- Эволюция нейлона: Сеговия, Августин, Дюпон и история современных гитарных струн
- Вступление Сеговии
- От чулков к гитарам
- Современные варианты
- Круг поддержки
- Все о струнах
- Материал, использующийся в производстве струн
- Струны из кишок
- Нейлоновые струны
- Металлические струны
- Оплетка
- Круглая оплетка
- Плоская оплетка
- Полукруглая оплетка
- Гексагональная оплетка
- Калибр струн
- Советы по уходу
- Рекомендуемая частота замены струн
- Советы по замене струн
- Резюме
Эволюция нейлона: Сеговия, Августин, Дюпон и история современных гитарных струн
По материалам этой статьи , и в дополнение к статье этого канала Cтруны для классической гитары, краткий исторический очерк .
С середины 20-го века по настоящее время классические и фламенко гитаристы принимают как должное доступность целого ряда недорогих высококачественных струн различных производителей. Но всем, кто предыдущие 200 лет играл на предках гитары (виуэла, лютня, барочная гитара и гитара романтической эпохи), включая исполнителей на современной гитаре до конца 1940-х годов, повезло не так сильно. Среди многих вещей, за которые мы можем поблагодарить Андреса Сеговию, является его работа с Альбертом Августином по разработке современных струн для классической гитары. Как мы увидим ниже, Августин и те, с кем он работал, внесли революционные изменения в гитарный мир в 1948 году разработкой нейлоновых дискантов и значительно улучшенных басов.
Не будет преувеличением сказать, что приход нейлона после многовекового использования кишечных струн является наиболее значительным и общепризнанным новшеством в развитии нашего инструмента, наряду с нововведениями лютье Antonio de Torres (1817 — 1892). Время покажет, станут ли универсальными такие современные решения, как альтернативные системы пружин , композитные деки , смещение резонаторных отверстий, боковые звуковые порты (резонаторные отверстия), повышенные накладки грифов, нетрадиционные породы дерева для резонансных дек или какие-то ещё не открытые концепции, и дадут ли они такой же преобразующий эффект, который дали нейлоновые струны.
Вступление Сеговии
Сегодняшние специалисты по старинной музыке, которые используют жильные струны в своих поисках, чтобы точно воспроизводить исторический репертуар, и другие, которые используют их по своим собственным эзотерическим причинам, понимают трудности, которые создают исполнителю кишечные струны. Для тех, кто их никогда не пробовал, в статье «Гитарные струны до и после Альберта Августина», написанной Сеговией для журнала The Guitar Review, № 17, 1955, даётся описание:
Мои неприятности усилились, когда я начал давать публичные концерты. Если на сцене я нервничал и волновался больше, чем это обычно бывает с начинающим артистом, то это было исключительно из-за моей неуверенности в струнах. Они почти никогда не были в идеальном состоянии, жильные струны разлезались, басы теряли звучность.
Сеговия также описывает смущающие паузы на сцене, возникающие из-за разрыва струн.
После критики неназванных «мошеннических» производителей за плохое качество струн, Сеговия похвалил струны, сделанные компанией Pirastro из Германии. Они строили лучше и служили дольше, чем другие, доступные молодому Сеговии. По данным сайта Pirastro, струнная компания была основана в 1798 году как «Giorgio Pirazzi and Sons» в Италии, а затем переехала в район за пределами Франкфурта, Германия. В 1890 году Gustav Pirazzi (внук основателя Giorgio Pirazzi) заключил партнерство с Theodor Strobel и дал название компании Pirastro, объединив первые четыре буквы их фамилий. Компания продолжает процветать как Pirastro GmbH, но в настоящее время не указывает гитарные жильные струны среди своих предложений для оркестровых струнных инструментов и арфы.
Примерно в 1924 году Сеговия начал работать с немецким лютье Hermann Hauser, который знал людей в Pirastro. Сеговия попросил Хаузера убедить руководство Pirastro более тщательно относиться к толщине и однородности их гитарных струн. Сеговия пишет, что сотрудничество между Pirastro, Hauser и им самим привело к улучшению качества и увеличению продаж гитарных струн Pirastro, из-за растущей карьеры Сеговии и популярности гитары.
Сеговия уехал из Испании после начала гражданской войны, разразившейся там в 1936 году, и сделал Монтевидео (Уругвай), своим домом до конца Второй мировой войны. У него был запас струн, но к концу войны он стал очень мал. Согласно статье Сеговии в Guitar Review, во время своего визита в Нью-Йорк в рождественские каникулы в 1946 году он встретил там генерала Charles Lionel Lindemann, советника посольства Великобритании в Вашингтоне. Выслушав рассказ Сеговии о его потребности в струнах, Lindemann сказал ему, что у него есть друзья в семье DuPont и спросил, может ли разработка нейлоновых материалов инженеров DuPont быть полезной для дискантов. В результате Lindemann организовал для Сеговии получение образцов нейлона из DuPont.
Так Сеговия описал попытку попробовать нейлон для первой струны на своей гитаре:
Когда она достигла своего верного тона, и я услышал чистый звук, то, хотя у неё был слабый металлический акцент, который отличал её от кетгута, я сразу понял, что для моей любимой гитары теперь должна была открыться более полная и счастливая жизнь.
От чулков к гитарам
Некоторые рассказы о появлении нейлоновых струн предлагают отличные сценарии и временные рамки от тех, которые представлены в Сеговией в Guitar Review. Мы можем быть уверены, что нейлон был разработан DuPont в конце 1930-х годов и стал коммерчески доступным в 1940 году для использования в щетинках зубных щёток, женских чулках и лесках. Однако в годы войны производство нейлона было посвящено почти исключительно военным нуждам. По некоторым данным, в начале 1940-х годов нью-йоркский приборостроитель Альберт Августин искал альтернативу жильным струнам и начал экспериментировать с некоторыми образцами нейлона, которые он нашел на распродаже в армейском магазине. Прежде чем он встретил Сеговию, он уже работал над созданием нейлоновых гитарных струн в течение нескольких лет. Истории сходятся после того, как Сеговия познакомился с Августином через обоюдного друга Владимира Бобри, иллюстратора, автора и гитариста, который основал Нью-Йоркское общество гитары и работал редактором своего журнала «Guitar Review».
В результате консультаций с Сеговией Августин смог смягчить металлический звук нейлоновых дискантов. Все источники говорят, что DuPont не смог убедить себя выйти на рынок производства гитарных струн, но компания согласилась поставлять нейлон Августину. Сеговия подталкивал его к работе над басовыми струнами. Августин использовал нейлон для сердечника басовых струн вместо шёлковой нити, которая использовалась в дни, предшествовавшие нейлону. Он экспериментировал с разными металлами для обмотки басовых струн и пробовал различные методы полировки, пока не достиг звука, который понравился его ушам и ушам Сеговии. После этого он был готов начать производство.
Августин обратился к Olinto Mari, президенту La Bella/E. & O. Mari strings, и начал производство своих новых струн на заводе Mari в Лонг-Айленде, Нью-Йорк. Это был хороший выбор, из-за многолетнего опыта работы семьи Mari в этой области. Изначально они делали струны с 1640 года в Италии, а братья Emilio и Olinto перенесли производство в Нью-Йорк в 1913 году. В 1947 году была основана компания Albert Augustine Ltd., которая начала выпускать струны различного натяжения в упаковке с фотографией Сеговии и стихотворением, написанном маэстро, восхваляющим струны Августина.
Современные варианты
С тех пор многие компании появились на рынке струн для классической гитары, и многие из них пробуют недавно разработанные материалы . Например, D’Addario предлагает разнообразные дисканты из прозрачного и чёрного нейлона, моноволоконного композитного материала и титана. Их сайт описывает последний как «современный материал для дискантов с привлекательным фиолетовым оттенком», имеющий более яркий тон, чем традиционный нейлон. D’Addario производит басы с маркировкой 80/20 Bronze (с обмоткой из 80 процентов меди и 20 процентов цинка), с серебристым покрытием, многоволоконным нейлоновым сердечником и многоволоконным композитным сердечником.
Французский производитель струн Savarez первым разработал дисканты из фторуглеродного материала. Хотя их часто называют «углеродными» струнами, это лишь сокращение полного наименования. Они изготовлены не из углерода, а из полимера под названием поливинилиденфторид (PVFD). Информация различных блогов показывает, что некоторые исполнители считают, что углеродные струны приближаются к звуку жильных струн. Многие находят, что эти дисканты имеют лучший сустейн, чем нейлон, и отлично подходят для игры в живую. Другие пользователи сообщают, что углеродные струны могут быть сложнее в игре и довольно резко звучать, и не рекомендуют использовать их для записи.
Aquila USA (со штаб-квартирой в Италии) представляет свою линию Nylgut из синтетических материалов. На сайте Aquila говорится, что эти струны могут «имитировать акустические характеристики кетгута без его типичных недостатков, таких как высокая стоимость, короткий срок службы и серьёзная нестабильность при климатических изменениях». Японский виртуоз Shin-Ichi Fukuda использует эти струны на своей романтической гитаре для живых выступлений, но выбирает линию современных кетгутовых струн Aquila для записи. Поиск в интернете выдаёт и других производителей жильных струн, включая Gamut Académie Strings, Boston Catlines, Damian Dlugolecki, Pyramid, и других.
Круг поддержки
Сегодня многие успешные производители струн оказывают финансовую поддержку концертам классической гитары и обучению, стремясь таким образом продвинуть искусство классической гитары в целом. Покойная Роза Августин (1910 — 2003), жена Альберта Августина, работала со своим мужем на производстве струн до его смерти в 1967 году, когда она взяла на себя управление и продолжила развивать компанию. Она также обращала своё внимание на развитие классической гитары и её исполнителей. Она обычно поддерживала одарённых молодых гитаристов и помогала финансировать дебюты в Нью-Йорке таких исполнителей, как например Sharon Isbin, Eliot Fisk, David Starobin и Manuel Barrueco. Она также заказывала новую музыку для гитары у композиторов George Crumb, John Duarte, Lukas Foss, Aaron Copland, Gunther Schuller и других.
В 1979 году Роза учредила Augustine Foundation для поддержки концертов и фестивалей классической гитары, и создания новой гитарной музыки. Незадолго до ее смерти в 2003 году, в 1993 году был избран совет директоров, чтобы осуществлять работу по предоставлению грантов в честь наследия Августинов.
Согласно сайту D’Addario Foundation, Jim и Janet D’Addario запустили серию Дебютов и Премьер в Нью-Йорке для поддержки современных классических гитаристов в 1979 году. Два года спустя был создан D’Addario Foundation для расширения охвата программы за пределами Нью-Йорка, в других городах. В 1993 году фонд начал предлагать гранты для поддержки классических гитарных мероприятий, а также для музыкального образования малообеспеченной молодежи. В первые годы нового тысячелетия организация сосредоточилась на поддержке некоммерческих программ обучения музыке. В 2011 году фонд отпраздновал свое 30-летие серией концертов в Карнеги-холле для поддержки молодых гитаристов, в которых участвовали Celil Refik Kaya, Johannes Möller, Thibault Cauvin и другие. D’Addario продолжает свою щедрую благотворительность во многих областях мира классической гитары.
La Bella / E. & O. Mari, Inc. спонсирует классических, а также джазовых и рок-артистов. Компания поддерживает гитарные фестивали и конкурсы, а также предоставляет стипендии и награды перспективным исполнителям. Аналогичным образом, Savarez, Hannabach и другие производители струн предлагают свою поддержку ряду артистов, музыкальных мероприятий и системе образования.
То, что началось в 1940-х годах как попытка улучшить инструменты торговли для гитаристов, расширилось и стало добродетельным кругом, который принёс нам не только звук и удобство игры на инструменте, но и всю классическую гитарную экосистему.
Источник
Все о струнах
Многие гитаристы, как новички, так и зрелые музыканты, наряду с повышением уровня аккомпониаторского искусства, стремятся достигнуть и лучшего звучания, вследствие чего подвергают свои инструменты тем или иным техническим усовершенствованиям.
Это могут быть следующие меры, нацеленные на модификацию гитары: замена звукоснимателей и потенциометров, выбор нового материала порожков, полная смена грифа или деки гитары, поскольку другой сорт дерева даст и новый тон.
Такие операции порой действительно приводят к желаемому результату и существенно изменяют звук инструмента. Однако всегда ли в этом есть необходимость? Ведь найти желаемый тон можно и другим, менее трудоемким способом – всего лишь сменив сплав и калибр струн, что, безусловно, намного проще и дешевле.
В нашей статье мы как раз и поговорим об этом несложном и эффективном варианте изменения звучания инструмента. Но в таком случае нам придется глубже разобраться в существующих типах струн, как для электрической гитары, так и для акустики, кроме того, рассмотреть вариации разных сплавов и покрытий, видов обмотки, калибров, технологических тонкостей изготовления и произвести оценку влияния всех перечисленных факторов на звучание гитары.
Материал, использующийся в производстве струн
Струны из кишок
Первые струны человек научился производить из жил и кишок животных, в основном – представителей домашнего скота: коров и овец. Для лучшего понимания представьте себе сарделечную оболочку, предельно тщательно вычищенную и хорошо высушенную. В примитиве, примерно такова была и технология изготовления струн, но на практике, конечно, существенно сложнее. Сначала по несколько дней жилы вымачивали в воде и очищали при помощи золы. После их вытягивали, выскабливали, скручивали и переплетали. Наконец, отбеливали диоксидом серы, просушивали, отшлифовывали речным песком, снова чистили и промазывали растительным маслом.
Такие струны получили вполне логичное название «органические». Звучание органических струн по праву радовало наших предков благодаря своей мягкости. Но был и недостаток – постепенно они начинали ссыхаться и приходить в негодность по причине повышающейся ломкости и хрупкости. Еще один нюанс – после продолжительной игры на инструменте на подушечках пальцев сохранялся характерный масляный запах. Кстати, представители современной классической и испанской школ игры на гитаре все еще используют схожую технологию. Правда, подобное изготовление сохранилось лишь для струнного сердечника, оплетка применяется уже строго из металла.
В настоящее время струны бывают нейлоновыми или металлическими.
Нейлоновые струны
Органические струны оставались актуальны вплоть до начала Второй мировой войны. Дело в том, что войн такого масштаба, с таким неимоверным количеством раненых на полях сражений – история еще не знала. Военной медицине требовались значительные количества тех самых животных кишок, что использовались для выпуска гитарных струн. Одновременно французская компания «Дюпон» начала производить свою новую разработку – синтетический материал «нейлон». Он обладал отличными прочностными характеристиками, был легким на вес и стал успешно применяться в текстильной отрасли, для пошива одежды, изготовления парашютных строп и лески для ловли рыбы.
Острый дефицит заготовок из кишки навел мастера Альберта Августина на удачную мысль использовать нейлон для изготовления гитарных струн. Результатами этого эксперимента были ошеломлены все. Прочность и текстура новых изделий отличались от старых параметров, и как следствие, неузнаваемо поменялось звучание. Фирма «Альберт Августин» поныне остается непревзойденным лидером в производстве нейлоновых струн.
В наши дни нейлоновыми струнами пользуются приверженцы классической школы игры на гитаре. Данные наборы обычно обходятся без ограничительного кольца на конце струны, так что их приходится прикручивать непосредственно к бриджу. Но стали появляться и с кольцами. Толстые струны состоят из нейлонового сердечника и бронзовой либо никелевой оплетки.
В 17 веке появляются первые толстые струны с применением обмотки, сильно напоминающие рояльные. А к 19 столетию на гитаре все чаще можно было встретить привычный для нас сегодня шестиструнный комплект.
Металлические струны
Сейчас без металлических струн невозможно себе представить ни электрическую, ни бас-гитару. Струны могут быть плоские или в оплетке, разного состава и покрытия. Вообще, струны с обмоткой – это наследство фортепиано и рояля, где они применялись изначально. Но с приходом на авансцену музыкальных инструментов электрической гитары стали появляться и такие нововведения, как гибкость, эластичность, малый диаметр струн, что вкупе вывело эту важнейшую деталь струнного музыкального инструмента на совершенно новую ступень качества.
Базисными требованиями к модифицированию струн в итоге стали:
— усиление магнитных свойств для наилучшего контакта со звукоснимателем;
— увеличение показателя долговечности благодаря повышению прочностных характеристик;
— сопротивление коррозийным и окислительным процессам.
Оплетка
Круглая оплетка
Включает в себя круглый сердечник, на который спирально намотана проволока круглого сечения. Производство круглой оплетки не представляет больших сложностей и вполне дешево. Она дает среднее натяжение и звонкий тон. Это лидер по популярности среди имеющихся на рынке оплеток; хорошо подходит как для электрических, так и для акустических гитар.
Шероховатость струн с круглой оплеткой – больше, чем с плоской, но меньше, чем с гексагональной (шестиугольной) оплеткой. Поэтому износ ладов будет примерно средним, и такие приемы игры, как слайд, также будут даваться со средней сложностью.
Плоская оплетка
Для производства струн с плоской оплеткой приходится задействовать несколько усложненные технологии производства, в связи с этим изделие всегда имеет достаточно высокую цену. Сердечник в данной вариации круглый, но сечение намотанной на него проволоки представляет собой квадрат с закругленными углами.
Такой тип обмотки дает особую бархатистость тона с великолепным низом и смягченным верхом, что очень изящно, например, умеют использовать в своих экспрессивных музыкальных зарисовках джазмены. Благодаря плоской поверхности струн дольше прослужат и лады.
Полукруглая оплетка
Это в некотором роде гибрид между двумя предыдущими видами струн, причём не только технических, но и по звучанию.
Технологический процесс изготовления этих струн такой же, как у струн с круглой оплёткой, т.е. на сердечник навивается круглая проволока, однако после этого поверхность струны шлифуется либо используется пресс для придания плоского профиля поверхности струны.
При всех ухищрениях струны с полукруглой оплёткой не так популярны, как остальные подвиды. Чаще их используют бас-гитаристы для игры на безладовых басах.
Гексагональная оплетка
Конструкция данной оплетки представляет собой шестигранный сердечник с намоткой круглой проволоки. Стоимость такого изделия примерно совпадает с ценой круглой оплетки.
Тон у данных струн намного выразительнее благодаря плотному взаимодействию сердечника и оплетки. Прослужат они достаточно долго, но острота их ребер значительно сократит ресурс ладов и, скорее всего, доставит небольшой дискомфорт в процессе игры.
Калибр струн
Такая терминология принята для определения диаметра струны, а измеряется калибр – в сотых долях дюйма, которые для ясности отечественного потребителя иногда переводятся в миллиметры.
Калибр не менее важен, чем материал, из которого выполнены струны.
Громкость звука, комфортность игры, длительность взятой ноты – на все эти составляющие при подборе струн также влияет их калибр. В основном, струны с большей толщиной обеспечивают наиболее громкий и плотный звук. Это напрямую связано с соотношением массы струны с единицей ее длины – оно позволяет с меньшими потерями передавать колебательную энергию струны корпусу и струнодержателю. Хотя – имея дело с тонкими струнами – возникает меньше сложностей с игрой, подтяжками, прижатием струны к грифу и т. д. В общем-то, проблема громкости сейчас благополучно снята применением высокочувствительных звукоснимателей, дающих насыщенный звук даже с тонкой струны.
Обратите внимание, что при этом на качество звука будут в большей мере влиять звукосниматели, чем материал корпуса. Когда стоят толстые крупнокалиберные струны, дерево начинает заметно резонировать. Многие музыканты издавна знакомы с такой фишкой и не прочь воспользоваться ей, выбирая инструмент с явственной отдачей от струн. Скажем прямо, сильный резонанс не определяет хороший звук, однако возникает потрясающее ощущение, будто дерево «поет» при игре. Такой эффект очень многим приходится по вкусу.
Калибр повелось указывать согласно толщине первой струны набора. Например, на фабричной этикетке фирмой-изготовителем указываются следующие параметры: 010-013-017-026-036-046. Это значит, что диаметр первой струны – 0,01 дюйма, а шестой – 0,046 дюйма (1 дюйм равен 25,4 мм). В нашем случае набор имеет 10 калибр.
В музыкальных магазинах вы сможете приобрести наборы, начиная с 8 и заканчивая 13 калибром. Для начинающих гитаристов, а также исполнителей, исповедующих легкие стили, рекомендуется остановить выбор на малом калибре (8 или 9). Чем жестче ваш стиль игры, тем больше понадобится калибр. 10 и 11 – этакая золотая середина, которая, если не углубляться в частности, подойдет фактически всем.
На струнах малого калибра проще осваивать игру на гитаре, «набивать» пальцы, практиковаться в бэндах и быстрых пассажах. Но и у крупного калибра есть плюсы, которых не отнять – они прибавляют звуку своеобразной плотности. Стоит знать еще и о том, что чем больше выбранный калибр, тем существеннее нагружается гриф и бридж. Не выбирайте большие размеры струн для гитар сомнительного качества – такое совмещение может закончиться поломкой инструмента.
Советы по уходу
Чтобы струны прослужили вам максимально долго, за ними важно обеспечить соответствующий уход.
Во-первых, струны надлежит всегда держать в чистоте. Начинающим музыкантам следует ввести себе в правило не брать инструмент в руки, предварительно не помыв их с мылом. После игры струны желательно протирать сухой чистой тканью, ведь даже при соблюдении всех санитарных норм на струнах все равно будут оставаться частицы грязи и ороговевшей кожи, а также следы пота. Все это неминуемо приводит к образованию окислов, неблагоприятно влияющих на звучание инструмента.
Во-вторых, как минимум раз в неделю надо обрабатывать струны спецсредством для их очистки. Сегодня на рынке средств по уходу за струнами представлен широкий спектр специально разработанных жидкостей, качественно удаляющих жировые и грязевые скопления с поверхности струн. Как альтернатива фирменным средствам, подходит использование для данных целей и обыкновенных спиртосодержащих составов – при условии аккуратного контакта со струнами и непопадания их на другие части инструмента.
Существуют и специально разработанные смазки, изготавливающиеся из минеральных масел. Они обеспечивают образование тончайшей защитной пленки на поверхности струн, что с равной эффективностью позволяет предотвращать их загрязнение.
Все перечисленные мероприятия по уходу за струнами гарантированно увеличат срок их службы и благоприятно отразятся на желаемом звучании инструмента.
Рекомендуемая частота замены струн
Вообще, не принято говорить о каком-то твердо фиксированном сроке службы струн. Пожалуй, в этом вопросе все индивидуально. Отдельные гитаристы меняют комплект струн после каждой репетиции, а тем более концерта. Другие музыканты без проблем и нареканий пользуются одним комплектом от года и дольше. Но если вы настаиваете на конкретных цифрах, то все же рекомендуется производить смену струн каждые 2 месяца. Практикуете игру на гитаре до 10-12 часов в сутки? Тогда смену комплекта желательно производить еженедельно. При игре менее часа в сутки, комплект отлично прослужит вам полгода и даже чуть дольше.
Иными словами, многое зависит от интенсивности игры на музыкальном инструменте. Износ струн у профессионалов происходит гораздо быстрее. У любителей, имеющих возможность ограничить интенсивность игры на гитаре, эти сроки больше. Однако любители не всегда могут четко определить, настал ли момент для замены. Укажем на некоторые очевидные факторы, которые помогут это установить:
1. Внешние признаки износа, как-то: появившаяся коррозия, царапины и разрывы в обмотке;
2. Понизившаяся яркость звука; появившееся ощущение глухоты звучания, нехарактерной для свежего комплекта;
3. Плывущий строй: настройка становится некомфортной и в итоге невозможной.
Советы по замене струн
Начинающие гитаристы уверены в том, что смена струн – простейшая процедура, не таящая в себе никаких хитростей. Но свои нюансы есть везде, и процесс замены струн – тоже не исключение. Например, не рекомендуем вам снимать все струны разом. Подобный опрометчивый шаг может вызвать деформацию грифа. Поэтому меняйте струны пошагово, начиная с первой (тонкой). И лишь поменяв ее, переходите ко второй. Аналогичным же образом – далее до шестой (самой толстой). Учтите, в случае деформации грифа, нормальная настройка станет впредь невозможной.
Произведя правильно замену струн, переходим к подстройке мензуры и высоты струн. Обращаем ваше внимание: новые струны будут тянуться еще 2-3 дня, поэтому после нескольких начальных настроек строй еще будет уползать на 1-2 тона. Это в порядке вещей и не стоит ваших преждевременных беспокойств.
Будет иметь значение и число витков на колках инструмента. Их излишнее количество будет провоцировать постоянное расстройство гитары, недостаточное – заставлять проворачиваться колок вокруг струны. Для 1 и 2 струны рекомендуется делать 4-5 витков, для 3 струны – 3-4 витка, а для толстых струн будет достаточно 2-3 витков.
Резюме
Как вы смогли увидеть из нашего обзора, существующее разнообразие сплавов и калибров струн не позволяет выделить некий идеальный набор – для каждой индивидуальной задачи потребуется выбирать соответствующие струны. Поэтому следует изначально определяться с приоритетами, какие свойства для вас важнее: комфортность игры, яркость тона, срок службы или внешний вид. Надеемся, что воспользовавшись нашими рекомендациями, каждый музыкант, вне зависимости от стажа игры на гитаре, обязательно подберет для себя самый оптимальный вариант!
Широкий ассортимент струн по приятным ценам вы всегда можете найти на нашем сайте в разделе струны
Источник