электронное приспособление позволяет извлекать звуки различной сложности. Настроить правильно гитару таким способом несложно.

Найти приспособления можно в музыкальных магазинах.

Бас-гитара

Гитара басового диапазона применяется в качестве аккомпанемента совместно с другими инструментами. Для сольных композиций ее используют редко. Бас-инструмент обычно имеет 4 или 5 струн. Бывают и другие модификации. Звучание на октаву ниже стандартной гитары. Конструкция имеет увеличенные размеры и мензуру. Схема классического строя бас-гитары: EADG. Настройку необходимо проводить с первой по счету.

  • DADG — все настроено по стандарту, кроме 4 струны;
  • CGCF — 4 нота понижается на 2 тона, а остальные на один;
  • DGCF — все струны необходимо опустить на 1 тон;
  • HEADG — эталонный вариант для классической гитары;
  • ADGCF — стиль основан на понижении 1 тона.

Бас-гитара при правильной настройке придает ритмичность композиции. Музыкант своей игрой способен усилить аккорд классических инструментов. Для создания уникальной гаммы применяют усредненный вариант — баритон-гитару. Система настройки аналогичная. Схема: DGCFAD или ADGCEA.

Строй шестиструнной гитары

Характерно использование классической испанской схемы. Построение: EBGDAE. В зависимости от типа композиции, следует выбирать разный строй шестиструнной гитары. Также для необычного исполнения музыканты индивидуально настраивают инструмент и пробуют новые решения.

Drop используются для тяжелого звука. Для перенастройки выбирают тон меньше предыдущего варианта. Понадобятся специальные струны, которые выдержат напряжение. Для повышения строя гитару перенастраивают равномерно.

Строй семиструнной гитары

Смешанным типом инструмента является семиструнная гитара. Ее используют для исполнения романсов, народных композиций. Настройка обычная, но с некоторыми особенностями. Принцип строя семиструнной гитары заключается в сравнении высоты звучания соседних струн. Начинать следует с первой струны. Последовательность определяется с ноты «ре» первой октавы.

  • BEADGBE — эталонный вариант подготовки инструмента;
  • AEADGBE — снижается каждая струна на 1 тон;
  • DHGDCGD — принцип Булата Окуджавы близок музыкантам;
  • GDGCFAD — вариант на тон ниже классического drop стиля;
  • AEADGBE — используется в джаз композициях.

Проверить настройку необходимо следующим образом. «Ля» должно быть созвучно с камертоном. Звучание второй струны должно быть в зажатом виде. Остальные должны быть настроены по принципу стандартного строя 6-струнной гитары. Семиструнная электрогитара по мощности и диапазону звука намного выше классических акустических инструментов, но учиться на ней сложно. Дополнительная струна позволяет получить интересные решения.

Каждый музыкант индивидуально выбирает гитарный строй своего инструмента. Для качественного звучания важно подобрать способ настройки правильно. Начинающим гитаристам важно научиться правильно держать инструмент, а для настройки лучше отдавать предпочтение классическому методу. Более опытные музыканты останавливаются на альтернативных вариантах. Они позволяют добиться уникального звучания нот и оригинальности композиции.

Источник

Оцените статью