Строй гитары для nirvana

Классификация гитарных строёв

На картинках ниже я изобразил «формулы» этих типов. Не сильно наглядно, зато красиво и по новогоднему. Цифры обозначают интервал между соседними струнами. Например, в стандартном строе вторая струна на 5 полутонов ниже, чем первая, третья на 4 полутона ниже, чем вторая, и так далее.

Эта последовательность хорошо знакома любому, кто настраивал гитару «саму по себе»:

Любой строй с той же последовательностью интервалов (5-5-5-4-5, если считать снизу вверх) — это тоже стандартный строй, только пониженный (или повышенный). В нём будут работать все те же аппликатуры аккордов и ладов. Любую партию, написанную в E standard, можно играть в строе D standard, она просто прозвучит на тон ниже. Сама суть строя — интервалы между соседними струнами — остаётся той же.

С точки зрения «просто поиграть» EADGBE — это то же самое, что DGCFAD. Хочется поиграть что-нибудь из Death, а гитара в стандартном строе — не проблема, ищем табу и играем. Просто звучать будет на тон выше. Потому что ТИП строя — тот же. Другие варианты:
— повысить оригинал на тон в аудиоредакторе и играть под него.
— понижать гитару питчшифтером в реальном времени и играть под неизменённый оригинал.
— записать минус в стандартном строе и играть под него.

А если интервалы другие — то речь уже о другом ТИПЕ строя. Хочется поиграть что-то из Killswitch Engage — нужно понять, к какому типу относится строй. И окажется, что их CGCFAD — это то же, что DADGBE, но на тон ниже. Так что достаточно перестроиться в старый добрый DropD.

Самый простой способ определить тип строя — это прочесть этот пост, а потом забить строй в guitarpro и повышать-понижать целиком, пока не появится что-то знакомое или максимально близкое к стандарту:

К каждому типу строя я указал примеры. Если я пишу только название группы, значит, этот строй для неё — основной. С альбомами то же самое. Если указана песня, значит, группа сделала одну или несколько песен в этом строе, но чаще использовала другие.

Потом я указываю плюсы и минусы строя и какой его вариант ближе всего к стандартному строю («на пробу»). Если «на пробу» не указано, значит, строй требует кастомного набора струн в любом своём варианте.

Стандартный строй

Стандартный строй — это строй, у которого все интервалы между струнами равны 5 полутонам, и только между 2й и третьей — 4 полутона. Самый стандартный вариант (который и называют просто стандартным строем) — это тот, который начинается и заканчивается Ми — EADGBE. Все остальные варианты называются по открытой ноте, которая получается на первой или шестой струне: например, Ре стандарт.

E standard EADGBE Подавляющее большинство всех групп на свете. Правда, не так то просто найти крупную/известную группу, которая играла бы ТОЛЬКО в Ми стандарте. Все герои рока — Beatles, Rolling Stones, Pink Floyd и так далее, хоть иногда да обращались к другим строям. Даже у AC/DC есть несколько песен в Eb standard. Пожалуй, из классики рока можно привести только Queen, и то я не вполне уверен (update:Queen тоже отпадают: у них Headlong в DropD).
C металлистами ещё сложнее. Все основные группы либо изначально играли в пониженных строях, либо перешли к ним со временем. Ну опять же, у Burzum и Darkthrone наверняка всё в стандартном строе.
Eb standard EbAbDbGbBbEb Jimi Hendrix, Stevie Ray Vaughan, Black Sabbath, Motorhead, Guns’n’Roses
D standard DGCFAD Death, Children Of Bodom, Nightwish, Gojira, Ghost, Nirvana в «Lithium», Metallica в «Sad But True»
C# standard C#F#BEG#C# Black Sabbath на альбоме «Master Of Reality», My Dying Bride, Limp Bizkit, Dying Fetus
C standard CFBbEbGC Dethklok, High on Fire, In Flames, Queens of the Stone Age, Kyuss
B standard BEADF#B Amon Amarth, Crowbar, Soilwork, Carcass, Type O Negative, Sepultura в «Roots»
Bb standard BbEbAbDbFBb Cannibal Corpse в «Blowtorch Slaughter»
A standard ADGCEA KYPCK

Некоторые группы (Placebo, Vektor), наоборот, повышают стандартный строй на полтона. Джонни Марр из Smiths в некоторых песнях («This Charming Man») использовал строй на тон выше стандартного.

+ Стандартный строй — идеальный компромисс между диапазоном, удобством игры аккордов и мелодий. Дружит со многими тональностями. Это делается особенно наглядно после того, как попробуешь несколько альтернативных строёв: многие из них лучше стандартного по какому-то из параметров, но обязательно хуже по другому или нескольким. Стандарт не зря стал стандартом — он самый практичный и универсальный.
Иногда хочется чего-то другого )

Drop-строи

Drop-строй — это стандартный строй у которого шестая струна спущена на тон.
Называются они по открытой ноте, которая получается на шестой струне. Например, DropD — это DADGBE.

DropD DADGBE Lamb Of God, Tool, Led Zeppelin в «Moby Dick», Foo Fighters в «Everlong», Rage Against The Machine в «Killing In The Name», Porcupine Tree в «Trains», Nirvana в «Negative Creep»
DropC# C#G#C#F#A#D# Поздние System of a Down, Nirvana в «Heart-Shaped Box», Deftones на альбоме Around the Fur, Soundgarden в «Black Hole Sun»
DropC CGCFAD Killswitch Engage, ранние System of a Down, поздние Mudvayne, Deftones на альбоме White Pony, Rammstein, Metallica на альбоме St. Anger, Periphery на большинстве 6-струнных песен
Drop B BF#BEG#C# Slipknot, ранние Mudvayne, Drowning Pool
DropBb BbFBbEbGC In Flames
Drop A AEADF#B Nile во всех песнях, Slipknot на альбоме Iowa
Drop E EBEAC#F# Humanity’s Last Breath

+ Расширение диапазона вниз, power-аккорды одним пальцем, и их расширения вверх (типа 447454), первые пять струн настроены как в стандарте — играй соляки сколько хочешь
Чуть меньшая универсальность, чем у стандартного строя. Увеличенный «разрыв» между 5 и 6 струной несколько ограничивает игру в нижнем диапазоне.
На пробу: DropD (DADGBE)

Открытые строи

Получаются, когда все струны настроены в ноты какого-то аккорда. Обычно мажорного или минорного. Называются они по имени аккорда. Здесь нет однозначной связи между названием строя и строем. Например, «открытый Ля-мажор» — это любой строй, где есть открытые струны A, C# и E (и нет никаких других). Это может быть и EAEAC#E и EAC#AC#E или вообще пониженный AEAEAC#.

Самые распространённые варианты:

5-7-5-4-3

Open G DGDGBD Rolling Stones в «Brown Sugar» и «Start Me Up», Alter Bridge в «Watch Over You»
Open A: EAEAC#E Led Zeppelin в «In My Time of Dying», White Stripes в «Seven Nation Army»
Open F: CFCFAC Led Zeppelin в «When the Levee Breaks»

7-5-4-3-5

Open D DADF#AD Joni Mitchell в Big Yellow Taxi
Open E EBEG#BE Derek Trucks

7-5-7-5-4

>

Open C CGCGCE Devin Townsend
Open B BF#BF#BD#

На пробу: Open G, Open D, Open C

+ Годятся для игры слайдом
Дружелюбны к одной-двум тональностям, могут быть очень неудобны в других, не всегда дружат с гаммообразными пассажами.

Модальные строи

Так называют открытые строи, основанные на аккорде, не являющемся мажорным или минорным. Как правило, это sus2 или sus4 аккорд.

Самый известный из них — «кельтский строй» (открытый Dsus4):


Стандартный вариант — DADGAD (Led Zeppelin в «Kashmir», Staind в «Epiphany»). Пониженные версии этого строя использовал Марк Тремонти в Creed и Alter Bridge, группы Russian Circles и Sevendust.

Drone-строи

Строи, где все или почти все струны настроены в одну ноту (не обязательно в одной октаве).

DDDDDD — The Velvet Underground в «Venus In Furs»
BDDDDD — Goo Goo Dolls в «Iris»

+ Сильно другие
Очень специфические

«Семиструнка без шестой»


Это стандартный строй, в котором шестая струна спущена не на тон, как в дроп-строях, а на 5 полутонов. Получается как бы семиструнка с пропущенной шестой струной. А аппликатура, которая обычно даёт на 5 и 6 струнах квинту, теперь даёт октаву.

BADGBE Tool в «Prison Sex»
BbAbDbGbBbEb Alter Bridge в «Come To Life»
AGCFAD Mastodon в «Iron Tusk», Periphery в «Zyglrox» и «Graveless»
G#F#BEG#C# Architects в «These Colours Don’t Run», Creed в «Bread Of Shame»

+ Сильное расширение в диапазона вниз без радикальной перестройки
Очень большой разрыв между 5 и 6 струной. Power-аккорды в низу диапазона либо невозможны, либо берутся неудобно.
На пробу: BADGBE

Квартовый строй (all Fourths)


Каждая следующая струна на кварту (5 полутонов) выше предыдущей.

EADGCF Stanley Jordan

+ Аппликатуры можно перемещать куда угодно по грифу, не подстраивая их. Полная симметрия.
Придётся забыть про открытые аккорды и аккорды с баррэ.
На пробу: EADGCF или D#G#C#F#BE (если не хочется перестраивать первую и вторую струны выше)

Квинтовый строй (all Fifths)


Каждая следующая струна на квинту (7 полутонов) выше предыдущей.

Одна из основных версий — CGDAEB. Нижняя До тогда получается не слишком низкой для акустики, но верхняя Си получается очень высокой — на квинту выше, чем стандартная верхняя Ми. На гитаре со стандартной мензурой и обычными струнами эта Си недостижима: струна просто порвётся, не дойдя до неё.
Этот парень с ютуба аккуратно использовал очень тонкую струну для получения верхней Си.
А вот этот поставил на классическую гитару вместо первой струны рыболовную леску сечением 0,5мм, в сочетании с пятью нейлоновыми струнами из обычного комплекта.

Другая крайность — начать со стандартной верхней «ми» и откладывать квинты от неё вниз. Получится FCGDAE, первая струна — как в стандартном строе, а шестая — почти на октаву ниже, чем шестая в стандартном. Это слишком низко, чтобы получить на этой струне чистые ноты на гитаре со стандартной мензурой. Понадобится баритон или мультимензурная гитара.

+ Полная симметрия, как и в квартовом строе. Огромный диапазон (почти на октаву шире, чем у стандартного строя).
Нужен кастомный комплект струн и готовность идти на компромиссы (или заказывать инструмент с мультимензурой). Придётся забыть про маленькиме интервалы и аккорды, в которых ноты находятся близко друг к другу. Игра гамм и мелодий потребует повышенной растяжки.

Кстати, в квинтовый строй настраивают мандолину (GDAE), и все смычковые инструменты, кроме контрабаса: например, скрипку в GDAE, а виолончель в СGDA. Кроме того есть четырехструнные тенор-гитары, которые имеют 4 струны и настраиваются в квинтовый строй CGDA.

«Новый стандартный строй» (New Standard Tuning)


Строй, который придумал Роберт Фрипп, чтобы решить проблему квинтового строя. Верхнюю квинту он заменил на малую терцию, получилось CGDAEG. Верхняя Соль — это тоже высоко, но уже достижимо. Можно использовать стандартные струны 9 или 10-го калибра. Но лучше собрать кастомный комплект .

«Нэшвильский строй» (Nashville tuning)


-8 в формуле означает, что 2-я струна настроена не выше третьей, а на 8 полутонов НИЖЕ. «Нэшвильский строй» обычно получается так: берём комплект струн для 12-струнки и ставим на 6-струнку только «тонкую» его половину, настраиваем так же, как на 12-струнке. Теперь первая и вторая струна настроены так же, как в стандартном строе, а все остальные — на октаву выше. Получается «звенящий» строй с уменьшенным диапазоном, в котором в аккордах некоторые ноты будут дублироваться. Этот строй годится для наложений и всяких дополнительных партий. Например, можно записать одну и ту же аккордовую партию на 6-струнке в стандартном строе и её же в нэшвильском. По сути получилась 12-струнка, но с той лишь разницей, что это не одно исполнение, а два немного разных, что даст больше объёма, к тому же это два отдельных трэка и их можно панорамировать в разные стороны.

EADGBE Pink floyd в «Hey You», Kansas в «Dust In The Wind», Joe Satriani в «Always With Me, Always With You» (одна из гитар играет аккорды в нэшвильском строе)
ADGCEA (на квинту ниже) Frank Gambale на альбоме Raison D’etre

Double-drop строи


Получаются, когда в стандартном строе понижают на тон не только шестую, но и первую струну.

Double Drop D DADGBD Neil Young в «Cortez The Killer», Led Zeppelin в «Going To California»
Double Drop B BF#BEG#B Isis

На пробу: DADGBD. Забавно что этот строй находится «в одном шаге» от каждого из трёх вышеперечисленных — DropD (DADGBE), Open G (DGDGBD) и DADGAD.

Теперь про семиструнную гитару.

Стандартный строй семиструнки — шестиструнный Ми-стандарт плюс 7-я струна в Си.

Семиструнный B standard BEADGBE Dream Theater в «Caught In A Web», Steve Vai в «Riddle», Joe Satriani в «Mind Storm», Fallujah
Семиструнный Bb standard BbEbAbDbGbBbEb Morbid Angel, ранние Meshuggah, Nevermore
Семиструнный A standard ADGCFAD Fear Factory, Korn
Семиструнный Ab standard AbDbGbBEAbDb Deftones на «Hexagram»

Семиструнный Drop-строй — это семиструнный стандарт, на котором седьмая струна понижена на тон.

Семиструнный DropA AEADGBE Suicide Silence, Whitechapel, поздние Scar Symmetry. Джазовый гитарист George Van Eps, который ещё в 60-е играл на семиструнной электрогитаре, тоже использовал этот строй.
Семиструнный DropAb AbEbAbDbGbBbEb Periphery на семиструнных песнях
Семиструнный DropG GDGCFAD Vildhjarta, Emmure
Семиструнный DropF# F#C#F#BEG#C# Rivers Of Nihil, Deftones на альбоме Saturday Night Wrist
Семиструнный DropD DADGCEA Black Tongue

Некоторые берут шестиструнный дроп-строй и добавляют седьмую струну снизу. Она может быть на терцию ниже:

Шестиструнный DropD + нижняя B BDADGBE Animals As Leaders в «Cafo»
Шестиструнный DropС# + нижняя A# A#C#G#C#F#A#D# Periphery в «Racecar»

. или на кварту ниже:

Шестиструнный DropD + нижняя A ADADGBE Stam1na
Шестиструнный DropF + нижняя C CFCFA#DG Within The Ruins в «The Other»

Некоторые берут шестиструнный открытый строй и продолжают его вниз, добавляя кварты и квинты по необходимости. Devin Townsend делает так с его OpenC и OpenB строями — получается GCGCGCE и F#BF#BF#BD#:

Более того, в War Princess Дэвин играет на 8-струнке в CGCGCGCE:

У меня большие подозрения, что Ramage Inc тоже играют в F#BF#BF#BD# (у них семиструнки с нижней F# и часто бывают типичные Дэвиновские арпеджио, которые в этом строе удобно играются).

Ещё можно взять пониженный шестиструнный стандарт и добавить к нему верхнюю ноту:

Шестиструнный Bb standard плюс верхняя Eb BbEbAbDbFBbEb The Contortionist в «Contact»

Это прикольный строй. Достаточно спустить третью на семиструнке на полтона (в стандарте получится BEADF#BE) — и можно играть на нижних 6 струнах как на шестиструнке в стандартном пониженном строе — BEADF#B.

Точно так же можно поступить с шестиструнным дропом:

Шестиструнный DropAb плюс верхняя Eb AbEbAbDbFBbEb The Contortionist в «Primal Directive»

Про восьмиструнку совсем кратко:
Стандартный восьмиструнный строй — это стандартный семиструнный плюс ещё одна кварта внизу.

Восьмиструнный F# standard F#BEADGBE Ihsahn, The Empire Shall Fall, Deftones в «You’ve Seen the Butcher»
Восьмиструнный F standard FBbEbAbDbGbBbEb Meshuggah, After The Burial
Восьмиструнный E standard EADGCFAD Meshuggah в «Perpetual Black Second» и «Glints Collide»

Дроп — берём стандартный строй, спускаем восьмую на тон:

Восьмиструнный DropE: EBEADGBE (Animals AS Leaders, Hacktivist, Deftones в «Poltergeist»)

Семиструнный стандарт плюс ВЕРХНЯЯ Ля: BEADGBEA (Rusty Cooley)

Семиструнный DropA плюс восьмая E: EAEADGBE (Rings Of Saturn на альбоме Lugal Ki En)

Открытый Esus2: EBEBEF#BE (The Tony Danza Tapdance Extravaganza на 3 и 4 альбомах)

Одни исполнители всю карьеру играют в одном строе. Например, Killswitch Engage всегда играли только в DropC (CGCFAD).

Другие используют пару-тройку родственных строёв. Например, несколько соседних «стандартов» (E, Eb и D в разных песнях Nirvana или Metallica). Или стандарт и дроп, который из него получается (D standard и DropC у Children Of Bodom, C standard и DropA# у In Flames). Или шестиструнный строй и его семиструнное продолжение (например, DGCFAD и ADGCFAD у Obscura).

А есть большие любители использовать много разных типов строёв:

Joni Mitchell — десятки строёв. Открытые, модальные и drone-строи.

Sonic Youth. В основном Drone-строи, модальные и просто диссонансные.

Mark Tremonti (Creed, Alter Bridge): разные стандарты, дропы, модальные, открытые, «семиструнка без шестой».

Deftones: потихоньку спускали строй с каждым новым альбомом:
Adrenaline (1995): E standard
Around the Fur (1997): DropC#
White Pony (2000): DropC
Deftones (2003): семиструнка в G# standard
Saturday Night Wrist (2006): семиструнка в DropF#
Diamond Eyes (2010): восьмиструнка в F# standard
Koi No Yokan (2012): восьмиструнка в DropE

Источник

Оцените статью