Струнно клавишный инструмент разновидность фортепиано это

Струнно клавишный инструмент разновидность фортепиано это

Струнно-клавишные музыкальные инструменты

Клавесин — клавишный музыкальный инструмент, металлические струны которого защипываются плектром из пера или кожи. Существовали клавесины двух типов: крыловидной формы большого размера (вертикальный или горизонтальный) и меньшего размера — квадратной, прямоугольной или пятиугольной формы. Инструменты первого типа обычно называют клавесином, а второго — спинетом. Вёрджинелом в Англии в XVI в. называли оба типа клавесина, но чаще — инструменты квадратной формы.

Самые ранние упоминания инструмента типа клавесина фигурируют в «Декамероне» Джованни Боккаччо, вышедшем в 1354 году, а также в источнике 1397 года из Падуи (Италия), самое раннее известное изображение — на алтаре в Миндене (1425).

Клавесин, происходящий от псалтерия, струны которого защипывались пальцами, был распространен в XVI—XVIII вв. Он изготовлялся с двумя клавиатурами. Более сложные инструменты имели два или более набора струн (регистров) и особые переключатели, которые позволяли изменять количество извлекаемых звуков путем одновременного включения двух или трех наборов струн.

Уступая фортепиано в силе и динамике (струны фортепиано начинают звучать в результате ударов по ним обитых фильцем молоточков, а не защипывания), его предшественник имел свои преимущества: большую ясность тона, ритмическую четкость и прекрасную сочетаемость с другими инструментами и голосами, которая делала клавесин превосходным ансамблевым инструментом. После Первой мировой войны наступила эпоха возрождения клавесина (во многом благодаря таким музыкантам, как Ванда Ландовска).

Клавикорд (от лат. clavis — «ключ» и др.-греч. хорба — «струна») — старейший из современных струнных клавишных инструментов. Возник в результате усовершенствования монохорда, использовавшегося средневековыми музыкальными теоретиками для расчетов в области акустики. В невысоком деревянном ящике, который ставился на стол, помещались узкая клавиатура и набор металлических струн, по две на одну ноту. Звук извлекался медными штифтами, тангентами, прикрепленными к концу клавиши. Тангент разделял струну на две части, одна из которых — звучащая — колебалась соответственно ее ноте. Поскольку тангент мог касаться струны в разных местах, каждая пара струн обычно служила для извлечения нескольких звуков разной высоты. После 1720 г. начали изготавливать клавикорды большего размера с отдельной струной для каждой клавиши, но продолжали применяться и клавикорды старого типа. Этот мягко звучащий инструмент приобрел наибольшую популярность в XVIII в., когда именно его предпочитали использовать для домашнего музицирования.

Вёрджинел, (англ. virginal, от «virgin» — «дева», «барышня») — небольшой столообразный клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина с одним набором струн и одним мануалом (клавиатурой), в отличие от мюзелара сдвинутым влево от центра. В Англии до XVII в. этим термином называли вообще любые плекторные инструменты, но в общепринятом понимании — это инструмент со струнами идущими горизонтально перпендикулярно клавишам (в отличие от клавесина и спинета).

Термин «Вёрджинел» впервые встречается в трактате 3-й четверти XV века, где инструмент описывается как «имеющий прямоугольную форму, как у клавикорда, и металлические струны, звучащие подобно клавесинным». Само название, по-видимому, связано с тем, что инструмент был особенно популярен среди женщин — любительниц.

Псалтерий, или псалтирь, термин, имеющий три значения, которые нередко путают:

По научной классификации музыкальных инструментов, любой струнный щипковый инструмент типа цитры в противоположность цимбалам — струнному ударному.

Особый тип щипковой цитры с 10-ю и более струнами, натянутыми поверх трапециевидного корпуса, бытовавший в южной Европе в эпоху Средневековья. Этот псалтерий был, очевидно, ввезен туда с Ближнего Востока, где до сих пор распространен сходной формы арабско-тюркский канун.

Термин, неверно употребленный при переводе некоторых мест из Ветхого Завета, где имеется в виду скорее арфа, нежели щипковая цитра.

Спинет (англ. spinet, фр. epinette, итал. spinetta, от итал. spina — «колючка») — небольшой домашний клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина. Имеет один мануал и один ряд струн. В отличие от других разновидностей клавесина струны спинета натянуты по диагонали слева направо.

Самые ранние сохранившиеся спинеты происходят из Италии и относятся к началу XVII в. Среди них немало инструментов 5- или 6- угольной формы (с клавиатурой на самой длинной стороне). В Италии были изобретены и крыловидные спинеты того типа, который пользовался особой популярностью в Англии, вытеснив к концу XVII в. прямоугольный вёрджинел в качестве самого распространенного инструмента для домашнего музицирования.

Цитра — инструмент, распространенный главным образом среди австрийских и баварских крестьян. Это плоский деревянный корпус, поверх которого натянуто от 30 до 45 металлических струн. Несколько ближайших к исполнителю струн, натянутых над грифом с металлическими ладами, защипываются плектром, на них играется мелодия; остальные струны, которые защипываются пальцами, служат для аккордового сопровождения. По научной терминологии, введенной Заксом и Хорнбостелем, словом «цитра» обозначаются все струнные инструменты, звук на которых извлекается щипком или палочками, а струны натянуты прямо над резонаторным корпусом, без шейки или стоек. Щипковые цитры распространены в Китае и на Ближнем Востоке, откуда они попали в средневековую Европу.

Клавицитериум — крылообразная форма клавицимбала, поставленного на поперечную, клавиатурную сторону, хвостом вверх.

Для удобства игры, клавиатура клавицитериумасохранила горизонтальное положение, находясь в плоскости, перпендикулярной к плоскости расположения струн, а игровой механизм получил несколько иную конструкцию передачи движения от задних концов клавиш к прыгунам, которые поместили также в горизонтальное положение.

Механизм клавицитериума

Передняя крышка клавицитериума при игре обыкновенно открывалась, звук лился свободно и стал сильнее, чем у других форм щипковых клавишных инструментов подобных размеров.

Цимбалы — струнный ударный музыкальный инструмент типа псалтерия, состоящий из небольшой трапециевидной рамы с натянутыми струнами, по которым ударяют деревянными палочками с расширяющимися лопастями на концах; иногда струны защипываются пальцами, как на цитре. Цимбалы можно считать предшественником фортепиано. Этот вид псалтерия появился в древности на Ближнем Востоке и был завезен арабами в Северную Африку, а затем в Испанию и Центральную Европу, где стал известен как инструмент венгерских цыган.

Фортепиано делятся на рояли — инструменты с горизонтальным расположением струн — и пианино с вертикальным расположением струн.

Первое известное вертикальное фортепиано приписывается К.-Э. Фридеричи (Гера, Германия), создавшего его в 1745 г. Однако уже в 1742 году из мастерской Иоганна Зохера (нем. Johann Socher) в Зантхофене (Бавария) вышел подобный инструмент, а в 1748 году такие же инструменты делал и Г. Зильберманн.

Разновидности вертикальных фортепиано — пирамидальное, пиано-лира, пиано-бюро, пиано-арфа и др. С середины XIX века выпускаются только пианино и рояли.

Рояль (фр. royal — королевский) — музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены горизонтально, в результате чего рояль имеет крыловидную форму и более громоздок, чем пианино. Однако рояль звучит громче, чем пианино. Рояль состоит из корпуса (ящика), в котором над резонансной декой натянуты металлические струны, звучащие при ударе молоточками, приводимыми в движение клавишами. Посредством трех педалей можно:

  • удерживать звук, не нажимая клавиши в этот момент (правая);
  • ослаблять звук (левая; следует заметить, что левая педаль используется не столько для ослабления, сколько для изменения окраски звука во время игры, создавая тем самым дополнительные нюансы);
  • удерживать звук части клавиш, эффект создания так называемой «расщеплённой клавиатуры». Разумеется, это также придает красочность (средняя).

Пианино (итал. pianino — маленькое фортепиано) — струнно-клавишный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены вертикально, а не горизонтально, вследствие чего пианино занимает гораздо меньше места, чем рояль.

Первое пианино было изобретено американцем Дж. Хокинсом в декабре 1800 года; независимо от него пианино также сконструировал австриец М. Мюллер — чуть позже, в январе 1801 г. Но современную форму пианино приобрело лишь в середине XIX века (чугунная рама, перекрёстные струны, механика с нижним и верхним расположением демпферов).

Теперь пианино всё больше вытесняется MIDI-клавиатурами и синтезаторами, ввиду большей универсальности и лучшей эргономичности последних.

Наиболее распространённые кабинетные пианино имеют ширину корпуса по клавиатуре 1450—1500 мм и высоту около 1250—1400 мм; диапазон составляет 7 октав. У пианино есть цокольный пол — это узел итовой конструкции, соединяющийся с корпусом пианино снизу и необходимый для крепления педального механизма. Вертикальная стойка корпуса, соединяющаяся с бачкой и ножкой пианино, называется консоль.

При составлении практического пособия использовались материалы сайтов: http://nastroyka.nm.ru, http://www.pianno.ru, http://www.pianoexpert.ru, а также различные публикации из газет и журналов.

Составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru

© «Энциклопедия Технологий и Методик» Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Источник

Фортепиано

Фортепиано — струнно-клавишный инструмент, получивший исключительное значение в музыкальной практике благодаря огромному диапазону и универсальным техническим возможностям.

Изобретение фортепиано относится к началу XVIII века и связано с именем итальянского мастера Б. Кристофори. Заимствовав ряд конструктивных особенностей клавесина и клавикорда, он применил принципиально новый способ звукоизвлечения.

При нажатии клавиши специальная механика приводит в действие обтянутый войлоком молоточек, который ударяет по струне. В момент отпускания клавиши особые глушители — демпферы — прекращают звучание струны. В зависимости от силы удара получается звук большей или меньшей громкости; таким образом, на новом инструменте можно было играть и пиано и форте: отсюда и название инструмента — пианофорте (позднее — фортепиано).

Первые образцы этого инструмента были несовершенны; их звучание отличалось резкостью, недостаточной тембровой выразительностью, а диапазон был ограниченным. Однако, претерпев ряд усовершенствований, фортепиано к концу XVIII века постепенно вытеснило клавикорд и клавесин с их слабым звуком и небогатыми динамическими возможностями. Важным шагом на этом пути было появление педалей, значительно обогативших звуковые и технические ресурсы фортепиано. В 1-й четверти XIX века парижский мастер С. Эрар изобрел механику с так называемой «двойной репетицией», дававшей возможность исполнителю быстро повторять один и тот же звук, почти не снимая пальцев с клавишей.

Уже при Л. Бетховене фортепиано становится ведущим инструментом в концертной практике и домашнем быту. Поиски более яркого, насыщенного звучания привели к удлинению струн, большему их натяжению (что вызвало, в свою очередь, появление прочной чугунной рамы). Закрепляются основные разновидности фортепиано — рояль и пианино, широко распространенные и поныне.

Для фортепиано создана обширнейшая литература, которая по художественному значению и ценности соперничает с симфонической. К лучшим образцам фортепианного концерта можно отнести концерты И. С. Баха, И. Гайдна, В. А. Моцарта (хотя эти композиторы писали для клавира, их сочинения с полным основанием причисляют к фортепианной литературе), Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, И. Брамса, Э. Грига, П. Чайковского, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Б. Бартока и др.

История исполнительства выдвинула огромную плеяду выдающихся виртуозов. Вершинные достижения в области пианизма связаны с именами Ф. Листа, А. Рубинштейна, Ф. Бузони, С. Рахманинова, И. Гофмана, В. Гизекинга, А. Корто, В. Софроницкого и др. В наши дни широчайшей известностью пользуется искусство С. Рихтера, Э. Гилельса, В. Горовица, А. Микеланджели, А. Рубинштейна, В. Клиберна и др.

О других музыкальных классических инструментах читаем ниже.

Если Вам понравилось, то смело делимся с друзьями.

Источник

Клавишные инструменты

Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты, извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш, расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента.

Содержание

Виды клавишных музыкальных инструментов

По типу звукобразования и способу извлечения звуков клавишные музыкальные инструменты делятся на следующие группы:

Самозвучащие ударно-клавишные

Струнные

  • Ударно-клавишные (фортепьяно и старинный клавикорд)
  • Щипково-клавишные (клавесин и его разновидности)

Духовые

  • Пневматические (орган и его разновидности)
  • Язычковые (фисгармония, баян, аккордеон, мелодика)

Электронные

История создания клавишных инструментов

Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган, самый старый из них, — это духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб), и он не является непосредственным родственником фортепиано.

Первый клавишный инструмент, у которого были струны, — клавикорд. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.

Клавикорд имел очень простое устройство. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. В то же время поднятый демпфер позволял струне вибрировать. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, в то время как у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трех струн. Будучи очень тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуендо.

Другой клавишный инструмент — клавесин — скорее всего был изобретен в Италии в XV веке. В данном случае звук извлекается птичьими перышками или кусочками кожи (наподобие медиатора). К тому же струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук клавесина — довольно слабый, не очень-то пригодный для исполнения музыки в больших залах. В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Обычно клавесин использовался для аккомпанемента.

Третий вид струнно-клавишного инструмента, на котором играли в XV, XVI и XVII веках, — это спинет. По сути спинет — это маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре октавы. Он как правило был богато декорирован и потому являлся таким же украшением дома, как и красивая мебель.

На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.

Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано». Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).

Устройство фортепиано Кристофори было очень простым. Оно состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального возвращателя. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее был изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот.

Типы клавиатур

Клавиатура может быть статической или динамической. Статическая клавиатура определяет положение клавиши (нажата или отпущена); сила звука определяется другими средствами. Динамическая клавиатура определяет также и силу нажатия, соответственно и изменяет силу звучания инструмента.

Клавиатуры органа, аккордеона — статические, фортепьяно — динамическая. В электронных клавишных инструментах возможны оба варианта.

Источник

Оцените статью