Струны для гитары без обмотки

Из чего делают струны для гитары

Гитарных струн существует огромное количество – без них невозможно звукоизвлечение на гитаре. Современный рынок предлагает большое число видов гитарных струн, которые производят из различных материалов. По этой причине ничего удивительного нет в том, что запутаться в таком многообразии может даже опытный музыкант. Давайте разберемся, из чего же делают струны для гитары.

Из каких материалов производят струны

Это нержавейка или благородная сталь. Струны из данного сырья имеют превосходную прочность. Со временем на них не образуется ржавчина. Нержавеющая сталь имеет магнитные свойства. За счет этого данные струны обеспечивают яркий звук с подчеркнутыми средними частотами. Кроме того, они очень жесткие.

Золото является одним из самых дорогостоящих металлов. Оно нашло свое применение в производстве гитарных струн. Они стоят значительно дороже, чем предыдущий вариант, но зато еще более прочные и отличаются насыщенным звуком.

Множество струн производят из чистого никеля или из сплава никеля и стали. Никелевые струны немного тише за счет своих магнитных свойств, чем струны из сплава, которые гораздо интенсивнее влияют на магнитное поле звукоснимателей.

Струны для гитары из никеля

Как правило, струны из такого материала ставят на вестерны и джамбо. Их не используют на электрогитарах. Обладают ярким и достаточно четким звуком.

Их цена намного меньше, чем бронзовых и серебряных струн. Обладают не таким ярким звуком. Используются на акустических гитарах.

Такие струны используются на классических гитарах. Основная их часть без шарика на конце. По этой причине струны приматывают к бриджу особыми узелками. Данные струны – единственные, которые допускается ставить на «классику». Они намного мягче своих металлических «собратьев», не режут пальцы, но в то же время звучат очень глухо.

Гитарные струны из нейлона

Какая бывает обмотка

Различают следующие виды обмоток басовых гитарных струн:

Такие струны обматывают нешлифованной круглой проволокой из стали. Данная технология обеспечивает звучание, богатое обертонами. Для тех, кто не знает: обертон – высокочастотный призвук.

Обмотку таких струн отшлифовывают, что уменьшает уровень шума при скольжении руки по грифу инструмента. Звучание данных струн богатое и оживленное.

Такие струны отшлифовывают максимально гладко. За счет этого на них не остаются частички кожи, не прилипает грязь. При скольжении рук по грифу у них нет почти никакого звука, но зато сами по себе они звучат скучно и бедно.

Обмотки басовых гитарных струн выглядят следующим образом

Теперь вы знаете, из чего делают струны. Надеюсь, вы сможете определиться с выбором комплекта для своей гитары. И, если вы начинающий гитарист, ни в коем случае не ставьте на классическую гитару струны из металла. В противном случае не избежать деформации грифа.

Источник

Все о струнах

Многие гитаристы, как новички, так и зрелые музыканты, наряду с повышением уровня аккомпониаторского искусства, стремятся достигнуть и лучшего звучания, вследствие чего подвергают свои инструменты тем или иным техническим усовершенствованиям.

Это могут быть следующие меры, нацеленные на модификацию гитары: замена звукоснимателей и потенциометров, выбор нового материала порожков, полная смена грифа или деки гитары, поскольку другой сорт дерева даст и новый тон.

Такие операции порой действительно приводят к желаемому результату и существенно изменяют звук инструмента. Однако всегда ли в этом есть необходимость? Ведь найти желаемый тон можно и другим, менее трудоемким способом – всего лишь сменив сплав и калибр струн, что, безусловно, намного проще и дешевле.

В нашей статье мы как раз и поговорим об этом несложном и эффективном варианте изменения звучания инструмента. Но в таком случае нам придется глубже разобраться в существующих типах струн, как для электрической гитары, так и для акустики, кроме того, рассмотреть вариации разных сплавов и покрытий, видов обмотки, калибров, технологических тонкостей изготовления и произвести оценку влияния всех перечисленных факторов на звучание гитары.

Материал, использующийся в производстве струн

Струны из кишок

Первые струны человек научился производить из жил и кишок животных, в основном – представителей домашнего скота: коров и овец. Для лучшего понимания представьте себе сарделечную оболочку, предельно тщательно вычищенную и хорошо высушенную. В примитиве, примерно такова была и технология изготовления струн, но на практике, конечно, существенно сложнее. Сначала по несколько дней жилы вымачивали в воде и очищали при помощи золы. После их вытягивали, выскабливали, скручивали и переплетали. Наконец, отбеливали диоксидом серы, просушивали, отшлифовывали речным песком, снова чистили и промазывали растительным маслом.

Такие струны получили вполне логичное название «органические». Звучание органических струн по праву радовало наших предков благодаря своей мягкости. Но был и недостаток – постепенно они начинали ссыхаться и приходить в негодность по причине повышающейся ломкости и хрупкости. Еще один нюанс – после продолжительной игры на инструменте на подушечках пальцев сохранялся характерный масляный запах. Кстати, представители современной классической и испанской школ игры на гитаре все еще используют схожую технологию. Правда, подобное изготовление сохранилось лишь для струнного сердечника, оплетка применяется уже строго из металла.

В настоящее время струны бывают нейлоновыми или металлическими.

Нейлоновые струны

Органические струны оставались актуальны вплоть до начала Второй мировой войны. Дело в том, что войн такого масштаба, с таким неимоверным количеством раненых на полях сражений – история еще не знала. Военной медицине требовались значительные количества тех самых животных кишок, что использовались для выпуска гитарных струн. Одновременно французская компания «Дюпон» начала производить свою новую разработку – синтетический материал «нейлон». Он обладал отличными прочностными характеристиками, был легким на вес и стал успешно применяться в текстильной отрасли, для пошива одежды, изготовления парашютных строп и лески для ловли рыбы.

Острый дефицит заготовок из кишки навел мастера Альберта Августина на удачную мысль использовать нейлон для изготовления гитарных струн. Результатами этого эксперимента были ошеломлены все. Прочность и текстура новых изделий отличались от старых параметров, и как следствие, неузнаваемо поменялось звучание. Фирма «Альберт Августин» поныне остается непревзойденным лидером в производстве нейлоновых струн.

В наши дни нейлоновыми струнами пользуются приверженцы классической школы игры на гитаре. Данные наборы обычно обходятся без ограничительного кольца на конце струны, так что их приходится прикручивать непосредственно к бриджу. Но стали появляться и с кольцами. Толстые струны состоят из нейлонового сердечника и бронзовой либо никелевой оплетки.

В 17 веке появляются первые толстые струны с применением обмотки, сильно напоминающие рояльные. А к 19 столетию на гитаре все чаще можно было встретить привычный для нас сегодня шестиструнный комплект.

Металлические струны

Сейчас без металлических струн невозможно себе представить ни электрическую, ни бас-гитару. Струны могут быть плоские или в оплетке, разного состава и покрытия. Вообще, струны с обмоткой – это наследство фортепиано и рояля, где они применялись изначально. Но с приходом на авансцену музыкальных инструментов электрической гитары стали появляться и такие нововведения, как гибкость, эластичность, малый диаметр струн, что вкупе вывело эту важнейшую деталь струнного музыкального инструмента на совершенно новую ступень качества.

Базисными требованиями к модифицированию струн в итоге стали:

— усиление магнитных свойств для наилучшего контакта со звукоснимателем;

— увеличение показателя долговечности благодаря повышению прочностных характеристик;

— сопротивление коррозийным и окислительным процессам.

Оплетка

Круглая оплетка

Включает в себя круглый сердечник, на который спирально намотана проволока круглого сечения. Производство круглой оплетки не представляет больших сложностей и вполне дешево. Она дает среднее натяжение и звонкий тон. Это лидер по популярности среди имеющихся на рынке оплеток; хорошо подходит как для электрических, так и для акустических гитар.

Шероховатость струн с круглой оплеткой – больше, чем с плоской, но меньше, чем с гексагональной (шестиугольной) оплеткой. Поэтому износ ладов будет примерно средним, и такие приемы игры, как слайд, также будут даваться со средней сложностью.

Плоская оплетка

Для производства струн с плоской оплеткой приходится задействовать несколько усложненные технологии производства, в связи с этим изделие всегда имеет достаточно высокую цену. Сердечник в данной вариации круглый, но сечение намотанной на него проволоки представляет собой квадрат с закругленными углами.

Такой тип обмотки дает особую бархатистость тона с великолепным низом и смягченным верхом, что очень изящно, например, умеют использовать в своих экспрессивных музыкальных зарисовках джазмены. Благодаря плоской поверхности струн дольше прослужат и лады.

Полукруглая оплетка

Это в некотором роде гибрид между двумя предыдущими видами струн, причём не только технических, но и по звучанию.

Технологический процесс изготовления этих струн такой же, как у струн с круглой оплёткой, т.е. на сердечник навивается круглая проволока, однако после этого поверхность струны шлифуется либо используется пресс для придания плоского профиля поверхности струны.

При всех ухищрениях струны с полукруглой оплёткой не так популярны, как остальные подвиды. Чаще их используют бас-гитаристы для игры на безладовых басах.

Гексагональная оплетка

Конструкция данной оплетки представляет собой шестигранный сердечник с намоткой круглой проволоки. Стоимость такого изделия примерно совпадает с ценой круглой оплетки.

Тон у данных струн намного выразительнее благодаря плотному взаимодействию сердечника и оплетки. Прослужат они достаточно долго, но острота их ребер значительно сократит ресурс ладов и, скорее всего, доставит небольшой дискомфорт в процессе игры.

Калибр струн

Такая терминология принята для определения диаметра струны, а измеряется калибр – в сотых долях дюйма, которые для ясности отечественного потребителя иногда переводятся в миллиметры.

Калибр не менее важен, чем материал, из которого выполнены струны.

Громкость звука, комфортность игры, длительность взятой ноты – на все эти составляющие при подборе струн также влияет их калибр. В основном, струны с большей толщиной обеспечивают наиболее громкий и плотный звук. Это напрямую связано с соотношением массы струны с единицей ее длины – оно позволяет с меньшими потерями передавать колебательную энергию струны корпусу и струнодержателю. Хотя – имея дело с тонкими струнами – возникает меньше сложностей с игрой, подтяжками, прижатием струны к грифу и т. д. В общем-то, проблема громкости сейчас благополучно снята применением высокочувствительных звукоснимателей, дающих насыщенный звук даже с тонкой струны.

Обратите внимание, что при этом на качество звука будут в большей мере влиять звукосниматели, чем материал корпуса. Когда стоят толстые крупнокалиберные струны, дерево начинает заметно резонировать. Многие музыканты издавна знакомы с такой фишкой и не прочь воспользоваться ей, выбирая инструмент с явственной отдачей от струн. Скажем прямо, сильный резонанс не определяет хороший звук, однако возникает потрясающее ощущение, будто дерево «поет» при игре. Такой эффект очень многим приходится по вкусу.

Калибр повелось указывать согласно толщине первой струны набора. Например, на фабричной этикетке фирмой-изготовителем указываются следующие параметры: 010-013-017-026-036-046. Это значит, что диаметр первой струны – 0,01 дюйма, а шестой – 0,046 дюйма (1 дюйм равен 25,4 мм). В нашем случае набор имеет 10 калибр.

В музыкальных магазинах вы сможете приобрести наборы, начиная с 8 и заканчивая 13 калибром. Для начинающих гитаристов, а также исполнителей, исповедующих легкие стили, рекомендуется остановить выбор на малом калибре (8 или 9). Чем жестче ваш стиль игры, тем больше понадобится калибр. 10 и 11 – этакая золотая середина, которая, если не углубляться в частности, подойдет фактически всем.

На струнах малого калибра проще осваивать игру на гитаре, «набивать» пальцы, практиковаться в бэндах и быстрых пассажах. Но и у крупного калибра есть плюсы, которых не отнять – они прибавляют звуку своеобразной плотности. Стоит знать еще и о том, что чем больше выбранный калибр, тем существеннее нагружается гриф и бридж. Не выбирайте большие размеры струн для гитар сомнительного качества – такое совмещение может закончиться поломкой инструмента.

Советы по уходу

Чтобы струны прослужили вам максимально долго, за ними важно обеспечить соответствующий уход.

Во-первых, струны надлежит всегда держать в чистоте. Начинающим музыкантам следует ввести себе в правило не брать инструмент в руки, предварительно не помыв их с мылом. После игры струны желательно протирать сухой чистой тканью, ведь даже при соблюдении всех санитарных норм на струнах все равно будут оставаться частицы грязи и ороговевшей кожи, а также следы пота. Все это неминуемо приводит к образованию окислов, неблагоприятно влияющих на звучание инструмента.

Во-вторых, как минимум раз в неделю надо обрабатывать струны спецсредством для их очистки. Сегодня на рынке средств по уходу за струнами представлен широкий спектр специально разработанных жидкостей, качественно удаляющих жировые и грязевые скопления с поверхности струн. Как альтернатива фирменным средствам, подходит использование для данных целей и обыкновенных спиртосодержащих составов – при условии аккуратного контакта со струнами и непопадания их на другие части инструмента.

Существуют и специально разработанные смазки, изготавливающиеся из минеральных масел. Они обеспечивают образование тончайшей защитной пленки на поверхности струн, что с равной эффективностью позволяет предотвращать их загрязнение.

Все перечисленные мероприятия по уходу за струнами гарантированно увеличат срок их службы и благоприятно отразятся на желаемом звучании инструмента.

Рекомендуемая частота замены струн

Вообще, не принято говорить о каком-то твердо фиксированном сроке службы струн. Пожалуй, в этом вопросе все индивидуально. Отдельные гитаристы меняют комплект струн после каждой репетиции, а тем более концерта. Другие музыканты без проблем и нареканий пользуются одним комплектом от года и дольше. Но если вы настаиваете на конкретных цифрах, то все же рекомендуется производить смену струн каждые 2 месяца. Практикуете игру на гитаре до 10-12 часов в сутки? Тогда смену комплекта желательно производить еженедельно. При игре менее часа в сутки, комплект отлично прослужит вам полгода и даже чуть дольше.

Иными словами, многое зависит от интенсивности игры на музыкальном инструменте. Износ струн у профессионалов происходит гораздо быстрее. У любителей, имеющих возможность ограничить интенсивность игры на гитаре, эти сроки больше. Однако любители не всегда могут четко определить, настал ли момент для замены. Укажем на некоторые очевидные факторы, которые помогут это установить:

1. Внешние признаки износа, как-то: появившаяся коррозия, царапины и разрывы в обмотке;

2. Понизившаяся яркость звука; появившееся ощущение глухоты звучания, нехарактерной для свежего комплекта;

3. Плывущий строй: настройка становится некомфортной и в итоге невозможной.

Советы по замене струн

Начинающие гитаристы уверены в том, что смена струн – простейшая процедура, не таящая в себе никаких хитростей. Но свои нюансы есть везде, и процесс замены струн – тоже не исключение. Например, не рекомендуем вам снимать все струны разом. Подобный опрометчивый шаг может вызвать деформацию грифа. Поэтому меняйте струны пошагово, начиная с первой (тонкой). И лишь поменяв ее, переходите ко второй. Аналогичным же образом – далее до шестой (самой толстой). Учтите, в случае деформации грифа, нормальная настройка станет впредь невозможной.

Произведя правильно замену струн, переходим к подстройке мензуры и высоты струн. Обращаем ваше внимание: новые струны будут тянуться еще 2-3 дня, поэтому после нескольких начальных настроек строй еще будет уползать на 1-2 тона. Это в порядке вещей и не стоит ваших преждевременных беспокойств.

Будет иметь значение и число витков на колках инструмента. Их излишнее количество будет провоцировать постоянное расстройство гитары, недостаточное – заставлять проворачиваться колок вокруг струны. Для 1 и 2 струны рекомендуется делать 4-5 витков, для 3 струны – 3-4 витка, а для толстых струн будет достаточно 2-3 витков.

Резюме

Как вы смогли увидеть из нашего обзора, существующее разнообразие сплавов и калибров струн не позволяет выделить некий идеальный набор – для каждой индивидуальной задачи потребуется выбирать соответствующие струны. Поэтому следует изначально определяться с приоритетами, какие свойства для вас важнее: комфортность игры, яркость тона, срок службы или внешний вид. Надеемся, что воспользовавшись нашими рекомендациями, каждый музыкант, вне зависимости от стажа игры на гитаре, обязательно подберет для себя самый оптимальный вариант!

Широкий ассортимент струн по приятным ценам вы всегда можете найти на нашем сайте в разделе струны

Источник

Оцените статью